Вениамин скляров русская баня чудо 21 века

В.А.Чудинов

Расшифровка славянского слогового и буквенного письма

Октябрь 23, 2009

Первые страницы книги Склярова

Финансовый забор вокруг науки. Скляров описывает мнения геологов, нашедших на Сфинксе следы водной эрозии и доложивших об этом еще в 1992 году. К сожалению, официальная египтология к этому не прислушалась. Что вполне закономерно. Затем Скляров продемонстрировал неточность метода радиоуглеродной датировки, которая почему-то теперь стала повсеместной. Он отреагировал на это так: «Почему же сильна приверженность официальной истории (историографии — В.Ч.) к столь сомнительному методу? Ответ, на взгляд автора, следует искать в характерной особенности нашего времени — сильном влиянии материальных интересов на область научных изысканий. Науки в «чистом» виде ныне практически не осталось, ведь для проведения серьезных научных исследований нужны и серьёзные деньги. А там, где ходят серьёзные деньги, финансовый интерес запросто может подмять под себя интересы сугубо научные. Так, увы, зачастую и происходит. И сфера археологии и истории не составляет исключения. Стоимость современных установок по определению содержания радиоизотопного углерода (на котором основывается метод радиоуглеродного датирования) измеряется миллионами долларов. И они должны каким-то образом не только окупаться, но и приносить доход тем, кто их производит. Основное производство этих установок сконцентрировано в Соединенных Штатах. И разве является абсолютно случайным «совпадение», что именно в Соединенных Штатах ни одно археологическое исследование не считается проведенным до конца и не будет признано серьёзным научным исследованием, если в ходе него не было задействовано радиоуглеродное датирование находок?..» (СКЛ, с. 43-44).

Итак, для того, чтобы ученые считались с вашими результатами, вам необходимо пройти радиоуглеродный анализ ваших образцов. А для этого следует раскошелиться. Нет необходимых средств — вы не учёный. Но даже если они найдутся, заключение о результатах такого анализа подпишут ваши американские коллеги. А они должны знать, что вы им направили и какую древность вы от них ожидаете. И выдадут вам тот результат, который они сочтут нужным — иначе вам напишут, что «образцы по неизвестным причинам затерялись». Так что и тут — США диктует хронологию.

Непосредственные следы древности пирамид. А можно ли определить хронологию по косвенным признакам? — Разумеется, можно, хотя это и не приветствуется.

«Впрочем, есть куда более убедительные свидетельства строительства Гранитного храма задолго до первых фараонов. Это — обычный водосток, который можно видеть в западной стене. Гранитный блок с аккуратной полукруглой выемкой (рис.9). В жарком и сухом климате Египта времен фараонов на плато Гиза подобный водосток просто не нужен. Но он есть. Значит, храм создавали в то время, когда стояла проблема с отводом дождевых вод. И сроки строительства, таким образом, отодвигаются на тысячелетия назад — во времена правления богов. Мифология древних египтян, в отличие от версии современной египтологии, получает подтверждение со стороны объективных данных» (СКЛ, с. 49, 51).

Действительно, зачем нужны водостоки там, где нет воды? Следовательно, вода когда-то была, но задолго до первых фараонов. А рис. 9 является крайне интересным, на нем следует остановиться подробнее.

Рис. 2. Водосток. Иллюстрация на с. 50 (рис. 9) книги СКЛ

Мое чтение надписей на камне водостока. Прежде всего, на водостоке имеются лики, которые я рассматриваю более подробно. Все лики даны анфас.

Самый левый лик представляет собой женское лицо, несколько наклоненное вправо; между носом и ртом расстояние маленькое, нос курносый, глаза посажены низко. Наверху волос нанесена надпись ЯРА, на уровне глаз — МАРА. Рядом расположено мужское лицо размером поменьше. Глаз почти не видно, нос картошкой, зато хорошо просматриваются светлые и отгибающиеся вверх кончики усов и губы, борода скорее подразумевается, чем видна. Над глазами тёмными буквами начертано слово РОД, светлыми — РУСЬ ЯРА. Еще правее расположено самое крупное мужское лицо со светлыми глазами и хорошо очерченным носом, тогда как усы и борода видны хуже. Брови и глаза очерчивают имя бога — ЯР. Между носом и ртом я показываю в увеличении надпись: ХРАМ МАРЫ. Наконец, самое правое изображение имеет наиболее контрастный рельеф и содержит снова женское лицо, на бровях и под носом которого можно прочитать слова МАРЫ МИМА. Таким образом, торец водостока содержит изображение двух женских лиц по краям и двух мужских лиц в центре.

