Баня в певческом переулке

Баня в певческом переулке

Банный день в певческом переулке

«Ничего нового здесь строить нельзя! Мы требуем сохранить историческое здание!» — такова единодушная позиция жителей, участвовавших в общественных слушаниях по застройке старинного квартала возле метро «Горьковская». Проект подразумевает разрушение здания уникальных бань на углу Малой Посадской и Певческого переулка.

Сто помывочных мест — это и есть цена дома, предназначенного к сносу?


Здание на Малой Посадской

Слушания регламента застройки квартала, ограниченного Большой и Малой Посадскими улицами и Певческим переулком, прошли на днях в Петроградском районе. Заказчиком проекта ВРЗ выступает ЗАО «Балтийская инвестиционная компания» (Москва), проектировщиком — ООО «Архитектурная мастерская 0, 618» (Петербург).
Формальным поводом для разработки регламента послужила реконструкция общественных бань, расположенных на Малой Посадской, 28/2. Монументальное здание, о котором речь, — своего рода шедевр начала 1950-х годов постройки, возведенный по проекту Тевеля Шапиро — известного архитектора, который окончил ВХУТЕМАС, скульптуре учился у Коненкова, живописи — у Малевича, был сотрудником у Татлина.
— Похоже, чиновники и застройщики надеялись, что людей будет волновать лишь сугубо прикладная проблема: где можно принять душ, — поделился впечатлениями с корреспондентом «Новой» архитектор, историк архитектуры и градостроительства, старший научный сотрудник НИИТАГ РААСН, житель улицы Куйбышева Михаил Микишатьев. — И если им объяснить, что помывочное заведение в том или ином виде сохранится, все вопросы сразу исчезнут.
Местным старожилам и правда пообещали, что в цокольном этаже нового сооружения откроют баню «на 100 помывочных мест». Однако оказалось, что обитателей квартала беспокоит отнюдь не только чистота тела. Граждане напомнили организаторам мероприятия, что любое строительство в пределах охранной зоны исторического центра запрещено, и единодушно высказались против уничтожения оригинального здания работы Шапиро.
Как выяснилось, на месте прежней бани инвестор намерен создать современный офисно-квартирный многофункциональный комплекс, в котором будет шесть основных этажей, двухэтажная мансарда, встроенная автостоянка. Притом что утвержденного проекта «реконструкции», как заверили участников мероприятия, нет еще и в помине, поэтому, мол, обсуждать нечего.
— Хорошенькое дело! Да ведь когда его утвердят, любые предложения и поправки вносить будет уже поздно! — разводит руками Михаил Микишатьев. — Судя по тому проекту, который я все-таки увидел, удалось бросить беглый взгляд, бани Тевеля Шапиро уничтожат. Что же касается новодела, то он ко всему прочему вряд ли впишется в прежние границы. По крайней мере, со стороны Певческого переулка новый центр, как мне кажется, займет площадь почти в два раза большую, чем имеющаяся сегодня постройка.


