Что такое квашня кадка

Деревянные кадки и кадушки и их применение

Впервые такие емкости появились практически сразу, как только человек научился обрабатывать древесину, но несмотря на это, они с успехом используются и в городских, и в сельских условиях по сей день.

Внешне кадка представляет собой емкость, сделанную из деревянных дощечек, перетянутых обручами. По описанию можно подумать, что это самая обыкновенная бочка, однако это не так.В отличие от бочки, деревянные кадки могут находиться только в вертикальном положении.

С давних времен на Руси такие емкости имелись в каждом дворе. В них собирали дождевую воду, которую затем использовали для полива огорода. А в начале XIX века в Москве был издан специальный указ, согласно которому в каждом дворе должны были стоять 2-3 кадки с водой на случай пожара. Также деревянные емкости установленных размеров использовались для взвешивания продуктов. И все-таки главное назначение кадки в прежние времена заключалось в хранении сыпучих продуктов (зерна, муки) и засолке овощей.

Виды кадок и их размеры

Существует несколько видов деревянных кадок. В зависимости от породы дерева, из которого изготовлены деревянные кадки, различают: сосновые; дубовые; осиновые; липовые; березовые изделия и т.д. В зависимости от функционального назначения бывают кадки для: хранения сыпучих продуктов; засолки овощей; бани; приготовления теста; высаживания рассады и комнатных растений. Деревянные кадки могут быть изготовлены самых разных размеров. Все зависит от назначения емкости. Размеры изделий самые разные: начиная от небольшого цветочного горшка и заканчивая дубовыми купелями для бани объемом 2 тысячи литров. В домашнем хозяйстве, например, для засолки овощей и фруктов чаще всего используются кадки объемом 12, 36, 48 литров. Кадка для засолки: как выбрать В ряде российских сел засолка овощей и фруктов по-прежнему производится в деревянных кадках. Такая продукция, заготовленная в емкостях из дуба, осины и другой древесины, отличается специфическим вкусом, и обычно она намного лучше, чем та, которая хранится в стеклянных банках.

Читайте также:  Как пристроить к дому из кирпича баню

На городских рынках все чаще можно встретить в продаже деревянные кадки для солений. Но перед тем как приобрести себе такую емкость, следует учесть следующие моменты: Для засолки капусты, огурцов, помидоров, арбузов и яблок идеально подходит дубовая кадка. В ней продукты насыщаются специями и приобретают ни с чем не сравнимый вкус и аромат. Вкусная капуста получается в осиновой кадке. По своим качествам она не очень уступает дубовой. Главное преимущество в том, что капуста остается хрустящей до весны. Не стоит выбирать для засолки сосновую кадку, поскольку такая древесина часто насыщается смолой, которая, в свою очередь, может пропитывать продукты, находящиеся в емкости. Добротность кадки проверяется путем наливания внутрь нее воды. Сначала жидкость может просачиваться, но вскоре дерево разбухает, и течь исчезает. Перед покупкой кадки следует обратить внимание на наличие крышки или деревянного щита с ручкой, с помощью которого емкость закрывается во время засолки.

Деревянные кадки для бани: виды, размеры

Баня – это то самое место, где деревянных кадок должно быть много. Емкости делают, как правило, из дуба, поскольку он обладает, помимо прочего, еще и целебными свойствами. деревянные кадки для баниДля бани обычно требуются следующие кадки: Купели – емкости, предназначенные для купания двух и более человек и имеющие объем примерно 1-2 тысячи литров и более. Снаружи такие кадки покрываются лаком, а внутри дерево остается необработанным, чтобы передавать все полезные свойства воде. Деревянные кадки в форме ведра или ушата – используются для хранения воды и запаривания трав для ингаляций. Запарник – кадка объемом примерно 20 литров, предназначенная для замачивания веника. Как правило, изготавливается из колотого дуба, что исключает вероятность рассыхания изделия. Это основные виды изделий, необходимых для бани.

