Бани термы древней греции
В Кносском дворце на Крите, относящемся к бронзовому веку (1-я половина II тысячелетия до н.э.), имелись переносные ванны из глины – для ног или сидячие, а также по меньшей мере один каменный бассейн для омовения ног путников. Большое количество встречающихся здесь очистительных бассейнов, а также очистительных помещений исполнены вполне в традициях бань, хотя в некоторых из них полы и стены неводоустойчивы, и надо полагать, что они использовались не для мытья, а для ритуального очищения или умащения. Позднее обычаи мытья вместе с употреблением переносных глиняных ванн проникли в материковую Грецию. Среди подсобных помещений дворца в Тиринфе (Пелопоннес) имеется настоящая ванная комната, с полом из громадной монолитной плиты, имеющей уклон для стока воды, а по стенам видны отверстия для подвески деревянных панелей. В той же комнате найдены обломки глиняной ванны.
В античной Греции широко применялось обливание – как водой, принесенной в кувшине из общественного источника, так и под струями таких источников. Сцены такого рода изображены на многих гидриях (кувшинах для воды). В число неотъемлемых принадлежностей гимнасиев (комплексов для атлетических занятий) входят круглые бассейны-купальни, в которые подавалась вода. Скорее всего, греческий гимнасий или палестра (здание при гимнасии для раздевания и мытья, имевшее еще и гимнастическую площадку) с их незамысловатыми банями и явились предшественниками усовершенствованных римских учреждений, которые изначально проектировались прежде всего для мытья, но затем стали включать дополнительные помещения для атлетических занятий и иных целей. Римляне мыслят возможным мытье исключительно в общественной бане (термах), а потому строительство этих зданий ведется полным ходом (к 4 в. н.э. в Риме было ок. 1000 терм). К концу республиканского периода римляне мылись в достаточно скромных условиях, но впоследствии, в эпоху империи, стремление властей угодить плебсу способствовало развитию терм. Благодаря наличию неограниченных водных ресурсов термы превратились в главное занятие и развлечение простого народа, а также в одно из наиболее утонченных наслаждений знати. Типичное устройство терм стало едва ли не самым характерным проявлением римской архитектуры. У Цельса (1 в. н.э.) имеются вполне профессиональные советы по лечебным водным процедурам. Конструкции терм посвящена 10 глава V книги труда Витрувия Об архитектуре (1 в. до н.э.). Витрувий, архитектор и инженер, посвятивший свой трактат Августу, дает здесь практические рекомендации относительно последовательности банных помещений, а также нагревательной системы терм с ее весьма примечательной особенностью – “подвесными полами”. Вся последующая литература по архитектуре неизменно пользуется терминологией Витрувия (аподитерий – помещение для раздевания, кальдарий – горячее помещение в термах, тепидарий – теплое, фригидарий – холодное и т.д.).
РАЗВАЛИНЫ ТЕРМ на месте древнего города Карфагена (Тунис)
датируются временем правления римского императора Антония Пия (138-161 н.э.)
Помпеи позволяют составить представление о последовательности ранних стадий в развитии терм как таковых. Вначале это было сравнительно примитивное устройство с виллы Мистерий, относящееся приблизительно к 150–100 до н.э. Затем идут Стабианские термы примерно того же периода, а далее – термы на форуме (после 80 до н.э.). Впоследствии два последних сооружения подверглись частичной модернизации, в них появились полые стены и пол для циркуляции горячего воздуха, который вместе с горячей водой поступал из центральной топки. Наконец, началось возведение задуманных с размахом Центральных терм, где должны были найти воплощение все новейшие идеи. К моменту катастрофы 79 н.э. они еще не были завершены.
История бань продолжается грандиозной последовательностью терм императорского времени в самой столице, прежде всего терм Тита, Траяна, Каракаллы и Диоклетиана. Повсюду мы наблюдаем движение от суровой простоты к роскоши и усложненности, от узких оконец – к широким оконным проемам, от непринужденного проекта – к строгой симметрии, от стесненности – к простору. Вместо экономной и практичной конструкции терм, когда помещения для мытья опирались на общую внешнюю стену, мы имеем здесь самостоятельное монументальное здание, располагающееся посреди обширной открытой площади, которая, как, впрочем, и основное здание, предназначалась не только для атлетических занятий и тренировок, но и – со всеми своими портиками, апсидами и библиотеками – предоставляла возможность для умственного и эстетического отдохновения, воспитания и общения. Некоторые из этих заведений превратились в подлинные музеи скульптуры.
Из Рима термы распространились по всем провинциальным городам, полностью сохраняя характерные черты римских бань: как Париж, так и Трир могут похвастать впечатляющими строениями эпохи империи. Более того, чуть не в каждом археологическом отчете о раскопках какой-либо римской виллы в Британии мы встречаемся с упоминанием гипокаустерия, традиционно римского способа обогрева банных помещений с помощью горячего воздуха, циркулирующего под полом и в полых стенах. Balnea (бани) названы Тацитом (Агрикола 21) в числе “пороков”, которые наполовину романизированные бритты позаимствовали у своих завоевателей. Строительство общественных терм, особенно в небольших городах западной части империи, превратилось в самый популярный вид благотворительности и потому часто упоминается в надписях.
