- Художник Виктор Ляпкало. Юмор, провокация или правда жизни
- Картины художника Виктора Ляпкало
- Мозаика — рубрика газеты «Германия Плюс»
- Инна Савватеева. Потрясная говнотень, или эстетический шок для нежных школьниц
- Вот и заголовок вы придумали! — скажете вы, чье художественное воспитание прошло в стенах Эрмитажа и Русского музея.
- Да, таких слов Рембрандт не знал точно, а Рубенс хоть и крепко выражался, но на своем фламандском языке, где это слово звучало, наверно, еще более неприлично, чем по-русски. Оставим моральную сторону современной русской лексики тем, кому надобно заниматься ею по долгу службы. А мы хотим посмотреть на работы Виктора Ляпкало, которые породили потребность назвать эту живопись так. Или иначе.
- И мы встретились.
- Сначала была живопись.
- Картина, к которой на выставке в Питере стояла очередь,
- чтобы сфотографироваться на ее фоне.
- Давно вы видели очереди на выставку? А очереди к картинам?
- Виктор ляпкало в бане
- Живопись Китая. Художник Xue Yanqun
- Jeffrey T. Larson. Fine Artist
- Jeffrey T. Larson. Fine Artist
- Ф.А. Васильев.Мокрый луг
- Карло Боссоли.Пейзажи и достопримечательности Крыма
- Художник Валериан Витальевич Бабадин
- Художник Илья Николаевич Занковский (Заньковский)
- Jean-Etienne Liotard|Жан Этьен Лиотар
- James Tissot.Love and History
- Ангелика Кауфман.Жизнь и творчество
- Жизнь и творчество Джона Роддэма Спенсера Стэнхоупа
- Teatrum Ceremoniale.Этикет французкого двора
Художник Виктор Ляпкало. Юмор, провокация или правда жизни
Художник Виктор Ляпкало родился в 1956 году в городе Ухте (это в Республике Коми), окончил Саратовское художественное училище, учился на факультете живописи в ЛИЖСА имени И.Е. Репина, стал профессиональным художником и педагогом.
Приняли художника Ляпкало в Союз Художников Санкт-Петербурга, с огромным удовольствием приглашают на выставки – зрители довольны, картины продаются и, как обычно я пишу в подобных публикациях (и это правда) находятся в коллекциях живописи во всех странах мира.
Его картины не брали на выставки во времена СССР, а зарубежная публика им просто рукоплескала. Дамы на его картинах, в основном, обладают вызывающе пышными формами и изображены, иногда, совсем не в целомудренных позах (без паники! В этой галерее дамы держат себя в руках, но детям до 18 – лучше не смотреть).
Так вот, Союз Художников России до начала девяностых картины Виктора Ляпко на выставки не брал (как бы чего не случилось. А вдруг какого-нибудь правоверного «коммуниста» инфаркт хватит). История совсем печальная. А с другой стороны, в итоге, для художника всё хорошо закончилось.
Сам художник расстроенным не выглядит – весел, загадочен, усат и молод душой (в галерее есть несколько работ-автопортретов).
Есть у Виктора почитатели, которые не считают работы автора неприличными. Да, он редко пишет худосочных моделей. Ему больше нравятся кустодиевские барышни: ароматные, живые, веселые. И он в своих творческих исканиях не одинок.
Картины художника Виктора Ляпкало
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник статьи: http://art.mirtesen.ru/blog/43533063241/Hudozhnik-Viktor-Lyapkalo-YUmor-provokatsiya-ili-pravda-zhizni
Мозаика — рубрика газеты «Германия Плюс»
Пёстрый мир и невероятные события. Театры, концерты, выставки
Инна Савватеева. Потрясная говнотень, или эстетический шок для нежных школьниц
- В начало
- /
- Багет
- /
- Потрясная говнотень, или эстетический шок для нежных школьниц
Вот и заголовок вы придумали! — скажете вы, чье художественное воспитание прошло в стенах Эрмитажа и Русского музея.
Да, таких слов Рембрандт не знал точно, а Рубенс хоть и крепко выражался, но на своем фламандском языке, где это слово звучало, наверно, еще более неприлично, чем по-русски. Оставим моральную сторону современной русской лексики тем, кому надобно заниматься ею по долгу службы. А мы хотим посмотреть на работы Виктора Ляпкало, которые породили потребность назвать эту живопись так. Или иначе.
Я Виктора знаю давно. Очень давно. Мы вместе учились в Академии художеств на Университетской набережной. Нам вместе прививали законы композиции и прекрасного. На примерах классических постановочных натюрмортов, питерских холодных пейзажей с натуры и обнаженных натурщиц в мастерских, причинные места которых иногда прикрывали драпировками в целях «умения писать складки». Виктор это все умело воплощал на холсте, получая на семестровых обходах пятерки. Мы, искусствоведы, практикуясь в первых опытах критических работ, со «знанием» дела говорили об этих школьных работах как о великих достижениях великих мастеров (И — как оказалось — не всегда уж были так и не правы).
Одним словом, Виктор Ляпкало прошел школу от начала до конца. Если говорить об этапах, то весь стандартный набор художественного образования у него в кармане — художественная школа, художественное училище, Академия художеств. А потом время пошло и побежало. Оно понеслось, разнося бывших учеников Академии по разным странам и континентам, где они зажили своей жизнью: искусствоведы стали журналистами, художники — автомеханиками или большими художниками. Стрелка часов совершала свой круг, который должен был когда-то замкнуться.
И мы встретились.
Сначала была живопись.
Картина, к которой на выставке в Питере стояла очередь,
чтобы сфотографироваться на ее фоне.
Виктор Ляпкало. Герой.
Давно вы видели очереди на выставку? А очереди к картинам?
На картине изображен щуплый мужчина (не известно — в чем душа держится!), который держит на руках женщину совершенно огромных размеров. Все обнажены. Современный Адам и Ева. Сюжет вечный. Расстановка сил другая. Тут речь не идет о любви. Или нежности. Или соблазне. Наоборот. Целлюлитное женское мясо и просидевший на 40-дневной голодной диете мужчина. Нет ничего менее эротичного, чем придуманная художником сцена! А народ стоит в очереди. Как за яйцами в период голода 1980-х. Как за импортным нижним бельем в магазине «Дрезден». Только не надо говорить о плохом вкусе и отсутствии художественного воспитания! Все эти аргументы мы уже слышали сотни раз. И искусствоведческие крики типа: «Если такая живопись считается хорошей, то я пойду в уборщицы!» тоже порядком наскучили своей банальностью (если честно — не знаю таких, кто ушел бы в уборщицы, хотя, может, там им бы и было подходящее место — да вот чистить и мыть не очень умеют).
