Баня построенная в 1960 году

Как раньше бани строили в деревнях?))

Добрый день, Дорогие читатели!) Надеюсь, новогодние праздники для Вас продолжаются, и вы их поводите активно. Сегодня я хочу поговорить о теме строительства бань. Только не традиционного, как все пишут: какой выбрать фундамент, какая гидроизоляция лучше и тд.
Мне интересны другие моменты, а именно как строили бани «Всем миром» или «На помог» или, как я бы назвал ее, «Баня за один день».

Такой способ строительства пользовался большой популярностью в деревнях и являлся неотъемлемой частью традиций русского народа.

Итак, как проводилось строительство?

Не секрет, что бревна для строительства бани заготавливали заранее. Данной процедурой занимался исключительно сам хозяин стройки и его семья. Лес чистили и оставляли сушиться на участке.

За день до строительства бани нужно было заготовить замес из глины, воды и соломы. Требовался немалый объем данной смеси, поэтому использовали лошадь, на которую сажали мальчика и катали ее по кругу по этой самой глине, постепенно увеличивая объем содержимого.
Если же лошадь не удавалось найти, то созывали местную детвору, которая весело мяла данную смесь. Детям было весело и, что важно, очень полезно! Данная смесь отлично залечивала шрамы и рубцы на детских ножках.

К вечеру полученную смесь накрывали тряпками и оставляли до следующего дня.

Когда все приготовления были закончены , хозяин стройки проходил по всем домам деревни и звал жителей на помощь по строительству. Отказывать было не принято, ведь в таком случае, когда будет стройка у них, им тоже откажут. Поэтому на помощь шли все: и женщины, и мужики, и дети.

Наконец, наступает день строительства!
По утру, когда всех коров отдавали в стадо, народ начинал собираться на стройку.
Фундамент в таких банях не делали, поэтому баню получалось сделать всего за сутки. Вкапывали 4 несущих бревна в землю и 4 для предбанника. Далее все скрепляли стропилами и делали пазы под бревна. После этого начинали сооружать стены. Весь каркас был готов примерно к 3 часам обеда.

Начинался обед (тему обеда я рассмотрю в другой статье)
Во время обеда дети затыкали щели паклей. А те, кто ждал своей очереди, обтягивали стены дранкой. Далее, пообедавшие начинали утеплять стены, а те, кто работал, садились за стол.

Подготовленные стены начинали замазывать смесью глины и соломы, которую смяли заранее. Мужики с силой кидали смесь на стены, а женщины втирали и размазывали ее по стенам. Работа сопровождалась колкими шутками и анекдотами.

К сумеркам баня была готова, а по деревне разлетались песни довольных «строителей».

Вот так раньше строили «Всем миром», сейчас такого уже нигде и не встретишь. А Жаль.

Статьи, которые будут Вам интересны:

Спасибо, что дочитали до конца!
Как Вам такой формат? интересен? поставьте лайк, если да))
Обязательно подписывайтесь на канал! Что бы не попустить новые статьи!

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/1banya/kak-ranshe-bani-stroili-v-derevniah-5c31f9e087b8d700aa6258f5

О знаменитых московских банях и их посетителях

Бани — целый пласт московской жизни. Они во все времена были необходимостью, развлечением, удовольствием. Их воспевали, о них слагались легенды. МОСЛЕНТА вспоминает знаменитые городские бани и занятные истории, связанные с ними.

Челышевские, Тихвинские, Чернышевские

В стародавние времена в Москве было великое множество бань. Уместно вспомнить городского бытописателя Владимира Гиляровского молвившего, что «без бань Москва — не Москва».

Рука так и тянется начать со знаменитых Сандунов, но о них позже. Сначала вспомним заведения, которые, как говорится, были — но сплыли. Вернее, их смыло беспощадное время.

