Баня государственный русский музеи

Баня государственный русский музеи

Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.

Коллекция Государственного Русского музея

Пост. в 1937 г. от Г. В. Гринштейна

Серебрякова как художница с юных лет формировалась в среде „Мира искусства“. Ее лучшие работы, запечатлевшие облик курских крестьянок, принадлежат неоклассицизму 1910-х годов. Сцену купания в сельской бане художница трактует как исполненный глубокого сокровенного смысла торжественный обряд. Полны величавой грации чуть замедленные движения женщин, полны красоты и достоинства их лица. Художница не случайно обратилась к мотиву обнаженного тела. Этот мотив был одним из ведущих в искусстве античности и Ренессанса. Он открывал путь к воспеванию красоты человека. В основе работы над картиной лежало изучение натуры. Художнице позировали знакомые ей крестьянки из села Нескучное Курской губернии, где она проводила почти каждое лето. От классики шли поиски пропорций, строгая пластика форм, спокойная гармоничная композиция. Это дало возможность выявить в облике натурщиц, далеких от совершенства, черты идеального и сохранить при этом ощущение жизненной непосредственности изображенной сцены. Отмеченный глубокой духовной наполненностью, монументальностью строя, сдержанной колористической гаммой золотисто-коричневых тонов холст воспринимается как фрагмент некоего цикла картин на темы бытия человечества.

Источник статьи: http://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zh_1907/index.php

Баня государственный русский музеи

Вы используете устаревший браузер.
Пожалуйста, обновите его.

Коллекция Государственного Русского музея

  1. Главная
  2. Онлайн ресурсы
  3. Коллекция
  4. Живопись
  5. Вид Серебренических бань в Москве

Вид Серебренических бань в Москве

Пост. в 1931 из Александровского дворца-музея, Детское (Царское) Село, ранее – Аничковский дворец, Петербург

  • Период Конец XVII – XVIII век
  • Категория Бытовой жанр, Пейзаж
  • Ключевые слова Эпоха Екатерины II | Москва, Подмосковье
  • Виртуальные выставки и 3D-туры
    • МОСКВА времен Екатерины II и Павла I в картинах Жерара ДЕЛАБАРТА

    Поделиться

    Изображенная местность называлась «Серебряники» по слободе монетчиков, расположенной на берегу реки Яузы. Серебрянические бани, одни из большого числа московских бань, существовали издавна, на «Годуновом чертеже» начала 1600-х годов были названы «публичными». Привычка русского народа регулярно посещать бани, простота нравов, сопутствующая приему водных процедур, неизменно привлекали внимание иностранцев, посещающих Россию. Французский живописец Жан-Батист Лепренс (1731–1781), побывавший в России в 1760-х годах, также создал композицию, изображающую Русскую баню.

    Источник статьи: http://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/17_19/zherar_delabart._vid_serebrenicheskih_ban_v_moskve._1796._zh-4685/index.php

    Баня картина русский музей

    LiveInternetLiveInternet

    Рубрики

    Подписка по e-mail

    Поиск по дневнику

    Интересы

    Постоянные читатели

    Сообщества

    Статистика

    Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»

    Но прежде юношу ведут
    К великолепной русской бане.
    Уж волны дымные текут
    В ее серебряные чаны,
    И брызжут хладные фонтаны;
    Разостлан роскошью ковер;
    На нем усталый хан ложится;
    Прозрачный пар над ним клубится;
    Потупя неги полный взор,
    Прелестные, полунагие,
    В заботе нежной и немой,
    Вкруг хана девы молодые
    Теснятся резвою толпой.
    Над рыцарем иная машет
    Ветвями молодых берез,
    И жар от них душистый пышет,
    Другая соком вешних роз
    Усталы члены прохлаждает
    И в ароматах потопляет
    Темнокудрявые власы.

    Василий Шевчук Русские бани по-черному.

    Жерар де Лабарт Серебренические бани. Конец XVIII в.

    Василий Фомюк Ожидание.

    Григорий Чайников В бане.

    Герасим Эфрос В бане.

    Владимир Кудря
    2008 г.

    Юрий Володин В деревенской бане.

    Борис Шолохов Баня 1950-е г.

    Валерий Пустошкин В баньке.

    Анна Силивончик Банька. 2007 г.

