Гюстав курбе турецкая баня

Турецкая баня (картина)

Жан Огюст Доминик Энгр
Турецкие бани. 1862
Le bain turc
Холст на дереве, масло. 110 × 110 см
Лувр, Париж

К:Картины 1862 года

«Туре́цкая ба́ня» (фр. Le bain turc ) — картина французского художника Жана Огюста Доминика Энгра. Тондо диаметром 110 см в настоящее время находится в 60-м зале на втором этаже галереи Сюлли в Лувре (инв. № R.F. 1934). На полотне изображены обнажённые женщины в экзотической обстановке гарема. Композиция с нагой натурой выполнена в полном соответствии с академическими канонами.

Содержание

Создание

Этой картиной 82-летний художник подводит своеобразный итог развития жанра ню, одного из главных жанров в своём творчестве. По мнению некоторых исследователей, «Турецкая баня» является венцом его поисков в этом направлении.

Художник начал работу над полотном в 1859 году, и первоначально картина была прямоугольной. В этом же, 1859 году, её купил принц Бонапарт. Однако некоторое время спустя Энгр возобновил работу над картиной и превратил её в тондо, одновременно переписав некоторые фигуры. Энгр подписал картину и поставил на ней дату в 1862 году, хотя он вносил изменения и в 1863 году [1] . Подпись художник дополнил указанием на свой возраст: «Aetatis LXXXII».

Композиция

На первый взгляд композиция «Турецкой бани» производит впечатление беспорядочного скопления обнажённых тел. Замысел художника для зрителя раскрывается постепенно. Выбрав форму тондо, художник строит пространство в виде сферы. Окружности полотна соответствует ритм многочисленных закругляющихся линий. Центральная женская фигура — почти полное повторение «Большой купальщицы» (иначе «Купальщицы Вальпинсона», 1808). Спина женщины в чалме, играющей на музыкальном инструменте, будто бы выступает из плоскости картины, усиливая впечатление сферичности.

Задачи построения пространства, помогающего усилить общую динамику композиции (росписи капеллы Ангелов в парижской церкви Сен-Сюльпис) или передать экспрессию действия (картины с охотничьими сценами) в те же годы решал и Эжен Делакруа, уходя от простой линейной перспективы и работая с несколькими планами. Таким образом, обоих художников занимала проблема создания нового пространства, к которой подошло в своём развитии изобразительное искусство 19 века.

Кеннет Кларк говорит о почти «удушающем» впечатлении, которое производит картина:

«Художник наконец позволил себе дать волю чувствам и всё, что косвенно выражала рука Тетии или ступня Одалиски, теперь обрело открытое воплощение в пышных бёдрах, грудях и роскошных сладострастных позах» [2] .

Две женские фигуры, полулежащие справа, не имеют аналогов в западном изобразительном искусстве. По мнению Кларка, в «Турецкой бане» обнажённые женщины вызывают реминисценцию со скульптурой храмов Южной Индии [2] .

Энгр изобразил охваченных истомой женщин, лежащих в ленивых, расслабленных позах, а также восточный танец обнажённой красавицы на втором плане. Картина погружает зрителя в замкнутую атмосферу сладострастия и праздности восточного гарема.

Совершенство рисунка, мастерскую моделировку тел, мягкий свет дополняет тонкий общий колорит. Золотистый тон картины — тон наготы — оживляется включением пятен синего, красного и лимонно-жёлтого цветов. Их сочетание повторяется в натюрморте на первом плане, где на низком столике изображены коробочки и флаконы с притираниями и духами.

Публика получила возможность увидеть эту картину только в 1905 году во время ретроспективного показа, посвящённого творчеству Энгра. В 1911 году передана в Лувр Обществом друзей Лувра [fr] при содействии Мориса Феная [fr] .

Картину высоко оценивали искусствоведы Жан Кассу, Жан Алазар, критик Гаэтан Пикон. Автор двухтомника «История Французской живописи» Пьер Франкастель считал «Турецкую баню» лучшим произведением Энгра.