Кто нынче помнит Челышевские бани, в простонародье Челыши, стоявшие на месте нынешней гостиницы «Метрополь»? А ведь когда-то сюда валом валил народ. Воду в бани сначала подавали из расположенного рядом глубокого колодца при помощи журавля, а позже стали брать ее из Мытищинского водопровода.

Кстати, бани обычно строили у рек, прудов и прочих водоемов. Чиста ли была та вода? Наверняка не всегда. Но люди жили — не тужили. И парились с блаженной улыбкой, не думая о микробах-паразитах. А многие о них и вовсе не ведали…

Давно закрыты Тихвинские бани, хотя сохранилось отменное здание-то на скрещенье четырех улиц — Палихи, Тихвинской, Сущевской и Перуновского переулка. А вот от Чернышевских бань, располагавшихся в Брюсовом переулке, что недалеко от Тверской улицы, не осталось ни следа. Они, горемычные, дожили до 70-х годов прошлого века. Известно, что до революции содержал их врач-гинеколог Аркадий Звездин. Он придумал специальные лечебные водные процедуры для женщин. И сия услуга пользовалась немалым успехом.

Читайте также:  Чапаевские бани с бассейном

Банщики и «кусочники»

Ходить в баню — превеликое удовольствие, но работать там было тяжко, врагу не пожелаешь. С раннего утра до позднего вечера банщики — голые люди в одном коротком фартучке — бегали в облаках горячего пара от клиента к клиенту. Целый день, абсолютно мокрые, выбегали они наружу по разным надобностям — в жару, в стужу. Им надобно было не только мыть-парить посетителей, но и бегать за дровами, топить печь, убирать зал…

Владельцы бань обыкновенно не кормили работников, да и жалованья никакого они не имели — только чаевые. Твердой таксы тоже не существовало — кто сколько даст. Однако не все монеты оставались в кармане банщика, половину чаевых нужно было отдать хозяину или его помощнику — «кусочнику».

«„Кусочники“ жили семьями при банях, имели отдельные комнаты и платили разную аренду, смотря по баням, от двадцати до ста рублей в месяц. В свою очередь, раздевальщики, тоже не получавшие хозяйского жалованья, должны были платить „кусочникам“ из своих чаевых разные оклады, в зависимости от обслуживаемых раздевальщиком диванов, углов, простенков, кабинок. „Кусочники“ должны были стирать диванные простыни, платить жалованье рабочим, кормить их и мальчиков, а также отвечать за чистоту бань и за пропажу вещей у моющихся в „дворянских“ банях».

В.Гиляровский «Москва и москвичи»

Кстати, проблема воровства в банях была довольно серьезная. Существовали даже специальные корпорации «банных воров», у которых был богатый арсенал. Вот один из их методов, рассказанный Гиляровским:

«Моющийся сдавал платье в раздевальню, получал жестяной номерок на веревочке, иногда надевал его на шею или привязывал к руке, а то просто нацеплял на ручку шайки и шел мыться и париться. Вор, выследив в раздевальне, ухитрялся подменить его номерок своим, быстро выходил, получал платье и исчезал с ним. Моющийся вместо дорогой одежды получал рвань и опорки».

Если вора ловили, то пощады не было — его раздевали и привязывали к столбу у выхода. И каждый, кто пострадал от краж, вымещал на нем свое негодование. И лишь потом изрядно побитого похитителя отправляли в полицейский участок.

Где мылся Наполеон

«По другую сторону Неглинки, в Крапивинском переулке, на глухом пустыре между двумя прудами, были еще Ламакинские бани, — писал Гиляровский. — Их содержала Авдотья Ламакина. Место было трущобное, бани грязные, но, за неимением лучших, они были всегда полны народа».