Рис. 3. Водосток крупным планом и мое чтение надписей

На этом, однако, чтение надписей не заканчивается. Левый верхний угол водостока, обведенный прямоугольной белой рамочкой, содержит фрагмент с надписями. Они читаются так: ВОДОВОД (вверху слева), МИМЫ ЯРА (вверху в центре), МАРЫ ХРАМ (строкой ниже), МАРЫ ЯРА (нижняя строка справа). Таким образом, и на этом древнем камне имеются русские надписи. Уже одного этого вполне достаточно, чтобы сказать, что строительство пирамид относилось не ко времени египтян (то есть, не к Древнему Египту), а к гораздо более раннему периоду, когда на севере Африки господствовала цивилизация людей, говорящих по-русски. Иными словами, найдено еще одно доказательство моим прежним утверждениям.

Обсуждение. Всё больше становится исследователей, которые понимают, что их современная египтология просто водит за нос, утверждая, будто бы египтяне и были строителями той самой цивилизации, до уровня которой мы сегодня так и не можем подняться. И если современная западная цивилизация в лице Американского университета в Каире предпринимает дорогостоящие усилия по реконструкции наиболее известных памятников этой цивилизации и по ограждению менее известных памятников от взора исследователей, то невольно закрадывается представление о том, что предки этой западной культуры сделали всё возможное, чтобы та великая цивилизация прекратила бы своё существование. Иными словами, сначала ее уничтожили, а теперь стараются скрыть всякое напоминание о ней.

В который раз я убеждаюсь в том, что русское наследие приписывают совсем не тем этносам, которые его создавали. На Кольском полуострову русскую культуру приписывают саамам, на Кавказе — адыгам, на Британских островах — кельтам, на Синае — израильтянам, в Германии — тевтонам, и вот теперь в Египте — египтянам. Ибо признать за говорящим по-русски населением земного шара былую мощь — значит, как кажется Западу — разбудить спящего русского медведя. Этого он не просто не хочет, он уже потратил миллиарды долларов, чтобы произвести взрывы и обрушения тысяч объектов, содержащих память о русской культуре, чтобы вычистить из библиотек все книги и иные письменные документы с упоминанием о ранних цивилизациях, а также создать целые направления научного исследования, которые низводили бы русский язык до уровня второстепенных средств человеческого общения, а русскую историю считали бы наиболее молодой в Европе. И когда русские патриоты типа Михаила Николаевича Задорнова только поднимают вопрос о силе и древности русского языка, на них тут же выпускают сомнительного вида «учёных» вроде Виктора Марковича Живова, которые называют отстаивание русских древностей «вонючей похлёбкой». А вот сохранение западного подлога — это, оказывается, как раз и есть «наука». Словом, на сегодня всё поставлено с ног на голову.

Заключение. Независимых и думающих исследователей с каждым годом становится всё больше. И книга А.Ю. Склярова — тому подтверждение.

СКЛ: Скляров А.Ю. Цивилизация богов Древнего Египта. — М., «Вече», 2008, 416 с: ил.

ARN: Arnold Dieter. The Encyclopedia of Ancient Egyptian Architecture, American University in Cairo Press, 2003

DOD: Dodson Aidan. Monarchs of the Nile, American University in Cairo Press, 2000

VER: Verner Miroslav. The Pyramids (The Mystery, Culture, and Science of Egypt’s Great Monuments), American University in Cairo Press, 2002

Источник статьи: http://chudinov.ru/skliarov/2/

Русская баня 21 века

Древние традиции и современные технологии строительства, опыт предков и материалы третьего тысячелетия, воспоминания детства и рекомендации специалистов фитнеса и спа – вот что такое русская баня сегодня. Она остается неотъемлемой частью нашего бытия, приобретая черты домашнего веллнесс-центра.