Виктор Ляпкало. В бане
Так в чем заключается феномен? Феномен совершенно невероятной популярности и зрительских симпатий? Объяснить его просто попыткой эпатажа нельзя. Со времен Курбе видим мы распахнутых «наружу» натурщиц в весьма откровенных позах. Пикассо «поставил вопрос ребром», доведя ситуацию до крайности. Русские тоже внесли свою лепту в раздел «Эротическое в искусстве» в виде «изящных маркиз», гуляющих по Версальскому парку и не известно чем там занимающихся. Французы — образцы вкуса в изобразительных искусствах — даже открыли музеи, посвященные творчеству художников, посвятивших себя темам, не разрешенным общественной моралью (Фелисьен Ропс). И если мы подумаем, что Ляпкало — первооткрыватель — то тут точно будем не правы. Все это было. И тетки такие были. И композиции. И сюжеты. А народ стоит в очереди. Может, потому что такое чудо свершилось впервые в России? Чудо не эпатажа, а открытия?
Виктор Ляпкало. Обнаженная перед зеркалом.
Может, удалось задеть художнику то спрятанно-сокровенное в русском человеке, что изгонялось из него советской властью, прорывавшееся иногда в виде обнаженных молодых людей Дейнеки или классической купальщицы Шадра, натурщиц Пластова и Серебряковой? Ляпкало начал писать своих женщин. Между делом он творил пейзажи, натюрморты, классические портреты с руками — все жанры, которые преподавались на факультете живописи — ему под силу.
Виктор Ляпкало. Питер.
Но, видимо, получалось или по-настоящему интересно стало ему писать обнаженных женщин (мужчин он, впрочем, тоже пишет, но реже).
— Виктор, так скажи честно, что тобой движет? Желание позлить домохозяек? Или возможность заработать? Вот, например, распространенное искусствоведческое мнение о тебе: «Работы, бесспорно, выполнены профессионально. Чувствуется хорошая академическая подготовка. Автор — с хорошим чувством юмора и трезво и открыто мыслящий человек. Мне, как слишком правильной домохозяйке, такая трактовка женских образов не близка. Возможно, со стороны автора, создание таких работ это хороший коммерческий ход».
— Можно я начну с коммерции? Как ты себе представляешь — кто будет покупать «обнаженку»? Это же заранее обреченное на неуспех мероприятие. Какой–нибудь муж, может, и захотел бы повесить у себя дома мою картину, чтобы наслаждаться ею в тишине и одиночестве, да жена не разрешит. И какой мужчина отправит ко мне свою подругу позировать? Поэтому те, кто говорит, что это хороший коммерческий ход — мало что понимают в менеджменте, а в искусстве — еще меньше.
Теперь о том, что мной движет. Живопись. Ты вот не поверишь, но все эти годы я занимаюсь только тем, что пишу, пишу, пишу. И просто балдею от запаха красок, от возможности запереться у себя в мастерской, чтобы начать заполнять чистую поверхность холста цветом и светом. Если честно, я мало вижу даже лежащую, стоящую натурщицу в любой самой «интересной» позе (пускай они не обижаются, если прочтут). Я вижу ее как цветовое пятно в моей будущей картине. Поэтому, кстати, не верь тому, что обо мне там говорят и о моих отношениях с женщинами, которые мне позируют.
— А что говорят?
— А то ты не слышала…
Если честно, действительно не слышала. Хотя бы потому, что живу в 3000 км от мира ляпкаловских женщин и шумов вокруг них.
А женщин у него действительно много. Разных — молодых и не очень, с идеальной фигурой и потрепанных жизнью. Они растут из его картин, демонстрируя вечность палеолитических венер и преходящесть молодости и юной красоты.
Виктор Ляпкало. Женщина в платье.
Ляпкало — абсолютный профи. Когда художник не совсем и не очень владеет своим рабочим инструментом карандашом или кистью, искусствоведам очень легко классифицировать его творчество как «аццтой» (написано правильно в соответствии с современной российской лексикой) и порнографию. Ляпкало выбрал себе такие темы в живописи, что ему приходится, как акробату на проволоке без шеста, идти над пропастью. Без страховки. И удивительное дело — он даже не качается. Потому что он каким-то шестым, восьмым или десятым чувством ощущает границы прекрасного и пошлого. Может, именно поэтому не одна искусствоведша с дипломом Академии художеств, где ей, так же как и мне, прививали науку прекрасного, «на людях» клеймила художника и говорила, что он позор современного искусства. А дома… а дома, в своей убогой интеллигентской квартире, где на чашках — коричневые канты, а под чашкой грязная клеенка, она мечтала о позах ляпкаловских женщин. И чтобы ее хотя бы раз вот также выставили на «посмешище».
Та картина на выставке произвела на меня впечатление. И очередь к ней. А кто-то написал в книге отзывов фразу, которую я сделала заголовком статьи.
Из книги отзывов.
Я не выношу вердиктов, и не делю ляпкаловскую живопись на хорошую и плохую. Если вам просто захотелось побывать на его выставке, которая состоится в самом скором будущем в городе Санкт-Петербурге, то, собственно, моя задача и выполнена.
Источник статьи: http://puzzle.germaniaplus.de/potryasnaya%E2%80%88govnoten-ili%E2%80%88esteticheskij%E2%80%88shok%E2%80%88dlya%E2%80%88nezhnyx%E2%80%88shkolnic/
Виктор ляпкало в бане
Во внешних фактах биографии творческого человека (как бы богаты или скупы они не были бы на события) никогда не содержится больше информации, чем в его собственных произведениях…
Если человек жаждет чуда, сделай для него это чудо!
Новая душа будет у него и новая у тебя…
капитан Грей. «Алые Паруса»
Там, где сбываются мечты. oil on canvas
С Рождеством!, oil on canvas
Рождество, oil on canvas
Благовест, oil on canvas
Зима в тиши дерев, oil on canvas
Снежная суббота, oil on canvas
Раздумье, oil on canvas
В объятьях тишины oil on canvas
Колыбель солнца, oil on canvas
В гостях у маленького озера, oil on canvas
Краешек той Земли, что навсегда с тобой, oil on canvas
Ожидание, oil on canvas
Сказка в лучах дневного света, oil on canvas
На краю осени, oil on canvas
Вересковый мёд, oil on canvas
В ожидании чуда, oil on canvas
Осенняя мелодия, oil on canvas
Весёлый денёк, oil on canvas
Там где Душе светло и ясно, там где всегда Весна, oil on canvas
Солнышко лесное, oil on canvas
Песня, oil on canvas
Над рекой туман повис, oil on canvas
Наедине, oil on canvas
Утреннее лето, oil on canvas
Воспоминание, oil on canvas
Ромашковое утро, oil on canvas
Архыз, oil on canvas
И озеро тайком грустило. Тенистый брег ему внимал,
и воды кругом обнимал, oil on canvas
Михаил родился 24 ноября 1960 года в г. Таганроге.
