Петергоф. Нижний парк. Банный корпус
Аудиогид
Фотографии
Петергоф — дворцово-парковый комплекс, где каждое строение имеет свои архитектурные особенности, но сохраняет общую гармонию с другими зданиями. Чтобы этого добиться, у лучших мастеров XVIII и XIX веков уходило много времени и сил. Не только дворцы, но и хозяйственные пристройки отличались вкусом и изысками в планировке и отделке.
Не исключением стал и банный корпус, где были расположены ванные комнаты, парные и душевые. Сегодня в нем располагается музей. Богатое убранство и разнообразие банной утвари говорит о том, что уже в те времена люди знали, что такое гигиена и тщательно ухаживали за собой.
Банный корпус в Петергофе имеет богатую историю. Перед современными гостями он предстает в виде каменного строения, выполненного в лучших традициях европейской архитектуры. Под крышей-шатром располагаются бассейны и фонтаны. Здесь даже нашлось место для шутихи.
История Банного корпуса
После возведения Монплезира Петр I приказал отстроить неподалёку деревянную мыльню, так в XVIII веке называли баню. Она не отличалась архитектурными изысками, но была сконструирована очень практично.
Позже, при дочери Петра I императрице Елизавете Петровне, в 1748 году был построен настоящий банный корпус. Старую мыльню разобрали и переместили. Для воплощения нового проекта пригласили талантливого архитектора Бартоломео Растрелли. В отделке и интерьере появилась позолота, зеркала и драгоценные камни.
Для императрицы была доставлена на заказ хрустальная ванна, которую обрамляла медная основа. Такой роскоши банный корпус ещё не видел. Но настоящие императорские прихоти ждали ещё впереди.
Екатерина II — великая императрица, свергнувшая с престола своего мужа и занявшая его место, приказала построить в помещении бассейн с фонтаном и подъёмным дном. Она пожелала, чтобы его непременно наполняли морской водой. Очень сложная для того времени конструкция все-таки была построена.
В 1800 году, уже при правлении сына Екатерины II, стены банного корпуса обложили кирпичом, статую в бассейне заменили на золоченый шар, а фонтан превратили в шутиху.
Новая волна изменений ждала банный корпус во времена правления Александра II. Но это было вызвано скорее необходимостью чем прихотью. Жена императора Мария Александровна, часто болевшая от многочисленных переживаний, совсем захворала после смерти любимого сына. На этот раз её сопровождали острые приступы туберкулеза. Чтобы облегчить нестерпимые боли, врачи порекомендовали принимать контрастные ванны.
Для того, чтобы приспособить банный корпус к появившимся нуждам, императорская чета пригласила подающего надежды молодого архитектора Эриха Ганна. Зодчий со всей ответственностью подошел к наказам Александра II. Более того, он решил превратить банный корпус в настоящий предмет архитектурного искусства, не уступающий дворцам Петергофа.
Внешняя отделка была выполнена в стиле дворца Монплезир, а внутреннее убранство отличалось сочетанием красоты и практичности. Специально для контрастных ванн был отстроен отдельный флигель. В нем находилось все, что могло понадобиться для проведения процедуры.
В главном помещении банного корпуса располагалась позолоченная купальня с люстрой-душем, по форме напоминающая замочную скважину. Не забыл Эрих Ганн обустроить и новомодное изобретение — душ, которым уже вовсю пользовались в странах Европы. Специально для Марии Александровны за ширмой находился душ, подающий горячую и холодную воду. Советы врачей облегчали страдания императрицы, но ненадолго.
Все предметы интерьера банного корпуса, а также ванны, бассейны и душевые, были оформлены растительным орнаментом. Он прекрасно сочетался с классической мебелью и статуэтками ангелочков, которые были использованы Эрихом Ганном для создания атмосферы спокойствия и расслабленности. Единственное, что выбивалось из общей умиротворенности, это контрастный душ. Подача воды в нем осуществлялась из львиных морд.
Помимо ванных комнат архитектор включил в план банного корпуса и так называемые «отдыхательные покои». Здесь царствовали голубые и серые тона, даже самовар и чайные сервизы были выполнены из серебра.
