В бане хозяйки горы было все каменное кроме

Сказка бажова две ящерки в бане все каменное кроме

Кем была Хозяйка Медной Горы на самом деле?

Все современные разговоры о рептилоидах неизбежно привели к обдумыванию сказок П. П. Бажова. Много в них о рептилиях. И основывался Бажов на сказаниях народных, то есть не сам придумал персонажи, о них давно говорили люди в своих легендах. Дыма без огня не бывает. Не рассказывал же народ из поколения в поколение легенду о золотой черепахе. Нет, о Хозяйке Медной Горы говорили. И о Золотом Полозе. Рептилии, как говорится, налицо. Сам Бажов, описывая Хозяйку Медной Горы, говорит о её нечеловеческом облике: «Лапы зелёные у неё вместо рук-ног, хвост высунулся, а голова человечья.» Ещё о Хозяйке в народе говорили так: «Погань с головой человека и телом ящерицы».

Вот и получается, что очень перекликаются сказки П. Бажова с современными рассказами о человекоподобных рептилоидах. Может, Хозяйка Медной Горы не выдумка, а реальный персонаж, который жил под землёй недалеко от рудника и иногда выходил на контакт с людьми? Когда скучно было.

Подписывайтесь на канал, чтобы не потеряться!

Часть I из цикла «Хтонь», посвященная разбору сказов П.П.Бажова о Хозяйке Медной Горы (и в ней практически нет ничего психологического или сказочного, только факты).

О малахите

«плиссированный» — «из нутри к наруже равно разлучист, цветом темен, тяжел, богатее первого, на поверхности как вельвет, а на изломе наравне атлас» (шелковый малахит, из которого сделано платье Хозяйки).

По описанию Палласа, яснополосчатый, натечный, «лазурный» малахит ценился в пять раз дороже «плисового», у которого подобные натечные узоры были плохо различимы.

Автор текста https://alexjourba.dreamwidth.org/

Подписывайтесь на тэг «хтонь», чтобы читать продолжение цикла.

Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/skazka-bazhova-dve-yascherki-v-bane-vse-kamennoe-krome/

Что в бане у хозяйки медной горы не каменное

Вы, наверное, помните сказку Бажова две ящерки. Герой этой сказки Андрюха попадает к Хозяйке Медной горы в баню. В сказке точно описано, что все в этой бане каменное, кроме…

Добрый вечер! Здравствуйте, уважаемые дамы и господа! Пятница! В эфире капитал-шоу «Поле чудес»! И как обычно, под аплодисменты зрительного зала я приглашаю в студию тройку игроков. А вот и задание на этот тур:

Вопрос: Вы, наверное, помните сказку Бажова две ящерки. Герой этой сказки Андрюха попадает к Хозяйке Медной горы в баню. В сказке точно описано, что все в этой бане каменное, кроме… (Слово из 5 букв)

Владения Хозяйки Медной Горы на Урале

Сегодня я хочу напомнить каждому из нас удивительные сказки из детства, связанные с легендами о Хозяйке медной горы и Малахитовой шкатулке. В детстве, читая зеленую книжку в мягком переплете П.П. Бажова, я и не догадывалась о том, что все это может быть не сказкой, а самой что ни на есть былью. Хозяйка виделась мне доброй, в длинном зеленом платье, усыпанном каменьями невиданной красоты, обязательно в кокошнике и фате! Всё, как и положено в сказке!

Так ли это, и насколько сказки детства схожи с легендами, которые передавались из уст в уста в древних племенах, проживающих на Урале, давайте и попытаемся сейчас выяснить.

Тысячи лет назад территория Урала была заселена древними племенами манси, хантами, ненцами, а юг и Средний Урал заселяли башкирские племена. Именно благодаря этим аборигенам сейчас мы и имеем огромное количество легенд, связанных с этой удивительной местностью.

Стоит упомянуть и о том, как Урал получил свое название. Принято считать, что свое название регион получил от башкирского слова «урау», в переводе – возвышенность.

