Баня для женщин баку

6 бань в Баку, которые стоит посетить в канун Нового года

30 декабря 2019 / 11:29 2650 0 —>

“Понимаете, каждый год 31 декабря мы с друзьями ходим в баню. Это у нас такая традиция”.

к/ф Ирония судьбы или С легким паром!

Ну что ж, до Нового Года осталось совсем ничего и не пора ли вспомнить старую добрую традицию посещать баню в канун этого праздника? Кто знает, возможно, ваш визит обернется незапланированной поездкой в Ленинград, или просто качественным отдыхом и полной перезагрузкой.

Atilla Hamam & Fitness

Atilla Hamam & Fitness – место, не имеющее аналогов в Азербайджане, строительство которого обошлось в 4-5 миллионов манатов. Здесь есть финская, русская и турецкая бани, мокрые и сухие парные комнаты, комната для фототерапии, соляная комната, дождевая комната, паровые бочонки, ледяной и горячий бассейны, что большая редкость.

Zangezur

Современная просторная баня, соответствующая всем санитарным нормам. В числе услуг: турецкая баня, парилка с сухим или влажным паром, кися, массаж, большой бассейн.

Sultan Hamam

Уютное и чистое место для тех, кому необходимо отдохнуть от городской суеты, восстановить силы и поднять жизненный тонус. Для расслабляющего отдыха и оздоровления вам предложат бассейн, турецкий хамам, финскую и русскую бани. Также к вашим услугам кафе с пивом и большим выбором закусок.

Xan Hamam

Аутентичная баня, имеющая в себе все необходимые процедуры для хорошего отдыха. Тут и парилка, и разные виды бань, и пиллинг, и массаж. VIP комнаты для компаний, большой бар-ресторан. Изюминка заведения — оригинальная подача чая. Как подают не скажем, пусть сохранится интрига!

Teze Bey Hamam

Пожалуй, самая известная баня города радует своих гостей уже не один десяток лет. Помимо запоминающегося интерьера, заведение гордится высоким сервисом. Здесь вы сможете попариться в турецкой, финской или русской бане, в сауне, посетить ледяную комнату, бочку с сухим паром, отдохнуть на массаже, сделать кися и так далее.

HamamBath

Баня располагается в особняке и приятно радует стильным интерьером и качественным сервисом. В числе услуг финская, русская, турецкая бани, кися, массаж, пиллинг, бассейн на открытом воздухе и многое другое.

Источник статьи: http://www.urban.az/man/6-ban-v-baku-kotorye-stoit-posetit-v-kanun-novogo-goda-7073

Баня для женщин баку

История Азербайджана

Научно-популярный портал по истории Азербайджана

Баня “Фантазия” в Баку: фантазия роскоши

О.БУЛАНОВА

Баня в мусульманских странах была местом культовым. Хамамов было, пожалуй, не меньше, чем мечетей. Их огромное количество отмечали все.

Наблюдательный турецкий путешественник Эвлия Челеби, посетивший Баку в 1656 г., писал, что “находящийся на берегу моря большой рабат представляет благоустроенный город, имеющий до тысячи домов, сады, мечети, постоялые дворы, бани, крытый рынок и базар”.

Наличие большого количества бань, буквально бросающееся в глаза, в общем, неудивительно: мечеть служит для очищения души, а баня – для очищения тела, что не менее важно. Даже в хадисах сказано: “Чистота – это половина веры”.

Теофиль Готье, французский поэт, журналист и страстный путешественник, также отмечал: “На Востоке чистота тела есть религиозный закон”. Этот закон является основополагающим в организации быта древних и современных жителей Востока.

“Только после хамама, – пишет Готье, – ты чувствуешь, что тебя действительно помыли!”

Кстати, путешественники в средние века замечали: вся Европа настолько дурно пахнет, что запах грязи от людей и улиц не перебивают самые сильные благовония. И лишь приезжая на Восток, они наслаждались чистотой и чудесным ароматом.

Кроме места очищения, баня была и местом встреч, культурным центром, своеобразным клубом по интересам. Мужчины заключали там сделки, встречались с друзьями, женщины делились своими секретами, обсуждали новинки моды, кулинарные рецепты, косметологические хитрости, подбирали невест для своих сыновей…

Это было сродни выходу в свет – особенно если учесть, что даже ортодоксальные мусульманки в банях находились с открытыми лицами. Кстати, в стародавние времена жена у мужа могла потребовать развода, если он ее раз в неделю не отпускал в баню. А таких причин для развода у мусульманки было от силы три-четыре.