Проект нового строительства

По оценке архитектора, так называемый многофункциональный комплекс съест часть пришкольной территории гимназии № 85, расположенной по соседству и сейчас находящейся на реконструкции; а кроме того, одной стеной будет примыкать практически вплотную к зданию женского Педагогического института (нынешнего факультета РГПУ).
Заметим, что на слушания, помимо Михаила Микишатьева, пришло еще несколько жителей, являющихся специалистами в разных областях, — которые с профессиональной точки зрения высказали целый ряд претензий к планируемому проекту. Так, со стороны организаторов прозвучал убойный аргумент: старое здание-де нельзя восстановить, поскольку оно поражено грибком. На что одна из участниц слушаний, химик, привела пример Белозерских бань, где грибок был успешно выведен, и теперь в здании располагается бизнес-центр (едва ли кто-нибудь стал бы арендовать экологически опасные офисы). А доктор, представитель ВМА, доходчиво объяснила, что санитарные нормы не позволяют устраивать баню в жилом доме.
Видимо, жители не зря опасаются быть в очередной раз обманутыми. Баню — чтобы соблюсти условия — в новом здании, возможно, и откроют. Но, во-первых, для кого? Не исключено, что на входе будет стоять охранник и осуществлять фейс-контроль. Или цены окажутся такими, что спустя несколько месяцев заведение придется перепрофилировать «по причине нерентабельности». Во-вторых, как уже упоминалось выше, банное заведение могут просто не ввести в эксплуатацию из-за невыполнения санитарных норм.
А уникальное-то здание уже канет в Лету!
— Мне очень не понравилось, как проходили слушания, — сказал «Новой» присутствовавший на мероприятии лидер фракции КПРФ в ЗакСе, житель Гатчинской улицы Владимир Федоров. — Я все время призывал администрацию и инвестора не забывать, что перед ними сидят главным образом рядовые петербуржцы — не строители, не работники КГА. И им нужно внятно объяснить, в чем суть дела, что в сухом остатке, а не сыпать терминами и номерами документов. Людей интересует конечный результат! Дайте полную картину. Что именно будет в итоге на этом участке, что изменится для района. Что означают цифры: 50 помывочных мест для мужчин, 50 — для женщин? Это много или мало? По сравнению с чем?
Как считает Федоров, организаторы обязаны были представить исчерпывающие выкладки: какова на сегодня обеспеченность близлежащих кварталов ванными и горячей водой, сколько людей не имеют возможности помыться дома, какова реальная потребность в бане. Если она будет не заполнена, убыточна — ее скоро закроют. Или, наоборот, люди будут неделями ждать в очереди.
— Как жители, не владея объективной информацией, могут принимать те или иные решения? Тем более что все участники слушаний требовали сохранения первозданного облика здания, — возмущается лидер питерских коммунистов.
Напомним, что в дело спасения легендарной бани уже включились многие инициативные группы и неформальные сообщества, причем отнюдь не только из центральных районов. Например, целый блок с иллюстрациями, посвященный «Храму Гигеи на Петроградке», размещен на странице Живого журнала защитников бульвара Крыленко.
«Мы не хотим, чтобы список потерь нашего исторического наследия пополнился еще одним пунктом. Пока здание не разрушили — шанс еще есть, надо бороться» — таков рефрен практически всех комментариев на эту тему.

Читайте также:  Постройка бани в чебоксарах

О знаменитых московских банях и их посетителях

Бани — целый пласт московской жизни. Они во все времена были необходимостью, развлечением, удовольствием. Их воспевали, о них слагались легенды. МОСЛЕНТА вспоминает знаменитые городские бани и занятные истории, связанные с ними.

Челышевские, Тихвинские, Чернышевские

В стародавние времена в Москве было великое множество бань. Уместно вспомнить городского бытописателя Владимира Гиляровского молвившего, что «без бань Москва — не Москва».

Рука так и тянется начать со знаменитых Сандунов, но о них позже. Сначала вспомним заведения, которые, как говорится, были — но сплыли. Вернее, их смыло беспощадное время.

Кто нынче помнит Челышевские бани, в простонародье Челыши, стоявшие на месте нынешней гостиницы «Метрополь»? А ведь когда-то сюда валом валил народ. Воду в бани сначала подавали из расположенного рядом глубокого колодца при помощи журавля, а позже стали брать ее из Мытищинского водопровода.

Кстати, бани обычно строили у рек, прудов и прочих водоемов. Чиста ли была та вода? Наверняка не всегда. Но люди жили — не тужили. И парились с блаженной улыбкой, не думая о микробах-паразитах. А многие о них и вовсе не ведали…

Давно закрыты Тихвинские бани, хотя сохранилось отменное здание-то на скрещенье четырех улиц — Палихи, Тихвинской, Сущевской и Перуновского переулка. А вот от Чернышевских бань, располагавшихся в Брюсовом переулке, что недалеко от Тверской улицы, не осталось ни следа. Они, горемычные, дожили до 70-х годов прошлого века. Известно, что до революции содержал их врач-гинеколог Аркадий Звездин. Он придумал специальные лечебные водные процедуры для женщин. И сия услуга пользовалась немалым успехом.

Банщики и «кусочники»

Владельцы бань обыкновенно не кормили работников, да и жалованья никакого они не имели — только чаевые. Твердой таксы тоже не существовало — кто сколько даст. Однако не все монеты оставались в кармане банщика, половину чаевых нужно было отдать хозяину или его помощнику — «кусочнику».

