Конструктивистские бани
Конструктивистские бани.
Автор статьи — Селиванова Т. В.
С 1917 года в СССР понятие «общественная баня» принципиально изменилось. Это больше уже не полутемные, с толстыми стенами кирпичные строения, где в пару и сырости мылись горожане, тайком от банщиков стирая в шайках перенесенное с собой белье. Советская баня должна была стать символом нового быта и нового человека, храмом чистоты, местом общения здоровых, полноценных новых граждан, место, сопоставимое по размаху с древнеримскими термами. Более того, в начале 1920-х годов их так и называли — термы.
Проектирование бань стало ответственнейшей миссией советских архитекторов.
История советских бань началась 1920-м году, когда в Петрограде был объявлен конкурс на проект районных терм. В конкурсе приняли участие виднейшие архитекторы, будущие лидеры авангарда ленинградской школы.
Среди них Ной Троцкий и Иосиф Лангбард. В ходе конкурса уточнялось проектное задание. Задумывался грандиозный общественно-спортивный центр, где собственно душевые терялись на фоне величественных вестибюлей, гимнастических залов, крытого бассейна и стадиона с трибунами. Эта программа по своему размаху вполне соответствовала пиранезианским настроениям архитекторов, работавших в то время в духе символического романтизма. Само собой, что реализация подобных проектов в условиях 1922 — 1925 годов была невозможна.
С середины 1920-х годов в процессе укрепления позиций авангарда в архитектуре (в первую очередь, в Москве) начинается процесс разработки типовых бань. На смену торжественным термам приходят многофункциональные и практичные «бани-купальни» или «бани-бассейны».
Баня — важнейшее звено в цепи элементов новой организации быта в СССР, где она занимает почетное место наряду с домом-коммуной, фабрикой-кухней, клубом, заводом, ФЗУ, яслями, крематорием. Баня в этой целостной системе трактовалась как «комбинаты гигиены» и физического усовершенствования нового гражданина.
Отношение к новым баням было действительно восторженное. Во-первых, в большинстве домов, строившихся повсеместно в конце 20-х — начале 30-х годов, ванна или душ не были предусмотрены, также их не было в бараках и землянках, где проживала большая часть резко выросшего населения городов. Во-вторых, современная архитектура и строительные материалы могли воплотить совершенно новый, невиданный ранее образ «коллективной чистоты».
Рафинированно белые гладкие стены, прерываемые большими плоскостями остекления или разрезанные ленточными окнами, огромные, высокие, светлые залы без опор, гигантские бассейны, сверкающая плитка, гимнастические залы, зеленые уголки, врачебные кабинеты, автоматизированные прачечные, эксплуатируемые кровли с солярием или даже беговой дорожкой.
Этот пафос чистоты и здоровья, возведенные в культ, этот стиль жизни резко контрастировал с плохо устроенным бытом, чудовищными жилищными условиями. Баня-купальня казалась подлинным очагом социализма, частицей, моделью прекрасного и радостного будущего!
Этот новый тип советского общественного сооружения часто появляется среди проектных заданий архитектурных вузов. В 1926 году задание «термы» выполняют студенты ВХУТЕМАСа, в следующем году «баню-бассейн» проектируют учащиеся Академии Художеств. В 1928 году мастерская Александра Никольского разрабатывает два, наверное, самых известных реализованных проекта бань: цилиндрическую баню в Смольном районе и Г-образную в Московско-Нарвском районе в Ленинграде.
В Москве строятся две крупнейшие бани-бассейна — в Пролетарском районе (при заводе АМО, затем ЗИС) и в Бауманском районе. На рубеже 1920 —30-х годов активно проектируются бани по всему Подмосковью и в других регионах страны. по материалам книги
С. О. Хан-Магомедова
«Архитектура советского авангарда»
О банях-бассейнах
«Отличие нового типа купальных заведений от прежних бань заключается главным образом в том, что одновременно с целями санитарно-гигиеническими, ставятся задачи развития физической культуры.
Таким образом, с возможностью обмывания, производимого притом более совершенными и удобными способами (ванны, души), населению предоставляется возможность в течение круглого года пользоваться также купаньем.» Викторов Б. К вопросу о проектировании ванн, душей и бассейнов для плавания.
