Чукча моется в бане

Как моются чукчи? Интересные факты.

Некоторые места планеты поражают воображение своими климатическими условиями и особенностями быта обитающих там народов. Одно из таких мест – Крайний Север. На земле не найти более сурового края. В условиях вечной мерзлоты найти там что-то живое достаточно сложно. Редкое растение и животное выдержит такую температуру. Однако и в тех сложных условиях люди приспосабливаются к жизни. Одним из народов, населяющих северный край, являются чукчи. О них и пойдет речь в данной статье.

Кто такие чукчи

Чукчи – это древние обитатели крайнего северо-востока Сибири. По роду своей деятельности они делятся на кочевые, оседлые и пешие. У чукчей издревле сложилось два основных типа хозяйства. Первый – это оленеводство, а второй – морской промысел. И оседлые, и кочевые чукчи ведут весьма скромный образ жизни.

Домашняя утварь содержит лишь самое необходимое количество предметов, изготовленных в основном из дерева. Один из вопросов, часто интересующих пользователей Сети: как моются чукчи? Ходит множество слухов о том, что чукчи якобы вообще не моются или моются раз в год.

Моются ли чукчи

Принять горячую ванну или душ в условиях Крайнего Севера – задача практически невыполнимая. Поэтому с давних времен так повелось, что жители северного региона практически не мылись. У чукчей даже было поверье, что во время мытья из тела человека вымывается сила и здоровье. Это неудивительно, поскольку даже в нагретой палатке температура воздуха редко повышается выше нуля. Чтобы защититься от холода, чукчи вынуждены натирать свои тела жиром, который предохраняет их от переохлаждения. Смывая жир, они становятся незащищенными от лютых морозов. Исходя из всего, становится понятным, почему чукчи не моются. Однако способы очищения тела они все же придумали.

Как моются чукчи

Местные жители изобрели такой способ: они периодически собирались стойбищем, обмазывали свои тела жиром нерпы, разводили огонь и грелись около костра. Грязь, налипшая на тело, смешивалась с растопленным от костра жиром. Взяв в руки специальные скребки, чукчи соскабливали грязь с жиром со своих тел.

Есть еще один способ того, как моются чукчи. Для очистки своего тела от загрязнений жители Крайнего Севера придумали носить кожаную одежду ворсом внутрь. В результате этого происходит механическое очищение кожи при помощи ворсинок.

Современные условия

Конечно же, технический прогресс дошел и до таких отдаленных от цивилизации уголков планеты, как Крайний Север. Еще со времен советской власти жителей тундры стали принудительно приучать к банным процедурам. Данный процесс с течением времени прижился.

В нынешний час современные оленеводы получили возможность использовать мобильные бани. В их распоряжении имеются также миниатюрные переносные печи. Это, конечно же, делает процесс очищения тела гораздо более простым и удобным.

Однако, несмотря на все достижения современности, жители Крайнего Севера, по сравнению с другими народами, принимают ванны гораздо реже. Для них жир, который они наносят на свое тело, – это важный помощник в борьбе с суровыми холодами. Поэтому они не сильно торопятся с ним расставаться.

Интересные факты

Как и где моются чукчи, мы разобрались. Стоит отметить также физиологические особенности данной народности. Несмотря на то что жители Крайнего Севера достаточно редко моются, от них не исходит резкий, неприятный запах. Северные народы не нуждаются в дезодорантах. Мало того, ходят даже слухи, что после того, как под влиянием советской власти чукчи стали регулярно мыться, их кожа стала трескаться и кровоточить. Ушная сера у жителей тундры также отличается от европейской. Если у нас она вязкая и липкая, то у народов Севера она совершенно сухая.

Заключение

Многие люди приходят в шок, когда узнают, как моются чукчи. Тот, кто привык принимать душ каждый день, не может себе представить, как можно не мыться неделями. Однако следует учитывать и физиологию разных народов мира, и климатические условия, в которых они проживают. У чукчей нет нужды мыться каждый день. Во-первых, в условиях суровых морозов они практически не потеют. Во-вторых, их пот, даже если он и образовывается, не имеет неприятного запаха и не доставляет таких неудобств, как жителям более жарких регионов. А в-третьих, защитная пленка на коже в совокупности с нанесенным на нее жиром – это самая главная защита от лютых морозов Крайнего Севера.

