Баня или ванна после родов
Как было принято на Руси раньше? Женщина жила в бане после родов, а бани тогда были достойные. Туда приходила семья, там ее поздравляли и кормили, и поили, и парили после родов. Когда невестку любили, то устраивали ей каждый день баню, если не очень она была любимая — только один – два раза.
В этнографическом материале написано, что парили женщину каждый день после родов, чтобы выгонять черную кровь, и чтобы она себя лучше чувствовала. Понятно, что наши предки имели в виду. После такой «перегрузки» нетренированные мышцы травмируются и потом болят. Женщина ходит такая «квелая», особенно на второй день — тут болит, там болит, там она отлежала, тут.
Это от стресса и физической работы во время родов. А «черная кровь» на современном медицинском языке называется «лохии», и они, действительно, лучше выделяются после бани. Многим женщинам ставят такой диагноз после родов — задержка лохий. Так вот, наши предки очень мудро решали эту проблему с помощью бани.
У Оли была дома баня, и я ее после родов с малышом парила два – три раза Роды 586. И она после каждой бани говорила, насколько лучше она себя чувствует: и тело легкое, и расхаживаться проще, и ничего не тяготит.
Это великое дело — парить женщину после родов. Если нет возможности париться, то хотя бы лежать подольше в ванне — два-три часа, — и потом растирать мамочку. Муж любящий растирает ее водкой, делает массаж. И тогда мышцы быстро восстанавливаются и уже так не болят, и женщина гораздо лучше себя чувствует — и бодрость появляется, и силы, и настроение уже другое. Главное, что болезненность в мышцах уходит после бани или ванны и массажа — это надо учитывать.
В идеале, конечно, лучше было бы, если б в каждом родильном доме была баня. Но в системе здравоохранения это не принято — они наоборот считают, что кровотечение должно быть от жары и т. п. А практика этого не показывает — никаких кровотечений. И история это подтверждает — люди пользовались баней после родов, и это не приносило вреда.
Организм — он мудрый, он любит, когда ему помогают, и если за ним хорошо и правильно ухаживать — все защитные силы работают лучше.
Еще хочу особенно отметить, что очень хорошо легонько пропарить грудь в первые дни после родов, когда начинает появляться первое молочко. Первый лактостаз, когда тяжело еще грудь отдает, когда все дольки молочной железы в состоянии воспаления такого, когда капусту приходиться прикладывать на грудь, чтобы убрать напряжение и болезненность в молочной железе. Так вот, если женщину на вторые – третьи сутки после родов, когда приходит первый приток молока, попарить — сразу воспаление уходит, сразу хорошо начинает отделяться молоко.
Как-то рожала женщина двойню, они у меня жили с этой двойней. Говорю:
— Давай попаримся в бане, будет тебе хорошо. У нее только первый приток молока был. Она такая квелая, побаливает все, и я ей: «Пойдем, пойдем», — настояла. Когда мы вернулись, она говорит:
— Так хорошо ты меня пропарила — у меня сразу грудь мягкая стала, болезненность ушла, молоко хорошо отходит, детки хорошо сосут. Как правильно ты сделала, что меня сводила в баню, организм освежился.
Такая у меня мечта — иметь в повивальном доме баню. Чтобы женщин парить, и чтобы они были довольны, и им было хорошо.
Ресурс mirwomne .ru размещает на своих страницах те фильмы и файлы, которые являются общедоступными в сети Интернет.
Информация в фильмах, является максимально значимой для общественного просмотра. Фильмы размещены в варианте просмотра через систему Yandex видео, а также в варианте скачивания файлов для посетителей сайта, не имеющих возможность смотреть фильмы он-лайн из-за низкой скорости передачи.
Если Вы являетесь правообладателем исключительных имущественных прав, включая: исключительное право на воспроизведение; исключительное право на распространение; исключительное право на публичный показ; исключительное право на доведение до всеобщего сведения, и Ваши права тем или иным образом нарушаются с использованием данного ресурса, мы просим Вас обратиться на : infomirwomne@yandex.ru
Все материалы использованные на сайте предоставлены с целью ознакомления. Администрация сайта не извлекает никакой выгоды из размещения данных материалов. Если Вы считаете, что Ваши авторские права нарушены администрация уберёт соответствующие материалы по вашему требованию. Однако, мы предпочли бы рассмотреть другие варианты сотрудничества, как размещение ссылок на ваши ресурсы, особенно на ресурсы позволяющие приобрести, ваши материалы на легальных носителях.
Новости
15.11.2020Как здорово быть млекопитающим!
