- Отрарские хроники: история взлетов и падений
- За нешуточными текущими страстями по поводу коронавируса мы вроде как и забыли, что весь этот год проходит под знаком 1150-летия великого ученого и мыслителя Абу Насра аль-Фараби. Может, кому-то это и простительно, но не нам.
- Доисламские верования
- Городище Отрар (Фараб)
Отрарские хроники: история взлетов и падений
За нешуточными текущими страстями по поводу коронавируса мы вроде как и забыли, что весь этот год проходит под знаком 1150-летия великого ученого и мыслителя Абу Насра аль-Фараби. Может, кому-то это и простительно, но не нам.
Потому что родился аль-Фараби на нашей южноказахстанской земле. А именно – в селении Весидж, почти рядом с Отраром…
Никогда не забуду одного эпизода из своей трудовой деятельности. В начале 90-х годов в Шымкент приехала группа американцев. Их разместили, как водится, в гостинице Восход – единственное тогда приличное по сервису временное пристанище для интуристов… Я оказалась тогда в группе встречающих – в качестве администратора. Для американцев была продумана культурная программа, один из пунктов которой было посещение Отрара. Дело было жарким летом.
Так вот, группа уехала, а мы с ужасом ждали – вернутся ли наши неподготовленные гости живыми? Ведь на территории городища – ни деревьев, ни хоть какой-нибудь тени… Не хватит ли там изнеженных американцев солнечный или тепловой удар? В общем, сидим в холле, вооружившись холодными напитками, ждем, трепещем… Но вот, возвращаются. Да уставшие, да измученные. Припали к напиткам, как потерпевшие… Но, знаете, какую первую фразу вымолвила одна американка? «Вы, – говорит, – счастливые люди… У вас такая древность под ногами – по черепкам истории ходите, как по Бродвею»… Сказала, может, и не так цветисто, но за смысл ручаюсь. Мы тогда даже возгордились. Но потом устыдились. Никто из нас на то время на останках Отрара ни разу не был, да и его истории толком не знал… Вот с тех пор я и заинтересовалась Отраром и поделюсь тем, что удалось узнать…
ХРОНИКА ИССЛЕДОВАНИЙ
Отрар занимает одно из самых почетных мест в историко-культурной иерархии Южного Казахстана. Он был Своим городом и для земледельцев, и для кочевников-скотоводов. Это объясняется его особым географическим положением. При впадении Арыси в Сырдарью он являлся центром большого земледельческого района. А вблизи предгорий Каратау располагалась одна из опорных крепостей кочевников. В общем, Отрарский оазис или округ Отрар-Фараб всегда занимал на юге Казахстана важное «узловое» значение на Великом Шелковом пути…
Возникновение Отрара как населенного пункта относится к первым векам нашей эры – значительно ранее начала 9-го века, когда он был впервые упомянут в письменных источниках. Первые раскопки в Отраре предприняли члены Туркестанского кружка любителей археологии из Ташкента в 1904 году. Они сразу же собрали небольшую коллекцию керамики, древних кирпичей и несколько десятков медных монет. На этом раскопки были прекращены, и лишь в конце 40-х годов археологическая экспедиция во главе с профессором А. Н. Бернштамом провела здесь небольшие разведочные работы. В 1969 году Отрарская, а позже Южно-Казахстанская комплексная экспедиция всерьез занялась исследованием городища Отрартобе.
