В маяковский баня клоп драматургия

Наумов Е. И.: В. В. Маяковский. Семинарий
20. Маяковский-драматург («Клоп», «Баня»)

20. МАЯКОВСКИЙ-ДРАМАТУРГ («КЛОП», «БАНЯ»)

Трагедия «Владимир Маяковский» — первый драматургический опыт поэта. «Мистерия-Буфф» — первая советская пьеса. Агитпьесы Маяковского. Драматургический вариант поэмы «Хорошо!»

Пьесы «Клоп» и «Баня» как высшее достижение Маяковского-сатирика. Их идейная направленность. Связь с сатирическими стихами, разоблачающими политическое и бытовое мещанство, бюрократизм, преклонение перед иностранщиной.

Разоблачение в пьесе «Клоп» пережитков капитализма. Сатирическое осмеяние мещанских и обывательских идеалов.

Пьеса «Баня» как произведение, выжигающее огнем сатиры все отрицательное, тормозящее наше движение к коммунизму.

Мечта о коммунистическом будущем в пьесах Маяковского.

Язык и стиль пьес. Язык как средство индивидуализированной характеристики. Речь положительных и отрицательных героев. Высмеивание Маяковским канцелярско-бюрократических оборотов и иностранщины в разговорной речи.

Стилевые особенности пьес. Элементы фантастики как мечта о коммунистическом будущем. Роль фантастики в композиции произведений. Динамичность действия. Социальная рельефность образов. Связь пьес Маяковского с газетно-публицистической деятельностью поэта. Зрители и автор об этих пьесах.

Возрастающий интерес Маяковского к драматургии. Неосуществленные замыслы. Тема борьбы двух культур в «Комедии с убийством».

Утверждение Маяковским на советской сцене политического театра. Политическая актуальность и злободневность пьес Маяковского. Установка на агитационное зрелище. Природа драматургического конфликта в пьесах Маяковского.

Значение пьес Маяковского в коммунистическом воспитании советских людей.

Значение драматургии Маяковского в развитии советского театра.

Традиции Маяковского в советской драматургии.

О репертуаре драматических театров и мерах по его улучшению. Постановление ЦК ВКП(б) от 26 августа 1946 г. — В кн.: О партийной и советской печати. М., Изд. «Правда», 1954, стр. 568—572.

Ромм А. Станиславский и Маяковский. — Литературная газета, 1938, № 72.

Володин С. Маяковский среди рабкоров. — Большевистская печать, 1940, № 7, стр. 19—20.

Обсуждение «Бани» рабкорами в присутствии Маяковского.

Горин-Горяинов Б. О Маяковском-драматурге. — Театр, 1940, № 4, стр. 26—27.

О необходимости использования драматургического наследия Маяковского.

Ильинский И. Маяковского на сцену! Забытое наследство. — Театр, 1940, № 4, стр. 23—26.

О необходимости возобновления постановок пьес Маяковского.

Маяковский и театр (хронологическая справка). — Театр, 1940, № 4, стр. 122—125.

Постановка пьес Маяковского, статьи о театре, выступления на диспутах о драматургии и спектаклях.

Сухаревич В. Ильинский-Присыпкин. — Театр, 1940, № 4, стр. 111—114.

Работа актера над ролью. Помощь автора.

Февральский А. Маяковский-драматург. М. — Л., «Искусство», 1940, 155 стр.

Место драматургических произведений в творчестве Маяковского, их идейно-художественный анализ. Главы: Театр в творчестве Маяковского. «Владимир Маяковский», «Мистерия-Буфф». Маленькие агитпьесы. «Клоп». «Баня». «Москва горит». Незаконченное и неосуществленное. Драматургическая система Маяковского. Маяковский и театр (хронологическая справка).

Яковлев М. «Клоп» В. Маяковского. — Ученые записки Ленингр. пед. института им. Покровского, 1940, № 4, стр. 31—39.

Февральский А. О Маяковском. (Воспоминания.) — Звезда, 1945, № 4, стр. 86—162.

Эвентов И. Маяковский-сатирик. Л., Гослитиздат, 1941, стр. 153—170.

Гл. V. Сатирические представления.

Встречи с поэтом. Постановки «Мистерии-Буфф», «Клопа», «Бани».

