Что такое еврейская баня

Еврейская баня

Упоминания о купании, ванне и бане имеются в Ветхом завете.

Иудеи первыми закрепили правила гигиены и чистоты в своих законах. Обряд очистительных омовений был установлен иудейской религией от лица Бога: «И сказал Господь Моисею, говоря: сделай умывальник медный для омовения. и налей в него воды; и пусть Аарон и сыны его омывают из него руки свои и ноги; когда они должны входить в скинию собрания, пусть они омываются водою, чтобы им не умереть. и будет им это уставом вечным, ему и потомкам его в роды их»/Исх. 30:17-21/.

При царе Давиде и в более поздние времена, при Соломоне, Иерусалим стал крупным многонаселенным центром. Проблемой этого города, расположенного на высоте 2 000 м над уровнем моря, всегда было отсутствие воды. Жизнь в Иерусалиме полностью зависела от подземных источников, которые находились далеко, а путь к ним преграждали камни и скалы. Поэтому был пробит туннель, сквозь который вода подходила к стенам города. Кроме того, при Давиде была построена и система удаления нечистот из жилищ, а потом из города, то есть примитивная канализация.

Кроме поддержания чистоты, купание в древнем Иерусалиме, очевидно, имело и религиозный, ритуальный характер. Существовали даже две системы подачи воды из разных источников: один водопровод служил только бытовым целям, другой — только религиозным. Вода, предназначенная для религиозных целей, наливалась в микву (ритуальный сосуд или ванна из меди или латуни, куда верующий опускает руки или погружается целиком для религиозного очищения по различным поводам). Один из главных поводов для омовения — вход в храм. Во дворе Соломонова храма было предусмотрено более 2 000 умывальников для ритуального омовения рук и ног паломниками. Кроме того, перед входом в храм стояла огромная миква — бронзовый или латунный бассейн диаметром около 5 м.

Читайте также:  Проекты бань через стену

Предполагается, что, когда в VI веке до н.э. Соломонов храм был разрушен, этот сосуд был взят в качестве контрибуции. В более поздние времена в Иерусалиме по очереди появлялись греческие, римские, а затем и восточные бани.

После знакомства с греческой цивилизацией у евреев появились бани и теплые купальни, еврейская баня состояла из трех помещений:

  • приемной, где все сидели одетыми, отдыхая перед купанием;
  • предбанника, раздевальни;
  • помещения для потения. Во внутреннее помещение, в котором находились бассейны, посетители входили нагими.

Источник статьи: http://market-belogo.ru/istoriya-bani/ierusalim.html

Миква — ритуальный бассейн

Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:

Оглавление

Как выглядит миква и как она устроена?

Устройство миквы [↑]

Многие непосвященные люди никогда не видели микву, а если и побывали в помещении, где она расположена, то скорее всего не обратили внимания на многие важные детали. Поэтому опишем интерьер типичной миквы.

На первый взгляд, миква — всего лишь маленький плавательный бассейн. Уровень воды в нем обычно достигает груди, а ее площади вполне хватает, чтобы свободно вместить трех-четырех человек. В большинстве случаев в воду заходят, спускаясь по ступенькам.

Присмотримся внимательней. На стенке миквы чуть ниже поверхности налитой в нее воды можно различить маленькое отверстие диаметром в пять-семь сантиметров, не больше. Вот это незаметное отверстие и дает бассейну статус миквы.

Прямо за отверстием находится важнейшая часть миквы — бор (яма), прикрытый съемной крышкой. Сам бор представляет собой тоже некий крошечный бассейн. Он заполнен натуральной дождевой водой, которая собирается естественным путем, с соблюдением правил, которые будут описаны ниже. В некоторых случаях используют родниковую или талую воду от снега или льда.

Кроме использования дождевой воды к бору предъявляют еще два требования. Первое требование: его емкость должна быть не меньше сорока сеа. Сеа — древняя мера объема, которой пользовались в библейские времена, она приблизительно соответствует девятнадцати современным литрам. Получается, что миква содержит около 760 литров дождевой воды.

Согласно второму требованию, бор должен находиться непосредственно в земле. Его функции не может исполнять какой-либо съемный или подъемный сосуд, типа бочки, ванны, таза и чана. Однако в некоторых случаях бор, сделанный из такого сосуда, встраивают прямо в корпус здания.

