Меню

Баня в вагоне поезда

Во время войны в тюменском поезде-бане попарились около миллиона солдат и офицеров

Тюменский поезд-баня прошел вслед за фронтами Великой Отечественной через Москву, Тулу, Сталинград, Елецк, Брянск, Брест, Минск, Прагу, Варшаву, Фюрстенвальде до Берлина.

В поезде-бане, построенномй в Тюмени, парился полководец Рокоссовский и поверженный фельдмаршал вермахта Паулюс со своими генералами. Об этом рассказал историк и краевед Александр Петрушин.

«38-й банно-прачечный дезинфекционный поезд (38-й БПДП) был сформирован в Тюмени в феврале 1942 года по инициативе тюменцев, — говорит Александр Петрушин. — Участие в его формировании приняли все жители города. Мясокомбинат сварил две тонны хозяйственного мыла, горожане собрали 500 комплектов нижнего белья, тысячу книг, пианино, два баяна, комплект струнных инструментов. Артель „Бытовик“ передала два парикмахерских набора, ДОК „Красный Октябрь“ изготовил и поставил всю банную мебель».

Состав, помимо паровоза ФЭД, насчитывал 10 вагонов: вагон-цистерна с водой, вагон-парильня, душевая, вагон-раздевалка, дезинфекционная камера, склад, клубное помещение, где можно было отдохнуть, почитать, поиграть на музыкальных инструментах и вспомнить далекий дом, родных и близких людей. Точно такой же паровоз ФЭД установлен как памятник тюменским железнодорожникам у ДК «Железнорожник».

Александру Петрушину удалось найти воспоминания командира поезда-бани, майора административной службы Таратина. Он вспоминал, что с марта 1942 года поезд маневрировал в прифронтовой полосе 16 армии, которой командовал в то время генерал-лейтенант Константин Рокоссовский. При бомбежке в Кубинке, где стоял поезд, Рокоссовский был тяжело ранен. И пока ждали специально посланный из Москвы самолет, его перенесли в поезд-баню. Когда генерала провожали, он пообещал персоналу еще попариться в этой бане на колесах.

«И не забыл. В декабре 1942 года Таратин получил приказ поступить в распоряжение военно-санитарного управления Донского фронта, которым в то время командовал Константин Рокоссовский. И когда разгром группировки Паулюса закончился, этому есть подтверждающие документы, Рокоссовский сказал: «Ну, а теперь, в баню!» — рассказал Александр Петрушин.

Генерал, по воспоминаниям начальника поезда-бани, приехал со своим штабом. Они попарились, помылись. Причем, Рокоссовский предпочел хозяйственное мыло, он сказал: «Мне не привыкать». «Но что еще было интересно — Рокоссовский дал команду помыть, попарить и проутюжить фельдмаршала Паулюса и его генералов. И начальник поезда вспоминает, что Паулюса и трех генералов доставили на следующий день под охраной. От парилки они отказались. Мылись в душевой, пока их форму прожарили в дезкамере и отутюжили. Потом парикмахеры их подстригли, побрили, поодеколонили. Вот они пользовались только туалетным мылом», — говорит Александр Петрушин.

Тюменский поезд-баня прошел вслед за фронтами Великой Отечественной через Москву, Бородино, Тулу, Сталинград, Елецк, Брянск, Брест, Минск, Прагу, Варшаву, Фюрстенвальде до Берлина. «За все это время, по официальным данным, через нашу тюменскую баню на колесах прошло около миллиона военнослужащих переднего края обороны, а также пополнения и военнопленных. Так что этот памятник, конечно, уникальный», — считает Александр Петрушин.

Не так давно в Тюмени был объявлен конкурс эскизных проектов сквера Железнодорожников, организаторами которого стала управа Калининского административного округа. Самую интересную идею, по мнению комиссии, подали студентки 4 курса ТюмГАСУ Алина Райлян и Екатерина Потапченко. Основа дизайнерской задумки девушек — перрон и кованые фигуры пассажиров вдоль прогулочных дорожек. Авторы прислушались к пожеланиям ветеранов-железнодорожников и добавили в проект поезд-баню. Кованый состав разместится вдоль одной из дорожек в виде ограждения со стендом с фотографиями и справочной информацией. «Это очень хорошая идея, — полагает Александр Петрушин. — Я вижу еще и коммерческую часть этого проекта: если воссоздать реальную баню на колесах, в которой по-фронтовому можно будет и помыться, и попариться, и чайку попить — успех будет обеспечен».

