- Почему на Руси запретили общие бани
- Бани сельские и городские
- «Рассадники разврата»
- Шок для иноземцев
- Устав Екатерины II
- Общие бани на Руси: как это было
- Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском
- Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, Москва — отзыв
- Царские хоромы о многом «расскажут», многое «покажут», но все секреты «не раскроют».
Почему на Руси запретили общие бани
Вплоть до конца XVIII столетия бани на Руси были общими, то есть мужчины и женщины парились в них вместе. Но впоследствии власти попытались искоренить этот обычай из обихода, а в банях появились мужские и женские отделения.
Бани сельские и городские
На самом деле запрет касался только городских общественных бань. В сельской местности бани были частными, обычно в виде пристроек к избам, и крестьяне мылись в них, как правило, только своей семьей.
Причем в «первый пар» шли мыться мужчины и дети, затем женщины. Общественные бани возводили чаще всего на берегу реки, чтобы было куда окунуться после «пара». Внутри одноэтажная постройка делилась на предбанник, мыльню и парную. Вот в таких банях действительно мылись вместе граждане всех полов и возрастов.
«Рассадники разврата»
Общие бани, где мужчины и женщины представали друг перед другом в чём мать родила, казались церковным властям «рассадником разврата». Первая попытка запретить совместное мытье была сделана ещё в «Стоглаве» 1551 года.
В 1646 году вышел указ, «чтобы в Нижнем Новгороде в торговых банях мужики с женками вместе не парились», а 21 декабря 1741 года — указ Правительствующего Сената, в котором говорилось: «…на Москве и в ыных городех мужики и жонки парятца в особых банях, а не вместе». Но предписания властей не выполнялись.
«К чести русского народа, совместное посещение общественных бань мужчинами и женщинами имело лишь весьма ограниченный сексуальный подтекст, который проявлялся лишь в шутках (порой весьма скабрезных), флирте, но ни в чём более серьёзном», — пишет Андрей Дачник в книге «Баня. Очерки этнографии и медицины».
Шок для иноземцев
С другой стороны, совместное мытье русских в банях шокировало иностранцев. Вот свидетельство барона Августина Майерберга, посла римского императора Леопольда при дворе царя Алексея Михайловича, оставленное в 1661 году: «В общественных банях бывают в большом числе и женщины простого звания; но хотя моются там отдельно от мужчин за перегородкой, однако ж совсем нагие входят в одну дверь с ними, а если которой-нибудь придет такая охота, она остановится на ее пороге, да и не стыдится разговаривать при посторонних с мужем, который моется, с самою вздорною болтовнею.
Да даже и сами они, вызвавши кровь таким же, как и мужья их, сеченьем и хлестаньем к самой коже, тоже бегут к ближней реке, смешавшись с мужчинами и нисколько не считая за важность выставлять их нахальным взглядам свою наготу, возбуждающую любострастие».
Голландский парусных дел мастер Ян Стрюйс, побывав в Москве в 1669 году, свидетельствовал: «Общественными банями пользуются мужчины и женщины, молодые и старые, без различия. Раздевшись догола, все входят в одну дверь, прикрывая иногда свой срам не чем иным, как пучками высушенных березовых веток, которыми растирают тело, предварительно побрызгав на него водой, что происходит, когда они парятся на скамейках. Итак, мужчины и женщины, молодые и старые, выбегают без стыда и страха из бани, так что их каждый может увидеть…»
Воспитанные в строгих правилах и с сомнением относившиеся к мытью чужеземцы категорически отказывались мыться в таких условиях и потребовали устройства в Немецкой слободе особых бань, где мужчины и женщины мылись отдельно.
Устав Екатерины II
Екатерина II жаждала прослыть цивилизованной императрицей. И одним из важных шагов на этом поприще стал Устав благочиния от 1782 года, по которому было запрещено совместное посещение мужчинами и женщинами торговых бань, а дети противоположного пола имели право находиться в мужском или женском отделении только до 7-летнего возраста.