Коммунальное хозяйство. 1929. №7-8. С. 85
Конструктивистские бани в Коломне
Алексей Васильев (1900 — 1961)
Закончил Московский институт гражданских инженеров (МИГИ) в 1924 г. Учился у лидеров советского архитектурного авангарда — Леонида Веснина, Моисея Гинзбурга, Николая Марковникова. В МИГИ носил прозвище «Мэр».
Среди проектов: Музей Красной Москвы (дипломный проект, 1924 г.), типовой проект клуба металлистов на 350 человек (совместно с Л. Пономаревой, 1927 г.), рабочий клуб «Металлист» на 600 человек в Туле (совместно с А. Мурзавецким, построен в 1927 — 1928 гг.), проект клуба завода «Шарикоподшипник» (совместно с Г. Вегманом, 1932 г.).
Людмила Пономарева (1901 — ?)
Закончила Московское высшее техническое училище (фабрично-заводское отделение) в 1927 году под руководством В. Веснина.
Конструктивистские бани в Коломне были построены на излете стиля — в 1934 году, когда повсеместно уже шло «освоение классического наследия», вероятно, что «анахронизм» связан с крайне низким темпом строительства.
Огромный комплекс состоит из Г-образного корпуса и распластанного объема бассейна с 4-х этажной пристроенной «башней» (на фото).
В более длинном крыле основного корпуса были душевые и номера (отделения 1 и 2 разрядов), а в коротком — механическая прачечная. Угол с центральным входом закруглен и прорезан большими вертикальными проемами.
В этом светлом «стакане» расположен вестибюль с двухмаршевой лестницей, наверху — раздевалки, мужская и женская парикмахерские. Участок был выбран на месте парка, над линией водопровода, шедшего к трехметровой чугунной колонке, стоявшей на площади Пяти углов.
Авторов бани — Алексея Васильева и Людмилу Пономареву — с уверенностью можно отнести к школе конструктивистов. Каждый из них получил хорошее архитектурно-инженерное образование в тесном контакте с идеологами ОСА: Леонидом и Александром Весниными, Моисеем Гинзбургом. Приемы, использованные в проекте коломенской бани, нельзя назвать уникальными, тем не менее ее без натяжки можно назвать памятником конструктивизма.
Удачная компоновка здания на площади Пяти углов, выразительное пространство внутреннего двора (что в конструктивистских постройках встречается редко) — все это говорит об авторах как о сложившихся, уверенных архитекторах, хорошо знакомых с пропедевтическим курсом Весниных, Ладовского, а также увлеченных западноевропейским функционализмом.
Эффектней всего в проекте решен цилиндрический вход с врезанной призмой второго этажа и тонкой пластиной полукруглого козырька. Это решение напоминает оформление входа в баню-бассейн Бауманского района Москвы, спроектированную в 1929 — 1930-х годах Н. Гундоровым, так же, как и оформление входа клуба «Металлист» в Туле.
Игра с цилиндрической формой, излюбленная в конструктивизме, была, судя по всему, особенно близка А. Васильеву, последовательно «примерявшему» циркульные формы и в своем дипломном проекте Музея Красной Москвы, и в проекте клуба «Шарикоподшипник» в Москве.
Источник статьи: http://www.vidania.ru/literatura/kolomenskii_posad/konstruktivistskie_bani.html
Баня в 1920 годах
Глава 7. Формирование системы коммунально-бытового обслуживания
6. Районные термы, бани-бассейны
Значительный интерес представляют поиски нового типа бани, которую также пытались превратить в место «социального контакта», придав ей новые общественные функции.
В Петрограде в первые годы советской власти при разработке типов «зданий для мытья» их функциональное назначение было существенно расширено. Бани общего пользования рассматривались как общественные здания типа терм. В качестве одного из основных типов «зданий для мытья» в декабре 1919 г. был предложен универсальный тип терм с плавательным бассейном, душами, ваннами и баней.
