Бани на крайнем севере

«Что русскому хорошо, то чукче — смерть»: почему жителям Крайнего Севера вредно мыться в бане

Большинство из нас привыкло к ежедневным водным процедурам и с трудом представляет, как можно мыться раз в неделю. А вы знали, что народы Крайнего Севера — экимосы, чукчи, ханты и многие другие не моются вообще? В условиях тундры найти источник теплой воды практически невозможно, а потому эти народности проводят особые процедуры очищения. Во времена Советского Союза их принуждали к посещению бань, но это привело лишь к трагедии. Почему же жителям тех краев нельзя мыться?

Особое очищение кожи

Жизнь в условиях Крайнего Севера мало похожа на нашу. То, что кажется обычному городскому человеку естественными удобствами, для чукчи — недоступная роскошь. Горячий душ, теплый туалет или индукционная плита — о таких вещах многие из них не могут и мечтать. Но действительно ли это то, чего они хотят?

Издревле в тех краях люди не мылись: лето в тундре невероятно короткое, реки не успевают прогреться и потому не пригодны для купания, зимой и вовсе на километры вокруг лежит снег, а дров едва хватает на элементарное отопление и приготовление пищи.

Поэтому чтобы привести себя в порядок, северные народы собираются в юрте, зажигают костер и стараются хорошенько пропотеть. Потом раздеваются, очищают кожу специальными кожаными скребками, обмазываются жиром нерпы и спокойно живут до следующей «помывки».

Баня для всех

В 30-е годы эти народности оказались между двух огней: собственными традициями и советской властью, решившей насадить в тундре свои порядки. За короткое время здесь были организованы колхозы и построены общественные бани. Туда сгоняли людей на еженедельное мытье с мылом.

И если на особо сопротивляющихся взрослых еще могли махнуть рукой, то для детей такая процедура являлась обязательной. Но вместо ожидаемого улучшения состояния здоровья и снижения уровня заболеваемости, цивилизация привела к радикальному повышению уровня смертности.

Детей, насильно забранных из семей в культбазы — своеобразные детские сады, — родители выкрадывали, ночью тайком пробираясь к учреждениям. Люди умирали, паника нарастала, а советские ученые все еще не знали, в чем дело.

Секрет древней традиции

Вред, нанесенный аборигенам, и их увеличивающаяся смертность, заставили специалистов глубже изучить вопросы приспособления к условиям Севера. Выводы были просто ошеломительными.

Дело в том, что жир, которым чукчи смазывали кожу, защищал их тела от высыхания. За несколько веков использования такого «увлажнения» они успели адаптироваться к нему, а потому незащищенный от ветров и мороза кожный покров быстрее трескался, создавая прекрасную среду для размножения бактерий.

Горячие бани плохо воздействовали на сердечно-сосудистую систему, провоцируя инфаркты.

Корм для комаров

Лето в тундре — особое событие. Наконец-то жители Севера могут сбросить тяжелые шубы и пройтись по деревне в легкой одежде. Но в теплое время года земли Севера кишат кровососущими насекомыми. И если раньше их отпугивал специфический запах жира, то после внедрения советских нововведений граждане тайги стали чрезвычайно чувствительны к комарам.

Удрученные этим фактом советские власти сбавили обороты, но совсем от идеи цивилизовать чукч и других северных народностей не отказались: правда, теперь вместо повинности стали использовать вознаграждение. Каждому посетившему баню полагался стакан водки. Это прибавило энтузиазма местным жителям, только не к мытью, а к выпивке.

Повсеместное спаивание привело только к усугублению проблем: теперь пьяные люди замерзали где-то по дороге из бани, участились болезни, связанные с употреблением алкоголя.

Жизнь на Крайнем Севере сегодня

В наше время жизнь в тундре существенно поменялась: коренное население сильно сократилось, а большинство из тех, кто выжил, сегодня проживает в больших городах и, естественно, пользуется душем и ванной. Этому способствовало, в первую очередь, появление термоодежды, репеллентов и всеобщая электрификация.

Читайте также:  Камни для бани с реки катунь

И все-таки люди Севера купаются несравнимо реже, чем другие народности. Впрочем, сегодня ученые уже не так уверены, что ежедневное мытье полезно, а потому вполне возможно, что через несколько лет мы увидим совсем иные рекомендации по личной гигиене.

