Народные приметы о бане – 18 поверий связанных с баней
Поверья и приметы о бане
Какие дни недели идеально подходят для банных процедур. К чему в бане разламывается или падает мыло. Зачем обтираться носовым платком…
Буквально несколько десятилетий назад баню посещали все, дабы очистить тело и душу. Особо важно было очиститься перед каким-то знаменательным событием. Сейчас же поход в баню – это редкость, но все же есть люди, которые обязательно ходят париться.
Банные приметы и поверья
- Находиться в бане после полуночи и до рассвета нельзя, так как в это время там находится нечисть.
2. Идеальные дни для процедур – это второй, четвертый и шестой день недели.
3. В понедельник можно париться, но мыть волосы нежелательно в бане, иначе, согласно приметам, можно остаться без шевелюры.
4. В праздничные дни запрещено посещать заведение, так как именно там прячется вся нечистая сила.
5. Первыми всегда занимают помещение мужчины, после них наступает очередь представительниц прекрасного пола, а уже после женщин моются детишки. Больше трех посещений в один день не допускается, так как пропаривать баню можно лишь три раза, согласно приметам.
6. После процедуры веник оставляется в тазике с водой, дабы здоровье прибавилось.
7. Обтираться первый раз следует новым носовым платком, чтобы снять себя негатив. После этого платок следует сжечь.
8. Чтобы хозяин заведения был благосклонен к посетителям, раз в месяц в угол нужно положить новое ароматное мыло, согласно приметам.
9. Плевать на камни строго запрещено, иначе это может повлечь за собой удушье.
10. При наличии каких-то серьезных болезней хозяину нужно подносить сахар во время посещения, чтобы он помог избавиться от недугов.
11. Если во время процедуры мыло разломилось пополам, значит, состоится конфликт со второй половинкой, а если упало на пол, то это сулит проблемы на работе.
12. Спиртные напитки распивать, а также приходить в состоянии алкогольного опьянения нельзя, иначе появятся новые болезни.
13. Если вдруг после процедур куда-то исчезли личные вещи, значит, хозяин разозлился на человека и спрятал их.
14. Входя в помещение, нужно стучать в двери и спрашивать позволения попариться.
15. Если вместо мужчин первыми пойдут дамы, то хозяин может наслать беды и болезни на посетительниц.
16. Ругаться и повышать голос в бане – плохая примета, предвещающая несчастья, безденежье.
17. Ходить в парилку с дурными намерениями и в плохом расположении духа запрещено, иначе можно навлечь на себя несчастья.
18. Пользоваться одним мылом с малознакомыми или больными людьми – дурной знак. С помощью мыла болезни передаются от одного человека другому.
В бане можно очиститься от грехов, снять сглаз и порчу, сделать приворот и многое другое, ведь это место имеет сильную энергетику.
Источник статьи: http://s-zametki.ru/narodnye-primety-o-bane-18-poverij-svyazannyh-s-banej.html
Ведьмочка.net
Русская баня — небольшая бревенчатая избушка, деревенская «ванная комната», построенная почти возле каждого дома. Казалось бы, что может быть проще и обыденнее? Однако испокон веку наши предки относились к ней с особым почтением. Ведь баня считалась местом мистическим, а подчас и недобрым — настоящим окном в иное измерение.
О том, что баня — постройка загадочная, говорит ее история. Более тысячелетия назад славяне стали строить подобные домики, и не только для гигиенических процедур, но и отдавая своеобразную дань умершим предкам. Считалось, что духи ушедших в иной мир людей — навии — должны совершать необходимые им омовения и ради этого они пользовались банями живых.
В определенные дни славяне жарко топили бани, оставляли там чистые полотенца и, как следует поддав пару, уходили, после чего не смели даже приближаться к заветному месту некоторое время. Нужно отметить, что зачастую проводилась нехитрая проверка, заставляющая хозяев поверить в то, что их мыльню действительно посещали гости из потустороннего мира. Так, прежде чем закрыть баню перед приходом навий, на полу рассыпали немного золы и пепла, после чего почти всегда на таком «ковре» обнаруживались отпечатки куриных лапок. Но куры-то в баню не заходили!
