- Баня по-сибирски
- Виды сибирской бани
- Баня в сибирской глубинке
- Есть такая традиция: ходить 31 декабря в баню.
- Сибирская баня, что в ней особенного? Устройство и печь
- Сибирская баня. Дух настоящей русской бани.
- Что значит для сибиряка баня
- Баня, как много в этом звуке для сердца русского слилось! А сколь, чего отозвалось
- Баня на Мане
- Вот и наступила основная часть священнодействия.
- Спасибо тебе Баня, до новых встреч.
- Вам может быть интересно
Баня по-сибирски
Сибирская баня – один из излюбленных видов отдыха, расслабления и оздоровления русского народа, проживающего на территории Сибири, вот уже ни первое столетие. Она стала отличным местом для семейных посиделок, ведь традиционно в нее ходили целыми семьями. Сибирское парение – отличный способ закаливания организма и снятия стресса, подходящий даже для самого сурового климата с сильными морозами и лютыми северными ветрами. Благодаря своим чудесным свойствам, оно получило популярность и далеко за пределами Сибири.
Главная отличительная особенность сибирской бани заключается в ее конструкции, которая обуславливается спецификой природы региона. К примеру, нагревается такая баня при помощи печи-каменки, в которой вмурован котел с водой и имеется место для камней. Также в ней есть специальная кедровая, сосновая или дубовая полка для мочалок, веников, аромамасел, трав, ковшей и других банных аксессуаров. Особое внимание в устройстве сибирской бани уделяют кедру: именно из такой древесины чаще всего изготавливают скамейки, тазы и другие принадлежности, а потому в ней часто царит прекрасный кедровый аромат. Также часто используют сибирские травы для бани.
Виды сибирской бани
Традиционно различают сибирское парение двух типов: «по-белому» и «по-черному», главное отличие которых заключаются в устройстве печи.
- Сибирская баня «по-черному». При парении «по-черному» дым проходит через раскаленные камни, собираясь при этом под потолком, образуя «черноту». Выводится пар при помощи специальных отверстий в стене или потолке. Такой тип парения позволяет сильно экономить дрова и растопка происходит значительно быстрее, поскольку стены и помещение нагреваются намного быстрее. Еще одно отличие сибирской бани «по-черному» – это потрясающий древесный аромат, который исходит от стен.
- Сибирская баня «по-белому». При устройстве бани «по-белому» она оснащается специальным дымоходом, который выводит дым и не позволяет потолку коптиться. Жар при сибирском парении «по-белому» достигается только плесканием воды на камни. Любую баню «по-черному» можно перестроить в баню «по-белому», надстроив над печью свод из кирпича и проделав окно с дверцей в потолке для вывода дыма из помещения.
Сибирскую баню топят только сухими сосновыми, дубовыми, еловыми, березовыми дровами, которые создают минимум копоти и гари. В предбаннике ставят бочку с водой, чтобы обливаться, а также лавки и большой стол для традиционного чаепития. Сегодня для парения «по-сибирски» уже не нужно ехать в Сибирь, вы сможете посетить баню по-сибирски в Москве и других городах.
Источник статьи: http://mospar.ru/2019/09/10/%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D1%8F-%D0%BF%D0%BE-%D1%81%D0%B8%D0%B1%D0%B8%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B8/
Баня в сибирской глубинке
Есть такая традиция: ходить 31 декабря в баню.
В каждой стране, в каждом городе ну и, конечно же, в каждой семье существуют свои Новогодние традиции. Многие люди ещё в Советское время, после выхода в 1975 году легендарного фильма Эльдара Рязанова «Ирония судьбы или с лёгким паром» переняли традицию героев фильма, ходить 31 января в баню.
Саня, конечно же, уважал чужие традиции, но всегда придерживался правила – «Не навреди себе». Ходить в русскую баню его приучил родной дед Яша ещё с самого раннего возраста, лет с трёх, когда брал его с собой и постепенно обучал этой важной процедуре. Важной она считалась неспроста, а потому что вместе с огромной пользой, она могла принести большой вред. Высокая температура и запредельная влажность, вкупе со всякими экстремальными процедурами, типа ныряний в сугроб или прорубь, а особенно если перед этим ещё выпивали, могли очень пагубно сказаться на человеческом организме. Саня хорошо помнил, как однажды его дед хорошо «принял на грудь» и пошёл в баню. Закончив банные процедуры, он стал вытираться, неловко оступился и упал на раскалённую чугунную дверцу топившейся печи, прямо голой задницей. Мгновенно прилипла мягкая кожа к раскалённой чугуняке, как визжал дед Яша на всю деревню, как матюгался. Потом два месяца не мог спать на спине.
