Швиц баня что это

10 отличных бань в Москве − от известных до полусекретных

При помощи инстаграмщиц, ЗОЖниц и экспатов бани избавились от криминального флера 90-х и превратились в модные места. Сегодня это и люксовые комплексы, аутентичные парные и памятники архитектуры. Сдаем адреса, пароли и явки первоклассных столичных бань. На 31 декабря и не только.

Сандуны

Фото: Сандуновские бани

Неглинная, 14, строение 3−7

Если вы никогда не были в бане, то начинать надо именно с Сандунов, всеми признанной классики жанра. Главные бани столицы, недавно они перешагнули 200-летний юбилей: основаны были в 1808 году Силой Сандуновым и Елизаветой Урановой, артистами театра, которым покровительствовала Екатерина II. В Сандунах всегда можно было встретить знаменитых артистов и государственных деятелей: Шаляпин, например, восхищался их акустикой и всегда репетировал здесь, причем на его пение сбегались все местные работники. Обожал Сандуны и Чехов. Во время своего романа с Владиславом Дорониным регулярно захаживала сюда и Наоми Кэмпбелл – попариться и попить пива с раками (так говорят). В Сандуны, как в музей, водят экскурсии, показывают иностранным туристам все царское великолепие – лепнину и позолоту, мрамор и колонны, огромный бассейн, напоминающий древнеримские купальни, причем особенно впечатляет высший мужской разряд. Цены – от 1 800 рублей за два часа.

«Экспедиция»

В меню в основном обстоятельные двух-трехчасовые программы. Так, в план «По-царски» (три часа на два человека за 39 000 рублей) входит: парение в четыре руки четырьмя видами веников, теплая молочно-медовая купель, массаж ног бальзамом с ментолом и эвкалиптом, обливание холодной и теплой водой, парение на матрасе из сена, живительный массаж тела, ледяная купель, пилинг с медом и морской солью, массаж бамбуковыми вениками и завершается все это очищением кожи мыльным массажем. Угощение в виде традиционного чаепития и настоящих сибирских деликатесов, строганины из северной рыбы и домашней хреновухи – приятный бонус.

Читайте также:  Готовые бани из круглого леса

Краснопресненские бани

Столярный переулок, строение 1

Главные конкуренты Сандуновских бань до революции назывались Бирюковскими – в честь державших их купцов-старообрядцев. В 1980 году бани перевезли в новое, разработанное под них здание. За интерьеры, внешний облик, техническое оснащение Краснопресненские бани получили Государственную премию Госстроя. Так что здесь шик скорее не царский, а постсоветский. Ценовая категория у Краснопресненских по сравнению с Сандунами примерно одинаковая (за 2,5 часа – от 1 800 рублей), но народу здесь меньше, а банщики, говорят, лучше готовят парную. Отдельная гордость – ресторан с толстенным меню: устрицы, суши, паштет из фуа-гра, салаты «Греческий» и «Цезарь», паста шести видов, рыбная и мясная солянка, борщ и харчо.

FRESH SPA by Natura Siberica

Фото: FRESH SPA by Natura Siberica

FRESH SPA by Natura Siberica

Ломоносовский проспект, дом 25, строение 2

Спа-комплекс от известной косметической российской марки, где предлагают попробовать «Бани СССР» (от 11 000 рублей за 2 часа на 1 человека) – это банные процедуры в традициях народов Сибири и Крайнего Севера. Байкальская представляет собой контрастное парение и скраб для тела, тувинская – с медово-имбирной маской для тела, хакасская – мягкое парение, камчатская – парение бамбуковыми вениками плюс лифтинг-маска для лица, а алтайская подходит для любителей активного парения с вениками. Волшебство, точнее, шаманство, чувствуется уже с порога: теплый вулканический камень, дикие северные ягоды и травы, магические сибирские камни, купель из натурального кедра.

Варшавские бани

Фото: Варшавские бани/«ВКонтакте»

Варшавское шоссе, 34

В плане интерьера эта баня, конечно, уступает Сандунам, а по изощренности спа-меню не может конкурировать с «Экспедицией». Зато вполне достойная альтернатива для любителей париться на юге Москвы, если не хочется ехать в центр. Есть приватные кабинеты для компаний, на которые в будние дни распространятся скидка. Из меню, кроме классического парения «По-царски» с медом (две тысячи рублей за 20 мин), завсегдатаи особенно советуют комплекс «Умиротворяющий» и бочки – омолаживающую молочную (семь тысяч) и целебную и спасающую от простуды травяную (три тысячи).