    Николай Фомин Баня.

    Спасибо, спасибо
    Тому, кто строил баню,
    Кто печку топит в бане
    И греет воду в чане,
    Еще тому спасибо,
    Кто поддает нам жару,
    Кто поддает нам жару
    И не жалеет пару.
    Спасибо, спасибо,
    Заботливой хозяйке,
    Спасибо, спасибо,
    Тому, кто сделал шайки,
    И гладко выстругал полок,
    И вправил в печку котелок,
    И кто дровишек нам припас,
    И вяжет веники для нас.
    А враги и лиходеи
    Пусть уходят поскорее
    За болота, за трясины,
    За скрипучие осины,
    В те края, где нет соседей,
    Кроме леших да медведей.
    Трижды три девять годов
    У злодеев, у врагов
    Пусть не будет жаркой бани
    И воды не будет в чане,
    Пусть у вора, у мошенника
    Не найдется в бане веника.

    Павел Еременко В бане.

    Б.В.Лесов Банный день.

    Борис Иванов Без названия.

    Борис Иванов Без названия.

    Владимир Кувин После бани 2002 г.

    Рубрики: Тематические подборки живописи

    Процитировано 13 раз
    Понравилось: 3 пользователям

    LiveInternetLiveInternet

    Метки

    Музыка

    Подписка по e-mail

    Поиск по дневнику

    Статистика

    Русский музей, Санкт-Петербург

    Виртуальные прогулки по Русскому музею. Санкт-Петербург. Часть 10. Заключительная.

    1 Михайловский дворец
    2 Корпус Бенуа
    3 Флигель Росси
    4 Михайловский сад
    5 Михайловский замок
    6 Летний сад
    7 Летний дворец Петра I
    8 Домик Петра I
    9 Мраморный дворец
    10 Строгановский дворец

    Уход от действительности в мир грез и мечтаний был характерен для светлых по тональности, лирических картин Виктора Борисова-Мусатова (1870–1905), одного из лидеров объединения с поэтическим названием «Голубая роза». Работы художника обычно лишены ярко выраженного сюжетного развития. Искусство мастера элегично, проникнуто грустными раздумьями и тишиной.

    Виктор Борисов-Мусатов. Автопортрет с сестрой (1898)

    В «Автопортрете с сестрой» (1898), где любимая сестренка представлена как обитательница старинной усадьбы, лишенная устойчивости композиция остановлена во времени, как фрагмент кинопленки. Кажется, еще минута — и фигуры проскользнут мимо и исчезнут навсегда где-то там, в заоблачном пространстве.

    Виктор Борисов-Мусатов. Две сидящие дамы.

    Виктор Борисов-Мусатов. Весна 1901

    Виктор Борисов-Мусатов. За вышиванием 1901

    Виктор Борисов-Мусатов. Прогулка на закате

    Виктор Борисов-Мусатов. Портрет Надежды Юрьевны Станюкович

    Виктор Борисов-Мусатов. Три дамы на террасе

    Виктор Борисов-Мусатов. Дерево

    К весьма своеобразным явлениям русского искусства начала ХХ века относится, например, так называемый неоклассицизм, или неоромантизм как его иногда называют. В пору разгара увлечения модными новаторскими поисками формы художники Александр Яковлев (1887–1938), Василий Шухаев (1887–1973), Зинаида Серебрякова (1884–1967) обращаются как к источникам вдохновения к произведениям средневековых и ренессансных мастеров. В произведениях этих мастеров современные сюжеты трактуются с использованием легкой стилизации под живописный и пластический язык их великих предшественников.

    Александр Яковлев (1887–1938) Пьеро и Арлекин

    В начале 1910-х годов Шухаев и Яковлев выступали в «Доме интермедий» в Петербурге в пантомиме А. Шницлера «Шарф Коломбины». Яковлев — в роли Арлекина, Шухаев — в роли Пьеро. Их двойной автопортрет («Арлекин и Пьеро», 1914) — своеобразное воспоминание об увлечении театром. В картине Шухаев и Яковлев возрождают форму классического портрета, из старого искусства заимствованы также академически четкий рисунок, светотеневая моделировка форм, локальность цвета, бесфактурная кладка мазка.

