Бани в отраре обнаружены при раскопках

Отрарские хроники: история взлетов и падений

За нешуточными текущими страстями по поводу коронавируса мы вроде как и забыли, что весь этот год проходит под знаком 1150-летия великого ученого и мыслителя Абу Насра аль-Фараби. Может, кому-то это и простительно, но не нам.

Потому что родился аль-Фараби на нашей южноказахстанской земле. А именно – в селении Весидж, почти рядом с Отраром…

Никогда не забуду одного эпизода из своей трудовой деятельности. В начале 90-х годов в Шымкент приехала группа американцев. Их разместили, как водится, в гостинице Восход – единственное тогда приличное по сервису временное пристанище для интуристов… Я оказалась тогда в группе встречающих – в качестве администратора. Для американцев была продумана культурная программа, один из пунктов которой было посещение Отрара. Дело было жарким летом.

Так вот, группа уехала, а мы с ужасом ждали – вернутся ли наши неподготовленные гости живыми? Ведь на территории городища – ни деревьев, ни хоть какой-нибудь тени… Не хватит ли там изнеженных американцев солнечный или тепловой удар? В общем, сидим в холле, вооружившись холодными напитками, ждем, трепещем… Но вот, возвращаются. Да уставшие, да измученные. Припали к напиткам, как потерпевшие… Но, знаете, какую первую фразу вымолвила одна американка? «Вы, – говорит, – счастливые люди… У вас такая древность под ногами – по черепкам истории ходите, как по Бродвею»… Сказала, может, и не так цветисто, но за смысл ручаюсь. Мы тогда даже возгордились. Но потом устыдились. Никто из нас на то время на останках Отрара ни разу не был, да и его истории толком не знал… Вот с тех пор я и заинтересовалась Отраром и поделюсь тем, что удалось узнать…

ХРОНИКА ИССЛЕДОВАНИЙ
Отрар занимает одно из самых почетных мест в историко-культурной иерархии Южного Казахстана. Он был Своим городом и для земледельцев, и для кочевников-скотоводов. Это объясняется его особым географическим положением. При впадении Арыси в Сырдарью он являлся центром большого земледельческого района. А вблизи предгорий Каратау располагалась одна из опорных крепостей кочевников. В общем, Отрарский оазис или округ Отрар-Фараб всегда занимал на юге Казахстана важное «узловое» значение на Великом Шелковом пути…

Возникновение Отрара как населенного пункта относится к первым векам нашей эры – значительно ранее начала 9-го века, когда он был впервые упомянут в письменных источниках. Первые раскопки в Отраре предприняли члены Туркестанского кружка любителей археологии из Ташкента в 1904 году. Они сразу же собрали небольшую коллекцию керамики, древних кирпичей и несколько десятков медных монет. На этом раскопки были прекращены, и лишь в конце 40-х годов археологическая экспедиция во главе с профессором А. Н. Бернштамом провела здесь небольшие разведочные работы. В 1969 году Отрарская, а позже Южно-Казахстанская комплексная экспедиция всерьез занялась исследованием городища Отрартобе.

Формат статьи не предполагает подробное рассмотрение археологических находок в Отраре. Однако, приведу основные выводы ученых о жизненном укладе города в период с 11 по 12 век. Отрар в те времена занимал территорию 200 гектаров и был тесно застроен домами, которые были разделены по кварталам. На полах домов устраивались очаги в виде вкопанных керамических жаровен. В городе работала канализация – санитарно-гигиенические узлы были обязательной принадлежностью каждого дома! В рабаде Отрара, у ворот в центральную часть города, обнаружили общественную баню. Температура, влажность или сухость воздуха в разных помещениях бани регулировались сложной системой теплопроводов, вентиляционных отсеков, обогревателей и охладителей. Кстати, отрарская и туркестанская бани – абсолютные аналоги! Именно они и послужили моделью восточной бани в известном оздоровительном комплексе «Арасан» в Алматы…