В 1920 г. был проведен конкурс на проект первых районных терм в Петрограде, которые должны были размещаться на Ватном острове. Сам выбор места для терм свидетельствовал о подходе к этому типу сооружения как к общественному зданию. В конкурсных проектах (Н. Троцкий, Л. Тверской, Д. Бурышкин, И. Лангбард) термы были запроектированы как грандиозный общественно-спортивный комплекс, в котором помещения для мытья оказались подчиненными (и функционально, и композиционно) таким помещениям, как парадный вестибюль, крытый бассейн для плавания и гимнастический зал, причем в комплекс терм были включены также открытые спортивные площадки с трибунами для зрителей.
В 1921 г. в Московском политехническом институте М. Гакен выполнила дипломный проект на тему «Общественные бани» (руков. Э. Норверт). Бани представляли собой нечто среднее между термами и спортивно-культурным комплексом. Это грандиозное сооружение с внутренним двором, обширным фойе, бассейном, местами для зрителей, гимнастическим залом, баней, кафе-столовой, читальней и др.
В середине 20-х годов, когда разворачивалось массовое строительство коммунально-бытовых зданий, разработка архитектурной программы бани приобретает более деловой характер. Создаются проекты различных по пропускной способности бань, где наряду с общими банными помещениями предусматриваются ванные и душевые кабины. Разрабатываются типовые проекты или же в качестве таковых используются наиболее удачные проекты, разработанные для конкретного участка (повторно использовались проекты бань, например, в Москве).
Конкурсные проекты районных терм в Петрограде. 1920. Н. Троцкий, Л. Тверской и Д. Бурышкин (перспектива) | Конкурсные проекты районных терм в Петрограде. 1920. Н. Троцкий, Л. Тверской и Д. Бурышкин (план первого этажа) |
Конкурсные проекты районных терм в Петрограде. 1920. Н. Троцкий и Л. Тверской (перспектива) | Конкурсные проекты районных терм в Петрограде. 1920. И. Ламгбард (перспектива) |
Конкурсные проекты районных терм в Петрограде. 1920. И. Ламгбард (план) | Конкурсные проекты районных терм в Петрограде. 1920. Л. Тверской (план первого этажа) |
Широкое строительство бань во второй половине 20-х — начале 30-х годов рассматривалось как решение задачи улучшения коммунально-бытового обслуживания трудящихся. Однако в банях видели в эти годы не только здания, связанные с санитарно-гигиеническими задачами. И хотя ограниченные средства не позволяли в годы индустриализации реально ставить вопрос о создании грандиозных терм, продолжалась разработка нового типа бани (бани-бассейна или бани-купальни) как комплексного общественного здания, в уточнение архитектурной программы которого значительный вклад внесли проекты, созданные во ВХУТЕМАСе, в Академии художеств (Ленинград) и в мастерской А. Никольского в Ленинграде.
Проекты «общественных бань», выполнявшиеся в 1926 г. во ВХУТЕМАСе (проекты А. Зальцмана, А. Марморштейна, М. Тарелина и др.), по своей программе были близки термам первых лет советской власти. Банные помещения в них были подчинены группе спортивных помещений (обширные бассейны для плавания, гимнастические залы).
В Академии художеств «баня с плавательным бассейном» проектировалась студентами в 1927 г. В проекте Г. Ломагина банные помещения и бассейн выделены в отдельные корпуса, соединенные крытым переходом, к которому примыкают ванные кабины.
