- Павильон «Турецкая баня»
- Как добраться:
- История строительства павильона «Турецкая баня»
- Архитектурные особенности павильона «Турецкая баня»
- Современное время
- Турецкая баня
- Турецкая баня
- Режим работы Турецкой бани в 2021 году
- Холодная баня
- РУССКАЯ БАНЯ
- УГЛОВЫЕ КАБИНЕТЫ. («ОТДЫХАТЕЛЬНАЯ КОМНАТА», КОМНАТА ДЛЯ МАССАЖА)
- ВАННАЯ КОМНАТА («ТЕПЛАЯ БАНЯ»)
- КУПАЛЬНЫЙ ЗАЛ
- ЛЕСТНИЦА
Павильон «Турецкая баня»
Как добраться:
- — На электричке до ж.д. станции «Царское Село — г. Пушкин», затем до остановки «Парк» на любом автобусе или маршрутном такси.
- — От станции метро «Московская», «Звездная», «Купчино» на автобусе или маршрутном такси до остановки «Парк».
История строительства павильона «Турецкая баня»
Павильон «Турецкая баня» был возведен по проекту архитектора И. Монигетти в 1852 году по указу императора Николая I и расположен на искусственном полуострове на Большом пруду. Павильон «Турецкая баня» является памятником Русско-Турецкой войне 1828–1829 годов.
Здание построено в виде мечети, и это не случайно. По свидетельствам участников войн, турки на захваченных русских территориях устраивали бани в церквях.Царскосельская Турецкая баня устроена в виде мечети и символизирует ту «баню», которую русское войско устроило противнику во время войны 1828-1829 гг.
Архитектурные особенности павильона «Турецкая баня»
Здание увенчано круглыми куполами и минаретами, высокий минарет венчает шпиль с полумесяцем, интерьеры его выполнены в «мавританском» стиле и украшены трофейными мраморными деталями, вывезенными во время войны из бани турецкой султанши.
Внутреннее убранство поражало великолепием: стены были покрыты позолотой и лепными орнаментами, на полах лежали турецкие ковры, стояли турецкие диваны. Турецкую баню строили как памятник и как украшение Екатерининского парка и по прямому назначению не использовали, хотя бассейн и умывальники были установлены, а два из них оборудованы кранами для горячей и холодной воды Павильон был последней постройкой в этом парке.
Современное время
- Во время войны павильон «Турецкая баня» был почти полностью разрушен прямыми попаданиями артиллерийских снарядов.
- В последующие годы восстановили только фасады, а помещение использовали под лодочную станцию.
- В настоящее время основная часть реставрации павильона завершена и он предстает перед нами почти в первозданном виде.
- Сейчас в павильоне выставлены предметы из собрания ГМЗ «Царское Село».
Источник статьи: http://pushkin.ru/encycl/parks/turetskaya-banya.html
Турецкая баня
В 1850–1852 годах по распоряжению императора Николая I на небольшом мысе в юго-западной части Большого пруда велось строительство нового сооружения — павильона «Турецкая баня». По времени создания Турецкая баня является последней постройкой на территории Екатерининского парка. Автором проекта, задуманного как своеобразный мемориал Русско-турецкой войны 1828–1829 годов, был архитектор И. А. Монигетти, избравший в качестве образца для павильона турецкую мечеть. Купол сооружения украсили рельефные орнаменты, а высокий минарет, увенчанный шпилем с полумесяцем, придал ему особую живописность.
Внутренние помещения Турецкой бани были решены в «мавританском» стиле. В оформлении интерьеров использовались вывезенные во время Русско-турецкой войны из Румелии (европейская часть владений Османской империи с центром в Софии) беломраморные рельефные детали внутренней отделки бани турецкой султанши и султана из сада дворца Эски-Серай в Адрианополе: колонны, настенные доски и чаши фонтанов, наддверные украшения и др. (они датируются XVII–XVIII столетиями).
Вход в сени, ведущие в раздевальню, открывает богато орнаментированный портал. Нижняя часть стен раздевальни облицована цветной мозаикой, верхняя — украшена лепкой и орнаментальной живописью. В нише устроен каскадный фонтан.
Мыльня освещалась сверху; в ее стены вделаны две чаши с кранами для воды. Полуциркульная арка связывает помещение мыльни с центральным купольным залом, отделанным с особой роскошью. В его центре находится бассейн из белого мрамора, в котором стоял расписной и позолоченный фонтан. В стены вделаны мраморные доски с рельефными орнаментами и стихотворными текстами.