Источник статьи: http://fb.ru/article/383012/kak-moyutsya-chukchi-interesnyie-faktyi

Как моются чукчи? Жирная баня

Многим известны слова у мусульман: «что не смоет вода, то смоет песок!» Интересное изречение. Лично мне кажется, что оно не совсем касается мытья в смысле гигиенической процедуры, но эта фраза послужила причиной для обсуждения с друзьями по поводу , а как моются чукчи, живущие в далеке от воды и огня, в условиях вечного холода?

К сожалению с чукчами пообщаться не пришлось в связи с трудностями выхода последних онлайн из тундры. Поэтому пришлось довольствоваться отзывами бывавших в местах их проживания людей. Вот что они пишут о том как моются чукчи (я цитирую):
1. Чукчи практически не мылись, потому, что считали, что, когда человек моется, он вымывает из своего тела силу и здоровье. Этот аспект скорее духовный чем относится к бане или ванне.

Читайте также:  Почему после бани плохое самочувствие

2. Волосы чукчи раньше действительно смачивали мочой (чтобы не было вшей). Урина выступает бактерицидным «препаратом». Более того, когда чукчанка рожала, она обмывала своего новорожденного так же своей мочой. Моча хороший антисептик.
Да и потом: чукчи, в большинстве своем, кочевники-оленеводы. Они почти круглый год кочуют по тундре за оленьими стадами, переносят свои дома, а пастухи перемещаются вслед за оленями по пастбищам, оберегая их от нападения волков. О каком же мытье в горячей воде и тем более о бане может идти речь при таком образе жизни?!

3. Исторические факты свидетельствуют и о том, что советское государство не могло допустить, чтобы его граждане оставались немытыми. Поэтому чукчей в свое время насильно приучали к бане. В результате самобытность народа и многие приемы выживания в сложных условиях Севера были почти утрачены. Современный быт проникал в жизнь и гигиену чукчей со скоростью вездеходов.

Как моются чукчи? Как хотят так и моются!

Теперь в плане помыться — легче. Появились мобильные бани, миниатюрные печи на отработке и на дровах и т.п. Но есть одно огромное «НО»! Многие утверждают, что мыться чукчам не очень то и можно. Связано это с тем, что спасаясь от холода (даже в теплой палатке температура колеблется в районе нуля), чукчи натираются жиром, который служит барьером от холода. Смывая его — они теряют возможность противостоять холоду.

Шутники говорят, что чукчи моются спиртом или водкой, которую им завозят из федеральных резервов. Там водка дешевле горячей воды. Они собирают мох, высушивают его и пользуются им в качестве прокладок и подгузников для детей.
***
Это когда-то давно было в передаче «Клуб кинопутешествий». О чукчах-оленеводах, что жили в тундре, без условий, без водопровода и других благ из мегаполисов. Есть только белый холодный снег. Деревьев там тоже нет, чтобы заготовить дрова и развести костёр для подогрева воды. Они собирают веточки со всяких полярных кустиков и складывают их. А когда накапливается много (раз в год) , то собираются всем стойбищем, разводят костер, намазывают себя жиром (может, салом? ) нерпы и, отогревшись от костра, соскабливают с себя жир вместе с грязью костяными скребками. Потому что столько воды нагреть никакого костра не хватит. Это традиционный способ, но, может быть сейчас и спиртом оттираются, кто их знает?
Одно выяснили точно — чукчи моются. Просто эту процедуру европейцы мытьем никогда бы не назвали, тем более баней.

Источник статьи: http://dombrus.org.ua/kak-moyutsya-chukchi-zhirnaya-banya/

Почему чукчам, эвенкам и другим народам Севера нельзя было мыться в русской бане

Традиции быта чукчей, манси, хантов, эвенков и других северных народов не предполагали мытья тела. Это объяснялось как природными факторами — проживанием в условиях Крайнего Севера, где 9 месяцев в году лежит снег, а летом вода в водоемах холодная, и для ее согрева нужно много топлива, которого нет — так и более глубинными причинами.

