Бани во времена цезаря

Как Юлий Цезарь построил уникальный мост через Рейн и почему разрушил его всего 2 недели спустя

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Полководцу постоянно приходилось иметь дело с превосходящими силами галлов. Цезарь использовал различные тактические хитрости и уловки. На подконтрольной Риму территории были местные племена, которые служили Великой империи. Они предложили легионам Цезаря помощь — свои корабли, чтобы римские войска могли переправиться через Рейн.

Юлий Цезарь по каким-то причинам отклонил это предложение. Вместо этого римский военачальник решил построить сложное инженерное сооружение. Мост через Рейн. Таким образом полководец решил продемонстрировать всю силу и мощь Рима. Империя не только может вести войну, но и может перейти границу, когда пожелает. Кроме всего прочего, Юлий Цезарь писал, что использовать корабли небезопасно. Мост гораздо больше соответствует его собственному достоинству и достоинству великого римского народа.

Строительство моста было сопряжено с чрезвычайными трудностями. Ведь река Рейн слишком широкая, быстрая и глубокая. Цезарь чувствовал, что должен сделать это сам. Он был уверен, что его армию не следует вести никаким другим путем.

Строительство велось между нынешними Андернахом и Нойвидом, ниже по течению от Кобленца, в районе, где глубина реки доходит почти до десяти метров. На обоих берегах римляне воздвигли сторожевые башни. Это было сделано для защиты въездов на мост. Сваи и заграждения они разместили вверх по течению. Это должно было служить защитой от возможных атак и обломков, переносимых течением.

Несколько десятков тысяч легионеров возвели мост всего за полторы недели. Он держался на деревянных сваях, которые были вбиты в русло реки. Утяжелением для них служили огромные тяжёлые камни. Система конструкции была спроектирована таким образом, что чем сильнее течение, тем прочнее мост будет держаться.

Два бревна полуметровой толщины указывали на дно. Пока река была глубокой, они были сцеплены вместе на расстоянии полуметра. Брёвна были забиты молотками не перпендикулярно, как столбы, а с наклоном по направлению к течению реки. Они также были снабжены специальными приспособлениями. Ниже по реке, где-то чуть более чем в десятке метров, располагались два других бревна. Они были заблокированы таким же образом, сдерживая удары сильного течения реки. Вдобавок, они были прочно скреплены балками полуметровой толщины. Размещались эти балки на концах брёвен между двумя кронштейнами с каждой стороны.

К сожалению, имя гениального инженера история не сохранила. Новая технология была революционной, никогда раньше никто так не делал. Древнеримский историк Цицерон предположил, что архитектором мог быть некий Мумарра. Не стоит также исключать, что им мог быть Маркус Витрувий Поли. Это был гениальный архитектор, который был автором знаменитых Десяти книг по архитектуре. Известно, что он встречался с Цезарем.

Историки считают, что длина этого моста могла быть от ста сорока до четырёхста метров. Ширина его составляла от семи до девяти метров.

Когда строительство было закончено, Цезарь со своими легионами перешёл на другой берег. Там его должны были ждать дружественные германские племена. В ожидании прибытия римских войск они отступили на Восток. Цезарь не мог сражаться с сильно превосходящими силами противника. Он принял решение отступить. Проведя несколько боёв местного значения и разрушив несколько поселений, римский военачальник снова перешёл мост и разрушил его позади себя. Кампания продлилась всего восемнадцать дней.

Два года спустя истории суждено было повториться. Рядом с тем местом, где был первый мост, примерно в двух километрах к северу. Это рядом с современным Урмитцем. Гай Юлий Цезарь построил второй мост. На этот раз сооружение было намного проще.

Солдаты выполнили работу в течение нескольких дней. После сюда были переброшены основные сили римской армии. Возле моста была выставлена стража. Цезарь выступил во главе всего остального войска и сил кавалерии.

История опять повторилась. Галлы бросили свои поселения и укрылись в лесах. Цезарь вернулся и снова разрушил свой мост. Правда на этот раз не полностью. Была оставлена часть, касающаяся восточного берега. На нём римляне воздвигли защитные башни для защиты сохранённой части моста.