В 1988г. окончил Ростовское художественное училище им. Грекова.
Елена родилась 9 марта 1966 года в г.Тимашевске.
В 1989г. окончила Ростовское художественное училище им. Грекова с отличием.
Выставочная деятельность с 1990 года. В 2000 г. Организовали Детскую
Художественную Студию — АРТ-студия «8-й день недели». Педагогическая деятельность.
Картины Елены и Михаила находятся в частных собраниях России, Франции,
Германии, Польши, Чехии, Кении, Греции, Австрии, Италии, Америки.
Живопись Китая. Художник Xue Yanqun
Написано Бякентус Оригинальное сообщение Xue Yanqun родился в Даляне, Китай, в 1953 году. Окончил Академию Изящных Искусств, Шеньян, в 1981 году и остался там преподавать. В 1989 году он получил степень магистра изобразительных искусств. Сейчас он профессор в академии, и член Китайской ассоциации искусств.
Больше чем 200 из его фигуративных картин показали на китайских и заграничных выставках с 1984. Он выиграл серебряную медаль, две бронзы и некоторые почетные награды на этих выставках. Около 220 его картин маслом были приобретены китайской Национальной галерей, зарубежными художественными галереями и частными коллекционерами.
Jeffrey T. Larson. Fine Artist
Jeffrey T. Larson современный американский художник — импрессионист.
Jeffrey T. Larson was born in 1962 in Two Harbors, Minnesota and grew up in the Twin Cities. Jeffrey has been trained in the manner of the Old Masters at the prestigious Atelier Lack, a studio /school whose traditions and training methods reach back through impressionism and the 19th centuries French academies. He followed his four-year formal training with museum study in the United States and abroad.
Delphinium, oil on canvas
Garden Stroll, oil on canvas
Passing Clouds, oil on canvas
Sophia Rose, oil on canvas
Earl Grey, oil on canvas
Amongst Lupine, oil on canvas
Shadow Play, oil on canvas
Summer Fields, oil on canvas
Green Chair, oil on canvas
Summers End, oil on canvas
Summer Thoughts, oil on canvas
Daydreams, oil on canvas
Full Bloom, oil on canvas
Color Of Daylight, oil on canvas
Rose Print, oil on canvas
Silent Poem, oil on canvas
Still life
Dormant, oil on panel
Evergreen, oil on canvas
Chinese Carving & Feather, oil on panel
Milkweed, oil on canvas
Peach Crate, oil on canvas
Tangerines, oil on canvas
Old Jars, New Light, oil on canvas
Pantry, oil on canvas
Alpha and Omega, oil on canvas
Potted Flowers, oil on canvas
White On White, oil on canvas
Today Is Yesterday, Tomorrow, oil on canvas
Cargill Future — Nourishing Ideas, oil on canvas
Jeffrey T. Larson. Fine Artist
Jeffrey T. Larson современный американский художник — импрессионист.
Jeffrey T. Larson was born in 1962 in Two Harbors, Minnesota and grew up in the Twin Cities. Jeffrey has been trained in the manner of the Old Masters at the prestigious Atelier Lack, a studio /school whose traditions and training methods reach back through impressionism and the 19th centuries French academies. He followed his four-year formal training with museum study in the United States and abroad.
Delphinium, oil on canvas
Garden Stroll, oil on canvas
Passing Clouds, oil on canvas
Sophia Rose, oil on canvas
Earl Grey, oil on canvas
Amongst Lupine, oil on canvas
Shadow Play, oil on canvas
Summer Fields, oil on canvas
Green Chair, oil on canvas
Summers End, oil on canvas
Summer Thoughts, oil on canvas
Daydreams, oil on canvas
Full Bloom, oil on canvas
Color Of Daylight, oil on canvas
Rose Print, oil on canvas
Silent Poem, oil on canvas
Still life
Dormant, oil on panel
Evergreen, oil on canvas
Chinese Carving & Feather, oil on panel
Milkweed, oil on canvas
Peach Crate, oil on canvas
Tangerines, oil on canvas
Old Jars, New Light, oil on canvas
Pantry, oil on canvas
Alpha and Omega, oil on canvas
Potted Flowers, oil on canvas
White On White, oil on canvas
Today Is Yesterday, Tomorrow, oil on canvas
Cargill Future — Nourishing Ideas, oil on canvas
Ф.А. Васильев.Мокрый луг
Написано -KRASOTA- Оригинальное сообщение «Гениальный мальчик» — такое определение чаще других встречается в оценке творчества Федора Васильева. Подвижный, остроумный, необычайно обаятельный, он казался всем, кто видел его впервые, родившимся в сорочке. Что-то напоминающее Моцарта или молодого Пушкина было в натуре Васильева, солнечной и артистичной.
Мокрый луг 1872г
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Картина «Мокрый луг», представленная на конкурс Общества поощрения художников в 1872 г. была написанной не с натуры, а сочиненной художником на основе зарисовок, сделанных в разных местах и в разное время. Увидев это полотно,художник Крамской был потрясен.
По его словам, всё в Васильеве «говорило о художнике, необыкновенно чутком к шуму и музыке природы» и способном не только передавать увиденное, но и улавливать «общий смысл предметов, их разговор между собой и их действительное значение в духовной жизни человека». На конкурсе «Мокрый луг» полчил вторую премию
Облака. Этюд 1868г
Лето 1868 г. Васильев провел вместе с Шишкиным в Константиновке под Петербургом.
Они занимались изучением в этюдах различных по фopме облаков.
После дождя 1869г
Илюминация в Петербурге 1869г
После дождя 1867г
Самой поразительной работой этого года стал этюд «После дождя», изображающий петербургскую улицу, омытую летним дождём. Молодой пейзажист не заботился о «пpaвильном» архитектурнoм рисунке, зато сумел передать и характер петербургских домов, и простор улиц, и влажность воздуха над невидимой, явно близкой Невой, и будничную жизнь города
Летний жаркий день 1869г
В начале июня 1869г известный покровитель искусств граф Павел Сергеевич Строганов пригласил молодого художника на лето в Тамбовскую губернию, в свое степное имение Знаменскoe. Известный меценат, купив картину семнадцатилетнего Федора на конкурсной выставке Общества поощрения художников, с тех пор покровительствал начинающему, но многообещающему дарованию. И, что важнее всего для пейзажиста, приглашал погостить в своих обширных имениях.
Когда в 1870 г. 26-летний Илья Репин, недавний ученик Крамского, но уже выходивший в мэтры, начинал работать над картиной о бурлаках, они с Васильевым отправились летом на Волгу, где тогда часто можно было встретить бурлацкие ватаги. С ними поехали художник Е.К. Макаров и младший брат Репина музыкант В.Е. Репин.