    Василий Шухаев (1887–1973) Портрет Е.Н. Шухаевой 1917

    А. Е. Яковлев. Портрет Р. Монтенегро 1915

    Лучшие работы Серебряковой, запечатлевшие облик курских крестьянок, принадлежат неоклассицизму 1910-х годов. Сцену купания в сельской бане (1913) художница трактует как исполненный глубокого сокровенного смысла торжественный обряд.

    Зинаида Серебрякова Баня. 1913 г.

    Увлечение Востоком сыграло огромную роль в творчестве многих художников начала ХХ века.

    Колористической гамме его произведений близки работы Павла Кузнецова (1878–1968) — натюрморты, портреты в пейзаже, романтические сцены из жизни народов Востока.

    С начала 1910-х под впечатлением поездок в Заволжские степи и Бухару Кузнецов писал картины-грезы о первозданном и гармоничном мире Востока («Вечер в степи», 1912). Бытовые мотивы, пронизывающие «киргизскую сюиту», всегда остаются лишь мотивами. Художник не превышает той меры конкретности, за которой мотив перерастает в сюжет. И люди, и животные, и вещи предстают на полотнах равноправными элементами, оперируя которыми живописец творит свой неповторимый мир.

    Павел Кузнецов (1878–1968) «Вечер в степи», 1912

    В зале демонстрируются работы и других участников объединения «Голубая роза» – Николая Милиоти («Рождение Венеры», 1912), Николая Сапунова («Цветы и фарфор», 1912), Мартироса Сарьяна («Гиены», 1909).

    Николай Милиоти.«Рождение Венеры», 1912

    Николай Сапунов. «Цветы и фарфор» 1912

    Мартирос Сарьян.«Гиены», 1909

    Наумов Павел Семенович

    Василий Денисов. Морское дно

    Кузьма Петров-Водкин (1878–1939), начинавший с увлечения французским символизмом, в 1910-е годы углубился в русскую тематику и поиски национальных выразительных средств. Строгие, даже аскетические натюрморты, портреты, бытовые композиции, похожие на иконы, сюжетные изображения военных или житейских ситуаций связаны с историей страны, событиями, происходящими в ней.

    Кузьма Петров-Водкин. На линии огня

    Созданная в годы первой мировой войны, картина «Богоматерь Умиление злых сердец» (авторское название; в православной иконографии — «Умягчение злых сердец») приобретает особую значимость как душевный отклик художника на трагические события.

    Кузьма Петров-Водкин. Богоматерь Умиление злых сердец

    Небольшое по размерам полотно воспринимается как крупное, монументальное произведение. В 1913–1915 годах Петров-Водкин работал над росписями в соборах Кронштадта и Сум. Очевидно, именно с этим связано появление этого необычного станкового произведения. Трепетный и возвышенный образ Богородицы, созданный мастером, по глубине воздействия — один из самых сильных в творчестве Петрова-Водкина.

    Кузьма Петров-Водкин. Берег 1908

    Кузьма Петров-Водкин. Весна 1935

    Кузьма Петров-Водкин. Мальчики (Играющие мальчики) 1911 г

    Кузьма Петров-Водкин. Полдень 1917

    Кузьма Петров-Водкин. Сон 1910

    Кузьма Петров-Водкин. Юность (поцелуй) 1913

    Кузьма Петров-Водкин. Утренний натюрморт

    Кузьма Петров-Водкин. Землетрясение в Крыму 1927

    Искусство Бориса Григорьева (1886-1939) сложилось в переплетении многих увлечений — от мирискуснического ретроспективизма и неоклассицизма до экспрессионизма и кубизма. Портрет Мейерхольда (1916) — одно из характерных произведений художника. Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874–1940) изображен во фраке, цилиндре, белых перчатках.

    Борис Григорьев. Портрет В.Э.Мейерхольда. 1916

    Его поза странно изломана. На левой руке маска. В маске часто выступал сам Мейерхольд и актеры его театра. За фигурой режиссера — двойник, юноша в восточном костюме. Выражение лица юноши такое же сосредоточенное, напряженное, как у Мейерхольда. Экспрессия заложена не только в движениях актеров. Она создается контрастами черного, белого, розового, динамичностью ритмов и композиции.