Это было сделано, чтобы не полностью освободить варваров от страха перед римским вторжением и чтобы не задержать своих легионеров. Армия разместилась на берегу, соорудив мощные укрепления.

Гениальная стратегия Юлия Цезаря дала столь желанные плоды. Ему удалось во всей красе продемонстрировать мощь Римской империи и её способность пересекать Рейн по желанию в любое время. Таким образом Юлий Цезарь полностью обезопасил границы Галлии. Германцы в течение нескольких веков не решались нарушить её границы.

Всё это также способствовало окончательной римской колонизации долины Рейна. Позже здесь были построены постоянные мосты в Кастра Ветера (Ксантен), Колония Клаудиа Ара Агриппиненсиум (Колония), Конфлуентес (Кобленц) и Могунтиакум (Майнц).

Во время археологических раскопок, которые проводились в конце 19 века в районе Андернах-Нойвид, были обнаружены остатки свай в Рейне. Их анализ смогли провести лишь в 20 веке. Он показал, что возраст материала относится к середине 1 века до нашей эры. Историки считают, что это те самые мосты Цезаря. Хотя точное их месторасположение экспертам так и не удалось определить.

Что касается лояльных Риму германских племён, то в 39 году до нашей эры Марко Випсанио Агриппа наконец перевёл их на западный берег Рейна. Сделано это было в качестве оплаты за их давние заслуги. Они слишком опасались преследований со стороны соседних племён. Галлы оставались верными Риму на протяжении всей его истории. В конечном итоге их племена смешались с франками. Это дало начало новым королевствам в Галлии в эпоху Средневековья.

О судьбе великого римского полководца и императора прочтите в другой нашей статье: как ликвидировали Цезаря, или что на самом деле произошло на мартовских идах.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник статьи: http://kulturologia.ru/blogs/140221/48999/

«Жизнь двенадцати цезарей» — свидетельство нравственной деградации римских императоров

Римских императоров очень часто наивно представляют как неких героев и мудрых государственных деятелей, денно и нощно заботящихся о благе Отечества. Однако древнеримский историк Гай Светоний Транквилл в своей книге «Жизнь двенадцати цезарей» (её можно скачать бесплатно) полностью опроверг это представление.

Сначала очень важная информация об авторе указанной книги. Гай Светоний Транквилл со 117 по 122 год был советником по переписке римского императора Адриана.

В служебные обязанности Светония входила обработка всей входящей и исходящей императорской корреспонденции: он получал все приходящие на имя императора отчёты, доклады и письма, решал, какие из этих бумаг следует передать императору, о каких доложить на словах, о чём вообще не упоминать как о не заслуживающем внимания.

Гай Светоний Транквилл также составлял тексты императорских указов и распоряжений, давал их на подпись Адриану, и рассылал на места для исполнения.

Если проводить аналогии с современными государственными должностями, Гай Светоний Транквилл был кем-то вроде «руководителя Администрации Президента». Кроме того, он одновременно был главой императорской канцелярии «по учёным делам», в ведении которой находились все государственные архивы и библиотеки.

Читайте также:  Электропровода для дома и бани

Имея доступ к абсолютно всем архивным документам, в том числе совершенно секретным, Гай Светоний Транквилл в 120 году написал биографии первых 12 римских императоров, и объединил их в одну книгу под названием «Жизнь двенадцати цезарей».

Книга предназначалась не для широкой публики, а для узкого круга руководителей Римской Империи, как сейчас бы сказали, «для служебного пользования». Заказчиком книги был префект претория (т.е. командующий императорской гвардией) Септиций Клар, второй в государстве человек после императора.

Из-за узко-служебного характера книги тираж её был настолько мал, что после разгрома Римской Империи варварами сохранился всего один экземпляр, который стал храниться при дворе франкских королей.

Таким образом, книга «Жизнь двенадцати цезарей» — это не агитка оппозиционера с целью опорочить государственную власть, это документ для служебного пользования, написанный по архивным материалам одним из высших должностных лиц Римской Империи для другого высшего должностного лица.