А. Зальцман. Общественные бани. ВХУТЕМАС (мастерская А. Веснина). 1926. Перспектива | А. Зальцман. Общественные бани. ВХУТЕМАС (мастерская А. Веснина). 1926. Фасады |
А. Зальцман. Общественные бани. ВХУТЕМАС (мастерская А. Веснина). 1926. Планы | М. Тарелин. Общественные бани. ВХУТЕМАС. 1926. Перспектива |
М. Тарелин. Общественные бани. ВХУТЕМАС. 1926. Планы | Г. Ломагин. Баня с плавательным бассейном. Ленинградская Академия художеств. 1927. План |
Г. Ломагин. Баня с плавательным бассейном. Ленинградская Академия художеств. 1927. Фасад | М. Марморштейн. Общественные бани. ВХУТЕМАС. 1926. План |
М. Марморштейн. Общественные бани. ВХУТЕМАС. 1926. Фасад |
В проектах А. Никольского, созданных в 1928 г., наглядно проявились противоречия между реальными экономическими возможностями тех лет и поисками новых типов общественных зданий. Он разрабатывает проекты двух бань для конкретных участков в Ленинграде (обе бани выстроены). Баня в Смольном районе — это двухэтажное здание с пропускной способностью 2100 человек в день; банные помещения расположены в кольцевом корпусе (с внутренним двором), к которому примыкает прямоугольный объем вестибюля. Баня в Московско-Нарвском районе рассчитана на обслуживание 4 тысяч человек в день. Решенное в плане в виде буквы Г здание бани также в основном двухэтажное с надстройками в развитой угловой части. В отличие от бани Смольного района, композиция которой решена единой крупной формой (низкий цилиндр с врезанным параллелепипедом), внешний облик нарвской бани представляет собой сложную объемно-пространственную композицию. Простые по форме, распластанные прямоугольные в плане корпуса как бы противопоставлены усложненному построению угловой части: мощный полукруглый выступ с врезанным в него вертикальным прямоугольным объемом, надстройка с криволинейным объемом и галереей, две монументальные трубы (квадратные в сечении и утоняющиеся кверху).
А. Никольский. Баня-бассейн. Экспериментальный проект. 1928. Фасад, планы, разрезы | А. Никольский. Баня-бассейн. Экспериментальный проект. 1928. Фасад, планы, разрезы |
А. Никольский. Баня в Московско-Нарвском районе Ленинграда. 1928-1930. Общий вид | А. Никольский. Баня в Московско-Нарвском районе Ленинграда. 1928-1930. План |
А. Никольский. Баня в Московско-Нарвском районе Ленинграда. 1928-1930. Аксонометрия | А. Никольский. Баня в Смольном районе Ленинграда. 1928-1930 |
А. Никольский. Баня в Смольном районе Ленинграда. 1928-1930 |
Одновременно с этими выполнявшимися по конкретной программе проектами бань Никольский создает экспериментальный эскизный проект бани (пропускная способность — 4 тысячи человек ежедневно) в виде распластанного одноэтажного кольцевого корпуса с банными помещениями, в центре которого расположен обширный бассейн, перекрытый стеклянным куполом. Здание окружено садом, из которого на плоскую крышу банного корпуса (где устроен солярий) ведут лестницы, ритмично расположенные по наружному периметру здания. С плоской крыши можно непосредственно попасть и в подкупольное пространство с бассейном, минуя банные помещения.
Н. Морозов. Проект бани-бассейна в Замоскворецком районе Москвы. Перспектива, планы | А. Дмитриев. Проект бани-бассейна в Замоскворецком районе Москвы. 1928. Перспектива |
А. Дмитриев. Проект бани-бассейна в Замоскворецком районе Москвы. 1928. Разрез | А. Дмитриев. Проект бани-бассейна в Замоскворецком районе Москвы. 1928. Планы |
А. Дмитриев. Проект бани-бассейна в Замоскворецком районе Москвы. 1928. Разрез |
Таким образом, во второй половине 20-х годов наряду с проектированием и строительством специализированных зданий бань велись интенсивные поиски нового типа бани, в котором предлагалось объединить банные и спортивные помещения. Постепенно оба типа бани сближались, поисковые проекты освобождались от спортивных помещений, не связанных с плаванием (например, от гимнастических залов). В результате эволюции как обычной бани, так и поисковых проектов (развивавших идею терм) в конце 20-х годов была разработана архитектурная программа особого типа коммунально-бытового здания бани-бассейна (бани-купальни). Тип этого нового общественного здания создавался под большим влиянием конкретного заказа, исходившего от местных советов. Так, в Моссовете именно в эти годы были разработаны новые требования к типу бань, которые легли в основу программы проектирования банных зданий для различных районов города.
«Вопрос о постройке общественных купальных заведений нового типа в Москве уже поставлен в программу коммунального строительства,- говорилось в одной из статей.- Отличие нового типа купальных заведений от прежних бань заключается главным образом в том, что одновременно с целями санитарно-гигиеническими ставятся задачи развития физической культуры. Таким образом вместе с возможностью обмывания, производимого притом более совершенными и удобными способами (ванны, души), населению предоставляется возможность в течение круглого года пользоваться также купаньем» 1 .