Были в Москве Палашевские бани — возле гостиницы «Англия», недалеко от Пушкинской площади, Каменновские — за Каменным мостом, недалеко от места, где потом возвели Храм Христа Спасителя. А еще — Устьинские, стоявшие при впадении Яузы в Москва-реку. Как вспоминали современники, были «они не высокого разряда, но с отличной деревянной парилкой». Однажды там произошла небывалая драка — хулиганы перебили окна, и публика разбегалась в панике голая…

Вспомним и еще одну баню — Волконскую, находившейся между Садовой-Самотечной улицей и Первым Волконским переулком. Существует легенда, что здесь в 1812 году совершал омовение сам император Наполеон Бонапарт. Может, и не было такого, но его солдаты запросто могли здесь смывать грязь и пороховую копоть, когда после Бородинского сражения вошли в Москву. Страшно подумать, сколько же воды потребовалось для тысяч французских вояк?!

Дамы с собачками

Главным банным днем были суббота и время перед праздниками. Тогда в банях становилось необычайно людно, а у кранов скапливались толпы людей с мылом и мочалками.

Ну ладно: помылись-попарились. Что дальше? В так называемых «дворянских» отделениях можно было отдохнуть, выпить чаю, да не простого, а на целебных травах. Заодно мужчины могли побриться — постричься или избавиться от мозолей.

В женских отделениях заваривали целебные травы, делали различные притирания, мыли голову всевозможными снадобьями. Иной раз использовали необычные жидкости, например, керосин, который считался хорошим средством для ращения волос.

В те времена баня служила, своего рода, филиалом больницы. Недужные посетители заказывали себе банки, кровопускание, лечили и удаляли зубы. В роли медиков выступали не только фельдшеры и цирюльники (почти профессионалы!), но и бабки-костоправки. Ну, а парильщики становились массажистами. Впрочем, слова такого в те времена не знали…

Со временем в банях появились семейные отделения, куда почтенные отцы приходили вместе с женами и детьми. А случалось, в заведение приезжали не только люди, но и звери, например, маленькие собачки. Их мыли господские слуги, часто в одном отделении (!) с дамами. И это не считалось нонсенсом.

Читайте также:  Баня на черноисточинском шоссе

Едва ли не самые старые бани в столице — Селезневские, или Селезни. До революции их называли еще и Самотецкими. На фасаде красного одноэтажного особняка на Селезневской улице четыре цифры: «1851». Это — год их основания, то есть, по возрасту бани вторые в Москве после Сандунов. Однако, несмотря на более чем солидный возраст, бани, по-прежнему в строю. Легендарное заведение, как считается, с самой большой купелью в городе.

Еще одна старинная баня — Ржевская в Банном проезде (прежде — Корзуновский переулок). Выстроил ее купец Иван Малышев в 1888 году. Кстати, этот предприимчивый господин владел и другими московскими банями — в Неглинном проезде и на Красносельской улице. Поначалу назывались бани по имени владельца — Малышевские. Потом величали их Крестовскими, а при Советской власти к старым стенам прикрепили простенькую табличку: «Банный комплекс № 3 Дзержинского района г. Москвы». В 1947 году — 70 лет назад — заведению дали нынешнее название.

«Лебеди» Михаила Врубеля

Неподалеку от Ржевских стоят бани Астраханские, в Астраханском же переулке. Они тоже располагаются в здании, построенном в конце XIX века. Когда-то оно принадлежало акционерному обществу Московской паровой прачечной и торговых бань. Потом дали им имя стандартное, обезличенное: «Бани № 2 Щербаковского коммунального треста».

И сейчас Астраханские, несмотря на солидный возраст, зазывают гостей. Так же, как и Ямские, Лефортовские, Покровские бани. А вот от Кадашевских бань, бывших «Европейских», славившихся необыкновенной парилкой, остался только крепкий двухэтажный дом красного кирпича в стиле модерн. Нынче там — апартаменты.

С Краснопресненскими банями — другая история. Они, как-бы есть, но на другим месте, а именно в Столярном переулке. Со старыми, расположенными на углу Пресни и Дружинниковской улицы, их объединяет только название. А когда-то вход в то, историческое, но давно разрушенное заведение украшало керамическое панно «Лебеди», созданное знаменитым Михаилом Врубелем.

