А. Пластов. Весна
Аркадий Пластов.Весна. 1954 г. Холст, масло. 210 ; 123 см.Государственная Третьяковская галерея, Москва
Аркадий Александрович Пластов (1893 — 1972) — советский живописец.
Академик Академии художеств СССР (1947). Народный художник СССР (1962). Лауреат Ленинской премии (1966) и Сталинской премии первой степени (1946).
Замысел картины «Весна» относится к 1944 году, а начало работы художника над ней — к январю 1945-го (большую часть войны Пластов прожил в родной Прислонихе. 5 января Аркадий Александрович писал супруге из Москвы: «4 дня назад сделал акварелью эскиз той картины, для которой уже целый год собираюсь делать с тебя этюды, — это нагая женщина одевает в предбаннике ребёнка, летом это будет сделать необходимо». Завершить работу над картиной автору удалось только в 1954 году. Известно, что художнику в работе над полотном помогал сын, Николай Аркадьевич.
Впервые картина была представлена широкой зрительской аудитории на выставке в Академии художеств СССР. С выставками картина объехала многие страны мира. Государственная Третьяковская галерея приобрела полотно в 1960-е годы
На картине изображена собственная баня художника, расположенная около речки Урень. Она была построена в 1944 году (покрыта тёсом, но предбанник был оставлен открытым). Маленькой натурщицей стала Нина Шарымова. За это художник подарил ей отрез нарядного шёлка на платье. Пока девочка бежала с подарком домой, она потеряла ткань и вернулась к художнику в слезах, он пообещал ей подарить такой же отрез позже. Пластов был хорошо знаком с семьёй своей юной натурщицы.
Пластов выбрал такой сюжет, где нагота представляется зрителю естественной: молодая женщина в открытом предбаннике «курной» деревенской бани, топящейся «по чёрному», одевает девочку. Обнажённое тело молодой женщины с русыми рыжеватыми волосами сопоставляется художником с потемневшими от времени серыми бревенчатыми стенами, почерневшей от сажи дверью бани и с тёплым тоном золотой соломы на полу предбанника. Лицо героини дышит оживлением, движения её тела и рук гармоничны.
Снежинки белыми звёздами вплетаются в золотистые волосы женщины, одевающей девочку, тают на её разгорячённом жемчужно-розовом обнажённом теле. Главная героиня картины — воплощение всего прекрасного, что несёт в себе молодость, она соединяет в себе внутреннее богатство и внешнюю прелесть. Взяв простой бытовой мотив, художник создал образ юности, полной женственности и чистоты. Девочка, которую одевает женщина, «сжала губы и вздернула носик от удовольствия».
Некоторые биографы, в том числе Авдонин-Бирючёвский, близко знавший художника, называли персонажей картины матерью и дочерью, Эвелина Полищук воспринимала их как сестёр.
Пейзаж в картине поэтичен: серая пелена туч затянула небо, падают крупные снежинки, земля освобождается от снежного покрова.
Художник и искусствовед В. И. Костин в книге, вышедшей в 1956 году, писал, что картина на первых же выставках вызвала много вопросов к автору, споров и противоречивых оценок. Отмечалось, что полотно якобы «жизненно не оправдано» и вызвано желанием автора передать чисто живописный эффект обнажённого тела на тёмном фоне. Защитники Пластова отмечали, что обнажённое женское тело — традиционная тема в живописи, но благодаря ханжам и чинушам она многие годы не появлялась в произведениях, экспонированных на выставках в Советском Союзе.