Источник статьи: http://vsluh.ru/novosti/obshchestvo/vo-vremya-voyny-v-tyumenskom-poezde-bane-poparilis-okolo-milliona-soldat-i-ofitserov_280269/

Баня в вагоне поезда

Васильев М.В. ,
член Российской Ассоциации историков Первой мировой войны,
старший преподаватель кафедры русской истории
Псковского государственного университета

Поезд-баня как мера санитарной помощи фронту в годы Первой мировой войны

С начала Первой мировой войны, образовавшийся 30 июля 1914 г. на съезде уполномоченных губернских земств Всероссийский земский союз, приступил к активной деятельности по оказанию помощи больным и раненым. На средства местных организаций, союзов и пожертвований, а также правительственных субсидий земсоюзом оборудовались госпитали, санитарные поезда, пункты питания, действовавшие как на фронте, так и в тылу, осуществлялась заготовка медикаментов, белья и обуви на нужды армии. Хозяйственная деятельность земского союза в области медицинского обеспечения фронта, заготовки продовольствия и фуража, а также политическая активность его членов на кануне Февральской революции достаточно подробно исследована в отечественной историографии, однако отдельные «второстепенные» направления деятельности союза остаются по-прежнему малоизученными в силу слабой информативности исторических источников. Одним из таких направлений деятельности является работа по организации на фронте бань для солдат и офицеров, как стационарных, так и подвижных, обустроенных на базе железнодорожных составов.

Первый год военных действий, когда Генеральным штабом планировалось провести скоротечную войну за считанные месяцы, а сами армии находились в постоянной мобильности, вопрос о формировании бань для войск практически не ставился, а с обеспечением помывки солдат военное ведомство обходилось самостоятельно. Но по мере перехода к позиционным боевым действиям и угрозы широкого распространения различного рода эпидемий и паразитов, создание бань и прачечных становилось все более актуальным. Так уже 6 ноября 1915 г. поступило задание военных властей создать 420 бань (в дальнейшем эта цифра возросла до 521) в пределах фронта, а 8 марта 1915 г. Главным комитетом Всероссийского земского союза Западного фронта был сформирован 1-й Передовой Банный отряд. Но процесс сооружения стационарных бань в фронтовой полосе проходил достаточно медленно из-за сложности доставки как строительного материала, разнообразных прачечных принадлежностей, недостатка персонала и соответствующего инвентаря. В результате чего, банные отделения открывались в самых разнообразных помещениях: крестьянских избах и сараях, блиндажах, винокуренных заводах, землянках и брезентовых палатках и лишь не многие полки имели в своем распоряжении бани в специально построенных для них помещениях. Иногда в отчетах отмечалось, что некоторые из бань находятся в окопах или вблизи их и топятся лишь по ночам, чтобы не привлекать внимания вражеской артиллерии [1] . В среднем фронтовая баня обслуживала до 300 человек в сутки, предоставляя солдатам помимо самого помещения и воды, мыло, мочало и иногда веник. Задачей фронтовой бани являлось не только мытье солдат, но и снабжение их чистым бельем, взамен которого оставлялось грязное, которое проходило обязательную дезинфекцию и отправлялось в прачечную. Соответственно, при каждой бане имелся запас белья, как стиранного, так и нового, размер которого зависел от ряда причин: от характера войсковой части (так, например, гвардейские части обходились практически своим бельем), размера бельевого запаса и др. При каждой бане организовывалась починочная мастерская для ремонта белья (пришивались пуговицы, шнурки, накладывались заплаты). При многих фронтовых банях создавались чайные, где помывшимся солдатам бесплатно раздавали горячий чай с сахаром. Средняя стоимость одного вымывшегося в бане, по данным отдела финансово-статистического учета за вторую половину 1916 г. обходилась казне в 20,48 коп., а стоимость вымывшегося солдата, получившего свежий комплект белья и чай, – 87,17 коп. [2]

