Меню

Баня в древней руси обычаи

История и традиции русской бани: краткий очерк

Любимая традиция каждого русского

Баня всегда была и есть для русского человека не просто местом, где можно принять гигиенические процедуры и очистить свое тело от загрязнений, а особым, почти сакральным сооружением, где очищение происходит не только на физическом, но и на духовном уровне. Ведь недаром же посетившие баню, описывая собственные ощущения, говорят:

Как заново на свет народился, помолодел лет на 10 и очистил тело и душу.

Понятие русской бани, история появления

Русская баня — это специально оборудованное помещение, которое предназначено для принятия водных гигиенических и тепловых процедур с целью профилактики и оздоровления всего организма.

Сегодня тяжело судить о том, что натолкнуло древнего человека на мысль о создании бани. Возможно, это были случайные капли, попавшие на раскаленный домашний очаг и создавшие небольшие клубы пара. Возможно, открытие это было сделано намеренно, и человек тут же по достоинству оценил силу пара. Но то, что культура парных бань известна человечеству очень давно, подтверждают многочисленные археологические раскопки и письменные источники.

Так, согласно древнегреческому историку-летописцу Геродоту, первая баня появилась еще в эпоху племенных общин. А посетив еще в V в. до н.э. территорию племен, населявших Северное Причерноморье, он подробно описал баню, которая напоминала хижину-шалаш, с установленным в ней чаном, куда бросали раскаленные докрасна камни.

Немытая Европа и чистая Россия

Уже более поздние источники указывают на то, что банная культура существовала и в Древнем Риме, правители которого распространили ее на завоеванных территориях Западной Европы. Однако после падения Римской Империи в Западной Европе забыли и баню, и омовение как таковое. На банную культуру установился запрет, что объяснялось в том числе и повальной вырубкой лесов, и, как следствие, нехваткой дров. Ведь для того, чтобы возвести добротную баню и хорошо протопить ее, требуется срубить немало деревьев. Определенную роль сыграла и средневековая католическая этика, которая учила, что обнажение тела даже для мытья является делом греховным.

Падение гигиенических требований привело к тому, что Европа на долгие века погрязла не только в собственных нечистотах, но и болезнях. Чудовищные эпидемии холеры и чумы только за период с 1347 по 1350 гг. унесли жизни более 25 000 000 европейцев!

Банная культура в западноевропейских странах полностью была забыта, о чем свидетельствуют многочисленные письменные источники. Так, по признанию королевы Испании Изабеллы Кастильской она мылась в своей жизни только два раза: когда появилась на свет и когда выходила замуж. Не менее печальная участь постигла и короля Испании Филиппа II, который умер в страшных мучениях, снедаемый чесоткой и подагрой. Чесотка вконец замучила и свела в могилу и папу Климента VII, тогда как его предшественник Климент V умер от дизентерии, которой заразился, поскольку никогда не мыл рук. Неслучайно, кстати, дизентерию уже в 19-20 веках стали называть «болезнью грязных рук».

Примерно в этот же период русские послы регулярно сообщали в Москву, что от короля Франции смердит невыносимо, а одну из французских принцесс попросту заели вши, которых католическая церковь называла божьими жемчужинами, тем самым оправдывая свой бессмысленный запрет на бани и культуру принятия элементарных гигиенических процедур.

Не менее любопытными и в то же время отталкивающими являются и археологические находки средневековой Европы, которые сегодня можно увидеть в музеях мира. Красноречиво свидетельствуя о повсеместно царившей грязи, вони и нечистоплотности, на обозрение посетителям выставлены экспонаты — чесалки, блохоловки и блюдца для давки блох, которые ставились прямо на обеденный стол.

Блохоловка — устройства для ловли и обезвреживания блох; в старые времена неотъемлемый элемент гардероба

Сегодня уже является доказанным тот факт, что французские парфюмеры изобрели духи не для того, чтобы лучше пахнуть, а для того, чтоб под благоуханием цветочных ароматов попросту скрыть запах немытого годами тела.

Блохоловка

И остается только посочувствовать дочери Великого Князя Ярослава Мудрого, — Анне, которая после заключения брака с французским королем Генрихом I писала батюшке на родину, дескать:

За что я тебя так прогневала, и за что ты меня так ненавидишь, что отправил в эту грязную Францию, где я толком даже умыться не могу?!

А что же на Руси?

А на Руси баня существовала всегда, по крайней мере, если верить византийскому историку Прокопию Кесарийскому, которые еще в 500-х гг. писал, что древних славян культура омовения сопровождает на протяжении всей жизни.

