Баня в туркестане построенная а средние века

Баня в туркестане построенная а средние века

Баня в туркестане построенная а средние века

Памятники архитектурного комплекса Ахмеда Яссави.

«Знай, о сын, что, когда идешь в баню. Не ходи на сытый желудок. Это вредно. И каждый день ходить не полезно и даже вредно… Поэтому нужно ходить один раз каждые два дня. И зимой и летом когда пойдешь в баню, сначала проведи некоторое время в холодной комнате.
Потом уже или в среднюю комнату и посиди там немного. Потом ступай в жаркую комнату и посиди немного там. Чтобы получить удовольствие от жаркой комнаты. Когда жара бани на тебя подействует, пойди на уединение и вымой голову.

И нужно, что ты в бане очень долго не оставался и слишком горячую и слишком холодную воду на себя не лил. Нужно, чтобы она была умеренной. И если баня будет пустая, это величайшее счастье, ибо мудрецы считают пустую баню удачей из всех удач.
Волосы нужно хорошенько вытереть и только тогда выходить из бани. Ибо на улицу с мокрыми волосами выходить – не дело для разумных и уважаемых людей. И выйдя из бани с мокрыми волосами, не подобает идти к уважаемым людям.
Это не входит в правила приличия. В бане воду пить и пиво, этого остерегайся, ибо очень вредно и вызывает водянку. Разве, если ты с похмелья, тогда можно выпить совсем немножко, чтобы вреда было меньше»

Святые места Туркестана.

Источники:
«Свод памятников истории и архитектуры Казахстана. Южно-Казахстанская область». Том 1 – Алма-Ата. Главная редакция «Казах энциклопедиясы», 1994 год.

Баня в туркестане построенная а средние века

Каз история запись закреплена

До 1960-х годов в Туркестане работал(-а) построенный(-ая) в средние века:
баня

В письменных источниках Улусом Джучи называлось основанное Батыем
государство:
Золотая Орда

Города Южного Казахстана имели тесные связи с народами:
Передней Азии

Поражение Коканда и Бухары (1868 г.), Хивы (1873 г.) от русских войск
завершилось для казахов:
принятием российского подданства

Реквизиции на тыловые работы согласно Указа от 25 июня 1916 г.
подлежали мужчины в возрасте
от 19 до 43 лет

Книга О.Сулейменова, изъятая из продажи и запрещенная к переизданию:
«Аз и Я»

Термин «сарматы» встречается в трудах древних авторов с:
III в. до н.э.

По своему политическому положению Тюркский каганат превратился п
крупную державу Евразии в:
70-е годы VI в.

Мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи является архитектурным шедевром:
XIV-XV вв.

По договору, заключенному между казахскими правителями и
Мухаммедом Шайбани, в состав Узбекского ханства вошли города:
Отрар и Туркестан

Самозванного хана Турсуна поддерживал род:
катаган

Пленный шведский офицер-картограф, участник исследовательской
экспедиции И.Г.Ренат изложил собранные им материалы в труде:
«Карта Джунгарии»

Восстание кыргызских крестьян и казахов Южного Казахстана весной и
летом в 1858 году было направлено против:
Кокандцев

В первой половине XIX в. русским ученым А.Левшиным было написано
трехтомное исследование:
«Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких орд и степей»

29 августа 1917 года Перовский Совет на совместном заседании с
представителями профсоюзов и солдатских комитетов высказался о
необходимости передачи всей власти:
Советам

Первая Конституция Казахской ССР была утверждена в:
1937 г

Известный казахстанский писатель, автор произведений «Школа жизни» и
«Ботагоз»:
С.Муканов

Указом Президента 1999 год был объявлен годом:
Единства и преемственности поколений

Казахи начали обособляться как самостоятельная народность в период
правления:
Узбека

В период восстания 1783-1797 гг. остерегаясь гнева повстанцев, хан
Нуралы:
Перекочевал к Уральской казачьей линии

Читайте также:  Баня из керамзитоблоков своими руками проекты

В ходе Отечественной войны 1812 года для нужд армии миллион пудов
соли направили казахские рабочие:
Эльтонских промыслов