Поэтому информация, содержащаяся в книге Гая Светония Транквилла, является особо ценной и достоверной, подтверждается и трудами многих других античных историков (Аппиан, Кассий Дион, Марциал, Плиний младший, Плутарх, Стаций, Тацит, и др.).

Почему книга называется «Жизнь двенадцати цезарей», а не «императоров»?

У каждого римлянина было несколько имён, а имя Цезарь было одним из имён у каждого из первых двенадцати императоров Рима, более того, если это имя не давалось ему при рождении, глава государства после вступления в должность прибавлял к своему имени дополнительное имя Цезарь, так что слово «цезарь» стало синонимом главы государства.

Именно от слова «цезарь» происходят русское «царь» и немецкое «кайзер».

И ещё одно важное замечание. Сейчас руководителей Римской Империи в литературе почти всегда называют «императорами», однако это в корне неверно!

«Император» — это почётный титул, дававшийся римским полководцам после триумфа, но это всего лишь титул, а не должность. Глава государства со времён Юлия Цезаря всегда получал этот титул, однако кроме него такой же титул присваивался и многим другим людям, императоры были даже во времена Республики.

Официально должность главы государства называлась совсем по-другому.

Юлий Цезарь, например, был диктатором. Так у него должность и называлась — «диктатор», и на этот пост он был избран пожизненно, то есть фактически стал монархом.

У его наследника Августа должность стала называться «принцепс», что в переводе означает «первый», то есть первый человек в государстве.

Все последующие руководители Империи (а государство так и называлось — Империя) занимали должность принцепса, и эта должность была пожизненной, что указывает на монархический характер власти.

Таким образом, Римской Империей руководил не император, а принцепс, точно так же, как и Российской Федерацией руководит не федерат, а президент.

А соотношение между понятиями «принцепс» и «император» — точно такое же, как между понятиями «командир полка» и «полковник»: первое — должность, второе — звание.

Однако, с учётом того, что этот ошибочный термин «император» стал традиционным и общепринятым, будем в дальнейшем в данной статье называть всех римских принцепсов императорами.

В книге Гая Светония Транквилла содержатся биографии первых римских императоров, следующих по списку: Юлий Цезарь, Август, Тиберий, Гай Калигула, Клавдий, Нерон, Гальба, Отон, Вителлий, Веспасиан, Тит, Домициан.

Что характерно, автор уделяет очень большое внимание подробностям личной, семейной и даже половой жизни римских императоров, их характеру, здоровью, привычкам, психологическому портрету, ничуть не меньше, чем их государственной деятельности, если не больше.

Всю книгу здесь, естественно, не перескажешь, её надо читать, но самые скандальные моменты из «Жизни двенадцати цезарей» мы здесь укажем.

Почти все первые римские императоры были гомосексуалистами, точнее бисексуалами. У них были жёны, у большинства — многочисленные любовницы, однако при этом они вступали также в извращённые половые связи с мужчинами, причём в большинстве случаев либо в пассивной форме, либо в форме педофилии (с мальчиками).

Юлий Цезарь в молодости был отправлен по служебным делам в Вифинию (подчинённое Риму государство в Малой Азии), и там вифинский царь Никомед «растлил его чистоту». Причём Цезарю это так понравилось, что вернувшись из командировки, он придумал явно надуманный предлог, чтобы снова съездить к Никомеду.

Вифинского царя даже прозвали «Цезарев задний дружок», а самого Цезаря стали обзывать «царёвой подстилкой», а когда Цезарь был избран консулом, то второй консул, Бибул, называл своего коллегу «вифинской царицей».

Когда Цезарь однажды в Сенате стал расхваливать Никомеда, его перебил Цицерон со словами «всем отлично известно … что дал ему ты». Даже солдаты из армии Цезаря пели насмешливые песни на тему его связи с Никомедом. Сенатор Курион-старший назвал Цезаря «мужем всех жён и женой всех мужей».

Наследником Цезаря был Октавий Август. Современные историки почему-то пишут его имя как «Октавиан», однако все римские историки поголовно пишут «Октавий». Думается, римлянам было виднее, как звали их правителя.