Урал стал знаменит своим малахитом в 1702 году, когда здесь началась добыча малахитового самоцвета. Тогда из него изготавливали все, украшения, шкатулки, амулеты, обереги, его применяли даже для облицовочных работ помещений. Вспомнить один только Малахитовый зал в Эрмитаже. Малахит был так популярен благодаря тому, что его было много и он легок в обработке. Уральские рудники на самом деле поставляли столько малахита, что его крошкой даже засыпали ямы на мостовых.

Настоящим же обитанием Хозяйки считалась Азов-гора, поэтому и Хозяйку порой называли девкой Азовкой. По словам стариков, она была духом этой местности, его божеством. Именно ей и поклонялись рабочие на руднике, и мастера, которые изготвливали украшения из малахита. Все они просили ее помощи, ведь без ее одобрения невозможно было найти ни одного самоцвета, а встретить ее было и большой удачей и большим горем для мастера. Ведь она могла помочь, но могла и забрать его к себе в мастеровые. По их словам выглядела Хозяйка как девушка в малахитовом платье, с длинной, черной косой, которая, словно приклеенная неподвижно свисала по спине. А главными ее качествами были строгость, но справедливость. По словам П.П. Бажова: «Худому с ней встретиться — горе и доброму — радости мало». Но рассмотреть ее тщательно никому не удавалось, так как при приближении людей оборачивалась девушка в зеленую ящерицу и уползала.

Урал таит в себе множество легенд, что-то устрашает, а что-то манит своей неизвестностью, это поистине колыбель великой цивилизации, постигнуть историю и суть которой дано не каждому. Многое, о чем мы узнаем, находится на грани фантастики, поверить в которую мешает наш прагматичный образ мышления. Но ведь так хочется верить в чудеса, тайны и мифы, которые не складывались просто так, из ниоткуда, за основу всегда выступал факт, который постепенно обрастал слухами, будоражащими воображение.

Читайте также:  Каркас террасы для бани

Чтобы до конца погрузиться в истории о Хозяйке, стоит еще раз перечитать былины писателя П.П. Бажова, ведь все его сказы написаны по тем легендам, которые издревле гуляли по уральской земле. Он кропотливо собирал всю информацию, все истории и сложил это в свою удивительную «Малахитовую шкатулку»

Величава и строга Хозяйка Медной горы.

не счесть её богатств, скрытых от глаз людских! Сколько красоты таят Уральские горы! Малахит, аметист, изумруд, топаз… Не всем окрываются эти сокровища — не любит Хозяйка людей алчных, жадных! А вот если приметит у кого умение видеть крастоту камня — тому и поможет, поделится своим богатством…

Добрый день, мои дорогие подписчики и гости!

В детстве зачитывалась сказами П. Бажова, да и теперь перечитываю время от времени. И так давно хотелось куклу в этом образе… Нет, не так. Очень хотелось пофантазировать на эту тему – как же на самом деле выглядит Хозяйка Медной горы?

И вот случилось! Появилась у меня советская куколка на чайник, 60-х годов. Увидела – и, как говорится, пазл сложился.

Лицо! Строгая, сдержанная красота, изящество линий… Ах, спасибо неизвестному художнику! Ну с таким лицом – и на чайник?! Неет)) В общем, восстанавливать первоначальный облик – это не ко мне, «я художник, я так вижу»))

И вот попадает ко мне такая страдалица. Хранить в таком плачевном виде?! Нет! Кукла должна быть спасена, обихожена, наряжена! Ах, сколько удовольствия и радости в этом деле! Правда-правда!

Данила-мастер и Хозяйка Медной горы: интересные факты

Так мне понравилась идея написать цикл статей об известных сказочных персонажах нашей русской культуры! Буду писать!

И вот сегодня, конечно, уральская тема: я живу на Урале, как я могу обойти любимый край?

Наверно, нет человека, который был бы не знаком с творчеством Павла Петровича Бажова и с его Сказами.

