Меню

Банник дух бани своими руками

Банник: как выглядит, чем занимается и почему представляет опасность

Доброго времени суток, уважаемые читатели! В славянской мифологии есть много интересных персонажей. К числу малоизвестных относится банник – существо со скверным характером, которого в прошлом боялись и уважали.

Как он выглядит, чем занимается и почему представляет опасность – об этом мы сегодня вам расскажем.

Банник – кто это такой в мифологии

Банник – волшебный персонаж из разряда низшей нечисти, появляющийся в старинных быличках и легендах. Особую популярность получил у восточных славян.

Существо фигурирует также в польском фольклоре и в белорусской мифологии. Представляет собой духа, который обитает в бане. Обычно он сидит под лежанкой (полоком) или прячется за каменкой (печью).

У банника немало других имен. В Польше его кличут Łaźnik, в Беларуси – лазеннік. На Руси его называли:

  • Банный черт, пес, хозяин или пастырь;
  • Баенник;
  • Байнушко;
  • Банщик;
  • Нечистик.

Этот персонаж похож на домового или дворового, но отличается ненавистью и презрением к людям. Банник нечасто бывает в приподнятом настроении и редко готов помогать в чем-либо.

Его легко разгневать и обидеть. Рассерженное существо представляет большую опасность. Такая характеристика позволяет относить банщика к анчуткам – маленьким, злым и очень вредным духам.

Герой сказок и легенд не любит покидать баню, оставлять ее без присмотра, потому редко появляется в жилом доме. Однако, обладая магическими силами, способен влиять на людей даже на расстоянии.

Днем банник предпочитает спать или отсиживаться в укромных местах. Но с приходом сумерек, как и другая нечисть, он становится активным. Наши предки верили: если ночами из бани доносится шум, плеск воды – это байнушко веселится и парится.

в славянской мифологии есть женский аналог банника – баенная матушка (обдериха, шишига). В одних источниках говорится, что она – жена банщика.[/info-box]

В других же сказано, что в родстве персонажи не состоят, они плохо уживаются друг с другом. Появлялась обдериха после того, как в бане происходили роды, мылась невеста.

Как выглядит Банник

Банный дух старается лишний раз не показываться на глаза, оставаясь невидимым. Те, кто все-таки сумел увидеть его, описывают существо как низенького, суховатого старикашку. У него длинная, нечесаная борода, густые брови и лысая макушка.

Его обнаженное тело облеплено листьями, некогда оторвавшимися от веников. Единственный предмет одежды банщика – красная волшебная шапка, если натянуть ее на голову, становишься невидимым.

Одно из своих имен – нечистик – существо получило не просто так. Кожа банника заляпана грязью и слизью, покрыта черной сажей. Кроме того, он брезгует купаться в ключевой воде.

Банник – искусный маг, умеющий обращаться в животных. Иногда он предстает в облике дикого кабана, прикидывается черной кошкой или белым зайцем, перевоплощается в лягушку либо грязного дворового пса. Славяне верили: если в бане сильно пахнет мокрой шерстью, псиной, значит дух недавно здесь был и парился.

Дополнительные варианты внешности:

  1. Невысокий старичок с горящими красными глазами, заплесневелой бородой до колен; его спина покрыта короткими волосками и шерстью;
  2. Нарлик с длинными спутанными волосами, бородой и усами, в которых застряли листочки с веников, щепки; он всегда босой и от него всегда неприятно пахнет;
  3. Нысокий и худой старец с длинными руками, ногами; косматый, злой и ворчливый; подмышкой носит потрепанный веник;
  4. Нущество, похожее на человека, с почерневшей, грязной кожей и длинными темными волосами.

Поведение и привычки

Банный черт не прочь пошалить и повеселиться, однако его проделки – жестоки. Он кидается в парящихся в бане камнями и углями из печи, щипает, бьет и сдирает кожу, подсовывает под руку ковш с крутым кипятком, таскает за волосы, раскаляет каменку докрасна. Если банщик не в духе, он способен придушить человека или отравить его угарным газом.