Будучи сыном торговца, Эрих Ганн был в курсе последних веяний европейской моды и заказывал для императора всякие диковины. Например, для основного помещения банного корпуса он купил паркет из амаранта, очень редкого и дорогого дерева, требующего особых условий укладки. В стулья, диваны и кресла были вставлены пружины для мягкости и удобства.
Обратив свой взор на банный корпус, можно заметить, что он примыкает к «ассамблейному залу», построенному в VXIII веке Растрелли. В нем собирались орденские кавалеры и проводили там торжественные обеды. С другой стороны корпус пристроен к столовой, где готовились блюда для царского, а затем императорского стола. Недалеко от здания расположен «Китайский садик», где Мария Александровна гуляла среди цветов и дышала морским воздухом Финского залива.
Интересные факты
Императорская династия не очень жаловала баню, предпочитая ей модные европейские водные процедуры. А вот Петр I, наоборот, любил попариться с огоньком. Порой, температура внутри мыльни была настолько высокой, что только один царь возвращался оттуда живой. Некоторым гостям везло немного больше, они отделывались потерей сознания.
Другой особенностью соблюдения гигиены при царском правлении было кровопускание или «отворение крови». В банном корпусе имелись специальные приспособления для проведения процедуры, которая считалась крайне полезной.
Также при реставрации здания были обнаружены канализационные трубы. Они были предназначены для строительства общественного туалета.
Банный корпус является вторым по популярности зданием в Петергофе после Большого дворца. И не удивительно, ведь только здесь можно увидеть каким образом следили за своей внешностью и здоровьем члены императорской семьи в VXIII и XIX веках.
Источник статьи: http://peterburg.center/maps/petergof-nizhniy-park-bannyy-korpus.html
Баня петра 1 петергоф
- Петергоф
- История
- Большой петергофский дворец
- Музей «Особая кладовая»
- Музей «Церковный корпус»
- Большой каскад
- Верхний сад
- Нижний парк
- Музеи Нижнего парка
- Дворец «Монплезир»
- Музей «Банный корпус»
- Павильон «Эрмитаж»
- Дворец «Марли»
- Музей «Гроты Большого каскада»
- Вольеры
- Музей фонтанного дела
- Музей «Императорские яхты»
- Музей «Екатерининский корпус»
- Музейный двор
- Дом игральных карт
- Историко-культурный проект «Государевы потехи»
- Музей семьи Бенуа
- Музей коллекционеров
- Фонтаны Верхнего сада
- Фонтаны Квадратных прудов
- Фонтан «Межеумный»
- Фонтан «Дубовый»
- Фонтан «Нептун»
- Фонтаны Нижнего парка
- Воронихинские колоннады
- Лабиринт
- Фонтан «Самсон»
- Фонтаны «Чаши»
- Террасные фонтаны
- Фонтаны мраморных скамей «Нимфа» и «Данаида»
- Аллея фонтанов
- Фонтан «Тритон»
- Каскад «Шахматная гора»
- Фонтаны «Римские»
- Фонтан «Пирамида»
- Фонтан «Солнце»
- Фонтан-шутиха «Елочки»
- Фонтан-шутиха «Дубок»
- Фонтан-шутиха «Зонтик»
- Фонтан-шутиха «Водяная дорога»
- Фонтан-шутиха «Диванчики»
- Фонтан «Сноп»
- Фонтаны «Колокола»
- Фонтаны «Адам» и «Ева»
- Фонтан «Фаворитка»
- Фонтан «Китовый»
- Фонтан «Львиный каскад»
- Фонтаны «Менажерные»
- Фонтаны «Тритоны-колокола»
- Каскад «Золотая гора»
- Александрия
- История
- Парк Александрия
- Фермерский дворец
- Петергофские дачники
- Дворец «Коттедж»
- Готическая капелла
- Музей «Дворцовая телеграфная станция»
- Музей «Фельдъегерский домик»
- Новая Ферма
- Ораниенбаум
- История
- Парк Ораниенбаум
- Музей «Большой Меншиковский дворец»
- Ораниенбаум сквозь века
- Церковный павильон Большого Меншиковского дворца
- Музей «Картинный дом»
- Китайский дворец
- Павильон «Китайская кухня»
- Павильон «Каменное зало»
- Дворец Петра III
- Павильон Катальной горки
- Острова
- История
- Царицын павильон
- Ольгин павильон
- Стрельна
- История
- Дворец Петра I в Стрельне
- Фруктовый сад и огороды Стрельны
- Ропша
- История
- Купить билет
- Поддержать музей
- Распечатать карту
- Сведения об образовательной организации
В связи со штормовым предупреждением 19 ноября все парки ГМЗ «Петергоф» закрыты. Музеи работают в обычном режиме.
