- Тайцзицюань: что это, история, техники
- История создания тайцзицюань
- Тайцзицюань: что это?
- Особенности техники тайцзицюань
- Стили тайцзицюань
- Тайцзицюань семейства Чэнь
- Тайцзицюань семейства Ян
- Тайцзицюань У Юйсяна
- Тайцзицюань У Цзяньцюаня
- Тайцзицюань семейства Сунь
- Что такое тайцзи бань
- Семинар по искусству боя на Ринге с Jarkko Jussila
- Мастер Ди Гоюн
- Прошел Открытый Кубок РБ по УШУ
- Открытый кубок РБ по УШУ 19-21.10.2018
- Татьяна Ивашко
- Денис Леоненко
- Сайковский Дмитрий
- Вся жизнь – КУНГ-ФУ
- Приглашаем в Тибет
- Мицзуцюань. Кулак потерянного следа
- Воинская мораль УДЭ. Уважение.
- Чемпионат Республики Беларусь по УШУ
- Правильное питание
- Артишевский Максим
- Республиканский семинар судей по УШУ Саньда
- Что дают тренировки УШУ детям
- На тренировке по Багуачжан
- Тренировки со школой Wudeschool
- Занятия с детьми, изучение детского ушу со школой Wudeschool
- Популярное
- Энергия Ци, что это такое?
- Как становятся монахом Шаолиня
- Саньда – уникальный вид китайского спортивного поединка
- Приветствие в УШУ
- Куноити: «смертоносные цветы» загадочной Японии
- Бадуаньцзинь – 8 кусков парчи. Прекрасный комплекс Цигун для всех!
- В чем польза практики Цигун
- Что дают тренировки УШУ детям
- Что такое УШУ? Серьезный разбор темы…
- О саньда, история и отличительные черты китайского бокса
- Вся жизнь – КУНГ-ФУ
- Оригами – сложенный из бумаги
- Важное
- Цигун, Медитация и оздоровительная гимнастика
- Ушу саньда – уникальное боевое искусство
- Самопознание
- Путешествия
- Здоровье и красота
- Гунфу Ча, искусство чаепития
- Внутренние стили УШУ
- Тайцзицюань: «Кулак великого предела»
- История возникновения.
- Сущность тайцзи-цюаня.
Тайцзицюань: что это, история, техники
Содержание статьи:
- История создания
- Что это
- Особенности техники
- Стили
- Тайцзицюань семейства Чэнь
- Тайцзицюань семейства Янь
- Тайцзицюань У Юйсяна
- Тайцзицюань У Цзяньцюаня
- Тайцзицюань семейства Сунь
Название этого китайского боевого искусства на русский можно перевести, как «Кулак Великого предела». Сегодня оздоровительная гимнастика и боевое искусство тайцзицюань является одним из самых популярных стилей ушу во всем мире. Безусловно, особенно это касается Поднебесной, где утром можно увидеть много людей, занимающихся тайцзицюань. Согласно официальной статистике только в одном Китае этим стилем ушу занимается порядка 200 миллионов человек.
История создания тайцзицюань
Существует масса легенд о создании оздоровительной гимнастики и боевого искусства тайцзицюань. Так согласно одной из них основоположником этого стиля стал Чжан Саньфен — странствующий даосский монах, который жил в пятнадцатом веке. В соответствии с другой популярной легендой этот человек был алхимиком (жил в двенадцатом столетии), а созданный им впоследствии стиль ушу Чжану Саньфену приснился.
Третья легенда говорит о том, что тайцзицюань была создана магом и мистиком Сью Сюаньпином, а произошло это в седьмом веке. Большое количество легенд вокруг тайцзицюань связано с высокой популярностью стиля и не только на родине. Многие предания гласят, что тайцзицюань был передан людям небожителями, а произошло это между восьмым и семнадцатым веками.