Современные русские бани внешне подчас напоминают конструкции наших предков, не знавших и не имевших возможности насыщать сложные (с технической точки зрения) строения на своих участках элементарной инженерией. Отличие в том, что технических возможностей на сегодняшний день предостаточно.

Читайте также:  Сруб бани вид изнутри

В середине прошлого века появление первых финских саун получило существенный отклик даже среди любителей русской бани. В то время именно технологии позволили затворить душевые струны истинных парильщиков. Но привычный нам уровень теплофизического воздействия на организм в сауне с электрокаменкой все-таки был утрачен. Дело здесь заключается в различных микроклиматических условиях. Выраженное влияние высокой температуры в сочетании со слишком низкой влажностью оказывает более стрессовое воздействие на организм человека, и в сауне далеко не каждый из любителей русской бани чувствует себя комфортно.

Однозначно ответить на вопрос «что лучше?» невозможно, и только личный комплексный подход к решению этой задачи даст наиболее правильный ответ. Просто следует помнить , что между сауной и русской баней есть принципиальное различие. Если в микроклиматические условия более стабильны в течении всего сеанса, то в русской бане они постоянно меняются в значительно больших пределах. Русская баня – это баня избыточного давления. Несколько миллиметров ртутного столба практически не ощущаются, но это принцип, без которого нельзя получить перегретый пар. В саунах вода испаряет на открытых камнях при температуре 150-300*С, а в русской парной камни нагреваются до 600*С в замкнутом объеме печи, что позволяет получить более качественный пар. Воздействие на организм глубокого прогрева в сочетании с массажным эффектом веника имеет существенный оздоровительный эффект . Попытки использования в режиме русской парной самой лучшей сауны с ее мощной системой постоянной вентиляции и печью, предназначенной лишь для получения конвекционного тепла, приводит к плачевным результатам как по степени воздействия на организм, так и по противопожарной безопасности.

Сегодня владельцы загородных участков далеко не всегда хотят следовать стандарту. Одни строят шикарные бани со спальней в мансарде, другие выбирают «спартанский» вариант, предпочитая парится и мыться в одном помещении. При выборе планировки заказчику важно определиться с «целевым назначением» постройки. Ведь если баня вам нужна для мытья – это одно. А если ваше воображение рисует хоромы для пирушек с друзьями или, наоборот, «неформальную обстановку» для деловых встреч, то это совсем другое дело.

В общих чертах современная русская баня – это комплексный объект. Для ее создания вовсе не обязательно строить деревянный сруб, потому что нынешние технологии позволяют превратить в русскую баню уже имеющиеся строение. Внутренне помещение особым образом подготавливается, облицовывается кирпичом, по стенам и потолку монтируется обшивка, скажем, из благородного и душистого кедра, строится либо кирпичная банная печь по последнему слову строительной и теплотехники, либо устанавливается дровяная печь единой конструкции. Парная оборудуется управляемыми парогенераторами, под потолком и в стенах монтируются безопасные оптоволоконные светильники, способные создавать мерцающий эффект звездного неба, в помещении устанавливаются светильники из художественного хрусталя, например, от «Сваровски». Печь оборудуется специальными экранами, чтобы элегантность кедровой обшивки долго сохранялась и радовала глаза. Новинка интерьера русской бани – выдвигающиеся потолки. Нижнюю лежанку можно одним движением задвинуть под верхнюю, и работать веником легко и свободно, стоя в полный рост .

Комплексный подход к такого рода объектам – основной залог успеха и долгой службы бани, которая инженерно и эстетически продумана от печи до установки кранов с водой в парной (чтобы можно было без хлопот запарить веник). Такой подход отличает действительно профессиональные компании, занимающиеся строительством и оборудованием бань.

Главные черты, отличающие современную русскую баню от традиционной, — это технологически выверенное решение по конфигурации помещения и отделке, а также внутреннее устройство парной. Печи, построенные из специального кирпича, безопасные и эффективные светильники, надежные управляемые парогенераторы, системы ароматеропии – все это превращает подчас страшноватый для новичка первый сеанс в русской бане нового века в незабываемый аттракцион, который хочется посещать снова и снова.