На Волге компания провела все лето, с жаром работая над зарисовками и этюдами
Водоём на закате 1871г
Лесная дорога. 1869-70
Заброшенная мельница 1871-73
В начале июня 1869г известный покровитель искусств граф Павел Сергеевич Строганов пригласил молодого художника на лето в Тамбовскую губернию, в свое степное имение Знаменскoe. Известный меценат, купив картину семнадцатилетнего Федора на конкурсной выставке Общества поощрения художников, с тех пор покровительствал начинающему, но многообещающему дарованию. И, что важнее всего для пейзажиста, приглашал погостить в своих обширных имениях.
Заря в Петербурге 1869
В начале I871 г. в течение одного месяца Васильев пишет «Оттепель», по-настоящему «взрослую» картину, где светлая юношеская любовь к жизни впервые соединилась с глубоким и грустным раздумьем. Заснеженные просторы России без конца и края под хмурым облачным небом.
Увидев «Oттепель», Шишкин сказал: «0! Он скоро превзошел меня, своего учителя». На конкурсе устроенном Обществом поощрения художников, картина получила первую премию. А Крамской сказал: «. ваша теперешняя картина меня раздавила окончательно. Я увидел, как надо писать».
Великий князь Александр Александрович, будущий император Александр III, заказал для себя повтор прогремевшей на всю страну картины «Оттепель» и тут же определил ее в Аничков дворец. В 1872 г. этот сияющий серебристо-жемчужным светом вариант национального бездорожья поехал на всемирную выставку в Лондон, где был премирован и признан. Корреспондент британской газеты «Морнинг пост», отметив в картине «присутствие самого высокого таланта», завершил свой опус в высшей степени приветливо: »Мы желали бы, чтобы мастер Васильев сам приехал в Лондон и написал бы наши лондонские улицы во время быстрой оттепели».
Творческая жизнь Федора Васильева была очень короткой, он умер совсем молодым – в 23 года, так и не осуществив многих творческих замыслов. Но созданные им картины свидетельствуют о рано наступившей зрелости и позволяют считать его выдающимся художником
Карло Боссоли.Пейзажи и достопримечательности Крыма
Написано -KRASOTA- Оригинальное сообщение Увлечение Крымом, особенно в 20-30-е годы XIX века, в значительной мере связано с романтической идеализацией и совпадает с эпохой ретроспективных настроений в культуре. Романтический век пробудил интерес к далекому минувшему, к суровому средневековью.Эта духовная атмосфера проявляется в восприятии Крыма: осколок Древней Эллады, уголок экзотического Востока, первозданный рай, «terra incognita».
Интерьер раннехристианской церкви
Нужно ли удивляться, что романтическая Таврида оказалась столь привлекательной для художников, которые донесли до нас зрительные образы, созвучные, а подчас и более яркие, нежели литературные описания. Достойное место в блестящей плеяде прославленных имен занимает итальянец Карло Боссоли (1815—1884). Его творчество, пронизанное светом и праздничной атмосферой Юга, позволяет увидеть Крым глазами известных современников художника, ощутить себя первооткрывателем овеянной преданиями земли Тавриды.
Остатки генуэзских укреплений в Инкермане
Альбом цветных литографий «The Beautiful Scenery and Chief Places of Interest throughout the Crimea» увидел свет в 1856 году.
К настоящему времени издание стало редкостью чрезвычайной.
Техника литографирования в цвете трудоемка, количество оттисков с одной матрицы ограниченно. Невозможно установить, сколько альбомов К.Боссоли 1856 года сохранилось.
Достаточно сказать, что когда в 1974—1975 годах в Италии готовилась юбилейная выставка «50 лет европейской жизни в рисунках и картинах художника из Тичино», ни в музее города Лугано (кантон Тичино), где родился К.Боссоли, ни в музее г.Турина, с которым связаны последние годы его жизни, подобного издания не нашлось. Устроители выставки отыскали его в частном собрании.
Интерьер татарского дома
Порядок расположения литографий также определен самим художником. Особо ценны аннотации, коими К.Боссоли сопроводил рисунки. Это сведения о численности и характере населения, исторические факты и любопытные подробности, личные впечатления, даже лингвистические курьезы, когда одна и та же географическая местность именуется по-разному (вероятно, как слышал художник от местных жителей или проводников).
Остатки большой генуэзской крепости в Судаке
Остатки античного Херсонеса близ Севастополя
Монастырь Св. Георгия
Общий вид Балаклавы со стороны генуэзских укреплений
Дворец князя Воронцова В Алупке
Вершины горы Св. Петра (Ай-Петри)
Мыс и маяк Св. Теодора (Ай-Тодор)
Альбом «Пейзажи и достопримечательности Крыма» являет развернутую панораму бытия по-среди роскошной природы: великолепные виды Южнобережья и морские перспективы, пейзажи Крымских гор и тихая прелесть уютных долин, романтические руины древнего Херсонеса и суровые стены генуэзских крепостей, таинственные «пещерные города», заброшенные старые кладбища и экзотика мусульманского Востока. Следы ушедших цивилизаций — от античности до нового времени.
Исток реки Биюк-Узенбаш
Остатки генуэзких укреплений на Чуфут-Кале
Могила Митридата, близ керченского лазарета
Литографии К.Боссоли являются уникальным источником, отражающим целую эпоху истории Тавриды первой половины XIX в. В этом мнении сходятся историки и краеведы, этнографы, художники, ландшафтные архитекторы.
Художник Валериан Витальевич Бабадин
Бабадин Валериан Витальевич — вторая половина 19 — начало 20 веков.
Живописец, пейзажист, мастер натюрморта. Входил в круг живописцев русской
реалистической школы конца 19-начала 20 веков.Работы Бабадина неоднократно
воспроизводились в дореволюционных изданиях.
Зимний пейзаж с мельницей, Холст, масло
Зимний пейзаж, картон, масло
Художник Илья Николаевич Занковский (Заньковский)
Занковский Илья Николаевич (1832-1919) — русский художник-пейзажист, воспевший красоты кавказских гор, В своих картинах мастерски передавал световые эффекты. Учился в Петербургской академии художеств, после окончания которой переехал в Тифлис, где служил в качестве офицера, занимался живописью и вел активную просветительскую и общественную жизнь. С 1888 года принимал участие на выставках «Кавказского общества поошрения изящных искусств», «Общества взаимопомощи кавказских художников». Преподавал в рисовальной школе «Кавказского общества поощрения изящных искусств». Произведения Ильи Николаевича Занковского храняться в Государственном Русском музее, Омском музее изобразительных искусств, Дагестанском краеведческом музее, Одесском художественном музее, в частных коллекциях.