В Баку бани завоевали огромную популярность еще и потому, что в условиях столь жаркого климата просто невозможно обойтись без регулярного очищения тела. Кроме этого баня служила не только для лечения, но и для профилактики многих заболеваний, ведь среда хамама с влажным паром и невысокой температурой является идеальной – с точки зрения лечебного и косметического воздействия на человеческий организм.

Но главное даже не это. Все в восточной бане подчинено единой цели – расслаблению и отдохновению. В этом – чуть ли не главная ее философия.

В конце XIX в., когда Баку стал поистине местом пересечения Востока и Запада с их непохожими друг на друга культурами, в его облике, в названиях улиц, в моде, в музыке и т.п. причудливо переплетались черты Европы и Азии. Европейские тенденции были, как сейчас говорят, в тренде, поэтому они проявлялись везде, даже в названии бань.

В Баку появились хамамы под совершенно немусульманскими названиями: “Эрмитаж”, “Декаданс”, “Мир”, “Фантазия”… Прогрессивные бакинцы хотели идти в ногу со временем.

“Фантазия” была открыта для посетителей 13 января 1897 г., о чем говорит объявление в газете “Каспий”: “С 13 января… открыты в гор. Баку, на Воронцовской улице, большие номерные бани “Фантазия”. Особые водолечебные номера для больных, с медицинскими ваннами и душами. Вода пресная. Обстановка роскошная. Освещение электрическое. Зал для ожидающих. Разные журналы и газеты…. От 6 до 11 часов вечера светящийся фонтан. Чай, кофе, лимонад, сельтерская и пиво. Цены номеров от одного рубля и выше”.

К сожалению, в подавляющем большинстве источников указывается неправильный год открытия “Фантазии” – 1880-й или 1886-й. Откуда взялась эта ошибка – неизвестно, но о том, что это именно ошибка, говорит не только архив “Каспия”, но и тот факт, что в объявлении об открытии упоминается электрическое освещение, которого в 1880 г. в “Фантазии” просто не могло быть, потому что электрические тепловые станции в Баку начали строиться в 1879-1880 гг., и вряд ли в хамам, даже самый роскошный, сразу провели бы электричество.

Читайте также:  Схема проводки двойных выключателей в бане

“Фантазия” стала одной из первых бань, в которых переплелись традиции восточного хамама и европейской роскоши. И одной из первых, которая была номерной. Дело в том, что номерные бани не были характерны для Баку.

Традиционный хамам представлял собой одно большое помывочное помещение – не считая прихожей, совмещенной, как правило, с зоной, где можно было раздеться. Еще при классических восточных хамамах была чайхана – снаружи или во внутреннем дворике.

В большом помывочном помещении непременно присутствовал куполообразный потолок. Такой потолок конденсировал влагу, и она не капала на головы посетителей бани, а стекала по стенам. Воды из соображений экономии подавалось мало – в парилке банщик или сам посетитель тщательно обтирался кисой, а затем обливался водой.

Баня “Фантазия”, 2015 г. Фото – В.Сапунова

В “Фантазии” все было не так. Клиента встречал огромный вестибюль – “зал ожидания” – с потолками метров пяти высотой, с фонтаном и бассейном с золотыми рыбками, с роскошными коврами на полу, заглушающими шаги.

Стены и потолок были украшены искусной лепкой и художественной росписью; окна, выходящие во внутренний двор, сделаны в виде шебеке. В каждом отдельном номере класса “люкс” – ванна из куска цельного мрамора и такие же мраморные скамьи, бронзовые краны.

Дорогие дубовые входные двери были подстать внутреннему убранству. Сверху донизу они представляли собой витражи из синих, желтых, красных, зеленых стекол, составляющих замысловатый орнамент и переливающихся под солнцем, как оперенье чудесной жар-птицы.

В общем, красота была необыкновенная – не баня, а сказка Шахерезады со всеми атрибутами восточной неги и европейского шика, царство покоя и тишины.