Читайте также:  Чертежи самоделок бани своими руками

Кадки для теста

Квашня, она же дежа – деревянная кадушка для замешивания теста. В силу причастности к сотворению хлеба она признавалась нашими предками не просто предметом, а живым существом. Да-да, именно живым, с собственным характером и важной ролью в домашнем укладе каждой семьи. Она воспринималась как олицетворение женского лона, а процесс приготовления теста соотносился с зачатием ребенка. Так что к квашне отношение было сакральное – священное.

При этом допускалось, что изначально, то есть с момента изготовления, она могла быть «хорошей» или «плохой», в зависимости от этого и хлеб получался удачным или наоборот. При обнаружении «дурных наклонностей» дежи ее подправляли. Например, добавляя одну из клепок – боковых планок, из которых составлены стенки, и меняя, таким образом, их количество с четного на нечетное или напротив – с нечетного на четное.

С квашней было связано немало поверий. Даже хорошую дежу считали подверженной сглазу, а потому не дозволялось отдавать ее кому бы то ни было в долг, допускать, чтоб через нее перелетала курица или к ней подходила корова. – Это могло «испортить» и без того капризное, как считалось, создание, и тогда хлеб будет неважнецким. К таковым же последствиям могло привести заглядывание в квашню мужчины, которому и прикасаться-то к ней не всегда дозволялось.

Кроме того, хлебную кадушку нужно было непременно-обязательно держать в тепле и в тишине, не допускать ударов, не ставить на землю. Под нее клали подстилку из одежды и накрывали ею же, причем если внизу была женская, то сверху – мужская, и наоборот. Согласно другому обычаю, кадушку ставили на лавку под образами или на стол в горнице, покрывая хлебной скатертью.

Ее часто использовали в качестве оберега. При пожаре брали в руки и поворачивали в открытом виде против огня. Это считалось средством защиты от разнесения пламени ветром. Чтобы отвести грозовую тучу, что появилась не ко времени, дежу носили по скотному двору.

Для прекращения града закрытую дежу с иконой Николая-угодника, положенной на ее крышку, выносили из дома на улицу. В квашню полагалось заглядывать по возвращении с кладбища, чтобы не принести в дом нежить, что обретается в скорбном месте. При переселении в новый дом хозяева приносили туда кадушку с замешанным в старой избе тестом.

По глубокому убеждению наших предков, она была одушевленной вещью, а поскольку связана непосредственно с понятием рождения, то на квашню-дежу возлагалась ответственная и почетная роль в свадебных обрядах.

Чтобы кадка прослужила долго, ее не следует мыть водой, можно только протирать растительным маслом.

Вы можете присмотреть и купть деревянную кадку в подарок у нас на сайте. Пусть она прослужит вам долгие годы!

Источник статьи: http://fitowood.ru/stati/5/

Квашня

Толковый словарь Ефремовой . Т. Ф. Ефремова. 2000 .

Смотреть что такое «Квашня» в других словарях:

квашня́ — квашня, и; р. мн. ней … Русское словесное ударение

квашня — квашня, квашни, квашни, квашней, квашне, квашням, квашню, квашни, квашнёй, квашнёю, квашнями, квашне, квашнях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

КВАШНЯ — КВАШНЯ, квашни, род. мн. квашней, жен. 1. Деревянная кадка для теста. 2. Забродившее тесто. 3. перен. О вялом, неповоротливом человеке, разине (прост. пренебр.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

КВАШНЯ — КВАШНЯ, и, род. мн. ей. 1. жен. Деревянная кадка, кадушка для теста. 2. перен., муж. и жен. О вялом и толстом, неповоротливом человеке (разг. пренебр.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

квашня — дежа, кадка, кадушка Словарь русских синонимов. квашня сущ., кол во синонимов: 11 • дежа (5) • заторник … Словарь синонимов

