Где мылись на руси когда не было бань

Общие бани на Руси: почему в них не видели бесстыдства

Русские бани. Место омовения или разврата?

Русские бани долгое время не давали покоя иностранцам. Так что все-таки делают там русские? Моются или развратничают? И чему способствует такая простота нравов: развращению народа или, напротив, его целомудрию? Мнения разделились.

Казанова, всемирно известный покоритель женщин, чье имя стало нарицательным, высказался следующим образом.
«По субботам я ходил с ней (с любовницей – К-К) в русские бани, дабы помыться в обществе еще человек 40, мужчин и женщин, вовсе нагих, кои ни на кого не смотрели и считали, что никто ни них не смотрит. Подобное бесстыдство проистекало из чистоты нравов».
Дж. Казанова «Воспоминания»

Ж. Делабарт Вид Серебренических бань в Москве (или «Серебренические бани на берегу р. Яузы с изображением обряда русской свадьбы») 1796. Русский музей.

Венесуэлец Франциско де Миранда, посетивший Россию в 1786-1787 гг., похоже, был не в большом восторге от увиденного и происходящее его шокировало. Хотя, судя по частому упоминанию в мемуарах походов к дамам легкого поведения, особым целомудрием путешественник не страдал.
«Оттуда поехали в Большие бани, мужские и женские, что на Москве-реке. Зашли сначала в мужские, где увидели великое множество голых людей, которые плескались в воде безо всякого стеснения. Через дверцу в дощатой перегородке проследовали в женскую часть, где совершенно обнаженные женщины прохаживались, шли из раздевальни в парильню или на двор, намыливались и т.д. Мы наблюдали за ними более часа, а они как ни в чем не бывало продолжали свои манипуляции, раздвигали ноги, мыли срамные места и т.д. …

В конце концов, пройдя сквозь толпу голых женщин, из коих ни одна не подумала прикрыться, я вышел на улицу и дошел до другого входа в ту же баню, откуда все было видно как на ладони, а потом снова зашел внутрь, и банщицы, взимавшие плату у входа, даже не подумали меня остановить. Тела беременных из-за огромного живота напоминали бесформенную массу. Поистине, разглядывая всех этих обнаженных женщин, всех возрастов и с самыми разнообразными формами, я не смог отыскать в них большого сходства с «Венерой» из собрания Медичи… В этой бане бывает более 2 тысяч посетительниц, главным образом по субботам, и с каждой берут всего две копейки; однако меня уверяли, что хозяин получает большой доход. Оттуда мы вышли наружу и проследовали к реке, чтобы посмотреть на женщин, которые после бани идут туда купаться. Их было очень много, и они спускались к воде без малейшего стыда. А те, что были на берегу и еще мылись, кричали нам по-русски: «Глядеть гляди, да не подходи!» Мужчины там купаются с женщинами почти вперемешку, ибо, если не считать шеста, их в реке ничто не разделяет… В деревнях еще сохраняется обычай купаться вместе мужчинам и женщинам, и нынешняя императрица первой позаботилась о том, чтобы соблюдались приличия и купание было раздельным. »

Гравюра Эйхлера по картине Делабарта. 1799.

Внес свои пять копеек и наш соотечественник, А.Н.Радищев.
«Бани бывали и ныне бывают местом любовных торжествований. Путешественник, условясь о пребывании своем с услужливою старушкою или
парнем, становится на двор, где намерен приносить жертву всеобожаемой Ладе. Настала ночь. Баня для него уже готова. Путешественник раздевается, идет в баню, где его встречает или хозяйка, если молода, или ее дочь, или свойственницы ее, или соседки. Отирают его утомленные члены; омывают его грязь. Сие производят, совлекши с себя одежды, возжигают в нем любострастный огнь, и он препровождает тут ночь, теряя деньги, здравие и драгоценное на путешествие время. Бывало, сказывают, что оплошного и отягченного любовными подвигами и вином путешественника сии любострастные чудовища предавали смерти, дабы воспользоваться его имением. Не ведаю, правда ли сие, но то правда, что наглость валдайских девок сократилася. И хотя они не откажутся и ныне удовлетворить желаниям путешественника, но прежней наглости в них не видно.»

