- Конструктивистские бани
- Конструктивистские бани.
- О банях-бассейнах
- Конструктивистские бани в Коломне
- Баня в стиле конструктивизм
- Памятники конструктивизма Санкт-Петербурга
- ДК имени Горького
- Дом технической учёбы
- Дом Советов Нарвского района
- Ушаковские бани
- Красное знамя
- Дом-коммуна инженеров и писателей
- Лиговские бани
- Московский райсовет
- Левашовский хлебозавод
- Выборгская фабрика-кухня
- Карта
- Похожие посты
Конструктивистские бани
Конструктивистские бани.
Автор статьи — Селиванова Т. В.
С 1917 года в СССР понятие «общественная баня» принципиально изменилось. Это больше уже не полутемные, с толстыми стенами кирпичные строения, где в пару и сырости мылись горожане, тайком от банщиков стирая в шайках перенесенное с собой белье. Советская баня должна была стать символом нового быта и нового человека, храмом чистоты, местом общения здоровых, полноценных новых граждан, место, сопоставимое по размаху с древнеримскими термами. Более того, в начале 1920-х годов их так и называли — термы.
Проектирование бань стало ответственнейшей миссией советских архитекторов.
История советских бань началась 1920-м году, когда в Петрограде был объявлен конкурс на проект районных терм. В конкурсе приняли участие виднейшие архитекторы, будущие лидеры авангарда ленинградской школы.
Среди них Ной Троцкий и Иосиф Лангбард. В ходе конкурса уточнялось проектное задание. Задумывался грандиозный общественно-спортивный центр, где собственно душевые терялись на фоне величественных вестибюлей, гимнастических залов, крытого бассейна и стадиона с трибунами. Эта программа по своему размаху вполне соответствовала пиранезианским настроениям архитекторов, работавших в то время в духе символического романтизма. Само собой, что реализация подобных проектов в условиях 1922 — 1925 годов была невозможна.
С середины 1920-х годов в процессе укрепления позиций авангарда в архитектуре (в первую очередь, в Москве) начинается процесс разработки типовых бань. На смену торжественным термам приходят многофункциональные и практичные «бани-купальни» или «бани-бассейны».
Баня — важнейшее звено в цепи элементов новой организации быта в СССР, где она занимает почетное место наряду с домом-коммуной, фабрикой-кухней, клубом, заводом, ФЗУ, яслями, крематорием. Баня в этой целостной системе трактовалась как «комбинаты гигиены» и физического усовершенствования нового гражданина.
Отношение к новым баням было действительно восторженное. Во-первых, в большинстве домов, строившихся повсеместно в конце 20-х — начале 30-х годов, ванна или душ не были предусмотрены, также их не было в бараках и землянках, где проживала большая часть резко выросшего населения городов. Во-вторых, современная архитектура и строительные материалы могли воплотить совершенно новый, невиданный ранее образ «коллективной чистоты».
Рафинированно белые гладкие стены, прерываемые большими плоскостями остекления или разрезанные ленточными окнами, огромные, высокие, светлые залы без опор, гигантские бассейны, сверкающая плитка, гимнастические залы, зеленые уголки, врачебные кабинеты, автоматизированные прачечные, эксплуатируемые кровли с солярием или даже беговой дорожкой.
Этот пафос чистоты и здоровья, возведенные в культ, этот стиль жизни резко контрастировал с плохо устроенным бытом, чудовищными жилищными условиями. Баня-купальня казалась подлинным очагом социализма, частицей, моделью прекрасного и радостного будущего!
Этот новый тип советского общественного сооружения часто появляется среди проектных заданий архитектурных вузов. В 1926 году задание «термы» выполняют студенты ВХУТЕМАСа, в следующем году «баню-бассейн» проектируют учащиеся Академии Художеств. В 1928 году мастерская Александра Никольского разрабатывает два, наверное, самых известных реализованных проекта бань: цилиндрическую баню в Смольном районе и Г-образную в Московско-Нарвском районе в Ленинграде.
В Москве строятся две крупнейшие бани-бассейна — в Пролетарском районе (при заводе АМО, затем ЗИС) и в Бауманском районе. На рубеже 1920 —30-х годов активно проектируются бани по всему Подмосковью и в других регионах страны. по материалам книги
С. О. Хан-Магомедова
«Архитектура советского авангарда»
О банях-бассейнах
«Отличие нового типа купальных заведений от прежних бань заключается главным образом в том, что одновременно с целями санитарно-гигиеническими, ставятся задачи развития физической культуры.
Таким образом, с возможностью обмывания, производимого притом более совершенными и удобными способами (ванны, души), населению предоставляется возможность в течение круглого года пользоваться также купаньем.» Викторов Б. К вопросу о проектировании ванн, душей и бассейнов для плавания.