Читайте также:  Заливка фундамента для бани без арматуры

В целях оптимизации деятельности, на каждом из фронтов Всероссийский земский союз имел свои Комитеты, обеспечивающие нужды «своего» фронта [3] . Одним из оригинальных проектов Комитета Северного фронта было создание поезда-бани который начал действовать с января 1916 г. С внешней стороны этот состав ни чем не отличался от заурядного товарного поезда и состоял из 16 вагонов-теплушек, цистерны с водой и паровоза, который одновременно служил в качестве котла для нагревания воды для мытья. Обслуживался такой состав штатом в 30 человек. Сама баня была устроена следующим образом, каждые три вагона составляли одну рабочую единицу: в среднем располагалась мыльное отделение, а два крайних служили раздевалками. Вагон-помывочная вмещал одновременно до 25 человек, а сам процесс принятия банных процедур принимал конвейерный характер: в то время как одна группа солдат мылась, другая в соседнем вагоне раздевалась и сдавала белье, получая взамен чистое. Помывшаяся группа переходила в третий вагон для одевания, уступая место следующей партии. Таким образом, помывка и пребывание в бане ограничивались временем в течение которого следующая группа готовилась к помывке. Внутри четырех вагонов-бань были установлены баки или бочки с горячей или холодной водой, скамьи для сидения, железные печи, которые обливали водой для поливания пара, а так же различные предметы для мытья. Если первоначально в таких банях использовалось парение, то в дальнейшем оно было заменено «душем в виде дождика», так как в тесных вагонах обильный пар совершенно затемнял свет лампы и усложнял процесс мытья. При поезде-бане действовала парикмахерская в которой можно было подстричься или побриться. Однако на такую подвижную цирюльню работало всего шесть брадобреев, которые при высокой пропускной способности поезда-бани (до 3000 чел. в сутки), естественно, не могли удовлетворить потребности всех желающих. В течение летних месяцев парикмахерская действовала в палатке, которую раскидывали в близи с поездом, а вагон парикмахерской передавался под раздевальню. С наступлением же холодов, парикмахерская возвращалась в свой вагон.

После помывки нижние чины армии получали чай, для чего в составе был отведен целый вагон. Имел этот поезд и походную лавку, в которой солдаты могли совершить мелкие покупки. Как отмечал корреспондент, в поезде-бане все было «устроено примитивно, все сколочено сообразно окружающей обстановке, но жаловаться на тесноту в таком поезде не приходилось» [4] . Первоначально для офицеров и классных чинов при этом составе была оборудована ванная, которая в дальнейшем из-за дефицита площадей была приспособлена под канцелярию.

Вагоны отапливались железными печами и температура в вагонах достигала до 25 – 30 °С, но к утру температура опускалась до атмосферной, что, зачастую, вызывало серьезные заболевания у персонала поезда, который также проживал в теплушках. Заведующий поезда неоднократно просил о замене состава на вагоны системы Фокс-Арбеля, которые вдвое превосходили по длине теплушки, но все просьбы пропадали в море бюрократических проволочек и не имели успеха. Вода в вагоны поступала по специальным трубам, закрепленным снаружи состава, из-за чего в холодное время года вода часто замерзала по ночам, и ее приходилось отогревать, а иногда и носить вручную с котла паровоза. Активная пропускная способность поезда-бани подтверждается следующими цифрами, только за период с 16 января по 31 августа 1916 г. в бане помылось 1033 офицера и 354950 нижних чинов [5] .

Читайте также:  Баня в девяткино медвежка

В целом, поезд-баня представлял собой весьма удачный проект земского союза, и, не смотря на то, что его деятельность была ограничена лишь линией железной дороги, подвижная баня имела огромную популярность в солдатской среде, даже в жаркие летние месяцы, когда вся армия в качестве помывки активно использовала реки и озера.

Источник статьи: http://www.simvolika.org/vv059.htm

Банно-прачечный поезд

Подразделение ВС СССР и РФ не имеющее мировых аналогов.

Первое моё знакомство с необычным объектом, как в техническом оснащении так и в восприятии состоялось в ноябре 80-года. Тогда я прибыл на свою первую должность рядового и сержантского состава в затерянный среди сопок посёлок Дипкун, а попросту БАМ.

Не буду подробно рассказывать, какой ноябрьской метелью меня занесло на расстояние более 5 500 км по прямой от Ленинграда. Так вышло. Решил доказать 11 ноября майору Забирохину, из Петроградского РВК, что «сам – с – усам» и супер шофёр, а 17 ноября уже летел в составе воинской команды призывников самолётом «Аэрофлота» по маршруту «Ленинград-Чита».