Дух требует, чтобы в его жилище царили чистота и порядок. Потому было принято прибираться в бане после водных процедур. Если этого не сделать, банник насылал горе и болезни на всю семью.

Людям, которые проявляют уважение и ведут себя спокойно, банник редко вредит. Порой он, веселья ради, пугает, стуча в стены и двери бани. Если получится существо задобрить, поднять ему настроение, то можно рассчитывать на помощь и поддержку.

Банщик любит попариться и помыться, он никогда не берет в руки уже использованные веники. Воду предпочитает грязную, стекшую с людских тел. Чистой водицей он пользуется только в конце мытья.

Парится и намывается банник после полуночи. При этом он зазывает к себе и другую нечисть, с которой веселится до самого рассвета.

Как задобрить Банника

Чтобы нечистик не вредил и не буянил ночами, ему приносили подарки. В бане оставляли кусок свежего ржаного хлеба, крупную соль, горсть сахарного песка, молоко, кашу и мед. Все съестное выносилось из помещения через сутки и закапывалось под деревом за забором.

После водных процедур нужно было положить на полок новый веник и кусочек мыла, а также поставить тазик с небольшим количеством холодной чистой воды. Если ритуал не соблюдался, банник сердился и обижался на людей.

Когда существо очень шалило и доставляло много хлопот, под порогом бани закапывали мертвую курицу. Выбирали птицу только черного цвета, ее не ощипывали перед захоронением.

Курицу для банника душили, колоть и резать запрещалось. Древние славяне верили, что такое подношение надолго успокаивает хозяина бани.

Прежде чем зайти в предбанник, нужно поклониться и спросить разрешения у банщика. Покидая территорию, которой заведует злой и хитрый дух, следовало искренне поблагодарить его. При этом выходить за порог бани надо вперед спиной.

Приметы и суеверия, связанные с банником

  • В место, где живет нечистик, нельзя заходить с нательным крестиком. Его оставляют или в предбаннике, или дома. Банщик боится железа, металла, потому, если на человеке есть какие-либо украшения, он воспринимает это как угрозу и переходит в наступление.
  • В легендах говорится, что тот, кто отправился париться с приходом ночи, назад уже никогда не вернется. Рассерженный банник уморит до смерти. Закончить с мытьем следовало до шести вечера.
  • В бане нельзя оставлять маленьких детей или молодую мать с младенцем без присмотра. Банник и обдериха известны тем, что похищают малышей, взамен подкидывая людям своих отпрысков.Узнать «подменыша» легко: такое дитё отказывается от грудного молока и другой еды, постоянно кричит и плачет, много болеет, внешне не похоже на родителей, отличается сложным характером и редко живет дольше года.
  • В народный приметах говорится, что нельзя париться и мыться в понедельник. В этот день хозяин бани всегда находится в плохом настроении, столкновение с ним не сулит ничего хорошего. Самые подходящие для купания дни – суббота, четверг.
  • В баню воспрещен вход в пьяном состоянии, в плохом настроении и с злыми мыслями. Все это обернется против человека.
  • В жилище банника строго запрещается шуметь, громко смеяться, сквернословить. Дух не терпит подобного, он сердится и старается наказать невоспитанных гостей.
  • Нельзя также спешить и торопиться, суетиться во время банных процедур. Такое поведение банник воспринимает как неуважительное отношение к его персоне.
  • На Руси верили, что банщик выходит мыться на «четвертый пар». Потому за один день париться разрешалось только трем группам людей.Первыми всегда отправлялись в баню мужчины. Если вперед них заходила девушка, то банник насылал на нее болезни и несчастья.
  • Если сгорела или развалилась баня, на этой территории нельзя возводить другие строения. В жилых постройках люди будут хворать, появятся клопы и крысы. В помещениях для скота животные быстро зачахнут.В сараях не сохранятся закатки, картошка, мука или крупы. Все это – проделки недовольного банника, лишившегося своего жилья.
  • Находясь в доме банного черта, нельзя плевать на пол, полоки, каменку. Иначе разгневанный банник плюнет кипятком и искрами в ответ.
  • Существо не выносит незнакомых людей на своей территории. Потому недопустимым считалось париться в чужой бане. Иначе дух наводил морок, вызывал обмороки, крал вещи и подпирал двери так, что выйти из помещения было невозможно.
  • Нечистик злился, если баню возводили не в том месте, где ему хотелось, или ставили ее близко к жилому дому. В таком случае он насылал на кого-либо из членов семьи серьезную болезнь, способную привести к смерти. Захворавший излечивался чудесным образом, стоило только переместить, перестроить баньку.
  • Если вместо вкусных даров или курицы оставить под порожком бани несколько монеток и попросить духа помочь с деньгами, то в скором времени в семью придет достаток.
  • Если украсть красную шапку-невидимку и успеть укрыться в церкви, банник исполнит желание в обмен на свою вещь или даст ответ на вопрос о будущем. Но, если воришка не добежит до церкви, рассвирепевший нечистик убьет его.

