Баня и ее человека театр

В. В. Маяковский, «Баня»: краткое содержание по главам

В пьесе «Баня» переплелись отголоски будущего и реалии настоящего, это рассказ о бюрократических проволочках, которые не оставляют ни одну страну в мире без внимания. Борьба за место под солнцем будущего творит с людьми ужасные вещи. Зависимость от своих желаний в итоге не позволяет начальнику по согласованиям и его сподвижникам пройти через временной портал.

Сатирическое высмеивание Маяковским всей бюрократической прослойки было одной из основных идей этого литературного создания. Фантастическое развитие событий и убежденность в светлом коммунистическом будущем сделали из пьесы хороший пропагандистский ролик.

Создание пьесы

Пьеса «Баня» была написана Маяковским для Мейерхольда и его театра, первая вычитка была в сентябре 1929 г., но дописал работу он только через месяц. Публикация состоялась еще до театральной постановки. Через анализ краткого содержания «Бани» Маяковского можно понять, что многие были согласны с идеей автора, но находились такие критиканы, которые твердили о том, что тема буржуазии давно исчерпана и не актуальна.

История с товарищем Ермиловым до сих пор известна в кругах почитателей Маяковского. Ермилов — это идеолог РАППа (Российской ассоциации политических писателей). Изначально он очень хорошо раскритиковал «Баню», всячески пытаясь помешать ее дальнейшей экранизации, но в середине ХХ века все-таки признал, что не до конца понял положительное влияние пьесы.

Первые постановки

Изначально все постановки потерпели оглушительный провал, мнения разделились на два совершенно противоположных лагеря: одним было смешно до коликов в животе, другие же буквально засыпали от скукоты. Но именно мейерхольдовская постановка сделала свое коронное дело — добавила нужной остроты, да так, что спектакль сняли с показов совсем. Именно в его театре «Баня» совершила подвиг и стала самой выдающейся пьесой за всю историю сатирического театра в Союзе.

На целых двадцать лет пьеса ушла в небытие, и только в 1950 годах постановку возобновили. Сначала с помощью радиоспектакля, которые были очень популярными в те времена. В театральную нишу пьеса вернулась в 1953 году и больше не попадала под запреты советских идеологов и буржуазных деятелей искусства.

Действующие лица

Если смотреть краткое содержание «Бани», Маяковский делит главных героев на две части — хорошие и плохие.

Товарищу Победоносикову, как главному начальнику по управлению согласованиями (главначпупс), отдана основная роль расхитителя государственных умов.

Поля — жена начальника, борется за свои женские права в их семейном гнездышке.

Оптимистенко — секретарь, который вместе с репортером Моментальниковым, портретистом Бельведонским, Иван Ивановичем, иностранцем Понт Кичем и Мезальянсовой входит в состав «группировки» буржуазии местного производства, но это все только по их мнению.

Чудаков — изобретатель машины времени, а Велосипедкин — его помощник и друг.

Фоскин, Двойкин и Тройкин — рабочие, которые помогают Чудакову с его машиной.

Уиндертон — бывшая обманутая машинистка, уволенная по личной прихоти Победоносикова.

И два нейтральных персонажа — это режиссер и Фосфорическая женщина.

Сюжет

Краткое содержание «Бани» Маяковского по главам уносит нас в далекие 30-е года социалистического прошлого, где процветающий бюрократ-начальник не дает пробиваться дальше со своим величайшим изобретением простым рабочим-инженерам. Последний взмах паяльной лампы — и машина времени в руках Чудакова готова! Даже фамилия говорит сама за себя.

Каждое действие «Бани» Маяковского по краткому содержанию имеет свое определенное пространство: то мы находимся в подвале вместе с друзьями товарищами, создателями машины, то в следующем действии переносимся в кабинет Победоносикова, и жизнь пьесы проходит у стола Мезальянсовой, а шестое действие начинается в квартире глупого бюрократа.

Читайте также:  Как лечиться солью в бане

Третье действие по-своему уникально, ведь режиссер начинает высмеивать на сцене работу Победоносикова, героям дается право оценить свою роль в «Бане». Но сатирическое зеркало, к которому их подвел режиссер, так и не помогает им понять свои гнилые стороны.

