Меню

А где живешь может баню

Можно ли жить в бане?

тел: 8-903-899-98-51; 8-930-385-49-16

violettaru@gmail.com

20 декабря 2018г.

Баня, как жилой дом.

Можно ли жить в бане? Например, временно, пока строится дом на участке? А почему бы и нет? В СК «Чухломская усадьба» встречались такие ситуации.

Самый первый случай был на заре нашей деятельности в начале 2000-х. Тогда наша компания строила дома и бани только из бревна ручной рубки: заготавливали лес и рубили из кругляка срубы на заказ.

К нам обратилась семья москвичей, заказали банный сруб 6х9 м с 3-метровыми выносами под открытую летнюю террасу. Высота у сруба была «банная» — 2.5 м, следовательно, в «чистоте», после настилки полов и потолков, должна была получиться высота ок. 2.10 м. Небольшая высота потолков нужна для лучшего сохранения тепла, баня должна быть жаркой.

Срубу из бревна ручной рубки требуется усадка около года. Дав отстояться бане положенный срок, хозяева приступили к ее отделке «под ключ», пригласив бригаду плотников из нашей компании для окончательных работ. После того, как были завершены отделочные работы, проведены свет, вода, канализация – хозяева установили даже унитаз в одном из закутков бани, получилось строение, пригодное не только для помывки, оно вполне могло бы сойти и за временное помещение для жилья.

Не смотря на то, что у наших заказчиков имелось вполне комфортное жилье в городе – большая квартира, они постепенно перебрались на ПМЖ в ближнее Подмосковье в нескольких десятков км от города, поселились в отстроенной бане. Условия позволяли им это: хозяин добирался на машине в город на работу, хозяйка большую часть времени проводила, работая дома за компьютером, а совершеннолетним детям уже не требовалась постоянная опека родителей, они оставались жить и хозяйничать в городской квартире самостоятельно, продолжая учебу, не выезжая за пределы города.

Наши заказчики продолжили и дальше сотрудничество с компанией «Чухломская усадьба», заказав у нас сруб дома, большого и респектабельного строения для постоянного проживания. А пока рубился их сруб у нас на делянке, они вполне благополучно уже осваивали загородную жизнь, комфортно обустроившись в бане. Площадь бани позволяла это, т.к. наладить быт для нормальной жизни там было вполне возможно.

В бане был установлен небольшой кухонный гарнитур, оборудованы временная спальня и даже «гостиная» в будущем предбаннике. Каменная печь, сложенная из кирпичей, отапливалась дровами, как символ будущего домашнего очага.

Наши заказчики были морально готовы временно пожить в таких условиях, пока строится их будущий дом, ради того, чтобы не томиться в суете мегаполиса, а отдыхать на природе, наслаждаясь тишиной и покоем загородной жизни.

Не дожидаясь, когда их загородный участок будет полностью обустроен, наши новоселы активно погружались в новую жизнь, заполняя пространство своей территории новыми растениями, посадками деревьев и кустарников по заранее намеченному плану, завели небольшой огородик, выращивая свежую зелень к столу.

Прошло несколько лет, пока сруб основного, жилого дома был срублен, поставлен на участке, дал усадку, был отделан «под ключ». А ведь это был не сруб бани, а большой дом 10х12 м высотой в два этажа, т.е. 6 м, да еще с эркерами и выпусками под террасы и крыльцо.

Только лет через пять от начала постройки бани до завершающей постройки дома хозяева смогли постепенно обосноваться в своем новом деревянном доме окончательно.

С тех пор прошло почти 20 лет, а наши заказчики, ставшие нам уже друзьями, нет-нет, да обращаются в компанию «Чухломская усадьба». В последний раз наши плотники приезжали к ним, чтобы возвести балкон в бревенчатом доме.

За много лет их пустой загородный участок преобразился в целую усадьбу с большим бревенчатым домом, настоящей русской баней из бревна ручной рубки, вместительным гаражом на несколько авто, беседкой, хозпостройкой, прудом и альпийской горкой. Хозяйка дома профессионально занимается ландшафтным дизайном, поэтому с любовью обустроила личный «кусочек» планеты.

Это был пример идеально сложившихся обстоятельств, когда у клиентов хватило финансовых возможностей, чтобы воплотить свою мечту о загородной жизни до конца, правильно выстроить стратегию, переселившись сначала из городской квартиры, используя баню, как жилой дом, а потом дождаться окончания строительства уже настоящего дома.

