Что такое баня церкви

Русская баня и православные традиции

Бани и купальни существовали задолго до нашей эры. Парные или потовые бани считались лучшим очищающим и лечащим средством у древних египтян и греков, халдеев и финикийцев, индийцев и китайцев, викингов и славян. Из древнегреческих мифов известно, что боги пользовались паровыми ваннами, чтобы сохранить юность и бессмертие. Родоначальник медицины Гиппократ при многих болезнях заменял лекарства парной. У римлян был девиз: «В бане спасение!»

Испокон веков люди верили, что омовение защищает их от болезней, которые исходили, по их мнению, от нечистой силы. Поэтому все религии древнего мира требовали очищения тела перед молитвой и вхождением в храм. Культ бани на западе отчасти трансформировался вместе с религиозными мировоззрениями — уходило время язычества, наступало время Единого Бога.

Русская баня, как составляющая часть национальных традиций, и русская духовность, как их основа, всегда отличались самобытностью. Со времен Великого переселения народов «словени» осели на огромных просторах, не имевших строго очерченных границ. Их особенности вынуждали вести напряженную территориальную и духовную борьбу с соседними народами, имевшими другое вероисповедание. В ходе этой борьбы сформировалась русская духовность, которую нельзя отнести ни к западной, ни к восточной.

Надо отметить, что с принятием христианства на Руси не произошло резкого противостояния между языческими обрядами и православными. Как сообщал в Рим в начале 15 века кардинал Д’Эли «русские до такой степени сблизили христианство с язычеством, что трудно сказать, что преобладает. »

Читайте также:  Какую глубину фундамента делать под баню

Русская баня — важная, неотъемлемая часть национальной культуры и национальной духовности. Первые письменные упоминания об отечественных паровых банях относятся к дохристианским временам. Еще Геродот отмечал, что жители древнерусских степей всегда имели среди своих поселений специальные хижины с вечно горящим огнем, «где раскаляли камни докрасна и на них поливали воду, рассыпали конопляное семя и в жарких парах омывали свои телеса».

Из сохранившихся источников мы узнаем об удивительных банных обычаях, которые складывались у древних славян. По языческим поверьям существовал, например, крошечный старикашка с длинной, покрытой плесенью бородой, который жил в бане и величался банником. Его злой воле приписывались обмороки и несчастные случаи в бане. Любимое развлечение его — шпарить моющихся кипятком. Во время венчания в церкви особое место занимал другой банник. Он представлял собой каравай из чистой ржаной муки, с отверстием сверху для соли, зерен ячменя и лука, символизирующих достаток в хозяйстве, пекшийся накануне свадьбы перед девишником и зашиваемый в скатерть в бане. Банник приносился людьми обыкновенно к самому клиросу, символизируя прочность брачного союза. Свадебный церемониал с банником свидетельствовал о включении банной символики в систему православного венчального торжества. В частности, свадебное шествие открывалось именно выносом банника, за которым следовал священник с крестом и только после них молодые с иконами.

Существование древних славянских обычаев, связанных с баней, объясняется, прежде всего, органической их связью с национальной духовностью. Древние славяне верили: рождение, как и смерть, нарушает невидимую границу между мирами умерших и живых. Понятно, что такому опасному действию незачем было происходить вблизи людского жилища. У многих народов роженица удалялась в лес или тундру, чтобы никому не повредить. У славян рожали не в доме, а в хорошо истопленной бане. Когда малыш появлялся на свет, отец — глава семейства — торжественно выносил новорожденного и показывал его Небу и Солнцу — не садящемуся, но восходящему, — на долгую жизнь, огню Очага, Месяцу — опять же растущему, чтобы дитя хорошо росло, прикладывал к Земле — матери и, наконец, окунал в Воду, таким образом малыша представляли всем Божествам Вселенной, ее стихиям, отдавали под их покровительство. 6 А по старинному поверью уже в христианские времена Чистый Четверг (четверг на последней страстной неделе Великого поста, посвященный воспоминаниям о страданиях Спасителя) считался в народе днем выхода мертвых. В этот день и топили баню, тем самым поминая умерших. Об обычае поминальном — топке бани, есть упоминание в слове Иоанна Златоуста «Святоотеческие традиции» и в слове св. Григория Великого.