Кинорежиссёр Сергей Герасимов считал, что картина «Весна» незаслуженно получила отрицательную оценку.»Пластов любит своих героев и тонко понимает их природу. Что он увидел в этой женщине? Только ли прекрасную наготу её здорового энергичного тела. Эта попутная красота произведения. Действительная прелесть его во всей интонации вещи, интонации свежего, юного материнства, в той прекрасной деревенской и такой национальной деловитости, которой исполнен образ молодой матери…»
Писательница Александра Пискунова рассказывала о своих впечатлениях от картины:
…Я вошла в зал и, ещё не понимая ясно, что передо мной, устремилась к полотну. Оно висело против окон. Серый зимний свет с улицы падал на картину, на розовое тело обнажённой юной женщины, присевшей на корточки в предбаннике без крыши, чтобы одеть вымытую дочку. Над нею шёл крупный и редкий весенний снег, и время дня в картине было такое же, предсумерки, и всё это соединилось — жизнь и искусство, и было у меня на душе удивительно легко и светло.»
По мнению филолога и искусствоведа Татьяны Пластовой, в картине «Весна» художнику удалось воплотить идеал телесной и духовной красоты, который живёт в сердце каждого человека и, как правило, не находит воплощения в реальной жизни. Холодноватость, некоторая отстранённость, трогательный образ ребёнка, простота и естественность сюжета ставят это произведение на недоступный для чувственного восприятия пьедестал чистого восторга и целомудренной любви.
Источник статьи: http://proza.ru/2019/09/05/587
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- АФОРИЗМЫ, ЦИТАТЫ, ЖИТЕЙСКАЯ МУДРОСТЬ (639)
- ПОЗИТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ (477)
- Осень (210)
- ДНЕВНИК (27)
- ВСЁ ДЛЯ ФОТОГРАФИИ (5)
- БАТИК (10)
- полезные уроки (3)
- БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ (30)
- ВИДЕО (3204)
- веселушки (785)
- докфильмы (256)
- разное (236)
- видео МК (115)
- экскурсии (98)
- Lena Ohot (67)
- релакс (55)
- танцы (22)
- короткометражки (19)
- Елена и Олеся (17)
- поэзия (15)
- Юрий и Елена Кононовы (8)
- история ВОв (5)
- концерты (2)
- инструментальная музыка (672)
- музыка (843)
- мультики (159)
- романтическая коллекция (9)
- ВЫШИВАНИЕ (2530)
- РУКОДЕЛЬНИЦЕ ДЛЯ ДУШИ (325)
- ИДЕИ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА (229)
- ГЛАДЬ и люневильская вышивка (91)
- ангелы (53)
- хочушки (24)
- БИСЕР (16)
- дизайнеры (12)
- РИШЕЛЬЕ (12)
- наборы (11)
- РОКОКО И ФРАНЦУЗСКИЙ УЗЕЛОК (10)
- ТАМБУРНАЯ ВЫШИВКА (3)
- ВЫШИВКА ЛЕНТАМИ (2)
- БЛЭКВОРК (16)
- домики (14)
- закладки (18)
- из бабушкиного сундука (86)
- картины (143)
- книги и журналы (304)
- миниатюры (21)
- мои работы (106)
- подушки (68)
- рукодельные полезности (134)
- пуфики (4)
- рождественско-новогоднее (168)
- сердечки (70)
- схемы (927)
- чайно-кофейная тема (103)
- юмор в вышивке (47)
- ВЯЗАНИЕ КРЮЧКОМ (825)
- для дома (257)
- аксесуары (40)
- книги и журналы (23)
- мои работы (9)
- одежда (110)
- пледы (99)
- узоры, идеи для творчества (255)
- шали, палантины, шарфы (51)
- ВЯЗАНИЕ СПИЦАМИ (530)
- головные уборы (29)
- разное (12)
- узоры Хитоми Шидо (8)
- носки, варежки (58)
- одежда (120)
- пледы (33)