Баня занимала целый квартал – от Армянской до Воронцовской и от Сураханской до Церковной. Углы бани украшали огромные горельефы в виде головы льва. Из пасти львов текли струи воды и падали в полукруглые резные чаши.

Эту красоту хорошо передает статья из газеты “Каспий”, вышедшая 14 мая 1897 г.:

“Декоративная сторона бани также выполнена с большими претензиями. По трем углам ее фасадов имеются три больших фонаря, проливающих целое море электрического света; окна горят цветными огнями, а на крыше сияет зарево электрического прожектора. Внутренняя отделка и обстановка зала и номеров изящна и мила. В зале, играя всеми цветами радуги, бьет электрический фонтан – это изобретение самого владельца бани. Живые и искусственные цветы, масса разноцветных лампочек Эдисона и Грамма, статуэтки, лепные украшения дополняют приятное впечатление”.

Из этой же статьи мы узнаем подробности, касающиеся и других важных моментов:

“Нельзя не благодарить за то, что в ней (в бане) выполнены все требования гигиены, а именно: бани снабжаются совершенной пресной живой колодезной водой; баня содержится в идеальной чистоте и опрятности, а белье дезинфицируется в особых камерах. При этом цены весьма умеренные, в особенности абонентные (скидки от 15 до 20%). Для летнего сезона предполагается специально пониженная оплата за пользование обыкновенными и медицинскими душами, под которыми можно сразу освежиться, вдруг забыть знойное, палящее и угнетающее бакинское лето”.

Дальше мы находим сомнение в том, что новая баня окажется прибыльным заведением: “…большинство бакинских капиталистов предпочитает помещать свои капиталы в нефтяные предприятия, дающие до 30% дивидендов. Владелец же бани “Фантазия” вряд ли выручит 4%, если принять во внимание совершенство и капитальность ее технических приспособлений, специальный водопровод с Шемахинки и проч.”.

Однако “Фантазия” выдержала испытание и, судя по косвенным данным, приносила владельцу немалый доход. Потому что молниеносно стала очень популярным в городе заведением.

Богатые купцы и нефтепромышленники привозили сюда в роскошных фаэтонах своих дам, “купали их в бассейнах, поливая шампанским, а в номерах предавались утехам покупной любви, и запивали эту любовь дорогими винами, заедали фруктами, одним словом – гуляли!” (Ирэн Голда, “Баку моего детства в миниатюрах”).

В “Фантазию” стремились все, кто приезжал в Баку. Это было нонсенсом – приехать в Баку и не посетить “Фантазию” (как пишет та же И.Голда). Так что владельцы явно не прогорали. Сюда отправлялись даже не столько для того, чтобы помыться, а чтобы прикоснуться к европейской культуре.

Долгое время после установления советской власти в “Фантазии” все оставалось примерно так же: каждый поход туда был сказкой, праздником, чудом.

Пишет И.Голда:

“Удивительное дело, “Фантазию” не уничтожили, не разорили, не разграбили, и дошла она в почти первозданном виде до нашего времени – как сколок старой жизни, фрагмент жизни дореволюционного Баку. И мы смогли всю эту красоту увидеть, и главное воспользоваться ею, и пусть не часто, т.к. билеты стоили достаточно дорого для нас – целый рубль, цена хорошего номера на час.

И все же несколько раз в год мы приходили сюда, заранее выстаивая очередь, и с замирающим сердцем входили в эту сказку жизни, где даже мытье было не рутинной необходимостью, а блаженством и удовольствием, и пили чистейшую шалларскую воду из фонтанчиков, и плескались в бассейне после мытья, пока рассерженные родители криком не прекращали эту бесконечную радость.

А потом поставили автоматы, и мы пили крем-соду из них, такую вкусную, какой не было нигде. И бегали с другими детьми по мягким коврам, закрывающим все полы в коридорах, и радовались этому великолепию, которого не было в нашей жизни, и которое, оказывается, так приятно, когда оно есть, и ты можешь им воспользоваться…”

Женский форум об Азербайджане, Востоке и обо всем на свете

Бакинские бани: древние традиции предков

Бакинские бани: древние традиции предков

Сообщение Renata » 10 сен 2013, 00:12

Бакинские бани: древние традиции предков

С незапамятных времен в каждой махалля исторической части Баку — Ичеришехер была своя баня: от однокупольной до увенчанной двенадцатью куполами, выбирай, какая душе угодно. Однако люди не ходили мыться в чужую махалля. Каждая семья от мала до велика пользовалась исключительно «своей» баней. Так и росли, взрослели люди, строго соблюдая порядок омовений — еженедельных (хафта), ритуальных (ваджибат, джанабет) да и вообще перед важными событиями в жизни.

