Были ли бани у донских казаков

Казачья баня: чем она отличалась от русской

Баня — обязательный элемент быта славян и их потомков, в числе которых, разумеется, и казаки. Упоминания об этой постройке и совершаемых в них ритуалах, гигиенических процедурах есть во всех летописных источниках Древней Руси. В «Повести временных лет» упомянуты слова Апостола Андрея:

«. Диво видел я в Славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные, и натопят их сильно, и разденутся и будут наги, и обольются квасом кожевенным. «. Также упоминается баня и в иностранных рукописях о быте и культуре древних русичей. Например, в персидских «Собраниях историй» и записок иностранных путешественников и купцов. Практически везде русская баня указывается как деревянная, сами славяне её называли «истопкой». И это — первое основное отличие традиционной русской бани от казачьей.

Со времен появления казачества на Руси и оформились в единый этнос со своими культурными особенностями, традициями и привычками. В литературных источниках можно встретить упоминания о банях как непременном элементе казачьего быта. Согласно книге «Бани войсковые. Военная энциклопедия» от 1915 года за авторством В.Ф. Новицкого, учитывая преимущественно военный род деятельности этого народа, постоянное участие в походах, именно здесь на Руси зародились так называемые «военные» или походные бани.

Они представляли собой каменную кладку, на которой разводят костер и стоянки из жердей, обвязанных рогозом для сохранения тепла и пара. Хотя такие бани давали достаточно много сажи и копоти, в полевых условиях они позволяли эффективно поддерживать не только гигиену, но и моральный облик, дух казаков, обеспечивая должный вид и здоровье. Обязанность казака париться, мыться перед битвой описана в многочисленных литературных и исторических источниках.

Стационарные постройки в казачьих станицах также отличались от традиционных русских бань. Они были не деревянные, а глиняными, что связано с дефицитом деревьев в условиях степных зон, в которых преимущественно располагались поселения казаков и повышенной опасностью пожара в южных регионах.

Второе отличие — казачья баня не была отдельно стоящей, она являлась частью пристройки к дому, в отличие от традиционной русской. Это делалось с целью усиления безопасности, защиты от вражеского нападения. Поскольку казачьи станицы находились на окраинах страны и первыми подвергались нападению в случае вторжения. Баня у казаков была одним из элементов быта «малой хаты», в которой перегородка отделяла печь, на которой готовили пищу от банной постройки — теплого угла — «Тэплый выгол» — на Кубани, Дону (Лазарев А.Г. «Традиционное народное жилище донских казаков. Казачий курень»).

Третье отличие — казачья баня не топилась по-черному, то есть, когда дым открытого выходит через отдушину в потолке и частично отодвинутую дверь. Это связано, в том числе, и с особенностями постройки бань из камня, глины. Использование березы в качестве основного топлива, образование дегтя усиливало оздоровительный эффект за счет его бактерицидных свойств. Казачья баня — это баня «по-белому». Зола после топки убиралась с пода печи, на него стелилась солома, камыш. Копоти и сажи в такой бане было значительно меньше. Казачьи земли — несвойственный ареал для произрастания березы, поэтому бактерицидные свойства бани здесь достигались другими методами. Например, использованием отваров и настоев целебных трав, продуктов пчеловодства.

Лесостепной и степной характер местности сказывался и на традициях парения. Веники у казаков часто заменялись полотенцами (рушниками) или применением травяных веников (полынный, крапивный). В целом, традиции были достаточно схожи, но географические, социальные и культурные особенности региона и этноса привнесли самобытность в строительство бань и их эксплуатацию казаками.

Источник статьи: http://cyrillitsa.ru/history/77296-kazachya-banya-chem-ona-otlichalas-ot-rus.html

Были ли бани у донских казаков

Казачья баня

В литературных источниках можно встретить упоминания о банях как непременном элементе казачьего быта. Согласно книге «Бани войсковые. Военная энциклопедия» от 1915 года за авторством В.Ф. Новицкого, учитывая преимущественно военный род деятельности этого народа, постоянное участие в походах, именно здесь на Руси зародились так называемые «военные» или походные бани.

