Баня для тела и души. Двести плюсов бани.
Бывают моменты, когда, кажется, стрессы одолели. Устало тело, устала душа. Можно раза два в неделю пойти в салон красоты и три часа пролежать под руками массажиста и косметолога. Но… дорого! … и, всё-таки, чего-то не хватает. А как бы очистить тело, да ещё и душу? Где можно побыть предоставленной самой себе, отдохнуть душой и телом, а выйти обновлённой физически и энергетически, с неимоверным зарядом бодрости и восхитительной кожей? Конечно, в бане!
«Двести плюсов бани»
Горячий пар бани активизирует кровообращение, за счёт чего улучшается работа всех внутренних органов и систем: нервной, эндокринной, дыхательной. Вдыхая горячий воздух, легкие усиленно трудятся, очищаясь от вредных веществ и пыли. В качестве защитной реакции на пар наш организм обильно выделяет влагу (пот), а вместе с ней – шлаки и токсины, в результате чего кожа неизбежно очищается, становится более упругой и гладкой (ее состояние улучшается на 30-50%), подтягивается. Банный пар открывает и отлично прочищает все поры тела, удаляет грязь и омертвевшие клетки с верхнего слоя кожи. За один банный сеанс из организма человека выводится до 1,5 литра пота. С потом выходят соли натрия, хлориды, молочная кислота, мочевина, токсичные для человека. Выведение шлаков способствует облегчению работы почек, улучшает водно-соляной баланс организма. Несмотря на такие водопотери, баня помогает пополнить организм влагой. В результате чего в организме возобновляются жизненные импульсы. В нём активируются окислительные процессы.
Лучше усваиваются активные вещества из пищи. Более того, благодаря банному нагреванию, в нашем теле начинает двигаться особая, резервная кровь, которой у человека всего 1 литр (из 5-6 литров). Резервная кровь, богатая самыми ценными питательными веществами, отлично питает клетки организма. В итоге, в нашей крови в целом увеличивается количество эритроцитов и гемоглобина. Так что, если у Вас головокружения и головные боли, и Вы обычно, отказываясь от посещения бани, ссылаетесь на вегето-сосудистую дистонию, то именно баня, как раз, — ваш надёжный помощник. Из жаркого помещения — в прохладное, из парной — в бассейн и обратно – так вы тренируете сосуды головного мозга. Только начинать нужно с малого, а уж потом постепенно увеличивать время.
Под воздействием жара происходит активизация работы сердечной мышцы –регулярно посещая баню, вы и её тренируете.
А самая приятная польза? Глубокий прогрев организма стимулирует обменные процессы, позволяя полным похудеть, а слишком худым — наоборот, набрать нужный вес.
Улучшение обмена веществ отмечается не только во время процедуры, но даже ещё в течение 2-3 дней после посещения парной или сауны. За одно посещение бани взрослый человек способен потерять от 0,5 до 2 кг за счет большого количества выделяемого пота. И приятнее всяких диет.
Замечали, как после бани исчезают стрессы, усталость, мышечные спазмы.
Оздоровительное действие высокой температуры на нервную вегетативную систему и мышечные ткани приводит к тому, что в парной снимаются боли и нервные стрессы, повышается настроение.
Помимо терапевтического физического влияния, баня, несомненно, оказывает на нас целительное энергетическое воздействие. Представьте: в бане объединены 4 главные природные стихии: огонь, вода, воздух и земля. Поэтому человек, посетивший её, как бы вбирает в себя силу всех этих стихий и становится крепче, сильнее и здоровее. Баня успокаивает нервную систему, расслабляет мышцы, очищает кожу и органы, восстанавливает бодрость, повышает умственные способности, излечивает легкую простуду. В процессе банной процедуры температура наших внутренних органов возрастает, достигая 38-39 градусов. В организме происходит резкое ускорение обмена веществ, усиливается его сопротивляемость действию болезнетворных вирусов и бактерий. Поэтому люди, регулярно посещающие баню, в 4 раза реже болеют гриппом.
Добавьте ко всему перечисленному изумительный массаж веником! Похлёстывание веником тела усиливает кровообращение, способствующее последующему контрасту температур, более интенсивному потоотделению и усилению обмена веществ. Такой веничный массаж способствует максимальному открытию кожных пор и вымыванию из них различных шлаков и микробов. Более того, в листьях веника содержатся летучие вещества фитонциды, которые нейтрализует действие различных болезнетворных микробов. Эфирные масла, попадающие на кожу, улучшают обмен веществ, препятствуют её преждевременному старению.
Ох, а, уж, если тщательно подготовиться и набрать с собой уйму скрабов, масок и отваров – эффект будет непревзойдённым! Пока Вы лежите на мягком полотенце, полностью расслабленная и счастливая, вдыхая изумительные банные ароматы, ваша чистая, дышащая кожа вбирает в себя живительные и питательные вещества из нанесённых на тело магических составов.