Ростоцкий Б. В борьбе за советскую комедию («Клоп», 1928 г.). Театр — «арена для пропаганды пятилетки» («Баня», 1929 г.). — В кн.: Б. Ростоцкий. Маяковский и театр. М., «Искусство», 1952, стр. 161—257.

Место пьесы «Клоп» в творчестве Маяковского. Тема борьбы с мещанством. Горьковские мотивы в пьесе. Пьеса «Баня» в свете задач первой пятилетки. Сценическая история пьес «Клоп» и «Баня».

Там же: Театральная традиция Маяковского, стр. 258—331.

Связь драматургии Маяковского с традициями Щедрина, Гоголя, Сухово-Кобылина. Новаторство Маяковского-драматурга. Черты социалистического реализма в драматургии Маяковского. Традиции Маяковского в советской драматургии.

Февральский А. Победа драматургии Маяковского. — Театр, 1952, № 4, стр. 71—74.

Отзывы слушателей о радиопостановке «Бани».

Вышеславский Л. Маяковский в борьбе за социализм. (Творчество Маяковского периода 1928—1930 гг.). Киев, «Радянский письменник», 1953, стр. 73—146.

Глава II. Важнейшие проблемы первой пятилетки в творчестве Маяковского. (Пьеса «Баня» и стихи 1928—1930 гг.)

Изучать и осваивать традиции Маяковского-драматурга. — Советское искусство, 1953, 4 марта.

Против скептического отношения к драматургии Маяковского. Значение пьес Маяковского для современного советского театра.

Ростоцкий Б. Сценическая жизнь пьес Маяковского. — Советское искусство, 1953, 27 мая.

Постановка Псковским театром в Ленинграде «Бани». Реалистическое воплощение пьесы в отличие от ее формалистических постановок в 30-е годы.

Читайте также:  Наружная отделка бани блок хаусом

Февральский А. Слово поэта-драматурга. — Литературная газета, 1953, 25 июня.

Против недооценки сатирических пьес Маяковского. О радиопередаче «Бани» и радиокомпозиции «Клопа».

Егоров И., Казакова Л. Сатира и героика. (Пьеса Маяковского «Баня» в Псковском драматическом театре им. Пушкина.) — Советская Латвия, 1954, 22 марта.

Калитин Н. Сатира Маяковского на сцене. («Баня» в Московском театре сатиры.) — Театр, 1954, № 3, стр. 48—64.

Постановка. Исполнительское мастерство. Традиции Гоголя в драматургии Маяковского.

Кривенко Н. «Баня» Маяковского на эстраде. — Советская культура, 1954, 15 апреля.

Чтение «Бани» в эстрадном исполнении.

Огнев В., Паперный З. Маяковский на сцене. (О постановке «Бани» в Московском театре сатиры.) — Огонек, 1954, № 7, стр. 23—24.

Особенности сатиры Маяковского. Постановка пьесы.

Саппак В. Боевой сатирический спектакль. — Советская культура, 1954, 6 февраля.

Постановка «Бани» в Московском театре сатиры. Характеристика второстепенных персонажей пьесы.

Триоле Э. Без промаха. (О пьесе Маяковского «Баня» в Московском театре сатиры.) — Советская культура, 1954, 11 марта.

Значение пьесы в наши дни. О сходстве Победоносикова с Хлестаковым.

Драматургия Маяковского за рубежом. — Театр, 1955, № 4, стр. 185—186.

Постановки пьес Маяковского в Польше, Америке, Испании, Чехословакии и в других странах.

Маяковский на сцене. — Литературная газета, 1955, 14 апреля.

Заметки постановщиков о подготовке спектакля «Клоп» и «Баня» в московских театрах.

Ильинский И. Встречи с поэтом. — Смена, 1955, № 7, стр. 15.

Воспоминания о встречах с Маяковским, о работе над образами его драматургических произведений («Мистерия-Буфф», «Клоп»).

Маяковский в цирке (к 25-летию со дня постановки в Московском цирке пантомимы-феерии «Москва горит» («1905 год»). — Театр, 1955, № 11, стр. 172.

Возобновление представления «Москва горит» к 50-летию Московского восстания.

Плучек В., Юткевич С. Работая над Маяковским. — Театр, 1955, № 4, стр. 76—92.

Работа режиссеров над комедиями «Клоп» и «Баня».

Ростоцкий Б. Второе рождение (заметки о постановках «Бани» В. В. Маяковского). — Сообщения Института истории искусств АН СССР, М., т. 6, 1955, стр. 22—43.