Квашня! — Квашня̀! (иноск.) вялый, лѣнивый (намекъ на броженье: жизнь и неподвижность нравственную). Ср. «Не живой, а дышитъ» (загадка) подходитъ къ «квашнѣ» въ прямомъ смыслѣ и иносказательно. *** Афоризмы. См. Киснуть … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Квашня — I ж. местн. Деревянная кадка для теста. II ж. местн. 1. Закваска для теста; опара 1.. 2. Тесто, заправленное такой закваской; опара 2.. III м. и ж. 1. разг. сниж. Неповоротливый, вялый человек. 2. Употребляется как порицающее или бранное слов … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

квашня — и; мн. род. ей; ж. 1. Деревянная или глиняная посудина для заквашивания теста. Поставить тесто в квашне. 2. Разг. Забродившее тесто, опара. Замесить квашню. 3. Разг. сниж. О неповоротливом, вялом человеке. Он же к. квашнёй! ◁ Квашонка, и; мн. род … Энциклопедический словарь

квашня — квашня, мн. квашни, род. квашней (неправильно квашен) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

квашня — КВАШНЯ, и, мн род. ей,ж Предмет посуды, представляющий собой вместилище из дерева среднего размера цилиндрической формы, предназначен для приготовления теста и хранения его (распространен в русской деревне). Бабушка досыпала муки в квашню … Толковый словарь русских существительных

Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/efremova/174329/%D0%9A%D0%B2%D0%B0%D1%88%D0%BD%D1%8F

КВАШНЯ

Толковый словарь Ожегова . С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949-1992 .

Смотреть что такое «КВАШНЯ» в других словарях:

квашня́ — квашня, и; р. мн. ней … Русское словесное ударение

квашня — квашня, квашни, квашни, квашней, квашне, квашням, квашню, квашни, квашнёй, квашнёю, квашнями, квашне, квашнях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

КВАШНЯ — КВАШНЯ, квашни, род. мн. квашней, жен. 1. Деревянная кадка для теста. 2. Забродившее тесто. 3. перен. О вялом, неповоротливом человеке, разине (прост. пренебр.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

квашня — дежа, кадка, кадушка Словарь русских синонимов. квашня сущ., кол во синонимов: 11 • дежа (5) • заторник … Словарь синонимов

Квашня! — Квашня̀! (иноск.) вялый, лѣнивый (намекъ на броженье: жизнь и неподвижность нравственную). Ср. «Не живой, а дышитъ» (загадка) подходитъ къ «квашнѣ» въ прямомъ смыслѣ и иносказательно. *** Афоризмы. См. Киснуть … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Квашня — I ж. местн. Деревянная кадка для теста. II ж. местн. 1. Закваска для теста; опара 1.. 2. Тесто, заправленное такой закваской; опара 2.. III м. и ж. 1. разг. сниж. Неповоротливый, вялый человек. 2. Употребляется как порицающее или бранное слов … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Квашня — I ж. местн. Деревянная кадка для теста. II ж. местн. 1. Закваска для теста; опара 1.. 2. Тесто, заправленное такой закваской; опара 2.. III м. и ж. 1. разг. сниж. Неповоротливый, вялый человек. 2. Употребляется как порицающее или бранное слов … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

квашня — и; мн. род. ей; ж. 1. Деревянная или глиняная посудина для заквашивания теста. Поставить тесто в квашне. 2. Разг. Забродившее тесто, опара. Замесить квашню. 3. Разг. сниж. О неповоротливом, вялом человеке. Он же к. квашнёй! ◁ Квашонка, и; мн. род … Энциклопедический словарь

квашня — квашня, мн. квашни, род. квашней (неправильно квашен) … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

квашня — КВАШНЯ, и, мн род. ей,ж Предмет посуды, представляющий собой вместилище из дерева среднего размера цилиндрической формы, предназначен для приготовления теста и хранения его (распространен в русской деревне). Бабушка досыпала муки в квашню … Толковый словарь русских существительных

Источник статьи: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ogegova/82114