Банный дух, как и положено волшебному персонажу, многое знает о грядущих событиях. Он всегда принимает участие в святочных – и не только – гаданиях на суженого.

Чтобы узнать, каким жених будет, надо ночью подойти к бане, распахнуть двери и, встав спиной к темноте, поднять полы платья или юбку. А после ждать прикосновения банника.

  1. Если рука гладкая, муж будет бедный.
  2. Мохнатая мягкая лапа сулила богатого и знатного жениха.
  3. Когда банник шлепал или щипал, это означало, что муж будет бить.
  4. На коже после прикосновения нечисти остался влажный, скользкий след – выйти замуж предстоит за пьяницу.
  5. Колючее касание предрекало мужа со сложным характером.
Читайте также:  Как сделать на крыше бане трубу выхода

Как вызвать банника

Банную нечисть не принято попусту тревожить и призывать. Невозможно предсказать, какими будут последствия. Однако, если очень хочется пообщаться с банником, есть три способа вызова.

Важно: в современных квартирах или частных домах дух обитает редко. Потому не всегда ритуалы срабатывают.

Способ первый

Для выполнения обряда не придется искать баню или запираться в ванной комнате. С помощью ритуала есть возможность получить подсказку или совет от банника.

Призыв совершается вечером в спальне. На стол ставится новая свеча, поджигается она только спичками. Рядом с подсвечником кладутся подношения для банного черта: молоко, хлеб, печенье, конфеты.

На столе также нужно установить изображение нечисти. Банника можно нарисовать самостоятельно или же распечатать фото из интернета.

Когда все готово, выключите свет и лягте на постель на спину. Руки сложите на животе. Закройте глаза, представьте банника и мысленно пригласите его заглянуть на огонек.

Если за окном начнет лаять, выть собака или появится ощущение, что в комнате есть кто-то незримый, значит дух – откликнулся и готов пообщаться, помочь или поддержать.

Закончить ритуал необходимо до того, как свеча полностью прогорит. Перед завершением обязательно попрощайтесь с банником и поблагодарите его искренне.

Рисунок (фото), угощения и свечка должны оставаться на столе в течение трех суток. Затем изображение и свеча прячутся в надежном месте, а гостинцы выносятся из дома и закапываются в землю.

Способ второй

Дождавшись наступления ночи, собрав гостинцы и прихватив свечу, отправляйтесь в ванную. Ритуал проводится в одиночестве, дверь в помещение должна быть плотно закрыта.

Разложите по ванной угощения, встаньте перед зеркалом и возьмите в руки горящую свечу. Смотря в отражение, произнесите трижды призыв.

Пример призыва: «Банник-батюшка, услышь мой голос. Приходи гостинцы поесть-попить, разговоры со мной поговорить. Банник-батюшка, явись на мой зов, покажи себя!».

Затем, не отводя взгляда от зеркала, нужно вести себя очень тихо, прислушиваться ко всем случайным звукам. Нечисть или проявится в отражающей поверхности, или же выдаст себя шорохами, прикосновениями.

Как и в первом варианте вызова, обряд нужно завершить до того, как догорит свеча. Перед тем как покинуть ванную комнату, с банником следует распрощаться, желая ему добра и крепкого здоровья.