Источник статьи: http://www.its-sauna.ru/company/info/russkie-bani/russkaya_banya_21_veka/

Баня – чудо-лекарь. Молодость, красота и здоровье

Лечебное действие бани

Чудодейственной силе воды человеку стало известно уже очень давно. Люди всегда считали воду чистой стихией, смывающей всякую скверну. Верили, что купание может защитить от болезней, происхождение которых приписывали нечистой силе: ритуальные омовения проводили и во время болезни, и после выздоровления. Персы, выходя из дома, обливали себя водой, чтобы отпугнуть злых духов. Обычай крестить водой у племен, живших на территории древней Норвегии, и у православных народов – это тоже дань целительным свойствам и силе воды. Вода считалась волшебным эликсиром, дарующим жизнь и здоровье, и в Древней Индии. Древнегреческие жрецы воздвигали у целебных источников храмы.

Еще Гиппократ говорил: «Ванны помогают при многих болезнях, когда все другое уже перестало помогать».

В начале XIX века Винсент Приснитц, пастух из Грефенберга, путем наблюдений и собственных выводов определил, что «холодная вода излечивает во всякое время и всякие заболевания». Именно он ввел в медицинскую практику холодные обливания и обертывания.

Благодаря способности воды поглощать тепло, а затем отдавать его, можно нагревать воду до любой температуры, и даже небольшое ее количество способно оказать на организм человека благотворное влияние. Теплопроводность воды почти в тридцать раз больше, чем воздуха. В знойный день достаточно окунуться в реку – и вы снова почувствуете себя бодрым и полным сил, ведь вода охладит организм до нужной температуры. Если же вы замерзли, то достаточно принять горячий душ – и тело быстро согреется.

О том, что горячая вода и пар благотворно влияют на организм, человек узнал примерно тогда, когда научился добывать огонь. Археологические раскопки подтверждают тот факт, что уже первобытный человек сооружал на своих стоянках примитивные подобия печей-каменок, служащих для получения большого количества пара. Около этих груд камней наши древние предки обогревались и изгоняли недуги, устраивая что-то вроде парной.

Древние скифы посередине своих войлочных юрт ставили большие чаны, которые затем наполняли водой. В эту воду они бросали раскаленные камни, они нагревали воду, которая в свою очередь превращалась в пар.

Один из известнейших посвященных медицине трактатов, Аюрведа, написанный на санскрите в 568 году до н. э., содержит информацию о бане и ее удивительно благотворном влиянии на человеческий организм.

В Древнем Египте (примерно шесть тысяч лет назад) люди повсеместно пользовались банями – уже тогда чистоте тела придавалось большое значение. Археологами был найден папирус, называвшийся «Начальная книга превращения старых в молодых», где не только давались рекомендации по косметологии и массажу, но и рассказывалось о правилах посещения бань. Для Геродота и Аристотеля наличие или отсутствие бань в том или ином государстве являлось свидетельством уровня его цивилизованности.

Важнейшим физиологическим процессом, происходящим во время посещения бани, считалось потоотделение.

Первые бани в современном понимании этого слова начали строить древние римляне, греки, египтяне и индийцы. И как вы уже поняли, их назначение не ограничивалось исключительно гигиеническими процедурами. Для жителей Древних Египта, Индии, Греции и Рима бани служили и местом проведения досуга. Здесь можно было отдохнуть, пообщаться с друзьями, а также заняться физическими упражнениями, чтобы поддержать форму. Баня являлась своего рода клубом, в котором люди собирались по интересам. (Шло время, и в Англии парламентом был даже издан проект закона, согласно которому надлежало не только строить новые бани, но и удешевить стоимость банных услуг и воды.)

Египетские жрецы в течение суток обмывались целых четыре раза: два раза днем и два раза ночью. Регулярное посещение бани, массаж, умеренность в еде позволяли египтянам поддерживать физическую форму и продлевать молодость. Интересно, что египетские врачи того времени считались лучшими в мире, они же в своей деятельности не обходились без бани.

Кстати, название «баня» далеко не случайно – в переводе с греческого оно означает «изгоняет боль и грусть».