Во время Великой Отечественной войны здание Турецкой бани пострадало от прямых попаданий снарядов. В 2006-2009 годах в Турецкой бане на средства Международного банка реконструкции и развития и федерального бюджета были проведены исследовательские и реставрационные работы. В воссозданном павильоне экспонируются предметы из собрания ГМЗ «Царское Село».
Источник статьи: http://tzar.ru/index.php/objects/ekaterininskypark/landscape/turkish
Турецкая баня
Санкт-Петербург Пригороды Санкт-Петербурга Царское Село (Пушкин) Турецкая баня
Турецкая баня — это последняя постройка, выполненная на территории Екатерининского парка. Павильон был создан по образцу турецких мечетей города Адрианополя (сейчас это город Эдирне на севере Турции). Павильон представляет мемориал русско-турецкой войне 1828–1829 годов.
Для справки: Часто на покоренных территориях турки устраивали бани в церквях и строительство Турецкой бани стало своеобразным ответным ходом. В павильоне были размещены трофеи — подлинные мраморные детали, привезенные императору из сада дворца султана Эске-Сораль и бани турецкой султанши в Адрианополе: колонны, наддверные украшения и настенные доски, чаши фонтанов и другие предметы.
Для строительства сооружения Николай I пригласил Карла Росси, но проект архитектора императору не понравился и работа была поручена Ипполиту Монигетти.
Турецкая баня построена в 1850–1852 годах на небольшом рукотворном полуострове Большого пруда.
Павильон служил украшением парка, он строился без отопления и никогда не использовался по своему прямому назначению — лишь в летние дни во время прогулки в нем укрывались от жары.
Купол здания украшен рельефным орнаментом, а высокий минарет (башня, с которой мусульмане призываются на молитву), заканчивается шпилем с полумесяцем.
Внутренние помещения Турецкой бани оформлены в мавританском стиле (этот архитектурный стиль возник в эпоху Историзма и неостилей в конце XIX века).
В здании было шесть помещений — Сени и Раздевальня, Мыльня и Купольный зал с альковом, Шестигранная комната и служебное помещение.
- Стены раздевальни украшены цветной мозаикой, лепкой и орнаментальной живописью, в нише устроен каскадный фонтан
- Мыльня освещалась сверху, в ее стенах устроены две чаши для воды. Через полуциркульную арку можно пройти в роскошный Купольный зал
- В середине Центрального купольного зала устроен бассейн из белого мрамора, в котором находился расписной позолоченный фонтан. Стены украшены мраморными досками с рельефными орнаментами и стихотворными текстами.
Во время Великой Отечественной войны от прямого попадания снаряда здание сильно пострадало. В 1953 году были восстановлены фасады и в павильоне разместилась лодочная станция. Павильон Турецкая баня был полностью восстановлен в 2005–2008 годах и сейчас в нем экспонируются предметы из собрания Государственного музея-заповедника Царское Село.
Режим работы Турецкой бани в 2021 году
Павильон закрыт до начала летнего сезона.
- В зимний период
- Павильон закрыт
- В летний период
- С 11:00 до 18:30
- Выходной день: среда
- Павильон может быть закрыт в дождливую погоду
Источник статьи: http://www.spb-guide.ru/page_19497.htm
Холодная баня
Центральное место в ансамбле, возведенном Ч. Камероном, принадлежит павильону «Холодная баня».
Модель Холодной бани была закончена в 1780 году, и весной того же года началось строительство павильона — небольшого двухэтажного здания. В его нижнем этаже были расположены помещения для водных процедур, а в верхнем — шесть богато отделанных помещений для отдыха и развлечений, получившие название «Агатовых комнат».
Архитектурное оформление фасадов Холодной бани, как и всего комплекса, построено на контрасте отделки этажей. Нижний, цокольный этаж отделен от второго карнизом и облицован массивными блоками грубо обработанного, пористого, словно изъеденного ветрами и дождями пудостского камня, создающего иллюзию «древности», подлинности «античного» памятника. Второй этаж, напротив, легок и светел; на фоне нежножелтого тона стен выделяются ниши, окрашенные в терракотовый цвет. По верху стен размещены круглые лепные медальоны-барельефы с мифологическими композициями. В продольной северо-восточной стене прорезаны полуциркульные окна, в торцевых — прямоугольные окна-двери, помещенные в арках. В простенках расположены ниши со скульптурными фигурами различных аллегорических и мифологических персонажей.
Главный, юго-западный фасад Холодной бани выходит на террасу на сводах, опирающихся на массивные кирпичные столбы. Терраса служит основанием для Висячего сада и является связующим звеном между сооружениями ансамбля Камерона и Большим Царскосельским дворцом. Со стороны Висячего сада и Камероновой галереи верхний этаж Холодной бани воспринимается как совершенно самостоятельный одноэтажный парковый павильон.