Источник статьи: http://fb.ru/post/culture/2019/5/11/97071

Сибирская баня, что в ней особенного? Устройство и печь

Как понятно из названия, сибирская баня появилась на севере России. Первые переселенцы, попавшие в этот суровый район, привезли с собой и традиции постройки бань, поэтому сибирская баня довольно сильно похожа на традиционную русскую. Однако, культура севера и быт проживающих там людей внесли свой вклад в особенности планировки бани, ее печи и парного помещения.

Сибирскую баню собирают из цельных бревен, чтобы сделать помещение максимально теплым за счет толщины стен. Ведь в условиях севера тонкие стены быстро выпустят все тепло. Строят баню с помощью топора и других традиционных инструментов, позволяющих обработать бревна так, чтобы они плотно прилегали друг к другу.

Помещения бани будут небольшие, примерно 4 на 4 метра. Так баня быстрее прогреется и будет дольше остывать. Предбанник оборудован большими деревянными скамьями, чтобы посещающие баню люди могли лечь в полный рост, отдыхая между заходам в парную.

Баню нагревают с помощью печи-каменки. Камни хорошо нагреваются и долго отдают тепло.

Еще одна особенность сибирской бани – это отсыпка стен грунтов . Так делают для того, чтобы стены не промерзали от лежащих вокруг помещения больших сугробов. Грунт насыпают по всему периметру, создав вал высотой около 40 см.

Все двери в баню будут очень маленькие, с высоким порогом и низкой притолкой. Это сделано для того, чтобы теплый воздух не мог покинуть помещение, а холодный не проникал внутрь.

Такие особенности стоит соблюсти, если баня строится в северных холодных регионах. Если вы живете в теплом климате, то делать отсыпку, брать толстые бревна-кругляки или делать маленькие двери не стоит.

Давайте поподробнее рассмотрим печь-каменку. Такая печь топится по-черному, так как в холодном климате печную трубу нелогично выводить наружу. Сама процедура истопки бани выглядит так: сначала каменную печь хорошо протапливают, дожидаясь, когда вся сажа осядет на стенах, полу и потолке бани. После того, как все угли потухнут, а дым выветрится, скамьи в бане споласкивают водой, чтобы смыть сажу.

После воду выливают на печь, получается облако пара, которое быстро выгонит угарный газ из бани. Еще через час после того, как угли прогорели, можно начинать париться в бане. Может показаться, что она к тому времени уже остынет, но нет. Раскаленные камни и нагретый кругляк будут хорошо держать тепло, благодаря чему в бане можно париться в несколько заходов.

Обязательно дайте углям полностью прогореть. Готовность можно понять, увидев на углях белый налет пепла – это значит, что угарный газ уже выветрился. Если не дождаться этого, то парящимся в бане будет тяжело дышать, кому-то может даже стать плохо.

Именно из Сибири к нам пришла традиция выбегать из бани зимой, чтобы прыгнуть в сугроб. Кроме того, живущие на севере люди не пьют спиртное после бани, так как это может плохо сказаться на сердце.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/banya_expert/sibirskaia-bania-chto-v-nei-osobennogo-ustroistvo-i-pech-5de1009d1e85ac23e7b5d17e

Почему чукчам и другим народам Крайнего Севера нельзя мыться в русской бане

Все знают, что в традиционных условиях своей жизни народы Крайнего Севера – ненцы, эвенки, чукчи, ханты, манси, эскимосы и т.п. – никогда не практиковали мытья тела. Обычно это объясняют просто: в тундре девять месяцев в году лежит снег, да и летом вода холодная, чтобы её согреть – нужно много топлива для костра, а где его взять в безлесной тундре, и т.д. Это очевидная причина. Но есть и более глубокие.

Не мытьё, а очищение

Всякий народ, до начала индустриальной эры с её миграциями, был приспособлен к своей природной среде. И всякий на свой манер заботился о гигиене тела. Не составляли исключения и народы Крайнего Севера. Время от времени они совершали процедуру очищения тела. Чукчи, ненцы, эвенки и другие, живущие традиционным хозяйством в тундре, практикуют её до сих пор.