А сколько на своей памяти Саня помнил историй своих односельчан, когда мужики напивались и шли попариться, но это была их последняя процедура. Сердце не выдерживало такой нагрузки или какой-нибудь тромб отрывался и всё, привет.
Поэтому лучше уж учиться на чужих ошибках. В день празднования Нового года ходить в баню – это сродни самоубийству. Придумать такую ерунду могли только городские, а точнее столичные жители, которые ничего не смыслят в русской бане. А в сибирских деревнях и сёлах всегда мылись 29 или 30 декабря, причём без особого фанатизма, и лишь для того, чтобы смыть с себя «прошлогоднюю грязь» вместе со всеми проблемами, болезнями и неудачами.
30 декабря Саня с самого утра затопил свою любимую баньку, которой он очень гордился. Сложили они её вдвоём с женой из кедра, а нижние два венца из лиственницы. Размер получился 3*4, проконопатили джутовым волокном, а изнутри обшили евровагонкой. Хорошая получилась банька, тёплая.
Разделили баню на три просторных помещения: прихожая-раздевалка, помывочное отделение и парилка.
Нанял Саня хорошего местного печника и сложил он очень интересную кирпичную печь, которую сам же и придумал. Как сказал Леонид Ильич, так звали печника, конструкция печи приснилась ему во сне, проснувшись, он её быстро начертил на бумаге, немного доработал и стал реализовывать на деле. А интересной она была в том плане, что была со своими хитринками-премудростями( подробное описание строительства печи в следующих публикациях).
Затопив печь, Саня присел на лавочку и стал размышлять. Берёзовые поленья постепенно разгорались в топке, а огонь, почуяв свою силу, весело заиграл своими лепестками, отражаясь от небольшого зеркала, прикреплённого напротив печной дверцы.
Камни в круглой топке постепенно нагревались и баня начинала наполняться мягким теплом Алтайских гор. Почему Алтайских? Да потому что эти камни привезла Санина сестра, когда ездила с мужем и сыном на своей машине на Горный Алтай.
Смотря на огонь, Саня вспоминал свою молодость, как познакомился со своей будущей женой, как родился их сын, и многое другое…
Но больше всего Саня любил размышлять о будущем, ведь прошлое уже не вернёшь и ничего не исправишь, из прошлого можно почерпнуть лишь приобретённый опыт и вспомнить хорошие моменты, а у будущего много дорог и направлений, которые ты можешь выбирать и двигаться вперёд – к своей мечте.
Так мечтал простой сибирский парень из глухой таёжной деревушки, навсегда Затерянной в далёкой Сибири…
Сибирская баня, что в ней особенного? Устройство и печь
Как понятно из названия, сибирская баня появилась на севере России. Первые переселенцы, попавшие в этот суровый район, привезли с собой и традиции постройки бань, поэтому сибирская баня довольно сильно похожа на традиционную русскую. Однако, культура севера и быт проживающих там людей внесли свой вклад в особенности планировки бани, ее печи и парного помещения.
Сибирскую баню собирают из цельных бревен, чтобы сделать помещение максимально теплым за счет толщины стен. Ведь в условиях севера тонкие стены быстро выпустят все тепло. Строят баню с помощью топора и других традиционных инструментов, позволяющих обработать бревна так, чтобы они плотно прилегали друг к другу.
Помещения бани будут небольшие, примерно 4 на 4 метра. Так баня быстрее прогреется и будет дольше остывать. Предбанник оборудован большими деревянными скамьями, чтобы посещающие баню люди могли лечь в полный рост, отдыхая между заходам в парную.
Баню нагревают с помощью печи-каменки. Камни хорошо нагреваются и долго отдают тепло.
Все двери в баню будут очень маленькие, с высоким порогом и низкой притолкой. Это сделано для того, чтобы теплый воздух не мог покинуть помещение, а холодный не проникал внутрь.