Выставка одной картины в Лувре

«Турецкая баня» стала первой картиной, которой Лувр в 1971 году открыл серию «выставок-досье», где центром экспозиции становилось одно живописное произведение. Перед выставкой была проделана обширная работа по исследованию и реставрации картины, сбору и тщательному изучению материалов, связанных с её созданием. Были подняты темы влияния на Энгра работ других мастеров и воздействия «Турецкой бани» на дальнейшее развитие изобразительного искусства. Из 82 позиций в каталоге выставки 62 — подготовительные наброски и этюды Энгра, а также работы предшественников, под влиянием которых художник создавал своих персонажей. Завершающий раздел экспозиции был составлен из 20 картин и рисунков, где в большей или меньшей степени отразились впечатления художников 20 века от «Турецкой бани». Среди них — четыре рисунка Пабло Пикассо, созданные в период 1918—1968 годов. Для того, чтобы подчеркнуть центральное положение в выставке именно картины Энгра, некоторые из экспонатов были представлены фотографиями [3] [4] .

Источник статьи: http://wiki-org.ru/wiki/%D0%A2%D1%83%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B1%D0%B0%D0%BD%D1%8F_(%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B0)

9 любопытных историй о Гюставе Курбе

10 июня 2019 года Гюставу Курбе — убежденному социалисту и холостяку, эгоманьяку, совершеннейшему медведю и, конечно, великому мастеру — исполняется 200 лет.

Гюстав Курбе был достойным сыном своего отца — увлекающегося, энергичного, остроумного, очень общительного, подвижного и несколько поверхностного человека. Режис Курбе был довольно зажиточным землевладельцем, и живо интересовался всем, что касалось сельского хозяйства. Он то затевал масштабные кампании по мелиорации своих угодий, то лично мастерил бороны и грабли диковинных «прогрессивных» конструкций. Впрочем, быстро загораясь, он также стремительно терял к своим изобретениям интерес — чудо-тяпки пылились в амбарах без дела. Соседи звали его «cudo», что означает на диалекте региона Франш-Конте «чудак, фантазер». Он был шумен, силен физически, красив — все эти качества в полной мере унаследовал Гюстав.

Что касается мировоззрения художника, на него больше повлияли взгляды Жана-Антуана Удо — дедушки со стороны матери. Ярый республиканец и отчаянный спорщик, он придерживался девиза: «Кричи громче, иди, не сворачивая». Гюстав усвоил это правило. Практически всю свою жизнь он так и делал.

Учился Гюстав Курбе скверно . На первых порах его — ученика семинарии в его родной деревушке Орнан — хвалили за интересные сочинения и аккуратный почерк. Однако вскоре Гюстав потерял интерес к грамоте. Он намеренно писал каракулями, а тем, что пишет с ошибками — бравировал. Уже взрослым человеком и знаменитым художником, он, случалось, становился объектом насмешек из-за ошибок, которые допускал в письмах и документах. Впрочем, его это не смущало — в таких случаях он парировал, что правила придуманы для посредственностей и слабаков.

Книги нагоняли на него скуку, один из биографов Курбе писал, что «он читал лишь газеты, в которых упоминалось его имя».

Однажды 11-летний Гюстав Курбе подшутил над кардиналом
антиклерикальные настроения завладели им рано. Кардинал де Роган, архиепископ из Безансона приехал в Орнан по каким-то надобностям, и решил заодно лично исповедовать местных семинаристов. Гюстав покорно опустился на колени и принялся перечислять свои грехи. Архиепископ, не смотревший на мальчика, уже начал клевать носом, как вдруг посреди обычных для этого возраста провинностей, начали звучать признания в злодеяниях — одном другого страшнее. Обернувшись, кардинал увидел, что Курбе зачитывает «грехи» из объемистого списка, который он подготовил заранее.

Священник был не лишен чувства юмора — расхохотавшись, он отпустил юноше грехи.

Гюстав Курбе написал только одну картину на религиозный сюжет. Это была большая (примерно два на четыре метра) работа, названная «Святой Николай, воскрешающий детей». Курбе написал картину для приходской церкви в Соль — горной деревушки неподалеку от Орнана, где святого Николая почитали особо. Возможно, Курбе, чьи отношения с церковью, мягко говоря, не сложились, отступил от своих принципов ради денег. За св. Николая он получил 900 франков, что в 1848 году было для него существенным гонораром. А может быть, сделал это из любви к малой родине, которую сохранял в течение всей жизни.