Читайте также:  Влияние бани на артроз

В рабаде также были найдены более десятка производственных мастерских, объединенных с жилыми помещениями. Там изготавливались керамические кувшины, двуручные горшки, игрушки, фигурки животных, свистки и прочие изделия небольших гончарных форм… Ученые доказали, что в Отраре несомненно существовала вполне развитая цивилизация. Об этом свидетельствуют и другие находки – чернильницы и куски самаркандской бумаги, исписанной арабской вязью. Поэтому не случайно возникла легенда о существовании в Отраре огромной библиотеки – второй в мире по числу книг и рукописей – после знаменитого Александрийского книгохранилища…

ХРОНИКА ПРОТИВОСТОЯНИЯ
Благоденствие Отрара – как и многих других Среднеазиатских городов – было прервано фатальным монгольским нашествием. Незадолго до него город вошел в состав государства Хорезмшахов. В 1218 году Чингисхан отправил ко двору хорезмшаха Мухаммеда торговый караван. В Отраре караван был разграблен, а сопровождающие убиты. Из всей монгольской «делегации» удалось спастись только одному погонщику… Вдохновителем и организатором кровавой резни был наместник Отрара, кипчакский полководец Инальчик Кайрхан (Гайир-хан). Сей «демарш» был прямым вызовом всесильному «покорителю вселенной»… Оскорбленный правитель потребовал через посла жестокого наказания виновных и выдачи Кайрхана, однако Мухаммед, в ответ, приказал казнить монгольского посла… Вот так, если верить летописям, и началось противостояние…

Осенью 1219 года монголы – во главе старшего сына Чигисхана Джучи – подошли к стенам Отрара. Город приготовился к обороне. Вот что об этом пишут в источниках: «Они (монголы) разбили свои палатки вокруг города. В распоряжении Кайрхана было 50 тысяч человек из пограничных войск и еще 10 тысяч под начальством Карача Ходжиба. Цитадель, внешние укрепления и городская стена были хорошо укреплены и собрано большое количество оружия для войска. Кайрхан с его отрядом сделал все приготовления к битве вокруг города, расположил пехоту и кавалерию, а сам поднялся на стену. Когда он посмотрел вперед, то прикусил палец от удивления перед открывавшимся видом… Насколько он мог охватить взглядом равнину, вся она стала бурлящим морем бесчисленных толп и великолепных войск… Воздух был полон криков и шума (создаваемого) ржанием закованных в броню лошадей и ревом покрытых кольчугами мулов. Монгольская армия расположилась кругами вокруг крепости»…
При таком положении дел гарнизон мог сопротивляться только пять месяцев. Тогда Карача спросил Кайрхана о возможности покориться и сдать город монголам. Но тот знал, что он сам был причиной этой беды, и знал, что монголы ни за что его не пощадят. И решил сопротивляться из последних сил…

Опять процитирую хронику: «Вражеское войско вошло в город ночью через ворота, открытые предателем… Все виновные и невиновные жители Отрара, как покрытые чадрой, так кулахом или тюрбаном, были изгнаны из города как стадо баранов, а монголы разграбили все вещи и имущество их, какое они могли найти… Кайрхан вместе с 20 тысячами храбрых мужчин нашел убежище в цитадели… И так борьба продолжалась до тех пор, пока остался в живых только Кайр и еще два других… Монгольские воины зашли в цитадель и загнали его (Кайра) под крышу, но он с двумя своими товарищами все еще не сдавался… Между тем его товарищи приняли мученическую смерть, а у него самого не осталось оружия. Тогда девушки стали передавать ему кирпичи из стен дворца, но он все-таки попал в ловушку захвата, был связан и закован в цепи.

Цитадель и стены были сравнены с землей, и монголы удалились, а тех из простолюдинов и ремесленников, которые избежали меча, они увели с собой»… Кайрхана же доставили в ставку Чингисхана. Там его, за личную отвагу и мужество, подвергли почетной казни – «расплавили серебро и влили ему в уши и глаза»…

«ПОСТМОНГОЛЬСКАЯ» ХРОНИКА
Многие города, покоренные монголами, так и не смогли восстать из пепла. Но Отрар сумел подняться. Даже в составе монгольской империи – в смутные годы борьбы чингизидов за власть – он становится важным политическим и экономическим центром в бассейне Сырдарьи. К середине 13-го столетия Отрар превращается в крупный торговый город на пути с Запада на Восток. Здесь чеканятся собственные монеты, имевшие широкое хождение в Средней Азии и на юге Казахстана. Здесь строятся крупные общественные и культовые сооружения…