Читайте также:  Импортные печи для бани с выносной топкой

В первой русской начальной летописи, написанной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале 12 века, есть замечательный рассказ о любви русского человека к своей родной бане, который ведется от лица непредвзятого в своем мнении чужеземца. Этим чужеземцем был св. Апостол Андрей Первозванный: «Разденутся люди, будут наги и обольются квасом кожевенным и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами и до того, что вылезут чуть живые и обольются водою студеною и только так оживут. И творят это никем не мучимые, а совершают омовение себе».

Прошли столетия, но русские не изменили своей любимой традиции — по обычаю предков посещать баню. Во времена Петра Великого всемерно поощрялось строительство бань и за их постройку не взымались пошлины. «Эликсиры хорошо, а баня лучше», — говорил Петр.

Многие путешественники с восторгом рассказывали о таком феномене как русская баня. «Русские бросаются совершенно нагие даже в начале зимы из самых жарких бань в самую холодную воду и чувствуют себя по окончанию всех банных операций как бы вновь рожденными», — читаем в дневнике камер-юнкера Берхолыда, находившегося при императорском дворе Петра Первого.

Да, именно вновь рожденными. Но сами русские всегда придавали бане особое значение, рассматривая ее, прежде всего, с духовной точки зрения. Ярким примером может служить рассказ Василия Шукшина «Алеша Бесконвойный», из которого видно главное — что же такое баня для русского человека: «Он входил в баню и всякое вредное напряжение совсем отступало, мелкие мысли покидали голову, в душу вселялась некая ценность, крупность, ясность — жизнь становилась понятной, Алеша входил в баню, как в храм». 9 Тело у православных христиан всегда называлось храмом для души, а душа храмом для духа, поэтому и содержание обоих храмов должно быть подобающим. Иначе говоря, чистота тела и чистота души нужны для того, чтобы в нас мог жить дух — дух чистый, Дух Божий.

В «Славяно-русском лексиконе», составленном в начале 17 века иеромонахом Памвой Берындой и опубликованном в 1627 году, толкование слова «Баня» включает в себя и понятие «Крещения». Схожее осмысление бани отмечено в средневековой христианской традиции Западной Европы — в «Пастырском слове на Богоявление» римского епископа и мученика Ипполита. Он отождествлял очистительную силу крещения с «баней возрождения».

Леонардо да Винчи, вслед за древними философами, говорил: «От воды все в мире живет. Жизнь — это одушевленная вода». Обряд омовения водой, как символ очищения, известен в православии как таинство крещения. Банный обряд омовения можно сравнить с обрядом крещения по той схожей сути, которую они несут в себе — кульминационным моментом этих таинств является очищение.

Св. Апостол Павел утверждал: «Есть тело душевное, а есть тело духовное». Об этом же говорил Феофан Затворник: «Есть тело, есть душа, а есть дух — то есть та сила, которую вдохнули в нас при крещении». А это значит, что при погружении в купель очищается духовное тело, происходит совосстановление его с Христом, воскрешение человека для служения Богу. Совершая таинство миропомазания — через обряд крещения — члену церкви передается печать благодати Святого духа. В православном учении здоровье рассматривается как величайший дар Божий. Однако физическое благополучие никогда не являлось для подвижников основной целью, а служило лишь средством для следования по житейскому морю ко спасению. «Что пользы тело здоровое иметь, но душу немощную и расслабленную», — писал Св. Тихон Задонский.

Поскольку душе предназначена жизнь вечная, а тело бренно и тленно, то вполне понятна и объяснима такая точка зрения.

«В здоровом теле — здоровый дух», — говорили еще наши предки. Во все времена русский народ имел универсальный инструмент для оздоровления души, тела и духа. Это — русская баня, которая дарует человеку возможность единения с Природой и через нее — с Богом.