Вполне очевидно, что историки всего мира также проявили интерес к истории появления данного стиля ушу. Они уверены, что оздоровительная гимнастика и боевое искусство тайцзицюань был создан Чень Вантином, проживавшем в семнадцатом веке в провинции Хенань. Этот человек был великим военачальником, но после падения династии Мин он увлекся даосизмом и уединился. В свободное время он совершенствовал свое боевое искусство и параллельно создавал новый стиль ушу.
Тайцзицюань: что это?
Оздоровительная гимнастика и боевое искусство тайцзицюань представляет собой комплекс многофункциональных упражнений, способствующих укреплению суставов, положительно воздействующих на позвоночный столб и нервную систему. Все движения выполняются в медленном темпе и сочетаются с глубоким дыханием при полной концентрации внимания.
Одним из главных факторов, благодаря которым тайцзицюань стал популярен во всем мире, является способность этого стиля ушу очистить разум и расслабить тело. Также на популяризации данного направления китайских боевых искусств сказалось и распространение огнестрельного оружия. С его появлением ушу в целом и тайцзицюань в частности стали уже не столь актуальны с точки зрения самообороны. В результате мастера тайцзицюань стали делиться секретами своего искусства с широкой публикой.
Третьим же фактором стало огромное оздоровительное влияние гимнастики на весь организм. В результате именно увлечение оздоровительно частью тайцзицюань стало причиной отсутствия желания вникать в глубины философии этого боевого искусства. Безусловно, чтобы хорошо освоить теоретическую и практическую стороны тайцзицюань необходимо затрать массу времени и усилий. Однако только в этом случае можно понять, что это не только оздоровительная гимнастика, но и высокоэффективное боевое искусство.
Выполняемые в медленном темпе движения производят медитативное воздействие, принося чувство радости и удовлетворения. Следует заметить, что данный стиль ушу не только выглядит плавным внешне, но также является таковым и внутри. Практикующий способен с течением времени ощутить циркуляцию энергии ци в своем теле и достигать состояния медитации. В Китае верят, что правильная циркуляция ци способствует укреплению здоровья и приводит к просветлению.
Мы уже говорили, что для многих практикующих тайцзицюань сегодня людей, это простая оздоровительная гимнастика. Однако наличие в названии приставки «цюань», что переводится, как кулак, говорит и о боевой составляющей этого стиля. Китайские мастера стиля говорят о том, что боевое использование стиля является его душой. Ученые доказали, что тайцзицюань весьма полезен для здоровья, суть стиля заключается в боевой составляющей.
Если вникнуть в каждое движение комплекса, это сразу становиться понятно. Каждое упражнение имеет боевое применение и включает в себя несколько приемов. Если из стиля исключить боевые элементы, то это будет уже не настоящий тайцзицюань. Отличительной чертой данного стиля ушу является мягкая нейтрализация атак противника и жесткий ответ. В результате можно утверждать, что оздоровительная гимнастика и боевое искусство тайцзицюань гармонично сочетает в себе внутреннее (боевое) содержание с вешней (движения) формой.
Особенности техники тайцзицюань
Среди главных особенностей стиля можно выделить мягкие перекатывающиеся шаги при непрерывном плавном движении рук. Благодаря мягким шагам во время поединка легко удерживать равновесие, а толкающие движения руками позволяют со временем предугадывать действия противника. Заметим, что похожая техника движения рук имеет место быть и в другом стиле ушу — вин-чун.
Кроме способности предсказывать движения соперника, техника «толкающих рук» способна сковать действия соперника. Если он привык только наносить удары, то не сможет ни чего противопоставить такой вязкой защите. Заметим, что схожие техники можно встретить и в двух школах каратэ. Плавность и непрерывность движений можно наработать благодаря медленному выполнению всех движений.
Также это помогает и в отработке правильных перемещений. В результате во время поединка можно развить высокую скорость именно благодаря отточенности всех движений. Мы уже отмечали, что оздоровительная гимнастика и боевое искусство тайцзицюань является многогранным и позволяет сочетать во время поединка жесткие и мягкие техники.