Высказал свое мнение по этому поводу и Ш.Массон.
«Хотя русские бани и описывались много раз, но я все же считаю нелишним поговорить о них здесь, так как они сильно влияют на характер и нравы женщин из простонародья. Приехав в Россию, я решил сам лично проверить то представление, которое у меня сложилось на основании рассказов путешественников и которому я не очень доверял… Итак, однажды с одним из друзей я отправился на берег Невки к общественным купальням; идти далеко не пришлось, чтобы убедиться, что русские красавицы привыкли выставлять свои прелести перед прохожими. Толпа женщин всех возрастов, привлеченных июньской жарой, не сочла даже нужным идти в ограду купальни. Раздевшись на берегу, они тут же плавали и резвились…

Читайте также:  Металлическая печь для бани с отопительным щитком

С тех пор я много раз бывал в банях и видел то же, что и на берегу островов Невы. Но после набросанной выше картины большие подробности были бы слишком непристойны. Правда, целомудренная Екатерина издала указ, предписывающий предпринимателям публичных бань строить их для обоих полов раздельно и в женские пускать только тех мужчин, которые необходимы для их обслуживания, да еще художников и врачей, приходящих туда для изучения своего искусства; чтобы проникнуть туда, охотники попросту присваивают себе одно из этих званий. Итак, в Петербурге бани и купальни разделены для обоих полов перегородкой, но многие старые женщины всегда предпочитают вмешиваться в толпу мужчин; да кроме того, вымывшись в бане, и мужчины и женщины выбегают голышом и вместе бегут окунуться в протекающей сзади бани реке. Тут самые целомудренные женщины прикрываются березовым веником, которым они парились в бане. Когда мужчина хочет вымыться отдельно, его часто моет и парит женщина: она тщательно и с полным равнодушием исполняет эти обязанности. В деревне устройство бань старинное, то есть там все полы и возрасты моются вместе, и семья, состоящая из сорокалетнего отца, тридцатипятилетней матери, двадцатилетнего сына и пятнадцатилетней дочери, ходит в баню, и члены ее взаимно моют и парят друг друга в состоянии невинности первых человеков.

Эти обычаи не только кажутся нам оскорбительными, но они и действительно оскорбительны у недикого народа, уже носящего одежду, но, в сущности, они вовсе не являются результатом развращенности и не свидетельствуют о распутстве. Скажу больше, вовсе не эти бани доводят народ до распутства, наоборот, они, несомненно, очень полезны для него. Сердце русского юноши не трепещет и кровь не кипит при мысли о формирующейся груди. Ему нечего вздыхать о тайных, неведомых прелестях — он уже с детства все видел и все знает. Никогда молодая русская девушка не краснеет от любопытства или от нескромной мысли, от мужа она не узнает ничего для себя нового…»

P.S. В посте отражено положение вещей во времена Екатерины II.

Существует большое количество свидетельств иностранных путешественников о том, что в Московской Руси были общие бани, где мужчины и женщины парились вместе. Но так ли это?

Это утверждение не совсем верно. Например, в банях, которые были у крестьян в деревнях, могли посещать и мужчины и женщины, но только родственники. Попасть туда с незнакомыми людьми было нельзя, так как бани в основном строились для себя, были в каждом дворе, поэтому и мыться в них могли целой семьей. Совсем по – другому обстояла ситуация в городах, где мылись все вместе, что особенно странным явлением было для иностранцев, которые посещали Россию. Закон о том, чтобы строить отдельно женские и отдельно мужские бани выдала Екатерина II.

В деревнях бани топились в основном по субботам, а также большим праздникам. Первыми шли мыться мужчины и дети, а затем женщины. Мыться на полный желудок считалось недопустимым, так как это могло привести к появлению лишнего веса. Глава семьи подготавливал березовый веник (замачивал в горячей воде), прыскал водой на камни, крутил им над горячими камнями, пока веник не начинал истончать аромат и пар. Когда листья становились мягкими, и не липли к телу, начинали париться и мыться.

В деревнях баня могла топиться «по-черному» и «по-белому». Когда при растапливании дым выходил наружу через трубу, значит баня топилась по-белому, если же дым шел в парную, ее проветривали, стены окатывали холодной водой, после чего парились по-черному.

Одним из оригинальнейших способов помыться, был вариант – в печи. Мылись таким образом — после приготовления пищи в печь стелили солому, для того чтобы человек не испачкался, а на стены прыскался квас или вода.

Читайте также:  Блютуз адаптер хама драйвера

Что касается городов, то там строили общественные бани, первые из которых возводили по приказу царя Алексея Михайловича. Бани представляли собой одноэтажные постройки возле реки, которые состояли из таких помещений: мыльня, раздевальные, парные. Было принято в таких банях париться вместе (мужчины, женщины и дети).