Далее все воспоминания сжались буквально в миг. Поезд из Читы в Тынду. Далее на нас напялили валенки, ватные штаны и БАМовские куртки и мы отправились под тентом автоколонны до посёлка Дипкун.
Казалось, что ехали целую вечность, с двумя остановками для приема пищи и сна, но по среди ночи, не известно какого дня, мы всё же благополучно вошли в казарму, ставшей нашей учебной части.

Дня два мы приходили в себя от такого переезда на шесть часовых поясов и множества пересадок. И вот наконец-то очумевших юнцов построили и сказали: «в баню и переодеваться в форму». Мы вертели стрижеными головами в недоумении. В казарме бани нет, рядом такие же бараки, на улице минус 30⁰С. Какая баня? Но нас вновь загрузили в машины и повезли в тайгу. Хотя БАМовскую тайгу, зимой, лесом назвать сложно. Одинокие худосочные сосенки, чуть реже ёлки и безлиственные остовы лиственниц и лиственных деревьев.
Через некоторое время автомашины остановились. Мы прибыли на открытую от тайги площадку. Всё что я увидел в последствии, до сего дня, помню как чёрно-белое фото стоящее перед глазами: по краю открытой площадки, среди снегов, был проложен возвышающейся над заснеженным безмолвием железнодорожный путь, на котором стояло два огромнейших паровоза под парами, цистерны, прочие якобы пассажирские вагоны от «царя гороха», пандусы к ним, и всё это было опутано утеплёнными трубами, подсоединёнными к каждому вагону доисторической постройки, но с блестящими медью и латунью поручнями дверей.

Так я в первый раз увидел банно-прачечный поезд в действии. Хотя если быть откровенным и внутреннее убранство поразило. Это была полноценная тёплая баня: с раздевалками, с банными штучками, с душевыми, со всеми примочками в подготовке и сдаче белья. Всё это так меня поразило, что запечатлелось в тончайших подробностях.
В последующие несколько месяцев, мне пришлось еще несколько раз посетить это чудо отеческой армии, и как страждущему по бане, и в качестве водителя-экспедитора доставляющего комплектующие к этому многофункциональному комплексу.

Теперь немного о сути этой тыловой единице ВС:
*Банно-прачечный поезд, если быть ещё точнее, то банно-прачечный дезинфекционный поезд (БПДП). Для того, чтобы понять хотя бы приблизительно, что это такое, вот ссылка:
https://fotki.yandex.ru/users/smirno. /album/160376/

Вообще БПДП — явление необычное в структуре Вооруженных Сил. Аналогов нет ни в одной армии мира. А вот отечественные военные стратеги осознали его значимость для обороноспособности страны еще в начале прошлого века. Как указано в Питерском Военно-медицинском музее МО РФ, впервые поезд-баня появился в России еще в 1904 г. и предназначался для нужд Красного Креста. Тогда он состоял из четырех вагонов: прачечные с ручными стиральными машинами и дезинфекционными камерами.
Во время русско-японской кампании мобильная баня обслуживала госпитали и лазареты на Дальнем Востоке. Хотя штат был невелик — 14 человек, объем работ впечатлял: за 10 часов обрабатывалось до 400 кг белья, что, по меркам того времени, было весьма немало. Активно использовался банно-прачечный поезд и в годы Первой мировой войны.
Со временем потребность Вооруженных сил в банно-прачечных составах только возрастала. Если до начала Великой Отечественной в Советской Армии их было всего 9, то в начальный период войны (1941-1942 гг.) количество взлетело до 100. Обычно эти составы располагались в районах распределительных железнодорожных станций фронтов, где придавались санитарно-пропускным пунктам.
По сравнению со своими предшественниками несколько видоизменилась и их структура. Кроме банно-дезинфекционного отделения и прачечной, состав обзавелся вспомогательными вагонами. В результате он заметно удлинился. Так, банно-дезинфекционное отделение включало 4 вагона: раздевалка, душевая, дезкамера, одевальня. Один из вагонов был оборудован двумя паро-формалиновыми дезкамерами на 60 комплектов обмундирования. В четырех вагонах-прачечных было установлено механическое оборудование. Во вспомогательные вошли две цистерны для воды, электростанция со слесарной мастерской, кухня, столовая, склад и вагон для личного состав поезда. В результате его производительность заметно увеличилась. За час полную санитарную обработку в нем могли пройти до 100 человек.

