Что такое баня сандуны

Что такое баня сандуны

Это не просто баня. Это – Сандуны

Помнится, как в годы юности 1-2 раза в месяц собиралась команда из приятелей старшеклассников, а позже и студентов для традиционного субботнего посещения Сандуновских бань. Это был почти священный ритуал, нарушить который считалось поступком, недостойным мужчины. Почему именно Сандуны – вопрос не стоял, хотя в Москве не один десяток приличных бань. Но то были обычные бани, в них можно было сходить и без компании, просто помыться (в то время далеко не все московские семьи жили в отдельных квартирах с собственными ванными). А вот Сандуновские бани представлялись нам (да и были на самом деле) единственным и неповторимым Дворцом банного искусства и культуры чистого тела. Здесь чувствовалась основательность подходов к процессу очищения не только тела, но и духа, интуитивно ощущалась связь времён и метафизическое родство с множеством людей, побывавших здесь за много лет до тебя (как писал В. Гиляровский « в этих банях перебывала вся грибоедовская и вся пушкинская Москва»).

Мы тогда мало интересовались историей этого заведения и, пожалуй, даже не задавались вопросом, почему бани так называются. Мы взахлёб обсуждали важные, как нам казалось, вопросы: футбол, девчонок, учёбу, перспективы попасть в армию и т.д., а неповторимая и абсолютно демократичная атмосфера Сандунов (она прекрасно показана в фильме «Старый Новый год») делала наши споры ещё более яркими и страстными. Спустя много десятилетий память бережно хранит эти тёплые и нежные воспоминания, хоть и в Сандунах уже не был бессчётное множество лет, да и друзья-приятели разлетелись по всему миру. И эти воспоминания вызывают интерес к истории Сандуновских бань, оставивших такой след на всю жизнь.

Читайте также:  Обливное устройство для бани ibaat

Как ни странно, но возникновением знаменитых бань мы обязаны любовью императрицы Екатерины Великой к театральному искусству. Именно в её придворном театре играли молодые и талантливые актёры Елизавета Уранова и Сила Сандунов. Узнав, что они влюблены друг в друга, она решила обвенчать их сама, а в подарок пожаловала изумительной чистоты бриллианты. Жених оказался вполне практичным человеком и распорядился подарком по деловому: вложил средства в земельный участок возле московской речки Неглинки. Он и в дальнейшем продолжал скупать все соседние землевладения, снося все имеющиеся постройки и подготавливая площадку для будущих жилых и торговых кварталов. Однако что-то заставило его переменить решение и начать на освободившейся территории строительство бань, получивших впоследствии его имя.

В Сандуновских банях, открывшихся в 1808 году, как-то сразу сфокусировалась вся московская светская и общественная жизнь. Посещение бань стало считаться хорошим тоном среди всей московской знати, включая членов Аглицкого клуба и завсегдатаев салона княгини Волконской. Новомодное заведение, являясь по сути «дворцом чистоты», обладало в то же время функциями клуба и лечебницы. Аристократии предлагались особо изысканные нумера с мебелью из ценных пород дерева, серебряным инвентарём и дорогими аксессуарами. Поощрялись чудачества особо обеспеченных клиентов: богатые дамы, к примеру, посещали заведение, не расставаясь с любимыми собачками. Кстати, именно в Сандунах банные отделения впервые были разделены на мужские и женские (прежде на Руси мылись в общих помещениях).

Сделать предприятие высокодоходным Силе Сандунову не удалось, и через несколько лет он с облегчением сдал бани в аренду купцу Василию Ломакину и мещанину Петру Милютину. У тех дело пошло гораздо веселее, они быстро разбогатели и стали скупать доходные дома. Тем временем популярность Сандунов росла, как на дрожжах, а вот в семье у Силы отношения между супругами заметно ухудшились. В конце концов, их брак распался, и предприятие перешло во владение Е. Урановой, доказавшей, что она сделала в него серьёзные финансовые вложения.

Читайте также:  Как лить фундамент под баню

Благодаря чуду или по причине основательности строительных конструкций бани успешно перенесли знаменитый московский пожар 1812 года во времена наполеоновского нашествия. В дальнейшем Сандуновские бани многократно меняли владельцев и арендаторов, но сами практически не изменялись. Так продолжалось до 1890 года, когда детище Силы Сандунова среди множества прочей собственности и недвижимости досталось в наследство дочери московского миллионера И.Г. Фирсанова Вере. Вера была замужем, так вот её муж А.Н. Гонецкий проявил особый интерес именно к этой части наследства и сумел убедить супругу, что бани сильно устарели и их следует переделать в соответствии с духом времени. Он поставил перед собой цель создать «дворец для бань, какого Москва не видывала».