Что такое Деже? или Квашня для теста

Что такое Деже? или Квашня для теста

Бондарное дело. Квашня для теста
Ранее на Руси готовили кислое дрожжевое тесто, и выпекали из него различные вкусности: булки, крендели, сайки, калачи, хлеба, это входило в обязанности пекарен которые обслуживали рынки. А крупные пекарни находились при монастырях.
Хлеб выпекали в жестяных и плетенных формах а в деревнях на листьях капусты и лопуха. В древности пекарям были известны опарный и безопарный способ приготовления теста.
— Для приготовления опары: треть муки замешивали на воде и добавляли дрожжи. А также кроме дрожжей добавляли хмель, квасную гущу. Когда опара поднималась ее опускали и доливали теплой водой.
— Для приготовления безопарного способа: замешивали муку со всем необходимым и выпекали, этот способ прост и используется, по сей день.
Квасили тесто и в бондарной кадке – как ее еще называют Квашня или Деже. Хозяйки знают что тесто затворенное в дубовой кадке более легкое, подвижное, а также в дубовой древесине содержатся вещества ускоряющее брожение теста. Репутация Дубовых кадок взлетела в те годы и каждая хозяйка хотела иметь у себя дома такую Квашню. Но собрать, изготовить кадку целиком из дуба могли только Бондари(Бочары) жившие в южных регионах. А бочары жившие в Рязанской, Тульской, Калужской области где дуб редко встречается, нашли оригинальный способ выход из положения: Они начали чередовать клепки: одна дубовая – одна липовая – одна осиновая.

Рис. 1 Квашня с липовыми и дубовыми клепками

Главное достоинство деревянной квашни: низкая теплопроводность стенок, благодаря чему сохраняется температура что способствует разрыхлению теста.
И. Вот заполненную квашню накрывали и ставили в теплое место, чаще всего на Русскую печь.

.
Издавна на Руси излюбленным угощением, особенно на масленицу, были блины. Тесто для блинов готовили из самых разных видов муки — ячменной, просяной, овсяной, гречишной и даже гороховой. В начале XX века на блины преимущественно шла пшеничная (белая) мука. К этому времени на смену долбленым пришли бондарные квашни.
Квашня не только кормила, но и лечила. Народные врачеватели еще в незапамятные времена подметили, что остатки теста в квашне со временем покрываются белым налетом, имеющим целебные свойства. На стенках и донце квашни стали специально оставлять немного теста, которое собирали после того, как на нем вырастали плесневые грибки. Пластырь из теста накладывали на плохо заживающие раны. В официальной медицине на лечебные свойства плесени впервые обратил внимание в 1872 году профессор Петербургской медико-хирургической академии А. Г. Полотебнов. Впоследствии из плесневого грибка пенициллина был создан лечебный препарат пенициллин

Источник статьи: http://bochka-dubovaya.ru/articles/137889

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

  • вкусно (36)
  • выпечка (12)
  • пасха (1)
  • хлебопечка (1)
  • салаты (2)
  • украшаем блюда (3)
  • здоровье (4)
  • вышивка лентами (6)
  • вязание (190)
  • вязание мотивы (68)
  • вязаные цветы (7)
  • ирландское кружево (1)
  • вязание на вилке (6)
  • вязание одежда (76)
  • пинетки (22)
  • газетное творчество (18)
  • ДЕКОР (110)
  • валяние (15)
  • роспись (8)
  • канзаши (2)
  • вязалочка (9)
  • декупаж (6)
  • квиллинг (1)
  • кожа (2)
  • краски (6)
  • ленты (9)
  • цветы (15)
  • журналы (10)
  • вязание (5)
  • игрушки (89)
  • вязание игрушки (27)
  • из носков и колготок (1)
  • елочные игрушки (15)
  • котэ (8)
  • куклы (10)
  • тильды (4)
  • изотерика (34)
  • душа (14)
  • чакры (7)
  • молитвы (4)
  • обереги (2)
  • коврики (13)
  • красота (2)
  • косметика (1)
  • кухня (0)
  • МК (18)
  • новорожденный (6)
  • программы и т.д. (6)
  • просто так (17)
  • совушки (3)
  • усадьба (3)
  • шитье (65)
  • лоскутки (12)
  • шторы (7)

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Постоянные читатели

Статистика

За что и как почитали славяне… кадку-квашню

За что и как почитали славяне… кадку-квашню

Квашня, она же дежа – деревянная кадушка для замешивания теста.

