Меню

Бани в монастырщине смоленской области

КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ «МОНАСТЫРЩИНСКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ»

АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОНАСТЫРЩИНСКИЙ РАЙОН» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

Директор

Панфилов Леонид Иванович

Тел.: 8-952-998-72-19

Главный инженер

Корнеенков Иван Михайлович

Тел.: 8-908-283-47-23

Адрес: 216130, Смоленская область, Монастырщинский район, п. Монастырщина, ул. Советская, д.45

тел.: 8 (48148) 4-02-70

ОГРН 1176733009221 ИНН/КПП 6725031448/672501001

Нормативные документы:

Уважаемые жители посёлка Монастырщина!

Муниципальное унитарное предприятие «Монастырщинские Коммунальные Системы» Администрации муниципального образования «Монастырщинский район» Смоленской области информирует Вас о том, что цена билета на помывку в общепоселковой бани с 01 января 2020 года будет составлять 110 рублей.

Уважаемые жители посёлка Монастырщина!

Муниципальное унитарное предприятие «Монастырщинские Коммунальные Системы» Администрации муниципального образования «Монастырщинский район» Смоленской области сообщает о проведении санитарной обработки водонапорных башен дезинфекционными средствами в соответствии с графиком:

— Льнозавод, ул. Школьная – 3 июня 2018г.;

— тер. СХТ, ул. 25 Сентября – 4 июля 2018г.;

— ул. Зеленая, ДСПМК (ул. Строителей) – 10 июля 2018г.;

— Центральная (ул. Советская), ул. Комсомольская – 11 июля 2018г.

Уважаемые жители посёлка Монастырщина!

Муниципальное унитарное предприятие «Монастырщинские Коммунальные Системы» Администрации муниципального образования «Монастырщинский район» Смоленской области информирует вас о том, что собственники, имеющие в квартирах индивидуальные приборы учета (водомеры), должны передавать показания приборов учета

до 20 числа каждого месяца:

Источник статьи: http://monast.admin-smolensk.ru/kommunalnoe-hozyajstvo/

Монастырщина на Смоленщине. Часть 2. Отдыхательная.

МОНАСТЫРЩИНА

Прежде чем приступать к «родственной части» нашей поездки, мне хотелось чуть больше узнать об этих краях и посетить церковь. Должен же быть тут храм! А если судить по названию района – то монастыри тут точно имеются. Хотя бы один! Откуда то же пошла «монастырщина»? Друг мой уверенно заявил:

— Церковь тут только одна, в самой Монастырщине. Про монастыри ничего не слышал и не видел. А на название ты внимания не обращай, половина их – вообще не поймешь откуда взялись… Учите древнеславянский!

Пожалуй, в этом он был прав. Останавливались у особенно примечательных указателей, фотографировала Юры, Лынды, и на их фоне даже удивительными казались вполне современные Долгие Нивы.

Непременные для Смоленщины памятники в честь победы в Великой Отечественной Войне – неизвестный солдат, пушка или танк. Эта часть области была оккупирована до сентября 1943 года, и наверное, это единственное, что я снимала без большого интереса, но не сфотографировать не могла.

Дань памяти воинам Советской армии, освободителям этой земли от фашистских захватчиков. Мой дед и бабушка прошли в войну именно этим путем – бабушка из Белоруссии в 1941 году с отступающей армией, а дед в 1943 году с наступающей на Беларусь. Белоруссия здесь совсем рядом, полчаса езды!

Поселок Монастырщина, по виду – село селом! Дома-пятиэтажки попадаются, но большинство построек – кирпичные, одноэтажные, а то и вовсе деревянные избы. В телефоне – тишина. Ни Билайн, ни МТС, ни смоленский Теле2 не определились. И зачем тут вышку поставили? Для красоты что-ль? Самая высокая постройка города, кто выше.

А вот и церковь. На удивление – богатая, каменная, облагороженная и в приличном виде.

Сделав необходимые снимки и посетив церковь, помолившись, поставив свечи, спешим в дорогу. Небо подозрительно хмурится, вместо облаков надвигаются хмурые тучи, и дождливое лето вновь напоминает о себе… До деревни Сычевка, где у нас следующая остановка, едем быстро и я снова передаю руль Лешке. Оставляю свободными руки для съемок из окна машины. Хочется найти в наших среднерусских пейзажах ту самую прелесть, которая не поддается разумению и понимаю тех, кто не видит красоты в родных краях… Удается ли передать просторы и пустоту? На дороге не встречается ни машин, ни мотоциклистов. Трактор с сеном кажется пришельцем из параллеьного мира.