Читайте также:  Вывески для бани прикольные

Они представляли собой каменную кладку, на которой разводят костер и стоянки из жердей, обвязанных рогозом для сохранения тепла и пара. Хотя такие бани давали достаточно много сажи и копоти, в полевых условиях они позволяли эффективно поддерживать не только гигиену, но и моральный облик, дух казаков, обеспечивая должный вид и здоровье. Обязанность казака париться, мыться перед битвой описана в многочисленных литературных и исторических источниках.

Стационарные постройки в казачьих станицах также отличались от традиционных русских бань. Они были не деревянные, а глиняными, что связано с дефицитом деревьев в условиях степных зон, в которых преимущественно располагались поселения казаков и повышенной опасностью пожара в южных регионах.

Лесостепной и степной характер местности сказывался и на традициях парения. Веники у казаков часто заменялись полотенцами (рушниками) или применением травяных веников (полынный, крапивный). В целом, традиции были достаточно схожи, но географические, социальные и культурные особенности региона и этноса привнесли самобытность в строительство бань и их эксплуатацию казаками.

Шолоховы единственные, у кого на хуторе была баня. Как мылись казаки

Сейчас у нас в Ростове, да и не только в Ростове, но и в области бани являются популярным видом досуга. Многие даже стилизованы под казацкий быт и этническую стилистику.

Поэтому мне было удивительно узнать, во время моей экскурсии по родительскому дому Шолохова, что казаки, в общем-то, в банях не мылись.

В хуторе Кружилинском только у Александра Михайловича, отца писателя, в усадьбе имелась баня. Всё дело в том, что Шолоховы переехали в земли Дона из Рязанской губернии. Дед писателя был купцом третьей гильдии из города Зарайска. Потому, обустраивая быт в усадьбе, поставил и привычную для родных мест баню.

Казаки же предпочитали летом мыться в реке, а зимой дома, в корытах. Меня, кстати, до трёх лет, пока мы не переехали в квартиру, так и купали, в корыте, я это помню даже 🙂

Баня Шолоховых сохранилась. Предлагаю вместе со мной прогуляться и посмотреть как она устроена.

В бане была комната отдыха. Хотя как отдыха? Отчасти это был и кабинет, где Александр Михайлович часто подбивал свою бухгалтерию, между заходами в парную.

В бане, конечно, хочется пить. Полагаю, что в кувшинах была ключевая или колодезная вода, или популярный у казаков узвар (компот) из груши дички.

Печь топилась из кабинета. Другая её часть выходила в парилку, где был обустроен «водонагреватель».

Водонагревателем служил встроенный в печь казан (котёл), куда наливали воду, которая там буквально закипала, создавая пар. Рядом стоял ушат с холодной водой, которую смешивали с горячей для мытья.

Полочки небольшие. Ну, оно то и понятно. Это сейчас баня для гуляний делается, чтобы компанией время хорошо провести. А тогда это было просто нечто типа нашей ванной комнаты. Веники делали дубовые и берёзовые.

Вот такая небольшая прогулка. Кто-то застал такие печи? Помнит, что это за дверка и зачем она? 😉

Наследие. Очерк о Кубанской казачьей бане

Баня для современного человека звучит несколько анахронично. Да и нужна ли современному человеку баня, когда в век научно технического прогресса в каждом доме, каждой квартире, да что там, даже в мобильных средствах, таких как автодома, есть душевые, ванны, джакузи, бассейны и многие другие приспособления, с помощью которых человек удовлетворяет не последнюю из своих потребностей в поддержании чистоты и гигиены тела. Напоминание о бане у современного человека часто вызывает следующие ассоциации: там все голые; жара; когда льют воду на раскаленные камни; когда люди хлещут друг друга вениками; свободное время препровождение; друзья, любовь, веселье… и т.д., и т.п.