Когда я была маленькой девочкой, мне всегда нравились коровы. В моей семье любили молоко, и мой отец был радиожурналистом, редактировал газету для фермеров, которые разводят молочный скот. Так что я с детства знала, что молоко можно пить и сам
03.11.2020О благодарности родителям
Годы и опыт заставляют меня, с одной стороны, все лучше понимать идею благодарности родителям, с другой стороны, ощущать ее как все более бредовую. Такой парадокс. Потому что – возьмем сначала первую сторону – вырастить ребенка
26.09.2020Детская психология и взрослая мифология
В рамках детской психологии большая часть концепций, связанных с грудным вскармливанием, относится к психоанализу. Те, кто давно меня читает, знают, как я отношусь к психоанализу. Главная особенность всех психоаналитических концепций – не пр
Подпишитесь на наши новости и рассылки
СПЕЦИАЛИСТЫ ПОРТАЛА:
Пащенко Надежда
Тихонова Юлия
Лаврентьева Ирина
Специалисты
04.07.2018Лаврентьева Ирина — доула, консультант по грудному вскармливанию, слингоконсультант
Выезды на дом и в роддома Москвы и МО, в первые дни после родов и позже. Консультирование по всему миру по телефону, он-лайн и в Skype. Поддержка женщин 24/7. Сопровождение в родах (доула) и после. Консультант по грудн
06.04.2018Надежда Пащенко — консультант по грудному вскармливанию
Образование и опыт в области грудного вскармливания Занимаюсь консультированием в области грудного вскармливания с 2001 г. Прошла обучение в центре Рожана, затем работала консультантом, а также преподавателем центра. Повышение квалификациии по
05.04.2018Юлия Тихонова — психолог, психотерапевт, консультант
Гештальт-терапевт, психотерапевт, психолог, консультант, преподаватель психологии. Работаю с широким спектром вопросов в разных областях психологии: отношения в паре, подготовка к беременности, подготовка к родам, профилактика послеродово
Источник статьи: http://www.mirwomne.ru/rody/articles/posle-rodov/banya-i-vanna/
Восстановление после родов
О ладовании, повивании, пеленании и закрывании родов.
«Вот раньше бабы были! В поле рожали, ребенка пеленали и дальше шли снопы вязать…» — с ностальгией говорят сейчас. И за этим восхищением стоит плохо скрываемый упрек современным женщинам, мол, «изнеженные все» и «больные». Такие трудовые подвиги родильницами действительно совершались, но не от того, что это естественно – сразу после родов как ни в чем не бывало работать, а потому, что жизнь заставляла. И возводить это в ранг эталона — безграмотно.
На самом деле
История сохранила литературные труды, по которым можно сделать вывод, как наши предки рожали и рождались. Например, внучка Владимира Мономаха, Евпраксия, в начале 12 века написала трактат о гигиене женщины. Она отмечает, что беременная должна остерегаться усталости, а после трудов родин ей важно отдыхать и содержать свое тело в чистоте, т.е. мыться в бане каждые три дня. Кроме этого кормящая мать должна получать помощь и дополнительное питание. О незамедлительном возобновлении трудовой деятельности – ни слова… Авторы многих последующих трудов единодушны: первые дни после родов родильница должна провести в постели. «Несоблюдение этого основного гигиенического правила может повлечь за собой, по меньшей мере, неправильность в положении матки, причиняющее страдания на всю последующую жизнь, не говоря уже о других болезнях». Это цитата из дореволюционной книги В. Жука «Мать и дитя». Чуть ранее его коллега, Г. Плосс, описал в своем трехтомнике под названием «Женщина» подходы к послеродовому периоду у разных народов, где отметил, что при отсутствии отдыха у родильниц «. в следствии слишком раннего оставления постели, развиваются опущения и изменения положения матки, выпадения влагалища и т.п., которые в последствии служат постоянным источником болезней и преждевременной хилости».
Этнографы подтверждают: вплоть до начала ХХ века в России женщины старались следовать этим рекомендациям. И не только дамы высших сословий. Вот отрывок из книги В. Бердинского «Крестьянская цивилизация в России»: «…А после родов роженицы кладутся на пол на ржаную солому, где лежат неделю. Во все это время каждый день, по два раза, согревается баня, куда она ходит в самой изорванной одежде с костылем в руке, чтобы показать, что роды ей дались нелегко — избежать «уроков», отчего можно заболеть. Из бани возвращаясь, нужно опираться на плечо повитухи или мужа».
Цитата из брошюры «Самоврачевание и скотолечение русского старожилого населения Сибири»: «Три дня, пока делаются роженице три бани, она должна лежать в постели. После трех дней, смотря по состоянию ее здоровья, бабушка или оставляет ее в постели, или советует „похаживать помаленьку по избе, чтобы крови не застаивались“. Иные лежат в постели до пяти, даже до девяти „дёнъ“, если есть кому „ходить по-дому“… Шесть недель родившая считается полумертвой… Вот как эти ребята достаются! (. ) По настоящему-то, по правилу-то, как прежние старухи говаривали, и корову ей нельзя доить шесть недель. Только это исполняют в больших семьях, где есть кем замениться».