Читайте также:  Баня 4х2 с верандой

«„Кусочники“ жили семьями при банях, имели отдельные комнаты и платили разную аренду, смотря по баням, от двадцати до ста рублей в месяц. В свою очередь, раздевальщики, тоже не получавшие хозяйского жалованья, должны были платить „кусочникам“ из своих чаевых разные оклады, в зависимости от обслуживаемых раздевальщиком диванов, углов, простенков, кабинок. „Кусочники“ должны были стирать диванные простыни, платить жалованье рабочим, кормить их и мальчиков, а также отвечать за чистоту бань и за пропажу вещей у моющихся в „дворянских“ банях».

В.Гиляровский «Москва и москвичи»

Кстати, проблема воровства в банях была довольно серьезная. Существовали даже специальные корпорации «банных воров», у которых был богатый арсенал. Вот один из их методов, рассказанный Гиляровским:

«Моющийся сдавал платье в раздевальню, получал жестяной номерок на веревочке, иногда надевал его на шею или привязывал к руке, а то просто нацеплял на ручку шайки и шел мыться и париться. Вор, выследив в раздевальне, ухитрялся подменить его номерок своим, быстро выходил, получал платье и исчезал с ним. Моющийся вместо дорогой одежды получал рвань и опорки».

Если вора ловили, то пощады не было — его раздевали и привязывали к столбу у выхода. И каждый, кто пострадал от краж, вымещал на нем свое негодование. И лишь потом изрядно побитого похитителя отправляли в полицейский участок.

Где мылся Наполеон

«По другую сторону Неглинки, в Крапивинском переулке, на глухом пустыре между двумя прудами, были еще Ламакинские бани, — писал Гиляровский. — Их содержала Авдотья Ламакина. Место было трущобное, бани грязные, но, за неимением лучших, они были всегда полны народа».

Были в Москве Палашевские бани — возле гостиницы «Англия», недалеко от Пушкинской площади, Каменновские — за Каменным мостом, недалеко от места, где потом возвели Храм Христа Спасителя. А еще — Устьинские, стоявшие при впадении Яузы в Москва-реку. Как вспоминали современники, были «они не высокого разряда, но с отличной деревянной парилкой». Однажды там произошла небывалая драка — хулиганы перебили окна, и публика разбегалась в панике голая…

Вспомним и еще одну баню — Волконскую, находившейся между Садовой-Самотечной улицей и Первым Волконским переулком. Существует легенда, что здесь в 1812 году совершал омовение сам император Наполеон Бонапарт. Может, и не было такого, но его солдаты запросто могли здесь смывать грязь и пороховую копоть, когда после Бородинского сражения вошли в Москву. Страшно подумать, сколько же воды потребовалось для тысяч французских вояк?!

Главным банным днем были суббота и время перед праздниками. Тогда в банях становилось необычайно людно, а у кранов скапливались толпы людей с мылом и мочалками.

Ну ладно: помылись-попарились. Что дальше? В так называемых «дворянских» отделениях можно было отдохнуть, выпить чаю, да не простого, а на целебных травах. Заодно мужчины могли побриться — постричься или избавиться от мозолей.

В женских отделениях заваривали целебные травы, делали различные притирания, мыли голову всевозможными снадобьями. Иной раз использовали необычные жидкости, например, керосин, который считался хорошим средством для ращения волос.

В те времена баня служила, своего рода, филиалом больницы. Недужные посетители заказывали себе банки, кровопускание, лечили и удаляли зубы. В роли медиков выступали не только фельдшеры и цирюльники (почти профессионалы!), но и бабки-костоправки. Ну, а парильщики становились массажистами. Впрочем, слова такого в те времена не знали…

Со временем в банях появились семейные отделения, куда почтенные отцы приходили вместе с женами и детьми. А случалось, в заведение приезжали не только люди, но и звери, например, маленькие собачки. Их мыли господские слуги, часто в одном отделении (!) с дамами. И это не считалось нонсенсом.

Едва ли не самые старые бани в столице — Селезневские, или Селезни. До революции их называли еще и Самотецкими. На фасаде красного одноэтажного особняка на Селезневской улице четыре цифры: «1851». Это — год их основания, то есть, по возрасту бани вторые в Москве после Сандунов. Однако, несмотря на более чем солидный возраст, бани, по-прежнему в строю. Легендарное заведение, как считается, с самой большой купелью в городе.