Так как во всем мире наибольшую популярность получил стиль Ян, проповедующий в первую очередь мягкую технику, появилось заблуждение об отсутствии боевой составляющей во всем тайцзицюань. В других направлениях стиля, которые не являются производными от Чэнь, акцент делается на жесткую технику.
Стили тайцзицюань
Тайцзицюань семейства Чэнь
Данный стиль является основным боевым искусством семьи Чэнь, который подразделяется на старый и новый. Старый стиль был создан Чэнь Вантином и состоит из пяти комплексов таолу. На протяжении практически трех сотен лет он совершенствовался и видоизменялся. В результате до нас дошло только два комплекса.
Первый из них включает 83 формы и в основном содержит мягкие движения. Чтобы правильно выполнять данный комплекс необходимо обладать определенной физической подготовкой, так как приходится во время занятия тратить много энергии. Этот таолу сочетает в себе мягкие движения с резкими, выполняемые с различной скоростью. Также здесь присутствуют прыжки, вращения и энергетические выбросы.
Второй комплекс носит название пао-чуй, что можно перевести, как «пушечный удар». Он содержит 71 форму, большая часть которых являются жесткими. Особенностью данного стиля является большое количество ударов ногами, а движения в сравнении с первой таолу более быстрые и резкие. Также в комплексе содержится большое количество ударов ногами в прыжке, уворачиваний и молниеносных разворотов с перемещением. Отметим и тот факт, что тайцзицюань Чэнь предполагает обучение навыкам боя с различными видами оружия.
Тайцзицюань семейства Ян
Основателем стиля является мастер Ян Лучан, живший в провинции Хебей. Его семья была бедной, а сам Ян работал у семейства Чэнь, где и освоив тайцзицюань. Будучи в зрелом возрасте, мастер вернулся в свою родную провинцию и продолжил практиковать тайцзицюань. При этом он вносил некоторые изменения, добавив мягкость и увеличив силу с решительностью.
Он решил упростить многие сложные элементы основного стиля, например, улары ногой в прыжках. Работу по упрощению стиля семья Чэнь продолжил его сын Ян Цзяньхоу. Именно благодаря своей простоте в освоении стиль тайцзицюань Ян пользуется максимальной популярностью. Его могут освоить все желающие, даже не обладая при этом достаточным уровнем физической подготовки.
Тайцзицюань У Юйсяна
Основоположником данного направления принято считать мастера У Юйсяна, проживавшего в провинции Хебей в конце правления династии Цин. Первым наставником У Юйсяна был сам Ян Лучан. После этого У Юйсян постигал и мастерство старой школы Чэнь. Внося во все эти направления изменения, мастер стремился постичь их философию и объединить. В результате на свет появился новый стиль тайцзицюань. Среди его особенностей модно отметить строгий шаг, плавные движения, крепко сжатые кулаки. Энергия ци при выполнении движений сконцентрирована в области живота.
Тайцзицюань У Цзяньцюаня
Был создан мастером ушу Цюань Ю из Манчжурии в период заката династии Цин. После прохождения обучения у Ян Лучана и его сына, Цюань Ю стал настоящим мастером мягкого направления тайцзицюань. После внесенных им изменения, движения стали более плавными, а большинство прыжков и различных трюков было исключено.
Тайцзицюань семейства Сунь
Основоположником данного стиля является Сунь Лучана. Этот человек был страстным почитателем ушу. Изучив несколько стилей, он впоследствии объединил их и создал свой собственный. Стиль Сунь отличают челночные передвижения вперед-назад, а также спокойствие и гибкость. Комплексы можно сравнить с медленно плывущими в небе облаками либо непрерывным потоком воды.
Друзья мастера назвали его стиль кай-хэ хобу, что означает «быстрые шаги скручивания и раскручивания». В технику Сунь вошли уклонения, перемещения и прыжки (заимствованы из багуа-джан), а также уходы вниз, взлеты, падения и перевороты (взяты из син-и-цуань).