В силу причастности к сотворению хлеба она признавалась нашими предками не просто предметом, а живым существом. Да-да, именно живым, с собственным характером и важной ролью в домашнем укладе каждой семьи.

Она воспринималась как олицетворение женского лона, а процесс приготовления теста соотносился с зачатием ребенка. Так что к квашне отношение было сакральное – священное.

При этом допускалось, что изначально, то есть с момента изготовления, она могла быть «хорошей» или «плохой», в зависимости от этого и хлеб получался удачным или наоборот. При обнаружении «дурных наклонностей» дежи ее подправляли.

Например, добавляя одну из клепок – боковых планок, из которых составлены стенки, и меняя, таким образом, их количество с четного на нечетное или напротив – с нечетного на четное.

С квашней было связано немало поверий. Даже хорошую дежу считали подверженной сглазу, а потому не дозволялось отдавать ее кому бы то ни было в долг, допускать, чтоб через нее перелетала курица или к ней подходила корова. – Это могло «испортить» и без того капризное, как считалось, создание, и тогда хлеб будет неважнецким. К таковым же последствиям могло привести заглядывание в квашню мужчины, которому и прикасаться-то к ней не всегда дозволялось.

Кроме того, хлебную кадушку нужно было непременно-обязательно держать в тепле и в тишине, не допускать ударов, не ставить на землю. Под нее клали подстилку из одежды и накрывали ею же, причем если внизу была женская, то сверху – мужская, и наоборот. Согласно другому обычаю, кадушку ставили на лавку под образами или на стол в горнице, покрывая хлебной скатертью.

Но если все-таки приключалась такая незадача, что дежа «портилась», то в этом случае прибегали к особым обрядам для того, чтобы восстановить ее былые свойства.

Например, окурив освященными травами, кадку переворачивали вверх дном, ставили на порог, втыкали нож и лили сверху кипяток из ложки определенное количество раз.

Другой способ заключался в том, что хозяйка трижды ударяла по дну квашни, после чего громко заявляла, обращаясь к ней: « Буду бить снова, если не исправишься! ». Таковая угроза признавалась действенной для того, чтобы «приструнить» кадушку.

Как видим, в отношении сакрального предмета применялись физические меры воздействия. Но были и другие. Полагали, что верным средством, обеспечивающим «послушание» дежи, является вынос ее на ночь во двор на Похвальной неделе, то есть пятой в Великий пост. В это время квашня будто бы не может удержаться от того, чтобы похвалиться Господу, что у нее имеется хлеб, и как только она «объявит» о том, так сразу и обретет утраченные качества.

«Именинным» для квашни днем был Великий четверг на Страстной неделе, когда проводился ритуал ее «очищения». Помыв кадушку и натерев солью, чесноком или луком, накрывали ее крышкой или переворачивали, «подпоясывали» красным женским кушаком или полотенцем, или хмелем, накрывали чистой скатертью, на которую клали хлеб и соль, выносили во двор и оставляли на восточной стороне до восхода солнца.

Этому действу придавался символический смысл, который в одних местах понимался как то, что квашня таким образом «исповедуется», в других – что «говеет», в третьих – что «отдыхает», в четвертых – что «торгует» или «идет на базар» и т.д. Но, как бы ни трактовалось значение, оно в любом случае предусматривало осознанное поведение хлебной кадушки.

Ее часто использовали в качестве оберега.