Так вот, Август был усыновлён Цезарем, и при этом находился в «постыдной связи» со своим усыновителем, и даже, как сообщает Гай Светоний Транквилл, «свою невинность, початую Цезарем, он предлагал потом в Испании и Авлу Гирцию за триста тысяч сестерциев». Ну чем не голубая проституция?

Повзрослев и женившись, Август стал «большим любителем молоденьких девушек, которых отовсюду добывала сама жена», однако под старость его потянуло на мальчиков —«ему нравились их хорошенькие лица…, и он покупал их отовсюду, особенно же из Сирии и Мавритании».

Следующий римский император, Тиберий, «завёл мальчиков самого нежного возраста, которых называл своими рыбками и с которыми забавлялся в постели».

Как далее рассказывает Гай Светоний Транквилл в книге «Жизнь двенадцати цезарей», император Тиберий не мог удержаться от страсти к мальчикам даже во время религиозных обрядов, и приводит такой пример:

«При жертвоприношении он однажды так распалился на прелесть мальчика, несшего кадильницу, что не мог устоять, и после обряда чуть ли не тут же отвёл его в сторону и растлил, а заодно и брата его, флейтиста; но когда они стали попрекать друг друга бесчестьем, он велел перебить им голени».

Такая вот садистская любовь.

Другие гомосексуальные и педофильские забавы императора Тиберия римский историк описывает настолько натуралистично, что в русском переводе часть текста была пропущена, и переводчик в примечаниях честно указал, что «перевод смягчен», и дал оригинальный латинский текст: мол, сами эту похабщину переводите, а я не буду.

Следующий римский император, Гай Цезарь Калигула, находился в «постыдной связи» с Марком Лепидом, с пантомимом (актёром) Мнестером, и «с какими-то заложниками» (в Риме была традиция брать в заложники сыновей правителей покорённых народов).

А ещё один партнёр Калигулы, Валерий Катулл, «юноша из консульского рода», заявлял во всеуслышание, что «от забав с императором у него болит поясница».

Кроме того, у Калигулы наличествовало и другое половое извращение — инцест. Он вступал в половую связь со всеми своими сёстрами.

Читайте также:  Городская баня на красноармейской в нижнем тагиле в

Затем происходит ранее небывалый, уникальный случай в ранней истории Римской Империи — на престол взошёл император Клавдий, который не был ни гомосексуалистом, ни бисексуалом, ни педофилом, и никогда, ни разу в жизни, не имел сексуальных контактов с лицами мужского пола.

Однако следующий император, Нерон, постарался это упущение исправить. Как сообщает про Нерона Гай Светоний Транквилл, «мальчика Спора он сделал евнухом и даже пытался сделать его женщиной: он справил с ним свадьбу со всеми обрядами, с приданым и с факелом, с великой пышностью ввёл его в дом и жил с ним как с женой».

А вот ещё одна красочная цитата про императора Нерона из книги «Жизнь двенадцати цезарей»:

«Собственное тело он столько раз отдавал на разврат, что едва ли хоть один его член остался неосквернённым. В довершение он придумал новую потеху: в звериной шкуре он выскакивал из клетки, набрасывался на привязанных к столбам голых мужчин и женщин и, насытив дикую похоть, отдавался вольноотпущеннику Дорифору: за этого Дорифора он вышел замуж, как за него — Спор, крича и вопя как насилуемая девушка».

Такой вот император Нерон был «универсал»: всё в жизни успел попробовать, даже замуж вышел.

Неудивительно, что против такого оригинала поднялись мятежи и восстания, в Империи начались беспорядки, и в течение года на престол взошли один за другим Гальба, Отон и Вителлий. «Все как на подбор огонь-ребята», если выражаться словами Аркадия Гайдара.

Вот что пишет Светоний в «Жизни двенадцати цезарей» про императора Гальбу:

«Похоть он испытывал больше к мужчинам, причём к взрослым и крепким: говорят, что когда Икел, главный его наложник, принёс ему в Испанию весть о гибели Нерона, он не только нежно расцеловал его при всех, но и тотчас попросил его приготовиться в объятиям, а потом увёл».