Очищение, а не мытье

Как известно, мытье — это не только физическое очищение тела от грязи и ороговевших частичек кожи. Но и процедура приспособления организма, иммунитета к той природной среде, в которой существует человек. О гигиене каждый народ заботится, исходя из сложившихся факторов и условий жизни. Традиции народов Крайнего Севера содержат гигиенические процедуры, помогающие поддерживать тело в чистоте. Некоторые из них практикуются и сейчас.

Например, жители одного стойбища собираются в чуме или яранге вокруг очага, набрасывают на себя всю одежду и преют под ней. Когда они вспотеют, то начинают костяными скребками очищать кожу друг друга. По завершении ритуала очищения тело смазывается жиром нерпы.

В арктической тундре, по мнению ученых, это оптимальный способ ухода за собой. Но до того, как это открытие было официально признано, было предпринято немало попыток привнести чуждую северным народам культуру гигиены и быта, что нередко приводило к трагедиям.

Насаждение «советского» образа жизни

Оно началось на Севере в 30-х годах XX века. Борьба с религией, конфискация частных стад в колхозные сочеталась с приобщением северных аборигенов к «цивилизации». В первую очередь, приобщались дети. Их отбирали у родителей, помещали в детские сады при культбазах.

На этих культбазах активисты из числа комсомольцев и коммунистов стали стараться в кратчайшие сроки воспитать новый тип человека, шагнувшего из первобытного строя в коммунизм. Конечно, однозначно вредными такие преобразования считать неправильно. Например, они способствовали массовому распространению информации среди местного населения. Школы и библиотеки расширяли кругозор, углубляли знания людей. Здесь можно было получить квалифицированную медпомощь, купить необходимые товары.

Но агрессивное навязывание культуры быта, например, мытье в бане с мылом — поцедура, ставшая для детей обязательной, не была однозначно полезной. Более того, многие стали болеть и умирать. Родители стали похищать детей с культбаз, возвращать в родные стойбища. Это же стало одной из причин восстаний активно вспыхивавших на Севере против власти в 30-50 годах.

Адаптация к местной среде обитания

Уже никто не отрицает, что насильственное внедрение бытовых и гигиенических правил для народов, выработавших собственные привычки и правила в этой сфере, больше вредны, чем полезны. Причин здесь несколько.

Читайте также:  Светильник в баню 100вт

Первая — организм аборигенов, веками не знавших горячей воды, реагировал на нее негативно. Проявлялись сбои со стороны сердечно-сосудистой системы.
Вторая — горячая вода смывала наружный жировой покров с кожи туземцев. А он выполнял защитную роль, оберегая от переохлаждения, сухости покровов, болезнетворных бактерий. Лишившись естественной защитной пленки, жители Севера становились гораздо более уязвимы к внешним природным факторам, бактериям и вирусам.
Третья — это массовый летний вылет гнуса. Наружный задубевший слой эпидермиса, смешанный с жиром, не только отбивает запах человеческого тела, притягивающий насекомых, но и мешает им прокусить кожу.

Отчуждение от привычного образа жизни, спаивание северных народов

Со временем политика СССР в отношении аборигенов Севера стала более либеральной. Однако курс на города никуда не делся. Изменились методы. В 60-70-е гг. к бане стали приучать водкой. Тем, кто помылся в бане, наливали стакан спиртного.

Мытье быстро стало профанацией. Быстро окатив себя в бане водой, местные жители, демонстрируя струи, стекающие с тела, требовали «награду». Такая практика, вкупе с низкой генетической толерантностью местных жителей к алкоголю, привела к трагедии. Коренное население стало резко убывать.

Сегодня городские представители коренных народов Севера принимают и ванну, и душ. Электрификация стойбищ, использование репеллентов и современной одежды для защиты тела, отказ от традиционных способов хозяйствования позволили северному населению адаптироваться к новым бытовым условиям. Но у ученых появились новые данные. Слишком частое мытье, популярное у современных городских жителей, сегодня признано вредным не только для туземцев, но и для европейцев.