Согласно древним описаниям, баня представляла собой бревенчатое строение с очагом, на раскаленные угли которого время от времени лили воду, которая превращалась в пар. Согласно народным повериям, хранителем бани и ее душой является банник — абсолютно голый старичок, тело которого покрыто листьями от веника. Банника полагалось время от времени задабривать, угощая его хлебом с солью, что лишний раз подчеркивает уважительное отношение славян к самой бане и ее «сущности», которую буквально боготворили.

Читайте также:  Каким мылом лучше мыться в бане

Появившись на территории Руси еще во времена язычества, когда люди поклонялись культу огня и воды, и баня, и домашний очаг глубоко почитались славянами, что отмечают в своих работах исследователи русского быта И. Забелин и А. Афанасьев. Баня была не просто местом, где можно было очистить свое тело от грязи и принять гигиенические процедуры, но и неким лечебно-профилактическим учреждением, где люди древней врачебной специальности любого хворого могли поставить на ноги.

В свою очередь летописи X–XIII вв. указывают на повсеместное распространение бани у восточных славян, начиная с V–VI вв., когда ее ласково называли мовница, мовь, мыльня и влазня. И даже с крещением Руси, когда церковь начала активную борьбу с народными врачевателями и всякими суевериями, баня не перестала существовать, а лишь укрепила свое влияние, так как стала местом для обязательного посещения перед выполнением самых важных церковных ритуалов — крещения, венчания, причащения и прочего.

«Протопи ты мне баньку по-белому!»

Баня по-белому, о чем поет в своей песне В. Высоцкий, появилась на Руси гораздо позже бани по-черному, постепенно вытеснив последнюю. Первое время славяне строили бани без дымохода, по-черному, а в качестве естественной вентиляции использовалась периодически открывающаяся дверь. В бане по-черному дым идет не в дымоход, а в само помещение бани, откуда он выходит через открытую дверь, а также через особое отверстие в потолке или стене (т.н. «трубу»). После того, как топка закончена и угли полностью прогорели, дверь закрывается, труба затыкается, а полок, лавки и пол обильно обмывают водой от сажи и выдерживают баню перед использованием около 15 минут, чтобы она высохла и набрала жар. Потом остатки углей выгребают, а первый пар выпускают, чтобы он унес с собой сажу с камней. После этого можно париться. Баню по-черному сложнее топить и нельзя подтапливать во время мытья (как баню по-белому), но за счет того, что дым съедает все прежние запахи, баня по-черному имеет свою прелесть, недостижимую в бане по-белому.

Позже стали возводить бани по-белому, где источником тепла и пара выступала печь-каменка, имеющая дымоход.

Василий Шевчук. «Русские бани по-черному»

Кроме того, в ту пору существовал еще один интересный и необычный способ париться прямо в русской печи. Для этого ее тщательно протапливали, а дно устилали соломой. Затем внутрь печи забирался человек, прихватив с собой воду, пиво или квас, которыми обдавал раскаленные стенки очага и принимал паровую ванну, после окончания которой он выходил и окатывал себя холодной водой. В таком необычном удовольствии себе не отказывали даже немощные и старики, которых попросту вдвигали в печь на специальной доске, а следом влазил здоровый человек, чтобы помыть и попарить слабого, как положено.

Баня для русского — это больше, чем любовь!

Баня сопровождала каждого русского человека от рождения до смерти. Ни в одной другой культуре мира она не получила такого распространения, как на Руси, где ее посещение было возведено в обязательный культ и должно было происходить регулярно.

Без нее не обходилось ни одно торжество, а, встречая даже случайного гостя, хозяин первым делом предлагал ему посетить баню, а потом уже отведать угощение и переночевать. Неслучайно в русских сказках путешественникам помимо крова и ужина всегда предлагается баня.

Девичники и мальчишники, как бы сказали сегодня, обязательно заканчивались посещением бани, а сами молодые, став супругами, обязаны были принимать ее регулярно, каждый раз после супружеской близости, если наутро шли в церковь. В баню положено было идти практически с любой хворью, особенно если речь шла о простуде, насморке, кашле и болезнях суставов.

Терапевтический эффект этой простой и приятной процедуры сравним с сильнейшим воздействием на весь организм человека. Когда каждая клетка организма получает невообразимый заряд энергии, заставляющий ее работать по-новому, тем самым перезапуская естественные процессы регенерации и самообновления. А чередование высоких температур с холодом, когда после посещения бани принято прыгать в снег, прорубь, в реку или просто обдавать себя ледяной водой — это самый лучший способ закаливания и укрепления иммунитета.

