Что происходит в бане с девушкой

Что нельзя было делать женщинам в русской бане

Для жителей Руси баня никогда не была просто местом, где люди моются. Ей придавали обрядовое, культовое значение. Считалось, что именно здесь можно расстаться с жизненными неурядицами, смыть с себя не только физическую, но и духовную грязь, разные грехи, болезни, несчастья. Баня сопровождала наиболее важные для каждого русича события: рождение, свадьбу, похороны. Как и в любом особом месте, в бане существовали строгие запреты, в том числе и по гендерному принципу.

Раньше мылись вместе

Если для современных жителей России при посещении общественной бани главное табу – нельзя заходить в отделение, где моются представители противоположного пола, то для жителей Руси такого запрета просто не существовало.
Как указывает в книге «Баня. Очерки этнографии и медицины» (издательство «Санкт-Петербург», 2015 год) исследователь русской старины Андрей Дачник, иностранных путешественников крайне смущало, что мужики и бабы почти не стесняются своей наготы во время мытья. Чопорные католики и протестанты особо обращали внимание на этот факт.
Например, посол римского императора Августин Майерберг в 1661 году написал: «В общественных банях бывают в большом числе и женщины простого звания… смешавшись с мужчинами и нисколько не считая за важность выставлять их нахальным взглядам свою наготу, возбуждающую любострастие».
Хотя ни в одном из многочисленных источников не говорится, что совместное мытье мужчин и женщин в русских банях приводило к разврату. Иностранцы отмечают, что люди спокойно воспринимали чужую наготу, позволяя себе разве что шутки на эту тему. В деревнях же семьи часто мылись вместе, в первую очередь, из соображений экономии: баня зимой остывает быстро, а дважды ее топить – дров не напасешься.
Впрочем, религиозные деятели, а затем и светская власть стремились искоренить такой обычай, казавшийся им безнравственным. Соответствующий запрет содержит сборник решений Собора русской православной церкви 1551 года, получивший название «Стоглав». Но рядовые обыватели почти не соблюдали данное указание святых отцов, поэтому в 1782 году императрицей Екатериной Второй был подписан «Устав благочиния», запрещающий мужчинам и женщинам мыться вместе.
К началу XIX века, по утверждению историка Андрея Дачника, в русских парных уже произошло четкое гендерное разделение.

Читайте также:  Простейшая баня по черному

Запреты для слабого пола

Вопреки слегка предвзятому отношению западноевропейских авторов, баня всегда была для жителей Руси местом сакральным, посещение которого связано с большим количеством правил, обязательных к соблюдению. Какой уж тот разврат, если согласно поверьям, за всем происходящим здесь строго следит Банник – мифический хозяин парной, а также злобная баба Обдериха, которую обязательно необходимо задобрить вежливым словом или каким-нибудь символическим подношением.
Женщинам в русских банях было нельзя:

  • мыться первыми, раньше своих мужей, братьев и отцов;
  • пользоваться вениками представителей сильного пола;
  • находиться в одиночестве;
  • в понедельник и среду мыть голову;
  • покидать баню сразу после родов;
  • работать натиральщицами (махальщицами) после XVIII века.

А теперь обо всем по порядку.
Далеко не все жители Руси парились в банях семьями, чаще члены сельской общины мылись по очереди: сначала мужчина, а затем – женщины. Одни источники объясняют эту традицию патриархальными устоями общества. Дескать, отец семейства – всему голова и право первенства во всем принадлежит только ему. Кроме того, христианская традиция считает представительниц прекрасного пола «нечистыми», и мужчины опасались «заразиться» греховностью женщин, посещая баню следом за ними.
Однако существует и другая версия возникновения данной традиции. Баню на Руси топили очень жарко, и отцы семейств шли париться первыми, чтобы не позволять своим женам и маленьким детям испытывать лишний дискомфорт.

Женские штучки

Для культуры Руси, начиная с самых древних времен, было характерно четкое разделение предметов обихода по гендерному принципу. И банные веники – не исключение. Этот важный атрибут парной мог быть либо мужским, либо женским.
Представителям сильного пола веники вязали из дуба, клена, ясеня или вяза. Слабый пол пользовался банными изделиями из березовых, липовых, ольховых или ивовых веток.
Кроме того, как и любое средство личной гигиены, у каждого человека должен быть свой веник. Жители Руси опасались, что через этот предмет можно заразиться болезнями или символически «взять на себя» все беды и хвори, которые смыл предыдущий посетитель бани.
Только колдуньи и гадалки могли находиться в бане поодиночке, чтобы проводить свои магические ритуалы. Все остальные женщины должны были париться в сопровождении родственниц или подруг. Считалось, что Банник или Обдериха способны сильно навредить, в первую очередь, молоденьким девушкам, если правильно не задобрить духов.
Неблагоприятными для мытья на Руси всегда считались понедельник и среда. Женщинам в эти дни недели запрещалось мыть голову. Согласно народным поверьям, иначе можно навредить здоровью и красоте волос, а значит, и упустить свое женское счастье.
В банях сельские повитухи принимали роды испокон веков. Счастливые мамаши, благополучно подарившие жизнь малышам, не могли несколько дней после этого события покинуть пределы парной. Одни этнографы и историки объясняют это ограничение заботой о здоровье молодой матери, которой никак нельзя «подцепить» какую-нибудь инфекцию, ведь организм женщины ослаблен после родов. Другие связывают нахождение молодой матери в бане с ее ритуальной, магической смертью в прежнем качестве, а для возвращения в мир живых, по народным поверьям, необходимо какое-то время.