Но так в нашей практике получалось не у всех, кто решил сначала временно жить в бане, а потом переехать в новый дом. И первая причина неудач – деньги, которые по той или иной причине заканчивались. Кто-то неудачно рассчитал свои возможности, а у кого-то внезапно прерывался денежный поток из-за потери работы или непредвиденных срочных расходов.

Чаще всего ошибку совершают, когда начинают доводить объект «до совершенства», улучшают отстроенную баню до крайности, распыляя финансы на лишнее. Есть мудрое выражение, что нужно «отделять зерна от плевел», а это значит, что надо уметь вовремя остановиться: построил баню, используешь ее, как жилой дом временно — переключайся на основное, на постройку дома. Потому что дом потребует еще больше капиталовложений, чем баня.

В нашей практике был такой случай, когда две семьи под одной крышей: пенсионеры и их сын с молодой женой, решили улучшить свои жилищные условия. На семейном совете было принято решение о том, что «старики» переезжают за город, а молодежь остается в городской квартире, поближе к работе. Пенсионеры были готовы начать новую неторопливую жизнь в окружении природы, отдаляясь подальше от городской суеты и неизбежных стрессов, а молодожены оставаться работать, делать карьеру в мегаполисе, проживать в квартире родителей.

Наибольшую инициативу в этой затее проявил сын пенсионеров и планы у него были грандиозные: сначала быстро отстроить настоящую баню из сруба и заселить туда родителей, как во времянку, а потом возвести большой респектабельный деревянный коттедж со вторым светом, эркерами, панорамными окнами, со множеством комнат, одна из которых будет родительская.

Но что-то там не задалось. Большую и вместительную баню из бруса наша компания отстроила, пожилые родители переселились в нее, как во временное жилье. А на строительство нового дома наш молодой заказчик, чуть погодя, объявил «временный мораторий по финансовым причинам». Старики так и остались жить в бане, обустроили свой быт, приспособив предбанник, помывочную и парилку под жилые помещения. А участок так и остался недостроенным. И неизвестно, когда молодой человек возьмется отстроить на нем полноценный жилой дом, чтобы переселить туда родителей.

Поэтому, когда планируете грандиозные постройки, не увлекайтесь фантазиями, смотрите реально на вещи, рассуждайте здраво – потянете ли? Не проще ли сначала заказать небольшой домик, набраться опыта в строительстве, пожить в таком жилище, а потом переходить к осуществлению других больших задач по сооружению зданий на своем участке? В будущем, если хватит сил и денег, построить новый роскошный дом. А маленький можно приспособить под гостевой дом, под баню или переоборудовать под мастерскую. Добротные строения на участке бесполезными не стоят, в большом хозяйстве всегда найдется им применение.

Если же вы твердо решили, что отстроите сначала баню, как временный жилой дом, правильно рассчитали свои возможности и в будущем построите настоящий дом, то почему бы и не пожить сначала в бане? Главное, чтоб строение было качественно возведено, чтоб там было тепло и хватало места для нормального проживания.

Некоторые вообще умудряются жить не только в банях, но и в гаражах, пристраивая к ним вторые и даже третьи этажи, жить там целыми семьями с детьми, но без прописки. Это часто практикуется на юге, в Сочи, где любое строение пытаются приспосабливать под жилище.

Подводя итог вышесказанному, делаем заключение, что жить в бане временно можно, главное, что у такого «жилища» есть крыша над головой, стены, которые укроют от ветра и осадков и отопительное оборудование, которое даст тепло в холодный день. Чем больше помещение бани, тем просторнее можно расположиться в ней.

Но не забывайте, что баня есть баня, она устроена со своими особенностями: в классической бане низкие потолки, небольшие оконца – все сделано так, чтобы удерживать как можно больше тепла для удобства моющихся и парящихся. Не в каждой бане предусмотрен санузел, следовательно, вопрос с туалетом нужно будет решать отдельно.

Но есть еще один выход, если вам срочно нужен и дом, и баня «в одном флаконе»: гостевой дом-баня, как жилое и помывочное помещение. На нашем сайте «Чухломская усадьба» есть подобные проекты: «Наяда», «Даная», «Заимка», «Нирвана», «Каскад», «Наутилус», «Афродита 4», «Афродита 6».