Читайте также:  Схема электропроводки в бане из блоков

Во второй половине 14-го века территория Южного Казахстана была включена в империю «железного хромца» Тимура (Тамерлана). Именно при нем была начата постройка грандиозного мавзолея Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане. В Отраре же с именем Тимура связывают мавзолей над могилой учителя Ходжи Ахмеда – Арыстан-Баба (Арслан-Баб). При нем же в городе была построена соборная мечеть, и даже смерть свою, по легенде, Тимур нашел в 1405 году в одном из дворцов Отрара…

Отрар – это город. А Отрарский оазис – целая страна, в которой насчитывалось более 150 городов, крепостей, укрепленных селений, соединенных между собой цепью караван-сараев. По расчетам специалистов в пору расцвета здесь проживало почти 250 тысяч человек, что по средневековым меркам совсем немало… О плотности населения в этом регионе говорит дожившая до нас пословица: «Кошка, если захочет, от Отрара до Сайрама доскачет по крышам домов»… А ведь расстояние между этими древними городами было приличное – четыре дневных караванных переходов…

Казалось бы, существование древнего Отрара – это сплошная цепь войн, «оккупаций», разрушений и человеческих потерь… Однако история, словно повинуясь какой-то свыше ниспосланной логике равновесия, передала потомкам драгоценнейший дар мудрости и гуманизма. Именно в Отраре родился «Аристотель Востока» – великий Абу Наср ибн Мухаммед аль-Фараби…

В статье использованы фото из открытых источников

Источник статьи: http://otyrar.kz/2020/05/otrarskie-hroniki-istoriya-vzletov-i-padenij/

Доисламские верования

П.19 Религия и культура

П.18 Развитие архитектуры и строительства

Торговля и денежный оборот

Развитие ремёсел

П. 17 Развитие ремёсел, торговли и сельского хозяйства в IX – XII веках

Жилища

— Очаг, печь: тандыр

— Трёхкомнатные дома, найденные при раскопках в городе Куйрыктобе, получили название: дома-коржыны

— Глиняные помосты для отдыха: суфы

— Жаровни-очаги в Средней Азии: сандалы

— Санитарно-очистительные сооружения: ташнау

— Другое название гончарных изделий: керамика

— Для придания глиняной посуде прочности и долговечности её: обжигали

— Найденная в Отраре, Таразе и Туркестане посуда из стекла относится к: X веку

— Стеклянная посуда изготавливалась методами: выдувания и отливки в форме

Остатки кузнечных мастерских обнаружены в городах: Алматы и Талгар

— Мастерство, которое считается усовершенствованной формой кузнечного дела: ювелирное

— Булавки, рукоятки ножей, шахматные фигурки, наконечники стрел изготавливали из: кости

— Города являлись центрами: торговли и ремесла

— На развитие городов и торговли огромное влияние оказал: Великий Шёлковый путь

— Показателем развития торговли является рост: денежного оборота

— Шах Хорезма Мухаммед Текеш чеканил монеты в: в Отраре

· Доказательством развитого земледелия являются дамбы, возведённые на реке: Арысь

— Расположение городов по берегам рек говорит о ещё одном направлении развития земледелия: поливном

— Среднеазиатская разновидность гипса: ганч

— Обожжённая цветная глина: терракота

— Ковры: тускиизы

— Кошмы: текеметы

— Исламские храмы, в которых собираются мусульмане для поклонения Аллаху: мечети

— Первые мечети в Казахстане относятся: к X веку

— Высокие башни по краям мечети: минареты

— Остатки наиболее ранней мечети обнаружены при раскопках города: Куйрыктобе

— Крытые монументальные надгробные сооружения: мавзолеи

— Мавзолеи, возведённые в X-XII веках, недалеко от Тараза: Айша-Биби и Бабаджи-Хатун

— Остатки двух бань были обнаружены в результате раскопок города: Отрар

— Отапливались бани при помощи: жаропроводящих каналов

— В Отраре для нужд бань использовалась вода: колодезная

— Бани в Таразе обеспечивались водой, поступающей: с гор

Читайте также:  Перегородки в бане из бревна своими руками

— По проекту восточных бань построена баня в Алматы под названием: «Арасан»