Формат статьи не предполагает подробное рассмотрение археологических находок в Отраре. Однако, приведу основные выводы ученых о жизненном укладе города в период с 11 по 12 век. Отрар в те времена занимал территорию 200 гектаров и был тесно застроен домами, которые были разделены по кварталам. На полах домов устраивались очаги в виде вкопанных керамических жаровен. В городе работала канализация – санитарно-гигиенические узлы были обязательной принадлежностью каждого дома! В рабаде Отрара, у ворот в центральную часть города, обнаружили общественную баню. Температура, влажность или сухость воздуха в разных помещениях бани регулировались сложной системой теплопроводов, вентиляционных отсеков, обогревателей и охладителей. Кстати, отрарская и туркестанская бани – абсолютные аналоги! Именно они и послужили моделью восточной бани в известном оздоровительном комплексе «Арасан» в Алматы…
В рабаде также были найдены более десятка производственных мастерских, объединенных с жилыми помещениями. Там изготавливались керамические кувшины, двуручные горшки, игрушки, фигурки животных, свистки и прочие изделия небольших гончарных форм… Ученые доказали, что в Отраре несомненно существовала вполне развитая цивилизация. Об этом свидетельствуют и другие находки – чернильницы и куски самаркандской бумаги, исписанной арабской вязью. Поэтому не случайно возникла легенда о существовании в Отраре огромной библиотеки – второй в мире по числу книг и рукописей – после знаменитого Александрийского книгохранилища…
ХРОНИКА ПРОТИВОСТОЯНИЯ
Благоденствие Отрара – как и многих других Среднеазиатских городов – было прервано фатальным монгольским нашествием. Незадолго до него город вошел в состав государства Хорезмшахов. В 1218 году Чингисхан отправил ко двору хорезмшаха Мухаммеда торговый караван. В Отраре караван был разграблен, а сопровождающие убиты. Из всей монгольской «делегации» удалось спастись только одному погонщику… Вдохновителем и организатором кровавой резни был наместник Отрара, кипчакский полководец Инальчик Кайрхан (Гайир-хан). Сей «демарш» был прямым вызовом всесильному «покорителю вселенной»… Оскорбленный правитель потребовал через посла жестокого наказания виновных и выдачи Кайрхана, однако Мухаммед, в ответ, приказал казнить монгольского посла… Вот так, если верить летописям, и началось противостояние…
Осенью 1219 года монголы – во главе старшего сына Чигисхана Джучи – подошли к стенам Отрара. Город приготовился к обороне. Вот что об этом пишут в источниках: «Они (монголы) разбили свои палатки вокруг города. В распоряжении Кайрхана было 50 тысяч человек из пограничных войск и еще 10 тысяч под начальством Карача Ходжиба. Цитадель, внешние укрепления и городская стена были хорошо укреплены и собрано большое количество оружия для войска. Кайрхан с его отрядом сделал все приготовления к битве вокруг города, расположил пехоту и кавалерию, а сам поднялся на стену. Когда он посмотрел вперед, то прикусил палец от удивления перед открывавшимся видом… Насколько он мог охватить взглядом равнину, вся она стала бурлящим морем бесчисленных толп и великолепных войск… Воздух был полон криков и шума (создаваемого) ржанием закованных в броню лошадей и ревом покрытых кольчугами мулов. Монгольская армия расположилась кругами вокруг крепости»…
При таком положении дел гарнизон мог сопротивляться только пять месяцев. Тогда Карача спросил Кайрхана о возможности покориться и сдать город монголам. Но тот знал, что он сам был причиной этой беды, и знал, что монголы ни за что его не пощадят. И решил сопротивляться из последних сил…
Опять процитирую хронику: «Вражеское войско вошло в город ночью через ворота, открытые предателем… Все виновные и невиновные жители Отрара, как покрытые чадрой, так кулахом или тюрбаном, были изгнаны из города как стадо баранов, а монголы разграбили все вещи и имущество их, какое они могли найти… Кайрхан вместе с 20 тысячами храбрых мужчин нашел убежище в цитадели… И так борьба продолжалась до тех пор, пока остался в живых только Кайр и еще два других… Монгольские воины зашли в цитадель и загнали его (Кайра) под крышу, но он с двумя своими товарищами все еще не сдавался… Между тем его товарищи приняли мученическую смерть, а у него самого не осталось оружия. Тогда девушки стали передавать ему кирпичи из стен дворца, но он все-таки попал в ловушку захвата, был связан и закован в цепи.