Это только основные направления оздоровительной гимнастики и боевого искусства тайцзицюань. Существует и несколько других, которые просто не обрели такую популярность, как описанные нами. Необходимо вспомнить и о существовании даосских стилей, которые отличаются от тайцзицюань семейства Чэнь не только рисунком, но и проработкой всех движений. Например, Школа Гром-Ветер может быть отделена от тайцзицюань Чэнь. Она возникла и развивалась в даосских общинах.
Восемь базовых движений Тайцзицюаня в следующем видео:
Источник статьи: http://tutknow.ru/bodyfitness/9496-tayczicyuan-chto-eto-istoriya-tehniki.html
Что такое тайцзи бань
Семинар по искусству боя на Ринге с Jarkko Jussila
Мастер Ди Гоюн
Прошел Открытый Кубок РБ по УШУ
Открытый кубок РБ по УШУ 19-21.10.2018
Татьяна Ивашко
Денис Леоненко
Сайковский Дмитрий
Вся жизнь – КУНГ-ФУ
Приглашаем в Тибет
Мицзуцюань. Кулак потерянного следа
Воинская мораль УДЭ. Уважение.
Чемпионат Республики Беларусь по УШУ
Правильное питание
Артишевский Максим
Республиканский семинар судей по УШУ Саньда
Искусство быть собой, познать свои силу и обрести гармонию в душе
Что дают тренировки УШУ детям
На тренировке по Багуачжан
Тренировки со школой Wudeschool
Занятия с детьми, изучение детского ушу со школой Wudeschool
Популярное
Энергия Ци, что это такое?
Как становятся монахом Шаолиня
Саньда – уникальный вид китайского спортивного поединка
Приветствие в УШУ
Куноити: «смертоносные цветы» загадочной Японии
Бадуаньцзинь – 8 кусков парчи. Прекрасный комплекс Цигун для всех!
В чем польза практики Цигун
Что дают тренировки УШУ детям
Что такое УШУ? Серьезный разбор темы…
О саньда, история и отличительные черты китайского бокса
Вся жизнь – КУНГ-ФУ
Оригами – сложенный из бумаги
Важное
Цигун, Медитация и оздоровительная гимнастика
Ушу саньда – уникальное боевое искусство
Самопознание
Путешествия
Здоровье и красота
Гунфу Ча, искусство чаепития
Внутренние стили УШУ
Тайцзицюань: «Кулак великого предела»
Тайцзицюань ( «Кулак великого предела» ) относится к «внутренним» стилям ушу.
Он основан на трех главных принципах философии тайцзи: изменяющихся триграммах И-Цзина, Диаграмме Тайцзи (Тайцзи-тy) и Пяти Элементах (Усин). В цели тайцзи-цюаня как практической системы входят гармонизация сознания, оздоровление, омоложение и долголетие. При помощи постоянных занятий тайцзи-цюанем человек начинает более полно осознавать некоторые из глубинных концепций китайской философии, которые невозможно объяснить только словами.
Важнейший принцип Тайцзи-цюаня – искать неподвижность в движении. Внешне движения Тайцзи-цюаня мягки и естественны, как летящая в небе птица, но разум управляет телом.
История возникновения.
Считается, что тайцзи-цюань был создан Чжан Саньфэном в эпоху Сун, около 1101 г. Известно также, что техники и формы, основанные на тех же базовых принципах, уже использовались во времена династии Лян (502—557) и преподавались такими мастерами, как Хань Гунъюэ, Чэн Линси и Чэн Би. Позднее, в династию Тан (618—907), Сюй Сюаньпин, Ли Даоцзы и Инь Лихэн преподавали схожие боевые техники. Из этих систем наиболее известны «Тридцать Семь Поз» (саньшици ши), «Посленебесные Техники» (хоутянь-фа) и «Малые Девять Небес» (сяо цзю тянь). Достоверность этих сведений подлежит сомнению, поэтому в действительности мы не знаем точно, кто и когда создал тайцзи-цюань. Так как о Чжан Саньфэне имеется больше исторических свидетельств, чаще всего создание тайцзи-цюаня приписывается именно ему.