Свергнувший Гальбу император Отон был при жизни Нерона первым из его друзей, но не только из-за сходства нравов, но также «из-за развратной с ним близости».

Следующий римский самодержец, Вителлий, в детские и юношеские годы был одним из любовников уже упомянутого императора-педофила Тиберия. За интимные заслуги сына отец Вителлия был назначен консулом.

Кстати, папаша Вителлия был влюблён в одну вольноотпущенницу, и даже «слюну её он смешивал с мёдом, чтобы лечить горло, как снадобьем, и не изредка или незаметно, а повседневно и при всех». А ведь это замечательная идея для нынешних «народных целителей», повёрнутых на уринотерапии — лечиться слюной любимой женщины. Так, наверно, приятнее.

В зрелом возрасте Вителлий от привычек юности не отказался, и развратничал с вольноотпущенником Азиатиком, которому жутко надоел, и тот попытался удрать от царственного любовника, но был пойман, и принуждён к продолжению банкета.

После убийства Вителлия снова произошло чудо — римским императором стал убеждённый гетеросексуал Веспасиан, ни разу в жизни не засветившийся в гомосексуальных контактах.

Кстати, именно этому герою книги Светония принадлежит фраза «Деньги не пахнут», причём имела она буквальное значение — Веспасиан ввёл особый налог на сортиры, а когда его старший сын Тит попытался пристыдить корыстолюбивого отца, «тот взял монету из первой прибыли, поднёс к его носу и спросил, воняет ли она. «Нет», — ответил Тит. «А ведь это деньги с мочи», — сказал Веспасиан».

Говорят, яблоко от яблони недалёко падает. Но с детьми Веспасиана эта пословица не сработала — яблоки упали очень далеко. Если сам Веспасиан был нормальной сексуальной ориентации, то его сыновья, Тит и Домициан, глядели в голубые дали.

Тит в молодости был большим любителем мальчиков и евнухов, и таких любовников у него было множество, однако, став императором, он отказался от дурных привычек, перестал сношаться с мальчиками и «даже не желал на них смотреть». Пример Тита доказывает, что изменить ориентацию можно усилием воли.

Младший брат Тита, Домициан — последний из двенадцати цезарей, о жизни которых рассказывает Гай Светоний Транквилл.

Домициан в молодости был любовником одноглазого претора Клодия Поллиона, и кроме того, Домициан был любовником сенатора Нервы, ставшего императором после его убийства.

Итак, из первых 12 римских императоров 10 были гомосексуалистами (а это 83%). Можно, в принципе, сказать — а какая с ней разница, с ориентацией, был бы человек хороший.

Однако хорошими человеками они не были.

Как свидетельствует Гай Светоний Транквилл, почти все из «двенадцати цезарей» отличались крайней жестокостью, а некоторые даже патологическим садизмом, и почти все они характеризовались исключительной жадностью, и без зазрения совести отбирали имущество у римских граждан и жителей провинций.

Юлий Цезарь, как деликатно пишет Светоний, «бескорыстия не обнаружил ни на военных, ни на гражданских должностях», «в первое своё консульство он похитил из капитолийского храма три тысячи фунтов золота», а затем занимался «неприкрытыми грабежами».

Август казнил сдававшихся ему в плен — «перебил их, как жертвенный скот».

Император Тиберий казнил богатых людей по заведомо ложным обвинениям, чтобы конфисковать их имущество. Как пишет Светоний, «дня не проходило без казни». Тиберий впервые в истории ввёл смертную казнь за «мыслепреступления» — людей стали казнить просто за слова, неприятные императору, или считавшиеся «крамольными».

Казнили детей за преступления родителей. Тиберий приказал, чтобы несовершеннолетних девочек перед казнью насиловал палач.

Тиберий лично наблюдал за пытками, и даже придумывал новые, ранее неизвестные способы, как мучить людей.