Источник статьи: http://cyrillitsa.ru/narody/137103-pochemu-chukcham-yevenkam-i-drugim-naroda.html

Чукотская баня. Отрывок из спектакля

БАНЯ ТРЕТЬЯ
«ЧУКОТСКАЯ»

Из-за кулис доносится: «Эге-гей!», и вслед за этим, в стык, в фонограмме звучит музыка песни «Увезу тебя я в тундру». На сцену в дублёнках, унтах и меховых северных шапках выбегают участники Чукотской бани.

ЧУКЧА(женщинам). Ну, женщины, давайте, однако, мойте меня!

Женщины-чукчанки начинают тереть мочалками и нахлёстывать вениками чукчу прямо по дублёнке. Тот от удовольствия шумно сопит и время от времени покрякивает. На шум выходит Банщица.

БАНЩИЦА. Одну минуточку! Что это вы тут устроили?

ЧУКЧА. Однако отойди, женщина! Не мешай!…

БАНЩИЦА. Что значит «отойди»? да разве же здесь у нас моются? Да разве так в бане моются?

ЧУКЧА. А как в бане моются?

БАНЩИЦА. Банное помещение там, а тут у нас предбанник. И потом для начала надо билет взять и хотя бы для приличия раздеться.

ЧУКЧА(жене-чукчанке). Слышала? У них тут раздеваются для приличия, а у нас для неприличия.

ЖЕНА. Тёмные они, однако…

БАНЩИЦА. Сами вы темнота! Неужто же вы собираетесь горячей водой свои дорогущие дублёнки портить?

ЧУКЧА(недоумённо). Снег чукча видел, камень видел, олень видел, ледяной вода видел… Горячий вода не видел, однако.

БАНЩИЦА. Как не видел? Ну, чудеса!…

Банщица быстро ныряет за ширму и тотчас возвращается с чашкой горячего чая и чайником.

На-ка вот, попробуй.

ЧУКЧА(обнюхивает чашку). Пусть сначала женщины пробуют, однако.

Пускает чашку по кругу, женщины пьют.

ДОЧКА. И тепло, как в яранге.

БАНЩИЦА. Ещё бы не вкусно и не тепло… (Чукче) Налить ещё?

ЧУКЧА. Не. У чукча, однако, свой напитка есть…

Достает из-за пазухи банку растворимого кофе.

Только как это пить чукча не знает.

БАНЩИЦА. А ты этикетку читай, там всё написано. Читать-то умеешь?

ЧУКЧА. Умею, однако, геолога учила… (Читает) «Засыпать две ложки кофе…

Зачерпывает из банки две ложки кофе и отправляет в рот.

…добавить сахара по вкусу…

Сыплет в рот сахар.

Забирает у Банщицы чайник и заливает в рот.

…тщательно всё перемешать».

Начинает крутить бёдрами из стороны в сторону, перемешивая в животе содержимое.

Ну и придумают же, однако!

БАНЩИЦА(изумлённо). Видела я тундру, но чтобы… (стучит по дереву) …деревянную!

ЧУКЧА(банщице). Женщина, стойбище к бане готово, однако!

БАНЩИЦА. И это – стойбище?…

ЧУКЧА. У нас что ни яранга, то и стойбище. Это – мой жена, это – тёща, а это – лапушка-дочка. Подавай баню, женщина!

БАНЩИЦА. Ну что ж, вот вам билеты, но первыми моются дамы.

Звучит весёлая музыкальная отсечка. Женщины-чукчанки уходят за ширмы, а Чукча садится на лавку.

БАНЩИЦА. А тебя как же звать-величать, мил человек?

ЧУКЧА. Мамка Колой кликала, а геолога Колей называла, однако.

БАНЩИЦА. Ну, Коля – так Коля. А ты чего ж так вырядился-то – на одной ноге сапог, на другой – валенок?

ЧУКЧА. Э-э, чукча умный. Чукча погоду слушала: местами дождь, местами снег передавали.