Потребность в решении проблем, с которыми столкнулись строители при возведении величественных залов с большими пролетами, а также расположенных в центре обогреваемых помещений с купольным сводом, вызвала к жизни наиболее значительные достижения римской архитектуры. В числе характерных особенностей терм Каракаллы в Риме – бетонные восьмиугольные купольные перекрытия со сферическими парусами. Это были первые шаги, которым было суждено великое будущее – как в центральных пространствах ранних и византийских христианских церквей, так и в эпоху Ренессанса и в формальной архитектуре сравнительно недавней эпохи. Тот же архитектурный прием мы обнаруживаем и в созданном Микеланджело куполе собора св.Петра в Риме, и в построенном К.Реном соборе св.Павла в Лондоне.
Литература:
Петно Георгиев. Римские термы. София, 1984
Источник статьи: http://ancient.gerodot.ru/topics/data/greece/articles/greece_article_05.htm
Бани термы древней греции
Отец «Истории» Геродот, знающий толк в банных термальных процедурах древней Греции, путешествуя по северному Причерноморью, познакомился с обычаем скифов устраивать бани-парилки в меховых шатрах и описал в своей книге способ, каким парились и мылись скифы, поливая горячую воду на разогретые камни, чтобы получить горячий пар для парилки в шатре.
В Древней Греции в период эллинизма существовали античные бани «термы» (греч. thermos – горячий. латин. — thermae). Известно, что врачеванием в Древней Греции занимались, именно, служители в храмах бога-врачевателя Аполлона Гиперборейского. Термы строили и при больших богатых домах, при храмах Аполлона-врачевателя и в школах – гимнасиях, для очищения тела спортсменов после тренировок и состязаний. В античных термах лечили травмы, полученные спортсменами во время состязаний, делали в бане массаж, прогревание и другие лечебные процедуры.
Атлеты со скребком-стригилем и арибалом — сосудом для арома-масла- V в. до н. э.
В Кносском дворце на острове Крит, найдены античные термы бронзового века (1-я половина II тысячелетия до н.э.), с переносными сидячими ваннами из глины, и каменный бассейн для омовения ног путников. На Крите термы использовались, как очистительные бассейны, для ритуального очищения , массажа и умащения тела ароматическими эфирными маслами и благовониями. Позднее обычаи омовения и купания в переносных глиняных ваннах, стал использоваться и на материковой части Греции.
На Пелопоннесе среди подсобных помещений дворца в Тиринфе найдены обломки переносной глиняной ванны и большая ванная комната с каменным полом, имеющем уклон для стока воды, а на стенах ванной комнаты сохранились отверстия для укрепления деревянных панелей. В античной Элладе было принято обливание водой из кувшина или же купание под струями общественного источника. Сцены омовения изображались на многих гидриях – больших кувшинах для воды. В спортивных гимнасиях, или палестрах проводились атлетические занятия спортсменов, строили круглые бассейны-купальни для спортсменов.
Позднее греческие термы стали популярны и в Древнем Риме, вначале их строили по греческому образцу, позднее происходили и архитектурные изменения. Термы стали для римлян центрами общественной жизни, где граждане Рима проводили значительную часть своего свободного времени. Бедные граждане Рима могли пользоваться термами по низкой цене.
В римских термах не только мылись, но и развлекались, там велись дискуссии, высказывались мнения и решались важные вопросы, велись дружеские беседы, узнавались новости и сплетни, здесь была библиотека, посетители читали стихи, пели, рисовали, устраивали пиршества (симпосиумы). Посетители бани мылись, плавали в бассейнах, потели в парной, наслаждались едой и вином, музыкой и танцами. На стене одной римской постройки сохранилась надпись «Баня, любовь и радость — до старости мы вместе».
Источник статьи: http://www.evpatori.ru/drevnegrecheskie-bani-termy.html
Наш магазин
все товары
Строительство
Рассылка новостей
Друзья проекта
Бани Древней Греции
Отношение общества Древней Греции к банным процедурам как нельзя лучше может охарактеризовать изречение Платона: «Сооружение бань — обязанность государства!».
Древние бани у греков были неотъемлемой частью жизни. Жители Греции придавали воде религиозно-мистическое значение, также ими был провозглашен культ сильного тела и духа. Город Лаконика считается исследователями родиной бани, потому что именно отсюда древние бани распространились по всей Греции. В пользу этой теории говорит и само название греческой бани – лаконикум. Изобретателем же банного ритуала в Элладе признана Древняя Спарта.
Купание в теплой воде спартанцы считали слабостью, простительной лишь женщинам, и не признавали. Особы мужского пола, и дети в их числе, поливали себя только холодной водой. Однако то что мы сегодня называем баней, а именно совмещение пара и горячей воды как комплекса термических и водных процедур, возникло именно в Элладе.