— Леш, а тут вообще, народ живет? Где все? В полях – все заросло, никаких посевов, в деревеньках людей не видать. И правда, глушь, а ведь мы еще едем по жилой местности? И вообще, мы правильно едем? Где эта Сычевка, далеко еще?

— Да вон она. Указатель виднеется. И не дергайся, сейчас народ набежит.

— На тебя посмотреть? Событие-то какое! Из Десногорска родственник приехал, да не один, а с подружкой!

Читайте также:  Планировка внутренних помещений бани

— Ну, они ж не знают про подружку. Они решат, что я женился и привез жену родне показать!

— Ха! Я им дам жену! Хотя… Это ж деревня. Тут так и должно быть. А если ты у них был весной еще без всякой жены, а летом уже женился, решат, что брак по залету и скоро ребеночка ждать. Готовься к вопросам о потомстве.

— А мне что? Это ты готовься. И камеру свою приготовь. Будешь их на память фотографировать. Пусть уж видят, какая у меня жена богатая, тут такой техники в жизни ни у кого не появится…. Кстати, вот и народ, коров пасут. Давай уж остановимся, поздороваемся разом со всей деревней!

Хм…Странно они как-то коров пасут. Я так понимаю, этот процесс выглядит так: стадо разбрелось по лугу, а где-то в сторонке пастух одиноко за ними приглядывает. Здесь же – коровки в одну кучу сбились, средь них и мужики и бабы суетятся, доят, что ли? Оказалось, да. Час дневной дойки проходит так: всю скотину пригоняют к окраине деревни и народ подходит или на велосипедах приезжают семейно. Кто-то должен от слепней и оводов корову обмахивать, а кто-то спокойно может заняться дойкой.

Люди подтягивались и к нам. А то! Своим желтым сарафаном, уже как-то менее уместным в наступившей пасмурности, я притягивала взгляды всех…

Кто приехал? Лешка! Да не один! А с кем?!

По полю разнеслись новости:

— Да это ж Лешка! Жену привез. Глянь, деваха какая красивая! И машину никак купил? Ты ж когда куплял, чего не позвонил? Обмыть же надо… А ну давай в сельпо сбегаем! Хотя нет, постой. Продавщица еще тут, свою Чернушку доит. Потом у нее обед, тоже закроет. Ну, вечером выпьем. Как не будете ночевать? И машина не твоя?

Мда…Действительность оказалась еще более занятная, чем мы предполагали. Деревенская родня сбежалась не только посмотреть на Лешу с новоиспеченной женой, но и ЕГО новую машину обмывать! Ибо весной он приезжал на красной, а сейчас – серая. Класс, да? Так я еще не только холостой статус потеряла, но и без машины осталась))) Поначалу я еще пыталась улыбаться и объяснять, что я приехала как туристка, смотреть городище древнее… Но тут начинались вопросы о том, что где ж такое, и становилось понятно, что без предыстории о балтах и славянах не обойтись, а вновь погружаться в столь давние слои прошлого было уже выше моих сил…. Чур меня, чур с ними связываться и подавлять высшим интеллектом! Народ простой, душевный, уже и ночевать зовут, и баньку истопить предлагают, и молочка парного отведать.

Что ж, отдохнуть после дальней дороги не мешает.

И пора уже переодеться в что-то более подходящее обстановке! Иначе, я тут прослыву «столичной штучкой», «городской кралей», ибо дошло уже до некоторых, что машина с подмосковными номерами Алексею принадлежать не может))) И проживаю я явно не в Смоленской области. Значит, гостья московская, изнеженная, деревенского быта не нюхавшая… Эх, изобразить им что ли полное соответствие? Сказать что ли, что одноклассница в отпуск прикатила? Да чего уж теперь, как пойдет так пойдет. Покормили бы, а нет, так и своей еды два пакета, еще и с ними гостинцами поделимся. Но нас, конечно же, накормили! Свежеиспеченным хлебом!

И тут я даже переоценила «глушь» — зайдя в дом и окунувшись в хлебный аромат, была уверена, что выпекали хлеб в русской печи. О нет! Цивилизация добралась и сюда, по крайней мере в некоторые хаты. У тех, кто имеет родственников в городе, на домах и тарелки спутниковые наблюдаются!

В хате чисто и просторно.