Итак, Вы решились. Идём в баню! Что нужно взять с собой:
1. Разумеется, вам понадобится тазик. Не тот, что дадут даже в самой дорогой бане, а свой собственный – чистый и безопасный. И, желательно, два: один – для омовения, другой – для того, чтобы, как следует, запарить веник. Кстати, воду после запаривания, точнее, получившийся фитоотвар, вы сможете с пользой применить для ополаскивания, например, волос.
2. Обязательно специальную банную шапочку для защиты волос и головы, в целом, от жгучего пара (или, хотя бы махровое полотенце, которое сможете повязать на голову). А ещё и целлофановую шапочку для душа. Она же обеспечит особое удобство при применении маски для волос.
3. Непременно обувь! И в практических, и в гигиенических целях. Очень удобными будут «вьетнамки», в которых вы ходите на пляж. Им не страшна вода, они не помешают процедурам. Но важно, чтобы они не были скользкими (не везде пол будет деревянным) – к чему устраивать балет в душе?
4. Полотенца. Сколько их брать и каких размеров – решать только вам. Я беру, разве что, не десяток. Одно – для длинных волос, два – для тела (одним вы будете обтираться после душа, ведь в парную нужно заходить с сухой кожей, другим – уже на выходе, после всех процедур). И, непременно, то, на котором будете сидеть или лежать в парной, а также на лавочке в помещении для омовений. А ещё одно (или простынь) — чтобы обернуться в комнате отдыха.
5. Мочалка. Идеально натуральную из люфты. Она обеспечит отличный массажный и отшелушивающий эффекты без какого-либо вреда для кожи.
6. Перед походом в парную необходимо будет снять макияж, поэтому не забудьте взять зеркало и необходимые косметические средства.
7. Если волосы длинные – они будут здорово мешать – захватите заколку или резинку для волос.
8. Шампунь и кондиционер для вашего типа волос.
9. Мыло или другое моющее средство, подходящее вашему типу кожи. Оно должно содержать как можно меньше парфюмерных и ароматических добавок, которые могут раздражать чувствительную распаренную кожу.
10. Скрабы или пилинги для тела, для кожи лица и шеи, для стоп (собственного приготовления или те, что можно приобрести – не забудьте про свой тип кожи).
11. Веник (о том, какой выбрать, расскажем в следующей статье). А, если веник, — то обязательно и варежку (перчатку) для Вашей нежной ручки, которая будет его держать. При энергичных движениях в парной пар здорово будет обжигать.
12. Косметическую глину или другие составы для нанесения масок (собственного приготовления или приобретённые в аптеке).
13. Эфирное масло (можжевельник, пихта, эвкалипт и т.п – подробнее в одной из следующих статей).
14. Не забудьте крема, которыми необходимо будет умастить Вашу бархатную кожу по завершении всех процедур (для век, лица, рук, ног, тела). Весьма эффективны станут антицеллюлитные составы для проблемных зон.
15. Чистую негазированную воду, зелёный чай или травяной отвар – будет очень хотеться пить. Ни в коем случае нельзя пить до, во время и сразу после банных процедур какие-либо алкогольные напитки, включая пиво (лучше плесните его на камни для особой пользы и аромата, если забыли эфирные масла)!
16. Не забудьте расчёску! Лучше, конечно, деревянную.
17. Ох, ну и, разумеется, чистое бельё и одежду! Ваша кожа будет счастлива!
С атрибутами, вроде, разобрались. В следующих статьях я расскажу вам о правилах выбора и применения веника, эфирных масел, масок для лица и тела и, конечно, о правилах проведения самой банной процедуры – здесь без предупреждений и советов не обойтись!
Источник статьи: http://www.mycharm.ru/articles/text/?id=2141
Фаиль Ибрагимов. Театр — баня для души
Интервью с режиссёром театра Фаилем Ибрагимовым
(Из книги «Скрытые изображения», 2009 год)
Все виды искусств служат величайшему из
искусств – искусству жить на земле (Бертольд Брехт)
Выйдя из Набережночелнинского государственного татарского драматического театра, я зашагал по осенней берёзовой аллее. Ступал так мягко, будто боялся расплескать что-то очень драгоценное в себе. Действительно, после разговора с главным режиссёром театра ФАИЛЕМ ИБРАГИМОВЫМ я был переполнен новыми мыслями, небывалыми ассоциациями, заразительной энергетикой моего собеседника.
Обратил внимание на то, что с одних берёз листья уже слетели, а другие стоят, одетые в жёлтое с зелёными крапинками. Первые уже спасовали перед морозами, а эти, несмотря на седину, ещё полны накопленными за лето соками. Как это похоже на Фаиля эфенди!