С. Панин, баня-бассейн в Пролетарском районе Москвы. 1928-1930. Фрагмент | С. Панин, баня-бассейн в Пролетарском районе Москвы. 1928-1930. Общий вид |
С. Панин, баня-бассейн в Пролетарском районе Москвы. 1928-1930. Разрезы | С. Панин, баня-бассейн в Пролетарском районе Москвы. 1928-1930. Интерьер (бассейн) |
С. Панин, баня-бассейн в Пролетарском районе Москвы. 1928-1930. Планы первого и второго этажей | Н. Гундоров. Баня-бассейн в Бауманском районе Москвы. 1928-1930. Общий вид |
Н. Гундоров. Баня-бассейн в Бауманском районе Москвы. 1928-1930. Планы первого и второго этажей | Н. Гундоров. Баня-бассейн в Бауманском районе Москвы. 1928-1930. Разрезы |
Н. Гундоров. Баня-бассейн в Бауманском районе Москвы. 1928-1930. Вышка для прыжков | Н. Гундоров. Баня-бассейн в Бауманском районе Москвы. 1928-1930. Интерьер (бассейн) |
В состав таких купальных учреждений, согласно программе, включались ванные, душевые, бассейны для плавания, а также специальные медицинские помещения и солярии.
По этой программе для Москвы был разработан ряд проектов. Характерны два проекта банного здания для Замоскворецкого района- Н.Морозова и А.Дмитриева. В пояснительной записке к первому проекту говорилось: «Ввиду новых требований, предъявляемых Моссоветом к зданию бань, которые должны служить не только санитарно-гигиеническим целям, но и преследовать цели культурно-спортивные, вновь проектируемое здание значительно разнится от существующих зданий этого порядка» 2 . По проекту архит. Н. Морозова баня (пропускная способность — 500 человек в час) представляет собой трех-, четырехэтажное здание, состоящее из двух примыкающих друг к другу корпусов (в плане в виде буквы Г), в которых размещаются: женское и мужское банные отделения (200 человек в час), 225 индивидуальных душевых кабин, спортивный бассейн для плавания на 100 человек с трибунами для зрителей (600 мест), ванное отделение на 50 ванн, отделение свето-, водолечебных процедур, «быстро действующая» прачечная (на 1000 кг белья). Рядом с баней запроектирован открытый стадион. В проекте архит. А. Дмитриева, разработанном по той же программе (с некоторым отличием в общей пропускной способности и в количестве мест в различных помещениях), корпуса банного отделения и бассейна для плавания расположены по одной оси, образуя единое прямоугольное в плане вытянутое здание. Здесь при том же наборе помещений, что и в предыдущем проекте, предусмотрено устройство большой спортивной площадки и, кроме того, запроектированы солярий на крыше, приемная врача, помещения для инструктора физкультуры и т. д.
Таким образом, проектировавшиеся по новой программе бани-бассейны представляли собой сложные комплексные сооружения санитарно-гигиенического и спортивно-оздоровительного назначения.
Несколько таких бань-бассейнов (бань-купален) было выстроено в Москве. Так, в одном только 1930 г. были введены в действие две (запроектированные в 1928 г.) крупные бани-бассейны: в Пролетарском (архит. С. Панин) и в Бауманском (архит. Н. Гундоров) районах. Баня-бассейн Бауманского района (которая названа в одной из статей «самой мощной в Европе баней-купальней») представляет собой двухэтажное кирпичное здание с женскими и мужскими банными отделениями, между которыми расположен бассейн для плавания с трибунами для зрителей (часть мест расположена в примыкающей к торцу бассейна полуротонде), кабинами для раздевания и вышкой для прыжков. Баня-бассейн в Пролетарском районе — это огромное трехэтажное кирпичное здание. Здесь также имеются женское и мужское банные отделения, бассейн для плавания с трибунами и вышкой для прыжков, ряд вспомогательных помещений (буфет, парикмахерская и т.д.).
Бани-бассейны строились и в других городах. Например, в начале 30-х годов такая баня была построена в Ленинграде (архит. С. Васильковский).
Источник статьи: http://alyoshin.ru/Files/publika/khan_archi/khan_archi_2_108.html