Теперь — о самом известном, почитаемом истинными любителями «банного искусства» заведении — Сандунах. Про них уже столько сказано и написано, что добавим лишь самую малость. Точнее напомним.

Основали бани не москвичи, а петербуржцы — театральные артисты Сила Сандунов (Зандукели) и Елизавета Уранова. Продав подаренные им на свадьбу императрицей Екатериной Великой драгоценности, они переехали в Белокаменную, выкупили участок земли по берегу реки Неглинной и построили тут заведение.

Потом бани несколько раз меняли своих ничем не примечательных владельцев, но сохраняли название. В конце XIX века Сандуны — скромные, но уютные — перешли к Вере Фирсановой, женщине богатой и энергичной. При ней случилась коренная перестройка бань, впрочем иницатором выступала не сама домовладелица, а ее супруг Алексей Ганецкий.

Благодаря усилиям Ганецкого, Сандуны превратились в настоящий дворец, архитектурное и инженерное чудо, одно из украшений Москвы. Это не просто памятник архитектуры на Неглинной, дом, где моются, парятся, да наливаются силой. Считается, что Сандуны приносят удачу. Прежде невесты приходили в бани накануне свадьбы и мылись из серебряной шайки. Такой ритуал сулил удачное замужество.

Кто здесь только не бывал из знаменитостей — и Чехов, и Маяковский, и Шаляпин, называвший Сандуны «царь банями». Он даже пел здесь — акустика-то чудесная! Слушать его сбегался весь банный персонал.

Во времена Гиляровского приходил в бани на Неглинной актер Иван Григоровский. Личность легендарная. К тому времени он был даже не старый, а уже древний — почти столетний. Знакомец самого Пушкина, между прочим. Так вот, лицедей приходил в Сандуны каждый день ранним утром. Накупавшись, доставал маленького «жулика» (сейчас сказали бы чекушку), выпивал водочки и, крякнув, закусывал изюминкой.

Хлудовские бани, которые в советские времена переименовали в Центральные, основал купец Герасим Хлудов. Между прочим, его детище не уступало Сандунам — так же поражало архитектурой и внутренним убранством. Завсегдатаями были солидные промышленники, купцы, люди искусства. Облюбовали хлудовские бани — так по старинке многие называли их и в советские времена — и спортсмены. Часто бывали здесь, в Театральном проезде, футболисты московских команд ЦДКА и «Спартак».

При банях было даже детское отделение с игрушками и закрепленной за каждым ребенком банщицей. Еще одна затейливая деталь — на Хамовнической набережной летом работал «пляжный филиал» бань. Сюда с Финского залива специально доставляли белый песок.

С Хлудовскими банями связана мистическая история. При их открытии в 1893 году пожилая цыганка напророчила, что заведение просуществует сто лет. Удивительно, но так и произошло. В 1993 года в банях случился пожар, который уничтожил интерьеры и фасад. Многие мечтали, что последует восстановительный ремонт, и Центральные снова откроют свои двери, но увы, этого не произошло. Сейчас в бывших Хлудовских банях — ресторан. И вместо плеска воды играет музыка. Кому-то весело, а бывшим посетителям бань — грустно.

Читайте также:  Сауны и бани орши

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/moslenta/o-znamenityh-moskovskih-baniah-i-ih-posetiteliah-5d31c45ef2df2500aecd1add

Как появились и какими были городские общественные бани в СССР

Из воспоминаний советских людей стало понятно, что в СССР люди мылись редко. Это было связано с рядом причин:

1) в летнее время отключали горячую воду;

2) 90 процентов населения жили в коммунальных квартирах или бараках.

Если в первом варианте могла присутствовать ванна, то второй ее не жаловал, поэтому каждому советскому человеку нужно было посещать баню раз в неделю в обязательном порядке. Все остальное время, если это холодная пора года, люди ходили грязными и немытыми.