А вот это самые известные Сказы Павла Петровича:

Мы знакомы с героями Сказов Бажова и по мультикам, и по кинофильмам. Я в своей статье хочу поближе познакомить вас с такими известными сказочными персонажами как Данила-мастер и Хозяйка Медной горы.

Кто такой Данила-мастер?

Прообразом Данилы-мастера является Данила Кондратьевич Зверев. Вот какую информацию о Даниле Кондратьевиче я вычитала и в справочной, и в документальной литературе:

Как и Данила-мастер, будущий горный мастер рано лишился родителей, пас коров, отличался мечтательностью, не раз бывал выпорот из-за недосмотра за стадом.

С детства Данила, как и бажовский герой, был слаб здоровьем, был худеньким и маленьким, отчего Зверева соседи называли Лёгоньким, а героя «Каменного цветка», как вы помните, звали Недокормышем. Но и тот и другой брали своё характером: настойчивостью, упорством.

Перед Октябрьской революцией Данила Зверев переехал в Екатеринбург, где занимался оценкой драгоценных камней, консультировал ученых-минералогов, в том числе таких, как академики Ферсман А.Е. и Вернадский В.И.

Именно Данила Кондратьевич подбирал камни (уральские самоцветы) и участвовал в изготовлении методом флорентийской мозаики знаменитой карты Франции, которая была представлена на выставке в Париже в эпоху сближения России и Франции перед Первой мировой войной.

Эта карта в настоящее время находится в Лувре.

Любовь к камню привил Данила и своим сыновьям.

Уже в советские годы сыновья Данилы Кондратьевича подбирали самоцветы для изготовления звезд Московского Кремля, а также для гигантской карты индустриализации СССР, самой дорогой карты в мире:

А вот поближе фрагмент этой карты:

Москва на карте отмечена большой рубиновой звездой, а серп и молот выполнены из бриллиантов:

И это тоже яшма:

В настоящее время Карта СССР находится в геологоразведочном музее города Санкт-Петербург, на Васильевском острове.

А почему на Сказочной карте России Сысерть обозначена как родина Данилы-мастера, если настоящий герой-прообраз жил в Режевском районе?

Здесь он родился и вырос.

Здесь жили его родители и здесь, в Сысерти, находится филиал музея Павла Петровича Бажова. Сам музей находится в Екатеринбурге.

В этом доме жил и творил уральский сказитель Павел Петрович Бажов.

Ну, а теперь давайте рассмотрим со всех сторон образ Хозяйки Медной голы. Что за Хозяйка? Чьих будет? Что за гора такая?

Хозяйка Медной горы — персонаж легенд уральских горняков, мифический образ Хозяйки Уральских гор, а также Гумёшевского рудника (где и находится эта самая Медная гора).

В фольклоре Хозяйка Уральских гор представлялась как прекрасная девушка в платье из «шелкового малахита», или ящерица с короной, что нашло отражение на гербе города Полевской Свердловской области и на клейме полевской меди.

Вот это малахит:

А вот так изображают Хозяйку Медной горы в виде ящерицы:

А это герб города Полевской:

А теперь самое время выяснить: что это за ГУМЁШЕВСКИЙ РУДНИК такой?

Вот одна из цитат из сказов, где упоминается рудник Гумёшевский рудник:

« Медная гора » — было неофициальным названием Гумёшевского медного рудника (от стар. « гуменце » — невысокий пологий холм). Т о есть, как таковой горы-то и не было, а было название рудника. Вот как об этом пишет Бажов:

Все-таки больше всего меня обманула Медная гора. Подъезжая к Полевскому заводу, я первым делом искал глазами эту Медную гору, которую так ясно представлял. Кругом завода было много обычных для Урала, покрытых хвойным лесом гор, но Медной горы не было.

. Когда же через несколько дней увидел Гумешки вблизи, то чуть не расплакался от обиды. Никакой горы тут вовсе не оказалось. Было поле самого унылого вида. На нём даже трава росла только редкими кустиками. На поле какие-то полуобвалившиеся загородки из жердей да остатки тяговых барабанов над обвалившимися шахтами.