Действительно, кто же вел хозяйство, пока молодая мать восстанавливала силы?
Из этнографических источников известен обычай под названием «проведок» (где-то его именовали «отведок»): после родов в гости наведывались женщины. «Целью приходивших было справиться о здоровье роженицы, поздравить ее с новорожденным, угостить чем-либо вкусным, а заодно оказать практическую помощь ее семье. Каждая из женщин приносила с собой еду. Для такого случая готовили праздничные кушанья или же будничные, но лучшего качества.
Принесенное угощение было столь обильным, что позволяло находящейся в изоляции и не оправившейся еще после родов женщине не беспокоиться о домочадцах и хотя бы несколько дней отдохнуть от хлопот по дому» (Т. А. Листова «Русские обряды, обычаи и поверья, связанные с рождением детей. Первый год жизни»). Резкое возвращение новоиспеченной матери к домашним обязанностям, не говоря уже о работе в поле, не приветствовалось.
Продиктовано это было заботой о сохранении репродуктивного здоровья женщины: чем лучше восстановится организм, тем больше шансов на благополучную следующую беременностью и рождение наследника. И – на здоровую старость! Несомненно, революции и войны забирали мужчин, оставляя женщин один на один с заботами о том, как прокормить детей. И этот непосильный труд калечил. Те, кто воодушевленно говорит о родах в поле, не в курсе, что потом женщины носили особую перевязь, она проходила через промежность и повязывалась на плече, поддерживая выпадающие внутренние органы. Современная медицина одной одной из причин пролапса называет отсутствие положенной послеродовой реабилитации.
Скептикам, что по-прежнему твердят, как раньше рожали в поле, стоит знать об исследовании, которое провели в 80-х годах ХХ века в Чехословакии. Специалисты поставили своей задачей доказать пользу раннего вставания после родов. Женщин разделили на две группы: одна вставала через 2-4 часа после родов и вела обычный образ жизни, вторая оставалась в постели в течении 2-3 суток, за мамами ухаживал персонал. Каково же было удивление медиков, когда после 7-9 суток оказалось, что женщины с продолжительным постельным режимом чувствовали себя лучше и объективно физически, и субъективно эмоционально. В этой группе было гораздо меньше послеродовых осложнений.
Профессиональная забота
На долгое время была незаслуженно забыта роль повитухи в восстановлении женщины после родов. Сейчас уже мало кто знает, что она не только принимала ребенка, но и ухаживала за молодой матерью. И то время, что рекомендовалось проводить лежа, было наполнено ритуалами. Само название этой «профессии» — повитуха — происходит от глагола «повивать», то есть, пеленать, заворачивать. Вы когда-нибудь задумывались почему? По мнению В. Даля («Толковый словарь живого великорусского языка») название произошло от свивальника, которым бабка, принявшая роды, пеленала новорожденного. Есть еще одна версия – повитуха пеленала и женщину.
От губернии к губернии, от села к селу составляющие повитушьего таинства могли меняться, но основными всегда были баня для родильницы, правка тела и в завершении — пеленание, или повивание льняными полотенцами. Баня топилась по-женски мягко, чтобы в её теплом дыхании можно было расслабиться. Считалось, что пропотевание помогает изгнать «дурную кровь». С точки зрения физиологии, возможно, речь шла о выходе гормонов стресса, а также релаксина, который к концу беременности размягчает суставы и связки для прохождения малыша. Определенный его уровень сохраняется несколько дней после родов, поэтому ранее возвращение молодой матери к физической активности увеличивает риск смещений в организме. В послеродовом ритуале обязательно присутствовали травы — в виде напитков, веников, растираний. Секреты всех вершков и корешков также помнила повитуха. А еще она владела, говоря современным языком, массажными техниками, — тогда они назывались ладками да правками.
Вот как специалист по славянскому фольклору Б. Фрост описывает это в статье «Пуповая баба»: «В бане же повитуха правит и роженицу: ставит на место живот, расправляет пуп, поправляет золотник (матку), который смещается во время родов. Говоря современным языком, бабка делала женщине массаж, но сопровождала его различными ритуальными действиями и приговорами». Частью таких действий становился так называемый «плач роженицы», когда усталость хотелось проговорить, а, может быть, проплакать, и — быть услышанной и принятой. Современным мамам часто не хватает такого участия: пожалуешься родным на отсутствие сил, перепады настроения после рождения ребенка, а в ответ услышишь обесценивающее «Нечего ныть, все рожали — и ничего. » О последствиях такой «поддержки» нетрудно догадаться.