Источник статьи: http://peterhofmuseum.ru/objects/peterhof/muzei_banniy_korpus/info
Баня петра 1 петергоф
Даты постройки Банного корпуса: 1865-1866 гг.. Архитектор Эдуард Львович Ган (1817-1891)
Даты постройки Мыльни: 1800 г. — архитетор Джакомо Кваренги (1744-1817); 1866 г. — архитектор Э. Л. Ган.
Даты постройки Ассамблейного зала: 1726-1732 гг. — архитектор Михаил Григорьевич Земцов (1688-1743), 1747г. — архитектор Франческо Бартоломео Растрелли (1700-1771)
Даты постройки Тафельдекерской, Кухни, Кофишенской: 1748-1750 гг. Архитектор Ф. Б. Растрелли.
Музей находится на территории Монплезирского ансамбля и представляет собой комплекс зданий парадного и бытового назначения, построенных в разное время с восточной стороны Монплезирского сада. Самая ранняя постройка, относящаяся к петровскому времени, – Гостевые покои или «Покои для Фамилии», примыкающие к зданию «Монплезира». В Гостевых покоях размещали родственников и приближенных императора. Здесь можно осмотреть одну из комнат, предназначавшихся для царских гостей, а также ознакомиться с особыми петровскими «Пунктами о Петергофе» – правилами, которые посетители должны были соблюдать.
К Гостевым покоям примыкает Мыльня для кавалеров. Она находится на месте первой деревянной бани, построенной для Петра I. Записи поденных журналов сообщают, что в монплезирской бане царь не только мылся, но и проводил традиционные медицинские манипуляции, как то: принимал лекарство из толченых червей и мокриц, «пущал кровь». В Мыльне посетителей ждет водяная забава, которую они смогут увидеть в действии.
Каменное здание Банного корпуса было построено во второй половине XIX века для супруги императора Александра II Марии Александровны. Императрица, страдавшая болезнями легких, принимала различные процедуры по модной в то время в Европе системе водолечения. Банный корпус включает в себя Паровую – традиционную парную с печкой-каменкой, на которой вместо камней сооружена пирамида из чугунных ядер. Рядом с парной находится помещение, где императрица принимала теплые ванны и ванны из отваров целебных трав. Для холодных водных процедур предназначался отдельный зал – Холодная ванная, интересным экспонатом которой является душ, замаскированный под нарядную люстру из бронзы и стекла, украшенную гроздьями винограда и цветками вьюнка.
Возле Банного корпуса на берегу Финского залива для императрицы был разбит миниатюрный пейзажный садик, позже названный «Китайским». На небольшом пространстве сада расположены петляющие между цветочных клумб дорожки, извилистый ручеек, с перекинутыми через него горбатыми мостиками, мраморные статуи, небольшой каскад и фонтаны – самые поздние в Нижнем парке по времени создания. С южной стороны к Банному корпусу примыкает комплекс зданий, состоящий из парадного Ассамблейного зала, Тафельдекерской, Кухни и Кофишенской.
Ассамблейный зал получил название в память о знаменитых петровских ассамблеях. Построенный на месте петровских Поваренных палат архитектором Ф. Б. Растрелли, он предназначался для торжественных обедов. Стены зала украшают уникальные шпалеры, вытканные русскими мастерами в Петербурге в первой половине XVIII века и воспроизводящие сюжеты «индийских гобеленов», полученных в подарок Петром Iпри посещении Франции в 1717 году. Стол в центре зала накрыт предметами из Вседневного сервиза, выполненного на Императорском фарфоровом заводе в конце XVIII-начале XIXвв.
Посуду и столовое белье хранили в Тафельдекерской, куда кушанья подавались для сервировки через раздаточное окно из Кухни, оборудованной русской печью и плитами с вытяжными шатрами для удаления дыма. Здесь представлена уникальная кухонная утварь XVIII-XIX вв., и именно здесь знаменитые повара готовили изысканные кушанья для царского стола. А в соседней Кофишенской, где можно полюбоваться коллекцией старинных самоваров, готовили чай, кофе и горячий шоколад.