Коммунальное хозяйство. 1929. №7-8. С. 85
Конструктивистские бани в Коломне
Алексей Васильев (1900 — 1961)
Закончил Московский институт гражданских инженеров (МИГИ) в 1924 г. Учился у лидеров советского архитектурного авангарда — Леонида Веснина, Моисея Гинзбурга, Николая Марковникова. В МИГИ носил прозвище «Мэр».
Среди проектов: Музей Красной Москвы (дипломный проект, 1924 г.), типовой проект клуба металлистов на 350 человек (совместно с Л. Пономаревой, 1927 г.), рабочий клуб «Металлист» на 600 человек в Туле (совместно с А. Мурзавецким, построен в 1927 — 1928 гг.), проект клуба завода «Шарикоподшипник» (совместно с Г. Вегманом, 1932 г.).
Людмила Пономарева (1901 — ?)
Закончила Московское высшее техническое училище (фабрично-заводское отделение) в 1927 году под руководством В. Веснина.
Конструктивистские бани в Коломне были построены на излете стиля — в 1934 году, когда повсеместно уже шло «освоение классического наследия», вероятно, что «анахронизм» связан с крайне низким темпом строительства.
Огромный комплекс состоит из Г-образного корпуса и распластанного объема бассейна с 4-х этажной пристроенной «башней» (на фото).
В более длинном крыле основного корпуса были душевые и номера (отделения 1 и 2 разрядов), а в коротком — механическая прачечная. Угол с центральным входом закруглен и прорезан большими вертикальными проемами.
В этом светлом «стакане» расположен вестибюль с двухмаршевой лестницей, наверху — раздевалки, мужская и женская парикмахерские. Участок был выбран на месте парка, над линией водопровода, шедшего к трехметровой чугунной колонке, стоявшей на площади Пяти углов.
Авторов бани — Алексея Васильева и Людмилу Пономареву — с уверенностью можно отнести к школе конструктивистов. Каждый из них получил хорошее архитектурно-инженерное образование в тесном контакте с идеологами ОСА: Леонидом и Александром Весниными, Моисеем Гинзбургом. Приемы, использованные в проекте коломенской бани, нельзя назвать уникальными, тем не менее ее без натяжки можно назвать памятником конструктивизма.
Удачная компоновка здания на площади Пяти углов, выразительное пространство внутреннего двора (что в конструктивистских постройках встречается редко) — все это говорит об авторах как о сложившихся, уверенных архитекторах, хорошо знакомых с пропедевтическим курсом Весниных, Ладовского, а также увлеченных западноевропейским функционализмом.
Эффектней всего в проекте решен цилиндрический вход с врезанной призмой второго этажа и тонкой пластиной полукруглого козырька. Это решение напоминает оформление входа в баню-бассейн Бауманского района Москвы, спроектированную в 1929 — 1930-х годах Н. Гундоровым, так же, как и оформление входа клуба «Металлист» в Туле.
Игра с цилиндрической формой, излюбленная в конструктивизме, была, судя по всему, особенно близка А. Васильеву, последовательно «примерявшему» циркульные формы и в своем дипломном проекте Музея Красной Москвы, и в проекте клуба «Шарикоподшипник» в Москве.
Источник статьи: http://www.vidania.ru/literatura/kolomenskii_posad/konstruktivistskie_bani.html
Баня в стиле конструктивизм
Городская баня расположена на улице Ленина, 2 а – это единственный в Тюмени образец в стиле конструктивизма, построена в 1932 году по проекту архитектора А.С. Никольского.
В основу композиции кирпичного трехэтажного сооружения положен цилиндр – геометрическая форма, широко использовавшаяся в конструктивистских проектах зданий 1920-х годов самого различного назначения (дворцы культуры, фабрики, ночлежные дома и др.)
Крупный по размерам цилиндрический объем первоначально усложнялся врезанным в него вверху объемом крытого балкона, который впоследствии был переделан в открытую смотровую площадку с навесом. Отвечая эстетике конструктивизма, фасады здания разбиты простыми окнами, поясками и решены лаконично.
В передней и дворовой частях, где помещаются лестничные блоки, стена цилиндра на всю высоту остеклена. Современный облик бани несколько испорчен позднейшими перестройками. По некоторым данным, при строительстве бани использовались кирпичи взорванного Благовещенского собора.
Современная история бани началась в 1994 году, когда здание арендовала фирма «Пента». Здесь разместился центр отдыха — парикмахерская, кафе. В 2000 году здание получило статус объекта культурного значения. В 2012 году независимая экспертиза признала здание бывшей бани непригодным для эксплуатации. Здание сразу исключили из перечня культурных объектов города. Появились планы о сносе бани и устройства на этом месте парковки. Защитники бани в 2013 году провели пикет в голом виде, чтобы привлечь внимание общественности.
