Что такое швиц баня

Как называется еврейская баня

Еврейские бани. Почему евреи мылись отдельно?

Добрый день, дорогие любители пара! Сегодня суббота и мне удалось написать еще одну статью не похожую на стандартные статьи о Бане. Надеюсь Вы ее оцените по достоинству, ведь данный материал я считаю крайне интересным и очень ограниченным в доступе. Надеюсь на Вашу активность.

Ешь в этой статье пойдет о Еврейских банях. Да да! Дело в том, что по 11 правилу 6 Вселенского Константинопольского собора евреям запрещалось мытья в одной бане с христианами. Запрещено даже было лечится в одних и тех же больницах. Евреи были вынуждены делать собственные бани.

Хоть и известно, что бани были у евреев еще в древнем Иерусалиме, отправной точкой для создания гигиенических теплых бань был именно этот закон. Почему так сложно я назвал простую баню? Да потому что у евреев есть еще одна, которая написана во всех древних писаниях и носит она исключительно религиозный характер. Заинтриговал? Давайте разберемся поподробнее.

Начнем с религиозной бани, а именно «Микве». Есть два перевода этого слова: первое- это сосуд, второе- это надежда. И там и там можно найти точки соприкосновения, поэтому точно утверждать сложно. Миква представляет собой большой сосуд из меди, бронзы или просто из выложенного камня. Классическая Миква имеет объем 575 литром и обязательно должна набираться из дождевой воды, никаких механических агрегатов. Отсюда и первый перевод «Сосуд».

Следует заметить, что вода в такой емкости стоячая, и в ней могут развиваться бактерии. А если учесть факт, что в этой воде ополаскивается каждый, то риск становится еще больше. Поэтому в современное время, прежде чем совершить погружение в Микву, а делается это ровно 3 раза, следует помыться.

Читайте также:  Камни из лавы для бани

После тройного погружение в воды Миквы, еврей считается духовно чист. Правда, следует внести пожертвования еще.

Ну и вторая баня, это уже теплая гигиеническая называется «Швитц» Считается что данная баня имеет корни в русской бане с дополнениями из финской сауны. Парные в данных банях есть как с влажным воздухом, так и с сухим, где температура может достигать отметок 120 градусов.

Парная имеет лестничные полоки, как и в русских парных и моются в них прямо внутри парной, как в русских общественных банях в старину. Берется распаренный дубовый веник и окунается в деревянный таз с мыльной водой, далее происходит омовение. По сути, у нас делали так же в давние времена, но я такого никогда не встречал. Буду пробовать, правда, дубовых нет веников, попробую с березовым.

Точной расшифровки слова «Швитц» на русском языке нет, но оно происходит от немецкого слова «Shvitsbad» и переводится как «потовая баня». Данные бани получили большое распространение в Германии, где сохранились несколько таких бань аж с 14 века, и в США, где данные бани стали местом сбора не только евреев, но и бандитов, моделей и мясников. По эти бани даже фильм сняли в 1993 году, но найти его на русских площадках я не смог.

Надеюсь, Вы дочитали статью до конца и почерпнули для себя что-то новенькое из банного мира. Подпишитесь на мой канал, если хотите получать незаезженный материал на такую интересную тему, как «Баня».

Иудейская ритуальная миква и паровая баня швиц

Избражение на заставке: Т. Киршнер. Купание у евреев. Гравюра по меди. 1726 г. Нюрнберг. Слева изображено ритаульное погружение с головой в холодную микву, где специальная женщина (баланит) следит, чтобы все было «кошерно». Справа изображено обычное купание в ванне и горячая печь-каменка на заднем плане в швитце.

Иудейское омовение в Микве – ритуальная банная процедура, сохранившаяся в почти неизменном виде с древнейших времен. Омовения для ритуального очищения были заповедованы евреям Богом: «И сказал Господь Моисею, говоря: сделай умывальник медный для омовения. и налей в него воды; и пусть Аарон и сыны его омывают из него руки свои и ноги; когда они должны входить в скинию собрания, пусть они омываются водою, чтобы им не умереть. и будет им это уставом вечным, ему и потомкам его в роды их» [Исх. 30:17 – 21].