«Тазик Клуб»

Фото: «Тазик Клуб»

улица 1812 года, дом 18

Посвящается тем, кто скучает по шику времен «жирных нулевых». Несмотря на ироничное название, «Тазик Клуб» позиционирует себя как элитный банный комплекс. Состоит из четырех залов (от 9 900 за час аренды) в разных стилях: «Версаль», «Марокко», «Американо» и – внимание – конечно, «Гламур». По словам владельцев, названия остались с основания, с 2005 года, а каждый зал развивает концепцию отдельной рублевской дачи. Интерьеры очень фотогеничны, так что здесь нередко снимают фильмы и сериалы. В каждом, помимо комнаты отдыха, есть домашний кинотеатр, караоке и бильярдный стол. А в некоторых – отдельные кальянные и массажные комнаты.

«Живица»

Новая Басманная улица, 16, строение 8

Если хотите вспомнить, как в детстве на каникулах вы парились в бане у бабушки, вам сюда. Баня представляет собой настоящий сруб из карельского сухостоя, встроенный в современное городское здание. Гламура, позолоты или мрамора здесь нет, и тем приятнее душевно попариться с дубовыми, березовыми, пихтовыми и липовыми вениками. Печи, уверяют банщики, сложены «правильно»: создают легкий пар, который обжигает, не давит и не перегревает голову. А вот крепкий алкоголь и пиво в «Живице» не подают – вместо них отпаивают чаем из алтайских трав с монастырским медом, вареньем из сибирских ягод и сушками. Потому что идти в баню прежде всего стоит за оздоровлением. Программа «Алтайская живица» (2,5 часа, до четырех гостей) – от 23 000 рублей за гостя.

Воронцовские бани

Фото: Воронцовские бани

Воронцовский переулок, 5/7, строение 1

Работают с 1938 года, есть три разряда – два мужских и один женский. Короткое, но зато относительное демократичное меню спа-программ: от 3 000 за полчаса за парение с пилингом. В меню ресторана – бургеры, блюда на мангале, паста. Что немаловажно, в том же здании находится отель, так что, если сильно разморит, остаться заночевать можно прямо здесь. Цены – от 2 000 за четыре часа.

Измайловские бани

Фото: Измайловские бани

Два пышно оформленных зала, в которых по очереди по четным дням принимают мужчин, по нечетным – женщин. Интерьер выполнен в псевдорусском стиле: хохлома, бревенчатые стены, дубовые скамьи – прямо терем Рюриковичей. Причем здание постройки 1953 года обзавелось этим великолепием только после ремонта в 2003 году. Администраторы настоятельно рекомендуют заранее записываться по телефону. От 1 000 рублей – за два часа.

Покровские бани

Фото: Покровские бани

Багратионовский проезд, 12

Не сильно раскрученная баня на севере Москвы. Два мужских и одно женское отделение, парные из липы и ясеня. Оздоровительный пар с хреном, эвкалиптом и полынью завсегдатаи своими силами готовят по воскресеньям. В баре большой выбор чая и свежевыжатых соков. Посещение длительностью три часа – от 1 500 рублей.

Источник статьи: http://thecity.m24.ru/articles/1542

Как называется еврейская баня

Еврейские бани. Почему евреи мылись отдельно?

Добрый день, дорогие любители пара! Сегодня суббота и мне удалось написать еще одну статью не похожую на стандартные статьи о Бане. Надеюсь Вы ее оцените по достоинству, ведь данный материал я считаю крайне интересным и очень ограниченным в доступе. Надеюсь на Вашу активность.

Ешь в этой статье пойдет о Еврейских банях. Да да! Дело в том, что по 11 правилу 6 Вселенского Константинопольского собора евреям запрещалось мытья в одной бане с христианами. Запрещено даже было лечится в одних и тех же больницах. Евреи были вынуждены делать собственные бани.

Хоть и известно, что бани были у евреев еще в древнем Иерусалиме, отправной точкой для создания гигиенических теплых бань был именно этот закон. Почему так сложно я назвал простую баню? Да потому что у евреев есть еще одна, которая написана во всех древних писаниях и носит она исключительно религиозный характер. Заинтриговал? Давайте разберемся поподробнее.