    Портрет был отмечен в печати как значительное произведение эпохи, в котором символически «отразились гримасы современного духа…»

    Борис Григорьев. Девочка с бидоном 1917

    Борис Григорьев. Портрет Анны Грилихес 1917

    Борис Григорьев. Дом под деревьями 1918

    Натан Альтман (1889–1970), прошедший длинный жизненный и творческий путь, начинал с увлечения французским кубизмом. Однако уже ранние его работы несут заряд абсолютной творческой самостоятельности. «Портрет Анны Ахматовой» (1914) относится к ряду лучших произведений русского авангарда.

    Натан Альтман (1889–1970) Портрет Анны Ахматовой 1914

    Начало ХХ века связано в России в том числе и с яркими впечатлениями от современного западного искусства. Путешествия по Европе, знакомство в Москве и Петербурге с коллекциями Морозова и Щукина, собиравшими уже тогда полотна Сезанна, Матисса и других новаторов ХХ века, несомненно, оказали влияние на путь и характер развития русской изобразительной культуры. В России появились последователи Сезанна. Правда, объединившись в группу с эпатажным названием «Бубновый валет», они весьма своеобразно, на русский манер, трансформировали «сезаннизм». В натюрмортах, портретах и пейзажах Ильи Машкова (1881–1944), Петра Кончаловского (1876–1956), Александра Куприна (1880–1960), Аристарха Лентулова (1882–1943) одновременно с приемами, близкими Сезанну, используется живописная пластическая и сюжетная брутальность русского фольклорного искусства — вывесок над магазинами, игрушки, лубка.

    Илья Машков. Мальчик в вышитой сорочке 1909

    Петр Кончаловский. Семейный портрет 1911

    Петр Кончаловский. Сундук и глиняная посуда

    В конце XIX века прялки, подносы, деревянные и глиняные игрушки, расшитые полотенца и одежда составляли быт любой крестьянской семьи, не замечавшийся и не ценившийся современниками. Художники «Бубнового валета» подняли предметы народного творчества до высот большого искусства. Обращение к своим, отечественным корням — явление, глубоко и разнообразно проявившееся в начале ХХ столетия.

    Куприн Александр Васильевич. Натюрморт со скульптурой

    Осмеркин А.А. Натюрморт с белой пиалой

    Русский музей обладает прекрасной коллекцией отечественного авангарда. Здесь представлены практически все течения и направления, почти все имена участников разветвленного процесса утверждения в искусстве новых эстетических идей и средств художественной выразительности. Михаил Ларионов (1881–1964) и Наталия Гончарова (1881–1962), пожалуй, были первыми, кто ушел от повествовательности старого искусства и сделал акцент на упрощении формы (Н.Гончарова. «Бабы», 1908; М.Ларионов. «Лагерь», 1910). Внимание к народному творчеству разных стран, включая Россию, Украину и другие, обогатило палитру и пластику художников, оставивших яркий след в русском искусстве.

    Н.Гончарова. Бабы 1908

    М.Ларионов. Лагерь 1910

    Одна из самых одаренных, но рано умерших представительниц авангарда, Ольга Розанова (1886–1918), как и большинство ее современников, прошла через увлечение неопримитивизмом. «Красный дом» (1908) и «В кафе» (1912-1913) относятся именно к этому периоду, когда Розанова вдохновлялась русской провинцией, иконами, лубками, игрушками, резьбой по дереву.

    Ольга Розанова. Красный дом. 1910

    Ольга Розанова. В кафе 1912-1913

    В этом же зале демонстрируются работы соратников Ларионова – Александра Шевченко («Музыканты», 1913) и Михаила Ле Дантю («Сазандар»), а также грузинского художника Нико Пиросманашвили («Князь с рогом вина», 1908), творчество которого заметила и пропагандировала эта группа.

    Александр Шевченк. Музыканты 1913

    Михаила Ле Дантю. Сазандар

    Нико Пиросманашвили. Князь с рогом вина 1908

    Александр Шевченко. Женщина в зеркале 1913

    Александр Шевченко. Женщина в красном

    Через импрессионизм, кубизм, кубофутуризм подошел к собственному открытию супрематизма Казимир Малевич (1878–1935). Его наследие (более 100 картин и около 20 рисунков) в Русском музее представлено лучше, чем в какой-либо другой стране мира.