Цитадель и стены были сравнены с землей, и монголы удалились, а тех из простолюдинов и ремесленников, которые избежали меча, они увели с собой»… Кайрхана же доставили в ставку Чингисхана. Там его, за личную отвагу и мужество, подвергли почетной казни – «расплавили серебро и влили ему в уши и глаза»…
«ПОСТМОНГОЛЬСКАЯ» ХРОНИКА
Многие города, покоренные монголами, так и не смогли восстать из пепла. Но Отрар сумел подняться. Даже в составе монгольской империи – в смутные годы борьбы чингизидов за власть – он становится важным политическим и экономическим центром в бассейне Сырдарьи. К середине 13-го столетия Отрар превращается в крупный торговый город на пути с Запада на Восток. Здесь чеканятся собственные монеты, имевшие широкое хождение в Средней Азии и на юге Казахстана. Здесь строятся крупные общественные и культовые сооружения…
Во второй половине 14-го века территория Южного Казахстана была включена в империю «железного хромца» Тимура (Тамерлана). Именно при нем была начата постройка грандиозного мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане. В Отраре же с именем Тимура связывают мавзолей над могилой учителя Ходжи Ахмеда – Арыстан-Баба (Арслан-Баб). При нем же в городе была построена соборная мечеть, и даже смерть свою, по легенде, Тимур нашел в 1405 году в одном из дворцов Отрара…
Отрар – это город. А Отрарский оазис – целая страна, в которой насчитывалось более 150 городов, крепостей, укрепленных селений, соединенных между собой цепью караван-сараев. По расчетам специалистов в пору расцвета здесь проживало почти 250 тысяч человек, что по средневековым меркам совсем немало… О плотности населения в этом регионе говорит дожившая до нас пословица: «Кошка, если захочет, от Отрара до Сайрама доскачет по крышам домов»… А ведь расстояние между этими древними городами было приличное – четыре дневных караванных переходов…
Казалось бы, существование древнего Отрара – это сплошная цепь войн, «оккупаций», разрушений и человеческих потерь… Однако история, словно повинуясь какой-то свыше ниспосланной логике равновесия, передала потомкам драгоценнейший дар мудрости и гуманизма. Именно в Отраре родился «Аристотель Востока» – великий Абу Наср ибн Мухаммед аль-Фараби…
В статье использованы фото из открытых источников
Источник статьи: http://otyrar.kz/2020/05/otrarskie-hroniki-istoriya-vzletov-i-padenij/
Доисламские верования
П.19 Религия и культура
П.18 Развитие архитектуры и строительства
Торговля и денежный оборот
Развитие ремёсел
П. 17 Развитие ремёсел, торговли и сельского хозяйства в IX – XII веках
Жилища
Очаг, печь: тандыр
Трёхкомнатные дома, найденные при раскопках в городе Куйрыктобе, получили название: дома-коржыны
Глиняные помосты для отдыха: суфы
Жаровни-очаги в Средней Азии: сандалы
Санитарно-очистительные сооружения: ташнау
Другое название гончарных изделий: керамика
Для придания глиняной посуде прочности и долговечности её: обжигали
Найденная в Отраре, Таразе и Туркестане посуда из стекла относится к: X веку
Стеклянная посуда изготавливалась методами: выдувания и отливки в форме
Остатки кузнечных мастерских обнаружены в городах: Алматы и Талгар
Мастерство, которое считается усовершенствованной формой кузнечного дела: ювелирное
Булавки, рукоятки ножей, шахматные фигурки, наконечники стрел изготавливали из: кости
Города являлись центрами: торговли и ремесла
На развитие городов и торговли огромное влияние оказал: Великий Шёлковый путь
Показателем развития торговли является рост: денежного оборота
Шах Хорезма Мухаммед Текеш чеканил монеты в: в Отраре
· Доказательством развитого земледелия являются дамбы, возведённые на реке: Арысь
Расположение городов по берегам рек говорит о ещё одном направлении развития земледелия: поливном
Среднеазиатская разновидность гипса: ганч
Обожжённая цветная глина: терракота
Ковры: тускиизы
Кошмы: текеметы
Исламские храмы, в которых собираются мусульмане для поклонения Аллаху: мечети
Первые мечети в Казахстане относятся: к X веку
Высокие башни по краям мечети: минареты
Остатки наиболее ранней мечети обнаружены при раскопках города: Куйрыктобе
Крытые монументальные надгробные сооружения: мавзолеи
Мавзолеи, возведённые в X-XII веках, недалеко от Тараза: Айша-Биби и Бабаджи-Хатун
Остатки двух бань были обнаружены в результате раскопок города: Отрар
Отапливались бани при помощи: жаропроводящих каналов
В Отраре для нужд бань использовалась вода: колодезная
Бани в Таразе обеспечивались водой, поступающей: с гор
По проекту восточных бань построена баня в Алматы под названием: «Арасан»
В Сырдарьинском регионе широко был распространён культ: барана
Культ барана тесно связан с культом: зороастрийского фавна
У некоторых народов фавн являлся: богом полей и огородов, дарующим изобилие и оберегающим от злых духов
Баран выступал в роли жертвенного животного и оберега: тотема
Богато украшенные очаги связаны с поклонением: огню
Культ огня тесно связан с богиней домашнего очага: Умай ана
Особенно сильны традиции древних религиозных верований были в регионе: Жетысу
Направление христианства, распространённое в Жетысу: несторианство
В сооружении винодельни в городе Актобе использовался кирпич с изображениями: крестов
Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 346 ; Нарушение авторских прав?