Горный пейзаж, xолст, масло, Государственный Русский музей
В горах. Вид на Арарат, 1894, xолст, масло, Частное собрание
Дорога на Верхний Гуниб, xолст, масло
Дарьяльское ущелье, xолст, масло,
Нижегородский художественный музей
Морозное утро, xолст, масло
В кавказских горах, xолст, масло
Боржомское ущелье, xолст, масло,
Национальный музей Грузии
Дарьяльское ущелье, xолст, масло, Нижегородский художественный музей
Сагретлинская переправа, картон, масло,
Мемориальный музей-усадьба художника Н.А.Ярошенко
Место сдачи Шамиля, картон, масло,
Дагестанский музей изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой
Салтынское ущелье близ Гуниба, , картон, масло,
Дагестанский музей изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой
Jean-Etienne Liotard|Жан Этьен Лиотар
Jean-Etienne Liotard (Жан Этьен Лиотар), (1702, Женева — 1789,Женева ) — швейцарский художник. Liotard всю жизнь провел в путешествиях. Универсально одаренный, он занимался живописью в любых условиях. В Париже, Риме, Константинополе, Вене или Лондоне, он везде создавал портреты, пейзажи, легкие путевые зарисовки карандашом или сангиной. К моменту возвращения в Женеву в 1757 он уже был известным и уважаемым портретистом. Известный во многих европейских столицах, он, тем не менее, так и не сделал официальной карьеры. В последние годы жизни Jean-Etienne Liotard писал великолепные натюрморты, настолько совершенные по колориту и композиции, что современники считали его соперником Jan Batist Simeon Chardin’a.
Marie-Adelaide of France in Turkish Dress, 1753, oil on canvas,
Galleria degli Uffizi, Florence
Portrait of Julie de Thellusson-Ployard, 1760, pastel on parchment,
Oskar Reinhart Foundation, Winterthur
Portrait of Isaac-Louis de Thellusson, 1760, pastel on parchment,
Oskar Reinhart Foundation, Winterthur
David Garrik, 1751, Pastel on parchment,
Collection Devonshire, Chatsworth. England
Ami-Jean de La Rive, 1758, Pastel on parchment,
Museum of Art and History, Ginevra
Francesco Algarotti, 1745, Pastel on parchment, Rijksmuseum, Amsterdam
Francesco I D’Austria, 1744. Pastel on parchment,
Herzog Anton Ulrich-Museum. Brunswick
Marc Liotard de la Servette, 1775, Pastel on paper,
Museum of Art and History, Ginevra
Self-Portrait, undated, pastel on paper, Galleria degli Uffizi, Florence
James Tissot.Love and History
Написано -KRASOTA- Оригинальное сообщение James Tissot (Джеймс Тиссо) , (Жак-Жозеф Тиссо)1836 -1902 французский художник, работал в Англии.
Родился в Нанте. Учился в парижской Школе Изящных искусств, а также у Энгра и Фландрена. В первый раз выставился в Салоне в возрасте 23 лет. Первый период художника характеризуется его вниманием к образам хорошеньких женщин, в частности, в серии работ, названной им La Femme a Paris.
В оранжерее. 1878
Сражался на франко-прусской войне. Подозреваемый в сочувствии к коммунарам, уехал из Парижа в Лондон, где начал учиться гравюре у сэра Сеймона Хэдена, рисовал карикатуры для журнала Vanity Fair и писал многочисленные портреты и жанровые картины.
Интересная история. 1872
Плохие новости. 1872
Слишком рано. 1873
Модная женщина. 1885
На прицеле. 1869
Букет сирени. 1875
В оранжерее. 1869
Жены художников. 1885
Около Темзы у Ричмонда. 1879
На борту яхты. 1873
Осень на Темзе. 1872
До свидания. 1881
На корабле. 1876
Портсмудская верфь. 1877
Комната с видом на гавань. 1878
Последний вечер. 1873
Дочь капитана. 1873
Капитан и помощник. 1873
Проходящий шторм. 1876
В ожидании парома. 1878
В ожидании парома. 1878
Приятный разговор. 1868
Маленький Нимрод. 1882
Детский пикник. 1882
В лучах солнца. 1881
На дирижабле. 1874
Садовая скамья. 1882
Где-то в 1870-гг. Тиссо встретил разведённую с мужем миссис Кэтлин Ньютон, которая стала его спутницей и натурщицей для многих его полотен. Она переехала в его дом и жила с ним до своей смерти в 1882 г. в возрасте 28 лет по причине самоубийства из-за страданий от поздней стадии туберкулёза.
Художник покинул Париж, куда он вернулся после смерти Кэтлин Ньютон, и отправился в Палестину.
Он обратился к основной теме своего художественного наследия — созданию семисот акварелей, иллюстрирующих жизнь Иисуса и Ветхий Завет.
Изгнание из рая. 1900
В 1896 г. серия из 350 рисунков по Новому Завету была выставлена в Париже, на следующий год — в Лондоне. Затем они были опубликованы парижской фирмой «Лемерсье», заплатившей за них 1 100 000 франков. В настоящий момент коллекция из полутысячи рисунков, акварелей и картин маслом из этой серии находится в коллекции Бруклинского музея. Затем настала очередь ветхозаветных сюжетов, работой над которыми он продолжал заниматься до самой смерти
Ангелика Кауфман.Жизнь и творчество
Написано -KRASOTA- Оригинальное сообщение Ангелика Кауфман — знаменитая немецкая художница и график, представитель классицизма, член Академии Св. Луки в Риме (1765 г.), Французской Королевской академии (1768 г.), Английской академии художеств (1768 г.), Венецианской академии.
Ангелика Кауфман (1741-1807) Автопортрет Между 1780 — 1785
Только один из автопортретов знаменитых художников, хранящихся во всемирной галерее Уффицы, принадлежит женщине. Ее имя мало что говорит нынешнему поколению любителей живописи. А ведь это о ней, об Ангелике Кауфман, великий немецкий поэт И.-В.Гете сказал: «Ее глаза так умны, ее знание механизма искусства так велико, ее чувство прекрасного столь глубоко, а она остается так непостижимо скромна. »
Галерея Уффици, Флоренция, Италия
Ангелику Бог одарил красотой, умом, прекрасным голосом, добрым нравом и огромным живописным талантом. Здесь изображены сомнения, которые иногда у неё появлялись: Какому из талантов отдать предпочтение? Правильно ли она сделала, выбрав живопись?
Автопортрет с музами Живописи и Музыки 1770
Три певицы 1796
Автопортрет с кистью и палитрой 1753
Обручение святой Екатерины 1763-64
Дионис и Ариадна, покинутая Тесеем на острове Наксос 1764
Кумская сивилла 1763-64
Автопортрет с бюстом Минервы 1773
Портрет неизвестной 1767
Портрет Марии Мэй с дочерьми 1780
Сапфо (Сафо) —знаменитая древнегреческая поэтесса (ок. 612 — ок. 540 до н. э.)