    Картины импрессионистического и символистского периодов, кубофутуристические «Портрет Клюна» и «Авиатор» (1914), супрематические композиции 1915–1916 годов, целые серии крестьян и крестьянок 1928–1932 годов, в которых соединились фигуративность и супрематизм, и работы последних лет составляют богатство Русского музея.

    Казимир Малевич. Портрет И.В.Клюна

    Казимир Малевич. Авиатор

    Казимир Малевич. Жница

    Столь же полной и уникальной является коллекция произведений Павла Филонова (1883–1941). Почти двести картин и более двухсот рисунков и акварелей этого художника были подарены Русскому музею его сестрой Евдокией Глебовой. От ранних композиций («Масленица». 1913/4?; «Германская война». 1915), где уже видна яркая индивидуальность Филонова, хотя заметны и его связи с фольклором, до произведений зрелых и последних лет художник сохранял и развивал свой метод, названный им аналитическим.

    Павел Филонов. Масленица

    Павел Филонов. Германская война. 1915

    Филонов выстраивал изображения по подобию процесса роста растений в природе. Его композиции, как правило, похожи на мозаики или картинки в калейдоскопе. Но за самой формой — оригинальной и эстетически привлекательной — лежат глубокие, философские размышления Филонова о человеке и окружающем его мире.

    Павел Филонов. Мировой расцвет

    Павел Филонов. Рыболовная шхуна

    Павел Филонов. Ударники

    Искусство 1920-1930-х годов

    В экспозиции собраны произведения первых двух десятилетий советской власти – портреты современников кисти А.Н.Самохвалова, А.А.Дейнеки, Ф.С.Богородского, характерные полотна на крестьянскую тему представителей ленинградского объединения «Круг художников» В.В.Пакулина и А.Ф.Пахомова.

    А. Н. Самохвалов. Девушка в футболке

    Пакулин Вячеслав Владимирович. Женщина с ведрами 1928г.

    Пакулин Вячеслав Владимирович. Жница

    Обращение к новым явлениям в жизни общества можно проследить на примере произведений В.В.Купцова, С.А.Лучишкина, С.Я.Адливанкина, А.Д.Древина, А.Е.Карева. Экспозиция, в которой наряду с историко-революционными полотнами представлены бытовые картины, пейзажи, портреты и натюрморты, свидетельствует о разнообразии творческих исканий мастеров того времени, представленных множеством художественных объединений и группировок – от Ассоциации художников революционной России (И.И.Бродский) и Общества станковистов (Д.П.Штеренберг) до «4-х искусств» (К.С.Петров-Водкин, П.В.Кузнецов) и «Мастеров аналитического искусства» (В.В.Купцов).

    Герасимов Сергей Васильевич. Хлеб наш насущный 1921

    Древин А.Д. Спуск на парашюте (Голубой вариант). 1932

    Кузнецов Павел Варфоломеевич. Крестьянки

    Штеренберг Давид Петрович. Тётя Саша. 1922-1923

    Искусство 1920-1930-х годов

    В экспозиции собраны произведения первых двух десятилетий советской власти – портреты современников кисти А.Н.Самохвалова, А.А.Дейнеки, Ф.С.Богородского, характерные полотна на крестьянскую тему представителей ленинградского объединения «Круг художников» В.В.Пакулина и А.Ф.Пахомова. Обращение к новым явлениям в жизни общества можно проследить на примере произведений В.В.Купцова, С.А.Лучишкина, С.Я.Адливанкина, А.Д.Древина, А.Е.Карева. Экспозиция, в которой наряду с историко-революционными полотнами представлены бытовые картины, пейзажи, портреты и натюрморты, свидетельствует о разнообразии творческих исканий мастеров того времени, представленных множеством художественных объединений и группировок – от Ассоциации художников революционной России (И.И.Бродский) и Общества станковистов (Д.П.Штеренберг) до «4-х искусств» (К.С.Петров-Водкин, П.В.Кузнецов) и «Мастеров аналитического искусства» (В.В.Купцов).

    Самуил Адливанкин (1897–1966) Состязание юных авиамоделистов

    Александр Дайнека. Девушка с книгой 1934

    И.Бродский. Первомайская демонстрация на проспекте 25 октября. 1934

    Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/banya-kartina-russkiy-muzey/

    Читайте также:  Бани как сделать сливки
Оцените статью
Про баню