Всерьёз взявшись за дело, Гонецкий совершил длительное зарубежное турне. В путешествии он знакомился с банными обычаями разных стран, досконально изучал архитектурные особенности и инженерное обеспечение банных комплексов. По возвращении домой Гонецкий провёл конкурс проектов на реконструкцию Сандуновских бань и по его результатам пригласил для работы архитектора из Вены Бориса Фрейденберга, проект которого был признан лучшим из представленных. Тот с радостью согласился и принялся за работу с большим рвением.

На открытие в 1896 году обновлённых Сандунов собралась поглазеть добрая половина Москвы. Обыватели были поражены причудливостью архитектурного стиля: здесь в смешении рококо, барокко и готики просматривались элементы классицизма, акценты фабричного стиля и ренессанса. И всё это очень необычно и невероятно талантливо. Но не буйство архитектурных фантазий оказалось главным достоинством новых Сандунов, а многочисленные технические новинки в инженерном обеспечении банного комплекса, не имевшие аналогов не только в Москве, но и во многих городах Европы. Над проектом технического обеспечения Сандунов несколько лет работала специальная комиссия, составленная из лучших российских учёных и инженеров. Каковы же главные технические достижения новых Сандунов?

— Была успешно решена непростая для Москвы тех лет проблема снабжения водой. Потребность в воде оценивалась в 20 тысяч вёдер каждый час, что составляло более трети мощности имеющихся водопроводных сетей. Из Москвы-реки в черте города вода не годилась из-за загрязнённости заводскими сбросами (уже тогда!). Поэтому место забора выбрали за Бабьегорской плотиной, там вода была относительно чистая. От водозабора к банному комплексу была построена отдельная водопроводная магистраль, по которой вода закачивалась в накопительные резервуары. Попасть в баню вода могла только после прохождения через фильтровальную станцию, оборудованную системой фильтров новейшей конструкции. Степень очистки была столь высокой, что вода приобретала качество питьевой;

— Согласно проекту на «банном» трубопроводе устанавливались противопожарные краны с интервалом 100 метров. Для Москвы, наполовину деревянной, это было очень полезное новшество, значительно облегчавшее актуальную задачу борьбы с пожарами;
Каждое отделение Сандунов, в отличие от других бань, снабжалось по собственной магистрали, которая при необходимости ремонта отключалась без ущерба для других отделений, продолжавших работу. Техническое подземелье бань представляло собой настоящий лабиринт из направленных в разные стороны трубных магистралей, отводов, кранов и предохранительных клапанов;

— Нагрев воды осуществлялся тремя мазутными котлами, ёмкостью по 150 м3 каждый. От использования угля отказались сознательно, из желания избежать угольной пыли в помещениях бань;

— Для владельцев Сандунов вопросы гигиены всегда были в центре внимания, т.к. все прочие московские бани частенько грешили проявлениями антисанитарии. Моечные помещения здесь были снабжены системами вентиляции с двукратным воздухообменом, а в специально отведённые санитарные дни все поверхности тщательно вымывались водой и просушивались горячим воздухом. Регулярный врачебный надзор за обслуживающим персоналом также был впервые введён именно в Сандуновских банях;

—Особая гордость обновлённых Сандунов – электрическое освещение, осуществлявшееся тысячью лампочек по 16 ватт. Для этого была сооружена собственная электростанция. Её мощности хватало не только на собственные нужды, но и, например, на иллюминацию торжественной церемонии по случаю коронации царя Николая II, проведённой в 1896 году.

Не менее примечательной чертой обновлённых Сандунов стали интерьеры, богатство и мастерство оформления которых сделали бы честь многим дворцам и особнякам московской аристократии. В создании этой роскоши вместе с Фрайденбергом активно участвовал архитектор С.М. Калугин, член академии художеств. Престижные материалы для отделки везли со всех концов Европы: мрамор – из Италии и Норвегии, английский кафель, германскую и швейцарскую плитку для пола.