От остальных фасадов главный фасад отличается наличием таких же, как на Камероновой галерее, колонн, чем подчеркивается единство этих сооружений.
Холодная баня — редкий в истории русской архитектуры образец здания, в самом плане которого нашла отражение идея следования античным образцам. Разрабатывая проект Холодной бани, Ч. Камерон, по-видимому, использовал планировку центральной части терм Константина, уничтоженных в начале XVII века и известных по обмерам А. Палладио, которые он воспроизвел с комментариями в своем трактате «Термы римлян». Согласно Камерону, в число помещений римских терм входили аподитерий, или помещение для раздевания; унктуарий — для хранения масел; сферистерий — большой зал для упражнений; кальдарий — горячая баня; лаконик — парильня; тепидарий — теплая комната с подогретой водой и фригидарий — холодная баня. В Холодной бане были устроены Купальный зал с оловянным бассейном в центре, «теплая» и «жаркая» бани, «отдыхательная комната». Все помещения нижнего этажа имеют каменные своды и освещены высоко расположенными полукруглыми – «термальными» — окнами. В них повсюду простые дубовые наборные паркеты и выкрашенные в белый цвет одностворные филенчатые двери.
В интерьерах второго этажа Ч. Камерон применил цветной камень, живопись и лепку. Лепные работы во всем здании выполнял О. Мельников — крепостной Н. А. Львова, известного архитектора и поэта, и другие матера, скульптурные — Ж.-Д. Рашетт и К. Гофферт. В отделке интерьеров участвовали и другие талантливые мастера-декораторы, работавшие в Санкт-Петербурге в 1780-х годах, среди которых следует особенно отметить скульптора и декоратора Ж.-Б. Шарлеманя-Боде, выступавшего в качестве подрядчика на проведение большинства отделочных работ, и живописца И. Рудольфа.
Для полов в верхнем этаже были использованы паркеты, выполненные мастером X. Мейером по проектам Ю. М. Фельтена для дома А. Д. Ланского, строившегося в эти же годы в Санкт- Петербурге (из-за смерти фаворита императрицы они остались невостребованными).
Несмотря на повреждения военных лет, первоначальная отделка интерьеров павильона сохранилась. В настоящее время помещения первого этажа Холодной бани используются для временных выставок.
РУССКАЯ БАНЯ
От расположенного посередине здания входа из-под сводов Висячего сада начинается коридор, по сторонам которого располагались различные службы: комнаты для прислуги, кладовые для хранения масел и различных банных принадлежностей, помещения, где были устроены печи и котлы для нагревания воды.
Сегодня мы входим в комнаты первого этажа через небольшой овальный вестибюль, с такими же, как на фасаде, нишами. Сразу за ним располагалась «горячая баня», устроенная как традиционная для России парная, маленькая, ранее сплошь обшитая деревом.
Ч. Камерон не имел представления об устройстве русской бани и для ее создания обратился за помощью в Контору строений. Работа была поручена архитектору И. В. Неелову, который представил заказчикам смету в октябре 1785 года. Согласно его проекту в южном углу комнаты поставили печь, на решетчатом своде которой было сложено 250 пушечных ядер; их поливали водой для образования горячего пара. В углу напротив находился полок из липовых досок, скамейки и баки для воды. Подогретая вода поступала из котла, расположенного за стеной.
Императрица спускалась в Холодную баню по лестнице из бельэтажа, пройдя из своих комнат через Висячий сад.
УГЛОВЫЕ КАБИНЕТЫ. («ОТДЫХАТЕЛЬНАЯ КОМНАТА», КОМНАТА ДЛЯ МАССАЖА)
Два угловых кабинета имеют одинаковую отделку. Из задуманного Камероном были выполнены лишь изящные коринфские колонны цветного и белого мраморов. Эти колонны поддерживают пяты сводов, на парусах которых размещены круглые лепные барельефы. Два из них посвящены мифу об Амуре и Психее, два других изображали Афродиту и Адониса и сцену из истории Селены и Эндимиона. Ближайший к лестнице кабинет назывался «отдыхательной комнатой» и почти целиком был занят «античным ложем». Здесь превосходно сохранился камин белого мрамора с женскими фигурками на лопатках и резным орнаментом на фризе, работы Ж.-Б. Шарлеманя-Боде.
Второй угловой кабинет, расположенный между теплой и парной банями, предназначался для массажных процедур.