Приход христианства уничтожил многие языческие традиции, а вот бань новые веяния почти не коснулись. Однако именно в то время было выпущен ряд негласных церковных распоряжений, касающихся мылен, которые просуществовали вплоть до 20 века. Так, в бане — месте, где обитает нечистая сила, — запрещалось вешать иконы, а «мыльную утварь» — тазы, шайки и банные веники — нельзя было заносить в дом. Вымывшись, человек должен был окатить себя холодной водой или же окунуться в озеро или пруд, дабы отогнать от себя нечисть. Но даже такое очищение не давало ему права посещать храм Божий в банный день. Вот потому-то и считалось большим грехом мыться в среду, пятницу и воскресенье — святые дни — и по православным праздникам. Таким образом, банным днем стала суббота, свободная от церковных служб, также изредка считалось возможным мытье во вторник и четверг. Не только сама мыльня, но и место, где она построена — «банище», — считалось нечистым. На месте сгоревшей бани или разобранной обветшавшей долгое время нельзя было строить избу, иначе, по поверью, нечисть не даст покоя хозяевам нового жилища.
Что говорить о годах минувших, когда и в наши дни можно легко убедиться в уникальности банных домиков. Если проехать по любой заброшенной деревушке, можно наблюдать такую картину: дома, покинутые хозяевами, разваливаются, простояв заброшенными несколько лет. А вот бани выглядят крепкими, как в день постройки, будто их охраняют неведомые навьи чары.
Банник — дух бани
Наши предки считали, что потусторонние сущности, обитающие в бане, самые злобные и непредсказуемые из прочей дворовой нечисти. Возглавлял пантеон «мыльных» духов банник — маленький пучеглазый старичок с густой бородой. Считалось, что хозяин мыльни обитает в «банном озере» — в воде, что собирается под полом бани после мытья и стирки белья, или же за каменкой. Согласно некоторым поверьям, банник поселяется в мыльне сразу же после ее постройки, и чтобы задобрить капризного старичка, люди приносили ему жертву — задушенную черную курицу, которую закапывали под порогом новостройки. Другая версия гласит, что банник вместе с семейством заселялся в мыльню только после того, как под ее полом соберется достаточное количество воды.
Чтобы ладить с хозяином бани, людям приходилось соблюдать целый ряд строгих правил. Мыться разрешалось только до наступления темноты, а после полуночи наши предки вообще боялись переступать порог бани. Ни в коем случае нельзя было посещать мыльню пьяным, а уходя, следовало оставлять баннику немного воды в ковше, кусочек мыла и веник, чтобы хозяин мог ночью вдоволь попариться.
Приходя в баню, следовало поздороваться с хозяином и попросить у него разрешения помыться. Напарившись, уходить из бани нужно было пятясь, не поворачиваясь к парилке спиной.
Тех, кто нарушал эти правила, ждало страшное наказание. В лучшем случае рассердившийся банник мог ошпарить провинившегося кипятком или напугать до полусмерти, а в худшем — «запаривал» ослушников до смерти. Людей, слишком задержавшихся в бане, хозяин выгонял со своей территории, обернувшись огромным котом с шерстью колючей, как иглы ежа.
Долгое время наши предки верили в то, что банник — мужчина семейный. Жену хозяина мыльни прозывали шишигой. Это была здоровая толстая бабища с растрепанными космами сырых волос и длинными острыми когтями. Никогда, ни при каких обстоятельствах наши предки не посмели бы поторапливать человека, мывшегося в бане. Ведь если шишига слышала, как кто-то зовет парящегося, то тут же хватала бедолагу и утаскивала его за печь или же обдирала с него мясо до самых костей.
Гораздо добрее относилась к людям маленькая старушка, обитающая в мыльнях, — баба-банница. Считалось, что эта бабушка могла снять любою хворь и всегда помогала занедужившему человеку, обратившемуся к ней с добром и лаской. Однако рассеянным мамашам следовало опасаться банницы. Ведь если оставить в бане без присмотра ребенка, старушка мигом утащит малыша, подбросив на его место уголек или старый веник.
Гадания и привороты в бане
С особым почтением к баньке относились незамужние девушки. Ведь гадания и привороты, сделанные в ней, были самыми верными. Однако прежде чем ворожить в заповедном месте, красавицам следовало ублажить банника, так как его предсказания считались самыми верными. И если напророчит хозяин мыльни бедного и пьющего жениха — придется незадачливой ворожее всю жизнь мучиться с никудышным мужем.
