Город отрар две восточные бани

Город отрар две восточные бани

Декоративно-прикладное искусство. Этот вид искусства на­чал широко развиваться в средние века. Оно применялось при об­работке и украшении посуды, металлических изделий, и особенно в строительстве. Архитектурное украшение зданий было непос­редственно связано с художественной обработкой строительных ма­териалов и конструкций. Оно выполнялось, преимущественно, из того же материала, из которого возводились постройки. Таким строительным материалом служили глина и ганч.(среднеазиат­ская разновидность гипса). Часто мастера украшали поверхность стены кладкой кирпича «на ребро», создавая определенный рису­нок. Так зародился способ фигурной кладки с использованием обож­женного кирпича. Располагая кирпичи вертикально, плашмя или выдвигая из общей кладки, мастера получали разнообразные ор­наментальные и световые эффекты. С XI века широко стал приме­няться резной и шлифованный кирпич — прообраз архитектурной терракоты (обожженной цветной глины), нашедшей широкое при­менение в XI — XII веках.

В прикладном искусстве на керамике, терракоте, в резьбе и росписи были распространены изображения животных. Например, при раскопках в городе Кызылозен были найдены терракотовые плиты с рельефным оттиском льва.

Таким образом, декоративное искусство широко применялось в архитектуре и строительстве казахского народа позднего средневе­ковья. Например, оно использовалось при украшении величествен­ных куполов, нанесении орнаментов на тускиизы и текеметы (разно­видности ковров и кошм) и т.д.

Архитектурно-строительные комплек­ сы. В Х-ХН веках стали возводить крупные архитектурные сооружения. Главным обра­зом их строительный стиль был связан с рас­ширением распространения на территории Казахстана исламской религии. Поэтому внешний вид объектов зодчества в Средней Азии и Казахстане был схожим. Архитек­тура общественных и религиозных зданий развивалась в соответствии с канонами ислама.

Кувшин, украшенный узором.

Особое распространение получили религиозные сооружения. Архитектурное ядро их состояло из мо­нументальных построек, располагавшихся компактно или по кра­ям площадей. В это время возводили много мечетей, мавзолеев, мазаров, а также бань и др.

Мечети — это исламские храмы, в которых собираются му­сульмане для поклонения Аллаху, а также для отправления ислам­ских обрядов. По письменным арабским, персидским источникам, уже в X веке в городах Южного Казахстана и Жетысу имелись мечети. Некоторые из них сохранились до настоящего времени. Среди них — являвшийся в свое время соборной мечетью минарет Воран. Он, предположительно, был построен в конце X или начале

XI веков, когда население Жетысу в своей основной массе приня­ло исламскую религию. Возле минарета были найдены остатки шатрово-купольного перекрытия. Изнутри минарет украшали рос­пись и резьба по ганчу, окрашенному в оранжево-красные тона.

При раскопках города Куйрыктобе были обнаружены остатки наи­более ранней мечети. Размеры ее 36,5 x 20,5 квадратных метров, она была построена из обожженного и сырцового кирпича. Остат­ки аналогичной мечети найдены и при раскопках городища Орнек под Таразом.

Мавзолеи — это крытые монументальные надгробные соору­жения. Свой первоначальный строительный вид до сих пор сохра­нили мавзолеи Бабаджи-Хатун и Айша-Биби, возведенные в X-

XII веках. Они расположены в 18 км западнее города Тараза.

Судя по народной легенде, девушка-красавица Айша-Биби жила, примерно, в XI — XII веках. Она была невестой Карахана, прозванного Аулие-ата (Святым старцем), и погибла от укуса змеи. Узнав об этом печальном известии, Карахан срочно возвратился из военного похо­да, по его приказу над могилой Айша-Биби был возведен величествен­ный мавзолей.

По легенде Арыстан-Баб (святой) был наставником Ходжа Ахмеда Йасауи. Приставкой к именам духовных исламских на- ставников-судиев в среднеазиатских городах Отрар, Сайран, Пасы было слово «баб (баба)». Святым Арыстан-баба признал народ. К могиле святого совершают паломничества, здесь же читают мо­литвы. Среди народа популярно изречение «Почитай Арыстан- Баба, а проси милости Ходжа Ахмеда» — «Арыстан бабка туне, Кожа Ахметтен тьле».