В связи со Столыпинской аграрной реформой, в начале XX века процесс
переселения крестьян из центральных губерний в Казахстан:
принял массовый характер

В годы Великой Отечественной войны особо отличились Р.Кошкарбаев и
Г.Булатов:
Водрузили в одном из окон рейхстага знамя Победы

В 50-е годы XX в. материально-техническое положение животноводства:
Оставалось низким

Поводом для вторжения монгол на территорию Казахстана и Среднюю
Азию стала:
гибель в Отраре торгового каравана, посланного Чингисханом

От сглаза оберегали:
бойтумары

Правители улусов в Казахском ханстве в XV-XVII вв.:
Султаны

Отрар существовал до:
XVII века

Казахстанец, участник партизанского движения в годы Великой
Отечественной войны:
К.Кайсенов

В советский период воспитание молодежи и контроль за пионерской
организацией осуществлял(-а):
Комсомол

У саков роль талисманов и амулетов играли изделия с изображением:
зверей

В конце X в. огузы совершили поход на Хазарский каганат и Волжскую
Булгарию в союзе с:
Киевской Русью

Произведение Ходжа Ахмеда Йасауи, в котором он бичует изворотливых
подхалимов, проповедует любовь к Всевышнему, смирение и аскетизм:
«Диуан-и-хикмет»

В XVIII в. И.Андреев создал научный труд о:
Среднем жузе

Кенесары Касымулы вел борьбу с Бухарой и Кокандом, но не смог
создать коалицию против:
Царской России

На территории Мангыстау в 1870 г. племя адай выступили против колониальной реформы:
1867-1868 гг.

Согласно «Устава о сибирских киргизах», аульные старшины избирались
на срок:
3 года

Решающее поражение повстанцы Тургайского центра восстания 1916 года
потерпели в битве:
при Догал-Урпеке

В отдельных городах Казахстана в марте-апреле 1917 г. наряду с органами
Временного правительства и Советами появились:
киргизские (казахские) национальные комитеты

Одно из важных достижений системы образования в 1920-1930-е годы:
ликвидация неграмотности среди взрослых

Автор трилогии «Кровь и пот», лауреат Государственной премии СССР
1974 г.:
А.Нурпеисов

В конце 80-х годов XX века 97% экспорта1
Казахстана составляла’ ‘
продукция:
Сырье, материалы и полуфабрикаты

Этническую основу единой казахской народности составили наиболее
многочисленные племена:
уйсуны и кыпчаки

Исторические произведения на казахском языке стали появляться в:
XVI-XVII вв.

Решающее значение для освобождения Семиречья от Коканда имела битва
1860 года под
Узунагачом

В 1868 году под руководством губернатора Г.Колпаковского были
разработаны «Временные правила:
о крестьянских переселениях в Семиречье»

О несправедливости и бессмысленности Первой мировой войны в газете
«Казах» писал известный общественный деятель:
Алихан Бокейханов

Особенность индустриализации в Казахстане:
Сырьевая направленность промышленности

Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи

И теперь мы добрались до цели нашего путешествия — города Туркестана. Или если уж углубляться в историю, ради которой приехали, то древний город Яссы.

Сейчас он конечно в основном обычный провинциальный городок.

Главной достопримечательностью конечно является мавзолей Ходжа Ахмеда Ясави. На заднем плане он виден.

Но для начала немного о вот той штуке, которая на переднем плане.

Вообще как я понял, все это юрту символизирует. Круглое и увенчано шаныраком — круглая деталь, которая и делает юрту устойчивой, и которая изображена на гербе Казахстана.

И камень внутри — изображает какой-то важный предмет кочевого быта. Не очень похоже на бесык (колыбель), но с другой стороны — может и он. Поправьте кто знает.

Теперь отправимся к мавзолею. Здание огромное. Это сразу видно.

Но как оказалось вокруг мавзолея восстановили древнюю крепость — абсолютный новодел. И теперь все туристы должны идти через нее в обход.

В принципе интересно сделали. На совесть. И вблизи — впечатляет.

За крепостными воротами построили целую средневековую улицу и сделали что-то типа музея.