Читайте также:  Кто сложит трубу в бане

Больше не парят мужчин

Западноевропейских путешественников, посещавших нашу страну в XVI-XVIII веках, удивляло в парных еще и наличие банщиц, которые помогали очиститься от грязи как женщинам, так и мужчинам. Этих девушек называли натиральщицами или махальщицами, поскольку они растирали тела посетителей бань и размахивали вениками.
Голландский политик Николаас Витсен, посетивший Москву, Псков и Новгород в 1664-1665 годах, написал этнографическую работу «Путешествие в Московию». В ней говорится, что натиральщицами часто работали симпатичные крепостные девушки, парившие семью и гостей своего помещика.
В то же время, Андрей Дачник утверждает, что махальщицы трудились и в общественных банях. Исследователь русской старины не нашел никаких достоверных исторических свидетельств того, что эти женщины могли оказывать своим клиентам интимные услуги.
«В России девушки в банях действительно просто мыли посетителей, часто весьма равнодушно», – пишет Андрей Дачник.
Но после разделения этих общественных учреждений на мужские и женские представителей сильного пола стали парить исключительно крепкие парни – банщики.

У мужчин были свои запреты

Может возникнуть впечатление, что мужчины не сталкивались с различными запретами во время мытья. Это не так. Ограничения, которые накладывало на них посещение парной, тесно связаны с привычками, которым в патриархальной Руси были подвержены исключительно представители сильного пола.
Итак, в бане мужчинам было категорически нельзя:

  • садиться на ушат, ведь согласно примете, такой человек рискует стать алкоголиком;
  • употреблять спиртные напитки;
  • заходить туда, когда в парной находится роженица (это исключительно женское таинство);
    плеваться, особенно на печную кладку, иначе обидевшийся Банник плюнет в ответ кипятком;
  • париться женским веником;
  • мыться во второй заход, после жены.

Русская народная традиция содержит немало примет и поверий, а также откровенных табу, призванных уберечь людей от пьянства. К тому же, в бане подобные возлияния еще и опасны, ведь нетрезвые люди не могут похвастаться точными движениями и ясностью ума, а значит, рискуют обжечься или угореть.
Представить себе, что женщины на Руси могли собраться и выпивать в бане, а также смачно плеваться во все углы, просто невозможно, поэтому для них подобных запретов просто не существовало.

Источник статьи: http://cyrillitsa.ru/tradition/83266-chto-nelzya-bylo-delat-zhenshhinam-v-russ.html

Женское царство: девушки о том, зачем они ходят в баню

Текст: Настя Матрохина,

Фото: Люся Жарикова,

Стиль: Мария Минкова, Виктория Волчкова

Опубликовано в журнале Seasons of life, выпуск 54

Архивные номера и новые выпуски — в онлайн-магазине

Почему люди ходят в баню, как проводят там время, что это — тусовка или ритуал любви к себе, как этот опыт влияет на отношения с телом своим и чужим? Съемку для этого материала мы провели с фотографом и психологом Люсей Жариковой. А несколько девушек поделились своим банным опытом.

Москва у многих ассоциируется с походом в общественную баню. Причем это не про шумные гулянки или развлечение для туристов, и даже не про бьюти-рутину или укрепление иммунитета, а про место, где в большом и шумном городе можно заземлиться и услышать себя.

Поднимите руку, если вы ребенком были в бане и это надолго отбило желание туда возвращаться. Кто-то впервые тогда увидел большое количество обнаженных людей, кому-то было слишком жарко, а кто-то стеснялся раздеться и мечтал сбежать.

В детстве с нами не говорили о теле, что оно может быть разным, и это нормально, оттуда у нас — множество табу, запретов, мода на «стандарты» без учета физических особенностей и здоровья.

Люся Жарикова как психолог и фотограф исследует тему отношений с телом в проекте #pathtomybody, главным «эффектом» бани считает раскрытие телесности, когда видишь и наконец понимаешь, что все тела разные. «Так мало людей присутствуют в своем теле. Часто относятся к нему, как к чему-то отдельному, не любят его, не находятся с ним в контакте.

У большинства из нас нет ощущения «себя в теле».

Очень важно идти ему навстречу, учиться слушать его, находить время на то, чтобы построить с ним новые отношения в любви. И баня в этом здорово помогает, это моменты, когда вы себя обнимаете».