Что же до особой любви русских к бане, то она нашла свое воплощение не только в народном фольклоре, но и отображена в исторических документах. Так, русский историк и исследователь обычаев и быта русского народа Н.И. Костомаров неоднократно отмечает в своих работах, что народ ходил в баню очень часто, для того чтобы помыться, подлечиться и просто ради удовольствия. Согласно ему же, для русского человека посещение бани — это естественная потребность и своеобразный обряд, нарушить который не могут ни взрослые, ни дети, ни богачи, ни бедняки.

Читайте также:  Нужна ли конопатка бани

В свою очередь иностранцы, посещавшие Русь, с удивлением отмечали привычку русского народа очень часто и подолгу мыться, чего они не встречали ни у себя на родине, ни в других странах. На самом деле, как правило, мылись раз в неделю, по субботам. Но для иностранцев, которые почти никогда не мылись, это казалось «очень часто». Так, например, немецкий путешественник Адам Олеарий в свое время писал о том, что в России невозможно найти ни одного города или даже бедной деревни, где отсутствовала бы баня. Они здесь просто на каждом шагу, и их посещают при любой возможности, особенно в периоды нездоровья. И как бы резюмируя, в своих трудах он отмечал, что, возможно, такая любовь к бане не лишена практического смысла, а сам русский люд от того так крепок духом и здоров.

Что же до Европы, то за возрождение обычая париться и регулярно мыться она должна быть благодарна Петру I и русским солдатам, которые, наводя ужас на тех же французов и голландцев, парились в возведенной на скорую руку бане, а затем прыгали в ледяную воду, несмотря на царивший на улице мороз. А отданный в 1718 году Петром I приказ возвести на берегу Сены баню так и вовсе привел парижан в ужас, а сам процесс строительства собрал зевак со всех уголков Парижа.

Вместо заключения

Согласно мнению многих исследователей культуры и быта русского народа, секрет русской бани прост: она очищает и оздоровляет одновременно. Да и само архитектурное решение сооружения незамысловато и представляет собой обычное помещение с печкой-каменкой, что позволяет иметь его человеку любого достатка и положения.

Что же до особой любви к бане и популярности банного ритуала на протяжении всей истории, то это лишний раз подчеркивает стремление каждого русского человека к чистоте, опрятности, здоровью, ясномыслию и порядочности. Банная традиция, несмотря на то, что внешне остается бытовым явлением, является важным элементом культуры, который благоговейно хранится, передаваясь из поколения в поколение, и остается важным признаком принадлежности к русскому народу. Таким образом, пока существует русский народ, до тех пор будет существовать и баня.

Источник статьи: http://ruvera.ru/istoriya_russkoiy_bani

Вопрос-ответ

Баня является неотъемлемой частью русской культуры. Она занимала особое место в жизни наших предков. На протяжении столетий парилка являлась местом, в котором можно было отдохнуть от повседневной суеты и насладиться приятным времяпрепровождением.

Считалось, что в стенах описываемого строения очищается не только тело, но и дух. Отсюда известная фраза: «Помылся – словно заново на свет родился». Наши предки считали, что данное место для мытья объединяет все природные стихии: земля, огонь, ветер и вода. На Руси парилки были почетным местом среди жителей. Именно с ними были связаны все наиболее значимые события, такие как свадьба, появление на свет малышей, исцеление от хвори.

Сложно сказать, кто придумал русскую баню, так как в том или ином виде они были известны всем народам. История многих мировых цивилизаций напрямую связана с возникновением и усовершенствованием разных видов парилок. В Древнем Египте придавали большое значение очищению кожных покровов от загрязнений. Строения для мытья там были практически повсеместно. Жрецы проходили процедуру очищения до четырех раз за сутки. В те времена именно египетская медицина считалась одной из лучших. Искусство лечения многих недугов было связано с парением.

Коренные жители Древнего Рима не могли представить повседневную жизнь без водных процедур. В специализированных заведениях не только очищали тело от грязи, но и отдыхали, проводили время с товарищами, писали стихи и поэмы, занимались живописью, чтением и пением. Существовали частные и общественные места для водных процедур. Жители с высоким достатком могли посещать парилку до двух раз в день.

Русская баня: первые упоминания

Баню на Руси принято считать одними из самых древних, так как их появление связано с возникновением славянского народа. По одной из версий, любовь к парилке объясняется поклонением древних людей водным и огненным стихиям. Предки связывали процесс очищения с силой. Придя к кому-то в гости, хозяева всегда предлагали попариться, это было признаком их радушия и гостеприимства. После очищения путникам предлагали поесть и проводили в покои для сна.