Читайте также:  Зона по фен шуй для бани

«Лебеди» Михаила Врубеля

Неподалеку от Ржевских стоят бани Астраханские, в Астраханском же переулке. Они тоже располагаются в здании, построенном в конце XIX века. Когда-то оно принадлежало акционерному обществу Московской паровой прачечной и торговых бань. Потом дали им имя стандартное, обезличенное: «Бани № 2 Щербаковского коммунального треста».

И сейчас Астраханские, несмотря на солидный возраст, зазывают гостей. Так же, как и Ямские, Лефортовские, Покровские бани. А вот от Кадашевских бань, бывших «Европейских», славившихся необыкновенной парилкой, остался только крепкий двухэтажный дом красного кирпича в стиле модерн. Нынче там — апартаменты.

С Краснопресненскими банями — другая история. Они, как-бы есть, но на другим месте, а именно в Столярном переулке. Со старыми, расположенными на углу Пресни и Дружинниковской улицы, их объединяет только название. А когда-то вход в то, историческое, но давно разрушенное заведение украшало керамическое панно «Лебеди», созданное знаменитым Михаилом Врубелем.

Теперь — о самом известном, почитаемом истинными любителями «банного искусства» заведении — Сандунах. Про них уже столько сказано и написано, что добавим лишь самую малость. Точнее напомним.

Основали бани не москвичи, а петербуржцы — театральные артисты Сила Сандунов (Зандукели) и Елизавета Уранова. Продав подаренные им на свадьбу императрицей Екатериной Великой драгоценности, они переехали в Белокаменную, выкупили участок земли по берегу реки Неглинной и построили тут заведение.

Потом бани несколько раз меняли своих ничем не примечательных владельцев, но сохраняли название. В конце XIX века Сандуны — скромные, но уютные — перешли к Вере Фирсановой, женщине богатой и энергичной. При ней случилась коренная перестройка бань, впрочем иницатором выступала не сама домовладелица, а ее супруг Алексей Ганецкий.

Благодаря усилиям Ганецкого, Сандуны превратились в настоящий дворец, архитектурное и инженерное чудо, одно из украшений Москвы. Это не просто памятник архитектуры на Неглинной, дом, где моются, парятся, да наливаются силой. Считается, что Сандуны приносят удачу. Прежде невесты приходили в бани накануне свадьбы и мылись из серебряной шайки. Такой ритуал сулил удачное замужество.

Кто здесь только не бывал из знаменитостей — и Чехов, и Маяковский, и Шаляпин, называвший Сандуны «царь банями». Он даже пел здесь — акустика-то чудесная! Слушать его сбегался весь банный персонал.

Во времена Гиляровского приходил в бани на Неглинной актер Иван Григоровский. Личность легендарная. К тому времени он был даже не старый, а уже древний — почти столетний. Знакомец самого Пушкина, между прочим. Так вот, лицедей приходил в Сандуны каждый день ранним утром. Накупавшись, доставал маленького «жулика» (сейчас сказали бы чекушку), выпивал водочки и, крякнув, закусывал изюминкой.

Хлудовские бани, которые в советские времена переименовали в Центральные, основал купец Герасим Хлудов. Между прочим, его детище не уступало Сандунам — так же поражало архитектурой и внутренним убранством. Завсегдатаями были солидные промышленники, купцы, люди искусства. Облюбовали хлудовские бани — так по старинке многие называли их и в советские времена — и спортсмены. Часто бывали здесь, в Театральном проезде, футболисты московских команд ЦДКА и «Спартак».

С Хлудовскими банями связана мистическая история. При их открытии в 1893 году пожилая цыганка напророчила, что заведение просуществует сто лет. Удивительно, но так и произошло. В 1993 года в банях случился пожар, который уничтожил интерьеры и фасад. Многие мечтали, что последует восстановительный ремонт, и Центральные снова откроют свои двери, но увы, этого не произошло. Сейчас в бывших Хлудовских банях — ресторан. И вместо плеска воды играет музыка. Кому-то весело, а бывшим посетителям бань — грустно.

Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/banya-v-pevcheskom-pereulke/

Оцените статью
Про баню