- узоры, идеи для творчества (250)
- шарфы, палантины, шали (73)
- ДАЧА (147)
- «полезности» (20)
- «скульптура» (26)
- дизайн садового (дачного) участка (84)
- мебель (22)
- садовые растения (9)
- ДЕКУПАЖ и РОСПИСЬ (178)
- мои работы (35)
- ДЛЯ ЖЕНЩИНЫ (107)
- УХОД ЗА СОБОЙ (79)
- КУЛИНАРНАЯ КНИГА (421)
- ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ (30)
- ЛЕЧИМСЯ ВКУСНО (23)
- БЛЮДА ИЗ РЫБЫ (19)
- БЛИНЫ, ОЛАДЬИ (8)
- ПРИПРАВЫ, СОУСЫ (2)
- ВЫПЕЧКА (107)
- ДЕСЕРТЫ (13)
- ЗАКУСКИ (10)
- ВЫПЕЧКА Праздничная (18)
- ЗАПЕКАНКИ (17)
- из кабачков (13)
- из субпродуктов (9)
- из тыквы (16)
- из фарша (8)
- КАШИ, БЛЮДА ИЗ КРУП (6)
- МАКАРОШКИ (4)
- МЯСНЫЕ БЛЮДА (26)
- НАПИТКИ (14)
- О ПРЯНОСТЯХ и СПЕЦИЯХ (7)
- ОВОЩНОЕ ВЕЛИКОЛЕПИЕ (26)
- ОТ КУРОЧКИ РЯБЫ (ИЗ ЯИЦ) (12)
- САЛАТЫ (32)
- СУПЫ, БОРЩИ (17)
- УКРАШЕНИЯ БЛЮД (46)
- ХЛЕБ (32)
- МЫЛО (14)
- НА ЗАМЕТКУ! (31)
- ОБО МНЕ (1408)
- чирикаю (73)
- 12 месяцев (фотопроект) (10)
- «ХВОСТИК» (8)
- Ах, как много на свете кошек. (7)
- иду в гости. (21)
- из далека. (11)
- обо всём. (390)
- культпоход (35)
- мои питомцы (45)
- моё рукоделие. (181)
- мои рукодельные процессы (64)
- моя коллекция (43)
- попутчики (22)
- прогулки. (120)
- я поздравляю. (177)
- я читаю. (159)
- ОРГАНИЗАЦИЯ БЫТА (310)
- органайзер (140)
- полезные советы (102)
- семейный бюджет (6)
- стирка (8)
- уборка (22)
- ПРАЗДНИКИ (38)
- ПЕРЕДЕЛКИ (117)
- из старых джинсов (66)
- ПОДАРКИ (113)
- упаковка (59)
- ПОЭЗИЯ (650)
- ПРИТЧИ (233)
- СУМКИ (139)
- УЮТНЫЙ ДОМ (1086)
- ароматы (8)
- балкон (16)
- ванная комната (33)
- комнатные растения, деревья, букеты (129)
- игрушка в интерьере (215)
- идеи для интерьера (298)
- комнатные растения (9)
- кухня (191)
- мои работы (10)
- подушки (118)
- пуфики (7)
- свечи (5)
- скатерти, салфетки (114)
- спальня (23)
- фартуки (16)
- часы (4)
- шторы (27)
- ФЕН-ШУЙ (23)
- в вышивании (8)
- кухня (3)
- прихожая (2)
- ШИТЬЁ (897)
- для дома (244)
- ЛОСКУТНОЕ ШИТЬЁ, ПЭЧВОРК (178)
- полезные советы (71)
- броши (28)
- секреты кроя (3)
- для животных (5)
- одежда (118)
- тильды, игрушки, декор (284)
- ЭТО ИНТЕРЕСНО! (10326)
- про СЧАСТЬЕ (1063)
- ИСТОРИЯ (156)
- медицина, биотехнологии, наука (127)
- известные женщины (84)
- ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ, ДОБРОТА (77)
- кладбищенские истории (45)
- фотография красоты России (44)
- Pin-Up (38)
- активная старость (27)
- живопись цифровая (22)
- экскурсии (11)
- филателия (3)
- Ar Deko (13)
- архитектура (53)
- бонистика, нумизматика, геральдика (42)
- всё о горячительных напитках (61)
- всё о кофе и кофе-поэзия (311)
- вышивка, текстиль (269)
- гороскопы, гадания, тесты (407)
- дела рабочие (14)
- живопись (1856)
- здоровье, психология (454)
- иллюстрации, карикатура, рисунки, комиксы (437)
- искусство (245)
- искусство Востока (66)
- история одного бренда (125)
- история моды, дизайн одежды, аксессуары (162)
- календари (120)
- картины-иллюзии (22)
- кино, мультипликация, музыка (192)
- кулинарные истории (24)
- ландшафтный дизайн, парки, лэнд-арт (35)
- литературно-книжное, русский язык (657)
- монастыри, церкви (15)
- мотиваторы и демотиваторы (2127)
- невероятное, загадочное, таинственное (73)