Читайте также:  Что лучше использовать на потолок в бане

Мавзолей Бабаджи-Хатун — это прекрасное купольное соору­жение, с квадратными порталами из обожженного кирпича. Внутри и снаружи с четырех сторон имеются ниши. Вход обращен к вос­току. Мавзолей перекрыт шатрообразным куполом, поставленным на низкий многогранный барабан. Время возведения сооружения — X — XI века.

Расположенный рядом мавзолей Айша-Биби сохранился час­тично. Купол полностью разрушен. Углы стен были укреплены че­тырьмя колоннами. Наружные стены мавзолея сплошь покрыты резными терракотовыми плитками. Внутри мавзолея сохранилось небольшое надгробие ступенчатой формы из обожженного кирпи­ча. Время возведения мавзолея — XI — XII века.

В средние века значительное развитие в зодчестве получило строительство бань. В результате археологических раскопок на месте многих городов были найдены остатки восточных бань. В некоторых крупных городах имелось по нескольку бань.

В ходе раскопок города Отрар были обнаружены остатки двух восточных бань XI — XII веков. Хотя стены их не сохранились, внут­ренняя планировка хорошо просматривается. Общая площадь 11,5 x 16,5 м. Имелись помещения для мытья, раздевалка, комната для отдыха. Баня имела топку для обогрева воды и цистерны с водой. А сточная вода по трубам выводилась наружу в водозабор­ную яму. Планировка бани имеет сходный вариант с банями в Сред­ней Азии, на Кавказе, Ближнем и Среднем Востоке.

Южнее бани находились две прачечные пристройки. В одном помещении был тандыр (очаг). Видимо, здесь для посетителей го­товили чай.

Вторая баня в Отраре находилась в северной части города, в 200 метрах от въезда в город. Планировка этой бани совпадает с первой. Однако, судя по ее примитивности, она была предназначе­на для простых, бедных людей.

Две бани раскопаны и в Таразе. Первая, размерами 13,4 x 12,4 м, имела 7 помещений различного назначения. В ней хорошо сохра­нились система жаропроводящих каналов, суфы для сидения, ко­рыта для воды, ниши, полихромные росписи, украшавшие стены.

Городище ( археол . остатки древнего города) Отрара.

Вторая баня была расположена недалеко от первой. Она так же отапливалась, как и пер­вая, системой жаропроводящих каналов. Эти две бани обеспечивались водой, поступаю­щей по каналу с гор. А в Отраре для нужд бань использовалась колодезная вода.

Аналогичная восточная баня действова­ла и в городе Туркестан до 60-х годов XX века. Она находилась рядом с мавзолеем Ходжа Ахмеда Йасауи. В настоящее время она превращена в музей. По проекту восточ­ных бань построена баня «Арасан» в Алма­ты, являющаяся местом отдыха и оздоровительным центром.

1. Что мы называем декоративно-прикладным искусством?

2. Когда в Казахстане стали возводиться крупные архитектурные сооружения? В связи с чем их стали возводить?

3. В каких городах были построены мечети?

4. Какие вы знаете мавзолеи?

5. При раскопках каких городов были найдены остатки бань?

Вопросы для самопроверки

1. Что такое ганч?

A . разновидность глины

B . среднеазиатская разновидность гипса

D . разновидность кирпича

2. В Х-ХН вв. особое распространение в архитектуре городов Ка­захстана получили .

A. усадьбы богатых людей С. религиозные сооружения

B. дворцы правителей D . торговые центры

3. Крытое монументальное надгробное сооружение называется .

Источник статьи: http://tak-to-ent.net/publ/8-1-0-178

В ходе раскопок города Отрара обнаружены две восточные бани, которые датируются

Древняя руническая письменность является письменностью

Древние тюрки пользовались

A) рунической письменностью.

B) арабскимо письмом.

E) Уйгурскими письменами.

Древнетюркский рунический алфавит, состоявший из 35 букв, был создан на основе

Читайте также:  Стол для бани комната отдыха

B) согдийской письменности.

C) уйгурской письменности.