В углу – иконы, на стенах или полках – семейные фотографии. Как в старых советских фильмах про русскую деревню – один в один! Занавески в дверных проемах вместо дверей – от лишних глаз защитят, а вот любые звуки под одной крышей будут слышны всей семье… Телевизор или радио слушать – удобно, конечно, а вот детей ночью делать – неудобно))) Но хозяев такие проблемы не волнуют, своих детей давно вырастили, внуки из города на каникулы приезжают.

Читайте также:  Сообщение по пьесе баня

О другом задумываются. Стиральную машину бессмысленно покупать. Водопровода в Сычевке отродясь не было, все удобства на улице, воду из колодца носят.

К слову, о хозяйственных постройках. Впервые воочию увидела избы, построенные отлично от тех, к каким привыкла в деревнях в окрестностях Десногорска. Здесь дом соединяется с хлевом и курятником одной крышей – общий вход похож на двери сарая, а уже из «сеней» расходятся на две стороны хозяйственная и жилая территории. В таких домах нет привычной веранды с крыльцом на улицу. И если захочется посидеть на порожке, будете вдыхать запахи коровника и любоваться хозинвентарем. Непривычно. Но и здесь можно углядеть что-то занимательное. Например, самодельные корзины из проволоки – в такие складывают выкопанную картошку!

В общем, как вы можете понять, я не стеснялась задавать вопросы и пока оставалось свободное время, отправилась на прогулку по деревне в обществе дяди Воды, тети Таси, Любы, Славы, еще одного Вовы… По пути народ отсеивался по своим дворам – всех ждали дела! Но я подозреваю, что местные уж слишком стеснялись телеобъектива, который я наводила на все подряд, и спешили укрыться от моего пристального внимания.

Тем более, глядя на некоторых жителей Сычевки, я не могла удержаться от расспросов…

— Вова, а почему вы в валенках? Июль месяц на дворе! Ладно, дедульки с бабульками в валенках круглый год, у них ноги мерзнут, но вы ж такой молодой еще, вам в них не жарко?

— Дык для того и валенки, чтобы ноги не прели. Преють в сапогах-то, а валенки дышат. А если резиновые одевать – так две пары носков шерстяных, чтобы не прели… И хватит уже меня снимать, у тебя один я буду! – смущенно добавляет Вова и спешит отвернуться, докуривая сигарету. Хорошо еще, на курево денег хватает!

Ой, Вова, не правда ваша! Просматривая отснятые в тот день кадры, вижу много интересного. Во дворах у сельчан – техника советских времен. С гордостью демонстрируют:

— Все на ходу! На чем хочешь катайся, хоть на трактор садись, хоть на грузовик иль на мотоцикл, а можно и на велосипеде!

Я же смотрю на эту технику с точки зрения фотографа. Если представить все в черно-белом варианте, получим «оригинальное» представление о сельской жизни этак годов 1970-ых… Похоже?

А если добавить сепии, то «машина времени» под названием PhotoShopперенесет нас в средину двадцатого века, если не раньше!

Без графических программ демонстрирую наглядное «пособие» по поколениям местного населения.

Вот эти бабушки, старейшие жительницы деревни, пережили войну, помнят оккупацию. Их силами восстанавливали народное хозяйство в послевоенные годы. Дедушек такого пожилого возраста (за восемьдесят лет) тут уже не осталось… А женщины живут долго, славятся долголетием, особо не болеют и редко когда «лежат годами» перед смертью.

Следующие по старшинству люди за 50 лет – уже пенсионеры, но еще полные сил и работающие в огородах. У них скотины большой нет, разве что, домашняя птица и поросята, козы, индюки. Держать корову тяжеловато, да и на двоих много не требуется. К тому же, пенсия – это живые деньги, и по сравнению с безработной молодежью, они чувствуют себя «при деньгах».

Затем, идут семейные пары в возрасте от 30 до 40 лет. Их в Сычовке десятка полтора. Вот они и держат корову, а то и двух-трех, пашут землю на тракторе, ездят на велосипедах и могут себе позволить спутниковое телевидение. Их детство еще пришлось на СССР, они помнят деревню и окрестные села при колхозах, и на их глазах пришел на село упадок и приватизация земли и государственной собственности. Вот этим, пожалуй, тяжелее всего в плане заработка –все своими силами, официально нигде не числятся, что-то вырастят и на зиму заготовят, а что-то удается реализовать в городе, вот и все доходы.