Способ третий

Отправившись в баню с приходом сумерек, на полоке и печке разложите угощения-дары. Затем зажгите свечу, встаньте в центре помещения и три раза произнесите: «Банник, дедушка, приди!». Теперь остается только ждать: явится ли нечисть на призыв и как встреча пройдет.

После обряда из бани выходить только вперед спиной, не забывая кланяться, благодарить и прощаться с банным духом.

Читайте также:  Почему в баню нельзя в купальнике

Верите ли вы, друзья, в банного дедушку? Доводилось ли сталкиваться с ним? Оставляйте свои мнения, рассказы и вопросы в комментариях. Благодарим вас на проявленный интерес к публикации! Поделитесь статьей в социальных сетях. И подпишитесь на новости ресурса. До свидания!

Источник статьи: http://secretofworld.ru/ezoterika/sushchestva/bannik.html

Банник — Банный домовой

Одним из самых злобных и опасных духов славяне считали банного черта, или банника. Откуда произошло такое верование?

В этой статье поговорим о русских преданиях, связанных с очень коварной и опасной нечистью – с банным чертом. Восточные славяне верили, что в бане гнездится особо злобный нечистый дух, который может довести людей до смерти, и потому баню, здание, выстроенное ради чистоты, считали местом нечистым, дурным, куда плохо заявляться в одиночестве.

Но обо всем по порядку.

Баня всегда имела огромное значение для славян и имеет по сей день. Это одна из наиболее сохранившихся традиций. Многие, у кого есть дача или кто живет за городом, непременно стремятся выстроить у себя баню.

Да и в городе без нее тоже никуда. Пускай сейчас во всех квартирах есть ванна, душ, однако при этом в городах существуют и бани, куда с удовольствием ходят горожане – не столько за мытьем, сколько за удовольствием: паром, духом березовых и дубовых веников, ледяной купелью.

Русская баня часто поражала иностранцев. Так, в XVII столетии английский дипломат Джильс Флетчер напишет: «Вы нередко увидите, как они (для подкрепления тела) выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросенок на вертеле, кидаются нагие в реку или окачиваются холодной водой, даже в самый сильный мороз».

Англичанина этот обычай шокировал, но в России и по сей день это один из самых приятных и здоровых способов скоротать досуг. Не даром на Руси говорили: «Баня парит, баня правит, баня все поправит».

Бани можно было подразделить на несколько подвидов. Первый – баня, которая топится по-белому, более удобная в использовании. Подразумевает, что там есть каменная, кирпичная или металлическая печь с баком для нагревания воды (часто современные индивидуальные бани имеют именно такую конструкцию). Дров на то, чтобы натопить такую баню, уходит много.

Самый экзотичный и, быть может, архаичный подвид бани — баня, которую устраивали внутри русской печи. Сначала печь топили, а внутри грели чугунки с водой. Потом, когда печь истопилась, из ее нутра выгребали золу, освободившееся место застилали внутри соломой, а раскаленные угли, жар, сгребали в угол.

Потом человек залезал внутрь и очень осторожно мылся, чтобы не испачкаться сажей со стен печи и, не дай Бог, не усесться на угли. Вероятно, из-за этого странного и небезопасного способа мытья украинская баня получила свое сегодняшнее название — «лазня» (от слова «лазать»). Следует заметить, что так славяне мылись нечасто.

Самым распространенным видом бань были те, которые топились по-черному, потому что они не требовали много дров. Баня состоит из собственно бани и предбанника, где люди оставляют одежду перед мытьем. Дверь в парную делали очень маленькой и с высоким порогом, чтобы не выходил горячий воздух. Внутри парной стоял котел с водой и открытый очаг с раскаленными камнями. Он давал жар и пар.

Дым от этого очага частично выходил через специальное отверстие в потолке, и стены в бане были темными, прокопченными, что выглядело не очень эстетично, зато отвечало целям дезинфекции (в баню ведь ходили не только мыться, но и лечиться). Копоти, впрочем, было немного, если баню топили правильно, например, березовыми дровами.

