- Банник и обдериха: мистические хозяева бани.
- Банник и обдериха — реальные хозяева бани.
- Как обдериха дивчину от мёртвых спасла.
- Как угодить Баннику – духу бани
- Кто такой «банник» и что нужно делать, чтобы угодить древнему духу бани?
- Кто такой Банник?
- Как выглядит Банник
- Обычаи и приметы, связанные с Банником
- Низшая мифология: Банник
- Как мы знаем, баня играла важную роль в жизни наших предков.
- Неизменно одно, во всех сказаниях, нет существа более доброго и злобного одновременно, чем Банник.
- Но бывает не так уж и хорош, наш мифический герой.
- Поверья и придания
- При поиске информации я наткнулась на один интересный факт. Сейчас поведаю.
- Читайте также:
- Волшебная Жар-птица в славянской мифологии
- Дед Мороз в славянской мифологии
- Мифология древних славян: Высшая. Темные Боги.
- Низшая мифология: Водяной
- Низшая мифология: Леший
- Мифология древних славян: Высшая. Пантеон Богов
Банник и обдериха: мистические хозяева бани.
С давних дней истории человечества роятся мифами и легендами о существах невидимой реальности. Наиболее известными…
С давних дней истории человечества роятся мифами и легендами о существах невидимой реальности. Наиболее известными существами таинственного мира нечистой силы выступают «домашние» духи — домовой да банник.
мистические существа и древние суеверия
Традиции живущих рядом с людьми «духов» уходят глубоко в историю человечества, превращаясь в легенды о мистических существах с упоминанием нечистой силы. Издревле известны рассказы наших предков, что повсюду живут духи, в доме – домовой, в лесу – леший, на болоте – кикимора, а в бане – банник, или банная бабушка, анчутка.
Баня считалась нечистым местом с грязной водой, потому-то после баньки рекомендовалось ополаскиваться ключевой водицей, искупаться в реке либо же поваляться в снегу, чтобы очиститься. А нечистым местом баня считалась по причине отсутствия в ней икон, следственно люди не были защищены от нечисти божьим словом.
Трудно представить как все это было устроено в старину, но в бане проводились ритуальные поминовения упырей и навий. Впрочем, в бане проходили и святочные гадания — девушки и молодые женщины снимали с себя нательные крестики и обращались за помощью к нечистой силе.
Да, как ни удивительно, но Банник — достаточно зловещая фигура, — частый участник девичьих гаданий на святки. В полночь подружки собираются у открытой двери бани, ну а старичок ясное дело уже ждёт, чтобы вершить предсказание: потрогает молодуху мохнатой рукой — жди дивчина богатого жениха, ощупает голой — знать жених будет из бедных. Ну а рукой мокрой огладил — пьяницей окажется женишок.
Банник и обдериха — реальные хозяева бани.
Незримым «Хозяином» бани с давних пор считался банник. Говорят, что это маленькое существо, живущее за печкой, пугающее людей в образе старика с зеленой бородой обладало недюжинной силищей. Нередко озорное существо пугало людей громкими стуками в стену, а могло и кипятком ошпарить.
Сквернословить и громко разговаривать в бане, либо мыться в праздники и поздно вечером, — явно обозлить нечистую силу! Мыться полагалось в три захода, четвёртый обязательно оставляя баннику, пока печка ещё не остыла. Кто нарушал неписанные правила, того банник наказывал крайне строго, а то обозленный неуважением мог и вовсе запарить виновника до смерти.
Чтобы задобрить обидчивого духа, сыпали крупную соль на каменку. Зеленобородого старичка угощали ржаным хлебом со щепоткой соли, оставляя хлеб в предбаннике. Кстати, в старину порог бани переступали с приветственным словом, а выходили, оставив теплую воду, веник и мыло с той целью, чтобы банник мог с удовольствием помыться.
Обдериха — лохматая и страшная старуха, лишь одним видом вгоняющая людей в ступор ужаса. Живёт демоническая хозяйка бани под полоком, нередко оборачиваясь знакомой девушкой. Заманив обманутого простачка в баню, она запросто могла упарить того до смерти. Говорят, что зловредная старушка показывается тем, кто идёт в баню с плохими намерениями, без молитвы.