  • При пожаре брали в руки и поворачивали в открытом виде против огня. Это считалось средством защиты от разнесения пламени ветром.
  • Чтобы отвести грозовую тучу, что появилась не ко времени, дежу носили по скотному двору.
  • Для прекращения града закрытую дежу с иконой Николая-угодника, положенной на ее крышку, выносили из дома на улицу.
  • В квашню полагалось заглядывать по возвращении с кладбища, чтобы не принести в дом нежить, что обретается в скорбном месте.
  • При переселении в новый дом хозяева приносили туда кадушку с замешанным в старой избе тестом.

По глубокому убеждению наших предков, она была одушевленной вещью, а поскольку связана непосредственно с понятием рождения, то на квашню-дежу возлагалась ответственная и почетная роль в свадебных обрядах. Впрочем, об этом ниже.

Славянская свадьба: какую роль в ней играла кадка-квашня?

Хлебная кадушка, называемая в народе квашней, дежой, воспринималась нашими предками как живая, одушевленная и притом олицетворявшая женское лоно и связанная с процессом рождения хлеба как аналога рождения человека. Именно поэтому ей отводилась ответственная роль в старинных свадебных обрядах.

В ряде мест было принято усаживать на квашню, покрытую овечьим кожухом, жениха с невестой. Это считалось символом их будущего счастья, материального благополучия и многодетности семьи. Широкое распространение имел обычай свадебного обряжения невесты, посаженной на хлебную кадушку, точнее, причесывания и надевания женского головного убора взамен девичьего.

Существовал даже ритуал, согласно которому после этого невесту ставили в дежу, и она должна была из нее выпрыгнуть. Сообразно успеху прыжка строили прогноз на легкие роды (при удачной первой попытке) и даже на несчастливую судьбу в замужестве (если девушка с трудом справлялась с сей физкультурной задачей).

В некоторых регионах причесанную к венчанью невесту подружка или дружка обводили вокруг стола и подводили к деже: если честь ее девичья была незапятнанна, то она могла сесть на кадку, в противном случае должна была довольствоваться в качестве сиденья табуретом, который на всякий случай держали поблизости.

Вообще в невестинских испытательных обрядах квашне отводилась очень важная роль. В белорусском Полесье, например, входя впервые в дом жениха, невеста должна была наступить правой ногой (или даже обеими) на перевернутую дежу, покрытую рушником или домотканым полотном, которая выставлялась в воротах, во дворе или на пороге дома.

Считалось, что это является подтверждением невинности девушки. Если же она не уберегла девственность до свадьбы, то должна была обойти кадку или перепрыгнуть через нее. Попытка «перехитрить» дежу, то есть ступить на нее, не имея на то права, признавалась грехом с далеко идущими последствиями.

В этом случае, по поверью, «невеста свой хлеб притопчет», и семь лет будет неурожай, скот станет гибнуть, дети умирать во младенчестве, и супругам гарантирован вечный разлад. Иногда, впрочем, к этому обряду привлекался и жених, – тогда сакральный смысл его заключался во вспомоществовании счастливой семейной жизни молодых.

Хлебную кадушку славяне ставили перед входом в комнату, где молодым предстояло провести первую брачную ночь – как символ плодородия. А иногда она выполняла еще более удивительную роль. Сват в доме невесты застилал скатертью дежу, покрытую крышкой, и насыпал на нее ржаные зерна. Девушка в подтверждение своей «честности» должна была встать на скатерть и в присутствии всех, то есть публично переменить исподнее и одежду на новые. Это символизировало новое рождение ее в доме будущего мужа.

* * *
Итак, кадушка-квашня в свадебных обрядах наших предков была, с одной стороны, испытательницей девичьей невинности невесты, своего рода экспертом.

С другой – ей отводилась роль благословительницы будущего счастья и безбедного существования молодоженов.

А все потому, что считали этот предмет не просто кухонной утварью, а живым и одушевленным, обладающим немалой чудесной силой.

Источник статьи: http://www.liveinternet.ru/users/4683076/post201142255/

Оцените статью
Про баню