Вот и ещё один рассказ о сказочных персонажах русских сказок позади. Надеюсь, что вы тоже сделали для себя открытия, о которых и не подозревали.

Читайте также:  Строительство бани по готовому проекту

И надеюсь, что вам было интересно.

Спасибо, если вы читаете мои рассказы и очерки. Мне нравится писать для вас.

Хозяйка Медной горы

Малахитовая шкатулка. Потрясающий диафильм советского времени. На этих кадрах образ Хозяйки Медной горы хоть как то соответствуют внутреннему представлению о ней.

Девушка как девушка, только на уральских непохожа. Те все сплошь светлокосые да румяные, как наливные яблочки, а эта совсем другая: потоньше да повыше прочих, чернобровая и черноволосая, как чужестранка. Коса у Малахитницы длинная, чуть не до пят, металлической синевой отливает и ровно вдоль спины держится, как будто прилипла.

Белокожая – любой дворянке, что лицо от солнца бережёт, на зависть – и холодная, что кусок мрамора. Хоть на поверхность Хозяйка выходит нередко, загар к ней не липнет, сколько бы она на тёплых камнях ни грелась.

А вот глаза такие, что захочешь забыть, да уж не забудешь: раскосые, зелёные, но не по-кошачьи, а как будто и правда малахитовые. На солнце кажутся совсем светлыми, еле с прозеленью, в тени же становятся такого чистого и сочного зелёного оттенка, какой только у первосортного камня бывает.

Сама Малахитница вертлявая, беспокойная – «крутое колесо», как сказали бы старики. Ни секунды на месте спокойно не усидит: то наклонится, как будто у себя что-то под ногами ищет, то вскочит, то руками замашет.

Насмешница. Не улыбается даже, а как будто всё время зубы скалит, нарочно посмеивается, чтобы с толку сбить. Хмурится редко, но уж если посуровеет, то покажется такой грозной и страшной, что хоть прочь без оглядки беги.

Впрочем, говорят еще, что оборачивается Азовка ящеркой – зеленой, с чёрненькой спинкой, да такой крупной, что из нее три простые ящерки получились бы. Кто такую ящерку увидит, тот по примете непременно большой клад отыщет. А может, и не отыщет, если посмеется над ним Малахитница.

Старые люди рассказывают, что жестока и
бессердечна Медной горы Хозяйка, но притом
справедлива и без причины никого не обидит

Больше всего в людях она не терпит жадности и сурово наказывает тех, кто посягает на её подземные богатства.

Ей безразличны людские страдания, но она покровительствует тем, кто истинно талантлив и готов пожертвовать своим спокойствием и счастьем ради других.

Горда Хозяйка и не терпит на своей земле
ни бар, ни бояр

Враждебна она ко всякого рода начальству, многочисленным барским прислужникам, потому и помогает лишь решительным и свободолюбивым работящим людям. Она не безразличная хранительница земельных богатств, поскольку по своему разумению одним помогает, сама показывает лучшие металлы и камни, других «отводит» от драгоценных запасов, обманывает и губит.

Однако привлечь её внимание – это всегда плохая примета. Никому из людей она не принесла добра, даже тогда, когда искренне хотела помочь. Горе тому, кто её разозлит: того превратит разгневанная Азовка в каменный столб, да так и оставит на веки вечные; горе и тому, кого она полюбит: напустит Малахитница сначала тоску смертную, а потом и вовсе к себе под землю утянет.
Вот тут сказочке и конец.

Не стоит так легко отворачиваться от
бабушкиных сказок. В них иногда хранится
знание из наследства Мудрых.

Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/chto-v-bane-u-hozyayki-mednoy-gory-ne-kamennoe/

В бане хозяйки медной горы все каменное кроме

Владения Хозяйки Медной Горы на Урале

Сегодня я хочу напомнить каждому из нас удивительные сказки из детства, связанные с легендами о Хозяйке медной горы и Малахитовой шкатулке. В детстве, читая зеленую книжку в мягком переплете П.П. Бажова, я и не догадывалась о том, что все это может быть не сказкой, а самой что ни на есть былью. Хозяйка виделась мне доброй, в длинном зеленом платье, усыпанном каменьями невиданной красоты, обязательно в кокошнике и фате! Всё, как и положено в сказке!