Как обдериха дивчину от мёртвых спасла.
В одной из старых историй мистического толка, обдериха однажды спасла девушку о верной погибели. Очень в давние времена это было, когда молодые девушки возвращаясь с лесного сбора ягод миновали погост. Вдруг увидели — кости белеют. Озорная дивчина возьми да скажи: Кости-кости, заходите к нам в гости!
Вечер уже наступил, когда в хату где юные девушки вышивали парни незнакомые пришли. Веселые, пряниками угощают да с девками заигрывают. Одна из них под иконы отошла да увидела — зубы то у парней железные, а в сапогах кости бултыхаются. Она и говорит:
— Девушки, я до ветра пойду. А ряженные скелеты проходу ей не дают, от дверей в запять отворачивают.
— Хоть косу дверьми прищемите, да выпустите. Они ей косу то дверьми и прищемили, а дивчина косу срезала да вон из хаты кинулась. А скелеты не отстают, вот уж догоняют озлобленные. Заскочила дивчина в баню, да взмолилась нечистой силе — обдериха-матушка, спрячь меня, помоги!
Услыхала Обдериха слезы девичьи — паром жарким баню наполнила, да девушку им как в тумане укрыла. Забежали парни не парни, а скелеты злобные — да пусто в бане, нет никого! Тут и петух на подмогу запел, утро возвестил, скелеты на кости и рассыпались.
Быль то иль сказка мало кто теперь скажет, но одно очевидно, не хочешь стать жертвой мистических хозяев бани — соблюдай простые традиции, о чем не раз сообщали знающие истину люди. А между тем правила как гласят легенды взаправду нехитры: в баню вовремя ходить, да не мыться в одиночку в полуночное время. Входи благословясь, да обязательно испросив разрешения у хозяев бани — вот и будет в таком случае все в порядке.
Источник статьи: http://holmtain.ru/bannik-i-obderiha-misticheskie-hozyaeva-bani.html
Как угодить Баннику – духу бани
Кто такой «банник» и что нужно делать, чтобы угодить древнему духу бани?
Среди преданий наших предков немало мифических историй о духах, чертах и прочей нечисти. Сейчас это объясняется попытками понять устройство мира и хоть как-то на него воздействовать в те времена, когда не было еще ни физики, ни любых других наук. Можно, конечно, насмехаться над дремучестью нравов того времени, а можно использовать этот опыт, по крупицам собирая народную мудрость.
О духах мест говорят часто. Все эти Лесовики, Лешие, Кикиморы, Русалки, Водяные прочно вошли в русский фольклор. А вот из духов построек популярным стал разве что Домовой. Однако значимыми еще считались дух амбара – Овинник, и дух бани – Банник. Все эти существа описываются далеко не как доброжелательные помощники хозяина избы, напротив, этих духов надлежало задабривать, иначе они много зла могли принести.
Кто такой Банник?
Банник – это злой дух бани, который может быть опасным для посетителей. Однако он же охраняет баню от других еще более опасных для человека существ из потустороннего мира. Ведь баня воспринималась нашими предками как некий портал между мирами, и, чтобы сохранять равновесие и оберегать эти миры друг от друга, необходим был хранитель. А поскольку в бане смывают не только грязь, но и различные болезни и негативные энергии, считается, что хранитель такого места просто не может быть доброжелательным, поскольку ему постоянно приходится иметь дело с различными нечистотами.
Банник появляется в бане не просто так. Если у хозяев уже была баня, то при переезде на новое место его зовут с собой, всячески уговаривая и задабривая. А если баня была только построена, то приход Банника был возможен только при рождении в этой бане ребенка. Раньше роды часто принимали именно в бане. Это было удобно и из соображений гигиены, и ради защиты, поскольку считалось, что роды открывают проход между миром живых и мертвых. Именно из того, другого мира приходил Банник и сразу призывался на защиту матери и ребенка, которые были очень уязвимы для злых духов первое время.
Получается, что Банник – это один из злых духов потустороннего мира, который призывался в баню в момент родов, чтобы защищать людей от других злых духов. В каком-то смысле, Банник присваивается местом, а место присваивается Банником. Люди же воспринимаются лишь как гости в бане, поэтому так важно наладить контакт с Банником, который все-таки остается весьма негативно настроенным духом.