И, наконец, мне удалось «поймать» одного из представителей молодого поколения. Это правнуки первых, внуки вторых, и дети третьих «взрослых сычевцев». Школьники и студенты, проводящие лето в деревне у родни. Учатся в основном в Смоленске или в Москве, некоторые в Брянске или Санкт-Петербурге. Вечерами они «тусуются» на автобусных остановках, или ездят на мопедах и мотоциклах в район на дискотеку. Клуб в Сычевке закрыт.

Читайте также:  Пропариться в бане при кашле

В общем, живет смоленская деревня натуральными продуктами, выращенными своими руками, излишки сдаются государству. Не осталось никаких коллективных хозяйств, только частники. То есть никаких денежных заработков. Вообще зарплату взять не откуда. Продают молоко, яйца, птицу, выращивают поросят и телят, в огородах – картошка и овощи, но уже для себя, не на продажу. Лучшая валюта – самогон или водка, пьют все мужчины, но в разной степени. Работать же податься некуда. На заработки в город не уедешь, на кого тут все оставить? Все как в других деревнях, скажем, стабильная ситуация, без особенностей.

Жителей деревни долго фотографировать неудобно, к тому же, и других «моделей» нашлось более, чем предостаточно. Пусть они и не говорят на смоленском диалекте, но смотрятся в кадре чудесно.

Опять же, если пофантазировать на тему развития деревенского экотуризма, то, что могли бы организовать и предложить такие села в качестве отдыха для горожан?

Конечно, мужчины не откажутся приехать в эти края в сезон охоты, или погонять на джипе по бездорожью, кого-то привлекут грибы-ягоды, но год на год не приходится. А если взять среднестатического человека, готового провести свой отпуск вдали от городского смога и шума? И чтобы без физических нагрузок, типа сено косить или дрова колоть? Это все-таки жилое поселение, здесь вряд ли организуешь платные мастер-классы по выпечке хлеба, росписи керамических игрушек, плетения изделий из соломки или лыка, и вязания тряпочных половичков?

Стандартные – баню и шашлыки можно устроить и поближе к городу. Чем же можно привлечь сюда отдыхающих? Здесь надо на земле работать, за скотиной ухаживать, еду варить, а не вокруг туристов суетиться…

Будет ли возможным организовать отдельный «показательный» птичник, чтобы горожане могли посмотреть пятнадцать пород кур, индюков, гусей, уток, покормить их, потрогать цыплят, гусят, индюшат, взять их в руки? В зоопарках Европы люди готовы платить деньги за подобное… Из чего устроить коммерцию, кроме продажи тех же излишком продуктов питания? Устроить «зеленую аптеку», где продавать собранные в полях целебные травы и настойки из них? Ягодные варенья и собранный пчелами мёд? Что еще? Можно предложить веники для бани, но их сумеет наломать любой любитель бани и сам для себя. Или не сумеет? Так я себе и представляю: кто желает научиться делать банный веник – налево, кто хочет купить готовый – направо! Что-то мне подсказывает, что охотников подоить корову, отнести ей пойло, убрать навоз из коровника вообще не найдется… Тут еще и приплачивать придется, за помощь в хозяйстве.

Друг мой появляется из-за угла ближайшего сарая и зовет в баню. Готово, истопилась! А я стою перед поленницей дров и пытаюсь представить, как ее складывать, чтобы не рассыпалась, и долго их надо сушить, и вообще – если нет поблизости лесничества, где они заказывают дрова? Не сами же в лесу деревья пилят?

— Оль, ты на туризме повернутая! Отдыхай, нет и не будет здесь никаких перемен…Уже полдеревни перефотографировала, давай, тебя сниму на память.

— Да, Леш, давай с дровами! Они такие фотогеничные!! А я уж так, рядышком посижу. Перед баней воздухом еще подышу… и тишину послушаю.

Для таких как я, увлеченных фотографией, деревенские пейзажи привлекательны сами по себе. Найду прелесть и в стогу сена, и в колотых дровах, и в плетущемся «диком огурце», и в ярких желтых подсолнухах. Все это сложится в «деревенское ассорти» и будет лучшим напоминанием о выезде по Смоленщине… Но кто еще готов ради фотоснимков ехать в глушь? Таких – единицы.

Будущее этих сел и деревень угадывается легко уже сегодня: доживут свой век последние жители и… Что дальше? Дальше они превращаются в пустосёлы. В них — полная тишина. Хотя, нет… И там звуки наличествуют. После бани у нас остается последний пункт сегодняшней программы – доехать на ночевку в заброшенный дом в соседней деревне.

Источник статьи: http://www.tourblogger.ru/blog/monastyrshchina-na-smolenshchine-chast-2-otdykhatelnaya.html

Adblock
detector