— В Сырдарьинском регионе широко был распространён культ: барана

— Культ барана тесно связан с культом: зороастрийского фавна

— У некоторых народов фавн являлся: богом полей и огородов, дарующим изобилие и оберегающим от злых духов

— Баран выступал в роли жертвенного животного и оберега: тотема

— Богато украшенные очаги связаны с поклонением: огню

Культ огня тесно связан с богиней домашнего очага: Умай ана

— Особенно сильны традиции древних религиозных верований были в регионе: Жетысу

— Направление христианства, распространённое в Жетысу: несторианство

— В сооружении винодельни в городе Актобе использовался кирпич с изображениями: крестов

Дата добавления: 2014-01-04 ; Просмотров: 346 ; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник статьи: http://studopedia.su/2_10937_doislamskie-verovaniya.html

Городище Отрар (Фараб)

Городище Отрар (Фараб)

Городище Отрар (Фараб)

Отрар — один из крупнейших городов Средней Азии, ныне городище в Отрарском районе Южно-Казахстанской области. Расположено в низовьях реки Арысь при впадении её в Сырдарью, в 10 км западнее железнодорожной станции Тимур, рядом с современным селом Талапты, численность воинов Отрара достигала 200000 воинов.

Расцвет Отрарского оазиса приходится на период с I до XIII века нашей эры. Город был обитаем до начала XIX века.

Высота основного бугра от подошвы — до 18 м., сохранились остатки городского рва. В 2001—2004 годах осуществлялся проект ЮНЕСКО, Казахстана и Японии «Консервация и сохранение древнего города Отрар». С 2004 года действует государственная программа «Возрождение древнего Отрара». Предполагается создание археологического музея под открытым небом.

Это поселение является одним из самых древних на территории Средней Азии. Многочисленные документальные источники говорят о том, что в эпоху арабского владычества городище носило имя Фараб. К двенадцатому веку Отрар стал важной составной частью Шёлкового пути, где постоянно проходили международные ярмарки, деловые встречи.

В Отраре находился один из монетных дворов династии Караханидов. В начале XIII века город Отрар вошел в состав государства Хорезм. Есть вероятность, что Отрар был центром Фараба, на медных дирхемах хорезмшаха Ала ад-Дин Мухаммеда, изготовленных в Отраре в 1210-11 г. стоит «Фараб», а в его же чекане 1216—1218 гг. — «Отрар», перед которым помещено слово балад (означает «город», а также «страна, область»).

В двухсоттысячном Отраре, выросшем на том месте, где река Арысь сливалась с Сырдарьей, обосновались ученые, мудрецы, искусные музыканты, предсказатели, ювелиры. В городе было большое медресе, базар, мастерская-кузница, гурт-хана, баня, мечети, лавки, магазины. Во время монгольского нашествия городом правил Каир-хан, дядя хорезмшаха по материнской линии.

По историческим данным, после того, как здесь были казнены послы Чингисхана, в 1219 году город был осажден монгольскими войсками под руководством сыновей: Чагатая и Угэдея. Осада продолжалась 6 месяцев. В городе начался голод и недовольство. В связи с отказом идти на переговоры с монголами, однажды ночью кто-то из жителей города открыл ворота монголам. Захватившие после этого город монголы уничтожили значительную часть населения, оставшуюся забрали в рабство, сам город был сожжён и уничтожен. Предателя по имени Караджа, открывшего городские ворота, казнил лично Джучи.

В XV веке город был отстроен заново. В январе 1405 года в Отраре в начале своего похода на Китай умер Тамерлан. В период 1465 по 1718 годы — один из городов Казахского ханства. Был в числе разрушенных в 1723-1727 гг. джунгарами городов. В начале XIX века был окончательно заброшен.

Отрар — родина многих учёных, отсюда вышли выдающийся средневековый математик и философ Аль-Фараби, астроном и математик Аббас Жаухари (совместно с Аль-Хорезми принимал участие в составлении астрономических таблиц), лингвист и географ Исхак Аль-Фараби. В Отраре жил и проповедовал известный суфист Арыстан-Баб, неподалёку от городища расположен мавзолей Арыстан-Баба (Арслан-Баб).

Источник статьи: http://dostoyanieplaneti.ru/4467-orodishche-trar-arab

Оцените статью
Про баню