Начнем с религиозной бани, а именно «Микве». Есть два перевода этого слова: первое- это сосуд, второе- это надежда. И там и там можно найти точки соприкосновения, поэтому точно утверждать сложно. Миква представляет собой большой сосуд из меди, бронзы или просто из выложенного камня. Классическая Миква имеет объем 575 литром и обязательно должна набираться из дождевой воды, никаких механических агрегатов. Отсюда и первый перевод «Сосуд».

Следует заметить, что вода в такой емкости стоячая, и в ней могут развиваться бактерии. А если учесть факт, что в этой воде ополаскивается каждый, то риск становится еще больше. Поэтому в современное время, прежде чем совершить погружение в Микву, а делается это ровно 3 раза, следует помыться.

После тройного погружение в воды Миквы, еврей считается духовно чист. Правда, следует внести пожертвования еще.

Ну и вторая баня, это уже теплая гигиеническая называется «Швитц» Считается что данная баня имеет корни в русской бане с дополнениями из финской сауны. Парные в данных банях есть как с влажным воздухом, так и с сухим, где температура может достигать отметок 120 градусов.

Парная имеет лестничные полоки, как и в русских парных и моются в них прямо внутри парной, как в русских общественных банях в старину. Берется распаренный дубовый веник и окунается в деревянный таз с мыльной водой, далее происходит омовение. По сути, у нас делали так же в давние времена, но я такого никогда не встречал. Буду пробовать, правда, дубовых нет веников, попробую с березовым.

Точной расшифровки слова «Швитц» на русском языке нет, но оно происходит от немецкого слова «Shvitsbad» и переводится как «потовая баня». Данные бани получили большое распространение в Германии, где сохранились несколько таких бань аж с 14 века, и в США, где данные бани стали местом сбора не только евреев, но и бандитов, моделей и мясников. По эти бани даже фильм сняли в 1993 году, но найти его на русских площадках я не смог.

Надеюсь, Вы дочитали статью до конца и почерпнули для себя что-то новенькое из банного мира. Подпишитесь на мой канал, если хотите получать незаезженный материал на такую интересную тему, как «Баня».

Иудейская ритуальная миква и паровая баня швиц

Избражение на заставке: Т. Киршнер. Купание у евреев. Гравюра по меди. 1726 г. Нюрнберг. Слева изображено ритаульное погружение с головой в холодную микву, где специальная женщина (баланит) следит, чтобы все было «кошерно». Справа изображено обычное купание в ванне и горячая печь-каменка на заднем плане в швитце.

Иудейское омовение в Микве – ритуальная банная процедура, сохранившаяся в почти неизменном виде с древнейших времен. Омовения для ритуального очищения были заповедованы евреям Богом: «И сказал Господь Моисею, говоря: сделай умывальник медный для омовения. и налей в него воды; и пусть Аарон и сыны его омывают из него руки свои и ноги; когда они должны входить в скинию собрания, пусть они омываются водою, чтобы им не умереть. и будет им это уставом вечным, ему и потомкам его в роды их» [Исх. 30:17 – 21].

Современное христианство также адаптировало ритуалы омовения в водах святых источников, рек и озер из древних языческих кельтских и славянских культур, но для их совершения нет необходимости строить специальные сооружения, такие как для иудейского ритуала омовения в микве. Буквальное значение термина «миква» – «сборник, емкость» для воды. Однако на иврите «миква» созвучна слову «надежда», и может использоваться и в этом значении. Также термин «миква» используют в значении «животворный источник» как, например, в книге Иеремии (стих 17:13) где Бог сравнивается с Миквой (надеждой и очищением) для Израиля. Значение омовения (tevillah) в микве тоже, что и в других культурах – возврат в духовное лоно матери и символическое повторное рождение с очищением от груза прошлого.

Миква является одной из важнейших составляющих иудейского культа: еврейским общинам предписывается прежде синагоги строить микву, а если денег на ее строительство недостаточно – разрешается продать свитки Торы. Миква может быть расположена в отдельном здании или подвальном помещении. Большинство микв использует резервуары для сбора дождевой воды, которая затем поступает в бассейн для омовения только под силой гравитации: использование насосов запрещено. Вода в бассейне должна быть непроточной. В современных неортодоксальных вариантах водопроводная вода приобретает статус «живой» от соприкосновения с природной водой, примешиваемой из отдельного резервуара – бора.