Современное христианство также адаптировало ритуалы омовения в водах святых источников, рек и озер из древних языческих кельтских и славянских культур, но для их совершения нет необходимости строить специальные сооружения, такие как для иудейского ритуала омовения в микве. Буквальное значение термина «миква» – «сборник, емкость» для воды. Однако на иврите «миква» созвучна слову «надежда», и может использоваться и в этом значении. Также термин «миква» используют в значении «животворный источник» как, например, в книге Иеремии (стих 17:13) где Бог сравнивается с Миквой (надеждой и очищением) для Израиля. Значение омовения (tevillah) в микве тоже, что и в других культурах – возврат в духовное лоно матери и символическое повторное рождение с очищением от груза прошлого.

Миква является одной из важнейших составляющих иудейского культа: еврейским общинам предписывается прежде синагоги строить микву, а если денег на ее строительство недостаточно – разрешается продать свитки Торы. Миква может быть расположена в отдельном здании или подвальном помещении. Большинство микв использует резервуары для сбора дождевой воды, которая затем поступает в бассейн для омовения только под силой гравитации: использование насосов запрещено. Вода в бассейне должна быть непроточной. В современных неортодоксальных вариантах водопроводная вода приобретает статус «живой» от соприкосновения с природной водой, примешиваемой из отдельного резервуара – бора.

Если в старину критики иудаизма упрекали евреев за негигиеничность ритуала омовения в микве, когда в одной и той же купели с непроточной водой омывалось много людей, то современный ритуал омовения предусматривает предварительное мытье тела в обычной ванне. В Санкт-Петербурге в настоящее время существует две действующие миквы. Посмотрите, как выглядит комплекс помещений современной миквы (на дождевой воде) во дворе Большой Хоральной Синагоги в Санкт-Петербурге:

Как в старинных миквах, так и в современных вода может нагреваться. Классическая миква имеет объем 575 литров и ступени для спуска в бассейн. Погружаться в микву следует три раза, с головой и с задержкой дыхания. При ритуальном омовении тело должно быть полностью свободно от всего «неестественного», включая украшения и повязки. Перед омовением ногти должны быть острижены, а волосы расплетены. За омовением в микве может следить специальный человек, определяющий, «кошерным» ли было омовение или нет. Баня не может заменить микву: «Даже тогда, когда женщина будет мыться в бане, основательно и долго, даже тогда, когда она обольется всеми водами мира, она все же не будет считаться чистой, пока не примет микву».Всего только в Германии известно более 400 старинных микв, таких как, например, миква в Кёльне 1170 года постройки. Современных действующих микв в Германии насчитывается около 30 единиц. Большинство из них используют дождевую воду, собираемую на крышах зданий. В Берлине есть действующая миква, получающая воду из скважины на глубине 42 метров. Посещение миквы – обычно тайное мероприятие для окружающих не-евреев. За омовение нужно отставить пожертвование – цдаку, которое «усиливает благословление».
Полное «кошерное» погружение в микву называется Тевила или Твила (имя Иоанна Крестителя на иврите звучит как «Ха-ма-твил» («баптист» или «креститель»). Кроме того в некоторых европейских городах еврейские миквы имели отдельные купели для омовения «некошерной» посуды.

Однако, у иудеев существует и обычная «горячая» паровая баня. В средневековой христианской Германии согласно 11-му правилу VI Вселенского Константинопольского собора евреям не позволялось мыться в одних банях с христианами и лечиться в одних с ними больницах. Даже христианским слугам евреев не позволялось мыться в христианских банях. Поэтому евреи были вынуждены просить у властей разрешения и строить свои собственные бани и больницы. В Нюрнберге еврейская баня появилась в 1340 году. В Вене баню «Вунденбург» построил еврей Либман в 1314 году. За бани евреи платили двойной налог. В некоторых европейских городах, где не было отдельных еврейских бань, евреям позволяли мыться в общественных банях по определенным дням, например, по четвергам. Известно, что во Франкфурте до 1450 года евреи ходили в общие бани с христианами и «никто на это не обижался».