Моется Банник грязной водой, которая остается после омовений людей. Все банные предметы из-за соприкосновения с Банником считаются нечистыми, впрочем, как все, что долгое время находится в бане.
Сила поверий оказалась настолько высока, что даже верующие православные люди, которых на Руси становилось все больше, продолжали уважать и бояться Банника. Считалось обязательным снимать перед посещением бани крестик, так он мог разозлить нечистую силу. Это сейчас мы можем объяснить такую необходимость элементарной безопасностью, ведь крестик, нагреваясь при высоких температурах, мог оставить ожог на теле, а ранее в бане запрещались вообще любые иконы и предметы культа.
До сих пор у многих любителей бани, особенно из глубинки, сохранился обычай спрашивать у Банника разрешения перед посещением бани, а после – благодарить. Также к Баннику, точнее, к женской его ипостаси, обращались для избавления от недугов.
Как выглядит Банник
Как правило, Банник не показывается людям, однако его присутствие выдают разные события в бане, особенно неприятные. Обжегся кто-то – Банник шалит, полок упал или покосился – опять Банник развлекается. Но если его всерьез разозлить, то он может показаться воочию. И здесь информация, конечно, разная.
Обычно Банника описывают как страшного старикашку с лохматыми всклоченными волосами, перекошенным лицом с крючковатым носом, длинными узловатыми руками и острыми когтями. Несмотря на то, что обитает он в бане в непосредственной близости от воды, Банник всегда грязный, голое тело облеплено листьями от веника, бороденка перекошена и в ней тоже застряли листья и ветки. Одним словом, нечисть. Кстати, иногда Банника величали банным чертом, поэтому логично, что никакой привлекательности от него ждать не стоит.
Еще Банника называли Банщиком, Баенником, Лазником, Байнушкой, Банным домовым. Женщинам он иногда представлялся в женском обличье – Банницей, Банщицей, Баенной матушкой, Байницей, Обдерихой, Шишигой. В некоторых поверьях Банница предстает как спутница Банника, женский дух бани, однако большинство преданий все-таки повествует о разных обличьях банника. Она выглядит чуть более опрятно и напоминает старушку с длинными седыми волосами, которая тоже появляется без одежды.
Мог Банник появиться и в образе черной кошки, что тоже не предвещало ничего хорошего.
Обычаи и приметы, связанные с Банником 
Если Баннику не понравится место, на котором построена баня, то он может наслать на кого-то болезнь, которая ничем не излечивается. Но стоит только переложить баню, болезнь волшебным образом исчезает.
На месте сгоревшей бани ни в коем случае нельзя ставить новую. Вообще ничего нельзя строить на этом месте, лучше к нему и не подходить вовсе: это место считалось нечистым и опасным, мол, не зря Банник позволил бане сгореть.
Банник очень злился, когда пили воду, приготовленную для умываний, даже если эта вода была чистейшей. Питье следовало приносить с собой из дома.
Ни в коем случае нельзя расходовать всю воду и пар, важно оставить Баннику возможность помыться. В качестве дара Баннику также оставляли свежий веник и кусок мыла. А чтобы он мог подкрепиться после всех процедур, ему подносили ломоть ржаного хлеба с солью.
Было принято считать, что Банник начинает хозяйничать в бане с наступлением сумерек. Он не только сам моется, но и разную нечисть может позвать, домашнюю и лесную, поэтому люди старались закончить все банные дела засветло.
В баню было не принято ходить в одиночку, чтобы в случае необходимости было легче противостоять Баннику. Важно, что он никогда не обижал детей, поэтому их по возможности брали с собой.
Один из способов задобрить банника представлял собой аналог жертвоприношения. Необходимо было задушить черную курицу и закопать ее под порогом бани.
Еще один способ договориться с духом бани – это не мыться на третий или на седьмой пар. Попусту пропустить эту топку, рассчитав все так, будто там кто-то моется в это время, и ни в коем случае не входить. Ведь если Банник захочет помыться, тревожить его нельзя, гнев будет страшен.