Сегодня девушки снова стали ходить в общественные бани и почти хором говорят об опыте принятия себя и окружающих. Часто возвращение в баню происходит за компанию или с опытным наставником.

«Когда я переехала в Москву восемь лет назад, меня в баню повела тетя. Она была фанатом бани, ходила каждую неделю с огромной сумкой всего необходимого: масел, домашних скрабов, а если пропускала, то это для нее было трагедией. Кожа у нее всегда была лучше, чем у меня в 20 лет: шелковистая, приятного цвета, ровная, красивая. Мы приехали в очень простую баню где-то за Выхино — все пошарпанное, старое, но своя тусовка и свои правила. Одно из основных: «Баня любит тишину». Тогда я узнала, что дисциплина в бане очень важна и существует не на пустом месте. В бане у всех прекрасные фигуры, мне всякий раз хочется писать полотна с этих женщин. И ты сам в постоянном контакте со своим телом: трешь его, гладишь, мажешь… Это не может не влиять на ваши с ним отношения», — говорит Ксюша Туманова.

Полина Зарипова любит тестировать пар и уже 15 лет ходит в разные бани. «В каждой бане есть свой свод правил: когда и как часто делают пар, как надо заходить, садиться, ложиться, общаться в парной, как отблагодарить банщицу. Часто старшие дамы просят молодых или новеньких подмести парилку, учат поддавать пар (я однажды это делала — чистый кайф). Очень интересно наблюдать, как преображаются люди после посещения бани: вот они сидят в простынках, красные, распаренные, пьют чай и наносят маски. Все одинаково просветленные. Просто тела разные».

Дина Курдасова ходит с дочкой в Коптевские бани каждую неделю. Для них это девичья традиция, ритуал: «Если долго не бываю, физически чувствую, что пора идти. Баня меня очень заземляет, я вся в теле, и муть из головы выходит, чувствую себя настоящей».

Кристине Черняховской бани открыла сестра, большой знаток и ценитель: «Для меня баня — это забота о себе, когда ты задумываешься о том, что ты любишь, что ты хочешь».

Ты гол, ничто тебя не может защитить, ты максимально свободный и расслабленный.

Оля Попкова считает, что современному человеку баня нужна ничуть не меньше, а даже больше, чем человеку прошлого: «Баня — это пространство, где можно побыть в своем натуральном, естественном состоянии, отключиться от гаджетов, технологий и миллиона информации вокруг нас. Ты сидишь, а вокруг тебя простые вещи: люди, смех, вода, пар, дерево. Это такая причастность к особому закрытому миру, женскому царству. Помимо самого ощущения скрипучей чистоты и благоухания кожи, я люблю наблюдать за женщинами, слушать их шутки и простые разговоры, общаться со своими подругами, быть частью этого мира».

Московские бани, которые рекомендуют наши героини

Селезневские

Кристина: «Здесь разбитные тетушки-завсегдатаи, девушки, которые знают, зачем пришли — попариться. Если не знаешь, куда сесть, лечь, как себя вести, тебе всегда подскажут. Эти бани подешевле, попроще, но интереснее и качественнее в плане пара и сути».

Адрес: ул. Селезневская, 15, стр. 1 и 2

Стоимость: от 1400 руб. за 2,5 часа

Краснопресненские

Кристина: «В Краснопресненских банях «старый» микроклимат. На пар банщицы зазывают не иначе как: «Девочки приглашаются в парную, козочки, скачите». Это может кого-то раздражать, но создает атмосферу».

Адрес: Столярный пер., 7, стр. 1

Стоимость: от 1500 руб. за 2,5 часа

Усачевские

Полина: «Не была еще в Усачевских после ремонта, но, надеюсь, атмосфера сохранилась. А еще там в женской парилке жил сверчок. Это считается хорошей приметой. Очень здорово было сидеть в тишине, пока опускается пар, и слушать его трели».

Адрес: ул. Усачева, 10, стр. 1

Стоимость: 1500 руб. без ограничения времени

А страханские

Полина: «Отличный пар и самая низкая стоимость».

Адрес: Астраханский пер., 5, стр. 3

Стоимость: от 800 руб. за 2 часа

Варшавские

Ксения: «Хожу в Варшавские уже четыре года и до сих пор в восторге. Там все чистое, новое, прекрасные банщицы, есть расписание — это важно, помогает расслабиться».

Адрес: Варшавское ш., 34

Стоимость: от 1900 руб. за 3,5 часа

Ржевские

Оля: «Мне здесь полюбилась и парная, и общественное пространство, и отношение работниц к посетительницам».

Адрес: Банный пр., 3, стр. 1

Стоимость: от 1500 руб. без ограничения времени

Источник статьи: http://seasons-project.ru/life/life-people/soul-and-body/mood/zhenskoe-tsarstvo-devushki-o-tom-zachem-oni-hodyat-v-banyu

Оцените статью
Про баню