БАНЩИЦА. Тьфу! Ну, чисто малое дитя, ей-богу! Ну и как же вы там живёте, у себя в тундре, Коленька?

ЧУКЧА. Хорошо живём, однако. Чукча каждый день охота ходит.

БАНЩИЦА. Ну а потом, после охоты?

ЧУКЧА. Жену люблю, однако.

БАНЩИЦА. А потом?

ЧУКЧА. Опять жену люблю.

БАНЩИЦА. Ну а потом, после этого.

ЧУКЧА. И потом жену люблю. До вечера люблю, однако.

БАНЩИЦА. А вечером что делаешь?

ЧУКЧА. Вечером? Вечером лыжи снимаю.

БАНЩИЦА. Ну, если ты так уж жену свою любишь, так ты бы вместо того, чтобы кофе себе покупать, шоколадных конфет ей купил бы.

ЧУКЧА. Не ест она эти конфеты ваши. У ней от фольги изжога…
Слушай, уважаемая… Я тут на охота недавно ходил, женщина видел наполовину чёрный, наполовину белый. Очень любил её, однако.

Читайте также:  Степень влажности влажного пара это

БАНЩИЦА. Да не может этого быть, чтобы женщина была наполовину белая, наполовину чёрная. Таких женщин в природе не бывает.

Банщица, махнув рукой, уходит.

ЧУКЧА. Ай, ай! Значит, это пингвина была!…

Над ширмой появляются женщины-чукчанки и начинают мыться.

ЧУКЧА. Жена, помнишь, прошлый год я тебе кровать покупала?

ЖЕНА. Помню, Коля. Хороший кровать.

ЧУКЧА. Под ней нефть нашли, однако.

ЖЕНА. Кто тебе сказал?

ЧУКЧА. Геолога сказала, он под кроватью сидела.

В фонограмме слышен звук летящего самолёта.

ДОЧКА. Ой, самолёта, самолёта! Смотри, папка!

ТЁЩА. Однако правительство полетела!

ЧУКЧА. Однако нет. Если бы правительство был, то летели бы ещё четыре мотоцикла…

Чукча достаёт из кармана свой национальный инструмент и начинает извлекать из него разнообразные унылые звуки. На звук выходит Банщица и некоторое время с интересом слушает.

ЖЕНА. Дочка, а дочка. Я нашему папке хороший вельветовый джинса купила. Теперь каждый вошка по свой дорожка бежать будет.

БАНЩИЦА(всплеснув руками). Так у него, что ж, педикулёз?!… Вошек же лечить надо!

ДОЧКА. Ой, бедный вошка! Они болеют!…

БАНЩИЦА. Надо же! И эти не лучше. Ой, тундра!… (Громко) Ну, довольно, барышни! Помылись – дайте и мужичку вашему с вошками разобраться… (К Чукче) Прошу в баньку, Коленька!

ЧУКЧА. В твой баня мыло есть, женщина?

БАНЩИЦА. А что ж за баня без мыла? Есть, конечно, — «яичное».

ЧУКЧА. Чукча весь помыться хотел, однако.

БАНЩИЦА. Тьфу ты, господи! Вот и поговори с ним. «Яичное» — это мыло так называется. Понял, дурья башка?

ЧУКЧА. Странный названия…

БАНЩИЦА. И ничего не вижу тут странного. Яйца в мыло добавили – вот и «Яичное».

ЧУКЧА. Ай, ай! А моя оленя резал – их выбрасывал. Теперь в мыло добавлять буду.

БАНЩИЦА. Добавляй, добавляй, только иди уже мыться, ради бога!

В фонограмме музыкальная отсечка. Женщины-чукчанки выходят и садятся на лавочку, а Чукча уходит за ширму.

ТЁЩА. Жарко, однако…

ДОЧКА. Не, снегом мыться лучше.

ТЁЩА. Я, когда в город жила, так к ванной близко не подходила.

ЖЕНА. А когда это ты в город жила, мама?

ТЁЩА. Давно это был. Первый-то мужа моя русская была, однако.