Так ли это, и насколько сказки детства схожи с легендами, которые передавались из уст в уста в древних племенах, проживающих на Урале, давайте и попытаемся сейчас выяснить.

Тысячи лет назад территория Урала была заселена древними племенами манси, хантами, ненцами, а юг и Средний Урал заселяли башкирские племена. Именно благодаря этим аборигенам сейчас мы и имеем огромное количество легенд, связанных с этой удивительной местностью.

Стоит упомянуть и о том, как Урал получил свое название. Принято считать, что свое название регион получил от башкирского слова «урау», в переводе – возвышенность.

Урал стал знаменит своим малахитом в 1702 году, когда здесь началась добыча малахитового самоцвета. Тогда из него изготавливали все, украшения, шкатулки, амулеты, обереги, его применяли даже для облицовочных работ помещений. Вспомнить один только Малахитовый зал в Эрмитаже. Малахит был так популярен благодаря тому, что его было много и он легок в обработке. Уральские рудники на самом деле поставляли столько малахита, что его крошкой даже засыпали ямы на мостовых.

Настоящим же обитанием Хозяйки считалась Азов-гора, поэтому и Хозяйку порой называли девкой Азовкой. По словам стариков, она была духом этой местности, его божеством. Именно ей и поклонялись рабочие на руднике, и мастера, которые изготвливали украшения из малахита. Все они просили ее помощи, ведь без ее одобрения невозможно было найти ни одного самоцвета, а встретить ее было и большой удачей и большим горем для мастера. Ведь она могла помочь, но могла и забрать его к себе в мастеровые. По их словам выглядела Хозяйка как девушка в малахитовом платье, с длинной, черной косой, которая, словно приклеенная неподвижно свисала по спине. А главными ее качествами были строгость, но справедливость. По словам П.П. Бажова: «Худому с ней встретиться — горе и доброму — радости мало». Но рассмотреть ее тщательно никому не удавалось, так как при приближении людей оборачивалась девушка в зеленую ящерицу и уползала.

Читайте также:  Может ли баня спровоцировать онкологию

Урал таит в себе множество легенд, что-то устрашает, а что-то манит своей неизвестностью, это поистине колыбель великой цивилизации, постигнуть историю и суть которой дано не каждому. Многое, о чем мы узнаем, находится на грани фантастики, поверить в которую мешает наш прагматичный образ мышления. Но ведь так хочется верить в чудеса, тайны и мифы, которые не складывались просто так, из ниоткуда, за основу всегда выступал факт, который постепенно обрастал слухами, будоражащими воображение.

Чтобы до конца погрузиться в истории о Хозяйке, стоит еще раз перечитать былины писателя П.П. Бажова, ведь все его сказы написаны по тем легендам, которые издревле гуляли по уральской земле. Он кропотливо собирал всю информацию, все истории и сложил это в свою удивительную «Малахитовую шкатулку»

Хозяйка Медной горы

Малахитовая шкатулка. Потрясающий диафильм советского времени. На этих кадрах образ Хозяйки Медной горы хоть как то соответствуют внутреннему представлению о ней.

Девушка как девушка, только на уральских непохожа. Те все сплошь светлокосые да румяные, как наливные яблочки, а эта совсем другая: потоньше да повыше прочих, чернобровая и черноволосая, как чужестранка. Коса у Малахитницы длинная, чуть не до пят, металлической синевой отливает и ровно вдоль спины держится, как будто прилипла.

Белокожая – любой дворянке, что лицо от солнца бережёт, на зависть – и холодная, что кусок мрамора. Хоть на поверхность Хозяйка выходит нередко, загар к ней не липнет, сколько бы она на тёплых камнях ни грелась.