Несмотря на то, что здания комплекса строились в разное время, стилистически они составляют единый ансамбль с дворцом «Монплезир». Банный корпус – уникальный музей, он дает посетителям редкую возможность познакомиться с бытовой стороной жизни императорского двора.
Источник статьи: http://peterhofmuseum.ru/objects/peterhof/muzei_banniy_korpus
Как выглядит императорская баня в Петергофе
Когда парки Петергофа отправлены в зимний отпуск, самое время пройтись по музеям. Не все из них работают, дворцы Марли и Монплезир тоже ждут лета. А вот Банный корпус, который составляет единый ансамбль с дворцом Монплезир ( фр. mon plaisir — «мое удовольствие») — очень даже интересно посетить. Интереснейшее место!
Первоначально Банный корпус был гораздо меньше, за всю историю существования его сначала достраивали, потом перестраивали (историческое здание было деревянным).
По названию понятно и назначение — самое что ни на есть бытовое. Хотя, кроме этого, в Банном корпусе были и гостевые комнаты. Сам Петр I жил в Монплезире, а гостей селили сюда.
В Гостевых покоях можно в подробностях рассмотреть комнату отеля петровских времен. Ширма в китайском стиле, комод, кровать, а на кровати — грелка с длинной ручкой, чтобы согревать постель.
Перед комнатой на стене — правила поведения, так называемые «Пункты о Петергофе». И похоже, что с тех пор мало что изменилось))
С Гостевыми покоями соседствует Мыльня для кавалеров. Исторически здесь была первая деревянная баня, построенная для Петра I.
Когда Петр посещал Версаль, он был очарован парком и дворцом, но особо отметил тяжелый запах.
В России проблем с водой не было, народ всегда отличался чистоплотностью, и это наглядно демонстрируют интерьеры Банного корпуса.
Конечно, эта баня особенная — для императорской семьи, для аристократии. Здесь же мылись придворные и гости. Причем, дни посещения делились на мужские и женские.
Смотрите — холодная вода в стене, горячая — в баке, вмонтированном в печку. В ванне — лопатка для перемешивания воды.
Очень интересное сооружение на печи. Интересно, догадались бы вы, что это и с какой целью там лежит?
Не буду больше интриговать. Это пушечные ядра. Лейб-медики решили, что испарения от камней, на которые плещут водой, вместе с каменной пылью вредны для здоровья. Поэтому и заменили их чугунными ядрами.
Идея эта — из солдатских будней. В России даже солдаты, даже в полевых условиях, периодически устраивали себе баню. Благо, в пушечных ядрах недостатка не было, а русский человек любит баню))
Рядом с Мыльней для кавалеров — комната для отдыха. За ширмой переодевались. После бани здесь можно выпить чаю или морсу, отдохнуть. На диване — трубка Петра I.
У стены стоит столик с откидными крыльями. На нем щетки для одежды, для полировки ногтей. 2 крючка: большой для того, чтобы натягивать ботфорты (у них внутри были штрипки), а тот, что поменьше — для застегивания пуговиц и шнуровки корсета. Нет, не женского. Мужчины в то время тоже носили корсеты!
Рядом — большие флаконы для одеколона.
Одеколон изобрел итальянец Джованни Фарина. Он добавил к спиртовому раствору мяты и бергамота масла цитрусовых и говорил, что этот запах напоминает ему воздух родной Италии.
Свое изобретение Фарина назвал в честь города, в котором жил — Кельна. Звучит это так: eau de Cologne — «Кельнская вода».
Когда невозможно было посетить баню, обтирались одеколоном.
Здесь же совершались медицинские манипуляции, характерные для того времени (кровопускание, например).
Медицина в то время была подвержена идеям освобождения организма от лишней жидкости, так что все это было в порядке вещей.
Эти предметы были подарены Петергофу Военно-медицинской академией.
Мыльня для кавалеров — первое из нескольких помещений этого чудесного СПА-комплекса XVIII-XIX веков. Впереди еще много интересного. Продолжение здесь:
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/spbmania/kak-vygliadit-imperatorskaia-bania-v-petergofe-5dee62e4c31e4900b04729bc