Но из экспозиции в основном керамика

Настоящая средневековая баня немного в отдалении, но почему-то фотографий нет. Только описание. Но сразу могу сказать, что это турецкая или восточная баня, с суфрой — большим плоским камнем, который нагревается. И это совершенно новая баня, которая является музеем. А рядом груда камней, возле которых написано, что это старая баня.

Читайте также:  Где находятся баня в пекине

Правила хождения в баню

Знай, о сын, что, когда идешь в баню, не ходи на сытый желудок, это вредно, и каждый день ходить не полезно, и даже вредно. Поэтому нужно ходить один раз каждые два дня, и зимой, и летом. Когда пойдешь в баню, сначала проведи некоторое время в холодной комнате, потом уже иди в среднюю комнату и посиди немного и там, чтобы получить удовольствие и от жаркой комнаты, когда жара бани на тебя подействует, пойди на уединение и вымой голову. И нужно, чтобы ты в бане очень долго не оставался и слишком горячую и слишком холодную воду на себя не лил — нужно, чтобы она была умеренной. И если баня будет пустая — это величайшее счастье, ибо мудрецы считают пустую баню большой удачей из всех удач. Волосы нужно хорошенько вытереть и только тогда выходить из бани, ибо выходить на улицу с мокрыми волосами и идти к уважаемым людям, это не входит в правила приличия.

… Остерегайся в бане пить воду и пиво ибо это очень вредно и вызывает водянку, разве если ты с похмелья, тогда можно выпить совсем немножко чтобы успокоить похмелье и вреда было меньше.

Авторство не указано. Кстати про холодную, теплую и горячую комнату и порядок их посещения — это очень напоминает традиции римских бань — там даже специальные названия этих комнат были на латыни.

Можно походить по стенам и посмотреть на окрестности.

Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/banya-v-turkestane-postroennaya-a-srednie-veka/

ВОСТОЧНАЯ БАНЯ

Общенациональное движение «Қазақстан — 2050» организовало мотопробег «Менің Елім – Моя страна», посвященный 22-летию Ассамблеи народов Казахстана. Мотопробег охватил 25 сакральных, исторических мест страны.

В свою очередь, команда мотопробега посчитала нужным посетить средневековую восточную баню в Южном Казахстане. Восточная баня – памятник народного архитектурного искусства. Наполовину расположенное под землей, многокупольное сооружение находится в городе Туркестан Южно-Казахстанской области. Стены восточной бани уложены из обожженного кирпича.

Восточная баня состояла из девяти комнат, каждая комната имела разную площадь, и служила для разных целей. Хоть фасады и не имеют декоративных украшений, выразительность Восточной бане придают группа куполов и открытый айван. Верхняя часть восточной бани включает: предбанник, перекрытый сводом «балхи», главный моечный зал, 8-гранный с 8-гранной же суфой в центре, залы с резервуарами горячей и холодной воды и др. Водоразбор осуществлен через открытые проемы к резервуарам. Интерьер бани был оштукатурен. В «горячем» зале широкая суфа для массажа.

Суфы и полы облицованы мраморными плитами размером 1,5х0,8 м. Интересно система отопления бани с помощью дымовых каналов, уложенных под полом. От печи тепло устремляется к ротонде, расположенной под 8-гранной суфой главного зала, откуда с помощью системы радиально расположенных каналов распределяется по другим помещениям. Каналы имеют аккумулирующие тепло карманы, вытяжные шахты. Уклон полов позволяет осуществить организованный сток отработанной воды и сброс ее в септик. Памятник реставрирован в 1979 г.

Национальная энциклопедия Казахстана, том 9.

Источник статьи: http://e-history.kz/ru/news/show/5609/

Баня в туркестане построенная а средние века

Памятники архитектурного комплекса Ахмеда Яссави.

«Знай, о сын, что, когда идешь в баню. Не ходи на сытый желудок. Это вредно. И каждый день ходить не полезно и даже вредно… Поэтому нужно ходить один раз каждые два дня. И зимой и летом когда пойдешь в баню, сначала проведи некоторое время в холодной комнате.
Потом уже или в среднюю комнату и посиди там немного. Потом ступай в жаркую комнату и посиди немного там. Чтобы получить удовольствие от жаркой комнаты. Когда жара бани на тебя подействует, пойди на уединение и вымой голову.