Приказом Комитета по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области от 1 августа 2016 года Круглая баня, расположенная по адресу ул. Ленина 3/1, признана объектом культурного наследия. Теперь в планах размещение здесь общественно-важной организации, например творческий центр для молодежи со стеклянным куполом, лифтом кафе и магазинами.
Тюменская баня — не единственное здание построенное по проекту Александра Никольского, две другие расположены в Санкт-Петербурге.
скачать dle 12.1
Источник статьи: http://safe-rgs.ru/818-kruglaya-banya-obrazec-konstruktivizma.html
Памятники конструктивизма Санкт-Петербурга
Конструктивизм появился в 1920-е годы и просуществовал немногим дольше десяти лет. Предшественником конструктивизма был модерн, начавшийся как новаторский романтизм и постепенно перешедший к более строгому функционализму. Именно функциональность и стала связующим звеном модерна и конструктивизма и является одной из главных его черт.
Архитектурные стили так или иначе отражают настроение эпохи, и конструктивизм не стал исключением — он был следствием подъёма надежд и веры в социалистическую утопию. По этой же причине в конце 1930-х годов эпоха конструктивизма была закончена и замещена сталинским ампиром как проводником новой идеологии.
В стиле конструктивизма часто строились общественные здания: дома культуры, театры, административные центры, бани — общественные пространства играли большую роль в социалистическом строе. Жилые здания также стали строиться по-новому — как жилмассивы, о которых есть отдельный пост. И, безусловно, конструктивизм отвечал функциональным задачам промышленных зданий: фабрик, заводов, станций.
В Петербурге конструктивизм вылился в отдельный стиль — ленинградский авангард. Для него характерна акцентуация на художественной форме, которую в начале XX века смогли обеспечить новые строительные технологии. Экспрессионизм не означал отказа от функционализма, и именно это сочетание стало фирменной чертой конструктивизма Петербурга.
ДК имени Горького
Дом культуры имени Горького — это первый дом культуры в стране. Прямые линии, массивное остекление и отсутствие декоративных элементов делают его классическим примером конструктивизма. Нетипична лишь симметрия композиции, но именно она помогает создать монументальный эффект здания. Все помещения дома культуры имеют свою функцию: большой полукруглый вестибюль в центре, продуманный зрительный зал, пристройка для касс и прямоугольные части, предназначенные для клубных помещений.
Здание было построено по проекту А.И. Гегелло и Д.Л. Кричевского к десятилетию Октябрьской революции. Строительство неоднократно задерживалось из-за отсутствия материалов, для чего было разобрано несколько старых домов. Проект получил Гран-При на Всемирной выставке в Париже и оказал большое влияние на дальнейшее развитие авангарда.
Дом технической учёбы
ул. Ивана Черных, 4
Дом технической учёбы был построен по проекту тех же архитекторов, что и дом культуры имени Горького, и является его логическим продолжением. В доме культуры не хватало помещений для клубов и курсов, вследствие чего было решено построить специальное образовательное учреждение. Здание имеет параболическую форму, что является следствием удобной формы аудиторий, вдоль лестниц же идут ступенчатые окна. Автор проекта Гегелло называл это здание игрой объёмов.
Первые годы фасад зданий стоял без штукатурки, также не был построен переход из ДК в дом технической учёбы. После пожара здание лишилось центральной части корпуса, и сейчас в первоначальном виде остался лишь торец. Сейчас в здании магазины.
Дом Советов Нарвского района
Дом Советов задумывался как часть композиции Кировской площади и новый административный центр Нарвского района; таким он и является до сих пор. В цилиндре здания был зал заседаний, ему противопоставляется вертикаль пятидесятиметровой башни с серпом и молотом. Чтобы усилить это противопоставление и асимметрию, используется горизонтальное ленточное остекление. Это масштабный и уникальный проект, использующий все основные приёмы ленинградского авангарда. Удачное функциональное расположение помещений подтверждает тот факт, что они до сих пор используются по первоначальному предназначению.
Несколько лет назад стало известно, что для строительства дома Советов был использован камень с надгробий уничтоженного Митрофаньевского кладбища, находившегося неподалёку.