Если в старину критики иудаизма упрекали евреев за негигиеничность ритуала омовения в микве, когда в одной и той же купели с непроточной водой омывалось много людей, то современный ритуал омовения предусматривает предварительное мытье тела в обычной ванне. В Санкт-Петербурге в настоящее время существует две действующие миквы. Посмотрите, как выглядит комплекс помещений современной миквы (на дождевой воде) во дворе Большой Хоральной Синагоги в Санкт-Петербурге:

Как в старинных миквах, так и в современных вода может нагреваться. Классическая миква имеет объем 575 литров и ступени для спуска в бассейн. Погружаться в микву следует три раза, с головой и с задержкой дыхания. При ритуальном омовении тело должно быть полностью свободно от всего «неестественного», включая украшения и повязки. Перед омовением ногти должны быть острижены, а волосы расплетены. За омовением в микве может следить специальный человек, определяющий, «кошерным» ли было омовение или нет. Баня не может заменить микву: «Даже тогда, когда женщина будет мыться в бане, основательно и долго, даже тогда, когда она обольется всеми водами мира, она все же не будет считаться чистой, пока не примет микву».Всего только в Германии известно более 400 старинных микв, таких как, например, миква в Кёльне 1170 года постройки. Современных действующих микв в Германии насчитывается около 30 единиц. Большинство из них используют дождевую воду, собираемую на крышах зданий. В Берлине есть действующая миква, получающая воду из скважины на глубине 42 метров. Посещение миквы – обычно тайное мероприятие для окружающих не-евреев. За омовение нужно отставить пожертвование – цдаку, которое «усиливает благословление».
Полное «кошерное» погружение в микву называется Тевила или Твила (имя Иоанна Крестителя на иврите звучит как «Ха-ма-твил» («баптист» или «креститель»). Кроме того в некоторых европейских городах еврейские миквы имели отдельные купели для омовения «некошерной» посуды.

Однако, у иудеев существует и обычная «горячая» паровая баня. В средневековой христианской Германии согласно 11-му правилу VI Вселенского Константинопольского собора евреям не позволялось мыться в одних банях с христианами и лечиться в одних с ними больницах. Даже христианским слугам евреев не позволялось мыться в христианских банях. Поэтому евреи были вынуждены просить у властей разрешения и строить свои собственные бани и больницы. В Нюрнберге еврейская баня появилась в 1340 году. В Вене баню «Вунденбург» построил еврей Либман в 1314 году. За бани евреи платили двойной налог. В некоторых европейских городах, где не было отдельных еврейских бань, евреям позволяли мыться в общественных банях по определенным дням, например, по четвергам. Известно, что во Франкфурте до 1450 года евреи ходили в общие бани с христианами и «никто на это не обижался».

Традиционная гигиеническая еврейская баня называется «швиц» (shvitz). На идише это слово имеет два значения, одно из которых «пот», а второе – не слишком благозвучное, означающее куртизанку. Еврейская традиция посещения паровой бани для здоровья имеет возраст как минимум две тысячи лет. Баня часто упоминается в Талмуде. В древнем Иерусалиме было две системы подачи воды: для религиозных микв и для гигиенических целей.

Считается, что швиц имеет корни в русской (польской) бане, но, на самом деле, еврейская баня обладает чертами, заимствованными и у финской сауны, и у римских терм. В еврейских банях есть парные с влажным паром и суховоздушная сауна. Температура в еврейских парных может достигать 115°C. Точно так же, как и в русских парных, в швитцах есть ступенчатые полки. В швитцах моются прямо в парной – как в русских общественных банях в старину. Моются в парных при помощи горячего дубового веника «плайтца», который макается в деревянный таз с мыльной водой, как делали в старину в русских банях. Из-за большого количества воды пар в швитце более тяжелый, чем в русской бане. Точно также как и в восточных банях, в швитцах делают массаж, ставят банки или пиявок и делают кровопускание.
Есть в банях и бассейн с холодной водой для контрастного окунания. После бани обычно следует обильная трапеза.

Термин «shvitz» в идише происходит от немецкого слова «Shwitzbad», что означает «потовая баня». Точного аналога на русском языке нет, поэтом термин переводится как «паровая баня». В конце XIX века в Нью-Йорке было 60 еврейских бань. В настоящее время швитцы встречаются в мультибанных американских спа–комплексах.

Фильм «Швитц», снятый в 1993 году режиссером Джонатаном Берманом, показывает мир иммигрантских еврейских бань Нью-Йорка, бань бандитов, раввинов, фотомоделей и мясников.

Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/kak-nazyvaetsya-evreyskaya-banya/

Оцените статью
Про баню