Однако полностью общие бани ушли из обихода только в первой четверти XIX столетия, при Александре I.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/cyrillitsa.ru/pochemu-na-rusi-zapretili-obscie-bani-5c7a7d9cf8cb7f00b34a9a3b
Общие бани на Руси: как это было
Существует большое количество свидетельств иностранных путешественников о том, что в Московской Руси были общие бани, где мужчины и женщины парились вместе. Но так ли это? Это утверждение не совсем верно. Например, в банях, которые были у крестьян в деревнях, могли посещать и мужчины и женщины, но только родственники. Попасть туда с незнакомыми людьми было нельзя, так как бани в основном строились для себя, были в каждом дворе, поэтому и мыться в них могли целой семьей. Совсем по – другому обстояла ситуация в городах, где мылись все вместе, что особенно странным явлением было для иностранцев, которые посещали Россию. Закон о том, чтобы строить отдельно женские и отдельно мужские бани выдала Екатерина II.
В деревнях бани топились в основном по субботам, а также большим праздникам. Первыми шли мыться мужчины и дети, а затем женщины. Мыться на полный желудок считалось недопустимым, так как это могло привести к появлению лишнего веса. Глава семьи подготавливал березовый веник (замачивал в горячей воде), прыскал водой на камни, крутил им над горячими камнями, пока веник не начинал истончать аромат и пар. Когда листья становились мягкими, и не липли к телу, начинали париться и мыться.
В деревнях баня могла топиться «по-черному» и «по-белому». Когда при растапливании дым выходил наружу через трубу, значит баня топилась по-белому, если же дым шел в парную, ее проветривали, стены окатывали холодной водой, после чего парились по-черному.
Одним из оригинальнейших способов помыться, был вариант – в печи. Мылись таким образом — после приготовления пищи в печь стелили солому, для того чтобы человек не испачкался, а на стены прыскался квас или вода.
Что касается городов, то там строили общественные бани, первые из которых возводили по приказу царя Алексея Михайловича. Бани представляли собой одноэтажные постройки возле реки, которые состояли из таких помещений: мыльня, раздевальные, парные. Было принято в таких банях париться вместе (мужчины, женщины и дети).
По словам путешественников: «там ходят женщины разного возраста, не стыдясь, да еще и шутят над своей нескромностью». Удивительным для зарубежных гостей было и то, как распаренные женщины и мужчины выбегали, в чем мать родила на улицу, и окунались в ледяную воду реки. Просуществовали такие бани примерно одно столетие: так уже в 1743 году мужчинам и женщинам стало запрещено париться вместе. Но существовал этот запрет только на бумаге, а окончательный раздел бань случился тогда, когда стали возводить парные с разными отделениями для женщин и мужчин.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/cyrillitsa.ru/obscie-bani-na-rusi-kak-eto-bylo-5b8175dd1b6c7400aa9578f1
Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском
Эх, не давала покоя царю слава Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, творения опального патриарха Никона. Задумал Алексей Михайлович в середине 1660-х годов построить себе в Коломенском такой дворец, чтобы краше него ничего не было. И если монастырь Никон строил по образу храма Гроба Господня в Иерусалиме, то свой дворец царь решил построить по подобию иерусалимского Соломонова дворца.
Коломенское – древняя государева вотчина. Это село с давних пор было летней резиденцией московских князей и царей. Первым начал обустраивал его великий князь Василий III, при нем в 1532 году в Коломенском был построен знаменитый каменный шатровый храм Вознесения Господня – главное и самое красивое здание в Коломенском.
Строить летнюю резиденцию в Коломенском начали 2-3 мая 1667 года, а летом 1672 года дворец освятил патриарх Питирим. Он в своей речи сравнил царя Алексея Михайловича с царем Соломоном, построившим храм и дворец в Иерусалиме, и с императором Константином, основавшим и украсившим Константинополь – новую столицу Римской империи. Придворный поэт иеромонах Симеон Полоцкий в своей оде, сочиненной по поводу освящения дворца, назвал его восьмым чудом света и отметил сходство с библейским описанием дворца царя Соломона.