D) арабского письма.

В эпоху раннего средневековья на основе родовых тамг, был создан алфавит

Посланники Западнотюркского каганата доставили в Византию письмо написанное

A) скифским письмом.

B) «Согдийскими письменами».

E) «Уйгурскими письменами».

Наряду с тюркским письмом в VI-IX в. широкое распространение на территории Казахстана получило

A) Согдийское письмо

B) Арабское письмо

C) Греческое письмо

D) Персидское письмо

E) Китайское письмо

Крупнейшими памятниками древнетюркской литературной письменности являются письмена

A) «Культегин» и «Тоньюкук».

C) «Уч-элик» и «Сакал».

D) «Касым» и «Джанибек».

E) «Бумын» и «Истеми».

Древнейшие памятники древнетюркской письменности — «Культегин» и «Тоньюкук» являются

A) историческими поэмами.

B) лирическими поэмами

C) религиозным трактатом.

D) народным фольклором.

Древнейшие памятники древнетюркской письменности — «Культегин» и «Тоньюкук» были созданы в период

A) Тюркского каганата.

B) Кимакского каганата.

C) Тюргешский каганат.

D) Карлукский каганат.

Древнейшие памятники древнетюркской письменности — «Культегин» и «Тоньюкук» были написаны

B) согдийским письмом.

E) уйгурским письмом.

К литературе тюркоязычных народов VIII — IX в. относится книга

B) «Диван-и- Хикмет».

C) «Диван-лугат ат тюрк».

D) «Тарихи Рашиди».

E) «Кутадгу билик».

Более древний вариант поэмы «Огузнаме» был записан в XIII в. известным персидским историком

A) Рашид ад-Дином.

B) Кадыргали Жалаири.

C) Махмудом Кашгари.

D) Мухаммад Хайдаром.

В период раннего средневековья тюркские племена поклонялись

В период раннего средневековья тюркоязычные жители поклонялись Тенгри и женскому божеству, покровительнице очага и детей

В период раннего средневековья тюркские племена поклонялись женскому божеству Умай, которая считалась покровительницей

A) очага и детей.

E) животного мира.

В период раннего средневековья тюркские племена поклонялись

В период раннего средневековья поклонялись Кок бори(волку) племена

Распространение ислама на территории Средней Азии и Казахстана началось с вторжения в первой половине VIII в

С вторжения арабов в первой половине VIII в. на территории Средней Азии и Казахстана началось распространение

Распространение ислама на территории Средней Азии и Казахстана началось с вторжения арабов в первой половине

В X-XI вв. на развитие городской культуры на территории Казахстана повлиял(о):

По погребальным обрядам IX-XIII вв. можно проследить укрепление на территории Казахстана позиций

В X-XII вв. распространение ислама на территории Казахстана оказало благотворное влияние на развитие различных отраслей

Е) живописи и зодчества.

С X в. в Южном Казахстане, с широким распространением ислама, литературные и научные произведения стали писать на

A) арабском языке.

B) тюркском языке.

C) персидском языке.

D) согдийском языке.

Е) латинском языке.

С X в. в Южном Казахстане литературные и научные произведения стали писать на арабском языке из-за широкого распространения

Один из первых ученых Востока Абу Насыр аль-Фараби писал свои труды

Источник статьи: http://megaobuchalka.ru/8/481.html

Остатки двух восточных бань датируемые

Остатки двух восточных бань датируемые

Scholarium | ЕНТ КТА 2021 | Готовимся онлайн запись закреплена

41. В X- XII вв. наблюдается увеличение территории городов за счет формирования и роста

42. Увеличение территории городов за счет формирования и роста рабада (внешней части города) наблюдается в

44. В средневековом Казахстане расширению и укреплению взаимоотношений между городом и кочевым миром способствовала

45. В средневековом Казахстане периодом расширения и укрепления торговых взаимоотношений между городом и кочевым миром были

46. В X-XII вв. на территории Казахстана архитектура общественных и религиозных зданий развивалась в соответствии с

47. Свидетельством высокого уровня архитектуры X-XI вв. является мавзолей

51. В ходе раскопок города Отрара обнаружены две восточные бани, которые датируются

52. Название Сайрам в VI веке носил город:

Читайте также:  Есть ли бани на электричестве

53. Купольное полуподземное сооружение над колодцем:

54. Архитектурное сооружение доисламского периода в форме юрты:

55. Каменная скульптура, установленная на месте захоронения знатных людей:

56. Исламские мечети стали строиться с ………….века.

