- История похищения «Бассейна в гареме»
- Непростая судьба картины «Бассейн в гареме» Жана-Леона Жерома
- LiveInternetLiveInternet
- —Метки
- —Рубрики
- —Ссылки
- —Музыка
- —Фотоальбом
- —Стена
- —Я — фотограф
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Статистика
- Жан-Леон Жером Бассейн в гареме.
- «Бассейн в гареме»: как фантазии императора Александра III стали произведением искусства
История похищения «Бассейна в гареме»
Картина Жан-Леона Жерома «Бассейн в гареме» (1876) имеет очень несчастливую судьбу. Украденная из самого Эрмитажа нашими современниками, изуродованная, она проходила долгую процедуру восстановления с лучшими специалистами реставрационного дела.
Французский живописец Жан-Леон Жером именуется «этнографическим художником». Из своих путешествий по мусульманскому Востоку он привозил массу впечатлений и зарисовок, которые впоследствии превращались в картины.
Академический стиль рисунка, большое внимание к климату, рисункам на ткани, этнографическим типажам, архитектуре — все это сделало художника знаменитым. На картине «Бассейн в гареме» изображена турецкая общественная баня, на переднем плане двум обнаженным белым женщинам темнокожая служанка, закутанная в национальный наряд, предлагает, видимо, кальян. И здесь Жером остался верен себе, не поскупившись потратить время на отрисовку расписных изразцов, деталей интерьера, и как всегда много внимания обратил на свет, льющийся из проемов в потолке.
В 1875 году будущий император Александр III посетил мастерскую уже получившего признание Жерома в Париже и сделал заказ на эту картину для своей личной коллекции. В Эрмитаж она была передана после в 1918 года из Аничкова дворца, где и экспонировалась на выставке французской живописи XIX века на третьем этаже Зимнего дворца.
22 марта 2001 года «Бассейн в гареме» безжалостно вырезали из рамы. После обнаружения пропажи Эрмитаж был перекрыт, посетителей внутри тщательно досматривали, но было уже поздно. Потом выяснилось, что зал был закрыт для посещения из-за отсутствия необходимого числа смотрителей, но вор легко обошел преграждающий шнурок, а съемка на камерах наблюдения оказалась слишком плохого качества, чтобы помочь следствию. Так или иначе, но вору удалось вынести большое полотно размером 73,5×62 см из здания. Зато однозначно установлено, что похититель явно обладал нужными навыками и твердой рукой, поскольку вырезал полотно очень аккуратно.
По всем телеканалам прошли сюжеты о краже, демонстрировали картину. Еще бы! Ведь ее страховая стоимость на 1995 год составляла ни много ни мало 1 млн $! Увы, но даже такая шумиха в прессе ничем не смогла помочь, следствие тоже явно буксовало.
По одной из версий картину украл психически нездоровой человек. Ведь полотно слишком известно, чтобы его продать случайному покупателю, но и не самое лучшее в творчестве Жерома, чтобы кто-то специально делал заказ на его похищение.
История возвращения картины удивительна не менее истории похищения. В конце 2006 года в приемную КПРФ позвонил неизвестный, сообщив что верит только коммунистам и хочет передать нечто ценное. В целлофановом пакете обнаружился «Бассейн в гареме», сложенный и с прорывами на потертостях! Шокированные эксперты Росохранкультуры провели несколько экспертиз и установили, что куски полотна являются подлинниками. Кстати, в том же 2006 году нашлась еще одна пропажа — «Сальера» великого Челлини.
29 января 2007 года глава Управления по сохранению культурных ценностей Росохранкультуры Борис Боярсков возвратил картину Жерома Эрмитажу.
Специалисты и реставраторы много трудились над восстановлением холста, осыпавшейся краски и деформациями. Ниточки в местах прорыва буквально сплетались заново под микроскопом, за рабочий день удавалось состыковать не более 1 см! Сплетались заново и остатки картины в раме с вырезанным полотном. Потерю живописи восполняли максимально аккуратно.
И, наконец, 7 декабря 2009 года публике был продемонстрирован «Бассейн в гареме» после реставрации. Все очень надеются, что несчастья подобного рода будут случаться в музейной жизни гораздо реже.
Вора ищут до сих пор.
Фрэнсис Фишер
Родилась 11 мая 1952 года.
Американская актриса британского происхождения. Наиболее известна по ролям в «Непрощенном» и «Титанике».
Источник статьи: http://www.11may.ru/birthday/jean-leon-gerome-bassein.html
Непростая судьба картины «Бассейн в гареме» Жана-Леона Жерома
«Бассейн в гареме» — одна из самых известных картин великого французского художника Жана-Леона Жерома. В настоящее время картина представлена в Государственном музее Эрмитаж, Санкт-Петербург. Многие из тех, кто посещал этот музей, наверняка видели знаменитый шедевр мастера, однако немногие знают, что у этого полотна была непростая судьба, больше того — картина была практически на грани уничтожения и только чудом вновь явилась людям и сегодня доступна для широкой публики.