Традиционная гигиеническая еврейская баня называется «швиц» (shvitz). На идише это слово имеет два значения, одно из которых «пот», а второе – не слишком благозвучное, означающее куртизанку. Еврейская традиция посещения паровой бани для здоровья имеет возраст как минимум две тысячи лет. Баня часто упоминается в Талмуде. В древнем Иерусалиме было две системы подачи воды: для религиозных микв и для гигиенических целей.

Считается, что швиц имеет корни в русской (польской) бане, но, на самом деле, еврейская баня обладает чертами, заимствованными и у финской сауны, и у римских терм. В еврейских банях есть парные с влажным паром и суховоздушная сауна. Температура в еврейских парных может достигать 115°C. Точно так же, как и в русских парных, в швитцах есть ступенчатые полки. В швитцах моются прямо в парной – как в русских общественных банях в старину. Моются в парных при помощи горячего дубового веника «плайтца», который макается в деревянный таз с мыльной водой, как делали в старину в русских банях. Из-за большого количества воды пар в швитце более тяжелый, чем в русской бане. Точно также как и в восточных банях, в швитцах делают массаж, ставят банки или пиявок и делают кровопускание.
Есть в банях и бассейн с холодной водой для контрастного окунания. После бани обычно следует обильная трапеза.

Термин «shvitz» в идише происходит от немецкого слова «Shwitzbad», что означает «потовая баня». Точного аналога на русском языке нет, поэтом термин переводится как «паровая баня». В конце XIX века в Нью-Йорке было 60 еврейских бань. В настоящее время швитцы встречаются в мультибанных американских спа–комплексах.

Фильм «Швитц», снятый в 1993 году режиссером Джонатаном Берманом, показывает мир иммигрантских еврейских бань Нью-Йорка, бань бандитов, раввинов, фотомоделей и мясников.

Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/kak-nazyvaetsya-evreyskaya-banya/

Журнал «ПАРТНЕР»

Всё о немецкой бане

Немецкий пар костей не ломит

Илья Бруштейн (Санкт-Петербург)

В последние годы немецкие банно-водные комплексы становятся таким же всемирно известным символом, «брендом» Германии, как пиво, шнапс или сосиски… Они привлекают не только опытных немецких парильщиков, но и туристов, посещающих эту страну. Важно отметить, что практически все бани и бассейны могут принять «гостей с особыми потребностями», в том числе инвалидов-колясочников. В Германии не экономят ни на современном оборудовании, ни на обучении персонала… Какие же открытия таят в себе немецкие бани? Чем они отличаются от привычных для россиян парилен?

В купальниках и плавках вход воспрещен!

А не пойти ли нам в баню? Живя в Германии, стоит ответить на этот вопрос утвердительно. На берегах Рейна, Одера, других рек и озер находится множество банных и водных комплексов, состоящих из различных бассейнов, саун, паровых бань, джакузи и т.д. Здесь понравится и любителям спортивного плавания, и поклонникам крутых водных горок, и, конечно, знатокам настоящего пара.

Многие оздоровительно-развлекательные объекты построены в районах выхода на поверхность термальных вод. А значит, в них можно не только принять водные процедуры и попариться, но и насладиться целебной подземной водой. В этих комплексах имеются и массажные кабинеты, и косметологические салоны, и разнообразные кафе и рестораны. Программа отдыха на целый день обеспечена!

Вместе с моим приятелем Манфредом мы отправились в центр водных развлечений «Мирамар», находящийся в небольшом городке Вайнхайме (Weinheim), что в 90 километрах к югу от деловой столицы страны Франкфурта-на-Майне. Немецкие банно-водные заведения обычно разделены на две зоны. И «Мирамар» не является исключением.