Платон называл Сапфо «десятой музой» за непосредственность поэтического языка и благозвучие ее стихов.
На Лесбосе и в Спарте женщины занимали более высокое положение, чем в Афинах, они получали такое же образование, как и мужчины, и всюду почитались. Еще в античные времена Сапфо стала легендарной фигурой. Позднее ее любовь к девушкам из-за незнания тогдашних социальных условий понималась как извращение.
Сапфо (Сафо) , вдохновленная любовью, пишет оду Венере 1775
Кроме того, ей приписывали любовь к мифическому Фавну (который, по сказанию, с помощью полученного у богини любви масла превратился в самого прекрасного мужчину). Утверждалось, что Сапфо (этой версии придерживается в своей драме и Грильпарцер), пережив разочарование в любви, бросилась в море со скалы в Леокадии.
Клио, муза истории 1770
Эвриклея будит Пенелопу 1772г
Эвриклея — дочь Опса, верная невольница в доме Одиссея, купленная Лаертом еще ребенком, кормилица Одиссея и воспитательница Телемака. Она первая узнала возвратившегося на родину Одиссея по ране при обмывании его ног и уведомила Пенелопу о возвращении супруга.
Венера уговаривает Елену любить Париса 1790
Во время суда, Парис выбрал Венеру (Афродиту), как самую красивую из трёх богинь (Гера,Афина Афродита). С тех пор Парис стал любимцем Афродиты, и она во всем стала ему помогать, что бы он ни предпринял. Афродита обещала ему в жены прекраснейшую из смертных женщин, Елену, дочь громовержца Зевса и Леды. Она пытается уговорить прекрасную Елену любить Париса
Суд Париса 1778
Святое семейство 1773
Мадонна с ребёнком 1774
Красавица баронесса Юлия Крюндер (1764-1824) с детского возраста унаследовала от родителей непомерное честолюбие и увлекающуюся натуру. Образованная, разносторонне развитая, в 18 лет Юлия выскочила замуж за 40-летнего дипломата барона Крюндера исключительно из меркантильных соображений, однако через некоторое время брак по расчету стал для девушки источником настоящих страданий — случилась так, что она влюбилась в своего мужа, тот же, по ее мнению, недостаточно горячо отвечал на ее любовный пыл.
Портрет баронессы Юлия Крюндер с сыном
урожд. Барбара Джулиана фон Витингхофф (1764 — 1824) 1786
Овдовев в 38-летнем возрасте, Юлия Крюндер с головой окунулась в литературу, написав несколько очерков и автобиографичный роман «Валерия» о своих похождениях, имевший скандальный успех. Позднее баронесса дала развитие другой стороне своей яркой натуры, связавшись с различными прорицательницами, и даже сама начала предсказывать будущее. Окруженная толпами нищих и бродяг, она проповедовала в Германии и Швейцарии наступление царства бедных, и умерла в возрасте 64 лет, обласканная самим императором Александром I.
Портрет герцогини Курляндской 1785
Вышивальщица (Утреннее развлечение) 1773г
Портрет графини А.А.Чернышевой
с дочерью(Вадковской Е.И.) 1793
Портрет графини Е.В.Скавронской 1789
Екатерина Васильевна Энгельгардт (1761-1829), племянница князя Потемкина, в 1782г вышла замуж за графа Павел Мартыновича Скавронского, внука императрицы Екатерины I.
С внешней стороны это был чрезвычайно изящный, элегантный молодой человек, воспитанный по всем правилам придворного этикета. Все свое время он посвящал пению и композиции, хотя ни в том, ни в другом не мог преуспеть Раздосадованный на равнодушие соотечественников к своему дарованию и находя, что его не понимают на родине, он решил покинуть Россию и отправился в Италию, классическую страну мелодии и звуков.
После пятилетних чудачеств в Италии Скавронский возвратился в 1781 году в Петербург. Женившись, он преодолел свою страсть к музыке, променяв ее на дипломатическую карьеру. В 1785 году он был назначен русским посланником в Неаполе…
Портрет графини Е.В.Скавронской 1789
Разумеется, женившись на племяннице одного из высших сановников империи, граф Скавронский не мог позволить себе «обратить ее в свою веру», заставив общаться с ним речитативом. Более того, когда в 1785 году граф получил назначение в Неаполь, ему пришлось отправиться туда в одиночестве. Его супруга наотрез отказалась покинуть Петербург. Лишь через пять лет она, наконец-то, соблаговолила прибыть в столицу Неаполитанского королевства. А до того времени ничто не мешало графу Скавронскому предаваться своим музыкальным «забавам».
В 1792г Павел Мартынович умер.
Что же касается его вдовы, то она недолго пребывала в этом качестве. Возвратившись в 1793 году в Петербург, она повторно вышла замуж – на этот раз за итальянского графа Ю.П.Литту.
О.А.Кипренский Портрет Ю.П. Литты 1813
Их брак был счастливым, однако новый супруг также не был обделен эксцентрическими особенностями.
Во-первых, он обладал поразительной силы басом, и этот громовой голос, получивший в обществе наименование «трубы архангела при втором пришествии», перекрывал собой не только все другие голоса, но даже и звучание оркестра.
А во-вторых, граф Литта страстно любил мороженое, которое поглощал в огромных количествах везде, где только бывал.
Прощание Абеляра и Элоизы До 1780 г.
Тема композиции навеяна знаменитой «Историей моих бедствий» Абеляра (1079-1142). Изображен момент расставания великого философа с его ученицей и возлюбленной Элоизой
Гектор призывает Париса сражаться Между 1775
Вергилий, читающий »Энеиду» Октавии и Октавиану-Августу 1788г
В своем журнале заказов Ангелика пометила, что написала ее по заказу польского короля Станислава Августа и сделала повторение для англичанина Меттенеса, а также кратко объяснила сюжет.
Сюжетом произведения послужило событие из древнеримской истории, о котором рассказал латинский писатель V в. Макробий.
Август и две служанки хлопочут над потерявшей сознание Октавией, сестрой императора Августа, которая во время чтения VI песни услышала имя своего рано погибшего сына Марселея
Портрет графини А.С.Протасовой с племянницами 1788
Протасова, Анна Степановна (1745-1826) — дочь сенатора Степана Феодоровича Протасова и Анисьи Никитичны, урожд. Орловой.
Любимая фрейлина Екатерины II, с 1785 придворная дама, она сопровождала ее во всех её поездках. В 1801, ей жалуется звание графини и она становится придворной дамой Императрицы Марии Феодоровны.
Творчество Ангелики Кауфман, привлекало высокопоставленных заказчиков из разных стран Европы, в том числе и из России, где ее работы стали известны благодаря князю Н.Б.Юсупову, любителю и знатоку искусства, осыпавшему художницу щедрыми заказами.