На самом деле, что же такое баня, какие ее корни, какой в ней прок, есть ли у нее будущее? Вопрос о бане такой обширный, что для того, чтобы на него ответить, необходимо, заглянуть в прошлое. Исторически точно установлено, что водные процедуры, как средства поддержания чистоты тела, были практически у всех народов, но вот виды водных процедур, температурные режимы, и, соответственно, приспособления и сооружения для данных процедур были у каждого разные. Дошедшие до нас исторические источники указывают на то, что большое значение в культурной деятельности человека было умение поддерживать здоровый образ жизни. При отсутствии в те давние времена письменности, данный опыт мог передаваться через сказания и традиции. Это сейчас каждый знает, что огромное значение в поддержании здоровья имеет образ жизни. Питание, физические нагрузки – поддерживающие тонус, эмоциональные и психологические составляющие позволяют гармонично развиваться человеку. В прошлом, выявляя факторы, положительно действующие на человеческий организм, люди создали требования к коллективному поведению. Данные требования складывались в традиции, которые на ранней стадии развития общества, при отсутствии научного обоснования вполне были логичны и не подвергались ни какому обсуждению. Так на заре человечества возникали традиции соблюдения общего порядка и иерархии, поддержания чистоты и здоровья.
Традиции складывались в культуру. Культуру поведения, жизни, работы, отдыха. Несомненно, культура здорового образа жизни занимала и занимает одно из важнейших мест в становлении и развитии общества.

Читайте также:  Баня на павлюхина режим работы

И одни из механизмов создания режимов и методов была баня.

Справедливости ради надо сказать, что термин «баня» начал использоваться сравнительно недавно. Данное слово было созвучно малороссийскому слову «баниться», что означало мыться. Поэтому применяя водные очистительные процедуры – говорили: «банылысь». Казаки были еще умелыми знахарями и врачевателями способными использовать природные методы по восстановлению сил и здоровья после тяжелой работы и тягот военной службы. С помощью банных процедур восстанавливали здоровье, гнали хворь и ломоту. Правили суставы, лечили растяжения, ушибы. В периоды постов баня помогала легко переносить воздержание в питании, из-за чего оздоровление организма шло более полноценно.
Для мытья чаще использовалось обмывание тела горячей водой с предварительным его распариванием. Парились паровыми процедурами по причине того, что нагреть воду для омовения легче и проще распарить тело, чем нагреть воду для ванных процедур.
В таком случае логически стоит вопрос: «Так что, имея сейчас горячую воду без проблем, и значит ванная заменит баню?»
Было бы так, если бы баня была только местом для мытья.
В прошлом, следуя традициям, человек не задумывался и соблюдал правила, выполнял их с обязательной скрупулезностью, доводя некоторые действия до догм. Живя в чистом виде с природой, люди прошлого не подвергались такому воздействию стрессов как современники. Психически и душевно больных было по этой причине значительно меньше, чем в мире урбанизации и научно технического прогресса. Поэтому баня в прошлом давала человеку то, что больше всего ему требовалось. В больших городах при значительном скоплении людей велика была опасность возникновения эпидемий болезней, возникающих, прежде всего по причине ухудшения гигиенических норм. Бани строились во всех крупных населенных пунктах, при чем для бедного сословия строились бесплатные бюджетные бани. Существовали и коммерческие бани, основной задачей которых было удовлетворение спроса богатого населения. Существовали еще и войсковые бани, которые были как стационарные, так и передвижные. Передвижные располагались в шатрах и использовались в походных условиях воинских подразделений, но с начала 20 века в Русской царской армии стали создаваться передвижные бани оборудованные стационарно на лафетах и на базе грузовых автомобилей.

Пьяное и разгульное житье, которое приписывалось казакам, было специально раздуто большевистской пропагандой, чтобы вытравить сам дух казачьего рода.
Традиции казаков были направлены на укрепление казачьего сословия. Из поколения в поколения в больших патриархальных семьях старшим поколением прививалось младшим умение строить жизнь, быт. Старики занимались воспитанием детей начиная с 5 летнего возраста, прививая им не только трудовые навыки, но и давая основы военного мастерства, через физическую подготовку, учили выносливости и умению выживать в трудных условиях. Обязательным было приучить к выправке, опрятности, чистоплотности, умению залечивать раны, противостоять болезням. То, что мы сейчас говорим о поддержании здорового образа жизни, для наших дедов было само собой разумеющееся. А здоровье начинается с чистоты тела, поэтому мылись казаки каждый день. И в обязанности детей входило натаскать воды из колодца или речки, хвороста или камыша, истопить кабыцу (печь) в «другой (малой) хате» и к приходу старших все было готово для мытья. В «теплом углу» за легкой перегородкой, отделяющей часть помещения, возле печи грелись, парились, омывались, обливались напарами трав, обертывались распаренным сеном, когда хвороба прицеплялась, растирали тело маслами, медом, прополисом, солью, разминали тело. Все эти процедуры подбирали в зависимости от состояния или от желания и во всех них каждый разбирался с детства.
Конечно, были хвори, которые были непонятны простому казаку и тогда шли к знахарю, травнику, костоправу, который или подбирал травы, или разминал тело, ставил суставы, читал заговоры и все это проходило чаще, после того как больного прогреют, распарят, расслабят.
Для парения веники применяли не часто, их берегли, поскольку в округе было мало пригодных для этого деревьев. Веники заготавливали с дуба, клена, и применяли в торжественных случаях и по желанию, а чаще парили при помощи рушныка. Рушнык для этого замачивали в отваре трав, после этого выжимали. Влажным рушнком нагоняли паровоздушную смесь на парящегося, после чего нагретым рушником протирали тело, делали компрессы, обертывали.
Для отваров для компрессов и обливаний применяли следующие травы:

Читайте также:  Сруб бани по эскизу

Существовали травы и для чаев – узваров

Узвар делали или с одной травы или из смеси трав в зависимости от хворобы или желания.
Были узвары от горячки, лихорадки, головной боли, болях в животе, коликах в боку (чаще желчнокаменной и почечно-каменной болезни).
Узвары готовили из смеси трав, очень был распространен состав для крепости духа и тела, который пили не только в бане, но и каждый день, это сбор был из листьев земляники, смородины, малины, облепихи. В ходу были мята, мелиса, чабрец, солодка.
Узвары еще были и ягодные и плодовые. Ягодные варились с облепихи, смородины, крыжовника, малины, ежевики (ожына). Плодовые из яблок, груши, сливы, алычи.
Применяли в бане (буду продолжать называть более привычным для нас словом далее Малую хату в ее функции соответствующую понятиям «баня») еще и мед и прополис. Мед не только добавляли в узвары, но и еще им натирались в перерывах между парениями. Прополис добавляли в отвар трав, которые применялись для компрессов и обливаний
В бане никогда не употребляли спиртные напитки, даже квас был редкостью, потому что для его производства необходима была рожь, а на Кубани сеяли пшеницу. Да и вообще традиции запрещали разгульную жизнь, поскольку жизнь казака всегда была сопряжена с опасностью. За многие годы традиция была отшлифована и дошла до нас сводом правил, о том чего нельзя делать в бане. В бане нельзя было париться при горячке, при сильных кровотечениях, с непокрытой головой, в бане не шумели и не ругались, дабы не осквернять чистое место, прежде чем париться, омывались водой, чтобы удалить с тела пот и сторонние запахи. Перед парением вначале хорошо прогревались, после этого разминали тело. Для казака крепкое тело, как мы понимаем сейчас физическую культуру, было необходимостью, отвечающей требованиям военного дела и нелегких трудовых будней. Массажные процедуры помогали быстро восстановить мышечную активность, излечить от возможных простудных заболеваний. И глубоко ошибаются люди, когда заявляют, что баня раньше была для просто мытья. Массаж был такой же необходимой процедурой как гигиенические очистительные процедуры. Отлично помню, в бане был рубель (это дугообразная доска с зазубринами как у шестеренки применяемая ранее для глажения белья). Так вот дедушка разминал тело пальцами, а у бабушки не хватало сил промять крепкое тело деда, вот тогда она прибегала к помощи рубеля.
Когда тело было хорошо размято его опаривали, обильно смачивая отварами трав вениками или рушныком, по мере разогрева тела, обливали его контрастными порциями воды, после чего снова интенсивно парили и обтирали веником или рушныком, смоченными в травяном отваре. Для лучшего прогрева применялись обертывания в льняную ткань или укрывания сеном. Голова парящегося весь период парения должна быть укрыта или льняной тканью, или шерстяным колпаком, или сеном. Парение делали от ног и рук к центру тела. Более интенсивные действия проводились на руках и ногах. Более щадящую технику применяли на спине, берегли область почек, печени, шею. Голову не парили вообще. Однако шею и голову массировали руками, когда болела голова или сковывало шею. Парилась и мылась вся семья, но если все не помещались, то сначала вымывали детей, потом мылись взрослые, а в конце пожилые.

Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/byli-li-bani-u-donskih-kazakov/

Оцените статью
Про баню