Формалистические тенденции в ранних постановках «Бани» (В. Мейерхольд). Новый подход к пьесе в современных театрах.

Соколова Н. Эскизы Кукрыниксов к «Клопу». — Театр, 1955, № 10, стр. 168—169.

Эвентов И. Небо декабрьских дней. — Ленинградский альманах, 1955, кн. 10, стр. 307—313.

Маяковский в 1905 г. Первая русская революция в творчестве поэта. Сценарий представления «Москва горит».

Шитова В., Саппак В. Перечитывая «Клопа». — Театр, 1955, № 8, стр. 81—99.

Анализ постановки «Клопа» в Московском театре сатиры.

Исаев А. Когда театр не верит автору. — Театр, 1956, № 7, стр. 67—74.

Недостатки спектакля «Клоп» в театре им. В. В. Маяковского (отступления от текста, неверная трактовка образов).

Бочаров М. Жанровое своеобразие комедии В. В. Маяковского «Баня». — В горах Алтая, 1957, № 1, стр. 56—67.

Юмор и драматизм, лиризм и публицистичность, фантастика и действительность. Драматургическое единство пьесы.

Новое о Маяковском. — Литературная газета, 1956, 9 октября.

Отрывки из воспоминаний о Маяковском В. Э. Мейерхольда и Д. Д. Шестаковича.

Дрейден С. «Двадцать пятое». — Звезда, 1957, № 7, стр. 174—196.

Пьеса Маяковского «Двадцать пятое» и ее постановка в Малом оперном театре. История пьесы, подготовка спектакля и подробное описание его.

Калитин Н. Вместе с Маяковским («Баня» и «Клоп» В. Маяковского в Московском театре сатиры). — В кн.: Спектакли этих лет — 1953—1956 гг. Сб. статей. М., «Искусство», 1957, стр. 105—142.

Значение пьес Маяковского в условиях борьбы с культом личности. Достоинства и недостатки постановок. Полемика с рецензентами.

Панченко Н. «Клоп» — сатирическая комедия В. Маяковского (заметки о стиле). — В кн.: Вопросы советской литературы. М. — Л., Изд. АН СССР, 1957, стр. 148—184.

Индивидуализация образов. Принцип изображения положительных героев. Речевые особенности персонажей.

Бочаров М. «Баня» В. В. Маяковского на сцене и в критике. — Научные доклады высшей школы, филологические науки, 1958, № 1, стр. 60—72.

Сценическая история пьесы. Материалы обсуждений. Маяковский и Мейерхольд. Современные постановки пьесы.

Читайте также:  Баня 6х6 бревно проекты домов

Волков А. Мастерство худ. использования лексики и фразеологии в драматической сатире В. В. Маяковского («Клоп» и «Баня»). — Ученые записки Черновицкого гос. университета, серия филологических наук, 1958, т. 29, вып. 5, стр. 121—151.

Словесные новообразования. Значимые фамилии. Просторечие. Иноязычная лексика. Речевая самохарактеристика.

Ильинский И. Сам о себе. — Театр, 1958, № 11, стр. 131—137.

— Снова Маяковский. — Работа над Присыпкиным. — Маяковский помогает. — Удачное завершение «Клопа». — Чтение «Бани». — Моя ошибка. — Отдача долга. — Маяковский как художественная совесть.

Мервольф Н. Обличение мещанства в комедии Маяковского «Клоп». — Ученые записки Гос. научно-исследовательского института театра и музыки, 1958, т. 1, стр. 89—105.

Горький и Маяковский о мещанстве. Анализ комедии.

Милявский Б. Особенности сатирической типизации в комедиях Маяковского «Клоп» и «Баня». — Научные записки Харьковского пед. института, 1958, т. 30, стр. 117—163.

Фактическая основа комедий. Приемы типизации. Комедии Маяковского и драматургия 20-х годов («Мандат» Н. Эрдмана, «Уважаемый товарищ» М. Зощенко, «Воздушный пирог» Б. Ромашова).

Шумилов Н. Речевые средства сатиры и юмора в драматургии В. В. Маяковского. — Ученые записки Великолукского пед. института, 1958, т. 3, стр. 402—423.

Лингвистический анализ лексико-фразеологического состава языка драматургии Маяковского.