Не знаю, какими глазами я посмотрел на девушку, проходящую мимо, но она вдруг улыбнулась. А ведь в том и назначение театра, подумалось, что люди, смеялись они или плакали во время представления, но расходятся с блаженной улыбкой, с улыбкой удовлетворённой духовной потребности.
Именно ради этой улыбки зрителя и работает лауреат премии имени Мусы Джалиля, мой сегодняшний собеседник Фаиль Ибрагимов.
— Есть выражение, что жизнь имеет смысл только как задача или долг. Какую задачу вы решаете сегодня?
— В свое время хотелось успеть открыть театр. Демократия же могла быть только игрой. А теперь, когда уже открыли, закрыть им трудно будет. Сейчас задача, чтобы театр жил, входил с людьми в спор, старался вникнуть в их проблемы. Хочется оставить после себя жизнеспособный театр, спектакли которого с нетерпением ждали бы и в других городах. В Казани и Уфе нас уже знают и любят.
— Как думаете, счастье может быть целью жизни?
— Если достиг желанной цели, на какое-то время ты счастлив. Постоянное счастье привело бы к тому, что никто ничего не делал бы. А вот пути выхода из несчастья должен найти. Не изменять себе, не быть себе врагом, не ставить себя к стенке.
— Самый полезный урок, который вам преподала жизнь?
— Их много. Учили работать, закаляли характер. Одна сенокосная пора чего стоила. Мы, мальчишки и несколько стариков, отправлялись на пойменные луга реки Агидель. Целый месяц жили там, на природе. Когда метали стог, наверху обычно стоял я. А это – дело непростое. Чтобы дождь не намочил сено, верхушку стога надо заострить. И вот ты стоишь высоко- высоко на этой узенькой площадке, а тебе продолжают подавать сено. Надо умудриться поймать его, да ещё при этом самому не свалиться. А вечерами… Костёр, разговоры стариков… Эх! Это же поэзия, целая деревенская философия. Рассказывалось обо всём: про любовь, про судьбы людей, про историю деревни… А мы слушаем и впитываем, впитываем… Вот один из стариков, после того как немного выпили, заиграл на тальянке. Другой запел. Закончил пение и говорит: «А вы знаете, что в голодный год, за то, что я спел этот баит, мне целый пуд муки дали». «Что ты врёшь! — горячится другой. – Какой пуд! Ложки муки тогда не было». Один мальчик, слушая эти разговоры у костра, стал потом поэтом.
— Не брата ли вашего Ильфака Ибрагимова имеете в виду?
— Угадали. (Улыбается так тепло, что понимаешь: в этой улыбке – всё его отношение к брату).
— Могли бы раскрыть секрет ваших успехов?
— Не скромничайте уж, дайте молодым хоть какой-то совет.
— Хорошо. Секретов три: первый – работать, второй – работать, третий – работать. Пока не добьёшься результата, пока спектакль не выйдет, пока самому не понравится. Сначала обозначаешь, затем прорабатываешь мизансцены, затем чистишь, чистишь… Пока не выйдет на желаемую тобой плоскость. Здесь важно умение впрягать актёров, заинтересовывать их. Но всему этому предшествует работа с драматургами. Предлагаешь им темы. Надо их взволновать, чтобы они написали нужную тебе пьесу. Сам диктуешь, не то, что они хотят. Их пьесы или не подходят театру (составу актёров, помещению и т. д.), или время их прошло (другие, поинтереснее есть). Тема, жанр не должны повторяться: артистам надо расти, да и зрители требуют разнообразия – то им плакать надо, то смеяться.
— Самый безумный поступок, который вы совершили?
— У кого их нет, было, наверное. Но безумие, сумасбродство, если это понимать как выход из равновесия, даже необходимы. Чтобы не было застоя. В такие моменты идёшь в лес, выходишь на Агидель поговорить с рыбаками… Или идёшь в другой театр (артисты утомляют тебя, а ты – их). Иногда чувствуешь, что не потянешь, но начинаешь. Казалось бы, безрассудство. Но работаешь, работаешь, то ли Бог помогает – получается! Не будет безрассудства, перестанешь жить. У человека тысяча и одна мысль, из них он применяет самую худшую. В драме поступки персонажа оказываются худшими из всех возможных вариантов. Подозреваю, что и я сейчас высказываю вам худшие из всех своих мыслей. Если бы человек не состоял из ошибок, он бы перестал жить. Старается исправлять их. В этом – жизнь. Человек идёт к истине запутанными путями. Ошибку делает, чтобы получить маленькую выгоду. Потом удивляется: как я мог так поступить?
— Кто или что вдохновляет вас, не дает скиснуть?