Гай Калигула продолжил тибериевскую политику массовых казней ни за что, только этот император внёс одно новшество в процедуру казни — помимо обычных способов лишения жизни, людей стали скармливать диким зверям в цирке.

Калигула любил смотреть на пытки и казни во время еды. Наверно, так у него пищеварение улучшалось.

Однако имущества казнённых на его пышные развлечения не хватало, поэтому Гай Калигула заставлял римлян составлять завещания, где он объявлялся наследником, а те завещания, где император в качестве наследника не указывался, признавались недействительными.

А вот император Клавдий был просто идиотом. В прямом смысле. Как пишет Светоний, «глупости своей он даже не скрывал; правда в нескольких речах он уверял, будто он нарочно притворялся глупцом при Гае, так как иначе не остался бы жив … однако никого этим он не убедил». Как говорили злые языки, ему даже не надо было притворяться.

Светоний добавляет про Клавдия, что «в своих поступках обнаруживал он часто такую необдуманность, что казалось, он не знает и не понимает, кто он, с кем, где и когда говорит».

Про императора Нерона Светоний сообщает, что при нём были «наказаны христиане, приверженцы нового и зловредного суеверия» (именно такое отношение к христианской религии сохранялось у всех римских правителей-язычников вплоть до начала IV века).

Читайте также:  Кровля для бани гидро и пароизоляция

Что интересно, до 64 года ни в одном из древнеримских документов не встречается ни единого упоминания о христианах. То есть Империя заметила христиан только спустя 30 с лишним лет после предполагаемой даты распятия Христа.

Ни о самом Иисусе, ни о его последователях до 64 года римляне ничего не знали. Не знал о Христе и христианах и прокуратор Иудейский Понтий Пилат, ибо ни в одном из донесений, поступивших в Рим из провинции Иудея, не было ни единого слова ни об Иисусе, ни о его встрече с Пилатом, ни о распятии Христа, ни о христианах.

А ведь появление в римской провинции человека, называемого Царём Иудейским, но в действительности таковым не являвшегося — то есть, по понятиям того времени, «самозванца», стало бы таким из ряда вон выходящим событием, о котором, учитывая сверхцентрализацию Римской Империи, просто невозможно было бы умолчать и не поставить в известность Рим.

В столицу докладывали даже о таких мелочах, как ремонт бани или создание пожарной команды, а про такой неординарный случай, как появление «самозванца», а тем более его казнь традиционным римским способом (распятие на кресте) — вообще никаких известий. Это к вопросу об исторической достоверности евангельских сказаний.

Христиан впервые заметили именно в самом городе Риме, и только в 64 году от предполагаемого Рождества Христова.

Помимо запрета христианства, Нерон успел наворотить и других дел. Например, он перебил кучу своих родственников, включая свою мать Агриппину. Казни обычных людей при Нероне происходили точно так же, как при Тиберии и Калигуле.

Кроме того, Нерон устроил в Риме пожар, уничтоживший почти две трети города. Император послал своих слуг с факелами поджигать дома по всему городу, так как «ему претили безобразные старые дома и узкие кривые переулки».

Император Гальба внёс в практику казней собственное новшество. Если раньше казни предшествовала процедура суда, оформлявшего волю императора об убиении человека в надлежащую юридическую форму (обвинительный судебный приговор), то Гальба всё упростил — казнить стали без суда, просто по приказу.

Суд всё равно выносил заранее известные приговоры, и на это уходило какое-то время, а Гальба время ценил.

Император Отон был правителем всего три месяца, и провёл их на войне, поэтому ничего наворотить не успел (если не считать того, что до этого, будучи в друзьях у Нерона, за«огромную взятку» добился назначения в Сенат осужденного преступника).

Зато император Вителлий проявлял точно такой же садизм, как и его более ранние предшественники. Как пишет о нём Гай Светоний Транквилл, «казнить кого угодно и за что угодно было для него наслаждением».

Император Веспасиан остановил массовые казни, но не по доброте душевной, а потому, что считал более выгодным брать деньги с подсудимых за оправдательные приговоры. Взятки стали давать совершенно открыто и на законных основаниях.

