Верхняя баня екатерининский парк
Верхняя ванна (Мыльня Их Высочеств)
На третьем от дворца уступе Старого сада, на берегу Зеркального пруда, находится павильон «Верхняя ванна». Павильон, решённый в стиле раннего классицизма, был построен в 1778 году по проекту архитектора И.Неелова, вернувшегося из Рима после обучения и полного свежих идей. При Екатерине II этот павильон поначалу назывался «Новая баня», в отличие от старой, находившейся до 1777 года в церковном флигеле дворца. Затем, после постройки стоящей неподалёку «Кавалерской мыльни», новая баня стала называться «Мыльня Их Высочеств». По легенде, в этой бане, замаскированной под «вольный трактир», с парковым садовником Г.Бушем в роли трактирщика, останавливался в 1780 году король Германии, император Римский — Иосиф II, путешествовавший по России инкогнито под именем графа Фалькенштейна. Согласно легенде, император останавливался исключительно в трактирах, чем и вызван этот исторический курьёз.
Для лиц Императорской семьи, пребывавших в Екатерининском дворце, мыльня служила по своему прямому назначению практически до конца 19 века. Павильон представлял собой шесть комнат,служивших кабинетом, залом, бассейном, парильней, котельной и сенями.
К 200 летию Царского Села с Высочайшего соизволения в «Верхней ванне»разместили музей, в котором демонстрировали старинные виды Царского Села, модели, картины, бюсты, интересные документы дворцового правления…
Во время войны павильон был сильно разрушен, но стены уцелели, а главный зал сохранил всю роспись. Реставрация проводилась в 1952-53 годах по проекту архитектора С. М. Новопольцева. Художники-реставраторы под руководством А. В. Трескина восстановили декоративную живопись, от которой после пожара сохранились лишь фрагменты. Уже в 1953 году в павильоне были открыты библиотека и читальный зал, на скамейках около входа в павильон посетители парка читали книги и журналы, а за столиками играли в шахматы.
Последняя реставрация «Верхней ванны» была проведена в 2005-2006 годах. В настоящее время павильон используется музеем для проведения временных тематических выставок.
Павильон «Верхняя ванна» открыт с 8 июня по 30 сентября с 11 до 19 часов (касса до 18 часов), выходной день — среда. Стоимость билетов уточняйте на официальном сайте «музея».
Нижняя ванна (Кавалерская мыльня)
Недалеко от Мыльни Их Высочеств находится павильон Нижняя ванна. Изначально он использовался как баня для императорской свиты и носил название «Кавалерская мыльня». Так же как и Верхняя ванна, павильон построен по проекту И.Неелова, но на год позже, в 1779 году. Павильон смёщён от оси аллей Старого сада, его оригинальные формы скрыты от дворца деревьями и кустарниками. Здание не имеет главного фасада, фасад обращенный в сторону Большого дворца и противоположный — абсолютно идентичны.
Внутри павильона находилось 6 круглых комнат для отдыха и переодевания, 2 квадратных парных и центральный зал с большой лужёной медной ванной ограждённой балюстрадой. Вода разогревалась в двух водогрейнях, имевших самостоятельные входы с улицы, и по трубам подавалась в баню и помещения с ваннами. По своему назначению Нижняя ванна была аналогична Верхней, но отличалась более простым интерьером и меньшими размерами помещений, а также разделением на мужскую и женскую половины.
Во время Великой Отечественной войны Нижняя ванна получила незначительные повреждения и уже в 1944-1945 г.г. пострадавшие фасады были восстановлены, а в павильоне открылся молочный буфет для отдыхающих.
В современное нам время, павильон долгое время простоял в законсервированном виде, и после кропотливой реставрации открылся для посетителей только в 2011 году. Первоначальная внутренняя отделка Нижней ванны практически не сохранилась, реставраторы в своей работе ориентировались в основном на архивные документы. Видимо поэтому, открытая в павильоне экспозиция, является фактически фантазией на тему «Какими могли бы быть помещения Ванны и что могло бы их наполнять».
Посетителям предлагается взглянуть на «непарадную» сторону жизни императорской резиденции: в павильоне для антуража представлены Историческая реконструкция обшитой липой парилки настолько реальна (чему способствуют и специальные звуковые эффекты), что редкому посетителю не захочется самому взять веник и поддать пару…
Павильон «Нижняя ванна» открыт с 1 июня по 30 сентября с 11 до 19 часов (касса до 18 часов), выходной день — четверг. Актуальная стоимость билетов — на сайте «музея».