От слова «баня» произошло название раздела в медицине – бальнеология, в основе ее лежит использование специфических природных ресурсов (воды, грязей, ила) для лечения больных.

Однако, как бы ни была полезна баня, в истории человечества был период, когда она считалась чем-то греховным, неугодным Богу. Тогда церковью был наложен запрет на посещение бани.

Читайте также:  Бани муп в губкине

Распространение на территории Европы христианства стало причиной того, что в моду вошли суровость и стыдливость (именно эти добродетели превозносились апостолом Павлом). Даже самая примитивная гигиена считалась чем-то греховным: мол, человек, движимый гордыней и плотскими страстями, больше думает о своем теле, чем о душе. Проклятия и яростные наставления Отцов Церкви только усугубляли ситуацию, и люди, страшащиеся если не гнева Божьего, то гнева церковного, в массе своей отказывались от привычек дедов и отцов. Так, монахиням дозволялось мыться только в самых крайних случаях либо же накануне принятия Святых Таинств. Некоторые, особо истовые верующие шли еще дальше: они практически полностью отказывались от водных процедур и носили с собой набитые лавандой мешочки, чтобы отбить неприятный запах пота и нечистого тела.

Однако человек всегда остается человеком и даже в самые страшные времена не может долго смирять естественные, заложенные в него самой природой потребности.

Многие из нас думают, что Средневековье было временем грязнуль. Люди не мылись и получали удовольствие от своей неряшливости, по улицам городов текли реки нечистот, в городах стоял страшный смрад. На самом деле археологические раскопки и изыскания историков говорят об обратном. Многие люди в Средние века ценили чистоту не меньше, чем ценят ее в современном мире. Только вот на пути к чистоте они вынуждены были преодолевать намного больше препятствий, чем мы с вами. В богатых домах были настоящие ванные – небольшие комнатки с выложенными камнями бассейнами. В эти бассейны по трубам подавалась вода, иногда даже горячая. Во всех же остальных случаях воду нагревали в чанах на очаге. В ванных комнатах располагались полочки для банных принадлежностей, на полу лежали ковры, призванные защитить людей от холодного камня. Рядом с ваннами располагались комнатки для переодеваний.

В домах попроще роль ванны исполняла большая деревянная бадья, отгороженная ширмой. Обычно такая бадья располагалась рядом с камином – самым теплым местом в доме, – однако летом ее могли выносить в сад.

Тем не менее приготовление ванны для всей большой средневековой семьи было делом настолько хлопотным, что богатые люди нанимали для этого специальных людей.

Уже c XV века считалось хорошим тоном тщательно умываться по утрам, сразу после сна. Гостям во время пира, перед тем как подать на стол угощение, предлагались кувшины с водой, с их помощью они могли умыться и помыть руки. Более того, в некоторых городах даже существовал закон, согласно которому человек, не соблюдающий общественную чистоту и личную гигиену, платил штраф или даже заключался на несколько дней в тюрьму.

Однако простым людям путь к чистоте был часто заказан. И не потому, что они были такими невежественными, что терпеть не могли чистоты. Услуги общественной бани, а только такую мог себе позволить обыкновенный средневековый горожанин, стоили недешево. Вода нагревалась на огне, а для растопки очагов нужны дрова. Чем больше дров использовали люди, тем дороже они становились (так как близлежащие леса постепенно вырубались и древесины под рукой просто не оставалось). Все время топить углем было нельзя – угольный дым отрицательно сказывался на здоровье. К тому же постоянно поддерживаемый в очагах огонь представлял сам по себе немалую опасность: средневековому городу каждый день угрожали страшные пожары. (В некоторых городах очаги разрешали топить только в самые сильные морозы, из-за чего от холода и вызванных переохлаждением болезней погибло немало горожан. Однако местные власти считали, что пусть лучше погибнет несколько человек, чем выгорит пара-тройка кварталов.) Чтобы удешевить процесс, банщики грели воду не постоянно, а время от времени, после чего специальные глашатаи ходили по городу и оповещали народ, что такая-то баня готова к приему посетителей. Также для мытья использовались огромные чаны, в которые могло поместиться сразу несколько человек.