ЖЕНА. А чего же развелася?

ТЁЩА. Да грязная он была, однако. Мылся каждый день. Утром мылся, днём мылся, вечером тоже мылся… Не, снегой мыться лучше. Он и давление снимает.

ДОЧКА. Ба, тебе же врач пиявки приписал.

ТЁЩА. Ну их! Десять штук съела – не помогает. Не могу больше.

БАНЩИЦА. Ну, как вам банька, гости дорогие?

Над ширмой встаёт Чукча, трёт себя мочалкой, хлещет веником.

БАНЩИЦА. Ну, что ж, гости дорогие, теперь сядьте-ка рядком да расскажите нам, как вы там у себя на Чукотке живёте? Наверное, голодно вам там?

ТЁЩА. Зачем голодно? Мы картошка сажаем, однако.

БАНЩИЦА. Так там же мерзлота вечная, когда ж вы её сажаете?

ЖЕНА. Ночью сажаем, чтоб колорадская жука не видела.

БАНЩИЦА. И, что же, урожай собираете?

ТЁЩА. А как же. Ночью сажаем, а утром уже копать идём.

БАНЩИЦА. Как это так?…

В С Е. Сильно кушать хочется.

ЖЕНА. А недавно моя Коля телевизора цветную купила!

ДОЧКА. И вовсе не цветной он, мамка, а чёрно-белый. Обманули папку, однако.

ЧУКЧА. Шибко глупый ты, дочка! Цветной телевизора дали. Вот скажи: чёрное – это цвета?

ЧУКЧА. А белое – цвета?

ЧУКЧА. Значит, и телевизора у нас цветная!

БАНЩИЦА. А как же вы его там смотреть будете? Во что включите?

ЧУКЧА. Э, чукча умная, чукча знает! Чукча ещё розетки купила.

БАНЩИЦА. Так ведь кроме розетки телевизору ещё электричество требуется.

ЧУКЧА. Вот ты, я вижу, женщина умный шибко, слова непонятные говоришь… А вот скажи, однако, что за установка такая у нас посреди тундра стоит. Столб длинный-длинный, и столба эта кружится и глубоко в землю входит. Что там делают?

БАНЩИЦА. Что, что… Бурят.
Все смеются.

ТЁЩА. Неправильно рассуждаешь, женщина. Мы знаем, как бурят делают.

ДОЧКА. Их буряты у себя в Бурятии делают.

ЖЕНА. А мы, чукчи, и без этой установки чукчей хорошо делаем, правда, Коля?
Выходит Чукча.

БАНЩИЦА. С лёгким паром, Коленька! Хороша ли банька?

ЧУКЧА. Ох, хороша! На будущий год ещё пойду. Однако собираться в дорогу пора…

Женщины поднимаются с лавки, и все выходят на авансцену.

БАНЩИЦА. Как же так? А может, чайку на дорожку с пряничком да с вареньицем…

ЖЕНА. Спасибо, хозяйка. Мы уже лучше дома снега попьём.

ДОЧКА. Снежком и помоемся. Белей и чище ничего нет на свете, однако.

ТЁЩА. А вам, хозяева дорогие, спасибо за внимание. Шибко хорошо вы нас слушали. Понравились вы нам. Приезжайте к нам на Чукотку!

ЧУКЧА. Прокачу вас с ветерком на оленях. Эге-гей. …

Снова в фонограмме звучит музыка песни «Увезу тебя я в тундру».

В С Е(поют). Там за северным сияньем
Далеко родимый дом.
Мы помылись в вашей бане,
Через год ещё пойдём!
Уезжаем, извините,
Но вернёмся, так и знай,
До свиданья, добрый зритель,
Здравствуй, наш чукотский край!
Припев: До свиданья, милый зритель,
До свиданья, до свиданья!
С лёгкой грустью и улыбкой
Вспоминай почаще нас!
Мы ещё к тебе приедем,
Чтоб в чукотской нашей бане,
В развесёлой нашей бане
Вместе встретиться не раз!

Источник статьи: http://proza.ru/2009/11/20/515

Оцените статью
Про баню