- Торговая баня: «в нумер» или в отделение?
- Значение словосочетания «торговая баня»
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Ассоциации к слову «торговый»
- Ассоциации к слову «баня»
- Синонимы к словосочетанию «торговая баня»
- Предложения со словосочетанием «торговая баня»
- Цитаты из русской классики со словосочетанием «торговая баня»
- Сочетаемость слова «торговый»
- Сочетаемость слова «баня»
- Понятия, связанные со словосочетанием «торговая баня»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Предложения со словосочетанием «торговая баня»
- Общественные (торговые) бани на Руси
Торговая баня: «в нумер» или в отделение?
Губернская Кострома в банном отношении устройством не блистала и, по выражению очевидца, «банный вопрос составлял истинную трагедию для города». Этой короткой фразой современник с поразительной точностью запечатлел картину костромского банного бытия.
Разумеется, баня – постройка небольших размеров – была обязательной принадлежностью всякой должным образом устроенной городской усадьбы, даже в случае крайне малого владельческого участка земли. Часто при невозможности по каким-либо обстоятельствам содержать собственную семейную баню соседи-хозяева объединяли свои усилия, устраивали банную постройку совместного пользования. В городе бани имелись при учебных заведениях, больницах, промышленных предприятиях. Во многих домах состоятельных горожан устраивались ванные комнаты. Немало горожан, жительствовавших на частных квартирах, имея товарищескую договоренность, посещали бани близких и знакомых. Общественных бань городское самоуправление не имело, и довольно значительная часть жителей пользовалась услугами частных торговых бань.
В 1875 году костромское уездное земство приобрело во владение часть недвижимого имения на Нижне-Набережной улице, принадлежащего потомственному почётному гражданину И. С. Михину. В документах городской управы упоминается каменный корпус, занимаемый «прежде торговыми банями». Кто был владельцем этих бань? Быть может, их эксплуатировал сам владелец недвижимости, но не исключено и то, что другое предприимчивое лицо имело банное дело в стенах михинского строения.
В заседании городской думы 1876 года, в выступлении одного из гласных сообщается: «в городе нет благоустроенных торговых бань, а всего две и то приспособленные только для простолюдинов». Первая баня принадлежала купцу Зимину и располагалась в собственном его строении на Нижне-Набережной улице, по соседству с владениями Михина и уездного земства. Второе банное дело содержал отставной унтер-офицер П. П. Шлейн на собственной земле в Еленинской улице. Дело Шлейна действовало до 1885 года.
В 1878 году в городе появляется третья торговая баня, приспособленная, по-видимому, уже не только для простолюдинов – «с номерами». Открыл её крестьянин П. В. Навоев на углу Дмитриевской и Алексеевской улиц. Это заведение просуществовало до 1895 года. Двумя годами раньше, в 1893 году, мещанин В. Д. Румянцев открыл торговую баню при собственном каменном флигеле на Павловской улице, возле Медного пруда.
Последняя торговая баня в Костроме открылась в 1902 году, на углу Васильевской и Лазаревской улиц. Содержал её крестьянин Соколов. В 1910-х годах её уже не существовало, и горожане удовольствовались двумя торговыми банями – стародавней И. Б. Зимина и В. Д. Румянцева, которые вплоть до самой революции оставались главными заведениями гигиены в городском быту. Часть городских жителей, проживавших в местности от тюремного замка на Русиной улице до Ямской слободы, посещали, по близости расположения, торговую баню Никитина, бывшую за городской чертой, на так называемой «черновской земле», которой владели крестьяне деревни Чёрная.
Для губернского центра с более чем семидесятитысячным населением (1915 г.) число банных заведений было более чем скромное. Но, как видим, и век ушедший также не изобиловал банными заведениями общего пользования. Отчего же банный промысел (заметим, кстати, весьма прибыльный) так мало привлекал деловых людей?
Поначалу главным препятствием к устройству торговых бань было отсутствие водопровода. Питать дело колодезной или привозной речной водой брался не всякий из-за дороговизны занятия. С устройством водопровода и развитием его сетей по городу это препятствие устранилось, но от этого число бань не возросло. Теперь тормозом к развитию банного промысла стал санитарный надзор. Он существовал и раньше, но требования его были мягче. Если к внутреннему содержанию банных помещений всегда относились легко, смотрели на это сквозь пальцы, то за нарушения правил по выбросу загрязнённых вод наказывали строгими штрафами, при этом оставляя за собой право на закрытие заведения.
Как известно, для стока верховых (дождевых, образующихся от таяния снега) вод в городе вдоль улиц существовали канавы и в отдельных местах сточные трубы. Городская управа оберегала грунтовые воды (многие частные усадьбы имели колодцы с питьевой водой). Владельцы бань должны были осуществлять спуск грязных вод в резервуары-отстойники, из которых после очистки грязь ими вывозилась на места городских свалок.