Сначала баню топили, потом давали ей немного выстояться, плескали ковш воды на раскаленные камни и выпускали первый пар, чтобы не отравиться угарным газом. Затем можно было мыться, но соблюдая ряд предосторожностей, чтобы не обидеть банника, духа этих стен.

Банник, как уже было сказано, представлялся существом откровенно темным, коварным и жестоким. Внешне маленький и невзрачный, в облике голого старика с длинной заплесневелой бородой, он мог доставить много проблем тем, кто приходил в его владения. Например, мог взять и выстрелить раскаленными камнями из печи и попасть в моющихся. Подсунуть под руку человеку, который хочет освежиться, вместо ковша с ледяной водой – ковш с крутым кипятком.

Мог толкнуть и посадить на печь так, что несчастный обжигался до мяса, а клок его кожи оставался на печи. Мог навести обморок и, наконец, мог запарить до смерти — отравить угарным газом.

Банный дух, впрочем, не всегда рисовался в образе старика. Иногда это могла быть и старуха, лохматая и страшная банниха. Иногда ее называли баенной матушкой, иногда обдерихой, в том числе и оттого, что тоже могла посадить на печь и ободрать кожу. Банниха могла привидеться не только в образе старухи, но и в образе черной кошки. В любом случае, от нее ждали беды так же, как и от банника.

Банные духи рисовались как существа крайне опасные — куда более опасные, чем домовой и даже леший. Возможно, оттого, что славяне, чье мировоззрение делало весь окружающий мир населенным разнообразными духами – кикиморами, русалками, овинниками и прочими – не верили, что вся та грязь и хворь, которую они смывают с себя в бане, никуда не девается.

Они считали, что всю нечистоту вбирают духи этого места, и потому характер у них премерзкий. От бани стремились держаться подальше – не ходили туда без надобности, особенно в Святки, время, когда духи могли озорничать особенно сильно.

Баню обычно строили в отдалении от избы, в дальнем углу двора, на отшибе, а по возможности и вовсе за забором. Это с одной стороны. С другой стороны, посещение бани все равно было обязательным, чистота должна была соблюдаться неукоснительно, а тот, кто в баню не ходил, мог заработать репутацию недоброго, подозрительного человека. Поэтому, хочешь не хочешь, с банником приходилось договариваться, учитывая его капризы и требования.

Читайте также:  Как заменить прогнивший венец бани

Требования могли быть разными. Например, баннику может не понравиться то место, на котором сложена баня. Тогда он, согласно поверьям, наводил хворь на кого-то из домашних, и, как ни бились, выздороветь человек не мог, пока семья не догадывалась переложить баню. Тогда болезнь исчезала как по волшебству. Если же старая баня вдруг сгорала, то на ее месте запрещалось строить какие-либо помещения. Место считалось нечистым. Тут или новый пожар, который спалит постройку, или мыши заведутся, или клопы – короче, не будет там житья.

Еще банник терпеть не мог, когда в бане пьют воду, предназначенную для мытья, даже если она чистая. А уж людей с крестами на шее и вовсе не переносил, и потому, если человек шел мыться, крест надо было снять и оставить в предбаннике, а лучше — дома. Эту традицию соблюдают и до сих пор, но не по старой памяти, а благодаря здравому смыслу. Металлические предметы в бане сильно раскаляются и начинают жечь кожу, поэтому их предварительно снимают.

Нательные кресты часто были как раз из металла – серебра, золота или меди. Порой их высекали из камня, но камень в бане нагревается и жжется не хуже железа. Еще банник не любит, если моющиеся торопятся, друг друга подгоняют — тогда жди от него каверзы. Это поверье тоже вполне рационально, если вдуматься. Ведь если торопиться, в суматохе как раз легко перепутать ледяную воду с кипятком и усесться на раскаленную печку.

Были способы банника задобрить. Первый – принести ему ломоть ржаного хлеба на угощение, а на печку насыпать крупную каменную соль. Второй – взять черную курицу и, не ощипывая ее перьев, задушить и закопать под порогом бани. Видимо, этот обряд – аналог жертвоприношения, которое призвано умилостивить потусторонние силы.