Читайте также:  Аллергия в бане от чего

Еженедельные посещения бань — хафта были обязательны для всех членов семьи. Мальчики ходили с отцами в мужскую, а девочки с матерями — в женскую. Бывало, мальчика трех-четырех лет брала с собой в баню мать. Тогда одна из кумушек с острым язычком громко спрашивала возраст ребенка. И если мальчик, прибавляя себе годы, говорил, что ему больше четырех, она в шутку удивлялась, почему же он и отца не привел, навсегда «отрезая» ему путь в женскую баню.

Вещи в баню укладывались особым порядком. Здесь было все. Для мужчин — и нюхательный табак, и плошка для хны, накладываемой на усы и бороду, и красное покрывало фите, и сменная одежда, и киса, и пемза, и гребень для бороды. Лишь режущих предметов не брали с собой — ни ножниц, ни бритвы… Потому что стричь ногти в бане считалось неприличным. Не брали и вещей, издающих дурной запах. Напротив, ароматических веществ — мускуса, духов, масел, придающих мягкость коже, не жалели даже старики с давно увядшей кожей. Все это можно увидеть в Государственном музее искусств Азербайджана. В экспозиции представлены даже сатылы с запирающимися крышками. Туда женщины укладывали свои драгоценности, запирали их и сдавали банщице. Эти медные сосуды, украшенные строками из стихов восточных поэтов, орнаментом набати, даже сценами из «Лейли и Меджнуна», изображенными на стенках, были настоящими произведениями искусства.

Собираясь в баню, женщины надевали самое красивое платье, брали с собой все свои драгоценности, ведь она была местом встреч для тех, чья жизнь протекала в четырех стенах, а здесь можно было поболтать, посоветоваться, посплетничать, что называется, на других посмотреть и себя показать. Одна хотела позлить подруг своими украшениями, другая — узнать новости. Словом, главные женские вопросы решались в бане. И подземные реки женских хитростей смешивались с банной водой.

Очень важными омовениями были ваджибат и джанабет. Ваджибат совершался членами семьи, в которой кто-то умер вдали от дома. После похорон покойного они обязательно должны были искупаться, а потом совершить акт печали. То есть после купания каждый должен был бросить черпак воды сначала через правое, затем через левое плечо, и третий черпак — над головой, затем следовало прочитать молитву печали.

Девушки и женщины ежемесячно совершали и джанабет, дабы очиститься от природной скверны, либо же после близости с мужем, мужчины — после близости с женой. При этом они молились, сообщая о причине омовения. То есть, сообщив сначала о причинах, завершали молитвой Аллаху.

Уже говорилось, что была обязательной традиция пользоваться исключительно своей баней. Если же самая старшая из какой-то семьи появлялась в бане чужой махалля, всем становилось ясно, что она пришла выбрать девушку для сына. И тогда тут начинался переполох… Каждая считала своим долгом полить гостье голову хоть одним тазиком воды. Вот с каких пор повелось скреплять дружбу банной водой.

А уж омовение невесты — это целый обряд. Сопровождающие покрывали ей руки и ступни хной. Одна из подружек заводила:

Да помажу я руки твои хной,
Да принесу я у ног твоих жертву.
Украшенная родинками,
Стройная на загляденье!
Возьми хну, невеста,
Помажь хну, невеста!
Да будет здоров твой любимый, невеста!
Да будет бело твое лицо, невеста!
А остальные подхватывали припев:
Ах, украшенная родинками невеста,
Ах, уста сладки, как мед, невеста!

Далее за дело бралась мешшате — женщина, украшающая невесту перед проводами ее в дом жениха. Ее еще называли — главная украшающая.

Мешшате, сделав все необходимое c помощью притираний, разведенных на козьем сале, завершала свою работу уже в доме невесты.