При написании краткого содержания пьесы Маяковского «Баня» действие можно разделить на две части. Вторая начинается с главы, описывающей «совместную жизнь» странной компании рабочих и начальства — жадных расхитителей местного бюджета. Именно вторая часть пьесы раскрывает характеры главных героев, а кульминация наступает в самых последних строках, где зрителю дается надежда на то, что напыщенные отрицательные персонажи все-таки осознали свое поведение.

Даже краткое содержание пьесы «Баня» Маяковского дает шанс оправдаться всем тем, кого скинула машина времени. Победоносиков обращается к залу с вопросом о ненужности его и остальных людей для коммунистического будущего, да и для советского настоящего тоже.

Краткое содержание пьесы «Баня» Маяковского

Повествование рассказывает о создании машины времени и способах ее запуска. Действия начинаются в подвальном помещении, время революции прошло, в стране правит социализм.

Как-то Чудаков спроектировал и собрал удивительную машину, дело было в 30-м году ХХ века. Со своим товарищем Велосипедкиным он размышляет о том, что эта машина обязательно сделает человека еще более счастливым. Ведь только подумайте, минуты счастья можно продлить всего одним поворотом рукоятки!

Но Велосипедкин настаивает не на повторении радостных моментов, а на более практичных делах. Например, можно будет повысить производительность инкубаторов с курами или сократить время на неинтересных выступлениях. Машина была сделана так, что умела не только удлинять счастливые дни, но и добиваться сокращения негативных моментов, например, оплакивание человека, которое иногда длится годами.

На мгновение между друзьями пробегает волна неприязни, но тут появляется странный иностранец Понт Кич. Он хочет приобрести эту машину и предлагает крупные суммы денег, но Велосипедкин его выставляет, украдкой вытащив из его кармана записную книжку, в которой иностранец делал какие-то заметки. На самом деле денег не было, но товарищи верили, что смогут их раздобыть для дальнейших опытов.

После тестового запуска машины она неожиданно выплевывает письмо из будущего, написанное через 50 лет. Оно сообщает о том, что на следующий день должен прибыть гость из далекого будущего. Тогда Чудаков и его друг спешат за получением финансирования для следующего опыта, чтобы не пропустить приход незнакомца. Но Победоносиков слишком упрям и жаден, как и его машинистка-секретарь: не дослушав их, она выдает им уже пропечатанный отказной лист.

Чудаков и остальные рабочие решаются пойти на кардинальные меры: поднять машину к квартире Победоносикова, пока Бельведонский пишет его портрет в образе суперважной персоны социалистического развития.

Вторая половина пьесы с третьего по шестое действия

Третье действие начинается с так называемого приема «театр в театре», когда режиссер пьесы выходит на сцену и начинает со зрителями разыгрывать несуществующую сцену, которая на самом деле входит в основной сценарий пьесы. Это золотая середина.

Далее опять появляется начальник по согласованиям. Он собрался в свой запланированный отпуск с Мезальянсовой, несмотря на то, что состоит в официальном браке с Полей. Но жену свою он ни во что не ставит и считает ее чуть ли не отбросом общества. Поля глупая, а он — элита советского государства. Она узнает, что билета на отдых два, просится с ним, но получает отказ. Поля, конечно, в курсе всех его похождений и очень хочет свободы, но и тут Победоносиков не сокрушим.

Стоя на лестничной площадке и обжигая руки о горячую машину времени, ученые осознают, что вот-вот свершится то, для чего машина была создана. Неожиданно в пятом действии машина озаряется фейерверком, из нее выходит Фосфорическая женщина. Она называет себя делегаткой, которая прибыла из 2030 года.