Чжан Саньфэн известен также под именами Чжан Цзюньпао и Чжан Тун (т. е. Чжан Познавший). Его предки жили на Горе Дракона и Тигра (Лунхушань), в историческом даосском месте в провинции Цзянси, что на юго-востоке Китая.
Чжан Саньфэн родился 9 апреля 1247, и годовщину этого дня последователи тайцзи-цюаня поныне отмечают праздничным обедом, выпивкой и демонстрацией своего искусства.
Двенадцати лет от роду он начал изучать китайских классиков. Благодаря хорошей памяти и острому восприятию он постепенно подготовился к тому, чтобы стать государственным служащим. Некоторое время Чжан Саньфэн провел в медитации и размышлениях о своем будущем, находясь на горе Гэхуншань, где, по преданию, стал бессмертным Гэ Хун, министром императора Юаня (290-370).
После смерти родителей Чжан подал в отставку и вернулся в родные места на время, достаточное для того, чтобы раздать имущество родственникам. Затем в компании двух юношей он отпр вился в тридцатилетнее странствие по горам и старым храмам в поисках мудрого человека. В конце концов он осел на среднем западе Китая, в прекрасных зеленых горах Паоцзи, где вздымались три заостренных пика, по-китайски санъ фэн. Говорят, что в этот период он изучил знаменитый шаолинь-цюань.
В 1314, в возрасте 67 лет, он наконец встретил даоса по имени Хо Лун («Огненный дракон»). Этот отшельник учил Чжана, как стать бессмертным, но Чжан, прозанимавшись по его методу в высоких горах четыре года, мало чего достиг. Тогда он ушел на гору Удан и только там, спустя девять лет, осознал истину и Дао.
И снова он странствовал. Побывав в родных местах, он узнал, что все его родственники умерли. Когда династия Юань закончилась в 1368 и началась династия Мин (1368-1654), Чжан Саньфэн забеспокоился. Дело в том, что к тому времени он приобрел славу бессмертного даоса и боялся, как бы новая императорская фамилия не ощутила в нем потребности. Поэтому он решил изображать из себя сумасшедшего. Отсюда и еще одно его прозвание — Даос-неряха.
В 1385 император все же призвал его на службу, но Чжан скрылся где-то у границ провинции Юннань на юго-западе Китая и не показывался до 1399, когда ему пришлось вернуться на гору Удан на встречу со своим лучшим другом Вань Пуцзы. В 1407 император Чэн Цзы послал двух чиновников к Чжану на гору Удан, но они его не нашли. Тогда император приказал высокопоставленным сановникам построить на горе Удан храм в честь Чжана. В 1459 император Ю Чжун официально даровал ему титул «бессмертного». Таким образом, по легенде, Чжан Саньфэн родился в конце династии Сун, пережил всю династию Юань и дожил до правления Дин-цзуна из династии Мин, т. е. прожил более 200 лет.
В историческом документе «Нань лэй цзи ван чжэн нань му чжи мин» содержатся следующие сведения:
Сунский Чжан Саньфэн был даосом с Уданских гор. Император Хуэй-цзун призвал его, но дорога была перекрыта и он не смог прийти. Ночью Хуэй-цзуну приснилось, что император Юань (основатель династии Цзинь) обучает его кулачному бою. На заре он собственноручно убил сотню врагов.
Упоминание о Чжан Саньфэне также встречается в минской летописи «Мин ши фан цзи чжуань»:
Чжан Саньфэн, из округа Ляодунъи, он же Цюань И. (Настоящее) имя — Цзюньбао. Саньфэн — его прозвище. За свою неопрятность был также прозван Чжан Лата (Чжан Неряха). Он был высокий и большой, походил на черепаху со спиной журавля. Большие глаза и круглые уши. Борода длинная, как бунчук. Носил одну монашескую робу, зимой и летом. Мог съесть в один присест бочонок еды, а мог обходиться без пищи несколько дней или месяцев. Мог путешествовать на тысячу миль. Любил подшучивать над людьми, вел себя так, словно вокруг никого не было. Часто ходил в Удан со своими учениками. Построил простую хижину и жил в ней. В двадцать четвертый год правления под девизом Хунъу (ок. 1399) минский император Тай-цзу прослышал о нем и отправил за ним посланника, но его так и не смогли разыскать.