Не менее пышным было и омовение жениха, как говорится, дай бог всем холостякам. Любящие похолить свое тело мужчины, обернувшись красным покрывалом — фите от груди до колен, отправлялись в парную. Из парной — в бассейн, из бассейна — опять в парную, а потом попадали в руки терщика, который растирал и разминал каждую их клеточку. А тут еще поспевала церемония со сваренным в молоке чаем, поджаренным горохом, хурмой, пахлавой, после чего сладко засыпали. Бывало, что и измученный банщик, выбившись из сил, засыпал рядом с клиентами.

Омовения и жениха, и невесты оплачивал жених. Еще и банщикам раздавались подарки. Для большей радости в баню приглашали и музыкантов. И как бы близко ни была расположена она от дома, возвращались на фаэтонах, обязательно немного поколесив по улицам, чтобы отдышаться, порадовать друзей и позлить недругов.

Re: Бакинские бани: древние традиции предков

Сообщение cinara » 10 сен 2013, 14:03

Re: Бакинские бани: древние традиции предков

Сообщение Admin » 22 окт 2014, 21:07

Облик восточного города не мыслим без бани – хамам. Именно в банях наиболее полно и неприкосновенно сохранились традиции, делающие баню не только местом для омовения, но и своеобразным культурным центром. Народы Востока, в силу своей особой ментальности, оберегали не столько обустройство бань, сколько тот особый дух общности, единения и культурного общения, который делал бани настоящим “мужским клубом”.

Со временем даже выработался специфический банный этикет, регламентирующий не только порядок проведения омовений, но и процедуры массажа, и темы разговоров, и даже манеру общения друг с другом. Этот особый банный этикет сохраняется и по сей день, правда, уже не в такой строгой форме, но все-таки…

И если мы захотим подробнее ознакомиться с тем особым эмоциональным настроем, который так культивировался в те времена и продолжает бережно поддерживаться в турецких банях и по сей день, мы можем открыть повесть Максуда Ибрагимбекова “И не было лучше брата”, в которой весьма подробно описан тот ритуал, которым сопровождалось омовение в бакинской бане.

Что же входит в этот особый банный ритуал и что представляет из себя бакинская баня? В бакинской бане нет общих отделений, в которых посетители моются сообща. Такой способ просто не принят, так что баня разделена на довольно просторные отдельные кабинеты, состоящие из раздевалки и собственно парного отделения, в котором и происходят омовения. Посетитель проходит в кабинет, раздевается и ложится на мраморную лежанку, которую перед этим заботливо вымыли и согрели банщики. Минут через 10, когда тело посетителя уже достаточно распарено, в кабинет приходит “терщик”-массажист.

Читайте также:  Как правильно очищать организм в бане

Как правило, бакинец ходит в одну и ту же баню на протяжении всей своей жизни, так что он прекрасно знаком со всеми банщиками и массажистами, да и они знают не только его имя, но и имена его домочадцев и родственников, и прекрасно осведомлены обо всех его делах. Но с массажистом можно обсудить не столько домашние дела (обычно об этом говорят в женской бане), сколько дела и проблемы общественного порядка.

Вымыв и помассировав посетителя, банщик благодарит его, выслушивает ответную благодарность и уходит. Теперь посетитель переходит в чайхану, в которой после бани собираются все посетители: сразу после купания уходить домой не принято. В чайхане каждому посетителю предлагают отдельный столик и приносят свежезаваренный чай. Спокойно попивая чай, мужчина может расслабиться и в одиночестве поразмыслить о своих делах, а может и пригласить кого-нибудь из знакомых разделить с ним компанию.

До тех пор пока не последует приглашение, никто не станет “подсаживаться” за его столик и нарушать его уединение. Это просто не принято по особому этикету, да никто и не поймет такого смельчака, способного на столь дерзкие поступки.
Складывается такое впечатление, что восточные мужчины просто невероятные индивидуалисты. На самом деле это совсем не так, просто там все очень ценят суверенитет отдельно взятой личности и поэтому не “набиваются” бесцеремонно в компанию, а ожидают специального приглашения: если человек хочет пообщаться, он найдет способ, не нарушая приличий, сделать это. Такое правило соблюдают все, даже по отношению к старинным друзьям принято относиться с подобными церемониями.