Последствия гнева банного духа могли быть разными. Ожоги считались мелкими шалостями, по-настоящему страшно было, если Банник захочет запарить до смерти или подменить ребенка в родах, которые проходили в бане. Такой ребенок назывался подменышем и быстро умирал. Сейчас считается, что таким образом на Руси объясняли высокую младенческую смертность, что позволяло легче пережить утрату.
Сегодня про Банника почти не говорят, разве что в деревнях, где обычаи передают из поколения в поколение и следят за их соблюдением. Однако уважение к традициям русской бани и её обрядам может наполнить новым смыслом привычные процедуры парения. В любом случае, будет нелишним соблюдать осторожность при посещении бани и быть внимательным: вдруг Банник захочет пошалить.
Источник статьи: http://ermak-termo.ru/news_and_posts/posts/banya/kak-ugodit-banniku-dukhu-bani/
Низшая мифология: Банник
Как мы знаем, баня играла важную роль в жизни наших предков.
В нелегком климате это было наилучшее место избавиться от усталости, а то и вовсе изгнать болезнь. В бане гадали, рожали, мылись, лечились, проводили магические ритуалы. Наши предки ценили баню, как символ чистоты физической и духовной.
«Свято место пусто не бывает» — говорят до сих пор, именно поэтому у бани, так же, как и у дома, либо двора, был свой хозяин.
Величали его Банником , однако, носил он много других имен. Баенник, Байник, Банный, Банщик, Дедушка Баянный, Банный дух, Жихарь, Шишок и так далее.
Если рассматривать направления низшей мифологии, то Банника относили к низшей мифологии рода. (Также сюда относят домовых, дворовых и т. д.)
В славянской мифологии духи всегда находились подле человека и большинство представителей, живущих в близости от него, являлись либо нейтральными, либо даже полезными.
Неизменно одно, во всех сказаниях, нет существа более доброго и злобного одновременно, чем Банник.
Как мы уже поняли, баня не простое помещение. С одной стороны, это место очищения тела и души, а с другой стороны, самое «грязное» место в прямом и переносном значении. Бывало, что в лютый мороз, в северных краях, когда человек умирал, его могли подхоронить до весны пол полом бани, где земля поддавалась лопате. Кроме того, послед рожениц тоже хранили в бане.
Хозяин бани знал, что его жилище – это некая граница между чистым и нечистым.
Банник зачастую невидим и обнаруживает себя шумом, а если уж и покажется человеку, то предстает в страшном образе черного, мохнатого человека, иногда огромного роста, с длинными волосами, когтями. Либо же в образе нагого деда, покрытого листьями от веников с длинной, седой бородой.
По поверьям жителей некоторых районов России Банник также может предстать в обличье животного: кошки, собаки, зайца, лягушки .
По общерусским поверьям Банник обычно обитает под полком, либо за каменкой.
«„А ты не забоишься-ле? Ко мне из-под полка человек выходит. Ты с ума сойдешь“. — „Нет, я не боюсь и не сойду с ума“. Роботник пошел, стали мытця, а из-под полка страшной старик и вылез. Роботник им веники роспарил, оба они и мылись, а потом старик скатился под полок». Быличка
Наводит он в бане порядок, моется, поддерживает хороший пар и греет баню, когда хозяин парится. Мало того, защищает он дом свой от чужих Банников, да от нечисти всякой.
«К одному крестьянину приходит вечером захожий человек и просит: „Укрой меня в ночи, пусти ночевать“. — „Да места-то нету, вишь, теснота-то какая! Не хошь ли в баню, сегодня топили?“ — „Ну вот и спасибо“. — „Ступай с Богом“. На другое утро этот мужик и рассказывает: „Лег это я на полок и заснул. Вдруг входит в баню такой мужчина, ровно как подовинник, и говорит: „Эй, хозяин! На беседу звал, а сам ночлежников пускаешь, я вот его задушу!“ Вдруг поднимается половица и выходит хозяин, говоря: „Я его пустил, так я и защищаю, не тронь его“. И начали они бороться. Долго боролись, а все не могут друг друга побороть. Вдруг хозяин (банник) и кричит мне: „Сними крест да хлещи его!“ Поднявшись как-то, я послушался и начал хлестать, и вдруг оба пропали“»
Для того, чтобы его задобрить, приносили в баню соль и хлеб, да ставили на праздники угощения. Иногда, под полком новой бани в Чистый четверг Страстной недели закапывали черную курицу, а затем уходили, пятясь задом, да кланяясь. Оставляли воду, мыло и веник, иначе обидится он, кипятком брызгать будет, камни с каменки скидывать, да угару напускать. Активен ночью, днем обычно спит. Дружит с Домовым и Дворовым. (о них я расскажу вам в следующих статьях).