Читайте также:  Построить бассейн с баней на участке

Первые упоминания о бане есть в «Несторовой летописи». Согласно представленной информации она впервые упоминалась в 1 веке нашей эры. В произведении есть описание путешествие Апостола Андрея Первозванного. При посещении Древнего Новгорода он лицезрел следующую картину: босые жители заходили в помещение совершенно голые и сильно нагревались там. Ярко-красный оттенок их кожи напоминал цвет сваренных речных раков. По завершении процедуры они обхлестывали друг друга ветками березы, собранными в веник. Едва живые оживали они только после того, как обольются студеной водицей.

Описываемый в рассказе о русской бане обряд проводился ежедневно. Путешественник, счел увиденное за проявление дикости: «люди радуются, находясь в муках». В «Первоначальной летописи» говорится о том, что в 906 году Византийская империя и Русь заключили согласие, которое касалось мыльни. В нем было сказано о том, что приезжающих купцов-русов необходимо досыта накормить, напоить и растопить в лазню, чтобы те могли ей воспользоваться вдоволь. История русских бань содержит много увлекательных моментов, которые будет интересно узнать современникам.

Первые прототипы возводились из обычных бревен. Лишь в 1090 году в Переславле была возведена первая баня из кирпича. Посещая Русь, многие иностранцы парились, и им настолько нравился данный обряд очищения, что они увозили его вместе с собой в свои страны. Но многих гостей пугали столь суровые условия, в некоторых лазнях воздух был таким горячим, что мало кто из странников мог вынести такое испытание. Они не понимали, как русские могут терпеть такие горячие процедуры. Теперь вы знаете, когда на Руси появились бани.

«Лазня в печи с широкими сводами. Вся копоть и сажа предварительно тщательно убирались со стен. Парящемуся разместиться внутри помогали близкие: они подавали ему емкость с водой и березовые ветки, после чего закрывали внутри. Парящийся разбрызгивал воду на стены и получал таким образом необходимый пар. Построенные своими руками русские бани можно было встретить практически в каждой семье.»

Обычаи и традиции

«Банный день». В субботу весь люд парился. Общественные парилки имели разделения на женские и мужские. Если у человека не было своей бани, он мог использовать печь. Для этого её тщательно вычищали и устилали соломой. Затем парили так, что у людей после «дух наружу выходил».

Перед посещением парилки входящему давали редьку. В предбаннике всегда находился прохладный квас с листьями мяты на случай жажды. На лавки клали всевозможные пахучие травянистые растения: мелисса, шалфей, мята и другие.

Существует традиция русской бани, согласно которой подружки невесты перед её венчанием обязательно должны обмыть её в бане.

На следующие сутки после церемонии девушка отправлялась в баню уже вместе с мужем, это обеспечивало долгу жизнь и способствовало появлению потомства у пары.

Сваха подготавливала куриное мясо и соль, которые после заворачивала в скатерть. Еда отдавалась молодым на второй день. Съесть угощение пара должна была после очищения тела в лазне.

Наши предки верили в то, что в каждой баньке есть свой хозяин – банный домовой. Именно он следит за тем, чтобы все правила были соблюдены. Данное существо строго карает тех, кто не соблюдает правила, а тем, кто все делает правильно, он помогает и оберегает от невзгод. Все жители хотели получить благословение банника и приносили ему в качестве подношений кусочки ржаного хлеба, посыпанные солью.

Перед посещением бани они просили у него разрешение начать водные процедуры, а после их окончания его благодарили.

При строительстве мыльни банному духу приносили подарок. Это была курица черного окраса, которую накануне убивали. Тело птицы нужно было закопать под порогом постройки. Считалось, что те, кто вышел из парилки с хорошим настроением угодили, а те, кто вышел в плохом настроении и с головной болью где-то провинились.

Если у человека внезапно появлялась хворь, в народе говорили так: «Из мовни вынес». Сам домовой крайне редко показывался людям. Он представал перед ними в виде старика с длинной седой бородой. Теплолюбивый дух обитает за печкой, а когда у него плохое настроение он уходит под полок. Люди не могут его увидеть, так как у него есть шапка, делающая его невидимым.

Многие исследователи, изучая быт и культуру наших предков, пришли к выводу о том, что любовь к бане связана с тем, что она очищает и оказывает лечебный эффект. Сегодня тяга к банным процедурам не утратила свою силу. Многие люди на регулярной основе посещают парилки для очищения организма и улучшения настроения.

Источник статьи: http://www.feringer.ru/vopros-otvet/traditsii-russkoy-bani/traditsiya-russkoy-bani/

Adblock
detector