Баня для молодых на свадьбе

Баня для молодых на свадьбе

Во многих регионах во время девичника или утром перед свадьбой девушки посещали баню, но этот обычай (вопреки распространённому мнению) нельзя назвать обязательным. Ибо в южных и центральных российских землях баню обычно заменяло обливание.

При мытье невесте нужно было употреблять веник, принесённый из дома жениха, или подаренное им мыло. Либо баню топили на дровах, взятых из дома жениха.

Для невесты парную устраивали её подруги. Помещение тщательно вычищали, старались отскоблить набело. Воду нужно было принести от трёх разных чистых источников (в т. ч. колодцев), камни взять с трёх полей, поленья и веточки для украшения – от трёх хороших берёз, либо из дома жениха. Всё это отражено в многочисленных песнях, вот одна из них:

Ты топись-ка, топись, баенка,

Да разгорися, нова каменка,

Да разгоритесь, сыры дрова,

Да что сыры дрова берёзовые!

Мы носили серы камешки,

Что со трёх полев со чистыих.

Мы носили студену воду,

Что со трёх ключей кипучиих.

Мы ломали шёлков веничек,

Что со трёх берёз кудрявыих.

Девушки также готовили вички – маленькие берёзовые веточки (из которых состоят веники). Вички повязывали лоскутами ткани и лентами, развешивали в бане, а также втыкали по бокам дорожки, ведущей к бане.

Когда всё готово, девушки подходили к сидящей в избе невесте и приглашали её пройти в баню «по мостам да по калиновым со кумушками да со подруженьками». Напомню, Калинов мост – это раскалённый мост через реку Смородину в сказках и былинах, последний рубеж перед миром мёртвых.

Девичник». А. И. Корзухин, 1889 г. Невеста выходит из бани. Вокруг неё три женщины с помощью хозяйственных предметов производят шум, отгоняющий нечисть. Одна девушка разметает дорогу невесте метлой, другая подняла вверх девичий головной убор – ей достался невестин венец. Виден контраст между невестой, которая обязана быть грустной, и всеми радостными замужними женщинами (как сопровождающими невесту, так и сидящими за столом). Из бани вслед невесте смотрит то ли подружка, то ли само её девичество – красота.

«Во многих областях России невеста перед посещением бани просила на это благословения родителей, как будто и правда отправлялась в путешествие в «мир иной».

Часто невеста шла в баню не сама, её вели девушки. А возглавлял шествие дружка, читающий обережные заклинания и ударяющий дорогу плетью, чтобы отпугнуть нечистых. Если не было дружки, впереди шла женщина, разметающая дорогу метлой. (Точно по таким же правилам невеста шла из бани домой).

Прежде чем войти в баню, невеста кланялась на четыре стороны (взаимодействие со стихиями). Подружки просили у банника (духа бани) разрешения войти. Иногда невесту вносили на руках.

Существовал запрет в бане – не бить головешку в каменке, чтобы не накликать рукоприкладство со стороны будущего мужа. В бане на каменку лили мёд, пиво или квас, бросали хмель и хлеб. По звукам гадали, какой характер у будущего мужа.

Девушки парили невесту берёзовым веником с ветками фруктовых деревьев и ягодных кустов (чтобы усилить детородные качества будущей жены). В ответ невеста тоже парила подружек. Была примета: первой выйдет замуж та девушка, которую невеста хлестнёт раньше всех. Подружки или присутствующая знахарка старались собрать пот, который образовывался на теле невесты, чтобы потом подмешать в напиток жениху – это ворожба на влюблённость (когда подмешивали, читали специальный заговор).

Читайте также:  Баня в горбунках режим работы

Покидая баню, невеста, как правило, была обязана поблагодарить её.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Холмская баня

Холмская баня Когда в Холме появилась синагога, то осталось только выстроить ещё баню, чтобы каждый правоверный еврей мог искупаться перед шаббатом и перед праздниками. Место для бани выделили у ручья. Выбрали добровольцев, которые должны были выкопать яму для бассейна,

Баня – услада для японца

Баня – услада для японца В нашем лексиконе появляется все больше японских слов. К таким понятиям, как «самурай» и «харакири», «гейша» и «кимоно», добавились «дзюдо», «татами», «икебана». И данный список, пожалуй, пора расширить еще на пару терминов. Это «фуро» – тесный

Баня, прожарка

Баня, прожарка Перед раскидкой по постоянным «хатам» (камерам) все зеки в обязательном порядке проходят две санитарные процедуры: баню и т.н. «прожарку». Зеков отправляют в баню, о которой мало что можно сказать; в некоторых тюрьмах это заведение вполне сравнимо с

Баня, карты и долги

Баня, карты и долги Кому – русская парная, кому – финская сауна; и та, и другая имеются в арсенале Краснопресненских бань, ставших местом воровской стрелки (встречи), а позже – общественной приемной, куда приходили со своими проблемами те, кто искал «справедливости», но