Читайте также:  Как изготовить слив для бани

Женщина рассказывает героям, что через сто лет из социализма в Союзе вырос хороший крепкий коммунизм. Даже учреждение, приславшее ее, имеет название подтверждающее ее слова — Институт истории рождения коммунизма. У нее специальная миссия по набору лучших из лучших для продолжения деятельности в коммунистическом веке. Приняты будут все, кто обладает хотя бы одной чертой, сближающей человека с коллективномым обществом: он должен быть счастлив от выполнения своей работы, обладать самопожертвованием и постоянным стремлением изобретать что-то новое. А время, пока они будут добираться до 2030 года, оторвет весь балласт ненужных и неправильных.

В кратком содержании «Бани» Маяковского сказано, что Фосфорическая женщина успевает побеседовать со всеми участниками действа для того, чтобы полностью понять их характеры. Например, Поля, жалуется на своего мужа, что он любит находиться в компании более умных женщин, ранее сокращенная за крашение губ секретарша Ундертон делится своей бедой рыжего цвета и объясняет, что только губы и могут привлекать хоть какое-то внимание к ее персоне.

Каждый из персонажей хочет отправиться в путешествие и покорить просторы будущего коммунизма.

В шестой главе у Победоносикова и Фосфорической женщины возникает спор: начальник не желает находиться в очереди на переброску и выказывает неуважение и пренебрежение к Чудакову, который выпивает, Велосипедкину, который курит табак, а жену свою и вовсе обзывает мещанкой. Женщина в долгу не остается и доказывает свою убежденность в правильном выборе, оппонируя ему тем, что они все хорошие работники и любят свою деятельность. Например, Чудаков озадачен идеей выполнить пятилетний план за четыре года.

Несмотря на собранный багаж, все представители буржуазии после запуска машины были скинуты за пределы ее действия. Тут и сыграли правила попадания в будущее, о котором упоминала Фосфорическая женщина.

Интересные факты пьесы

В кратком содержании «Бани» Маяковского есть некоторые факты написания пьесы. Например, многие персонажи создавались из образов реальных людей. Прототипом портретиста Бельведонского стал Аполлон Бельведерский. Должность «главначпупс» начальника по согласованиям была взята из книги Чуковского.

Странный язык иностранца был придуман вместе с Ритой Райт, которая помогала автору в подборе русских слов, по звучанию похожих на английские. Так, например, из слова «understand» — «понимать» получилось «индостан», а «Do you want» — «хотите ли вы» вышло «Дуй Иван».

Источник статьи: http://www.syl.ru/article/366132/v-v-mayakovskiy-banya-kratkoe-soderjanie-po-glavam

«Баня» в Александринке: читая Маяковского 90 лет спустя (рецензия)

Спектакль по одному из последних произведений великого поэта оказался на удивление смешным и злободневным

На Новой сцене Александринского театра показали премьеру «Бани», сатирической пьесы Владимира Маяковского, написанной им в 1930-м, незадолго до гибели. В последние годы «Баню» практически не ставили, видимо посчитав ее неактуальной, да и творчество самого певца революции как-то тихо стали забывать. Премьера в Александринке показала, что Маяковского еще рано «сбрасывать с парохода современности». Мало того — он явно находится у штурвала этого парохода, везущего в «светлое будущее» все те пороки, от которых, по мнению поэта, в XXI веке давно должны были избавиться.

Авангард в квадрате

Как уже сообщал «Интересант», поставил спектакль новый главный режиссер Александринского театра Николай Рощин, который стал в своей первой работе в новом статусе еще и сценографом, и автором сценической редакции текста. То есть ему был дан карт-бланш, которым он и воспользовался. Благодаря чему мы наконец увидели все технические возможности Новой сцены, до этого в полном объеме демонстрировавшиеся, пожалуй, только на ее открытии. В «Бане» все чудеса современной театральной машинерии налицо. К тому же сам Маяковский обещал пьесу «с цирком и фейерверком», так что Новая сцена подходит для этой постановки как никакая другая.

Хотя решение поставить именно «Баню» и именно в авангардном ключе было рискованным. В пьесе слишком много устаревшего и в то же время слишком много авангардного. Устаревшее пришлось удалять, а авангардное ставить так, чтобы «авангард в квадрате», как назвал его Рощин, не заслонил содержание. Риск оказался оправданным. Спектакль получился и современным, и злободневным. Ведь бюрократия, чиновничье пустословие и чванство, которые высмеивал Маяковский, сегодня цветут таким буйным цветом, что ему и в страшных снах не могло присниться.