Надо сказать, что в Финляндии, Норвегии и Швеции парились в банях с большим удовольствием, невзирая на религиозные предписания или запреты. Что ж, когда человек чувствует, что замерзает, его не удержит от теплой ванны ни один, даже самый рьяный, проповедник.

Баня в древней греции

В Древней Греции существовал культ богини чистоты Гигии, от имени которой, кстати, и происходит слово «гигиена». Культ этот был до такой степени развит и распространен, что были изданы даже специальные законы, регламентирующие посещение общественных бань. Согласно этим законам все благородные граждане Греции были обязаны регулярно посещать бани. Была даже такая общественная должность, как смотритель купаний. Человек, находящийся на этой должности, строго следил за неукоснительным соблюдением гражданами «банных законов».

«Сооружение бань – обязанность государства!» Высказывание известного философа Платона как нельзя лучше характеризует отношение древнегреческого общества к банным процедурам.

Пифагор ездил в Египет, чтобы ознакомиться с устройством египетских бань, которые в то время пользовались заслуженной славой.

Зачинателем банного ритуала в Элладе выступает Древняя Спарта, а родиной бани исследователями признан город Лаконика, откуда бани распространились по всей Греции. Отсюда и название древнегреческой бани – лакониум.

Именно в Элладе родилась идея совмещения горячей воды и пара как комплекса водных и термических процедур, что, собственно, мы и называем баней.

Древние греки провозглашали культ сильного, прекрасного тела и возвышенного духа и придавали воде религиозно-мистическое значение. Было принято, чтобы мужчины и дети в целях оздоровления и укрепления силы воли регулярно обливались холодной водой. Спартанцами, например, купание в теплой воде не признавалось в принципе: они считали, что эту слабость могут позволить себе только женщины.

Бани считались у древних греков священными и, как все священное, имели своего покровителя. Покровителем бань в Греции считался Геркулес, человек, после своей смерти ставший богом силы, здоровья и мощи. Великий герой, прославившийся своими подвигами, должен был каждого, кто парится в бане, наделить неистощимыми силой и здоровьем.

Древнегреческий врач Гиппократ, основатель медицинской науки, часто заменял традиционное лечение хорошей парной: он считал, что яды, которые накапливаются в организме во время болезни и отравляют его, обязательно нужно выводить посредством усиленного потоотделения.

В своем трактате о медицине Гиппократ писал, что организм всегда сам может справиться с болезнью, поскольку его жизненные силы поистине неисчерпаемы, нужно только их освободить и направить в нужное русло.

Он считал, что вода помогает человеку черпать силы и жизненную энергию из природных источников, поскольку сама является одной из природных стихий. Кстати, сам Гиппократ, все свои методы применявший на практике, по одним данным, прожил восемьдесят три, а по другим – сто четыре года! Возраст солидный и в наше время.

В древности считалось, что одна из причин старения – слабое потоотделение, так как с годами наша кожа становится более плотной, а поры ее сужаются. В бане же поры открываются и прочищаются.

Благодаря банным процедурам можно мягко удалить с верхнего слоя кожи отмершие клетки (так называемый роговой слой), которые препятствуют процессу регенерации (образованию новых, молодых клеток). Регулярное посещение бани, кстати, препятствует появлению морщин. Если же морщины уже появились, то баня поможет их разгладить.

Древнегреческая баня представляла собой здание округлой формы, выложенное из тесаных камней. По мнению древних греков, такая форма способствовала равномерному распространению жара. Парная имела форму усеченного конуса, который сверху закрывался крышкой, держащейся на бронзовых цепях. Такое устройство помещения позволяло устанавливать и контролировать необходимый температурный режим. В центре парной размещали открытый каменный очаг. Для отопления использовался древесный уголь или же нагревали камни на открытом огне, а потом заносили в помещения.

После парной греки, так же как и мы сейчас, окатывали себя прохладной водой либо же погружались в специальный бассейн.

Благодаря такому чередованию температур очищается кожа, из организма выводятся вредные вещества, появляется бодрость.

После бани и купания греки растирали тело елеем и умащивали различными благовониями.

Поход в баню был настоящим праздником. Завершив банные процедуры, греки переходили в соседнее помещение (эскедру), где было принято вести философские беседы.