Особенность этих бань, как жилых домов в том, что первый этаж в них обустроен как банное помещение, а второй мансардный этаж, как жилое. Чем больше дом-баня, тем больше в нем дополнительных помещений: могут быть и санузел, и даже кухня внизу, а на втором этаже спальные комнаты или просто комнаты, например, бильярдная, которая легко переделывается в спальню.

Таким образом, нетрудно заметить, что любое строение можно приспособить и под баню, и под жилье, если внизу располагать баню, а наверху жилые помещения. Не нужно быть архитектурным гением, чтобы набросать от руки примерный план такого строения: какие помещения и какого размера должны быть расположены в банной части, а какие на жилой мансарде. Такой схематический чертеж вы можете предложить нам, а специалисты в нашей компании «Чухломская усадьба» уже подготовят развернутый эскизный проект по вашим схемам. Остается дело за подсчетом строительства такого объекта.

Специалисты компании «Чухломская усадьба» подробно расспросят, какой вы видите вашу будущую постройку, предложат варианты строительства из бруса или из бревна, подскажут, как можно оптимизировать проект, чтобы уложиться в определенный бюджет и сэкономить деньги, но не в ущерб качеству.

У нас огромный опыт работы строительства деревянных домов. Как уже рассказывалось выше, мы работаем с начала 2000-х годов, а если точнее, то с июня 2001-го года. Начинали с небольших срубов из бревна ручной рубки, с бань и домов 6х6 и 6х9 м, постепенно перешли на изготовление брусовых срубов, предлагая на сегодняшний день нашим заказчикам разнообразные деревянные дома и бани.

Обращайтесь в нашу СК «Чухломская усадьба» и вы останетесь довольны работой с нами. Уверены в том, что начав строить баню, вы захотите продолжить сотрудничество с нашей компанией и обязательно обратитесь к нам, чтобы построить дом своей мечты.

Источник статьи: http://44srub.ru/text3/raznoe/zhit-v-bane/zhit-v-bane.html

Банник — Банный домовой

Одним из самых злобных и опасных духов славяне считали банного черта, или банника. Откуда произошло такое верование?

В этой статье поговорим о русских преданиях, связанных с очень коварной и опасной нечистью – с банным чертом. Восточные славяне верили, что в бане гнездится особо злобный нечистый дух, который может довести людей до смерти, и потому баню, здание, выстроенное ради чистоты, считали местом нечистым, дурным, куда плохо заявляться в одиночестве.

Но обо всем по порядку.

Баня всегда имела огромное значение для славян и имеет по сей день. Это одна из наиболее сохранившихся традиций. Многие, у кого есть дача или кто живет за городом, непременно стремятся выстроить у себя баню.

Да и в городе без нее тоже никуда. Пускай сейчас во всех квартирах есть ванна, душ, однако при этом в городах существуют и бани, куда с удовольствием ходят горожане – не столько за мытьем, сколько за удовольствием: паром, духом березовых и дубовых веников, ледяной купелью.

Русская баня часто поражала иностранцев. Так, в XVII столетии английский дипломат Джильс Флетчер напишет: «Вы нередко увидите, как они (для подкрепления тела) выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросенок на вертеле, кидаются нагие в реку или окачиваются холодной водой, даже в самый сильный мороз».

Англичанина этот обычай шокировал, но в России и по сей день это один из самых приятных и здоровых способов скоротать досуг. Не даром на Руси говорили: «Баня парит, баня правит, баня все поправит».

Бани можно было подразделить на несколько подвидов. Первый – баня, которая топится по-белому, более удобная в использовании. Подразумевает, что там есть каменная, кирпичная или металлическая печь с баком для нагревания воды (часто современные индивидуальные бани имеют именно такую конструкцию). Дров на то, чтобы натопить такую баню, уходит много.

Самый экзотичный и, быть может, архаичный подвид бани — баня, которую устраивали внутри русской печи. Сначала печь топили, а внутри грели чугунки с водой. Потом, когда печь истопилась, из ее нутра выгребали золу, освободившееся место застилали внутри соломой, а раскаленные угли, жар, сгребали в угол.

Потом человек залезал внутрь и очень осторожно мылся, чтобы не испачкаться сажей со стен печи и, не дай Бог, не усесться на угли. Вероятно, из-за этого странного и небезопасного способа мытья украинская баня получила свое сегодняшнее название — «лазня» (от слова «лазать»). Следует заметить, что так славяне мылись нечасто.