Источник статьи: http://steaman.ru/content/view/179/13

Как церковь стала баней, а потом Финским визовый центром

Такая судьба постигла здание, где находилась Церковь Святой Троицы, построенная архитектором Н.Н.Никоновым в конце 19 века в модном древнерусском стиле. В 1933 году с церкви сняли колокола и передали в Петропавловский собор для курантов и в Госфонд. В 1938 году хозяином здания стал районный совет физкультуры. Снесли церковь только осенью 1966, с помощью направленного взрыва. В 1977 году на этом же месте построили общественные бани, больше похожие на бункер. Через 20 лет снесли и бани, чтобы построить ТРЦ «Олимпик Плаза», известный как «Финский визовый центр». Здание значительно выступает за красную линию улицы Марата. Хотя на протяжении трёх веков существования Петербурга для архитекторов одним из основополагающих законов была красная линия застройки, за которую нельзя было заходить ни фундаментом, ни верхними этажами — только несколькими балконами или эркерами. Властям города удалось заставить спилить выступающие за красную линию части конструкции, но козырек все равно нарушает правило.

Место: ул. Марата (до 1917-Николаевская) дом 5/Стремянная улица, 21.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.

photoguide.spb

Путешествие с фотосессией в романтических и красивых местах Санкт-Петербурга и пригорода. Увлекательная история в ярких кадрах.

Источник статьи: http://petersburglike.ru/2016-12-12/kak-cerkov-stala-banej-a-potom-finskim-vizovyj-centrom/

Что такое баня церкви

Баня и православие

В нашей статье Европа в поисках правды о чистоте мы рассказали об отношении западных священников к банным процедурам. Несмотря на то, что религия у нас одна, в этом вопросе православная церковь придерживается прямо противоположного взгляда. Благодаря уникальным размером Российского государства с самых древних времен наши предки были вынуждены вести напряженную территориальную и духовную борьбу с соседними народами. В ходе этой борьбы сформировалась особая русская культура, которую нельзя отнести ни к западной, ни к восточной. Один из культурных парадоксов нашего народа – отношение к бане.

Еще в «Повести временных лет», написанной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале XIIвека, рассказывается о поразившей путешествующего по русской земле святого апостола Андрея Первозванного традиции: «Разденутся люди, будут наги и обольются квасом кожевенным и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами и до того, что вылезут чуть живые и обольются водою студеною и только так оживут. И творят это никем не мучимые, а совершают омовение себе».

Более поздним примером особого отношения русского человека к бане служит рассказ Василия Шукшина «Алеша Бесконвойный», в котором главный герой «входил в баню и всякое вредное напряжение совсем отступало, мелкие мысли покидали голову, в душу вселялась некая ценность, крупность, ясность — жизнь становилась понятной, Алеша входил в баню, как в храм».

Старейшие сохранившиеся источники, рассказывающие о жизни наших предков, говорят о том, что издавна с баней был связан весь цикл человеческой жизни от рождения до смерти. В бане совершались таинства накануне и после зарождения новой семьи, о чем мы писали в нашем цикле статей: Баня в русских свадебных обрядах. Благодаря саже, оседавшей на стенах и содержащей натуральный антисептик, в банях рожали и жили несколько дней с младенцем. Последнее омовение умершего тоже совершалось в бане и сопровождалось специальными ритуалами. А раз в год в Чистый четверг баню топили для духов предков, поддерживая связь с ушедшими поколениями.

С появлением городов гигиенические процедуры для простых людей стали проблемой, в результате стали появляться и стремительно распространяться болезни. Из привезенных из Византии старинных рукописей монахи Киево-Печерского монастыря узнали о том, что для облегчения страданий больного зачастую требуется его хорошенько прогреть, помыть, наложить повязки на раны. В православном учении здоровье рассматривается как величайший дар Божий.

Стараниями монахов в Киеве появились первые деревянные бани, которые назывались заведениями «для немогущих» и являлись по сути не столько первыми общественными банями, сколько первыми больницами. Из Киева городские бани распространились во все города Руси.

С появлением православия, церковь не противилась совместному пребыванию в банях лиц разного пола и грехом это не считала. Возможно именно поэтому на постепенное закрепление при банях девиц легкого поведения и последующее открытие при них борделей отцы церкви смотрели сквозь пальцы.

В «Славяно-русском лексиконе», составленном в начале XVII века иеромонахом Памвой Берындой и опубликованном в 1627 году, толкование слова «Баня» включает в себя и понятие «Крещения». Схожее осмысление бани отмечено в средневековой христианской традиции Западной Европы — в «Пастырском слове на Богоявление» римского епископа и мученика Ипполита. Он отождествлял очистительную силу крещения с «баней возрождения».