Начать стоит с того, что картина была написана в 1875 году, и не просто так, а по заказу императора Александра III — отца последнего российского императора Николая II. Изначально картина Жана-Леона Жерома называлась «Турецкие женщины в бане», однако сегодня картина более известна, как «Бассейн в гареме». Несмотря на то, что картина была написана блестяще, в своё время она была раскритикована в пух и прах. Например, критик Люси Хупер назвала картину банальной и неинтересной, достойной кисти разве только новичка от живописи.
Через три года после написания картина была использована одним из производителей виски для рекламного плаката. Вызывающие образы, по их мнению, должны были привлечь внимание к выпускаемой продукции.
В России картина некоторое время хранилась в Аничковом дворце в Санкт-Петербурге, однако в период национализации была передана в Эрмитаж. Именно здесь с картиной произошло настоящее несчастье.
Кража картины произошла 22 марта 2001 года. Преступник, который так и не был найден, поднялся на третий этаж музея, где, воспользовавшись отсутствием сигнализации у картины, а также отсутствием женщины-хранителя, вырезал холст из подрамника и скрылся. На протяжении пяти лет велись поиски преступника и пропавшего шедевра Жана-Леона Жерома, после чего они были приостановлены, а сама картина вошла с список безвозвратно-потерянных произведений искусства. Казалось бы, надежд на её возвращение больше не осталось, однако случилось настоящее чудо.
В декабре 2006 года в приёмную председателя Коммунистической партии Геннадия Зюганова позвонил неизвестный и предложил передать картину. После экспертизы оказалось, что переданная картина является подлинником, тем самым, что был украден несколько лет назад. Состояние картины оказалось по-настоящему плачевным.
Картина была сложена вчетверо, на ней появились значительные повреждения. На реставрацию потребовалось целых четыре года, после чего «Бассейн в гареме» всё же вернулся в постоянную экспозицию Эрмитажа.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник статьи: http://art.mirtesen.ru/blog/43761173217/Neprostaya-sudba-kartinyi-%C2%ABBasseyn-v-gareme%C2%BB-ZHana-Leona-ZHeroma
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
- живопись (95)
- вязание на машине (56)
- Norah Gaughan (1)
- Это интересно (56)
- Жанровая живопись (51)
- фотошоп (28)
- Натюрморты (28)
- цветы (19)
- Аффирмации (18)
- фото (16)
- психология (13)
- Парки (11)
- музыка (11)
- легенды о цветах (10)
- природа (10)
- Еда (7)
- стихи (5)
- спа красота (2)
- история (1)
- Пионы (1)
- Коломенское (1)
- морской пейзаж (1)
—Ссылки
—Музыка
—Фотоальбом
—Стена
—Я — фотограф
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Жан-Леон Жером Бассейн в гареме.
Понедельник, 15 Марта 2010 г. 23:09 + в цитатник
Жан-Леон Жером «Бассейн в гареме».
7 декабря 2009 г. в рамках программы Дни Эрмитажа состоялось представление после реставрации картины Жана-Леона Жерома «Бассейн в гареме».
«Бассейн в гареме» поступил в Эрмитаж в 1918 г. из Аничкова дворца в Петрограде.
Картина оказалась в России вскоре после выставки в Салоне 1876 г. Она была куплена для коллекции великого князя Александра Александровича, будущего императора Александра III, посетившего парижскую мастерскую Жерома в 1875 г. и заказавшего художнику эту картину.
22 марта 2001 г. полотно «Бассейн в гареме» было варварски вырезано из рамы и похищено из Эрмитажа
(пропажа была обнаружена в тот же день А. А. Бабиным, хранителем картины).
29 января 2007 г. картина была возвращена Эрмитажу. В конце декабря 2006 г. в приемную лидера КПРФ Геннадия Андреевича Зюганова позвонил неизвестный и сообщил, что хотел бы передать картину «Бассейн в гареме» именно КПРФ. Звонивший находился рядом со зданием нижней палаты парламента на Охотном Ряду, к нему спустился сотрудник аппарата партии, которому и было передано полотно.
Картина была в аварийном состоянии. Холст был сложен вдвое, хрупкие нити основы перетерлись и лопнули; по линиям сгибов образовался крестообразный сквозной прорыв, что разделило картину на четыре отдельные части, соединенные между собой лишь отдельными нитями. По всей поверхности прослеживались крупные деформации, заломы, многочисленные утраты живописи, а на отдельных участках связь красочного слоя с основой была настолько слабой, что возникала угроза новых осыпей.
Комплекс и методику предполагаемых консервационных мероприятий, а также прохождение полного технико-технического исследования в Отделе научной технической экспертизы (зав. А. И. Косолапов) утвердила Реставрационная комиссия Лаборатории научной реставрации станковой живописи (председатель А. Г. Костеневич).