В Эрмитаже хранится одиннадцать картин А. Кауфман.
Личная жизнь Ангелики очень похожа на дамский роман, над которым можно проливать слезы. Такая книга —«Ангелика Кауфман» — действительно была написана Леоном де Вайи в 1838г. и издана в Париже и Брюсселе на французском языке. Кроме того, один из самых драматических моментов ее биографии лег в основу драмы В. Гюго «Рюи Блаз».
Продолжение следует
Жизнь и творчество Джона Роддэма Спенсера Стэнхоупа
Написано NADYNROM Оригинальное сообщение
Фотография сделана Льюисом Кэроллом, а портрет написан Эвелин де Морган.
Джон Роддэм Спенсер Стэнхоуп –английский художник, чье творчество принято относить ко второй волне прерафаэлизма, а также изучать в контексте эстетизма и английского символизма. Он родился в 1829 году в аристократической семье, оставившей заметный след в истории искусства. Его отец Джон Спенсер Стэнхоуп был антикваром, в юности исследовавшим Грецию, а сестра Анна стала матери знаменитой художницы Эвелин де Морган.
Образование Стэнхоуп получил в Итоне и Оксфорде, а в 1850 году, несмотря на возражения родителей, решил посвятить себя искусству. Он стал учеником и ассистентом Джорджа Фредерика Уоттса и три года спустя вместе с учителем впервые посетил Италию, а в 1856-1857 годах – Малую Азию..
Именно Уоттс ввел молодого художника в круг прерафаэлитов, познакомив его с Данте Габриэлем Россетти и Эдвардом Берн-Джонсом. В 1857 году Стэнхоуп принял участие в выполнении росписей для Оксфордского Союза, а в следующем году принял участие в создании Хогарт-клуба – объединения, наследующего традиции Братства прерафаэлитов.
Художник снял мастерскую в Чэтем-Плейс по соседству с Россетти, где под впечатлением его творчества написал свою первую знаменательную картину «Мысли о прошлом» (1858).
Тема, затронутая в этой работе – судьба падшей женщины, — не раз возникала в творчестве прерафаэлитов. Достаточно вспомнить картины Ханта «Пробуждение совести» и полотно Россетти «Найдена». Однако ближе всего его картина примыкает к ряду классических полотен, изображающих раскаяние Марии Магдалины, так как многочисленные образцы этого сюжета художник мог видеть во время своего путешествия по Италии.
Однако решающее влияние на формирование стиля Стэнхоупа оказало творчество Берн-Джонса, с которым художник особенно сдружился, став одним из самых ревностных его последователей, несмотря на то, что был старше его по возрасту. Влияние Берн-Джонса заметно во всем – в живописной манере, пластике складок и характере типажей, выборе тем, среди которых начинаю преобладать литературные и мифологические сюжеты, содержащие аллегорию.
В 1859 году художник женился на Элизабет Кинг, подарившей ему дочь Мэри. К сожалению, в 1967 году в семилетнем возрасте Мэри умерла от скарлатины , и Стэнхоуп сам моделировал ее надгробный камень.
С 1859 года Стэнхоуп начал участвовать в выставках Королевской Академии. Его картина «Джульетта и ее кормилица», включенная в экспозицию 1863 года, получила ряд похвальных отзывов критики и была благосклонно встречена художниками круга прерафаэлитов – Стивенсом, Россетти и Берн-Джонсом.
Впоследствии он стал регулярным участником выставок в галереях Гросвенор и Дадли, а также в Новой галерее.
Бесспорным шедевром Стэнхоупа считается его картина «Любовь и Дева» (1877), в которой с особой силой и ясностью нашла воплощение его любовь к флорентийскому искусству кватроченто с его ясной и светлой простотой, а также увлечение теорией эстетизма.
Прекрасные, лишенные изъянов фигуры персонажей, их плавные возвышенные позы, изысканно декорированный цветами и листвой фон, тонко прописанный пейзаж с аллегорическими фигурами в глубине картины – все это располагает зрителя к мечтательному созерцанию, получению эстетического наслаждения.
Стэнхоуп еще неоднократно обращался в своем творчестве к античной тематике. К наиболее удачным работам относятся его холсты «Пенелопа»
«Нимфа», в которой легко угадывается влияние Боттичелли, а также большое, полное энергии, полотно «Воды Леты на равнинах Элизиума» (1880), изображающее переправу умерших душ через Реку Забвения.
В 1880 году, страдая от приступов астмы, Стэнхоуп вынужден был покинуть Англию и перебраться во Флоренцию, где он прожил остаток жизни. Оторванный от родной почвы, художник чувствовал себя в Италии изгнанником, но не оставлял занятий живописью. Он писал картины, а также делал росписи для местной англиканской церкви.
Стэнхоуп был родным дядей и наставником знаменитой художницы Эвелин де Морган, урожденной Пикеринг, в творчестве которой заметно существенное влияние его манеры.
Умер художник в 1908 году.
За основу текста взята статья в книге: Мировое искусство. Прерафаэлитизм/ Сост. И. Г. Мосин. СПб., ООО «СЗКЭО Кристалл», 2006
Ну и те картины, репродукции которых мне удалось найти. Замечания и дополнения приветствуются. Увы, в ряде случаев не знаю, как правильно переводится название картины на русский.
Знание подавляет незнание
Patience on a Monument smiling at Grief
Прокрида и Кефал
Robin of Modern Times
Венера, выходящая из моря
Место для стирки
Две фигуры в пещере
Why seek ye the living among the dead
Teatrum Ceremoniale.Этикет французкого двора
Написано -KRASOTA- Оригинальное сообщение Иштван Рат-Вег. История человеческой глупости
Старые французские короли до ужаса боялись заглушить уловками этикета свежий и свободный глас галльского острословия.
Они действительно переняли церемониал бургундского двора, но позаботились оставить достаточно щелочек для непосредственного общения с окружающими. Генрих IV любил простой, открытый разговор. Он запретил детям величать его холодным «Monsier» , ему хотелось быть просто «papa».
He принял он и такого нелепого заведения немецких дворов, как «Prugelknabe» (козел отпущения), для детей благородного происхождения, которые были товарищами в играх юным князьям, но если княжичи вели себя плохо, то порку прописывали их маленьким друзьям. Генрих IV давал особый наказ воспитателю своего сына, чтобы оный примерно колотил парнишку, ежели тот будет безобразничать.
При Людовике XIV положение переменилось. Король любил придворную жизнь, ему был любезен вечно движущийся мир Версаля. Но движение он понимал по-своему: он -солнце, вокруг которого обращается вселенная, и только от него исходят лучи, дарящие жизнь двору.
Испанский этикет он перекроил и украсил по своему вкусу. Я бы выразился так: ворот, сдавливающий шею, остался, только вместо жесткого испанского воротника — фрезы — появилась пена французских кружев.