РОБЕРТ, СЕРЖ, АРКАДИЙ И ХОЛОДНАЯ БАНЯ В КОМЕНДАНТСКИЙ ЧАС

РОБЕРТ, СЕРЖ, АРКАДИЙ И ХОЛОДНАЯ БАНЯ В КОМЕНДАНТСКИЙ ЧАС Именно Зорий Балаян предложил мне встретиться с тремя молодыми, известными в Карабахском движении людьми, которые досконально владеют сложившейся ситуацией и честно ответят на мои вопросы. Смогу ли я понять, как

Источник статьи: http://document.wikireading.ru/34179

Зачем на Руси перед свадьбой вели невесту в баню, а знахарка собирала пот девушки

Свадьба, как и сегодня, так и в древние времена, всегда важнейшее событие в жизни любой девушки. К нему готовятся с особой тщательностью, с волнением и переживаниями. Тем более что раньше брак был, как правило, единственным на всю жизнь.

В России молодые красавицы особенно переживали за первую брачную ночь, ведь традиционно муж являлся единственным мужчиной, с которым у них были интимные отношения. И от того, как они сложатся, во многом зависела дальнейшая судьба пары.

В связи с этим подготовка к первой брачной ночи была очень серьезная и длилась не один день. Одним из ритуалов, устраиваемых накануне свадьбы, был банный.

Переход к другой жизни

Все предсвадебные ритуалы проводились для того, чтобы облегчить девице переход к супружеской жизни. Традиционные свадебные обряды на Руси имели много общего с погребальными обрядами, неслучайно невесте предписывалось оплакивать ее предыдущую жизнь в доме родителей, которая была веселой и беззаботной.

Омовение в бане также было предсвадебным обрядом, символизировавшим переход к замужней жизни. Чем-то он напоминал омовение мертвых перед переходом в загробный мир. Баню для невесты готовили самые близкие подружки и родственники, чтобы она словно очистилась от прошлого.

Веник и мыло из дома жениха

При мытье невесты приходилось пользоваться веником, привезенным из дома жениха, или подаренным им мылом. Или баню топили дровами, взятыми из дома жениха. Помещение предварительно тщательно мыли. Воду нужно было приносить из трех различных источников, в том числе и из колодцев. Важно, чтобы все они были чистыми.

Камни брались с трех полей, а бревна и ветки, которыми изнутри украшалась баня, с трех берез. Все эти действия отражались в песнях и частушках, которые пели подружки невесты. А еще они готовили маленькие березовые веточки, которые назывались «вики». К ним привязывали обрывки ткани и ленты, вешали их в бане и клали по бокам дорожки, ведущей в баню.

Читайте также:  Баня из шлакоблока 5х4

Банная процессия

Когда все было готово, девушки приходили к сидящей в доме невесте и приглашали ее пойти в баню «по мосту Калинову с кумушками, да с подружками». О Калинове мосте говорится в былинах, он раскален до красна и перекинут через речку Смородину. Это последний рубеж, находящийся перед миром мертвых.

Во многих регионах России перед посещением бани невеста просила благословения у своих родителей, как будто она действительно собиралась к переходу в иной мир.

Невеста не ходила в баню самостоятельно, ее провожали девушки. Во главе шел парень-дружка, читая защитные заклинания и ударяя по дороге хлыстом, чтобы отпугнуть нечистого. Если там не было мужчины, впереди шла женщина и подметала дорогу метлой.

Перед входом в баню невеста кланялась на четыре стороны света, как бы входя во взаимодействие со стихиями. Подружки просили разрешения войти у Банника. Это был дух бани. Иногда невесту вносили на руках.

Гадания и приметы

Существовал запрет – в каменке не бить головешку, чтобы не спровоцировать в будущем рукоприкладство мужа. На каменку в бане лили квас, мед, пиво, бросали хлеб и хмель. Прислушиваясь к издававшимся после этих действий звукам, гадали о том, каким будет характер будущего супруга.

Чтобы невеста была плодовитой, подружки парили новобрачную березовым веником, в который были вплетены ветки плодовых деревьев и ягодных кустарников. Та в ответ парила подруг. Существовала примета: какую из девушек невеста хлестнет первой, та первая и выйдет замуж.

Пот как средство для заговора

В бане присутствовала знахарка, которая собирала пот, образовывавшийся на теле молодой, чтобы подмешать его затем в питье жениху. Это была ворожба на любовь. Когда пот смешивался с напитком, читался специальный заговор. Иногда вместо знахарки это делали подруги.

Когда невеста выходила из бани, она благодарила ее духа. Ее сопровождали девушки, которые при помощи различных предметов быта производили шум, тем самым отгоняя злых духов.

Одна девушка метлой расчищала перед невестой дорогу, а другая поднимала вверх девичий головной убор, который доставался ей от новобрачной. При этом невеста должна была быть грустной, а все сопровождавшие ее девушки и замужние женщины должны были веселиться.

Источник статьи: http://fb.ru/post/culture/2019/9/3/135349

Обряд — свадебная баня после венчания. Феминисткам не читать!