Таким образом, не смотря на многочисленные перемены, которым подвергалась наша страна на протяжении своей истории, благодаря своей способности поддерживать здоровье души, тела, духа, русская баня с древних времен и до наших дней пронизывает все сферы жизни человека и сохраняет свое значение.

Как церковь стала баней, а потом Финским визовый центром

Такая судьба постигла здание, где находилась Церковь Святой Троицы, построенная архитектором Н.Н.Никоновым в конце 19 века в модном древнерусском стиле. В 1933 году с церкви сняли колокола и передали в Петропавловский собор для курантов и в Госфонд. В 1938 году хозяином здания стал районный совет физкультуры. Снесли церковь только осенью 1966, с помощью направленного взрыва. В 1977 году на этом же месте построили общественные бани, больше похожие на бункер. Через 20 лет снесли и бани, чтобы построить ТРЦ «Олимпик Плаза», известный как «Финский визовый центр». Здание значительно выступает за красную линию улицы Марата. Хотя на протяжении трёх веков существования Петербурга для архитекторов одним из основополагающих законов была красная линия застройки, за которую нельзя было заходить ни фундаментом, ни верхними этажами — только несколькими балконами или эркерами. Властям города удалось заставить спилить выступающие за красную линию части конструкции, но козырек все равно нарушает правило.

Место: ул. Марата (до 1917-Николаевская) дом 5/Стремянная улица, 21.

Добавить комментарий Отменить ответ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

photoguide.spb

Путешествие с фотосессией в романтических и красивых местах Санкт-Петербурга и пригорода. Увлекательная история в ярких кадрах.

Русская баня и православные традиции

Бани и купальни существовали задолго до нашей эры. Парные или потовые бани считались лучшим очищающим и лечащим средством у древних египтян и греков, халдеев и финикийцев, индийцев и китайцев, викингов и славян. Из древнегреческих мифов известно, что боги пользовались паровыми ваннами, чтобы сохранить юность и бессмертие. Родоначальник медицины Гиппократ при многих болезнях заменял лекарства парной. У римлян был девиз: «В бане спасение!»

Испокон веков люди верили, что омовение защищает их от болезней, которые исходили, по их мнению, от нечистой силы. Поэтому все религии древнего мира требовали очищения тела перед молитвой и вхождением в храм. Культ бани на западе отчасти трансформировался вместе с религиозными мировоззрениями — уходило время язычества, наступало время Единого Бога.

Русская баня, как составляющая часть национальных традиций, и русская духовность, как их основа, всегда отличались самобытностью. Со времен Великого переселения народов «словени» осели на огромных просторах, не имевших строго очерченных границ. Их особенности вынуждали вести напряженную территориальную и духовную борьбу с соседними народами, имевшими другое вероисповедание. В ходе этой борьбы сформировалась русская духовность, которую нельзя отнести ни к западной, ни к восточной.

Надо отметить, что с принятием христианства на Руси не произошло резкого противостояния между языческими обрядами и православными. Как сообщал в Рим в начале 15 века кардинал Д’Эли «русские до такой степени сблизили христианство с язычеством, что трудно сказать, что преобладает. »

Русская баня — важная, неотъемлемая часть национальной культуры и национальной духовности. Первые письменные упоминания об отечественных паровых банях относятся к дохристианским временам. Еще Геродот отмечал, что жители древнерусских степей всегда имели среди своих поселений специальные хижины с вечно горящим огнем, «где раскаляли камни докрасна и на них поливали воду, рассыпали конопляное семя и в жарких парах омывали свои телеса».

Из сохранившихся источников мы узнаем об удивительных банных обычаях, которые складывались у древних славян. По языческим поверьям существовал, например, крошечный старикашка с длинной, покрытой плесенью бородой, который жил в бане и величался банником. Его злой воле приписывались обмороки и несчастные случаи в бане. Любимое развлечение его — шпарить моющихся кипятком. Во время венчания в церкви особое место занимал другой банник. Он представлял собой каравай из чистой ржаной муки, с отверстием сверху для соли, зерен ячменя и лука, символизирующих достаток в хозяйстве, пекшийся накануне свадьбы перед девишником и зашиваемый в скатерть в бане. Банник приносился людьми обыкновенно к самому клиросу, символизируя прочность брачного союза. Свадебный церемониал с банником свидетельствовал о включении банной символики в систему православного венчального торжества. В частности, свадебное шествие открывалось именно выносом банника, за которым следовал священник с крестом и только после них молодые с иконами.