Сандуновские «нумера» славились по всей России. Чтобы в них очутиться, нужно миновать внутренний двор, отделанный в арабском стиле. Располагались здесь недорогие номера, с одной ванной, по 40 копеек. А были и роскошные апартаменты из пяти комнат по 5 рублей с гостиной, будуаром, раздевальней, баней и парильней. Дешёвые отделения размещались в других корпусах и делились на шесть ценовых разрядов. Как мужские, так и женские отделения оборудовались душевыми кабинами. Несмотря на ценовую доступность, для оформления комнат отдыха использовались ковры, зеркала, удобная и стильная мягкая мебель. Светильники оформлены плафонами авторского исполнения художника Томашки. В отделении располагалась мыльня со скамейками из мрамора, а также проточный бассейн, облицованный фарфором. Из мыльни можно попасть в парную или через другую дверь – в ванную комнату. В парильнях полки были устроены в двух ярусах с различной температурой.

Самые дешёвые 5-копеечные отделения по удобству оформлению почти не уступали дорогим, разве что материалы отделки и мебель чуть проще. Зато во дворе имелся прекрасный открытый бассейн. А мужское отделение за 50 копеек было знаменито своим вестибюлем в стиле рококо, являющимся благоухающим зимним садом, круглый год утопающим в зелени. Поражал воображение огромный римский бассейн, освещаемый дневным светом сквозь стеклянную крышу. Имелась здесь и сухая баня по-ирландски, а также читальня, парикмахерская и комната отдыха для некурящих.

Престижность Сандунов поддерживалась и в советский период, однако длительная эксплуатация без капитальных вложений не могла пройти бесследно: со временем утрачивались многие оригинальные интерьерные элементы и детали фасадов, общий облик неуклонно искажался. Первый капремонт с элементами реконструкции был произведён лишь в 1944 г. Сегодня комплекс Сандуновских бань является охраняемым государством памятником архитектуры (взят на учёт в 1991 г.). Так что и в наши дни Сандуны остаются действующим образцом русской бани и памятником банной культуры.

Источник статьи: http://minba.ru/articles/eto-ne-prosto-banya-eto—sanduny/

Сандуновские бани: тайны и любопытные факты

Сандуновские бани , пожалуй, самые известные в Москве. Их история переплетена мистикой, трогательными моментами и любопытными фактами.

А началось всё это в последние годы XVIII столетия, когда актерская пара – Сила Николаевич Сандунов и Елизавета Семеновна Уранова – выкупает на берегу Неглинки старый особняк, для чего был продан подаренный самой российской императрицей дорогущий перстень.

И вскоре на этом месте появляются публичные бани …

О том, как поженились актёры и какую роль сыграла в этом Екатерина II, читайте захватывающую историю на моём канале.

Дело пошло, но вскоре между супругами «пробежала черная кошка» и Елизавета Семеновна вернулась в Санкт-Петербург. Сандунов сам продолжил успешно заниматься банным бизнесом, пока не умер в 1820 году. Уранова вступила в наследство и вернулась в Москву.

Прохаживаясь по Кузнецкому Мосту, она вдруг увидела в витрине ювелирной лавки тот самый перстень. Не задумываясь, Елизавета Семеновна купила его, а уже утром следующего дня … загадочным образом умерла.

Причина смерти так и не была установлена. По городу даже ходили слухи, что она наложила на себя руки. Но что любопытно, перстень императрицы при ней так и не нашли!

Далее бани переходили из рук в руки, пока в конце XIX века их не выкупает дочь богатейшего лесопромышленника Вера Ивановна Фирсанова, после чего у Сандунов начинается «золотое время».

Благодарить за это нужно её второго мужа – отставного поручика Алексея Галицкого, который предложил Фирсановой вложиться в этот бизнес и сам лично занялся переустройством Сандуновских бань, тщательно изучив не только европейский, но и восточный опыт устройства таких заведений.

Кстати, Вере Ивановне при разводе с первым мужем пришлось уплатить огромнейшие отступные за свою свободу и независимость. Сумма поражает! Около 1 миллиона (!) тогдашних рублей.

Работы по переустройству бань закончились к 1895-му году. Именно в то время здесь появилась своя электростанция, отдельная артезианская скважина и водокачка при ней, а декор помещений поражал богатством и невероятной красотой.

В Сандунах работали отделения различного разряда. Здесь могли помыться и «простолюдины», заплатив за вход всего 5 копеек, и богатая публика, к услугам которых были и бассейн с буфетом, и обслуживание по высшему разряду, да и отдохнуть было приятно среди роскошных интерьеров.

История Сандуновских бань связана с именами многих знаменитостей.

Так, сюда часто наведывался Федор Иванович Шаляпин. Ему так нравилась акустика помещений, что после водных процедур он неизменно исполнял оперные партии и песни из своего богатого репертуара. У местных посетителей даже сложилась традиция приходить в Сандуны по вторникам, и именно «на Шаляпина».