Читайте также:  Окна для бани в петрозаводске

После войны объем банно-прачечных работ несколько снизился. Однако о мобильных банях не забыли. Более того. Их несколько модифицировали. Так как они были востребованы и в Ленинске – Байконур, и на БАМе, и в чеченской компании.

Нынешние БПДП состоят из нескольких сегментов. В административно-хозяйственную группу входят вагон-штаб, вагон-склад, вагон-столовая, цистерны для воды, вагон-электростанция, вагон-общежитие.
Основная группа — банно-дезинфекционная. Это — вагоны-санпропускники, дезинфекционный вагон, душевая и вагон-раздевалка. Прачечная группа включает вагоны-склады с чистым и грязным бельем, прачечную, сушилку и гладильный вагон. В общей сложности все хозяйство размещается в 19 вагонах, питающихся паром от паровоза, придаваемого на время работы.

Схема помывки личного состава, санитарной обработки белья, разработанная много лет назад, действует и по сей день. Вот как это происходит. Группа из 30-40 человек заходит в санпропускник, вешает одежду на вешалки, а нижнее белье оставляет на полу. Пока личный состав моется, наряд по бане собирает белье и относит на склад грязной одежды. Схема смены белья построена таким образом, чтобы потоки чистого не пересекались с грязным. После душа солдаты получают чистое белье из обменного фонда.
На все про все — час.

Неотъемлемым атрибутом во время помывки является офицер медицинской службы, который определяет степень зараженности белья. Если в нем поселились, к примеру, вши, то оно помещается в дезкамеру для дезинсекции (дезинфекции).

Сегодня главным недостатком является паровоз. На заре возникновения банно-прачечных поездов он был не только источником пара, но и тягловой силой всего состава. Со временем железнодорожная промышленность прекратила производство не только паровозов, но и запчастей к ним. Они остались лишь в банно-прачечном хозяйстве Вооруженных сил. Да в грифе «колонны паровозов особого резерва» в законсервированном виде. Но это, как и их количество «НЗ».
Отмечу, самому «молодому» сейчас более полувека, остальные — еще старше. Уже давно не выпускают и специальный огнеупорный кирпич для топок. Вместо него используют шамотный, который не выдерживает тепловых нагрузок от горения мазута. И вместо положенного месяца паровоз может работать всего лишь неделю.
Чеченская компания показала: пока один находился на ремонте, работал другой.

Но отправлять банно-прачечные поезда в утиль рановато. На сегодняшний день БПДП — единственное мобильное средство, цистерны которого способны вмещать 100 т воды. Это позволяет бесперебойно функционировать всему банно-прачечному хозяйству в течение полусуток.
Еще один плюс. Размещаясь на железнодорожных путях, поезд работает в тесном взаимодействии со службами РЖД. Это позволяет производить различные ремонтные работы в специализированных мастерских. Например, перемотка электродвигателей, выточка валов к насосам, стиральным машинам. В полевых условиях эти и другие ремонтные работы не сделаешь — нужны стационарные.

По имеющимся от моих коллег данным, сейчас, на Тверском вагонно-строительном заводе разрабатываются поезда нового поколения — БПДМ-2000. В них появятся вагон-химчистка, вагон очистки сточных вод. А вот паровоз исчезнет. Вагоны оснащены автономным источником пара — котлом КПП-500, работающим на дизельном топливе. Кстати, уже имеется несколько экспериментальных вагонов нового образца, которые проходят апробирование где-то на затерянных ветках МО. На сегодняшний день таких вагонов разработаны 9, а весь состав будет состоять из 15. Уже проведены предварительные государственные испытания такого поезда с последующим принятием его на вооружение.

Чем закончилась моя история знакомства с БАМовским БПДП?
В 1985 году мне довелось сдавать комплексный государственный экзамен. Я великолепно сдал тактику, ВЭЖТ, решил топографическую задачку. И тогда сопредседатель комиссии полковник Деньга, из нашего ведомства, обратился ко мне с дополнительным вопросом: «лично моё видение в применении специального подвижного состава МО, а именно БПДП?»
И я в подробности рассказал то, что так поразило меня на БАМе, но уже с академическими выкладками.
Как в последствии, через несколько лет признался сам полковник, приехавший на инспекцию нашего подразделения, тот мой ответ его просто поразил и надолго запомнился практическим знанием материала.

Источник статьи: http://scbist.com/ekskurs-v-istoriyu-zheleznyh-dorog/45036-banno-prachechnyi-poezd.html

Adblock
detector