ВАННАЯ КОМНАТА («ТЕПЛАЯ БАНЯ»)
Смежная с «массажной комнатой» ванная комната или «теплая баня» — просторное и светлое помещение, где прежде находилась ванна для купания в теплой воде. Стены Ванной были оштукатурены и окрашены; единственным украшением их стали профилированные рамки, членящие плоскости стен на филенки, и лепные декоративные вазы высокого рельефа над фронтонами дверей, две из которых ложные, несущие декоративную функцию. В XIX веке в Ванной комнате был установлен камин светло-серого мрамора.
КУПАЛЬНЫЙ ЗАЛ
Самым просторным и светлым помещением первого этажа является Купальный, перекрытый двойным крестовым сводом.
Согласно первоначальному проекту Камерона Купальный зал с бассейном должен был выглядеть особенно нарядно, поражать золотом лепных украшений на перекрытиях и также богатой отделкой стен из искусственного мрамора, расписанных орнаментами. Предполагалось установить над бассейном роскошный балдахин на фаянсовых колоннах с золочеными бронзовыми орлами и вымостить пол разноцветным мрамором.
Однако этот проект императрица отклонила; Камерону удалось отстоять лишь часть своего первоначального замысла и декорировать стены зала рельефными композициями на сюжеты мифов, связанных с водной стихией.
Сразу под сводами расположены большие полукруглые панно с многофигурными композициями: на юго-восточной стене — «Акид и Галатея», на юго-западной — «Пан и Сиринга» и «Кентавр Несс и Деянира». На барельефе северо-западной стены изображена Амфитрита в окружении нереид, тритонов, дельфинов и амуров. Ниже идет сплошной скульптурный фриз, составленный из прямоугольных панно, чередующихся с круглыми медальонами, на которых представлены такие сюжеты, как «Туалет Венеры», «Галатея и Нептун», «Купающиеся наяды», «Триумф Амфитриты», а также аллегории рек и озер, изображение купальщиц и музы Эвтерпы. Скульптурные композиции были выполнены под руководством Ж.-Д. Рашетта.
Под паркетом зала скрыт кирпичный каркас находившегося в центре зала круглого бассейна для купания в прохладной воде объемом 13 кубометров, окруженный деревянной балюстрадой. Лесенки спускались в оловянную ванну, изготовленную мастером Албрехтом. В зале был установлен камин из белого мрамора, украшенный золоченой бронзой.
В годы Великой Отечественной войны в Купальном зале была устроена конюшня; бассейн был разломан, многие двери уничтожены, от полов остались лишь обломки. В 1949 и 1990 годах прошли реставрационные работы.
ЛЕСТНИЦА
Два этажа павильона «Холодная баня» соединяет винтовая лестница, словно висящая в воздухе. Ее спиралевидный марш вписан в овальный объем помещения без обычных подпорных стенок. Концы ступеней вставлены в специальный канал, выбранный в стене, и заклинены камнем; кромки ступеней соединены посредством закруглений и выемок, и таким образом ступени опираются также друг на друга.
Сокращение расходов на художественную отделку помещений первого этажа Холодной бани, пересмотр проектных решений коснулись также и лестницы. На вопрос Ч. Камерона: «Из чего угодно ступени сделать, из российского мрамора или дикого камня?», последовал ответ императрицы Екатерины II: «Из дикого камня, но только покойную». Исполняя пожелания заказчицы, архитектор изготовил ступени из серого мелкозернистого гранита. Решетка лестницы получила простой рисунок в виде вертикальных стержней и гладких золоченых розеток; ее полированный поручень выполнен из красного виргинского дерева. Пол лестничных площадок выложен белым и серым мрамором с широким бордюром из путиловской плиты.
Стены лестничного пространства прорезаны двумя дверями и парой окон, между которыми располагаются полуциркульные ниши с мраморными скульптурами. Над нишами размещены круглые лепные медальоны с мифологическими композициями работы Ж.-Д. Рашетта. Стеклянное заполнение окна-двери, выходящей на Висячий сад, выгнутое по форме стены, восстановлено в 2012 году.
Белые розетки кессонов купола над лестницей производят впечатление кружевного узора. Основание купола обегает лепной карниз с рельефом из листьев лотоса, а под ним тянется широкий фриз изящных арабесок с фигурами грифонов и вазами между ними.
Силуэт лестницы и все ее пространство, созданное Ч. Камероном, составляют одно из самых совершенных и изысканных творений шотландского архитектора, уникальное в истории русского зодчества, с которым оказалось связано его творчество.
Источник статьи: http://tzar.ru/objects/ekaterininskypark/cameron/coldbathhouse