Кроме того, отправляясь ночью в баню, девушки нарушали главное правило банника, запрещающее приходить к нему в неурочное время. По этой причине, готовясь к ворожбе, потенциальные невесты приносили с собой в баню кусок хлеба, посыпанный крупной солью, который оставляли на печке-каменке.
Кроме всего прочего, баня помогала девушкам стать «румяней и белее» и вообще превратиться в настоящих красавиц. Так, юные крестьянки, мечтающие о пышном бюсте, терлись грудью о наружный угол бани. Просватанная девушка обязательно накануне свадьбы шла в баню вместе с подружками. Ополоснувшись, невеста аккуратно собирала стекшую с нее воду, чтобы потом незаметно добавить ее в еду жениха и его родственников. Данный обряд гарантировал девушке ласковый прием в семье мужа, а также долгую и счастливую супружескую жизнь.
Банные обряды
Долгое время было обязательным посещение бани молодоженами на второй день после свадьбы. Причем нарушение этого обычая строго осуждалось родными и знакомыми молодой пары. Новоявленные супруги шли в баню рано утром, ее для них жарко топили сваха и дружка жениха.
Прежде чем звать мыться жениха и невесту, пар в бане поддавали медом, а на угли кидали хмель и кусочки хлеба, чтобы молодые всегда жили в достатке и довольстве. Когда баня была готова, родители жениха благословляли молодоженов таким наказом: «Жена, мужа почитай, как предков своих; муж, жену береги, как трубу на бане!» Отправляясь в баню, молодая жена несла с собой новое полотенце — подарок баннику, чтобы тот принял ее как нового члена семьи, разрешал впредь пользоваться своей мыльней и в случае нужды не отказывал в покровительстве.
Вернувшимся из бани молодоженам мать невесты вручала сверток, в котором лежали жареная курица и специальный пирог-банник. Супруги обязательно должны были съесть это угощение до последней крошки, чтобы избежать бед и несчастий в семейной жизни.
Еще наши предки свято верили, что рождение ребенка в бане гарантировало легкие роды и счастливую жизнь новорожденному. Причем в бане роженица находилась с повитухой не меньше трех дней, набираясь там сил и здоровья под присмотром банника.
Когда роженица разрешалась от бремени, повитуха совершала ритуальное омовение матери и ребенка, приговаривая при этом: «Выпарить, омыть, очистить». Затем она брала малыша на руки, и трижды обходила с ним вокруг бани, шепча при этом старинные заговоры и призывая высшие силы даровать новорожденному счастье, долгую жизнь, здоровье и красоту.
Все то время, пока роженица с младенцем жили в бане, их нельзя было ни на минуту оставлять без присмотра. Иначе баба-банница утащит младенца, или же сам банник подсунет вместо новорожденного своего ребенка — нескладного увальня с узкими глазами, который не доживал и до пяти лет.
По истечении трех дней женщина с новорожденным возвращалась в дом, где родные готовили ей торжественную встречу, во время которой мать впервые показывала младенца его отцу. То время, что роженица жила в бане, считалось «женскими днями», и нарушить уединение матери не мог ни один мужчина. Исключение делалось для деревенских колдунов или знахарей, если требовалась их помощь при трудных родах или неожиданной болезни новорожденного.
Источник статьи: http://vedmochka.net/%D1%8D%D0%B7%D0%BE%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%BA%D0%B0/%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D1%82%D1%8B/%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F-%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D1%8F-%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%B8-%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%8C%D1%8F.html
Банные приметы и суеверия
Издревле баня на Руси считалась загадочным местом, окруженном массой примет и суеверий.
Суровый хозяин парной
Парная была одновременно чистым и нечистым помещением. Чистым – потому что предназначалась для очищения духа и тела: ее посещение являлось обязательным мероприятием перед началом любого значимого дела.
С другой стороны, баня считалась своеобразным мостом между двумя мирами: живым и потусторонним. Сюда никогда не заносили иконы и не читали молитвы. Наши пращуры верили, что в бане живет таинственное существо – Банник, который по ночам принимает гостей – лесную нечисть. Именно поэтому, в парную никогда не ходили мыться после полуночи. Но и днем в бане соблюдались особые правила: здесь было не принято шуметь, повышать голос, браниться, так как это было не по душе Баннику.