В первой русской начальной летописи, написанной монахом Киево-Печерского монастыря Нестором в начале 12 века, есть замечательный рассказ о любви русского человека к своей родной бане, который ведется от лица непредвзятого в своем мнении чужеземца. Этим чужеземцем был св. Апостол Андрей Первозванный: «Разденутся люди, будут наги и обольются квасом кожевенным и поднимут на себя прутья молодые и бьют себя сами и до того, что вылезут чуть живые и обольются водою студеною и только так оживут. И творят это никем не мучимые, а совершают омовение себе».

Прошли столетия, но русские не изменили своей любимой традиции — по обычаю предков посещать баню. Во времена Петра Великого всемерно поощрялось строительство бань и за их постройку не взымались пошлины. «Эликсиры хорошо, а баня лучше», — говорил Петр.

Многие путешественники с восторгом рассказывали о таком феномене как русская баня. «Русские бросаются совершенно нагие даже в начале зимы из самых жарких бань в самую холодную воду и чувствуют себя по окончанию всех банных операций как бы вновь рожденными», — читаем в дневнике камер-юнкера Берхолыда, находившегося при императорском дворе Петра Первого.

Да, именно вновь рожденными. Но сами русские всегда придавали бане особое значение, рассматривая ее, прежде всего, с духовной точки зрения. Ярким примером может служить рассказ Василия Шукшина «Алеша Бесконвойный», из которого видно главное — что же такое баня для русского человека: «Он входил в баню и всякое вредное напряжение совсем отступало, мелкие мысли покидали голову, в душу вселялась некая ценность, крупность, ясность — жизнь становилась понятной, Алеша входил в баню, как в храм». 9 Тело у православных христиан всегда называлось храмом для души, а душа храмом для духа, поэтому и содержание обоих храмов должно быть подобающим. Иначе говоря, чистота тела и чистота души нужны для того, чтобы в нас мог жить дух — дух чистый, Дух Божий.

В «Славяно-русском лексиконе», составленном в начале 17 века иеромонахом Памвой Берындой и опубликованном в 1627 году, толкование слова «Баня» включает в себя и понятие «Крещения». Схожее осмысление бани отмечено в средневековой христианской традиции Западной Европы — в «Пастырском слове на Богоявление» римского епископа и мученика Ипполита. Он отождествлял очистительную силу крещения с «баней возрождения».

Леонардо да Винчи, вслед за древними философами, говорил: «От воды все в мире живет. Жизнь — это одушевленная вода». Обряд омовения водой, как символ очищения, известен в православии как таинство крещения. Банный обряд омовения можно сравнить с обрядом крещения по той схожей сути, которую они несут в себе — кульминационным моментом этих таинств является очищение.

Св. Апостол Павел утверждал: «Есть тело душевное, а есть тело духовное». Об этом же говорил Феофан Затворник: «Есть тело, есть душа, а есть дух — то есть та сила, которую вдохнули в нас при крещении». А это значит, что при погружении в купель очищается духовное тело, происходит совосстановление его с Христом, воскрешение человека для служения Богу. Совершая таинство миропомазания — через обряд крещения — члену церкви передается печать благодати Святого духа. В православном учении здоровье рассматривается как величайший дар Божий. Однако физическое благополучие никогда не являлось для подвижников основной целью, а служило лишь средством для следования по житейскому морю ко спасению. «Что пользы тело здоровое иметь, но душу немощную и расслабленную», — писал Св. Тихон Задонский.

Поскольку душе предназначена жизнь вечная, а тело бренно и тленно, то вполне понятна и объяснима такая точка зрения.

«В здоровом теле — здоровый дух», — говорили еще наши предки. Во все времена русский народ имел универсальный инструмент для оздоровления души, тела и духа. Это — русская баня, которая дарует человеку возможность единения с Природой и через нее — с Богом.

Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/chto-takoe-banya-tserkvi/

Оцените статью
Про баню