- ностальгическое (42)
- о политике, экономике, нравах, законах, обществе (199)
- религия (107)
- скульптура (200)
- среда обитания (149)
- традиции, праздники, фестивали (317)
- уличное искусство (стрит-арт) (175)
- фарфор, керамика, стекло (89)
- фотография (252)
- чай и всё о нём (117)
- ЮМОР, ПОЗИТИВ (6521)
—Новости
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
«Весна» Аркадия Пластова (история одного шедевра)
Понедельник, 29 Июля 2019 г. 09:01 + в цитатник
«Весна» Аркадия Пластова (история
одного шедевра)
Придя на выставку Пластова,в 1954 году, посетители были в недоумении увидев «Весну». Нагота еще не в почете у советского народа. Люди привыкли видеть на картинах счастливых колхозников, большую стройку светлого будущего, партию и рабочий класс, сплоченный общей идеей. Если кто-то и тела, то это были всего лишь какие-то намеки. Например, спорт или общие купания в реке. Героическая обнаженка, без женственности, без нежности и без тепла. Условности. А тут сразу такая откровенная фигура. Отвык советский народ от сокровенности.
На момент презентации картины «Весна» Пластов был уже известным художником. Он начал выставляться еще в 1935 году. В основном его картины показывали быт советских колхозников и патриотизм во времена ВОВ.
«Фашист пролетел» Пластов
«Весну” художник задумал в 1944 году. В тяжелые годы для всех людей. Пластов часто во время войны бывал в своей родной деревне Прислонихе, где собственно он и писал картину, у входа в баню, которую художник построил возле реки. Моделями послужили односельчанки. Маленькая девочка Нина Шарымова — дочь друзей семьи, и неизвестная пятнадцатилетняя девушка. Обе позировали художнику не единожды. Нину можно встретить на картине «Мама» и «Гуртовщица Маня Шаримова», а незнакомку на картине «Молодые», где она в обнимку со своим мужем.
Изображая «Весну» Пластов уходил от академического стиля, когда обнаженная натура — это вымышленный персонаж или мифологическая богиня. Художник стремился показать реального человека. Красивого, живущего рядом человека. По типу типу того, как это сделал Мане с «Олимпией».
Нагая девушка на картине аллегория чистоты и света. Теплый луч на исходе застоявшейся зимы. Нетронутая красота и светлая надежда на новую жизнь.
«Весну» Пластов закончил в 1954 году, во время Хрущевской оттепели. Картину выставили в Академии художеств, где художник выставлял и все свои предыдущие работы.
И вот, серьезный художник, писавший сельский труд и портреты стариков показывает голую девушку. Современники неоднозначно отнеслись к картине. Кого-то смущала нагота, кто-то был откровенно шокирован. Были даже те, кто говорил, что в современной советской стране нет таких закопченных старых бань. Но, деревнях стояли такие бани. Возможно и сейчас стоят.
Чтобы унять всякие ненужные разговоры и лишние вопросы, в основном про баню, Пластов немного изменил название — «Весна. В старой бане». Сейчас такое название картины не используется. Остался первоначальный вариант — «Весна».
Третьяковка купила картину в 1960 году. Посетители музея дали собственное название картины — «Северная Венера».
Источник статьи: http://www.liveinternet.ru/users/oleska2112/post458424151/