57. Керамика из обожженной глины:

58. Санитарно-очистительное устройство средневекового дома:

Остатки двух восточных бань датируемые

В прикладном искусстве на керамике, терракоте, в резьбе и росписи были распространены изображения животных. Например, при раскопках в городе Кызылозен были найдены терракотовые плиты с рельефным оттиском льва.

Таким образом, декоративное искусство широко применялось в архитектуре и строительстве казахского народа позднего средневе­ковья. Например, оно использовалось при украшении величествен­ных куполов, нанесении орнаментов на тускиизы и текеметы (разно­видности ковров и кошм) и т.д.

Архитектурно-строительные комплек­ сы. В Х-ХН веках стали возводить крупные архитектурные сооружения. Главным обра­зом их строительный стиль был связан с рас­ширением распространения на территории Казахстана исламской религии. Поэтому внешний вид объектов зодчества в Средней Азии и Казахстане был схожим. Архитек­тура общественных и религиозных зданий развивалась в соответствии с канонами ислама.

Кувшин, украшенный узором.

Особое распространение получили религиозные сооружения. Архитектурное ядро их состояло из мо­нументальных построек, располагавшихся компактно или по кра­ям площадей. В это время возводили много мечетей, мавзолеев, мазаров, а также бань и др.

XI веков, когда население Жетысу в своей основной массе приня­ло исламскую религию. Возле минарета были найдены остатки шатрово-купольного перекрытия. Изнутри минарет украшали рос­пись и резьба по ганчу, окрашенному в оранжево-красные тона.

При раскопках города Куйрыктобе были обнаружены остатки наи­более ранней мечети. Размеры ее 36,5 x 20,5 квадратных метров, она была построена из обожженного и сырцового кирпича. Остат­ки аналогичной мечети найдены и при раскопках городища Орнек под Таразом.

XII веках. Они расположены в 18 км западнее города Тараза.

В средние века значительное развитие в зодчестве получило строительство бань. В результате археологических раскопок на месте многих городов были найдены остатки восточных бань. В некоторых крупных городах имелось по нескольку бань.

Южнее бани находились две прачечные пристройки. В одном помещении был тандыр (очаг). Видимо, здесь для посетителей го­товили чай.

Вторая баня в Отраре находилась в северной части города, в 200 метрах от въезда в город. Планировка этой бани совпадает с первой. Однако, судя по ее примитивности, она была предназначе­на для простых, бедных людей.

Две бани раскопаны и в Таразе. Первая, размерами 13,4 x 12,4 м, имела 7 помещений различного назначения. В ней хорошо сохра­нились система жаропроводящих каналов, суфы для сидения, ко­рыта для воды, ниши, полихромные росписи, украшавшие стены.

Вторая баня была расположена недалеко от первой. Она так же отапливалась, как и пер­вая, системой жаропроводящих каналов. Эти две бани обеспечивались водой, поступаю­щей по каналу с гор. А в Отраре для нужд бань использовалась колодезная вода.

Аналогичная восточная баня действова­ла и в городе Туркестан до 60-х годов XX века. Она находилась рядом с мавзолеем Ходжа Ахмеда Йасауи. В настоящее время она превращена в музей. По проекту восточ­ных бань построена баня «Арасан» в Алма­ты, являющаяся местом отдыха и оздоровительным центром.

1. Что мы называем декоративно-прикладным искусством?

2. Когда в Казахстане стали возводиться крупные архитектурные сооружения? В связи с чем их стали возводить?

3. В каких городах были построены мечети?

4. Какие вы знаете мавзолеи?

5. При раскопках каких городов были найдены остатки бань?

Вопросы для самопроверки

1. Что такое ганч?

A. усадьбы богатых людей С. религиозные сооружения

Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/ostatki-dvuh-vostochnyh-ban-datiruemye/

Оцените статью
Про баню