— Что-то внутреннее – пружина, сухожилие, стержень… Ответственность перед родителями? Но их уже нет в живых. С возрастом некоторые ошибки молодости вызывают уже не сожаление, а улыбку. Может, это душа? Человек старается поступать, как душа хочет, а разум (холодная логика) мешает. Вдохновляет хорошая книга. Так взволнует, что не можешь уснуть. Вдохновить может берущая за душу песня, две строчки из стихотворения, крепкое слово, чья-то улыбка… Человеческая трагедия… тоже заставляет работать. Мы не можем понять себя. Театр изучает человека, его поступки. Даем сжато, с событиями. Зрителя доводим до состояния трепета, дрожи. Пока не выведешь из равновесия – не заставишь думать. Человек так устроен. Зритель, пока он в театре, живёт с нами, думает о других, а потом и о себе начинает лучше думать.
— Что вы не можете себе позволить?
— Оскорблять человека. Обидеть женщину, ребёнка. Врать. Розыгрыш – другое. Нельзя злобно шутить. Нельзя человека заставлять.
— Вы же заставляете работать.
— Нельзя на плохое толкать. А когда работаешь, конечно, ты шаман. Заставляешь. Он же эти чувства должен изобразить. Бывает даже , вызываешь огонь на себя…
— Нет ли у вас ощущения, что вы с кем-то не договорили?
— Есть. Аяз абый Гилязов, Ильдар Юзеев, Ширьяздан Сарымсаков, Прозат ага Исанбет, Марсель Салимзянов, Дамир Сиразиев – до последних дней своих они учили меня. Учёба, она ведь всю жизнь длится, окончив институт только, невозможно работать.
— Какое последнее открытие сделали для себя?
— Открыл, что, оказывается, хочется ещё работать. Кажется, поставлено уже всё, что я хотел. Ан нет! Немного отдохнёшь, ещё интереснее вещь попадается.
— Религия – всё-таки опиум или единственный путь спасения нации?
— Религия – единственное средство спасения себя. Я ещё не изучил всё до конца. Пытаюсь понять. По исламской религии мы – рабы Аллаха. А это даёт такую свободу… Ты отвечаешь за свои поступки только перед Аллахом. Ни перед кем не держишь тарелку, ходишь прямо, с гордо поднятой головой, потому что одной истине только подчиняешься. А чтобы отвечать перед Аллахом, надо уметь отвечать перед собой. Почему послан Коран? Никто ещё не познал тайну этой жизни. Сам я неверующий человек. Но считаю: кто не читал Коран, тот не должен писать ни одной строчки стихотворения. Эта религия плохому не учит. Учит, как жить, не мешая друг другу. Для этого, конечно, запреты надо соблюдать. А это непросто. Но ведь понимание необходимости запретов и есть свобода. Ислам – один из путей, как спасти этот мир. Если нам не дано этого понять, не надо хотя бы идти против, даже мыслями. Мы, конечно, не умещаемся в эти законы. Человек грешен. Две истины – рождение и смерть. Между ними человек силится понять себя. В театр для этого приходит, книги читает. Ищет душевной чистоты…
— Как вы привыкли выходить из стрессовых состояний?
— Работой. Но стресс, как доказывают сейчас и врачи, оказывается, не вредная вещь. Наши чувства – это маятник. Чем больше амплитуда стресса, тем больше и амплитуда радости. У небольшого горя и радость маленькая. Чтобы расширить «котелок» (способность мыслить), обе крайности нужны. Если человек не выдерживает горя, не выдержит и радости. Стресс делает человека человеком. Иначе он может перестать думать. Начинает замечать людей, понимать, что в этом мире есть и другие. Переживание приводит к сопереживанию. А сопереживание выводит из состояния равнодушия.
— Как же вы добиваетесь этого в театре?
— Во-первых, надо выстраивать спектакли как ступеньки лестницы. Дотянется ли зритель до предлагаемой тобой ступени, готов ли играть с тобой, позволять играть с собой? Потом уже держишь его в своём дыхании, заставляешь биться его сердце в унисон с сердцем персонажа. Наша тревога – совпадают ли дыхания, совпадают ли мысли. Не разумом только действуешь, так зрителя не возьмёшь, идёшь через сердце, через чувства. Настоящий артист сильнее любого экстрасенса – хочешь, не хочешь, подпадаешь под его дыхание. Чем больше артист работает, тем шире его аура, тем больше у него возможности держать зал на одном дыхании. Если зритель под это попадает, два часа он в руках Аллаха. Забывает свои повседневные заботы, находит в себе силы. Сравнивая, думает: «Мне ещё можно терпеть, оказывается». В театр он приходит в поисках тепла. Приходит душу ласкать. У Габдуллы Тукая есть строки: «Почему для тела – баня, для души же бани нет?». Так вот, театр и есть баня для души.
Источник статьи: http://proza.ru/2012/03/10/1023