Такие особенности стоит соблюсти, если баня строится в северных холодных регионах. Если вы живете в теплом климате, то делать отсыпку, брать толстые бревна-кругляки или делать маленькие двери не стоит.
Давайте поподробнее рассмотрим печь-каменку. Такая печь топится по-черному, так как в холодном климате печную трубу нелогично выводить наружу. Сама процедура истопки бани выглядит так: сначала каменную печь хорошо протапливают, дожидаясь, когда вся сажа осядет на стенах, полу и потолке бани. После того, как все угли потухнут, а дым выветрится, скамьи в бане споласкивают водой, чтобы смыть сажу.
После воду выливают на печь, получается облако пара, которое быстро выгонит угарный газ из бани. Еще через час после того, как угли прогорели, можно начинать париться в бане. Может показаться, что она к тому времени уже остынет, но нет. Раскаленные камни и нагретый кругляк будут хорошо держать тепло, благодаря чему в бане можно париться в несколько заходов.
Обязательно дайте углям полностью прогореть. Готовность можно понять, увидев на углях белый налет пепла – это значит, что угарный газ уже выветрился. Если не дождаться этого, то парящимся в бане будет тяжело дышать, кому-то может даже стать плохо.
Именно из Сибири к нам пришла традиция выбегать из бани зимой, чтобы прыгнуть в сугроб. Кроме того, живущие на севере люди не пьют спиртное после бани, так как это может плохо сказаться на сердце.
Сибирская баня. Дух настоящей русской бани.
Что значит для сибиряка баня
Баня, как много в этом звуке для сердца русского слилось! А сколь, чего отозвалось
И для меня и брата, это как песня, которую нет, нет, а захочется спеть. Вот и расскажу, что для сибиряков значит – баня.
Для начала я сознаюсь, что испробовал разные варианты Русской бани. Вернее потребление оной в разном виде. И с девочками и с водочкой, и с пивом. Конечно, если баня с девочками, то и обязательно с водочкой. А бывало, что я просыпался, в предбаннике, на следующее утро, в тошнотном состоянии и не мог вспомнить, парился ли я? И ни какого удовольствия от бани не оставалось.
Теперь, годы проходят, мы становимся мудрее и понимаем, что надо выбирать, либо мойся, либо пей. Теперь мы в баню даже пиво не берем.
Баня на Мане
Баня начинается с того, что мы приезжаем на дачу к брату. Находится она в дачном поселке Манский, естественно на Мане. А мы, это я, брат Сергей и мой спаниель Бим.
Дом и баня заледенели, и весь двор покрыт толстым слоем снега. Я принимаюсь за расчистку снега, а брат растапливает печи в бане и доме. Бимка с упоением носиться по глубокому снегу, только уши и видны на поверхности. А подготовка к бане подходит к своей кульминации. Двор расчищен от снега, и на плите в доме вариться что-то вкусное.
И в баню уже натаскано много чистого снега, он утрамбовывается в ёмкость для воды, где тает и греется.
Сергей сообщает, что баня готова. И мы идем в дом и раздеваемся. Да, именно в доме, а не в предбаннике. Вот мы готовы.
На головах войлочные шапки, на плечах простыни и в руках тапочки. И мы пошли в баню. Нагишом, потому, что вокруг ни души. Зима. По ледяному полу, по снежной дорожке, босиком и не спеша. По пути прихватили из машины «Хан-куль» и подготовили организм для принятия минеральной воды, путем опорожнения мочевого пузыря. Расписались на сугробе. А ноги уже застыли. Быстрее в парилку. Псу одному скучно и он забирается на крышку погреба и наблюдает оттуда за дверью бани.
А мы забираемся на самую верхнюю полку и осознаем, что термометр явно врет и не может быть в бане 80 градусов. Не жарко. На камни полетел первый ковш воды. Вскоре потеплело. Но, тело остается сухим и ещё один ковш летит вдогонку первому. Наконец-то открываются поры на коже, и выступает пот. Мы покидаем парилку и располагаемся на лавках в моечном отделении.
Сергей готовит веники. О, это особые веники, он их делает с любовью и по особой технологии. Они у него не желтые, а как будто только срезанные, зеленые и пахучие.