Читайте также:  Из чего собрать трубу металлическую для бани

Бюрократический фейерверк

Поэтому все происходящее на сцене получает живой отклик в зале. Тем более что публика и актеры не сильно разделены. Общий вход в зал, зрительные ряды стоят прямо на сцене, сбоку маленький оркестрик, по периметру — разделенные стеклянными перегородками, как в современных офисах, рабочие места, за которыми сидят служащие.

Спектакль вроде бы уже начался, а вроде и нет. Когда к зрителям выходит Дмитрий Лысенков, играющий режиссера, и сообщает, что спектакль отменен, так как ждут комиссию, многие принимают его слова всерьез. И вот гудки автомобилей за окнами — тут «заиграла» задняя стена, представляющая собой стеклянные двери, ведущие на настоящую улицу, — комиссия прибыла.

Двери распахиваются, процессия из людей в черных пальто с каракулевыми воротниками и в шапках-пирожках, напоминающая заход членов Политбюро на стену Мавзолея во время советских праздников, входит и занимает свободные места в первом ряду. Именно этой комиссии режиссер должен представить свой спектакль — об изобретателе машины времени Чудакове (Тихон Жизневский) и его коллегах, сталкивающихся с бюрократическими препонами в лице некоего Управления по согласованию во главе с его начальником Победоносиковым — сокращенно главначпупсом. Исполняет эту роль Виталий Коваленко, и его главначпупс просто собирательный образ «главначпупсов» всех времен — и внешность, и манера поведения, и разговоры, каждый с таким хоть раз в жизни да сталкивался.

Разговоры членов приемной комиссии — это вообще обещанный Маяковским «фейерверк». Общие фразы, плавно перетекающие одна в другую, абсолютно бессмысленные, но создающие иллюзию многозначительности. Вот Иван Иванович (Виктор Смирнов) все рвется кому-то позвонить, рассказывает, что был в Англии, где «одни англичане», и в Швейцарии, где «одни швейцарцы», и готов поддержать любой начальственный призыв. «Лизнуть сапожок» начальнику — вот главная задача всех работников управления и даже рисующего портрет Победоносикова художника Бельведонского (Степан Балакшин). Естественно, члены приемной комиссии видят в спектакле намек на себя и требуют все переделать — «сделайте нам красиво, как в Большом театре». И режиссер быстренько вставляет в постановку «пластические этюды» с танцующим капиталом и скидывающими его рабочими. Шикарная и очень смешная сцена, практически документально повторяющая те живые пирамиды из рабочих и крестьян, которыми так увлекались на заре советского государства.

Комиссия довольна. Спектакль принят.

Назад, в прошлое

Финал его, когда прибывшая на машине будущего из 2030 года фосфорическая женщина (Елена Вожакина) забирает с собой Чудакова со товарищи в коммунистическое завтра, но оставляет бюрократов, которым там нет места, придумал наивный Маяковский.

Реалистичный Рощин его несколько переделал, и в конце концов «отбывшие в коммунизм», измученные и в арестантских робах, падают обратно в объятия Победоносикова с воплями и просьбами забрать их из будущего в настоящее. Бюрократия оказалась гуманнее «коммунизма» XXI века.

Такая вот история, которая, несмотря на то что обросла современными техническими наворотами, не слишком изменилась со времен Маяковского. И поэт, наверное, этому бы очень удивился, но в то же время и порадовался, как талантливо и с какой фантазией ее поставили люди, живущие уже практически в том самом 2030-м. Где, как выяснилось, по-прежнему смеются над тем, над чем смеялись сто лет назад. Только, к сожалению, смеясь, не расстаются со своими недостатками.

Анна ВЕТЛИНСКАЯ,

интернет-журнал «Интересант»

Источник статьи: http://www.interessant.ru/culture/bania-v-alieksandrinkie

Оцените статью
Про баню