Ушаковские бани
ул. Зои Космодемьянской, 7
Ушаковские бани получили название «Гигант», так как на момент постройки были самыми крупными в городе. В основе проекта также стоял функционализм: большой цилиндр — это непосредственно баня и души, рядом с ними характерные для авангарда вертикали — трубы; протяжённые горизонтали — коридоры. Изначально здание было двухэтажным, затем надстроили третий этаж, тем самым нарушив геометрию линий. Местоположение Ушаковских бань неслучайно, ведь поблизости находилось немало предприятий, самое крупное из которых — Путиловский завод, а значит было много и рабочих жилмассивов. Такие жилмассивы, соответственно социалистической идеологии, не подразумевали ванных комнат, и все рабочие ходили мыться в бани, поэтому «Гигант» имел большой спрос. К сожалению, здание построено из материалов, не предназначенных для подобного рода помещений. От влаги оно стало разрушаться и пришло в аварийное состояние. Сейчас дальнейшая судьба Ушаковских бань под вопросом.
Красное знамя
Уникальный пример экспрессионизма по проекту Э. Мендельсона и самый известный петербургский памятник конструктивизма. «Красное знамя» — это трикотажная фабрика, а на Корпусной улице находится её силовая подстанция. Динамический фасад по задумке автора должен напоминать «корабль, который тянет за собой производство». В 2018 здание было отреставрировано, здесь планируется сделать общественно-деловой центр.
Дом-коммуна инженеров и писателей
ул. Рубинштейна, 7
В плане архитектуры это здание сложно назвать выдающимся, но его главная историческая ценность — в задумке. Его планировка должна была отвечать новым задачам социалистического общества, а именно создать новый быт в доме-коммуне. Коммуна предполагала отказ от индивидуализма: общие зоны досуга, библиотеки, гардеробы, парикмахерские, душевые и столовые. Поначалу жильцы пользовались общественными помещениями, но скоро недостаток личного пространства стал доставлять неудобства. Дом стали называть «Слезой социализма». Постепенно во всём доме сделали перепланировку, и теперь здесь обычные квартиры с отдельными ваннами и кухнями.
Из архитектурных элементов здесь интересна асимметричная крыша и выступающие балконы.
Лиговские бани
Лиговский пр., 269
Две бани были построены по одинаковому проекту: Лиговские и Станционные на улице Шелгунова, 3. Простое функциональное здание с необычными параболическими формами — один из типовых проектов ленинградского авангарда. К сожалению, здание не имеет статуса памятника архитектуры, и оно уже оказывалось под угрозой сноса. Сейчас бани планируется реконструировать под офисы.
Московский райсовет
Московский пр., 129
Московский райсовет — новый административный центр Московского района по проекту И.И. Фомина. Главное помещение выполнено в форме цилиндра с привычным контрастом вертикальных прямоугольных частей и козырьком. Цилиндр создал своеобразный атриум, а коридоры были заменены круговыми галереями, по которым было легко добраться в любую часть здания. Менее востребованные функции центра были вынесены в трёхэтажный корпус, стоящий вдоль Московского проспекта.
Левашовский хлебозавод
Левашовский хлебозавод был первым хлебозаводом в Ленинграде. Он проработал до 1990-х, после чего здание занимали разные арендаторы. Сейчас часть помещений сносится, а часть реконструируется. Скорее всего в здании будет музей Блокады и культурное пространство.
Функциональность цилиндрической формы главного помещения отражала кольцевой метод приготовления хлеба. К нему примыкает второй цилиндр — бывшая котельная. Их дополняют ленточные окна и вертикальные линии труб.
Выборгская фабрика-кухня
Большой Сампсониевский пр., 45
В 1920-1930-е годы во многих района Ленинграда были построены так называемые фабрики-кухни. Это были общественные пространства, где были столовые, магазины и досуговые зоны. Рабочие приходили сюда поесть, либо же обеды доставлялись на близлежащие предприятия. Считалось, что рабочие не должны тратить время на приготовление еды, и поэтому эта функция должна полностью перейти к таким столовым.
Асимметрия и экспрессия форм, ленточное остекление делает фабрику-кухню Выборгского района ярким примером ленинградского авангарда. И как все здания конструктивизма, здание следует принципам функционализма — даже самые необычные формы имеют свою функцию. Например, козырёк должен был использоваться для открытой террасы.
Карта
Упомянутые в посте места.
Полезные материалы по теме:
Книга Б.М. Кирикова и М.С. Штиглиц «Архитектура ленинградского авангарда».
Вступайте в группу Вконтакте и следите за новыми постами и другими фотографиями.
Первые обновления всегда в Инстаграме
Похожие посты
Социалистический модернизм — архитектурный стиль, существовавший в 1950-1990-е годы преимущественно в странах социалистического блока.…
Жилмассив — жилищный массив — это проект из нескольких домов или кварталов с единым…
Петербург интересен не только классической архитектурой, но и промышленными зданиями. Они расположены и в…
Северный модерн появился в Петербурге под влиянием скандинавской и финской архитектуры национального романтизма и…
Источник статьи: http://annawwts.com/constructivism-spb/