Гюстав Курбе дружил с Шарлем Бодлером. Хорошо знавших его людей эта дружба удивляла: обычно Курбе не терпел ни поэзии, ни поэтов. «Писать стихи — бесчестно», — заявлял он. — «Изъясняться не так, как все, это потуги на аристократизм». Бодлер, нередко сидевший без гроша, был частым гостем Курбе, он спал прямо на полу в его мастерской. Бодлера преследовали ночные кошмары, случалось, Курбе записывал то, что он нес в алкогольном или опиумном бреду.

Однажды между друзьями вышла размолвка — причиной, очевидно, послужил написанный Курбе портрет, который чем-то не понравился Бодлеру. Курбе и сам был недоволен злосчастным портретом, он считал Бодлера трудной моделью и жаловался, что «у него каждый день меняется лицо». Их общий приятель — писатель Шанфлери вторил Курбе: «Бодлер обладает способностью менять внешность, как беглый каторжник, который не хочет, чтобы его поймали». В остальном между Бодлером и Курбе были мир и согласие. Однажды Курбе — натура отнюдь не сентиментальная — преподнес поэту цветы — натюрморт с астрами, подписанный «Моему другу Бодлеру».

У Гюстава Курбе было непомерное эго . Он обожал находиться в центре всеобщего внимания, был шумен, самонадеян, категоричен в суждениях и чрезвычайно падок на лесть. Если Курбе не хвалили окружающие, он громогласно делал это сам. Гюстав не сомневался, что он хорош во всем, за что бы ни взялся. К примеру, он мнил себя великим певцом (хотя те, кто слышал его пение, считали, что главное достоинство его голоса — громкость). Его, не без оснований, считали нарциссом — для Курбе не было более желанной модели, чем он сам. Он нарисовал великое множество автопортретов, представая то в облике смертельно раненого на дуэли, то придав своему красивому лицу выражение неестественного романтического отчаяния, то глядя с холста «со спокойствием льва, сознающего свою силу».

Однажды он написал отцу, что в Париже ему приходится бывать в обществе, чтобы «не прослыть медведем». На самом деле Курбе добился обратного: громогласный, бравирующий напускным невежеством и провинциальностью, он выглядел совершеннейшим медведем. Один из критиков написал о нем: «Природная мощь Курбе бьет все мыслимые рекорды — это он орет громче всех, это он выпивает наибольшее количество кружек пива, это он несет с охоты самую крупную добычу, это он меньше чем за два часа рисует пейзаж».

Несмотря на все это, Курбе многие любили — противиться его обаянию было сложно.

— Сам Гюстав любил женщин (одну из них увел у своего коллеги и приятеля Джеймса Уистлера).
— Художника поддерживал поклонник его таланта, меценат Альфред Брюйя: он мог не только заказать картины, но и проплатить положительные отзывы в прессе и даже дать денег на строительство собственного выставочного павильона.
— После серии скандалов Гюстав Курбе открыл мастерскую, в которой собрал более 30 учеников. Его кредо: «Не делайте того, что делаю я. Не делайте того, что делают другие. Даже, если бы вы делали то, что когда-то делал Рафаэль, вы бы принесли в жертву свое собственное искусство, а это равносильно самоубийству. Делайте только то, что видите и чувствуете сами» — подробная биография художника в Артхиве.

Картины Курбе возмущали общественное спокойствие не меньше, чем сам Курбе . Конечно, скандально известное «Происхождение мира» в этом смысле вопросов не вызывает, как и его же «Спящие».

«…В 1866-м, когда было написано „Происхождение мира“, напоказ не выставляли ни гениталии, ни свое мнение по их поводу. На суд публики картина была представлена лишь 120 лет спустя — путь, который ей пришлось проделать, так и хочется назвать одиссеей…» — описание картины в Артхиве.

Однако шквальный огонь критики, обрушивавшийся на другие полотна Курбе, провоцирует сегодня недоумение. К примеру, картина «Похороны в Орнане» (личный сюжет, реализованный после смерти любимого деда художника) спровоцировала у критиков разлитие желчи: «все правила искусства опрокинуты и облиты презрением» — писали они.

А работа Курбе «Купальщицы» так разозлила Наполеона III, что, проходя мимо, он не сдержался и хлестнул ее тростью. Дело, разумеется, было не только в «вульгарности форм», не в том, что крестьяне Курбе «проникли» в залы Парижского Салона, не вытерев грязных ног. Великосветская публика не могла простить Курбе его интереса к простолюдинам. Она видела в нем социалиста. И, конечно, не ошибалась.