Читайте также:  Ручки для окон в баню

Древнегреческие правители неустанно пеклись об устройстве бань, гордились ими как собственными достижениями, справедливо полагая, что своим атлетическим сложением и здоровьем их подданные обязаны именно бане и физическим упражнениям.

Римские бани

Думаю, что вы, дорогие читатели, уже поняли, что бани существовали еще тогда, когда Рима и на свете не было. Однако римляне – народ умный и напористый – лучше многих других народов умели чужую идею довести до совершенства. Именно в Древнем

Риме банное ремесло возвысили почти что до ранга настоящего искусства. Оно перестало быть прикладным элементом культуры и превратилось в самостоятельное явление, играющее огромную роль в жизни общества.

Практически любой состоятельный римлянин имел в своем доме собственную баню. Она, как правило, была небольшая, рассчитанная только на членов семьи или нескольких гостей. Такая баня использовалась для омовений и повседневного отдыха.

В Риме буквально существовал культ бани. Даже здороваясь при встрече, римляне вместо приветствия спрашивали: «Как потеете?» Этот вопрос означал проявление интереса к здоровью и настроению собеседника.

«Баня, любовь и радость – до старости мы вместе» – такая надпись сохранилась до наших дней на стене одной древней постройки.

Однако гораздо более широкую известность приобрели общественные бани – знаменитые римские термы. Их было множество и в самом Риме, и в других городах Римской республики, а затем и Римской империи.

Знаменитые римские термы отличались великолепной монументальной архитектурой, имели воздушное отопление и водопровод. Располагались в них помещения для купания с ваннами, в которые подавалась вода различной температуры, бассейны, тепидариумы (залы для потения) с холодным и влажным жаром, комнаты, в которых можно было натереться целебными мазями и сделать массаж, игровые, музыкальные и спортивные залы, стадионы, трапезные и даже биб лиотеки.

Богатые римляне посещали баню два раза в день, стремясь не только соблюсти чистоту, но и позаботиться о душе, пообщаться с умными людьми, обсудить последние новости, поговорить и полюбоваться прекрасным. В таких комплексах римлянин мог пропадать целыми днями, ведь даже принять пищу он мог, не выходя за пределы терм. В «среднестатистической» терме одновременно могло находиться около двух с половиной тысяч человек.

Римляне стремились обставить бани со всей возможной роскошью: помещения отделывались благородным мрамором, в них ставились изящные скульптуры, вырезанные известнейшими мастерами. В некоторых банях были даже золотые рукомойники. Похоже, что древнеримские императоры просто-напросто соревновались между собой, и каждый стремился превзойти своего предшественника, построив более роскошные и вместительные термы.

На сооружение терм зачастую уходили многие годы, зато результат столь тяжкого труда миллионов рабов и невольников просто поражал воображение. Так, например, сооружение термы для императора Диоклетиана продолжалось около шести лет, на строительстве было занято более сорока тысяч человек.

Надо сказать, что всего в Риме было более восьмисот бань.

Римские бани называли термами, так как в них использовалась вода из термальных источников. Посредством разветвленной системы труб горячая вода поступала в различные комнаты и залы, нагревая мраморные полы. Причем температура пола доходила до 60–70 °C, и ходить по нему босиком было попросту невозможно. Поэтому посетителям выдавались специальные деревянные сандалии, предохраняющие ступни от жара.

Чтобы создать в небольших банях сухой жар, помещения топили древесным углем. Если хотели создать более влажную атмосферу, пользовались обычными дровами.

Древнеримские авторы упоминают о бездымных дровах для бани. Сушили их, подвешивая над большим очагом, но на таком расстоянии, чтобы дрова не обуглились. Или же, сняв с дерева кору, замачивали его в воде, а затем высушивали. Самый дорогой, но, как отмечают, наиболее верный способ приготовления бездымных дров такой: дерево смачивают в настое на основе оливкового масла, а затем высушивают на солнце.

Римские медики справедливо полагали, что вода и пар поистине способны творить чудеса, а знаменитый врач Асклепий даже выработал медицинскую доктрину, согласно которой лечить больных следует «правильно, скоро и приятно». Именно такое лечение и возможно в бане.