Милявский Б. Маяковский-драматург и литературная борьба второй половины 20-х годов. — Научные записки Харьковского гос. университета, филологическая серия, 1959, т. 32, стр. 3—20.

Отражение теории «живого человека» в драматургии 20-х годов. Борьба с нею («Выстрел» Безыменского). Маяковский о «Выстреле» (архивный материал).

Калитин Н. Слово и мысль. О поэтическом мастерстве Маяковского. М., «Советский писатель», 1959, стр. 175—209.

Гл. 3. Разящее слово (о языке «Клопа» и «Бани»).

Метченко А. Творчество Маяковского 1925—1930 гг. М., «Советский писатель», 1961, стр. 476—565.

Борьба с мещанством в литературе 20-х годов и пьеса «Клоп». «Баня» в свете общественно-литературной жизни 20-х годов. Реалистические приемы типизации. Постановки Вс. Мейерхольда (достижения и просчеты). Борьба вокруг пьес Маяковского.

Источник статьи: http://mayakovskiy.lit-info.ru/mayakovskiy/kritika/naumov-seminarij/mayakovskij-dramaturg-klop-banya.htm

Драматургия В.Маяковского. Пьесы «Клоп» и «Баня». Сатирический пафос.

Пьеса «Клоп». Антимещанская направленность пьесы. Активная позиция автора в борьбе с «совмещанами» в разных социальных слоях.

ТЕМАТИКА:

1. Тема смерти и забвения сопутствует Эльзевире Ренессанс и Зое Берёзкиной: первая сгорает в огне пожара («обнаружена бывшая женщина с проволочным венчиком на затылочных костях»), вторая сначала стреляет в себя, а потом, через пятьдесят лет, почти ничего не помнит. Беспамятство — это символическая смерть.

2. Критика мещанства. Феерическая комедия В.В. Маяковского «Клоп» посвящена одной из центральных тем его зрелого творчества — критике мещанства, разоблачению его низменной сущности. Показателен в этом плане уже список действующих лиц произведения. Главный герой имеет два имени. Одно приземленное, обыденное (Присыпкин). А другое — изысканное, утонченное (Пьер Скрипкин). Женские образы противопоставлены по этому принципу: простое и скромное имя Зоя Березкина и изысканные иностранные (Эльзевира Давидовна, Розалия Павловна).

Интересно в композиционном плане начало произведения, где используется прием многоголосья: рекламные куплеты, которые исполняют продавцы, воссоздают пеструю атмосферу так называемой эпохи нэпа (новой экономической политики 20-х годов XX века), сущность которой заключалась в том, что крестьянам разрешили продавать излишки сельскохозяйственных продуктов. Сдавались в аренду отдельные предприятия. Открывались мастерские.

Реплики продавцов создают в художественном пространстве произведения атмосферу мещанства. В лексике нарочито сопрягаются бытовой и политический аспекты («битвы, ножи и языки для дискуссий», «республиканские селедки»). Чего стоит только одна реплика Баяна: «Зачем вам сливаться с мелкобуржуазной стихией и покупать сельдей в таком дискуссионном порядке?». Никчемность и абсурдность всего этого действа подчеркивает яркий сатирический образ, несколько раз повторяющийся в тексте: «Бюстгальтеры на меху». Комический эффект усиливается тем, что Присыпкин называет их «аристократическими чепчиками».

Мещанскую психологию Присыпкина с возмущением критикуют его товарищи по общежитию. Дело не в том, что он покупает себе новый галстук, а в том, что достижение внешнего лоска становится для него самоцелью. При этом Присыпкин не соблюдает элементарный правил гигиены. Вместо того чтобы поменять носки, он замазывает дырку на них чернильным карандашом.

Читайте также:  Сирийская арабская республика хама

Центральное сюжетообразующее событие в пьесе — свадьба Присыпкина с Эльзевирой. Пошлость, показуха, желание героев шагать во всем в ногу с эпохой подчеркиваются даже в ремарках: «Пьер целует степенно и с чувством классового достоинства». Свадьба не случайно заканчивается пожаром. В.В. Маяковский не видит перспективы в этой политике. Не о таком светлом будущем мечтает автор.

В построении сюжета пьесы В.В. Маяковский широко использует фантастику. В пятом действии возникает интересный образ — так называемый институт человеческих воскрешений. В нем как раз и воскрешают Присыпкина. Первое, о чем беспокоится герой, поняв, что он попал в будущее, это то, что у него за пятьдесят лет «в профсоюз не плочено».