Читайте также:  Сначала баня потом бассейн

Она заключается в том, что жители стойбища собираются вокруг очага в яранге или чуме, набрасывают на себя всю имеющуюся одежду и начинают преть. Хорошенько вспотев, они скидывают одежду и начинают скрести друг другу кожу костяными скребками. Закончив эту процедуру, обильно смазываются жиром нерпы.

Как выяснилось, этот способ очищения кожи является самым оптимальным в условиях круглогодичного обитания в суровом климате арктической тундре. Но чтобы это признали учёные, пришлось пройти через многочисленные трагедии.

Что русскому здорово, то чукче смерть

В 1930-е годы в СССР развернулась кампания по насаждению у северных народов «советского» образа жизни. Помимо конфискации родовых оленьих стад в «колхозы» и «борьбы с религией» (преследований традиционных шаманов), кампания предусматривала ещё приобщение аборигенов к «цивилизации». Особенный упор делался на подрастающее поколение. Детей насильно отбирали от родителей и воспитывали в детских садах, создаваемых при так называемых культбазах.

Север за короткий срок покрылся сетью культбаз, в которых советские «цивилизаторы», полные комсомольского энтузиазма, убеждённые в превосходстве и универсальности своего образа жизни и ничего не знавшие об особенностях коренных народов тундры, собирались за исторически рекордный срок привести аборигенов из первобытнообщинного состояния к коммунизму.

Нельзя сказать, что культбазы принесли только вред. Было в них и много положительного, прежде всего – распространение информации. Школы, библиотеки, радиоточки сильно расширили кругозор коренных народов. Кроме того, тут была возможность приобрести промышленные товары, а также получить более квалифицированную медицинскую помощь, чем у шаманов.

Но нельзя отрицать и отрицательную сторону контакта двух культур, из которых одна, к тому же, агрессивно навязывалась. Аборигенов начали приучать мыться с мылом в банях при культбазах, а для детей эта процедура сделалась обязательной. Однако вместо ожидаемого укрепления здоровья, мытые туземцы стали чаще болеть и умирать. Особенно ярко это выразилось у детей. Это послужило причиной частых побегов и похищений детей из школ при культбазах в родные стойбища, а также многочисленных восстаний народов тундры против советской политики в 1930-50-х гг.

Адаптация народов Севера к своей среде

Вред, причинённый здоровью северных народов насильственным внедрением банных процедур, созданных другими народами в других природных условиях, уже давно не решается отрицать никто, кто знаком с реалиями Севера. В чём же дело?

Здесь можно выделить три важнейшие причины. Во-первых, организм туземцев, сотни поколений которых не мылись в горячей воде, иначе реагировал на воздействие высоких температур. У северных народов гораздо быстрее, чем у русских, возникали в таких условиях явления сердечной недостаточности.

Во-вторых, горячая вода оказывала, также из-за длительного приспособления к совсем другому способу очищения тела, вредное действие на кожные покровы туземцев. Жир, которым они регулярно смазывали себя, предохранял кожу от высыхания, чрезмерного охлаждения, а также (хотя и не полностью) и от болезнетворных бактерий. Это была защитная плёнка, лишаясь которой, абориген Севера становился гораздо уязвимее к воздействию морозов и возбудителей болезней.

И, наконец, третье. Летом в тундре, как известно, очень много комаров. Это ещё полбеды. В разгар лета начинается массовый лёт гнуса. Он продолжается обычно недели две, но это поистине самое адское время года там. Даже для исконных обитателей, которые, казалось бы, должны быть привычнее. Однако известно, что во время лёта гнуса иногда не выдерживают даже олени и, обезумев, бросаются в реки. Слой задубевшей кожи, смешанной с жиром, на лицах и кистях рук туземцев, как оказалось, служит природной защитой от гнуса и комаров. Насекомым сложнее кусать сквозь него до крови, да и запах собственно человеческого тела он отбивает. То есть отсутствие мытья позволяло народам Севера легче переносить периоды массового размножения кровососущих насекомых.

Спаивание и отчуждение от привычного образа жизни

С течением времени политика советской власти в плане «приобщения к цивилизации» стала либеральнее. Но установка на то, что городской образ жизни белых людей предпочтительнее для всех, никуда не девалась. В 1960-70-е гг. аборигенов Севера стали привлекать к банным процедурам… водкой. То есть, помывшемуся, по выходе его из бани, тут же наливали бесплатный стакан водки.