В каждой бане работали мойщики, которые специальными скребницами из слоновой кости или из ценных пород дерева очищали тела посетителей (как бы сейчас сказали, делали пилинг), были также специалисты, поддерживающие в помещениях нужную температуру и доставляющие туда воду. Позже в штате появились медики, которые при случае могли сделать кровопускание или вылечить зубы.

Сочетание горячего пара, массажа и холодных обливаний способствовало закаливанию и укреплению организма, мобилизуя его защитные силы на борьбу с болезнью. Лечебный эффект от банных процедур усиливался еще и тем, что в бани поставлялась вода из термальных (то есть подземных) источников, а эта вода, как известно, содержит огромное количество полезных минералов и солей. Особые свойства термальной воды значительно повышали целебную силу банных процедур.

Русская баня

На Руси бани также известны с давних времен. Еще в договоре с Византией от 907 года говорилось, что русские послы, прибывшие в Константинополь, будут «творити мовь», когда только захотят.

Бани упоминаются и в «Повести временных лет» (XII век). Из летописи известно, что во времена Киевской Руси княгиня Ольга, мстя за своего мужа Игоря, сожгла баню вместе с запертыми в ней древлянами.

В те давние времена в вопросах медицины были сведущи монахи. Они имели возможность читать труды древнегреческих медиков, которые и обратили их внимание на пользу, приносимую парной баней.

Стремясь проверить полученные из античных источников сведения, монахи стали возводить бани. Со временем при банях даже стали строить специальные помещения, в которых больные могли жить какое-то время (что-то вроде больниц). В уставе великого князя Владимира (966 год) такие бани назывались заведениями для немогущих.

До Х века в русских деревнях общественных бань не было, зато у многих семей были собственные небольшие баньки. Такие бани обычно располагались на берегу речки, озера или пруда. После Х века в России при монастырях началось строительство общественных бань.

В древних летописях X–XII веков, в которых рассказывается о нравах русичей, мы встречаем упоминание о мыльнях. Что это такое? Все очень просто. Бани тогда назывались мыльнями, мовницами, влазнями и мовнями.

Баня считалась хранительницей «живой» воды, несущей исцеление и дарующей силы, поскольку она усиливала и направляла жизненную энергию человека в нужное русло.

По указу царя Алексея Михайловича в XVII веке на Руси были открыты первые общественные бани, которые строились рядом с водоемами и состояли из трех помещений: раздевалки, мыльной и парной. Отапливались общественные бани дровами.

Петр I, посетивший Амстердам и Париж, велел соорудить там бани для сопровождавших его солдат. А после 1812 года русская армия понастроила их во всех освобожденных ею от Наполеона странах и заодно научила «баниться» местных жителей.

С тех самых пор слава о русской бане-целительнице распространилась по всему миру.

Русские бани на протяжении всей своей истории вызывали удивление и восхищение иностранцев. Во многих старинных книгах и документах мы можем прочитать о впечатлениях иноземцев, посетивших русские бани.

В Древней Руси с баней была связана вся жизнь человека. Люди верили, что с ее помощью можно очистить не только тело, но и душу. Говорили, что если больному не помогла даже баня, то никто ему уже не поможет.

Баней пользовались и князья, и знатные люди, и простой народ.

Как написано в одном древнем трактате, десять преимуществ дает омовение: ясность ума, свежесть, бодрость, здоровье, силу, красоту, молодость, чистоту, приятный цвет кожи и внимание красивых женщин.

Историки подсчитали, что в первой трети XIX века в Москве было полторы тысячи частных и семьдесят казенных бань. Перед революцией в Российской империи насчитывалось около тысячи больниц и других лечебных учреждений, и при каждом имелась баня. Врачи рекомендовали посещать ее как в целях излечения от всевозможных недугов, так и просто для укрепления здоровья. Парную назначали для лечения многих болезней: хронического, мышечного и суставного ревматизма, подагры, ожирения, водянки, некоторых заболеваний костей.

Источник статьи: http://bookz.ru/authors/antonina-sokolova/bana—4_705/1-bana—4_705.html

Оцените статью
Про баню