Также существует запись в другом минском документе, «Мин лан ин ци сю лэй гао»:
Чжан-Бессмертный, по имени Цзюньбао, известен также под прозвищами Цюань И, Сюань Сюань и Чжан Лата. В третий год правления под девизом Тяньшунь (ок. 1460) он встретился с минским императором Ин-цзуном. Был нарисован портрет. Борода и усы прямые, волосы на затылке собраны в пучок. Багровое лицо и большой живот, в руке — бамбуковая шляпа. В верхней части портрета была сделана подпись императора, в которой Чжан назван «Истинным даосом, достигшим четкого различения и ясного понимания».
Есть много разных историй о том, как Чжан Саньфэн создал таицзи-цюань. Одна из легенд рассказывает о том, что однажды во сне Чжан Саньфэну привиделся мифический правитель севера Сюань У – таинственный воин (даосское божество). Он продемонстрировал свое боевое искусство и обучил ему Чжана.
По другой легенде, живя на горе Удан, Чжан однажды услышал, что птицы издают какие-то странные звуки, и увидел, что все они смотрят на землю, где змея подняла голову в оборонительной позе. Вдруг одна сорока бросилась вниз на змею. Змея слегка отодвинулась, чтобы избежать атаки, сохранив при этом свою обычную кольцеобразную позу. Сорока нападала снова и снова с тем же результатом. Так и продолжался этот поединок, вверх-вниз, взад-вперед, пока Чжан не вышел из двери. Сорока сразу же улетела, исчезла и змея. И тогда Чжан осознал истину о превосходстве мягкости над твердостью и стал создавать тайцзи-цюань.
Еще одна легенда рассказывает, что Чжан Саньфэн, увидев монахов, занимающихся боксом на горе Удан, подумал, что они используют слишком много внешней силы, чересчур напрягают мускулы, и поэтому легко теряют равновесие. Если бы Инь и Ян были сбалансированы в теле, подумал он, монахи не были бы такими неуклюжими. И он использовал принципы Дао природы, Диаграмму Тайцзи и И-Цзин для разработки своего тайцзи-цюаня. Цель движений в тайцзи — перенос ци, внутренней энергии, к шэнъ, духу, и использование преимущественно этой внутренней силы, а не внешней.
В нескольких древних текстах, приписываемых Чжан Саньфэну, описываются важнейшие принципы Тайцзи цюань:
- Мягкостью преодолевать жесткость;
- Движения округлые, без разрывов;
- Покоем преодолевать движение;
- В покое выжидать движения противника;
- Начинать движение вторым, завершать первым;
- Неспешностью – контролировать скорость;
- Малым контролировать большое;
- Использовать сознание, не использовать силу;
- Четырьмя лянами сдвигать тысячу цзиней;
- Заставлять противника проваливаться в пустоту;
- Входя в контакт, прилипать и неотрывно следовать.
После Чжан Саньфэна искусство Тайцзи Цюань разошлось на две ветви: Южную и Северную.
Сейчас существует 5 основных стилей Тайцзи цюань: Чэнь ши и Ян ши, а также два стиля У (фамильные иероглифы звучат по-русски одинаково, однако имеют различное иероглифическое написание) и стиль Сунь.
Сущность тайцзи-цюаня.
Общая теория тайцзицюань крайне сложна и требует от человека, в частности, знания системы «энергетических каналов» цзинло, основных понятий классической китайской философии. «Истинную передачу» получали немногие, хотя их число не уменьшалось, а скорее даже росло, но это по-прежнему была капля в море непосвященных.