В мыльном помещении сохранилась скамья, надписанная самим Владимиром Маяковским. Из-за своей болезненной брезгливости от требовал, чтобы никто не смел садиться на его место, а потому и отметил его таким образом.

Да, времена изменились! Всё меньше народу заглядывает в местные парные и помывочные, да и банщиков, мастеров своего дела, остались единицы. Но Сандуновские бани хоть раз в жизни нужно посетить, чтобы хотя бы полюбоваться прекрасными и роскошными интерьерами.

Читайте также на моём канале:

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/moscow_histories/sandunovskie-bani-tainy-i-liubopytnye-fakty-5f297ad12249cd65aaafd111

Сандуновские бани. Чем были знамениты тогда и почему популярны сейчас?

Сандуновские бани или Сандуны — публичные бани, которые действуют с 1808 года по сей день. Расположены они в центре Москвы, на Неглинной, и являются памятником архитектуры в стиле боз-ар.

Сандуновы

Своему появлению бани обязаны Силе Сандунову и Елизавете Урановой – молодой семейной паре актеров театра Её Величества Екатерины II. Императрица настолько восхищалась их талантами, что подарила на венчание бриллианты. Продав эти самые бриллианты, Сила Николаевич купил земли в районе реки Неглинной и в 1808 году открыл публичные бани.

Бани предстали перед жителями как некое чудо. Во-первых, строение было каменное, а это защищало его от пожара, который для Москвы тех лет был частой проблемой. Во-вторых, впервые в русских банях парная разделялась на женскую и мужскую часть, а внутри этих отделений еще существовали «дворянская», «простонародная» и «купеческая» территории. Кроме парной были комнаты отдыха с дорогой мягкой мебелью — теперь можно было не только помыться, но еще и пообщаться в уютной, располагающей обстановке. Позднее появились еще и семейные отделения.

Особой популярностью у юных особ женского пола пользовались шайки из серебра. Со временем даже образовалась традиция: невесты перед свадьбой обязательно должны были помыться в них, чтобы брак был счастливым и крепким.

Фирсанова и Ганецкий

В 19 веке владельцы бань постоянно менялись, но своего расцвета они достигли во времена владения супругов В. Фирасновой и А. Ганецкого.

Муж Веры Ивановны, Алексей, решил вернуть баням былую славу и оставить конкурентов далеко позади себя. С этой целью он отправился в деловую поездку – посетил Турцию, Финляндию, Италию, изучая как архитектуру, так и технические особенности бань.

Вернувшись в Москву, Алексей Николаевич пригласил из Вены гениального венского зодчего Бориса Фрейденберга. Однако вздорный характер Ганецкого вынудил архитектора вернуться на родину, а проект был закончен архитектором С. Калугиным. 14 февраля 1896 года бани вновь были представлены публике.

Перед десятками тысяч москвичей предстало не просто здание, а настоящий дворец, в котором сочеталось множество стилей от классицизма до барокко. Восхищение вызывали не только фасады, но и внутреннее убранство с инженерными системами – Ганецкий использовал самые передовые на тот момент техники. Вода поступала по собственной водопроводной ветке из Москвы-реки и из 700-футовой артезианской скважины. Электрическое освещение питалось от собственной электростанции.

После ремонта трехэтажный банный комплекс включал собственно банные помещения с разделением на мужскую и женскую часть, большой бассейн с прачечной, номера, парикмахерскую, турецкий зал, читальню и административные помещения.

Посещали Сандуны не только богатые люди. Здесь можно было получить услугу как за 5, так и за 50 копеек, а еще не только развлечься, но и полечиться – сделать массаж или побывать у зубного. Несмотря на то, что отделение для бедных не сияло роскошью, в банном отделении так же были зеркала и мягкая мебель.

Советское время

В 1945-46 году архитектор Владимир Иванович Чагин восстановил интерьеры. Во времена СССР Сандуны изрядно эксплуатировались, причем не столько в качестве публичных бань, сколько в качестве декораций для фильмов.

В 1991 году бани признали памятником архитектуры, и со следующего года началось их восстановление.

Сандуны сегодня

Сегодня бани не просто функционируют, а являются самым настоящим брендом. Это полноценный дворец с просторными залами, мраморными лестницами, роскошными высокими сводами, лепниной и росписью золотом.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5ecbb552b0782247ca175403/sandunovskie-bani-chem-byli-znamenity-togda-i-pochemu-populiarny-seichas-5ed3fa3c6dcd086841873cb3

Оцените статью
Про баню