Семейная баня во времена , когда все жили в деревянных избах начиналась с детства и приобретала особый оттенок перед свадьбой. Обряд — свадебная баня — не просто моцион очищения кожи, давний и интересный обряд после венчания. Обычай посещать баню сразу после свадебной церемонии молодоженов в качестве семейной пары — было вознесено в ранг одного из важных атрибутов начала супружеской жизни. Предсвадебная баня происходила накануне ( не плохо для субботы). Ночь перед свадьбой молодые проводили отдельно каждый в своем доме с родителями, сватами, дружками и подругами.

Чтобы трактовка банной процедуры была полной напомню, как проходила сама свадьба для полной картины.

Обычаи и традиции венчания сохранились хорошо и в современные дни, особенно в Украине и России. В XVI веке свадебное венчание происходило после обеда (после полудня), а с XVII века — вечером. Связано это с графиком проведения церковной службы. После венчания в церкви невесту «раскрывали»(снимали фату с лица), и батюшка проповедовал читал новобрачным богоугодное нравоученье. При свидетелях при свидетелях и родственниках произносились обещания и принимались обязанности молодой супружеской пары: выполнять заповеди Господа Бога, ходить в церковь, слушаться духовников, мужу повелевалось жену учить палкою, соблюдать посты и религиозные праздники(других тогда не было), подавать милостыню, как и свойственно главе семьи. Потом священник, как по акту приема-передачи, брал молодую жену за руку и символически передавал мужу и просил поцеловаться. А молодая жена, в знак послушания припадала к ногам мужа и касалась челом его сапога. Молодой муж покрывал ее полою своего костюма в знак о покровительства и защиты жены. Церковный служитель приносил новобрачным вино в деревянной чаше. Первым отпивал Муж и брал чашу, отпивал из нее несколько глотков и передавал своей жене. Этот эпизод в церкви повторялся три раза подряд. Последние капли вина из чаши должен был допить муж. Эту пустую чашу потом бросали под ноги и ударяли по ней ногами, приговаривая слова: «Пусть так под ногами нашими будут потоптаны те, кто станет сеять между нами раздор и нелюбовь!» В современной интерпретации под ноги бросают первую выпитую рюмку водки со словами: «На счастье!» Существовало поверье-гадание о том, что тот из супругов будет главным, кто первым наступит на чашу. Потом праздновали свадьбу громко, сытно, весело, но увы — без участия молодоженов! Уже в те времена знали о свойствах алкоголя! (О влиянии алкоголя читать и бояться здесь).

Читайте также:  Русские женские бани подглядывание

Вот мы и подобрались вплотную к бане. После веселья молодых супругов все провожали на «отдых». Уложить их надо было на специально подготовленное ложе , чтобы жизнь была счастливой и богатой. На следующий день супругов вели с обрядовыми песнями и танцами в приготовленную парную в бане. В мыльнях (в комнате для мытья — не в парной) их угощали вином, также обливали медом и вином. Самое интересное — Жена шла в баню не одна а в сопровождении матери и свекрови. Настало время, чтоб невестка предоставляла им доказательства своей девственности и невинности — сорочку и вместе с простыней. Как видите, баня — очень важное место в славянской культуре. Муж парился со своими дружками и тысяцким (Первоначально военный руководитель городского ополчения «тысячи»). Происходило это до тех пор, пока жена не передавала ему в баню сорочку, украшенную жемчугом или другими украшениями (для бедных семей).

Главным моментом девичника перед баней являлся обряд потери «воли» (красоты). Женщины пели тоскливую песню, подружки снимали платок с невесты, который был надет во время сговора сватов, и расплетали девичью косу, в которую была вплетена лента. Эта лента и называлась «Воля». Она символизировала красоту женщины и свободу. По обычаю «воля» передавалась младшей сестре или незамужней подружке, если сестры не было. После этого ритуала женщины и подружки вели невесту в истопленную баню.

Размер и масштаб банной процедуры определялись сословием и чином. На Руси на царских свадьбах цари не только мылись в банях, а и пиршествовали в русской парной бане. Кроме уже упомянутых тысяцкого, дружков , в баню приглашали важных персон. Царицы пировали в избушках-банях в окружении свахи, свекрови, подругами и женами тех сановников, которые в это время купались с мужней стороны.

Обряд — свадебная баня

После выхода из бани муж с компанией шли в сенник и ждали там новобрачную с гостями. Обряд свадебной бани продолжала сваха и дружка, которые встречали молодоженов с подносом. На подносе стояли два горшочка с кашей, обмотанные собольими шкурками. Сваха со своих рук кормила ею молодоженов. Этот обряд или обычай был распространен и сегодня , особенно в местах отдаленных от мегаполисов.

Интересно, что месяцев эдак через 9 в бане тоже происходили важные обряды, например » обряд выпекания детей«

Источник статьи: http://dombrus.org.ua/obryad-svadebnaya-banya-posle-venchaniya-feministkam-ne-chitat/

Оцените статью
Про баню