Развитие от ничего к чему-то и возвращение обратно к ничему — это основное понятие тайцзи-цюаня и даосской философии. Все в мире вовлечено в круговорот от Уцзи к Тайцзи и обратно к Уцзи.
Взаимосвязь этого круговорота и тайцзи-цюаня видна в самих позициях.
Занимаясь тайцзи-цюанем, не следует применять ни малейшей грубой силы, но надо быть легким и естественным. Двигаться — как белое облако по небу или как горный ручеек. Никто не знает ни откуда берутся облако и вода горного ключа, ни куда они уходят. Двигаясь от Уцзи к Тайцзи, выполняйте тайцзи-цюань так, как природа создает облако и воду. Ваше наружное движение (или Тайцзи) не должно проявлять начала и конца (Уцзи). Кроме того, ваш разум должен быть подобен ястребу, медленно парящему в небесах и вдруг камнем обрушивающемуся на высмотренного кролика. Покой скрывается в постоянном действии полета. Выработка умения телесного расслабления и сильной умственной концентрации после постоянной практики показывает, как Тайцзи может вернуться к Уцзи. Действие должно прятаться за кажущимся покоем. Так кот неподвижно сидит у мышиной норки, полный готовности к молниеносному прыжку. Так каждый из нас должен быть полностью сосредоточен в любой момент, но внешне этого не проявлять. В конце концов размашистые движения станут более тонкими. Акцент сместится с внешней формы на внутреннюю.
У Мастера нельзя уловить ни единого движения. Но дотроньтесь до него — и вы отлетите в другой конец комнаты.
Итак, особенность практики Тайцзи- цюань — это отказ от использования грубой мышечной силы, вместо которой применяется особое внутреннее усилие «Нэйцзинь». Создание этого усилия требует расслабленности и идеальных поз, в которых скелет безупречно «выстроен», а мышцы и сухожилия способствуют беспрепятственному прохождению по ним Ци. Медленные движения, характерные для практики Тайцзи цюань, позволяют добиться высочайшей скоординированности действий всех частей тела: верха и низа, правого и левого. Постепенно становится возможным увязать казалось бы противоположные друг другу требования: цельность и собранность с одной стороны, и подвижность и раскрепощенность – с другой. На продвинутых этапах практики акцент делается на непрерывном ведении «мысли – воли» – тогда внешне проявленные непрерывные движения становятся производными от внутренней непрерывности Мысли – Воли. Этот аспект практики Тайцзи близок к даосско – буддийским формам медитации «одноточечно – направленной концентрации сознания».
Все перечисленные моменты являются необходимым условием тренировки внутреннего усилия, пронизывающего все тело от стоп до кончиков пальцев рук, утонченного и мощного, послушного мысли, про которое говорили, что «в мягкой вате спрятана разящая игла», или «удар в Тайцзи подобен удару железной палки, обернутой в вату». Следует отдельно отметить главенствующую роль принципа «заимствования чужой силы». «Заимствование» означает использование чужого усилия для победы при минимальном использовании собственных сил. «Тебя тянут – ты толкай, тебя толкают – ты тяни».
Тайцзи цюань – далеко не единственная школа в Китае, где применяется этот принцип. Он прекрасно известен и в «жестких» Шаолиньских школах Ушу. Однако, если в других стилях заимствование не ставится во главу угла и обычно изучается только на очень продвинутом этапе, то в Тайцзи цюань ему учатся с самого начала, без него просто нет Тайцзи цюань. Этот принцип соответствует важнейшему даосскому постулату «действовать недеянием» и является единственным – начальным и высшим. Все остальные принципы Тайцзи цюань сообщают о том, как лучше этого достичь.
«Заимствование чужой силы» делает Тайцзи цюань одним из самых эффективных боевых искусств, но вместе с тем реально постигаемым очень немногими. «Взялся изучать Тайцзи цюань – 10 лет не показывайся на люди», – говорят в Китае. Действительно, требуется много времени, чтобы противопоставить это искусство грубой, но реальной силе, которую часто используют адепты других школ.