Источник статьи: http://xn—-7sbb4bxah.xn--p1ai/31.html
Турецкая баня
В 1850–1852 годах по распоряжению императора Николая I на небольшом мысе в юго-западной части Большого пруда велось строительство нового сооружения — павильона «Турецкая баня». По времени создания Турецкая баня является последней постройкой на территории Екатерининского парка. Автором проекта, задуманного как своеобразный мемориал Русско-турецкой войны 1828–1829 годов, был архитектор И. А. Монигетти, избравший в качестве образца для павильона турецкую мечеть. Купол сооружения украсили рельефные орнаменты, а высокий минарет, увенчанный шпилем с полумесяцем, придал ему особую живописность.
Внутренние помещения Турецкой бани были решены в «мавританском» стиле. В оформлении интерьеров использовались вывезенные во время Русско-турецкой войны из Румелии (европейская часть владений Османской империи с центром в Софии) беломраморные рельефные детали внутренней отделки бани турецкой султанши и султана из сада дворца Эски-Серай в Адрианополе: колонны, настенные доски и чаши фонтанов, наддверные украшения и др. (они датируются XVII–XVIII столетиями).
Вход в сени, ведущие в раздевальню, открывает богато орнаментированный портал. Нижняя часть стен раздевальни облицована цветной мозаикой, верхняя — украшена лепкой и орнаментальной живописью. В нише устроен каскадный фонтан.
Мыльня освещалась сверху; в ее стены вделаны две чаши с кранами для воды. Полуциркульная арка связывает помещение мыльни с центральным купольным залом, отделанным с особой роскошью. В его центре находится бассейн из белого мрамора, в котором стоял расписной и позолоченный фонтан. В стены вделаны мраморные доски с рельефными орнаментами и стихотворными текстами.
Во время Великой Отечественной войны здание Турецкой бани пострадало от прямых попаданий снарядов. В 2006-2009 годах в Турецкой бане на средства Международного банка реконструкции и развития и федерального бюджета были проведены исследовательские и реставрационные работы. В воссозданном павильоне экспонируются предметы из собрания ГМЗ «Царское Село».
Источник статьи: http://tzar.ru/index.php/objects/ekaterininskypark/landscape/turkish
Верхняя ванна
На берегу Зеркального пруда расположен павильон «Верхняя ванна», или, как его называли в XVIII веке, «Мыльня их высочеств», построенный в 1777–1779 годах архитекторами В. И. и И. В. Нееловыми.
Верхняя ванна исполнена в стиле раннего классицизма. Скупо украшенный фасад производит впечатление изысканной простоты благодаря пропорциональному соотношению основного объема и обращенного в сторону пруда трехгранного ризалита. Стены ризалита в нижней части прорезаны полуциркульными окнами и широким дверным проемом, а вверху — круглыми окнами. Венчает здание парапет с балюстрадой.
Особенно хорош вид на Верхнюю ванну, открывающийся с центральной аллеи Старого сада. Фасад павильона, отчетливо вырисовываясь на фоне зелени, замыкает перспективу пруда, в зеркальной глади которого отражаются его светло-желтые стены.
До середины XIX века Верхняя ванна сохраняла свое первоначальное назначение и состояла из шести помещений: сеней, раздевальни, ванны, бани (парильни), помещения истопника (водогрейной) и центрального восьмигранного зала для отдыха.
Потолок и стены центрального зала расписал А. И. Бельский по гравюрам с рисунков художника Ф. Смуглевича и архитектора В. Бренны, исполненных ими с росписей Золотого дома Нерона в Риме.
Разрушенная в годы войны Верхняя ванна была реставрирована в 1952–1953 годах. Плафон и два десюдепорта центрального зала, как и прежде, изображают сцены античного мифа о Фаэтоне, сыне бога Солнца. В полихромной росписи стен, воссозданной тогда же, использованы мотивы гирлянд, цветов и фруктов, придающие интерьеру праздничность и нарядность.
В настоящее время павильон используется для размещения временных выставок.
Источник статьи: http://tzar.ru/objects/ekaterininskypark/regular/upperbathroom
Верхняя ванна. Мыльня их высочества
Как добраться:
- — На электричке до ж.д. станции «Царское Село — г. Пушкин», затем до остановки «Парк» на любом автобусе или маршрутном такси.
- — От станции метро «Московская», «Звездная», «Купчино» на автобусе или маршрутном такси до остановки «Парк».
История строительства верхней ванны
В 1777 году при перестройке церковного флигеля Екатерининского дворца баня императорской семьи, расположенная в нем, была разрушена. Поэтому началось строительство новой бани, которая так и называлась – Новая баня. Строительство вели отец и сын Нееловы. На берегу зеркальных прудов они возвели изящный павильон, почти лишенный декоративных украшений. Красота его достигается за счет удачных пропорций основного корпуса зданий и трехгранного выступа (ризолита), обращенного в сторону пруда. Павильон был построен в стиле раннего классицизма и расположен на берегу Зеркального пруда. Особенно красивый вид на павильон открывается с центральной аллеи Регулярного парка.