Бани Зимина в этом отношении находились в лучшем положении: близ Волги, куда через устроенную трубу и спускались банные нечистоты. Бани Румянцева имели по соседству только Медный пруд, но и он по мысли владельца годился только для разгрузки банной воды. Беспокойный, хлопотный характер промысла в отсутствие труб хорошей городской канализации отталкивал многих предпринимателей от заранее известного выгодного дела. Этим пользовались владельцы бань действующих, которые время от времени расширяли банные помещения, пристраивая прикладки и возводя вторые этажи, тем самым поднимая доходность предприятий.
Функционировали бани не ежедневно, топили их обыкновенно два-три раза в неделю и только в преддверии особых праздников – Пасха, Рождество… – всю неделю. В остальные дни банные окна держались приоткрытыми: бани сушились. Порядок работы их владельцы вывешивали на дверях заведений и заблаговременно оповещали публику объявлениями в газетах.
По внутреннему устройству бани мало чем отличались друг от друга. Наличие дешёвого для простолюдинов отделения – ценой в пятак – было обязательным для любой бани. Народное отделение – большое помещение, не отличающееся чистотой, с простыми раздевальными скамьями, даже не поделёнными на места. Здесь за порядками наблюдал банщик. Моечное помещение – такая же большая зала с парильным отделением. Любители париться на полках веники, если не запаслись собственными, приобретали у банщиков, которые продавали их по сортам: берёзовый – одной цены, дубовый – другой…
При народных отделениях всегда отирались беспатентные цирюльники, готовые стричь и брить за пониженную плату. Банщики разрешали им незаконную деятельность на заранее оговорённых условиях. Поскольку парикмахерских при банях не имелось, то «постригальщики» без работы не бывали. Мастера-парикмахеры тоже старались приблизить свои заведения к банным.
Кроме народных отделений в банях имелись нумера, которые жители прозвали «дворянскими». Высшая категория банных нумеров – «семейные». Нумера представляли собой отдельную чистую комнату с хорошей мягкой мебелью, вешалками. В моечном отделении имелся душ. «Семейный» нумер от просто «дворянского» отличался большим простором и обязательной ванной. Такие семейные кабинеты имелись в банях Зимина.
Цены на банные услуги все время изменялись, они во многом зависели от стоимости воды, потребляемой из городского водопровода, и стоимости дров. Нумерные цены обычно начинались от сорока копеек, в семейных – от пятидесяти. Разумеется, в отдельных нумерах собиралась публика благопристойного поведения, правда, случалось, что приятельские компании загуливали и устраивали в бане ресторанные кабинеты. Спиртного в банях открыто держать было не принято, но из уважения к публике напитки доставлялись по требованию клиентов в нумера. При банщиках на случай пополнения запасов спиртного состояли мальчики, готовые быстро сбегать в лавку.
Самые значительные неудобства, ставящие публику в унизительное положение, горожане находили в простонародных отделениях. В банные дни они плотно набивались народом. Мест не хватало. Кроме того, тут же устраивались стирки белья. Скандалы, драки в моечных отделениях, кражи имущества в раздевальнях – все это было обыкновенным привычным делом для тех и других бань, и Зимина, и Румянцева. Последние «славились» не только внутренними безобразиями, но и, как сообщала местная газета, «по своей антисанитарии превзошли первые (Зимина. – А. А.), грязь там нестерпимая даже для самого неприхотливого посетителя, и только безвыходность положения заставляет его идти в эту стоящую мыльную лужу».
Не лучшее положение было и в пригородных торговых банях Никитина. В них обыватель находил ту же «полную антисанитарию» и оказывался в положении, когда «негде сесть и стоять».
На протяжении многих десятилетий городское самоуправление, будучи хорошо осведомленным о неблагополучном положении с банями в городе, высказывалось о необходимости создания общественных бань, но за невозможностью раздобыть средства его благородные устремления остались неосуществленными проектами.
Источник статьи: http://kostroma.kostromka.ru/kostromaizdat/public/anochin/94.php
Значение словосочетания «торговая баня»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: популистский — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Ассоциации к слову «торговый»
Ассоциации к слову «баня»
Синонимы к словосочетанию «торговая баня»
Предложения со словосочетанием «торговая баня»
- Одеты, как мать наша в раю, сущие вывески торговой бани либо мясного ряду.
Цитаты из русской классики со словосочетанием «торговая баня»
- Единственное место, которого ни один москвич не миновал, — это бани. И мастеровой человек, и вельможа, и бедный, и богатый не могли жить без торговых бань .