Но бывает не так уж и хорош, наш мифический герой.
В народе ходит немало страшных историй о том, как Банник мог наказать людей, особенно тех, кто плохо следит за баней и оставляет ее грязной. Кто моется после захода солнца, кричит или ругается в его доме.
Он может путать волосы женщинам и девушкам, да так, что спасет от распутывания только обрезание под корень. Может заклинить дверь и лить на каменку кипяток до тех пор, пока человек не упадет без памяти или не скончается от удушливого жара. Бросается горячими камнями, плещется кипятком. А если баба, например, станет в бане браниться и посылать своих детей «к черту», то Банник может содрать с нее кожу с головы до ног.
Хотя, поговаривают, что этим занимается Обдериха , зачастую предстающая женой Банника.
Подобную жестокость объяснить несложно. Ведь банник живет в самом нечистом и тяжелом месте.
Что касается рожениц, которых водили в баню в стародавние времена, то мог Банник и тут насолить. Губил он девицу, если ее одну оставляли или крал он младенца, заменив своим ребенком.
Поверья и придания
Просили у Банника и богатство. Поговаривали, что есть у Банника беспереводный целковый. Чтобы заполучить его, нужно было спеленать черную кошку в полночь, да и бросить ее в баню, приговаривая: «На тебе ребенка, дай мне беспереводный целковый!» , а затем быстро выбегать и окрестить себя три раза.
В Олонецкой губернии верили, что Банник хранит у себя шапку-невидимку . Получить ее можно только раз в год. В пасхальную ночь нужно пойти в баню, снять крест нательный и положить его в левый сапог, вместе с ножом. Сесть лицом к стене и все проклинать. Из-под полка должен появиться старик с шапкой.
А в Вологодской губернии говорили, что, добывая шапку-невидимку, нужно прийти в баню во время «Христовской заутрени», когда Банник почивает. Снять с него шапку и бежать скорее в церковь. Если успеешь добежать, прежде чем Банник проснется, то шапка твоя, а ежели нет, догонит он тебя и убьет.
Объединив в себе две такие мощные силы, как вода и огонь, Банник обладает немыслимой силой, поделится с которой он мог с любым, кто его попросит.
При поиске информации я наткнулась на один интересный факт. Сейчас поведаю.
Моя бабушка всегда мне говорила : «Не ходи, внученькая, после полуночи в баню мыться. Там черти моются, вениками себя хлыстаются и тебя захлещут!»
Всегда было интересно, как это может быть связанно с Банником и вот ответ.
Часто, хозяина бани именовали чертом ( Шишкой, Анчуткой ). В Ярославской губернии считали, что баня – «обиталище чертей» . А прежде, чем привести роженицу в баню, повивальная бабка бросала по углам камни с каменки, приговаривая: «Черту в лоб!»
Но, стоит отметить, что Банник и черт – это разные мифологические персонажи. Скорее всего «черт» — это наименование Банника, которое выражает общее представление о нем, как о нечистой силе.
На мой взгляд, Банный Дедушка не настолько злой дух, насколько справедливый. А какой образ Банного духа ближе всего к Вам? Может быть в бане с Вами происходили странные вещи? Рассказывайте о них в комментариях!
Читайте также:
Волшебная Жар-птица в славянской мифологии
Дед Мороз в славянской мифологии
Мифология древних славян: Высшая. Темные Боги.
Низшая мифология: Водяной
Низшая мифология: Леший
Мифология древних славян: Высшая. Пантеон Богов
Если вам понравилась моя статья, ставьте лайки и подписывайтесь на канал. Дальше – больше, вас ждет много всего интересного 🙂
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5dacba608600e100b133aee5/nizshaia-mifologiia-bannik-5e7a0e2bdef832242c9c169b