Деревянный дворец состоял из отдельных теремов для царя, царевичей, царицы и царевен, соединенных переходами, образующими внутренние дворы.
Покои царицы смотрели на каменную Казанскую церковь, построенную в 1670 году. Первые Романовы особо почитали икону Казанской Богоматери, с которой ополчение под руководством князя Пожарского и Минина 22 октября (по новому стилю 4 ноября) 1612 года освободило Москву. Этот день стал праздником Казанской иконы.
Дворец с церковью соединялся переходом длиной около 50 м и шириной около 3 м.
При строительстве Коломенского дворца в 1672-1773 годах были построены также Передние ворота, обращенные к Москве-реке и церкви Вознесения Господня.
В первые годы после открытия дворца царь устраивал здесь дипломатические приемы. Послов христианских государств принимали во дворце, а представителей мусульманских стран – в посольском шатре на Курьяновской пойме. Иностранные гости восхищались красотой дворцовых теремов. Дипломаты Священной Римской империи, посетившие Коломенское в 1675 году, говорили, что ни в одной стране так хорошо из дерева строить не умеют. Так что замысел Алексея Михайловича удался. Про Москву заговорили, как про второй Иерусалим.
Царская семья жила во дворце не только летом, приезжали сюда в любое время года. Дворец отапливался, тепло от печей разводилось в комнаты по трубам. Рядом со спальнями были устроены туалеты и мыльни (бани).
С Коломенским связана и жизнь Петра I, здесь он бывал с раннего детства. После смерти его отца, царя Алексея Михайловича, Петр приезжал сюда вместе с матерью. А с 18 лет в Фомино воскресенье он неоднократно отправлялся из Кремля в Коломенское на лодках, открывая навигацию по реке Москве.
После переноса столицы в Петербург Петр повелел подвести под Коломенский дворец новые фундаменты, чтобы сохранить его в память о родителях и своем детстве. Но срок жизни деревянных построек недолог, дворец пережил Петра только на 42 года. В 1767 году, уже при
Екатерине II дворец разобрали, предварительно детально обмерив его и зарисовав изображения фасадов. На основании этих документов и воссоздали дворец в 2007-2010 годах.
Правда, за 240 лет на месте дворца уже выросли большие деревья, поэтому построили его в другом конце Коломенского парка, там, где когда-то была деревня Дьяково. Теперь между воссозданным дворцом и Казанской церковью не 50 метров, как раньше, а полтора километра.
Для тех, кто хочет побольше узнать о дворце, рекомендую книгу:
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/natalia_timofeeva/dvorec-caria-alekseia-mihailovicha-v-kolomenskom-5d63f8ec4735a600adf0ede2
Дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском, Москва — отзыв
Царские хоромы о многом «расскажут», многое «покажут», но все секреты «не раскроют».
Приветствую вас, дорогие читатели данного отзыва!
В этот раз приглашаю посетить со мной удивительное по красоте место, о котором я узнала совсем недавно. Это дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском. В самом музее-заповеднике я бывала довольно часто, уж очень мне там нравится, но в особенности яблоневый сад, особенно цветущий весной. Но так как царский дворец находится в значительном удалении от обычных посещаемых мест, о нем мало кто знает. Спешу поделиться с вами своим открытием.
До дворца царя Алексея Михайловича удобнее всего добираться от метро «Каширская» (а не от метро «Коломенское» как мы обычно делаем). Всего несколько минут пешком и вы у цели. Также можно доехать и на автомобиле. К слову, у входа в Коломенское со стороны Каширского шоссе имеется большая автомобильная парковка, причет бесплатная.
В настоящее время перед нами полностью воссозданная версия царского дворца в Коломенском. И для посещения этот музей был открыт относительно недавно — в 2010 году. При историко-художественной реконструкции дворца опирались на архивные документы и артефакты, найденные при раскопках в Коломенском. Получилось доподлинно воссоздать прекрасный памятник архитектуры и художественно-прикладных искусств.