Вообще считалось, что Хозяин бани отличается своенравным характером и не слишком жалует людей. Живет он под пологом или за каменкой, нередко стонет, воет и хохочет. Если его обидеть, то может окатить кипятком или даже «запарить» насмерть.
Банник – существо невидимое, человеку показывается нечасто. Увидеть его телесный облик – к несчастью. Мохнатый, грозный, с железными ногтями и длинными волосами – он способен напугать только своим видом.
Банника лучше не злить, не ходить в баню поодиночке, а, помывшись, обязательно благодарить Хозяина за «добрый пар».
Ни в коем случае нельзя было возводить дом на месте, где когда-то стояла баня. Считалось, что это грозит различными напастями: замучают клопы и мыши, а самое страшное, что старый Банник изведет весь скот, тоскуя по прежнему жилью. Такие неприкаянные Банники считались весьма опасными, так как могли превратиться в оборотня и явиться в виде зверя (собаки, кошки, зайца) или человека (знакомого или простого прохожего). В этом случае, нужно было включать смекалку. Большинство оборотней выдавало себя странным блеском глаз, чересчур длинными ногтями или другим образом. Если же человек не успевал распознать оборотня, и тот смог заманить его в баню, то спасаться нужно было, только пятясь задом, иначе, дверь могла просто не открыться.
Баня и дни недели
По мнению наших пращуров, для посещения парной годится не каждый день недели. К примеру, в понедельник и среду женщинам не стоит мыть голову – «волос испортится» или «счастье стороной обойдет».
Неплохим днем являлся вторник. Но самыми подходящими днями для похода в баню считались суббота и четверг.
Баня и женщины
Баня считалось опасным помещением для женщин. Редко кто из девушек решался войти в парную по одиночке. Исключение составляли лишь колдуньи да гадалки. Кстати древние русичи верили, что в бане обитает не только Банник, но и представительница прекрасного пола – Обдериха. У нее, конечно, тоже не сахарный характер, но задобрить ее можно простым ласковым словом.
Банные приметы
Существовал еще ряд примет и ритуалов, которых старались придерживаться наши предки:
- В баню никогда не делали больше 3-х раз «заходов». Считалось, что четвертый принадлежит лесной нечисти. В некоторых регионах опасным считался и «третий пар», принадлежащий лично Баннику. Закончив банные процедуры, люди старались оставить для Хозяина шайку с водой, веник и мыльный кусочек;
- При строительстве бани под полок или порог закапывали курицу черного цвета;
- При первом посещении новой парной с собой брали хлеб с солью, которые, помывшись, оставляли на полке в благодарность Баннику;
- Услышать в бане посторонние звуки, завывание и топот – к беде;
- Сон, в котором видишь себя в грязной, холодной парной, предвещает болезнь, а иногда, и смерть. И наоборот, протопленная баня с чистой водой снится к позитивным переменам.
Древнеславянские ритуалы
Баня играла важную ритуальную роль. Ее топили для скончавшихся предков, которых «приглашали» попариться перед значимыми праздниками.
Баню обязательно посещали перед и после свадьбы. Здесь же принимали роды. Кроме того, сразу после рождения ребенка женщине нельзя было покидать баню в течение нескольких суток. Наши предки считали рожениц «нечистыми», хотя современные медики объясняют данную традицию тем, что обеззараживающие свойства воздуха в бане не уступают характеристикам наших операционных.
Существовали особые ритуальные дни, обязательные для посещения бани, – после Масленицы, в Чистый четверг и на Аграфену Купальницу. Накануне Ивана Купалы собирались различные травы, из которых заготавливали веники. Считалось, что каждое, заготовленное в этот день растение передает человеку свою силу и положительные качества.
Баня являлась идеальным местом для произнесения разнообразных заговоров и приворотов. Считалось, что если молодожены попарятся веником, который был собран из ветвей семи, склонившихся над водой ив, то они проживут долгую жизнь в любви и согласии.
Существовали даже специальные знахарские бани двух типов: первый – для поддержки жизни и здоровья, второй – против болезней и смерти.
Источник статьи: http://stroy-good.ru/bannye-primety-i-sueveriya.html