Третий способ договориться с банником — не мыться в бане на третий или на седьмой пар, то есть на третью и седьмую топку. Подлинной причиной был страх перед угарным газом, который накапливался в помещении. Однако народная фантазия объясняла запрет иначе.

На третий или седьмой пар банник моется сам, порой с женой-баннихой и со своими детьми, а временами зовет всю окрестную нечисть — и домашнюю, и лесную. Мешать им нельзя — прогневаются и не дадут потом покоя. Примета наказывала, наоборот, растопить баню и уйти, оставив духам кадушку с ключевой водой и новый веник – попариться.

Но и угарный газ, и ожоги были мелочью по сравнению с тем, что банник мог сотворить. Дело в том, что баню периодически использовали не только как место для мытья и лечения, но и как родильную палату. Роды, бывшие женским таинством, не могли проходить в общей избе, на глазах у мужчин, и потому беременную, готовую к родам, вели в баню. С нее как раз креста ни в коем случае не снимали (но и баню так не растапливали).

Роженицу ни на минуту не оставляли одну, чтобы она и ребенок не стали добычей нечисти. Считалось, что банник и банниха, особенно если они злы на людей, нарушавших их запреты, могут украсть новорожденного и подменить его на своего ребенка. Этот подброшенный ребенок именовался подменышем.

Легенды о подменышах в том или ином виде существуют у многих европейских народов. Мол, духи – эльфы, тролли, лешие – воруют детей и подменяют их своими детенышами или даже неодушевленными предметами, на которые наведены чары, заставляющие окружающих видеть ребенка, скажем, вместо деревянной колоды.

Украденный ребенок живет с нечистой силой и воспитывается ею как один из них. Подменыша могла ждать разная судьба. Если это было демоническое дитя, то оно могло доживать до взрослого возраста, маскируясь под человека и отличаясь от него лишь одним – отсутствием души. Или же оно могло зачахнуть спустя некоторое время. Подменыша отличали по тому, что он отказывался есть, громко кричал, обладал врожденными генетическими дефектами или просто много болел.

Историки считают, что эти истории появились неспроста. В средние века была очень высокая детская смертность, и, конечно, гибель ребенка ложилась грузом вины на родителей. Чтобы облегчить муки совести, они успокаивали себя тем, что дело не в их дурной наследственности или небрежении своими обязанностями, а просто духи похитили их дитя и подсунули им подменыша. Славяне считали, что духами, которые способны такое проделать, были леший и банник.

Банника опасались, конечно. Но это не значит, что с ним старались не иметь дела. Баня была местом для гаданий, и девушки в особые праздники (в те же Святки) могли бегать туда погадать на суженого. Мол, духи знают многое, в том числе и то, что скрыто, так почему бы и не проконсультироваться? И консультировались, причем весьма оригинальным способом.

На Святки в полночь девушки, порой собравшись небольшой группой (чтобы не страшно было), подходили к открытым дверям бани, задирали юбки и ждали, когда банник к ним прикоснется. Если тот касался мохнатой рукой — у девушки будет богатый жених, если голой — бедный, а если мокрой — пьяница. Правда, непонятно, где была гарантия, что рука принадлежит именно баннику, а не хулиганящему соседу, — это загадка, но в гадание верили.

Сегодня про банника мало кто помнит, разве что в деревнях, где сохранились традиционные бани – темные, бревенчатые, стоящие на отшибе в зарослях бузины и черемухи. Согласитесь, такой антураж располагает к ожиданию чего-то сверхъестественного. А горожане про банника практически забыли.

Хирургически белый кафель и сверкающие металлические краны как-то не располагают к тому, чтобы фантазия населила пространство ванных комнат древними духами, связанными с чистотой и в то же время пребывавших на стороне нечистой силы. Современные полтергейсты – другое дело, их в ванной представить можно запросто. Но об этом как-нибудь в другой раз.

Источник статьи: http://paranormal-news.ru/news/bannik_bannyj_domovoj/2011-10-31-3925

Adblock
detector