За это время ценности и привычки в обществе поменялись кардинальным образом. Пиво, например, стали называть отравляющей смесью. Сатирически высмеивает поэт и «приступы острой влюбленности». Ушли в прошлое и танцы далекой эпохи. В конце пьесы Присыпкин попадает в зоопарк вместе с клопом. Показывая его посетителям, директор зоопарка объясняет: «Их двое — разных размеров, но одинаковых по существу: это знаменитые «клопус нормалис» и. «обывателиус вульгарис». Примечательны надписи на клетке: «Осторожно — плюется!», «Без доклада не входить!», «Берегите уши — оно выражается».

Пьеса «Баня». Проблематика и конфликт пьесы. Суд истории над бюрократизмом. Комедийно-сатирические приемы создания образов Победоносикова, Оптимистенко и др. Героико-романтическое начало в пьесе. Образы положительных героев. Образ-идея Времени и его функция в идейно-художестенной структуре пьес. Принципы воссоздания будущего и их специфика в каждой из пьес. Жанровая специфика.

Пьеса «Баня»написана в 1929 году. Она была поставлена на сцене театра В. Мейерхольда. Общество встретило «Баню» чрезвычайно резкой критикой.

Следуя традициям классической драматургии, Маяковский дает своим героям говорящие фамилии, рисует характеры типичные и яркие.

Пьеса «Баня» разоблачает очередной недостаток общества – бюрократизм. Острота схватки между будущим и настоящим создается посредством воплощения в пьесе мечты о том, что когда-то люди смогут избежать такого порока как бюрократизм. Борьба будущего с настоящим состоит в том, что общество с бюрократическим складом сознания не сможет попасть в будущее, в коммунизм. Сюжет­ная основа комедии «Баня» — история разоблачения антинародной сущности бюрократов, подхалимов, при­способленцев, окопавшихся в «Управлении по согласо­ванию». В отличие от предшествующей в этой пьесе значительно усиливается позитивное, утверждающее начало, и не только в виде мощно выявленного автор­ского идеала, но и в образах положительных героев: легкого кавалериста Велосипедкина, изобретателя Чудакова, Фосфорической женщины. Именно усилиями этих людей разоблачение бюрократизма ведется осо­бенно дерзко и настойчиво.

Пьесу «Баня» Маяковский определил как «драму в шести действиях с цирком и фейреверком»,и уже в этом слышатся иронические ноты поэта, как бы предупреждающего читателя о том, что пьеса представляет некий фарс. Главный персонаж пьесы — «товарищ Победоносиков, главный начальник по управлению согласованием, Главначупс». Это типичный надутый чиновник, который между телефонными звонками и бездумным перелистыванием казенных бумаг диктует машинистке «одну общую руководящую статью», такую же бессмысленную, как и название учреждения.

Драма в пьесе построена на конфликте между изобретателем Чудаковым, легким кавалеристом Велосипедкиным, рабочими, помогающими изобретателю, — с одной стороны, и его помощником Оптимистенко — с другой.

Но, к счастью, конфликт разрешается, когда по­является «Фосфорическая женщина», «делегатка 2030 года», которая отбирает лучших (Чудакова и его помощников) в коммунизм, куда они отбывают на изобретенной машине времени тогда, как Победоносиков и Оптимистенко остаются за бортом — в современной им действительности.

Пьеса В.В. Маяковского «Баня» посвящена разоблачению уродливого общественного явления — карьеризма. Главного героя пьесы товарища Победоносикова писатель именует главначпупсом. И это название уже подчеркивает сатирическое отношение автора к своему персонажу. Одновременно В.В. Маяковский отдает дань эпохе: моде на странные и порой неблагозвучные сокращения. Однако и полное название должности Победоносикова «главный начальник по управлению согласованием» лишь отражает ее бюрократическую ненужность. Говорящая фамилия «Победоносиков» с корнем «победа» подчеркивает, что ее обладатель не любит поражений, но он все-таки не «Победоносцев», а «Победоносиков». Этим подчеркивается, что победы его мелки и ничтожны, они нужны лишь ему самому.

Источник статьи: http://poisk-ru.ru/s25495t22.html

Оцените статью
Про баню