И нужно, что ты в бане очень долго не оставался и слишком горячую и слишком холодную воду на себя не лил. Нужно, чтобы она была умеренной. И если баня будет пустая, это величайшее счастье, ибо мудрецы считают пустую баню удачей из всех удач.
Волосы нужно хорошенько вытереть и только тогда выходить из бани. Ибо на улицу с мокрыми волосами выходить – не дело для разумных и уважаемых людей. И выйдя из бани с мокрыми волосами, не подобает идти к уважаемым людям.
Это не входит в правила приличия. В бане воду пить и пиво, этого остерегайся, ибо очень вредно и вызывает водянку. Разве, если ты с похмелья, тогда можно выпить совсем немножко, чтобы вреда было меньше»

Святые места Туркестана.

Читайте также:  Отопительно варочная печь для бани своими руками

Восточная баня, как и древняя турецкая расчитана для мытья тела с одновременным действием воды и горячего воздуха. Бани подобного типа были широко распространены на территории Южного Казахстана с древнейших времен, о чем свидетельствует открытия археологов в Таразе, Отраре и других городах располагавшихся на древнем Шелковом пути.
Достоинство бани. В результате интенсивного выделения пота в организме усиливаются окислительные процессы, повышается обмен веществ, облегчается работа почек. Переменное действие тепла и холода расширением и сужением капилляров положительно сказывается на кровяном давлении и деятельности сердца.
Восточная баня XVI – XVIII в.в. входит в архитектурный комплекс мавзолея Х.А. Яссави. На открытой местности, до — начала XX века находилась в среде плотной жилой застройки ныне разрушенного средневекового города.
Полуподземная — многокупольная постройка сложена из жженого квадратного кирпича. Фасады без декоративных украшений, с кирпичной фактурой стен. Выразительность зданию придают группа куполов, открытый айван.
Состоит из 9-ти помещений различных по величине, функциональному назначению и времени постройки. Старая часть включает 7 помещений — предбанник, перекрытый сводом «балхи», главный моечный зал, 8-гранный с 8-гранной же суфой в центре, залы с резервуарами горячей и холодной, воды и др.
В «горячем» зале широкая суфа для массажа. Водозабор осуществлен через открытые проемы к резервуарам. Интерьер бани был оштукатурен, в настоящее время экспонируется в кирпичных кладках.
Суфы и полы облицованы мраморными плитами размером 1,5 х 0,8 метра. Конструкции отражают традиционные среднеазиатские способы перекрытий — купола на арках, свод «балхи», коробовые перекрытия (в коридорах).
Интересно устройство подогрева посредством дымовых каналов, уложенных под полами. От топки тепло устремляется к ротонде, расположенной под 8-гранной суфой главного зала, откуда с помощью системы радиально расположенных каналов распределяется по другим помещениям.
Купола на кровле облицованы реставрационным кирпичом. Поверхность реставрационного кирпича покрыта раствором жидкого стекла — на кирпиче видны темные пятна по контуру. Отдельные кирпичи облицовки куполов разрушались из-за низкой морозостойкости, сейчас заменены.
Швы между кирпичами были выветрены — заполнение швов было сделано из кирпичной крошки и жидкого стекла. В пустые швы облицовки куполов повсеместно протекает дождевая вода. Кроме того, отмечено разрушение цементного раствора на контакте кладки куполов и плоской кровли — здесь протекает дождевая вода.
По контуру парапета на кровле отмечалось отслоение раствора на контакте парапета и плоской кровли. Выстилка плоской кровли в целом находится в удовлетворительном состоянии. Кладка на фасадах облицована реставрационной плиткой.
Каналы имеют аккумулирующие тепло карманы, вытяжные шахты. Уклон полов позволяет осуществить организованный сток отработанной воды и сброс ее в септик. Памятник реставрирован в 1979 году.

Источники:
«Свод памятников истории и архитектуры Казахстана. Южно-Казахстанская область». Том 1 – Алма-Ата. Главная редакция «Казах энциклопедиясы», 1994 год.

Фотографии
Александра Петрова .

Источник статьи: http://silkadv.com/ru/node/5779

Оцените статью
Про баню