По словам путешественников: «там ходят женщины разного возраста, не стыдясь, да еще и шутят над своей нескромностью». Удивительным для зарубежных гостей было и то, как распаренные женщины и мужчины выбегали, в чем мать родила на улицу, и окунались в ледяную воду реки. Просуществовали такие бани примерно одно столетие: так уже в 1743 году мужчинам и женщинам стало запрещено париться вместе. Но существовал этот запрет только на бумаге, а окончательный раздел бань случился тогда, когда стали возводить парные с разными отделениями для женщин и мужчин.

Источник статьи: http://sbs-dnr.ru/2018/03/18/obshhie-bani-na-rusi-pochemu-v-nix-ne-videli-besstydstva/

Чем баня на Руси отличалась от мыльни?

Наши предки не путали одно с другим

Когда заходит речь о том, как и где люди мылись на Руси, сразу всплывает слово баня. И описывают практически всегда именно баню. Причем примерно такую, какая дожила до наших дней: отдельный деревянный домик, раскаленные угли, на которые плещут водой, хороший березовый веник и т.д.

Но вообще-то на Руси существовало два вида помещений, где мылись. Одно из них, действительно, называлось баней. Но было и другое — мыльня.

Чем они отличались друг от друга? Сейчас расскажем.

Начнем с более понятного и привычного явления — бани. Они были широко распространены и появились еще в древности. В Лаврентьевской летописи приводятся слова апостола Андрея, видевшего славянские бани: «Дивно видех Словеньскую землю идучи ми семо. Видехъ бани древены, и пережьгуть е рамяно, и совлокуться, и будуть нази, и облеются квасомъ усниянымь, и возьмут на ся прутье младое, и бьють ся сами, и того ся добьють, одва вылезут ле живи, и облеются водою студеную, и тако оживуть».

Сам факт путешествия Андрея к славянам очень сомнителен, но не будем останавливаться на этом сейчас. Главное, что здесь приводится именно описание отдельных бревенчатых домиков, где люди обливаются и хлещутся.

Как мы узнаем из более поздних описаний, бани ставились либо у реки — сразу по несколько штук, — либо во дворе крестьянского хозяйства. Собственно такую картину с банями мы видим и сейчас.

Мыльни

Про них мы узнаем чаще всего из описаний каких-нибудь княжеских или воеводских домов, где рассказывается: вот тут сени, а вот тут, например, мыленка. Причем все это в пределах одного дома. Максимум речь могла заходить о пристройке к дому. Часто выбиралось помещение, соседнее с кухней, чтобы оттуда шло тепло.

В мыльнях тоже были печи, но топились они всегда по-белому и не на всю катушку, разумеется. Лицевая сторона обычно печи украшалась. Ни о каких вениках речи не шло, париться там тоже не парились. Просто мылись.

Вот как пишут об этом историки Павел Корчагин и Сергей Татаурин в своей работе «К пониманию средневековых русских реалий: баня и/или мыльня»:

«Мыльни — это комфортабельные, пристроенные к жилым хоромам помещения, предназначенные исключительно для помывки, но не для принятия высокотемпературных процедур, и топившиеся исключительно по-белому».

Сами понимаете, что в деревнях крестьянам было не до мылен. Зачем строить отдельное помещение, когда все функции может исполнить та же баня. Мыльни — это атрибут в первую очередь господских домов.

Ваши лайки и подписка помогут развитию канала! А еще приглашаем в нашу группу ВК: «Русичи»

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/politinteres/chem-bania-na-rusi-otlichalas-ot-mylni-5f146d40c363a21edd3ac165

Как обстояли дела с гигиеной в Средневековой Руси?

Обычно вопрос гигиены в средневековье сводится к «мылись или не мылись». Европейские государства в Средние века (и Русь в том числе) в плане гигиены действительно занимают среднее место между Античностью с известными римскими банями (и в целом очень высоким уровнем гигиены и медицины, исходя из римско-эллинистического наследия) и Ранним Новым временем, когда отношение к гигиене и сама гигиена ухудшились (к примеру, в Европе в период Раннего Нового времени старались поменьше купаться, поскольку считали, что через воду происходит заражение сифилисом). В средневековой Европе сохранялись римские бани, и даже в некоторых местах строили новые. Русь на фоне Европы явление уникальное, поскольку у нее не было наследия Рима — известных и вышеназванных бань, однако традиция купаться в банях имелась. Судя по имеющимся источникам, гигиену на Руси на протяжении всего средневековья соблюдали (однако не по причине того, что надо было соблюдать гигиену. Соблюдение гигиенты проходило в виду или сложившихся на Руси традиций, связанных с купанием, или с религией, в которой есть ритуалы, связанные с очищением водой, омовением и т.д.).