Для женщин «банный день» можно было сравнить с «выходом в свет». Лучшие свои украшения и наряды азербайджанки надевали… в баню. Дело в том, что баня для местных женщин была своего рода клубом. Здесь можно было спокойно собраться, отдохнуть от домашних дел, вдоволь наговориться и посплетничать. Кроме непременного медного кувшина и банного сундучка хамам сандыгы с маленьким замком (сундучки эти и кувшины, на заказ изготовленные медником, полагалось давать каждой девушке в приданое), в баню брали специально к этому случаю приготовленные сладости, вино, фрукты…

Здесь же, в бане, мастерица-«узалан» за весьма умеренную плату с помощью крученой нитки могла избавить девушку от излишней растительности на лице (этот примитивный способ депиляции, называемый здесь уз алдырмаг, на территории Азербайджана впервые начали применять чуть ли не тысячу лет назад).

Говоря о косметике, гигиене и уходе за собой, нельзя не сказать о гиляби; особом сорте пластовой глины, богатой щелоком и употребляемой в качестве мыла. Гиляби бывает голубой, желтой и белой. Белая глина использовалась для мытья головы, а другие; для стирки одежды.
Пожалуй, баня была единственным местом, где азербайджанку можно было увидеть с непокрытой головой. Появляться на людях без головного убора, показать посторонним такую интимную вещь, как волосы, считалось верхом неприличия.

Самой крупной и древней дошедшей до нас баней в Старом городе является хамам Хаджи Баани. До 1960 года о ней никто не знал, так как она была засыпана землей. На поверхности находились многочисленные лачужки и дома, жители которых в течение сотен лет не догадывались о том, что под их ногами зарыт древний памятник.

В старом городе есть еще несколько средневековых бань – Касумбековская, Агазейнала и Агамикаила. Последняя является единственной из действующих средневековых бань старого города.

Что касается Касумбековской бани, то с ней связана любопытная легенда. Баня была построена в XVIII-XIX веках. Многочисленные купола этого сооружения еще до недавнего времени находились под жилыми домами. После того как их отрыли и реставрировали, у жителей города появилась легенда. Согласно народному преданию, Касумбек повелел строителям возвести купола бани по числу своих многочисленных жен. Спустя века богатство и мужское достоинство Касумбека, способного прокормить столько жен, вызывает восхищение у жителей старого города.

В конце 19 века в облике и названиях улиц, домов, в одежде бакинцев причудливо переплетались черты Европы и Азии…
Именно этим, желанием идти «в ногу» с Европой, и вызваны столь оригинальные названия бань: «Эрмитаж». «Фантазия», «Сархан», «Тоюг йеян».

Часто бани назывались по имени владельцев: мироновская, ахундовская, кадыровская, молоканская и пр.

Вторая половина 50-х годов XX века… С субботнего полудня и до позднего воскресного вечера в Баку были необъявленными банными днями. В многочисленные бани города шли и млад, и стар. Шли семьями в “номера”, шли вместе с друзьями или подругами. Поход в баню был составной частью семейной жизни.

В банях исправно работали парикмахерские и чайхана, а границу между общим мужским и общим женским отделениями охраняли даже построже государственной. Каждая баня была оборудована холлом для ожидающих своей очереди в “номера”. Здесь можно было посидеть за столом или на мягких диванах. В ожидании своей очереди велись размеренные беседы о житие-бытие, изредка прерываемые упреками в адрес не к месту расшалившихся детей.

В баню шли и матери с дочерьми на выданье. На смотрины или на выбор невест матери молодых людей тоже приходили в баню. С банщицами любили посудачить многие женщины. Общественная жизнь в банях била ключом, выходные почти все население миллионного города успевало искупаться. А в понедельник весь город приступал к новой неделе в чистом и опрятном виде.

Одна из старейших бань, что выше мечети Тезе Пир, действует до сих пор. В свое время она славилась своим банщиком. Его звали Малик, он носил красную повязку вокруг бедер, и когда стоял в проеме дверей, ведущих в мужское отделение, то казался банным главнокомандующим.

Источник: Ф.Ахундов ; М. Сулейманов «Дни минувшие»; Ш.Фатуллаев «Градостроительство Баку»; Здесь, воспоминания разл. бакинцев

Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/banya-dlya-zhenschin-baku/

Оцените статью
Про баню