Для укрепления структуры памятника потребовался ряд сложных длительных поэтапных операций.
Отдельные части основного полотна были совмещены, ориентируясь на совпадающие линии рисунка. Стыковка хрупких тонких нитей основы проводилась с лицевой стороны, с предельной внимательностью и аккуратностью. Учитывая мелкозернистость, тонкость и хрупкость холста для достижения наилучшего результата все работы по стыковке проводились под микроскопом с пятикратным увеличением. Сохранившиеся нити размещались на прежние места, утраченные восполнялись новыми, взятыми с кромок, в соответствии с системой плетения. В зависимости от сложности и конфигурации прорыва за день удавалось состыковать в среднем около 1см.
Таким же методом по периметру пристыковали срезанные авторские кромки с фрагментами оригинальной живописи.
В местах утрат красочного слоя был подведен и выровнен под микроскопом новый реставрационный грунт. Живопись восполнена строго в пределах утрат с максимальным приближением к манере авторской живописи (руководитель реставрации картины «Бассейн в гареме» Жерома — реставратор высшей категории Т. П. Алешина. Исполнитель — реставратор I категории М. В. Шулепова).
Жан-Леон Жером (1824-1904) французский живописец и скульптор салонно-академического направления, ученик Поля Делароша. Писал картины на темы из истории Франции и Древней Греции, а затем, после путешествия в Турцию и Египет, — «в восточном вкусе с мавританской экзотикой». Видный представитель «неогреческого» стиля, основывающегося на наследии Энгра.
Неослабевающий интерес Жерома к изображению сцен из жизни мусульманского мира закрепил за ним репутацию «этнографического художника», которой он гордился.
После демонстрации «Бассейна в гареме» в Салоне 1876 г. репродукции с картины, изготовленные издательским домом «Гупиль», приобрели широкую популярность
В октябре 1885 г., император Александр III приобрел еще одну работу Жана-Леона Жерома на сходный с «Бассейном в гареме» сюжет — картину «Большой бассейн в Бруссе», который имел успех в Салоне 1885 г. Картина находилась в Эрмитаже, но была продана в 1930 г. («Большой бассейн в Бруссе» фигурировал на аукционе «Сотбис» в Лондоне 15 июня 2004 г.).
Жан — Леон Жером.Большой бассейн в Бруссе.1885 год.
Источник статьи: http://www.liveinternet.ru/users/tatyana-tat/post122795380
«Бассейн в гареме»: как фантазии императора Александра III стали произведением искусства
Считается, что Александр III был хорошим семьянином, очень трудолюбивым человеком и выдающимся политическим деятелем.
Однако мало кому известно, что одна из самых вызывающих картин XIX века известная как «Бассейн в гареме» была создана в 1875 году Жаном-Леоном Жеромом именно по заказу будущего императора.
Но как же фантазии императора стали произведением искусства?
Александр III вступил на престол в марте 1881 года. На момент создания картины (в 1875 году) он был великим князем и по воспоминаниям современников питал страсть к коллекционированию картин, которые он собирал достаточно бессистемно, руководствуясь лишь личными предпочтениями.
Однако заказ произведения именно у Жерома был далеко не случаен. Еще при жизни художник получил известность как наиболее выдающийся представитель французского академического искусства.
Он создавал картины достаточно разнообразного содержания, но главной его страстью был Восток и античный мир, а любимыми женскими персонажами — одалиски (наложницы султана).
«Бассейн в гареме» являются одной из самых известных, но далеко не единственной картиной «банной серии» Жерома.
Изображенные события происходят внутри богато украшенной турецкой бани, где темнокожая служанка подносит кальяны наложницам султана.
В глубине банного зала заметны еще несколько женщин расположенных вокруг бассейна. Героини изображены достаточно вызывающе, раскрепощенно и практически обнаженными.
Через год после создания картина была представлена в парижском салоне. Многие критики отметили талант художника, однако само произведение получило достаточно противоречивые отзывы за «тривиальность истории и определенную непристойность образов».
По прошествии полутора веков сложно судить об истинных причинах побудивших будущего императора заказать столь откровенное произведение искусства.
Однако о неслучайности подобного выбора может говорить событие, произошедшее через десятилетие после заказа Александром Александровичем «Бассейна в гареме».
В 1885 году Александр III уже будучи императором приобрел прямо с выставки еще одну достаточно вызывающую «банную» картину авторства Жерома, более известную как «Большой бассейн в Бурсе».
В заключении стоит отметить, что на данный момент картина считается шедевром академизма и несмотря на любовь художника к Востоку, вероятно, именно не самые стандартные фантазии и вкусы Александра III легли в основу этого произведения искусства.
Источник статьи: http://homsk.com/martin/basseyn-v-gareme-kak-fantazii-imperatora-aleksandra-iii-stali-proizvedeniem-iskusstva