«В той части комплекса, где располагаются бассейны и водные горки, следует находиться в плавках и купальниках. Всё как в России! – рассказывает Манфред. – В зоне саун и паровых бань и мужчины, и женщины полностью обнажены. Здесь запрещено находиться в плавках и купальнике! Разрешается только обмотаться хлопчатобумажным полотенцем. Это относится не только к самим саунам и паровым баням, но и к прилегающей к ним территории».

В баню – всей семьей

Почему в Германии, в отличие от России, не разделяют бани на мужские и женские? «В нашей стране баня – это важная часть семейного отдыха. Сюда нередко приходят родители с детьми. В этой ситуации «специальные» мужские и женские бани были бы просто неуместны», – отвечает Манфред. Впрочем, некоторые банные комплексы один раз в месяц всё-таки устраивают специальный «женский день», когда мужчинам вход в баню запрещен.

В сауну, паровую баню и в хамам (турецкую баню) нельзя заходить в плавках и в купальниках. Это правило также имеет свое обоснование. Немецкие любители «настоящего пара» твердо убеждены в том, что в помещениях с высокой температурой и повышенной влажностью недопустимо использование синтетических материалов, в том числе любых текстильных изделий, сделанных из синтетики. Купальники и плавки могут стать источниками опасных испарений, которые сведут на нет лечебный эффект сауны, паровой бани или хамама. Разумеется, не может быть и речи о том, чтобы зайти в парильню в резиновых тапочках или в резиновой шапочке.

В сауне дисциплина железная

В Германии в саунах и паровых банях царит железная дисциплина. Во-первых, категорически запрещается прикасаться руками, ногами или другими частями тела к деревянной поверхности. Для посещения парильни необходимо иметь специальное полотенце, длина которого около двух метров. На этом полотенце можно сидеть или лежать на лавках.

Во-вторых, во время посещения сауны необходимо соблюдать тишину, чтобы не мешать другим гостям наслаждаться банными процедурами.

В-третьих, необходимо вовремя прийти к началу «ауфгусса», чтобы занять свое место и ожидать начало церемонии.

Банная церемония по-немецки

Термин «ауфгусс» – Aufguss – дословно обозначает «полив, выливание». Во время этой процедуры сотрудник банного комплекса (ауфгуссе-мастер) поливает камни парильной печки-каменки водой с эфирными маслами (апельсиновым, медовым, эвкалиптовым, мятным и т.д., а иногда – пивом). Перед этим он обычно проветривает помещение, а потом начинает с усердием разгонять пар по потолку, а также обмахивать посетителей, чтобы прогреть их целебным паром.

«Ауфгусс» – это целое шоу. Банный мастер не только отвечает за отменный пар, но и не забывает общаться с гостями, рассказывает им шутки и анекдоты. Нередко сауны оснащают музыкальными установками. Поэтому ауфгуссы различаются не только по аромату, но и по музыкальному сопровождению.

Для управления движением воздушных потоков мастера банных церемоний используют обыкновенные полотенца, а также флаги, специальные гигантские веера и даже мешочки, наполненные травами. Эти мешочки не только разгоняют пар, но и способствуют наполнению сауны освежающе-пьянящим ароматом сена…

Продолжительность ауфгусса составляет обычно от шести до двенадцати минут. В течение этого времени не принято покидать сауну и перемещаться по ней, чтобы не выпускать пар и не мешать проведению церемонии. Впрочем, если у кого-либо ухудшится самочувствие, то вполне можно выйти на свежий воздух и до завершения ритуала.

Проводятся и специальные ауфгуссы, во время которых гостям раздают кубики со льдом, массажную соль, различные кремы, лосьоны и другие «вспомогательные субстанции». Эти ауфгуссы способствуют лучшему раскрытию пор кожи и наполнению организма новой энергией. Скажем, во время «медового ауфгусса» каменка печки поливается медовым раствором. И одновременно посетители с ног до головы обмазываются медом. А после завершения процедуры можно насладиться ароматным чаем с медом.