Кроме того, Веспасиан стал продавать государственные должности тем людям, которые хотели их занимать.

Таким образом, император Веспасиан узаконил коррупцию, и сделал её частью государственной системы. Миллионы чиновников по всему миру, наверно, мечтают о таком руководителе.

Единственный римский император, который, имея массу времени и возможностей, не сделал римлянам ничего плохого или постыдного — это Тит. Однако до того, как возглавить государство, Тит, будучи одним из римских полководцев, разрушил Иерусалим, и брал взятки за посредничество в разрешении различных споров его отцом, Веспасианом.

Император Домициан, замыкающий список из 12 цезарей, о чьей жизни повествует Гай Светоний Транквилл, явно имел определённый разлад в голове: «он каждый день запирался на несколько часов и занимался тем, что ловил мух и протыкал их острым грифелем».

Но если бы от него страдали только мухи! Домициан возобновил массовые казни и пытки, и даже лично изобрёл новую пытку — «прижигал срамные члены». Но казни ему были нужны не удовольствия ради, а корысти для — имущество казнённых конфисковывалось, а обвинения придумывались.

Из корыстолюбия Домициан отказался от введённой Веспасианом системы легальной коррупции, и стал увольнять судей, уличённых в подкупе: император хотел, чтобы деньги доставались лично ему, причём не часть (взятка), а всё имущество обвиняемого полностью. Кроме того, Домициан, как и Калигула, стал присваивать чужие наследства.

На каждое действие найдётся противодействие, поэтому, когда римские императоры допекали народ своими художествами по самое терпеть не могу, находились люди, которые убивали зарвавшихся тиранов.

Пушкинская фраза про «самодержавие, ограниченное удавкою», вполне подходит и к Римской Империи.

Юлий Цезарь, Гай Калигула, Гальба, Вителлий и Домициан были убиты холодным оружием, Тиберий — задушен, Клавдий — отравлен, Нерон и Отон покончили жизнь самоубийством, чтобы не попасть в руки к своим противникам, и только Августу, Веспасиану и Титу удалось умереть естественной смертью.

В случае смерти императора, в том числе, и если смерть была насильственной, во многих случаях его причисляли к лику богов, дабы хоть как-то поддержать авторитет власти как таковой. Надо было внушить народу, что императоры ведут себя так странно не потому, что у них больная психика или нравственная деградация в последней стадии, а потому, что они — существа высшего порядка, на которых человеческая мораль не распространяется.

Поэтому у Гая Светония Транквилла в книге «Жизнь двенадцати цезарей» главы о некоторых императорах так и называются: Божественный Юлий, Божественный Август, Божественный Клавдий, Божественный Веспасиан, Божественный Тит — эти деятели после смерти были признаны богами. А вот Калигула, например, объявил себя богом ещё при жизни.

Для божественных императоров сооружали храмы, назначались специальные жрецы для отправления культа императора и для воздания ему божеских почестей. Отказ поклоняться культу императора или сомнение в его божественной природе приравнивались к святотатству.

Итак, представление о великой Римской Империи, несущей свет цивилизации отсталым народам и благодарным потомкам, и являющейся образцом для всего прогрессивного человечества — это не более, чем миф, а реальная римская история — нескончаемая череда казней, убийств, садистских жестокостей, половых извращений, ограбления народа, и разных других безобразий, ставших для Рима нормой повседневной жизни.

И на самом верху этого паразитического государства, жившего за счёт военной добычи и рабского труда, почти всегда оказывались такие правители, которых иначе, как выродками, не назовёшь, другое приличное слово даже трудно подобрать.

В статье изложены лишь некоторые важные детали биографий первых 12 римских императоров. Чтобы узнать более полно все подробности их жизни, читайте знаменитую книгу Гая Светония Транквилла.

Скачать книгу Гая Светония Транквилла «Жизнь двенадцати цезарей» можно бесплатно по этой ссылке.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник статьи: http://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43386260960/%C2%ABZHizn-dvenadtsati-tsezarey%C2%BB—svidetelstvo-nravstvennoy-degrada

Оцените статью
Про баню