Фасад здания завершает перспективу пруда и четко выделяется среди зелени деревьев. А стены отражаются на водной глади пруда. Потолок и стены зала отдыха были расписаны Алексеем Бельским копиями росписей Золотого дома Нерона в Риме. К концу правления Екатерины II баня стала называться Мыльней их высочеств и до середины 19 века использовалась по назначению. В «Мылней их высочества» было 6 помещений:
- Ванна;
- Парильня, сени;
- Раздевальня;
- Центральный восьмигранный зал отдыха;
- Водогрейная (помещение истопника).
С Верхней ванной связан интересный исторический случай. Летом 1780 года ее на несколько дней превратили в бутафорский трактир. К Екатерине II в гости ехал римский император Иосиф II (граф Фалькенштейн). А он имел обычай останавливаться только в трактирах и нигде более. В Царском Селе был один трактир, который содержал француз, но, видимо, он не вызывал доверия у императрицы, поэтому она приказала переоборудовать под трактир баню. Комнату с ванной заперли, привезли необходимую мебель, повесили вывеску, назначили трактирщика. Гость прожил в этой мнимой гостинице пять дней и остался доволен, не заметив «подвоха».
Современное время
После капитального ремонта, сделанного в 1911 году, павильон по повелению императора Николая II приспособили под Музей памяти 200-летия Царского Села. Сюда перенесли хранящиеся в царскосельских дворцах бюсты, гравюры, старинные виды Царского Села, некоторые интересные архивные бумаги дворцового управления, а также дары депутаций в день 200-летия Царского Села. После Великой Отечественной войны павильон использовался как читальня, внутри здания и вокруг него собирались люди с книгами и журналами, тут же за столиками сидели играющие в шахматы. В 2005–2006 годах в павильоне прошла капитальная реставрация. В настоящее время здесь проходят временные тематические выставки.
Источник статьи: http://pushkin.ru/encycl/parks/verhnyaya-vanna.-myilnya-ih-vyisochestv.html
Царские бани Царского села
Во времена правления дома Романовых в Царскосельском и Баболовском парках насчитывалось семь отдельно стоящих банных зданий, каждое из которых было возведено в неповторимом архитектурном стиле.
Почти не осталось сведений о так называемой «старой бане», которая располагалась на месте нынешнего церковного флигеля. Не сохранилась и деревянная купальня архитектора Джакомо Кваренги, с огромным бассейном для обучения плаванию царских детей и внуков. Здание настолько сильно пострадало во время Великой Отечественной войны, что его решили не восстанавливать.
По сей день среди руин дворца-дачи князя Г.А. Потемкина в Баболовском парке стоит недостроенная мыльня с 48-тонной Царь-ванной из цельного куска гранита, предназначенной для купания Екатерины II в козьем молоке. Стены мыльни возводили над уже установленной ванной, но из-за технических просчётов, проект так и не был полностью осуществлён.
Из императорского банного комплекса сохранились лишь четыре бани: «Верхняя ванна» или «Мыльня Их Высочеств» (1777—1779 гг.), «Нижняя ванна» или «Кавалерская мыльня» (1778—1779 гг.), римские термы Камерона, которые называют «Холодными банями» (1780—1785 гг.), и Турецкая баня архитектора И.А. Монигетти (1850—1852 гг.).
В глубине Старого Голландского сада над гладью Зеркального пруда парит дивно лёгкий и изящный светло-жёлтый павильон, который настолько удачно вписан в окружающий пейзаж, что кроме как шедевром классицизма, называть его не хочется. Однако в царские времена здание это имело самое простое бытовое назначение. Это Мыльни их высочества, то есть баня для ближайших родственников императора, которую построили в 1777—1779 гг. взамен старого банного дворцового флигеля.
За неброскими архитектурными фасадами без вычурного декора спрятан роскошный и очень функциональный интерьер. Все стены бани были расписаны известным художником-декоратором Алексеем Бельским по мотивам фресок Золотого дома императора Нерона: античный мир, утопающий во фруктах и цветах.
Главным центральным помещением павильона является восьмиугольный зал для отдыха, по стенам которого расположены двери в сени, раздевальню, парную, мыльную, котельную и комнату с бассейном. Инженерное оборудование для подачи, подогрева и сброса воды в царской бане использовалось только самое передовое. Здесь же появилась одна из самых первых в российской империи ванн, ведь именно в период царствования Екатерины Великой в обиход вошло не только слово «ванна», но и мода «ванну принимать». Несколько лет подряд «Верхней ванной» пользовалась сама императрица, а затем её внуки — Александр и Константин.