А вот глаза такие, что захочешь забыть, да уж не забудешь: раскосые, зелёные, но не по-кошачьи, а как будто и правда малахитовые. На солнце кажутся совсем светлыми, еле с прозеленью, в тени же становятся такого чистого и сочного зелёного оттенка, какой только у первосортного камня бывает.

Сама Малахитница вертлявая, беспокойная – «крутое колесо», как сказали бы старики. Ни секунды на месте спокойно не усидит: то наклонится, как будто у себя что-то под ногами ищет, то вскочит, то руками замашет.

Насмешница. Не улыбается даже, а как будто всё время зубы скалит, нарочно посмеивается, чтобы с толку сбить. Хмурится редко, но уж если посуровеет, то покажется такой грозной и страшной, что хоть прочь без оглядки беги.

Впрочем, говорят еще, что оборачивается Азовка ящеркой – зеленой, с чёрненькой спинкой, да такой крупной, что из нее три простые ящерки получились бы. Кто такую ящерку увидит, тот по примете непременно большой клад отыщет. А может, и не отыщет, если посмеется над ним Малахитница.

Старые люди рассказывают, что жестока и
бессердечна Медной горы Хозяйка, но притом
справедлива и без причины никого не обидит

Больше всего в людях она не терпит жадности и сурово наказывает тех, кто посягает на её подземные богатства.

Ей безразличны людские страдания, но она покровительствует тем, кто истинно талантлив и готов пожертвовать своим спокойствием и счастьем ради других.

Горда Хозяйка и не терпит на своей земле
ни бар, ни бояр

Враждебна она ко всякого рода начальству, многочисленным барским прислужникам, потому и помогает лишь решительным и свободолюбивым работящим людям. Она не безразличная хранительница земельных богатств, поскольку по своему разумению одним помогает, сама показывает лучшие металлы и камни, других «отводит» от драгоценных запасов, обманывает и губит.

Однако привлечь её внимание – это всегда плохая примета. Никому из людей она не принесла добра, даже тогда, когда искренне хотела помочь. Горе тому, кто её разозлит: того превратит разгневанная Азовка в каменный столб, да так и оставит на веки вечные; горе и тому, кого она полюбит: напустит Малахитница сначала тоску смертную, а потом и вовсе к себе под землю утянет.
Вот тут сказочке и конец.

Не стоит так легко отворачиваться от
бабушкиных сказок. В них иногда хранится
знание из наследства Мудрых.

Самая красивая Медной горы Хозяйка

Владычица Уральских гор и хранительница подземных сокровищ, в платье из шелкового малахита, «не наша», говорящая порой на непонятном языке.

Образ Хозяйки Медной горы прошел по картинам не менее полусотни художников и иллюстраторов. Я собрала самые красивые и известные ее изображения разных лет.

«И платье на ней – на Хозяйке-то – меняется. То оно блестит, будто стекло, то вдруг полиняет, а то алмазной осыпью засверкает либо скрасна медным станет, потом опять шелком зеленым отливает.»

«А одежа и верно такая, что другой на свете не найдешь. Из шелкового, слышь-ко, малахиту платье. Сорт такой бывает. Камень, а на глаз как шелк, хоть рукой погладить».

«Девка небольшого росту, из себя ладная и уж такое крутое колесо – на месте не посидит.»

«Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зеленые. Сквозь светеют и тонко этак позванивают, будто листовая медь.»

«Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало.»

«Волосы как ночь, а глаза зеленые. И вся-то она изукрашена дорогими каменьями, а платье на ней из зеленого бархату с переливом. И так это платье сшито, как вот у цариц на картинах.»

«Как комнаты большие под землей стали, а стены у них разные. То все зеленые, то желтые с золотыми крапинками. На которых опять цветы медные. Синие тоже есть, лазоревые.»

А вам, друзья, какая больше понравилась?

Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/v-bane-hozyayki-mednoy-gory-vse-kamennoe-krome/

Оцените статью
Про баню