Сам бор тоже может служить миквой, но поскольку в нем очень трудно менять воду, его используют чаще всего в качестве источника, дающего статус миквы другому, соединенному с ним бассейну. Этот последний бассейн можно наполнять водой любым общепринятым способом, например, из городской водопроводной сети, и менять в нем воду в любое удобное время. Единственное требование состоит в том, чтобы он сообщался с водой бора через отверстие диаметром не менее пяти сантиметров. Соединив между собой два упомянутых бассейна и обеспечив тем самым контакт находящихся в них вод, мы как бы сообщаем воде более крупного бассейна статус воды меньшего бассейна.

Процесс смешения вод этих двух бассейнов, называемый ашака, тоже будет подробно рассмотрен в в другой статье (например — читайте на сайте в материалах р. Арье Каплана).

Функции миквы [↑]

Получив некоторое представление о микве, можно кратко упомянуть ее важнейшие функции.

Еврейский закон предписывает погружение в микву в трех основных случаях:

1. Женщина после месячных (см. Законы семейной чистоты). До посещения миквы она не может вступать в интимные отношения с мужем. Речь идет об очень строгом предписании Торы.

2. Обращение в иудаизм — Гиюр. Точнее сказать, погружение в микву является одним из важнейших элементов того процесса, который мы называем обращением в иудаизм. Без миквы обращение считается недействительным. Это относится в равной мере к мужчинам и женщинам.

3. Миква нужна не только для погружения в нее человека. Кастрюли и прочая кухонная и столовая посуда, если она изготовлена неевреями, также должна пройти «обращение» в микве; лишь затем ею могут пользоваться евреи — подробнее см. в теме Окунание посуды. Этот закон имеет особый статус, не связанный с кашрутом.

Миквой пользуются и в некоторых других случаях. Например, существует традиция окунаться в микву накануне Йом Кипура, Судного дня, в знак покаяния и стремления к духовной чистоте.

Многие евреи погружаются в микву перед Субботой, что позволяет им глубже почувствовать святость Седьмого дня.

В древние времена миква выполняла еще одну важную функцию — чтобы евреи могли подниматься в Иерусалимский Храм, чтобы коэны могли там служить, вкушать ритуальные приношения и т. д., то есть она помогала удалять различные виды ритуальной нечистоты, которая по-еврейски называется тума.

Источник статьи: http://toldot.ru/mikva.html

Как называется еврейская баня

Еврейские бани. Почему евреи мылись отдельно?

Добрый день, дорогие любители пара! Сегодня суббота и мне удалось написать еще одну статью не похожую на стандартные статьи о Бане. Надеюсь Вы ее оцените по достоинству, ведь данный материал я считаю крайне интересным и очень ограниченным в доступе. Надеюсь на Вашу активность.

Ешь в этой статье пойдет о Еврейских банях. Да да! Дело в том, что по 11 правилу 6 Вселенского Константинопольского собора евреям запрещалось мытья в одной бане с христианами. Запрещено даже было лечится в одних и тех же больницах. Евреи были вынуждены делать собственные бани.

Хоть и известно, что бани были у евреев еще в древнем Иерусалиме, отправной точкой для создания гигиенических теплых бань был именно этот закон. Почему так сложно я назвал простую баню? Да потому что у евреев есть еще одна, которая написана во всех древних писаниях и носит она исключительно религиозный характер. Заинтриговал? Давайте разберемся поподробнее.

Начнем с религиозной бани, а именно «Микве». Есть два перевода этого слова: первое- это сосуд, второе- это надежда. И там и там можно найти точки соприкосновения, поэтому точно утверждать сложно. Миква представляет собой большой сосуд из меди, бронзы или просто из выложенного камня. Классическая Миква имеет объем 575 литром и обязательно должна набираться из дождевой воды, никаких механических агрегатов. Отсюда и первый перевод «Сосуд».

Следует заметить, что вода в такой емкости стоячая, и в ней могут развиваться бактерии. А если учесть факт, что в этой воде ополаскивается каждый, то риск становится еще больше. Поэтому в современное время, прежде чем совершить погружение в Микву, а делается это ровно 3 раза, следует помыться.