Читайте также:  Ширина дверных проемов бани

Собственно, какие источники то? Вот например есть известная идеологема, появившаяся в связи с развитием у русских православных неофитов чувства исключительной роли Руси в мировой истории, описывающая значимость бань на Руси и то, что в этих банях делали. Это идеологема из ПВЛ (Повесть временных лет) — путешествие апостола Андрея в Новгород: «я видел землю словенцев, и пока я был среди них, то наблюдал их деревянные бани. Они топят их до сильной жары, затем раздеваются и, намазав себя квасцами, берут свежие прутья и хлещут ими свое тело. В самом деле, они хлещут себя так неистово, что остаются еле живыми. Затем обливаются холодной водой и так приходят в себя. Они могут делать это каждый день, и, на самом деле, добровольно подвергают себя такой пытке». Несмотря на то, что апостола Андрея никогда не было на Руси и быть не могло, описание от летописца бани и действий, что проводят в бане, очень подробное.

Или другое любопытное известие — в 1090 году один из русских епископов греческого происхождения, Ефрем Переяславский, будучи строителем: @построил каменную баню, такую, какой прежде никогда не было на Руси». Как видите, бани были, бани строились — это означает, что был спрос и люди этим пользовались. В виду того, что на Руси было православие (после раскола в 1054 году), то также имелись все ритуальные омовения, умывания, которые были в канонах религии. Разумеется, делалось все это не из-за гигиенты, а из-за самой веры, однако данный факт не выкинуть.

Источник статьи: http://yandex.ru/q/question/society/kak_obstoiali_dela_s_gigienoi_v_rusi_ff68627a/

Мылись ли европейцы? Или миф о «грязной» Европе и чистых русских

В интернете, да и в во всем нашем обществе, глубоко засел такой тезис: «на Руси бани были, в Европе все пользовались духами и не мылись годами» . Без сомнения санитарная обстановка в средневековье была, мягко скажем, так себе. Это если сравнивать с древнеримской, где бани были частью общественной жизни, куда люди выходили, как сейчас на лавочку в подъезде. Технологии у римлян безусловно были выше на две головы. Но так ли все плохо было?

Как пример: по данным, которые оставил нам королевский чиновник, известно, что в казну Парижа поступал налог от, внимание, 26 бань! В Вене было чуть больше тридцати бань, в австрийском городе Бадене были источники, куда многие августейшие и просто знатные особы ездили на «курорт», есть множество гравюр, которые изображают банный процесс. Также существовали специальные цехи — банщиков, содержать баню в Средние века было выгодным предприятие — догадайтесь почему?

По правде говоря — это одна из причин, по которой мог возникнуть этот миф. Все упирается, как всегда в. деньги. Нет, это не значит, что мылись только дворяне и короли, обычному человеку баня была тоже по карману — просто общественная, с меньшими удобствами, без мыла (удовольствие в те времена дорогущее) и раз в неделю. Впрочем, о времени тоже самое относиться и к дворянами и к славянам. Раз в неделю — это была норма.

Сами понимаете — чтобы растопить баню или наполнить ванну нужна была вода, которой расходовалось немало, нужны были дрова, чтобы растопить воду, которые были отнюдь недешевыми, нужно, чтобы кто-то это все перетаскал. Аналогичная ситуация на Руси. Откуда же возник миф? На время люди в Европе перестали мыться в общественных банях из-за чумы, это так, инфекция так быстрее распространялась. Так же церковь иногда вставляла палки в колеса, но далеко не всегда успешно.

Да, были такие личности как Изабелла Кастильская, которая по собственным словам мылась два раза в жизни — при рождении и перед свадьбой, но экстравагантных личностей и сейчас хватает. Но были и такие люди, как Карл Смелый, который таскал с собой на войну серебряную ванну! Был монах, который считал, что от всех болезней лечит баня, разные люди были — но факт в том, что людям в Европе было неудобно мыться, но они это делали.

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/history_of_wars/mylis-li-evropeicy-ili-mif-o-griaznoi-evrope-i-chistyh-russkih—5b48a0ad1f242d00a9b95130

Оцените статью
Про баню