Роман Курбе с политикой окончился для него трагически. В 1871 году Гюстав Курбе с энтузиазмом примкнул к Парижской коммуне. Вскоре он был назначен главой Комиссии по охране музейных коллекций, фактически он стал комиссаром по культуре. Эта должность позволила ему осуществить свою давнюю мечту — свалить небезызвестную Вандомскую колонну.

Курбе подчеркивал мирную и даже миротворческую природу своих намерений. На месте злополучного обелиска он предлагал установить «Памятник последней пушке» — орудие, поднятое дулом вверх и увенчанное фригийским колпаком, должно было символизировать мир и братство народов. Впрочем, было здесь и личное: Наполеона Курбе называл «кретином», а колонну, воздвигнутую во славу наполеоновских побед, считал столь же уместной, как «кровавый ручей в мирном саду».

Так или иначе, Вандомскую колонну он свалил. Комунна не продержалась и трех месяцев. Курбе полгода провел в тюрьме, его имущество было распродано, новое правительство обязало его компенсировать расходы по восстановлению памятника. Курбе предпочел сбежать в Швейцарию. Он поселился в городке Тур-де-Пельс, в доме, где раньше была таверна — здесь он провел последние годы своей жизни.

Вывеска, оставшаяся от прежних хозяев, так понравилась Курбе, что он решил ее оставить. Таверна, ставшая ему последним домом, называлась «Тихая пристань».

Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/artchive/9-liubopytnyh-istorii-o-giustave-kurbe-5cfe39e9d98ba600b18b3c26

В Париже завершается суд над Facebook за цензуру откровенной картины Гюстава Курбе

В 2015 году Facebook внёс изменения в свои правила , якобы разрешив изображения наготы в художественных произведениях. Но при этом заметим , что посты Артхива с фрагментами картин ню знаменитых художников удаляются без предупреждения ( например , из-за превью с фрагментом работы Микеланджело была удалена публикация с рассказом Артхива о Сикстинской капелле).

Помимо восстановления своего аккаунта Дюран требует с компании 20 тыс. евро в качестве компенсации нанесённого ущерба.

Слева: Карикатура Этьена Каржа « Гюстав Курбе», опубликованная в газете Le Boulevard 7 июня 1863 года. Национальная библиотека Франции. Источник: arzamas. academy

Преподаватель опубликовал ссылку на статью , посвящённую истории картины , где знаменитое изображение было помещено в превью. Его адвокат Стефан Коттино ранее признал , что тогда Facebook банил за подобный контент , но настаивает , что эта картина — «важная работа , которая является частью культурного наследия Франции» .

Музей Орсе , в чью коллекцию картина входит с 1995 года , на своём сайте подчёркивает , что благодаря виртуозности Курбе и утончённому использованию янтарных оттенков , полотно «избежало статуса порнографии» .

Facebook пять лет препятствовал слушанию дела во французском суде. Он утверждал , что все пользователи подписали соглашение о том , что любые юридические споры подлежат урегулированию в Калифорнии , где « прописана» компания. Однако в феврале 2016 года Парижский апелляционный суд постановил , что процесс должен пройти во Франции.

Слева: Карикатура Шама , опубликованная в сатирическом журнале Le Charivari 7 мая 1851 года , «Месье Курбе советуется с могильщиком по поводу своей картины о похоронах в Бретани». Национальная библиотека Франции. Источник: arzamas. academy

В четверг , 1 февраля 2018 года , адвокаты Facebook отклонили обвинения в цензуре. Они заявили , что после удаления оригинального аккаунта Дюран , используя псевдоним , открыл дубликат , где вновь разместил картину Курбе. Эта учётная запись до сих пор активна. «Истец не предоставил никаких доказательств связи между деактивацией учётной записи и публикацией работы Гюстава Курбе» , — заявили защитники соцсети. Они считают жалобу неоправданной и требуют взыскать с истца символический штраф в один евро. При этом юристы не объяснили , почему его аккаунт был деактивирован , сославшись на «простой спор об условиях контракта».

Источник статьи: http://artchive.ru/news/3166~V_Parizhe_zavershaetsja_sud_nad_Facebook_za_tsenzuru_otkrovennoj_kartiny_Gjustava_Kurbe

Читайте также:  Пароизоляционный материал для сауны и бани
Оцените статью
Про баню