А технология у него, такова: В первой половине лета, Сергей идет к Мане и на её берегу, недалеко от воды, ломает тонкие прутья берёзы. А предварительно проводит экспертизу, срывает маленький листок с кончика ветки и прикладывает к языку, если не ощутит во рту смоляной горячи, и листик не приклеился к языку, берёза созрела. Затем, уже на своём дворе, он собирает веники. На несколько часов кладет их под гнёт, дабы придать им нужную форму. После этого, укладывает стопки веников в шкафу. Продукция готова.
Вот и наступила основная часть священнодействия.
Сергей заходит в парилку и капает на полок несколько капель пихтового масла.
Я отправляюсь в парилку и занимаю место на обжигающе горячем полке, а Сергей ждет моей команды в моечном отделении. Плеснув на камни немного воды, я погружаюсь в истому блаженства. Приятно пахнет хвоей, и волны горячего воздуха опускаются на мое тело. Я уже достаточно прогрелся и зову Сергея. Он заходит, держа в обеих руках по своему чудесному венику.
— Только немного, а то вылечу как ошпаренный.
Камни взрываются от выплеснутой из ковша воды. Раскаленный воздух касается моей спины, и только усилием воли я остаюсь на месте. Сергей осторожно прижимает веники к моей коже и начинает мягко скользить по всему телу. Он не хлещет меня по спине, а лишь слегка похлопывает и попеременно, двумя вениками массирует мои телеса.
Вдруг я ощущаю не привычно резкое давление на мышцы спины. Оказалось, это Сергей черенками прутьев начал постукивать по моему хребту. Немножко больно, но приятно.
Температура в парилке поднялась до порога терпимости. Прошу Сергея усилить массаж и похлестать меня покрепче. Он хлещет меня от души, пока я не взмолился о пощаде. Я чувствую, что и он уже устал. Я отпускаю брата и сажусь на полке, продолжаю хлестать себя уже своими руками. Всё, уже тяжело. Выхожу в «мыльню» и сажусь на лавочку.
— Ну, спасибо брателло, ты меня хорошо отвалтузил. Пойду охолонусь.
Я снимаю свою шапочку и выхожу на двор. Ослепительный свет бьет по глазам, заставляя жмуриться и, не стазу выпуская меня из-под навеса. От меня валят клубы пара и растворяются в морозном воздухе.
На первый раз хватит! Подскакиваю и бегом в парилку. С меня, растаивая, сползают снежные лавины. Я укладываюсь на полке, не замечая его температуры. Освободившись от талого снега и приведя температуру своего тела в норму, я выхожу в «мыльню» и отправляю брата греться. Затем, вся операция с обработкой тела вениками, повторяется, с той, только разницей, что я допускаю более жесткий контакт.
А с улицы Сергей принес охапку снега, и мне еще пришлось растирать его спину. Через несколько минут, мы снова сидели в парилке и время от времени кидали на камни немного воды. Распарившись, снова и снова бросались в снег, уже не просто на несколько секунд, а поворачиваясь с живота на спину и растирая сам себя пригоршнями снега.
Всё дольше и дольше грелись в жаре парилки. Но всему есть предел, мы уже устали. И так же дольше стали отдыхать на лавочках моечного отделения.
Хорошо освежает «Хан-куль», так же пьется хорошо и заваренный на веточках смородины чай. Да и баня стала остывать, Сергей больше дрова не подкладывал.
Спасибо тебе, Русская баня! Выходим из бани в одних тапочках и наброшенном полотенце. Заходим в теплый дом, где нас ждет кое-что вкусное. И не портим наслаждение алкоголем.
Спасибо тебе Баня, до новых встреч.
Если вы тоже хотите поделиться своими воспоминаниями о бане, строительстве своей дачи, есть яркие воспоминания, истории смешные и не очень, присылайте на эл. адрес domaizkomi@mail.ru, и мы их опубликуем!
Вам может быть интересно
Первая баня. Эссе о бане и паре.
Первая баня, которую я помню, это общественная баня в большом селе на Волге. Один день мужской, другой женский. Ходили мы туда с дедом, его все знали, все уважительно здоровались с ним, и он неизменно отвечал «доброго здоровьица!».
Если вам интересны какие – либо детали, ставьте лайк и пишите вопрос в комментариях и мы с удовольствием вам ответим!
Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/banya-v-sibirskoy-glubinke/