Самым распространенным видом бань были те, которые топились по-черному, потому что они не требовали много дров. Баня состоит из собственно бани и предбанника, где люди оставляют одежду перед мытьем. Дверь в парную делали очень маленькой и с высоким порогом, чтобы не выходил горячий воздух. Внутри парной стоял котел с водой и открытый очаг с раскаленными камнями. Он давал жар и пар.

Дым от этого очага частично выходил через специальное отверстие в потолке, и стены в бане были темными, прокопченными, что выглядело не очень эстетично, зато отвечало целям дезинфекции (в баню ведь ходили не только мыться, но и лечиться). Копоти, впрочем, было немного, если баню топили правильно, например, березовыми дровами.

Сначала баню топили, потом давали ей немного выстояться, плескали ковш воды на раскаленные камни и выпускали первый пар, чтобы не отравиться угарным газом. Затем можно было мыться, но соблюдая ряд предосторожностей, чтобы не обидеть банника, духа этих стен.

Банник, как уже было сказано, представлялся существом откровенно темным, коварным и жестоким. Внешне маленький и невзрачный, в облике голого старика с длинной заплесневелой бородой, он мог доставить много проблем тем, кто приходил в его владения. Например, мог взять и выстрелить раскаленными камнями из печи и попасть в моющихся. Подсунуть под руку человеку, который хочет освежиться, вместо ковша с ледяной водой – ковш с крутым кипятком.

Мог толкнуть и посадить на печь так, что несчастный обжигался до мяса, а клок его кожи оставался на печи. Мог навести обморок и, наконец, мог запарить до смерти — отравить угарным газом.

Банный дух, впрочем, не всегда рисовался в образе старика. Иногда это могла быть и старуха, лохматая и страшная банниха. Иногда ее называли баенной матушкой, иногда обдерихой, в том числе и оттого, что тоже могла посадить на печь и ободрать кожу. Банниха могла привидеться не только в образе старухи, но и в образе черной кошки. В любом случае, от нее ждали беды так же, как и от банника.

Банные духи рисовались как существа крайне опасные — куда более опасные, чем домовой и даже леший. Возможно, оттого, что славяне, чье мировоззрение делало весь окружающий мир населенным разнообразными духами – кикиморами, русалками, овинниками и прочими – не верили, что вся та грязь и хворь, которую они смывают с себя в бане, никуда не девается.

Они считали, что всю нечистоту вбирают духи этого места, и потому характер у них премерзкий. От бани стремились держаться подальше – не ходили туда без надобности, особенно в Святки, время, когда духи могли озорничать особенно сильно.

Баню обычно строили в отдалении от избы, в дальнем углу двора, на отшибе, а по возможности и вовсе за забором. Это с одной стороны. С другой стороны, посещение бани все равно было обязательным, чистота должна была соблюдаться неукоснительно, а тот, кто в баню не ходил, мог заработать репутацию недоброго, подозрительного человека. Поэтому, хочешь не хочешь, с банником приходилось договариваться, учитывая его капризы и требования.

Требования могли быть разными. Например, баннику может не понравиться то место, на котором сложена баня. Тогда он, согласно поверьям, наводил хворь на кого-то из домашних, и, как ни бились, выздороветь человек не мог, пока семья не догадывалась переложить баню. Тогда болезнь исчезала как по волшебству. Если же старая баня вдруг сгорала, то на ее месте запрещалось строить какие-либо помещения. Место считалось нечистым. Тут или новый пожар, который спалит постройку, или мыши заведутся, или клопы – короче, не будет там житья.

Еще банник терпеть не мог, когда в бане пьют воду, предназначенную для мытья, даже если она чистая. А уж людей с крестами на шее и вовсе не переносил, и потому, если человек шел мыться, крест надо было снять и оставить в предбаннике, а лучше — дома. Эту традицию соблюдают и до сих пор, но не по старой памяти, а благодаря здравому смыслу. Металлические предметы в бане сильно раскаляются и начинают жечь кожу, поэтому их предварительно снимают.

Нательные кресты часто были как раз из металла – серебра, золота или меди. Порой их высекали из камня, но камень в бане нагревается и жжется не хуже железа. Еще банник не любит, если моющиеся торопятся, друг друга подгоняют — тогда жди от него каверзы. Это поверье тоже вполне рационально, если вдуматься. Ведь если торопиться, в суматохе как раз легко перепутать ледяную воду с кипятком и усесться на раскаленную печку.