В одном из своих отзывов о выставке «Сокровища русского искусства. XVII век» кроме подлинных экспонатов, я успела рассказать ещё и о покоях средних и младших царевен. Сегодня же мы с вами прогуляемся по настоящим царским покоям.
При Алексее Михайловиче дворец делился на мужскую и женскую половины. В первой части проживал царь с сыновьями, а также проходили приёмы и торжественные пиры. Царица с царевнами находились в женской половине.
Хоромы царя и царицы можно посетить раздельно (билеты обойдутся по 300 рублей соответственно, льготные билеты — по 150 рублей). А можно приобрести комплексный билет на посещение всех хором. За это придётся заплатить всего 400 рублей (льготные — 200 рублей). Как говориться, экономия на лицо. Ей мы и воспользуемся. Также есть возможность посетить музей абсолютно бесплатно в рамках «музейной недели» — в пятницу третьей недели месяца.
Итак, билеты куплены, сумки и пакеты сданы в камеру хранения, вещи — в гардероб. Кажется всё! Ах нет, про бахилы то мы забыли! Ну, теперь точно можно отправляться на прогулку по дворцу!
Наша экскурсия начинается с сеней перед столовой палатой.
Одним из интересных экспонатов, размещённых в сенях, является шпалера с изображением Александра Македонского.
По европейской традиции шпалеры с изображением подвигов великих правителей вывешивали во время торжеств.
И вот мы с Столовой палате. В глаза бросается буйство красок, особенно красного и золотого. По-царски роскошное убранство. Здесь принимали иностранных послов, здесь же проходили торжественные и праздничные обеды.
Во время обеда царь занимал специальное место на небольшом помосте.
Украшением праздничного застолья были золотая и серебряная посуда, которую выставляли в специальном царском шкафу.
Через Думную палату, где царь Алексей Михайлович держал совет с боярами, проходим в Престольную палату. И снова поражает роскошь в интерьере, которая служила лишь дополнением к царскому трону, который является символом власти государя. Для изготовления трона использовались дорогая и редкая древесина, дорогие ткани, драгоценные камни.
«Песнь песней царя Соломона».
Из кабинета двери ведут в опочивальню, в которую могли войти только самые близкие из приближенных. Как видите, безопасности царя относились крайне ответственно. В комнате находилось не так уж много мебели — царская кровать, лавки и сундуки, где хранили белье и различные туалетные принадлежности. В этой комнате экспонируется деревянная кровать с восхитительной резьбой работы европейских мастеров конца 16 века.
Здесь личные покои царя Алексея Михайловича заканчиваются и по специальному переходу мы проходим в хоромы царевичей. Здесь комнат с экспозициями немного, только учительная палата,
Кабинет Петра Алексеевича отличается по оформлению значительно отличается от интерьеров в других царских палатах.
Представленные экспонаты также могут многое рассказать и о заслугах Петра Алексеевича, о победах русского войска под его командованием, об основах мореплавания.
Конечно в хоромах царя и царевичей есть много интересных экспонатов, но нам пора уже спешить на женскую половину дворца. Но предварительно успеем на минуточку заглянем в царскую мыльню (для нас привычнее звучит баня), где можно узнать и банных традициях. Кто любит баню, обязательно оценит данную экспозицию.
В хоромах царицы есть также много комнат для посещения. Но ограничиваясь отзывом, остановлюсь на наиболее интересных для меня экспозициях.
Прежде всего это Престольная палата царицы. Здесь царица принимала представителей духовенства, родственников и представительниц высшей аристократии.
Еще одна комната с интересными экспонатами — покои Елизаветы Петровны.
Источник статьи: http://irecommend.ru/content/tsarskie-khoromy-o-mnogom-rasskazhut-mnogoe-pokazhut-no-vse-sekrety-ne-raskroyut