Вторым архитектурно-инженерным произведением Ильи Неелова в Екатерининском парке является здание Кавалерской мыльни или Нижней ванны, которая была предназначена для придворных дам и кавалеров.
Павильон, исполненный в виде классических римских терм, умело спрятан за листвой деревьев, сбоку от центральной аллеи парка. Семь цилиндрических помещений, объединённых центральным куполом, с двумя прямоугольными входами — отдельно для дам, отдельно для кавалеров, ибо, по приказу императрицы и постановлению Сената, совместные омовения в банях были запрещены.
Внутри здание объединяла только центральная общая зала с огромной ванной, в которой можно было плавать. А в остальном помещения были строго поделены на мужскую и женскую: две раздевальни, две парные, и даже котельных было две.
«Нижнюю ванну в Царском селе обслуживал целый штат: парильщики, банщики, дровотаски и истопники. Дрова для бани заготавливали зимой и сушили два года под проветриваемым навесом. Дрова использовали только для печей и каминов Нижней ванны. Водогрейные котлы топились высококачественным кардиффским углём, который активно импортировали из Великобритании» .
Холодные бани и Камеронова галерея
А для личного их Императорского Величества пользования в 1780 году Екатерина Вторая утверждает в работу проект бани «как у римских императоров», архитектора Чарльза Камерона.
В результате рядом с главным дворцом Царского села появились величественные «Термы Камерона» — настоящий миниатюрный дворцовый комплекс в античной стиле, который, помимо холодной бани, включал в себя висячий сад, крытую прогулочную галерею и анфиладу покоев для отдыха, которые известны под названием «Агатовые комнаты».
Здание Холодных бань, состоящее из двух этажей, соединяло в себе дух древности и возрождения. Массивный первый этаж из грубого камня, «как будто изъеденного ветрами и дождями» , с широкими арками и колоннами воплощал в себе мир древних богов и атлантов. А верхний этаж, лёгкий и ажурный, с изящными статуями в нишах и коваными решётками ложных балкончиков, являл Ренессанс.
Весь первый этаж здания занимали различного вида банные помещения и купальни для омовения и отдохновения, причём назывались они на латинский манер. Купальный зал с оловянным бассейном для плавания в прохладной воде — фригидарий, помещение с ванной для купания в тёплой воде — тепидарий, кальдарий — маленькая, очень горячая парильня. Императорская мыльня включала в себя опочивальню, отдыхательную комнату, комнату для массажа, а также, по личному распоряжению Екатерины, здесь была встроена настоящая русская парная баня, для создания которой пригласили всё того же Илью Неелова.
Последним строением банного комплекса Царского Села стала Турецкая баня на западном берегу Большого пруда. Она создавалась по распоряжению Николая I как памятник в честь заключения мира в русско-турецкой войне и с использованием «мраморных деталей павильонов в саду султанского дворца Эске-Сераль, вывезенных в качестве трофеев из Адрианополя» . Проект создал молодой архитектор И.А. Монигетти, который был принят на должность главного архитектора Императорских царскосельских дворцов.
В 1848 году новый главный архитектор представил императору вариант банного павильона, решённого в стиле турецкой мечети с минаретом. Основой для проекта стала собственная акварель Монигетти, на которой он изобразил ту самую адрианопольскую мечеть. А место для будущей бани выбрал лично император.
В представленном проекте под большим куполом располагался хаммам, из которого по переходам можно было пройти к ещё двум банным помещениям. Почти два года ушли на подготовку береговой линии, где грунт был слишком слаб для будущего фундамента. Земля вдоль укреплённой кромки была вынута на трёхметровую глубину и залита слоями бетона со щебнем.
Центральное помещение украсил мраморный бассейн с позолоченным фонтаном. В стене журчал вмонтированный каскадный фонтан. Водопроводная система холодной и горячей воды была подведена во все помещения мыльни, однако исполнена баня была без отопления. Поэтому изящный павильон превратили в комнаты отдохновения над водами Большого озера.
Бурные аплодисменты тем, кто дочитал до конца. Мы помалу не пишем))
Кстати, ваши лайки бодрят словно кофе по утрам! Уж очень приятно их получать!
Подписывайтесь на наш канал , будем вместе искать необычные места недалеко от большого города.
Источник статьи: http://zen.yandex.ru/media/id/5ec7d016cfc89b0f36a2ad7d/carskie-bani-carskogo-sela-5f76e2f70d5f8951c979193a