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник статьи: http://studopedia.su/2_10937_doislamskie-verovaniya.html
Городище Отрар (Фараб)
Городище Отрар (Фараб)
Городище Отрар (Фараб)
Отрар — один из крупнейших городов Средней Азии, ныне городище в Отрарском районе Южно-Казахстанской области. Расположено в низовьях реки Арысь при впадении её в Сырдарью, в 10 км западнее железнодорожной станции Тимур, рядом с современным селом Талапты, численность воинов Отрара достигала 200000 воинов.
Расцвет Отрарского оазиса приходится на период с I до XIII века нашей эры. Город был обитаем до начала XIX века.
Высота основного бугра от подошвы — до 18 м., сохранились остатки городского рва. В 2001—2004 годах осуществлялся проект ЮНЕСКО, Казахстана и Японии «Консервация и сохранение древнего города Отрар». С 2004 года действует государственная программа «Возрождение древнего Отрара». Предполагается создание археологического музея под открытым небом.
Это поселение является одним из самых древних на территории Средней Азии. Многочисленные документальные источники говорят о том, что в эпоху арабского владычества городище носило имя Фараб. К двенадцатому веку Отрар стал важной составной частью Шёлкового пути, где постоянно проходили международные ярмарки, деловые встречи.
В Отраре находился один из монетных дворов династии Караханидов. В начале XIII века город Отрар вошел в состав государства Хорезм. Есть вероятность, что Отрар был центром Фараба, на медных дирхемах хорезмшаха Ала ад-Дин Мухаммеда, изготовленных в Отраре в 1210-11 г. стоит «Фараб», а в его же чекане 1216—1218 гг. — «Отрар», перед которым помещено слово балад (означает «город», а также «страна, область»).
В двухсоттысячном Отраре, выросшем на том месте, где река Арысь сливалась с Сырдарьей, обосновались ученые, мудрецы, искусные музыканты, предсказатели, ювелиры. В городе было большое медресе, базар, мастерская-кузница, гурт-хана, баня, мечети, лавки, магазины. Во время монгольского нашествия городом правил Каир-хан, дядя хорезмшаха по материнской линии.
По историческим данным, после того, как здесь были казнены послы Чингисхана, в 1219 году город был осажден монгольскими войсками под руководством сыновей: Чагатая и Угэдея. Осада продолжалась 6 месяцев. В городе начался голод и недовольство. В связи с отказом идти на переговоры с монголами, однажды ночью кто-то из жителей города открыл ворота монголам. Захватившие после этого город монголы уничтожили значительную часть населения, оставшуюся забрали в рабство, сам город был сожжён и уничтожен. Предателя по имени Караджа, открывшего городские ворота, казнил лично Джучи.
В XV веке город был отстроен заново. В январе 1405 года в Отраре в начале своего похода на Китай умер Тамерлан. В период 1465 по 1718 годы — один из городов Казахского ханства. Был в числе разрушенных в 1723-1727 гг. джунгарами городов. В начале XIX века был окончательно заброшен.
Отрар — родина многих учёных, отсюда вышли выдающийся средневековый математик и философ Аль-Фараби, астроном и математик Аббас Жаухари (совместно с Аль-Хорезми принимал участие в составлении астрономических таблиц), лингвист и географ Исхак Аль-Фараби. В Отраре жил и проповедовал известный суфист Арыстан-Баб, неподалёку от городища расположен мавзолей Арыстан-Баба (Арслан-Баб).
Источник статьи: http://dostoyanieplaneti.ru/4467-orodishche-trar-arab