Читайте также:  Костер котлы для бани

Само мытьё при этом превращалось в профанацию. Зайдя в баню и окатив себя водой один разок, абориген выходил, показывал на струящиеся по нему потоки воды и тут же требовал положенную награду… Наверное, нет необходимости лишний раз пояснять, сколько коренных жителей быстро унесла к духам предков такая практика, при их генетически обусловленной низкой толерантности к алкоголю.

В наше время представители коренных народов Севера, живущие в городах, переняли и такой атрибут городской цивилизации, как душ и ванны. Это стало возможным не только в связи с отказом от традиционных способов хозяйствования, но и по причинам появления одежды, лучше защищающей от холода, электрификации стойбищ и распространения различных репеллентов от насекомых.

Тем не менее, знающие люди утверждают, что и в этих условиях северные народы значительно реже, чем русские, прибегают к водным процедурам. Дело не только в многовековой привычке. В последнее время некоторые учёные начинают обращать внимание на то, что слишком частое мытьё, вошедшее в моду в современных городах, оказывается вредно и для европейцев.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/russian7/pochemu-chukcham-i-drugim-narodam-krainego-severa-nelzia-mytsia-v-russkoi-bane-5da3805286c4a900b2470825

Гигиена чукчей и других северных народов

Культурные и бытовые традиции каждого народа складывались в течении многих веков. Это зависело от многих факторов, включая исторические и географические. Другими словами, нет никаких случайностей в традиционном укладе жизни каждого народа. И то, что для одного народа является нормой, может быть совершенно неприемлемо для другого. Это касается буквально всех сторон жизни, в том числе и гигиены.

Существующее у жителей Чукотки поверье указывает на то, что во время мытья человек теряет своё здоровье и жизненные силы. Простое ли это суеверие, или данное высказывание имеет отношение к укладу жизни народов Севера? Для этого достаточно обратить внимание в какой географической зоне проживают северные народы, и в каких климатических условиях происходило формирование их бытовых традиций. Поэтому тот факт, что кочевые народы Севера с давних времён круглый год находились в тундре, занимаясь выпасом оленей, известен практически каждому современному человеку. А с учётом того, что растительности в этих местах никогда не было, нагреть воду для мытья там было просто нечем. Отсюда складывались свои особенные традиции касающиеся личной гигиены.

По свидетельствам этнографов, собираясь периодически всем стойбищем, жители Чукотки разводили костёр. Раздевшись, они намазывали себя жиром нерпы и грелись около костра. Растопленный идущим от костра жаром жир смешивался с грязью, имеющейся на коже. И уже после этого с помощью костяных скребков чукчи соскабливали жир со своих тел. Также известен ещё один способ, который традиционно использовался народами Крайнего Севера для очистки кожи от загрязнений. Заключался он в том, что кожаную одежду носили ворсом к телу. При этом ворсинки механическим способом постепенно очищали кожу от грязи.

Известно, что во времена советской власти чукчей стали насильно приучать к банным процедурам. Но такая «забота» приносила больше вреда, чем пользы для коренных северных народов. Люди стали чаще болеть, и особенно это касалось детей. С чем же это было связано? И почему важно учитывать сложившийся веками традиционный уклад жизни?

Вредное воздействие горячей воды на кожные покровы чукчей было связано с тем, что жир, которым они себя смазывали, предохранял их кожу от высыхания и чрезмерного охлаждения. Без этой защитной плёнки коренные северные народы становились уязвимы к воздействию морозов и возбудителей болезней. Также слой задубевшей кожи, смешанной с жиром на лицах и кистях рук коренных северных народов служили природной защитой от гнуса и комаров. Всё это при отсутствии мытья, позволяло коренным северным народам приспосабливаться к местным климатическим условиям.

Больше интересного на сайте Это Сибирь

Если вам понравилась эта публикация, ставьте лайк ( палецвверх), делитесь этой статьей в соцсетях с друзьями. Поддержите наш проект, подписывайтесь на наш канал и мы будем писать больше интересных и познавательных статей для Вас.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/etosibir/gigiena-chukchei-i-drugih-severnyh-narodov-5d62558aa660d700ad2c3523

Оцените статью
Про баню