После тройного погружение в воды Миквы, еврей считается духовно чист. Правда, следует внести пожертвования еще.

Ну и вторая баня, это уже теплая гигиеническая называется «Швитц» Считается что данная баня имеет корни в русской бане с дополнениями из финской сауны. Парные в данных банях есть как с влажным воздухом, так и с сухим, где температура может достигать отметок 120 градусов.

Парная имеет лестничные полоки, как и в русских парных и моются в них прямо внутри парной, как в русских общественных банях в старину. Берется распаренный дубовый веник и окунается в деревянный таз с мыльной водой, далее происходит омовение. По сути, у нас делали так же в давние времена, но я такого никогда не встречал. Буду пробовать, правда, дубовых нет веников, попробую с березовым.

Точной расшифровки слова «Швитц» на русском языке нет, но оно происходит от немецкого слова «Shvitsbad» и переводится как «потовая баня». Данные бани получили большое распространение в Германии, где сохранились несколько таких бань аж с 14 века, и в США, где данные бани стали местом сбора не только евреев, но и бандитов, моделей и мясников. По эти бани даже фильм сняли в 1993 году, но найти его на русских площадках я не смог.

Надеюсь, Вы дочитали статью до конца и почерпнули для себя что-то новенькое из банного мира. Подпишитесь на мой канал, если хотите получать незаезженный материал на такую интересную тему, как «Баня».

Иудейская ритуальная миква и паровая баня швиц

Избражение на заставке: Т. Киршнер. Купание у евреев. Гравюра по меди. 1726 г. Нюрнберг. Слева изображено ритаульное погружение с головой в холодную микву, где специальная женщина (баланит) следит, чтобы все было «кошерно». Справа изображено обычное купание в ванне и горячая печь-каменка на заднем плане в швитце.

Иудейское омовение в Микве – ритуальная банная процедура, сохранившаяся в почти неизменном виде с древнейших времен. Омовения для ритуального очищения были заповедованы евреям Богом: «И сказал Господь Моисею, говоря: сделай умывальник медный для омовения. и налей в него воды; и пусть Аарон и сыны его омывают из него руки свои и ноги; когда они должны входить в скинию собрания, пусть они омываются водою, чтобы им не умереть. и будет им это уставом вечным, ему и потомкам его в роды их» [Исх. 30:17 – 21].

Современное христианство также адаптировало ритуалы омовения в водах святых источников, рек и озер из древних языческих кельтских и славянских культур, но для их совершения нет необходимости строить специальные сооружения, такие как для иудейского ритуала омовения в микве. Буквальное значение термина «миква» – «сборник, емкость» для воды. Однако на иврите «миква» созвучна слову «надежда», и может использоваться и в этом значении. Также термин «миква» используют в значении «животворный источник» как, например, в книге Иеремии (стих 17:13) где Бог сравнивается с Миквой (надеждой и очищением) для Израиля. Значение омовения (tevillah) в микве тоже, что и в других культурах – возврат в духовное лоно матери и символическое повторное рождение с очищением от груза прошлого.

Миква является одной из важнейших составляющих иудейского культа: еврейским общинам предписывается прежде синагоги строить микву, а если денег на ее строительство недостаточно – разрешается продать свитки Торы. Миква может быть расположена в отдельном здании или подвальном помещении. Большинство микв использует резервуары для сбора дождевой воды, которая затем поступает в бассейн для омовения только под силой гравитации: использование насосов запрещено. Вода в бассейне должна быть непроточной. В современных неортодоксальных вариантах водопроводная вода приобретает статус «живой» от соприкосновения с природной водой, примешиваемой из отдельного резервуара – бора.