Мужчины в советской бане

Несоблюдения правил личной гигиены естественно не нравились населению, но ничего сделать они не могли. Только баня могла служить выходом в данной ситуации.

Водные процедуры в СССР

Баня — не только место для купания, но и месть задушевных разговоров среди знакомых и друзей. Пребывая в бане даже незнакомец мог стать товарищем.

Начиная с 1930 гг. жители деревень и сел начали активно перебираться в города, ища лучших условий жизни. Как уже было сказано, жили они в коммуналках, бараках и общажных комнатах, где условия не славились опрятностью и новизной. Трудящиеся приходили со смены и хотели понежиться в теплой ванне, но их количество превышало возможный объем теплой воды, да и время всегда поджимало.

Советская ванная комната

Нельзя сказать, что советские люди полностью отказались от водных процедур, если не считать походов в баню. Они мылись в тазах, умывались в раковинах и прочие альтернативные выходы из нависшего трудного положения. Естественно это не могло сравниться с полноценным походом в душ.

В 60 гг. началось строительство так званых “хрущевок”, но и они не всегда имели ванную комнату. Бывали случаи, когда даже отсутствовали туалеты.

Года перестройки также не принесли изменений. Частенько можно услышать жалобы-воспоминания пожилых людей о неприятном запахе, сопровождающем каждое общественное место, например, транспорт.

Отсутствие ванных комнат усугублялось еще и дефицитом товаров личной гигиены и моющих средств, не беря в расчет зубную пасту и хозяйственное мыло, которого было в достаточном количестве. Речь идет о приятно пахнущих средствах. Голову советские люди мыли пару раз за неделю или перед важным мероприятием.

Общественные бани

Так как клиенты зачастую были постоянными, в бане все друг друга знали. До того, как были введены некоторые ограничения для клиентов, баня считалась еще и лучшим местом для отдыха души и тела, местом, где можно было узнать свежие новости и сплетни.

Прихожая в общественной советской бане

Суббота — традиционно установленный день для посещения бани. Данная традиция была сформирована по двум причинам:

  1. Суббота — первый выходной день после тяжелой недели.
  2. Еще до революции люди по воскресеньям ходили в церковь, поэтому в распоряжении оставался лишь один день.

Поход в баню был дешевым, поэтому даже посещение целой семьей не могло никаким образом ухудшить финансовое положение населения.

Интерьер бани и атрибуты

Шкафчики, находящиеся в банях, были изготовлены из дерева или железа. Пол в банях был кафельный. Чтобы люди не подскальзывались, его покрывали деревянным настилом — досточками, расположенными на небольшом расстоянии друг от друга. Этот ход устранял сразу две проблемы: скользкий пол и большое количество воды, которая должна была куда-то стекать. Некоторые дети, обладатели маленьких ножек, ходили особенно аккуратно, ведь их нога могла с легкостью застрять в щели между брусками.

Ходили в бане без тапочек или любого другого вида обуви — босиком. Первой банной обувкой принято считать мыльницы и сланцы.

Интерьер советской парилки

Для обливания использовали тазики и тазы, которые в воспоминаниях советских людей очень гремели и создавали много шума. Их изготовляли предпочтительно из алюминия. Вехотки и мочалки делали из пакли, а в качестве моющего средства применялось всем известное хозяйственное мыло.

В зале ожидания ставили большой самовар, из которого каждый желающий мог испить чистой воды. Но, пластиковые стаканчики тогда не использовались. Вместо них ставили железную кружку, одну для всех.

Сопутствующие радости бани

Нередко возле или в самой бане открывали буфеты или кафе, где продавались различные напитки (пиво, квас, газировка) и еда. Если люди хотели пронести в баню что-то крепче, они должны были договориться с банщиком.

Источник статьи: http://osssr.ru/life/gorodskie-obshhestvennye-bani-v-sssr/

Оцените статью
Про баню