Были способы банника задобрить. Первый – принести ему ломоть ржаного хлеба на угощение, а на печку насыпать крупную каменную соль. Второй – взять черную курицу и, не ощипывая ее перьев, задушить и закопать под порогом бани. Видимо, этот обряд – аналог жертвоприношения, которое призвано умилостивить потусторонние силы.

Третий способ договориться с банником — не мыться в бане на третий или на седьмой пар, то есть на третью и седьмую топку. Подлинной причиной был страх перед угарным газом, который накапливался в помещении. Однако народная фантазия объясняла запрет иначе.

На третий или седьмой пар банник моется сам, порой с женой-баннихой и со своими детьми, а временами зовет всю окрестную нечисть — и домашнюю, и лесную. Мешать им нельзя — прогневаются и не дадут потом покоя. Примета наказывала, наоборот, растопить баню и уйти, оставив духам кадушку с ключевой водой и новый веник – попариться.

Но и угарный газ, и ожоги были мелочью по сравнению с тем, что банник мог сотворить. Дело в том, что баню периодически использовали не только как место для мытья и лечения, но и как родильную палату. Роды, бывшие женским таинством, не могли проходить в общей избе, на глазах у мужчин, и потому беременную, готовую к родам, вели в баню. С нее как раз креста ни в коем случае не снимали (но и баню так не растапливали).

Роженицу ни на минуту не оставляли одну, чтобы она и ребенок не стали добычей нечисти. Считалось, что банник и банниха, особенно если они злы на людей, нарушавших их запреты, могут украсть новорожденного и подменить его на своего ребенка. Этот подброшенный ребенок именовался подменышем.

Легенды о подменышах в том или ином виде существуют у многих европейских народов. Мол, духи – эльфы, тролли, лешие – воруют детей и подменяют их своими детенышами или даже неодушевленными предметами, на которые наведены чары, заставляющие окружающих видеть ребенка, скажем, вместо деревянной колоды.

Украденный ребенок живет с нечистой силой и воспитывается ею как один из них. Подменыша могла ждать разная судьба. Если это было демоническое дитя, то оно могло доживать до взрослого возраста, маскируясь под человека и отличаясь от него лишь одним – отсутствием души. Или же оно могло зачахнуть спустя некоторое время. Подменыша отличали по тому, что он отказывался есть, громко кричал, обладал врожденными генетическими дефектами или просто много болел.

Историки считают, что эти истории появились неспроста. В средние века была очень высокая детская смертность, и, конечно, гибель ребенка ложилась грузом вины на родителей. Чтобы облегчить муки совести, они успокаивали себя тем, что дело не в их дурной наследственности или небрежении своими обязанностями, а просто духи похитили их дитя и подсунули им подменыша. Славяне считали, что духами, которые способны такое проделать, были леший и банник.

Банника опасались, конечно. Но это не значит, что с ним старались не иметь дела. Баня была местом для гаданий, и девушки в особые праздники (в те же Святки) могли бегать туда погадать на суженого. Мол, духи знают многое, в том числе и то, что скрыто, так почему бы и не проконсультироваться? И консультировались, причем весьма оригинальным способом.

На Святки в полночь девушки, порой собравшись небольшой группой (чтобы не страшно было), подходили к открытым дверям бани, задирали юбки и ждали, когда банник к ним прикоснется. Если тот касался мохнатой рукой — у девушки будет богатый жених, если голой — бедный, а если мокрой — пьяница. Правда, непонятно, где была гарантия, что рука принадлежит именно баннику, а не хулиганящему соседу, — это загадка, но в гадание верили.

Сегодня про банника мало кто помнит, разве что в деревнях, где сохранились традиционные бани – темные, бревенчатые, стоящие на отшибе в зарослях бузины и черемухи. Согласитесь, такой антураж располагает к ожиданию чего-то сверхъестественного. А горожане про банника практически забыли.

Хирургически белый кафель и сверкающие металлические краны как-то не располагают к тому, чтобы фантазия населила пространство ванных комнат древними духами, связанными с чистотой и в то же время пребывавших на стороне нечистой силы. Современные полтергейсты – другое дело, их в ванной представить можно запросто. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Источник статьи: http://paranormal-news.ru/news/bannik_bannyj_domovoj/2011-10-31-3925

Читайте также:  Мобиба баня с предбанником

Про баню © 2021
Внимание! Информация, опубликованная на сайте, носит исключительно ознакомительный характер и не является рекомендацией к применению.

Adblock
detector