Чжан Саньфэн разработал 13 принципов – техник, и поныне составляющих основу Тайцзи цюань. В 13 техник входят: «Ба фа» – 8 фундаментальных методов применения внутреннего усилия, соответствующих Восьми триграммам Багуа, и «Убу» – 5 шагов, 5 положений тела, они соответствуют Пяти первостихиям Усин.
8 методов :
- Отражение – Пэн;
- Откатывание – Люй;
- Нажимание – Цзи;
- Толкание – Ань;
- Притягивание – Цай;
- Раскалывание – Яе;
- Удар локтем – Чжоу;
- Удар плечом – Као.
5 шагов : наступление – металл, отступление – дерево, взгляд влево – вода, взгляд вправо – огонь, центральное равновесие – земля.
Комбинации 8 методов и 5 шагов и составляют искусство Тайцзи цюань.
Несмотря на существенные внешние различия стилей Тайцзи цюань, сама структура обучения практически одинакова.
Во-первых, это внутренняя работа – Нэйгун, сочетающая статические, динамические и медитативные практики по взращиванию внутренней силы Нэйцзинь.
Во-вторых, изучение Таолу – канонической последовательности технических приемов, характерных для данного стиля. Выполняя Таолу, учащийся имеет возможность в одиночку шлифовать формы и внутренние принципы Тайцзи цюань, соединяя внутреннюю работу с техникой.
Третьим этапом в обучении является практика Туйшоу – «толкающие руки». Здесь основные принципы и навыки, приобретенные предыдущей работой, продолжают совершенствоваться в контакте с партнером, с чужой реальной силой. Выполняя Туйшоу, учатся применять практически 8 усилий и 5 положений тела, составляющих суть техники Тайцзи цюань. Без Туйшоу невозможно не только понимание Тайцзи цюань как боевого искусства, но даже правильное выполнение формальной техники Таолу. «Толкающие руки» учат секретам «Слышания», «Понимания» и «Заимствования чужого усилия».
Туйшоу – «толкающие руки».
Продвинутый этап занятий Тайцзи цюань предполагает освоение традиционных видов оружия: прямого мяча – Цзянь, изогнутого меча – Дао, копья – Цянь, шеста – Гунь и других. Принципы Тайцзи цюань распространяются и на фехтование, однако, оно считается крайне сложным, поскольку требует очень хорошего владения Тайцзи -цюань без оружия.
Конечный результат долгой и правильной практики тайцзи-цюаня виден воочию, когда адепт достигает внутреннего очищения, которое проявляется как ясно видимое сияние или пламя. Это пламя —результат единства внутри индивидуума, возникающего при освобождении от беспокоящего и тревожного материального окружения. В конце концов время и пространство перестают иметь значение. Продвинутый адепт даже не воспринимает присутствия других людей. Ни звук, ни зрительный образ, ни течение времени не нарушают его концентрацию на тайцзи-цюане. Когда приходит это состояние, человек перестает быть самостоятельной единицей и смешивается со Вселенной, воссоединяется с единством всех вещей. Он проходит путь от достижения личного единства, первого великого достижения в практике тайцзи-цюаня, до отождествления со Вселенной. Таким образом приближается среда четвертого измерения.
«Спрос» на тайцзицюань был куда больше, чем на все другие стили. Это объясняется несколькими причинами, и прежде всего его доступностью для всех возрастов, многоплановостью, связью с самыми глубинными слоями традиции, эстетичностью и зрелищностью, ярко выраженным оздоровительным аспектом, полнотой духовно-философского выражения.
С пяти-шести часов утра в парках и на набережных всех без исключения городов и населенных пунктов Китая можно встретить сотни людей, занимающихся тайцзицюань.
Поделиться этой информацией с друзьями в социальных сетях
Источник статьи: http://wudeschool.com/blog/boevyie-iskusstva/kitaj/tajczziczyuan-kulak-velikogo-predela/