Если в старину критики иудаизма упрекали евреев за негигиеничность ритуала омовения в микве, когда в одной и той же купели с непроточной водой омывалось много людей, то современный ритуал омовения предусматривает предварительное мытье тела в обычной ванне. В Санкт-Петербурге в настоящее время существует две действующие миквы. Посмотрите, как выглядит комплекс помещений современной миквы (на дождевой воде) во дворе Большой Хоральной Синагоги в Санкт-Петербурге:

Как в старинных миквах, так и в современных вода может нагреваться. Классическая миква имеет объем 575 литров и ступени для спуска в бассейн. Погружаться в микву следует три раза, с головой и с задержкой дыхания. При ритуальном омовении тело должно быть полностью свободно от всего «неестественного», включая украшения и повязки. Перед омовением ногти должны быть острижены, а волосы расплетены. За омовением в микве может следить специальный человек, определяющий, «кошерным» ли было омовение или нет. Баня не может заменить микву: «Даже тогда, когда женщина будет мыться в бане, основательно и долго, даже тогда, когда она обольется всеми водами мира, она все же не будет считаться чистой, пока не примет микву».Всего только в Германии известно более 400 старинных микв, таких как, например, миква в Кёльне 1170 года постройки. Современных действующих микв в Германии насчитывается около 30 единиц. Большинство из них используют дождевую воду, собираемую на крышах зданий. В Берлине есть действующая миква, получающая воду из скважины на глубине 42 метров. Посещение миквы – обычно тайное мероприятие для окружающих не-евреев. За омовение нужно отставить пожертвование – цдаку, которое «усиливает благословление».
Полное «кошерное» погружение в микву называется Тевила или Твила (имя Иоанна Крестителя на иврите звучит как «Ха-ма-твил» («баптист» или «креститель»). Кроме того в некоторых европейских городах еврейские миквы имели отдельные купели для омовения «некошерной» посуды.

Однако, у иудеев существует и обычная «горячая» паровая баня. В средневековой христианской Германии согласно 11-му правилу VI Вселенского Константинопольского собора евреям не позволялось мыться в одних банях с христианами и лечиться в одних с ними больницах. Даже христианским слугам евреев не позволялось мыться в христианских банях. Поэтому евреи были вынуждены просить у властей разрешения и строить свои собственные бани и больницы. В Нюрнберге еврейская баня появилась в 1340 году. В Вене баню «Вунденбург» построил еврей Либман в 1314 году. За бани евреи платили двойной налог. В некоторых европейских городах, где не было отдельных еврейских бань, евреям позволяли мыться в общественных банях по определенным дням, например, по четвергам. Известно, что во Франкфурте до 1450 года евреи ходили в общие бани с христианами и «никто на это не обижался».

Традиционная гигиеническая еврейская баня называется «швиц» (shvitz). На идише это слово имеет два значения, одно из которых «пот», а второе – не слишком благозвучное, означающее куртизанку. Еврейская традиция посещения паровой бани для здоровья имеет возраст как минимум две тысячи лет. Баня часто упоминается в Талмуде. В древнем Иерусалиме было две системы подачи воды: для религиозных микв и для гигиенических целей.

Считается, что швиц имеет корни в русской (польской) бане, но, на самом деле, еврейская баня обладает чертами, заимствованными и у финской сауны, и у римских терм. В еврейских банях есть парные с влажным паром и суховоздушная сауна. Температура в еврейских парных может достигать 115°C. Точно так же, как и в русских парных, в швитцах есть ступенчатые полки. В швитцах моются прямо в парной – как в русских общественных банях в старину. Моются в парных при помощи горячего дубового веника «плайтца», который макается в деревянный таз с мыльной водой, как делали в старину в русских банях. Из-за большого количества воды пар в швитце более тяжелый, чем в русской бане. Точно также как и в восточных банях, в швитцах делают массаж, ставят банки или пиявок и делают кровопускание.
Есть в банях и бассейн с холодной водой для контрастного окунания. После бани обычно следует обильная трапеза.

Термин «shvitz» в идише происходит от немецкого слова «Shwitzbad», что означает «потовая баня». Точного аналога на русском языке нет, поэтом термин переводится как «паровая баня». В конце XIX века в Нью-Йорке было 60 еврейских бань. В настоящее время швитцы встречаются в мультибанных американских спа–комплексах.

Фильм «Швитц», снятый в 1993 году режиссером Джонатаном Берманом, показывает мир иммигрантских еврейских бань Нью-Йорка, бань бандитов, раввинов, фотомоделей и мясников.

Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/kak-nazyvaetsya-evreyskaya-banya/

Оцените статью
Про баню