Сочетаемость слова «торговый»
Сочетаемость слова «баня»
Понятия, связанные со словосочетанием «торговая баня»
Отправить комментарий
Дополнительно
Предложения со словосочетанием «торговая баня»
Одеты, как мать наша в раю, сущие вывески торговой бани либо мясного ряду.
Только в 1743 году был издан сенатский указ, согласно которому мужчинам и женщинам запрещалось вместе мыться в торговых банях, равно как и входить в женскую баню мальчикам, достигшим семи лет, а девочкам того же возраста, соответственно, в мужскую.
За три часа до вечера ряды и торговые бани затворялись.
Источник статьи: http://kartaslov.ru/%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0/%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F+%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D1%8F
Общественные (торговые) бани на Руси
Избражение на заставке: М. Ф. Демам-Демартре. Русская баня. 1800-е гг.
Существует малоизвестная ныне средневековая легенда о том, что Россия обязана своим названиям именно баням. Антиохийский (сирийский) патриарх Макарий, совершивший в XVII веке путешествие в Россию, рассказывает в своих записях о «банном» происхождении названия «Россия», которое родилось в Новгороде благодаря знакомству Апостола Андрея с новгородскими банями при весьма неблагоприятных обстоятельствах:
«Новгород. Он есть первый город в этой стране, после Киева, принявший христианскую веру чрез ап. Андрея, как об этом написано в их книгах. Рассказывают что, когда ап. Андрей к ним пришел и проповедовал, они, озлобившись, собрались на него и посадили его в очень горячую баню, нагретую до крайней степени, а затем стали лить сверху холодную воду: от плит поднимался пар, жар усилился, а также и потение святого, и он воскликнул по-гречески: εφίδρωση «Эфивросси» т. е. «ах! я вспотел»; отсюда и произошло название этой страны «Россия». Тогда его вывели, стали почитать и уверовали чрез него. Посему жители этого города славятся пред всеми жителями страны московской своею великою набожностью и тем, что они издревле утвердились в вере, и они смеются над московитянами за то, что те уверовали позже них. С того времени до сих пор они не изменяли вере. Московские князья, когда еще были неверующими, постоянно ходили войной на них, как мы о том вскоре расскажем. По указанной причине и церковь св. Софии в этом городе точь-в-точь как настоящая и древнее чем таковая же в Киеве» [Павел Алеппский, 1898].
К особенностям развития русской паровой бани привело одновременное существование в России двух параллельных цивилизаций: городской и деревенской. В простой деревенской жизни, скажем, в Новгородской губернии (области), не только бани, но и многие избы продолжали отапливаться по-черному до 1930 – 40-х годов (данные музея деревянного зодчества «Витославицы» в Новгороде). Естественно, что ни о каких банях по-белому во многих деревнях не слышали вплоть до середины XX века. Были деревни, где по бедности и вовсе не было бань, хотя это было характерно не для Новогродской губернии, а для Московской. (В таких деревнях мылись в печах, о чем мы расскажем ниже). В русской городской цивилизации банная культура прогрессировала вместе с усовершенствованием конструкций кирпичных банных печей-каменок. В городах особой популярностью стали пользоваться торговые (общественные) бани или «царские мыльни». Одна из первых общественных бань на Руси была построена в камне в Переславле в 1089 году. Согласно «Повести временных лет» первая общественная (торговая) каменная баня по византийскому образцу с мозаиками, мраморами, поливными плитками и керамическим водопроводом на Руси была построена константинопольцем Ефремом Скопцом, владыкой Переяславским (Переславль-Хмельницкий): «строенье баньное камено, сего же не бысть преже в Руси». Бани прозвали «Ефимовы» по имени местного епископа, устроивших их для народа. Русские городские торговые бани были большими: сохранились записи с обмерами одной из них в городе Азове: баня имела внушительные размеры 14 на 8 саженей (30 на 17 метров) [Дуров И.Г., 2013].
В состав торговых городских бань традиционно входили следующие части: а) сени, или коридор; б) раздевальня, или так называемый предбанник с особой печью, в) мыльня — теплая комната (с ванной или без); г) паровая комната, или горячая баня — с прибором для образования пара и лежанками на возвышенных полках; д) водогрейная, т. е. место, где приготовляется теплая вода и е) теплое отхожее место [Новый энциклопедический словарь, 1911. – Т.5]. Сени или коридор бани могли быть как холодными, так и отапливаемыми. Считалось, что в раздевалке достаточно иметь тепла +15°C. Мыльня требовала температур воздуха от +20°C до +30°C. В паровой комнате должна была поддерживаться температура от +45°C до +50°C. «Всю зиму и большую часть лета топят они свои печи, устроенные подобно банным печам в Германии, и палати их так нагревают дом, что иностранцу сначала, наверное, не понравится» [Флетчер Дж., 1906].
|