Нередко после ауфгусса любителям пара предлагают выпить горячего чая, холодного сока или лимонада, отведать мороженого или фруктов. Эти «подношения» не нужно дополнительно оплачивать. Они, так же как и сами ауфгуссы, входят в стоимость посещения банного комплекса: от 15 до 40 евро за день пребывания. Впрочем, угощают не всех, а только тех, кто присутствовал на банной церемонии.

В немецких банях ауфгуссы проходят строго по расписанию, например, в начале или в середине каждого часа. При входе в банный комплекс всегда висит «план ауфгуссов» на сегодняшний день. В крупных и многолюдных заведениях эти ритуалы одновременно проводятся сразу в нескольких саунах.

Сауны на любой вкус

Немецкие и не только немецкие любители пара порой готовы преодолеть сотни и даже тысячи километров, чтобы посетить особо популярные банные комплексы. Например, в «Термах Эрдинга», расположенных в городке Эрдинг (Erding) вблизи Мюнхена можно посетить 18 различных саун и две паровые бани.

Многие из этих саун поистине уникальны. Здесь имеется весьма внушительная по размерам сауна-планетарий(!), оборудованная куполом звездного неба. Можно погреть косточки и одновременно послушать лекцию по астрономии!

Гостям Эрдинга полюбилась также сауна-пивная, где в «теплой» обстановке не только проводят ауфгуссы, но и угощают безалкогольным пивом. Еще один аттракцион – сауна-пекарня. В ней выпекаются вкусные булочки. Ни с чем не сравнимый хлебный аромат влечет сюда парильщиков и парильщиц! После окончания ауфгусса банный мастер, выполняющий также обязанности пекаря, предлагает своим «клиентам» подкрепиться свежей ароматной выпечкой.

В комплексе «Badewelt Sinsheim» (Банный мир Зинсхайма), находящемся в земле Баден-Вюртемберг, имеется сауна-кинотеатр, где на большом экране в течение целого дня демонстрируются познавательные документальные фильмы. Здесь соорудили также сауну-аквариум, в которой можно через стекло наблюдать за движением ярких рыбок. Есть «тропическая» сауна с окном, открывающим вид на огромную клетку с экзотическими птицами, пальмами и лианами.

Банная «изюминка»

«Многие немцы, посещающие Россию или живущие в ней, с восторгом отзываются о русской бане, где парятся березовыми вениками. У нас считается, что русская баня помогает понять душу России… Я думаю, что российским людям живущим или посещающим Германию, также стоит посетить наши бани!, – замечает Манфред, когда мы после пяти часов пребывания покидаем «Мирамар».

«В чем же состоит главная особенность немецкой бани?» – спрашиваю я у своего приятеля. «Секрет состоит в том, что каждое заведение старается придумать какую-то свою банную «изюминку», предложить что-то уникальное или хотя бы оригинальное… Можно путешествовать по стране от бани к бане и открывать для себя Германию».

С этой точкой зрения трудно не согласиться. Например, гордостью комплекса «Мирамар» является сауна «Кело», построенная из древних полярных сосен. Людям, передвигающимся на инвалидной коляске, будет полезно узнать, что в «Кело» можно въехать прямо на коляске, в том числе и во время проведения ауфгуссов. В других саунах, к сожалению, это невозможно, но сотрудники заведения всегда с удовольствием окажут помощь «особым» посетителям.

В Вайнхайме к бане примыкает великолепный песчаный пляж озера Вайд.

В крошечном саксонском городке Айбеншток (Eibenstock), на границе с Чехией, «изюминкой» банного комплекса стала баня по-черному, а также… русская баня, где ауфгуссы проводятся не полотенцами, флагами или веерами, а березовыми вениками.

О здешних банях можно рассказывать бесконечно. Но лучше самому посетить немецкую баню! С легким паром!

Источник статьи: http://www.partner-inform.de/partner/detail/2016/4/221/7909/nemeckij-par-kostej-ne-lomit?lang=ru

Оцените статью
Про баню