Незаменимыми помощницами в послеродовом восстановлении женщины становились длинные отрезы льна — свивальники. В течение нескольких дней живот туго пеленался тканью, и в таком своеобразном бандаже молодая мама безопасно для здоровья могла перемещаться по дому. Еще раз свивальник «выходил на сцену» в процедуре перетягивания: повитуха словно собирала тело, утягивая его по очереди в семи зонах — от головы до стоп. Несколько дней осмысленной заботы о здоровье физическом и душевном завершались обрядом размывания рук между повитухой и женщиной, когда обе просили друг у друга прощения.
У древнего таинства послеродового ухода, считают этнографы, было еще одно значение — инициация. То есть, переход из одного социального статуса в другой, посвящение. Уклад жизни доурбанистических культур был регламентирован обрядами, когда человек, достигая определенного уровня зрелости, пройдя определенные испытания, включался в некое сообщество (становился полноправным членом племени, посвящался в тайны религиозного культа, принимался в рыцари и т.д.) В современном обществе механизм инициации упростился и потерял свой сакральный смысл, но мы по-прежнему нуждаемся в таких «переходах» — вспомните традиции отмечать выпускной, посвящать в студенты, надевать белое платье на свадьбу.
С точки зрения психологов, это делает картину мира понятной и помогает определить свое место в нем. Карл Юнг связывал инициацию с исцелением, утверждая, что, когда психологическая ориентация изживает свою полезность, но не получает возможности трансформироваться, она начинает разлагать и заражать всюпсихическую систему.
Этапы послеродового повивания отчетливо напоминают некоторые этапы инициации: изоляция от общества, ритуальное омовение, символическая смерть (укутывание в ткань как в саван), возрождение в новом статусе. Посвящение в матери — возможно, такой смысл вкладывала повитуха в свои действия, помогая осознать, что девять месяцев беременности остались позади, и новый период требует от женщины самоотдачи в уходе за малышом; расслабляя тело так, чтобы эмоциональное напряжение прорвалось в виде слез и ушло, оставляя гордость за себя и радость: «Все получилось!» В случае потери ребенка в родах повитуха помогала принять и пережить горе.
Возрождение традиций
Согревание после родов — в бане, бочке с горячей водой, укутыванием в одеяла — присутствует во многих культурах. Равно как и стягивание тела с помощью ткани. Например, забота о молодой матери в русской деревне удивительным образом перекликается с послеродовыми традициями на противоположной стороне земли — в Южной Америке. В Мексике силы родильницы восстанавливали в «доме горячих камней» — так переводится с языка ацтеков название местной бани «темаскаль». С помощью длинных шарфов ребозо мексиканские акушерки ладили тело.
Впрочем, говорить о традициях послеродового восстановления в прошедшем времени уже неуместно. Древние знания постепенно возвращаются — благодаря интересу к этой теме и усилиям современных мам. Помогает им информация, собранная учеными Русского Географического общества более ста лет назад – тогда, во второй половине XIX в., начался систематический сбор сведений о культуре русского народа. Ценным дополнением к этим материалам становятся воспоминания пожилых жительниц села, записанные краеведами начиная с 70х годов XX в. Большинство из респондентов выросли в многодетных семьях, сохранявших традиционный семейный уклад.
Их рассказы содержат и воспоминания детских лет, и опыт собственного материнства, и услышанные от мам и бабушек обычаи из жизни предыдущих поколений. Эта этнографическая работа продолжается по сей день, хотя задача усложняется тем, что славянские повитухи хранили свои знания в тайне и передавали секреты мастерства устно – преемнице, выбранной по своему усмотрению.
Наконец, возможность обратиться к опыту и традициям женщин других культур, позволяет найти общие подходы к послеродовому восстановлению. И сегодня мы становимся свидетелями того, как оживает старинное искусство помощи матери: современные повитухи практикуют, делятся полученным опытом и дополняют его новыми находками.
Послеродовая забота в наши дни может происходить в бане — в расслабляющей атмосфере парной, или совершается в пространстве квартиры, с погружением в ванну.
Кто-то использует травы, кто-то добавляет специи; есть ритуалы с песнями, а где-то звучат молитвы; прикосновения могут быть заимствованы из разных телесных практик — каждая мастерица привносит свои узоры в орнамент покрывала заботы.
«Послеродовое повивание», «пеленание», «закрытие родов», «укутывание» — у современной процедуры много названий, но суть одна — поддержать молодую маму в самом начале её пути, помочь ей обрести ресурсы для скорейшего эмоционального и физического восстановления.
Автор Татьяна Гшвенд
Источник статьи: http://www.mirwomne.ru/rody/articles/posle-rodov/vosstanovlenie-posle-rodov/