Древние бани в греции назывались «лаконикум» и представляли собой помещения круглой формы. Помещение лаконикум было выложено из тесаных камней. Греки считали, что благодаря такой форме жар распространяется равномерно. Также греческие древние бани имели комнату для потения, у нее была еще более замысловатая форма – усеченного конуса, закрывающегося сверху крышкой на бронзовых цепях. При помощи этого устройства в лаконикуме можно было устанавливать и контролировать необходимый температурный режим. Древние бани в центре имели открытый каменный очаг, для топки которого использовали древесный уголь. Иногда камни разогревали не внутри лаконикума, а снаружи – на костре, и лишь потом уже вносили их в баню. После потения в парилке, где для массажа и очищения тела греки использовали стригили – специальные медные приспособления, они приступали к водным процедурам, окатывая себя из кувшина водой. Как правило, все древние бани оснащались бассейном или ванными. Чистота кожи, здоровье тела и бодрость духа обеспечивались температурным контрастом воды и отменного жара. Никогда не задумывались, почему отличное физическое здоровье в наше время называют спартанским.
Как показали археологические раскопки, часто древние бани в Греции являлись неотъемлемой частью гимнасиума (т.е. спортивного комплекса) и позволял восстановить физические силы после долгих изнурительных упражнений. После завершения банных процедур греки шли в соседнее помещение (оно называлось эскедрой) и вели там философские беседы. Со временем древние бани в Греции перестали иметь одно лишь ритуально-гигиеническое значение и стали важной частью общественной культуры.
Древние бани в Греции получили опеку тогдашних правителей, которые не уставали заботиться об устройстве бань, гордились ими как своими достижениям. Они считали – и считали вполне справедливо – что своим здоровьем и атлетическим сложением жители Греции обязаны именно физическим упражнениям и бане. Сам Гиппократ, великий врач Древней Греции и блестящий ученый, отдавал должное водным процедурам и называл баню лучшим лекарством от всех болезней. Им также было разработано большое множество рекомендаций по использованию бани. Так что неспроста Гиппократа считают основателем естественной медицины. А вот Пифагор, которого сегодня знает каждый школьник, уже в 18 лет был олимпийским чемпионом и специально, в познавательных целях, ездил в Египет, где посещал тамошние древние бани, ознакамливался с их устройством, пользовавшихся в то время заслуженной славой. Древние бани в Греции пользовались популярностью и у многих философов, которые регулярно их посещали, как например легендарный Сократ. Даже Гомер в своих величайших произведениях — «Одиссее» и «Илиаде» — отводит банному ритуалу много места и описывает процедуру чуть ли не в документальных подробностях! Только не думайте, что это прихоть или каприз автора – нет, баня полностью заслужила это посвящение, и без него поэтические произведения не были бы такими поэтичными. После того как греки приняли баню и искупались, они растирали тело разными ценными благовониями, елеем, а после этого надевали чистый хитон и представали перед своими богами обновленными и чистыми, со светящимися лицами, походящие на самих жителей Олимпа.
Не случайно греки считали божественным влияние бани на организм человека! Как гласят греческие мифы, даже самые могущественные боги посещали баню, уделяя много времени благовонным притираниям и массажу, уходу за телом. Чистота являлась неотъемлемым атрибутом бессмертия, мудрости и здоровья. Уже само слово «гигиена» произошло от имени богини здоровья и чистоты – Гигеи. Но давайте отойдем от мифов и поговорим о настоящей жизни… Отвлекитесь, поглядите вокруг и вспомните своих друзей или знакомых. Все успешные люди, которые достигли в жизни впечатляющих вас результатов, как правило, постоянно посещают баню и не пользуются одними только душем и ванной! И поверьте нам, это вовсе не случайность. Заниматься активной трудовой деятельностью, которая позволит достичь профессиональных высот, невозможно без постоянной физической и душевной релаксации, а ведь она чрезвычайно необходима каждому из нас! Успешные и умные люди, как когда-то древние греки, расслабляются в парилке, черпают силы из животворного и естественного источника, а вот неудачливые люди наоборот утешают себя алкоголем и другими энергетическими суррогатами, чем и убивают окончательно свое здоровье. Греки поняли первыми, что баня это не акт гигиены и даже не ритуал! Древние бани или современные, не важно, — это само здоровье и сама жизнь!
Древние бани Греции были очень красивыми, сравнимыми только разве с Великой пещерой или пещерой Большого Каньона в США, в которых проводятся спелео соревнования. Также есть так называемые Бесконечная и Фантастическая пещеры Саблино, которые также как и греческие бани не оставят никого равнодушным.
Если сравнить древние бани Греции и древние бани Египта, то мы увидим, что функции у бань древнегреческих были гораздо шире, чем у древнеегипетских. Бани Древней Греции от египетских отличались не только общественной значимостью, но и устройством. Однако следует отметить, что ни древние бани Греции ни те же заведения Египта так и не достигли того размаха и величия, которого позже достигли римские термы.
Источник статьи: http://parilka.by/ru/articles/istorija_bani/bani_narodov_mira/grecheskie_bani/