Раздвину завесу веков и загляну в спальню «короля-Солнца». Там нечто подобное совершает главный камердинер: он раздвигает полог кровати, потому что настало утро. Король пробуждается. Камер-лакеи впускают тех вельмож, которые облечены правом присутствовать при торжественном моменте пробуждения. Входят принцы крови, с поклоном входит главный камергер, главный при гардеробе короля и четыре камергера.
Церемония пробуждения короля — lever — начинается.
Король сходит со своего знаменитого ложа, установленного в самой середине дворца и точно по главной оси Версальского парка. Король для своего двора, что Солнце на небосводе. После краткой молитвы главный камердинер льет несколько капель ароматизированного винного спирта ему на руку, что, собственно, и составляет процедуру утреннего умывания. Первый камергер подает тапки, затем передает халат главному камергеру, тот помогает надеть его королю, который уже сидит в кресле.
Придворный куафер снимает с короля ночной колпак и причесывает волосы в то время, как первый камергер держит перед ним зеркало.
Порядок самого одевания спланирован самим королем, и он же установил в нем неумолимую последовательность, совсем как при решении арифметической задачи. До 77 лет его жизни тапки всегда подавал первый камергер, а главный камергер — домашний халат. Затеять перемену ролей означало бы сознаться в революционном образе мыслей.
До сих пор это была первая часть lever, его интимный этап. Далее следовала вторая, торжественная часть церемонии.
Лакеи распахивали створки дверей. Чередой входили придворные. Герцоги и прочие важные особы, послы, маршалы Франции, министры, верховные судьи и разного рода придворные сановники. Выстраивались возле позолоченного ограждения, разделявшего зал на две части, и в благоговейной тишине наблюдали парадное зрелище, словно разыгравшийся у них на глазах спектакль, главную роль в котором играл наипервейший человек Франции и ее главный актер.
Картина первая: снимание ночной рубахи. Гардеробмейстер помогал справа, главный камердинер — слева. Видимо, этот предмет туалета считался наименее благородным, чем рубашка дневная. Потому что перемена рубашки была куда обстоятельней: один из офицеров при гардеробе передавал дневную рубашку первому камергеру, а тот передавал ее дальше герцогу Орлеанскому, по рангу следовавшему сразу за королем. Король принимал рубашку от герцога, набрасывал ее на плечи и, с помощью двух камергеров освободившись от ночной рубашки, надевал дневную.
Спектакль продолжался. Придворные сановники по очереди выдавали остальные предметы одежды, натягивали ему туфли, застегивали алмазные пряжки, подвязывали шпагу и орденскую ленту. Гардеробмейстер (как правило, это был один из самых знатных герцогов Франции) играл важную роль: он держал вчерашнюю одежду, пока король вынимал из нее мелкие вещи и перекладывал в карманы сегодняшней; далее он подавал на золотом подносе три вышитых платка на выбор, затем он же подавал шляпу, перчатки и трость.
В ненастные утра, когда требовалось освещение, один из зрителей также получал свою роль. Главный камергер шепотом испрашивал короля, кому принадлежит право держать свечи. Король называл кого-нибудь из вельмож, и тот, распираемый гордостью, держал двухрожковый подсвечник во время всего процесса одевания. Это надо понимать: двухрожковый. Потому что Людовик даже право пользования подсвечником ввел в продуманную и отшлифованную систему придворного этикета. Только король имел право пользоваться двухрожковыми подсвечниками, все остальные должны были довольствоваться однорожковыми.
Людовик любил камзолы, обшитые золотым позументом, однако кому-либо другому в таком ходить было нельзя. Редко, в знак исключительной милости, король дозволял заслуженным мужам заказать галуны на камзол. Об этом дозволении составлялся документ с печатью, король его подписывал, а первый министр контрассигнировал. Назывался сей почетный предмет одежды justaucorps a brevet, т.е. камзол дозволенный.
Когда наблюдаемое каждый день красочное зрелище подходило к концу, король покидал спальню, и двор толпою высыпал следом. А в опочивальне продолжалась малая дополнительная церемония. Пресловутое ложе следовало привести в порядок. Не просто так, наскоро, как то бывает с постелями простых мещан. У этой операции также были свои писанные правила. Один из камердинеров занимал место у изголовья, другой в ногах, а придворный обойщик застилал с соответствующей тщательностью высочайшую постель. Один из камергеров присутствовал до конца церемонии и следил, чтобы все правила выполнялись точно.
Впрочем, и кровати тоже, как предмету обихода, непосредственно связанному с персоной короля, полагалось соответствующее почитание. Если кто-то пересекал отделенную ограждением часть спальни, ему всякий раз приходилось отдавать ей честь, глубоко преклоняя колена.
Еще более парадно проходил обеденный акт. По мере приближения обеденного часа мажордом, сотрясая дверь комнаты лейб-гвардейцев своим жезлом, трубным голосом объявлял:
— Господа, сервировку для короля!
Каждый из гвардейских офицеров забирал ту часть сервировки, которая была поручена его заботам, и шествие направлялось в столовую. Впереди мажордом со скатертью, за ним офицеры, по обеим сторонам лейб-гвардейцы. Они складывали предметы сервировки на сервировочный стол, и на том их миссия пока заканчивалась.
Сервирование стола было делом других царедворцев. Они накрывали стол, затем дежурный камергер нарезал хлеб и производил смотр, все ли в порядке, мажордом снова стучал лейб-гвардейцам:
— Господа, жаркое для короля!
Лейб-гвардейцы занимали позиции, толпа вельмож входила в буфетную и подвергала пристальному осмотру жареные блюда, предназначенные к столу. Гофмейстер поправлял тарелки, затем окунал два ломтика хлеба в соус. Один пробовал сам, второй протягивал на пробу стольнику. Коль скоро вкус и аромат блюд оказывался удовлетворительным, снова складывалось шествие. Впереди опять-таки мажордом с жезлом, за ним гофмейстер с булавой, за ними дежурный камергер с одним из блюд, стольник — с другим, дегустатор — с третьим, потом еще несколько сановников с парой блюд. А самим блюдам выпадала особая честь; при них по обеим сторонам вышагивали лейб-гвардейцы с ружьями на плече.
При прибытии в целости досточтимой ноши в столовую докладывали, соблюдая положенные формальности, королю, что кушать подано. Обслуживание было делом чести шести благородных камергеров. Один из них нарезал мясо, другой накладывал его на тарелку; третий подавал и т. д. Если король хотел выпить вина, то кравчий выкрикивал:
Преклонял колена перед королем, потом шел к буфету и принимал из рук виночерпия поднос с двумя хрустальными графинами. В одном из них было вино, в другом вода. Опять преклонив колено, передавал поднос камергеру; тот, смешав немного вина с водою, отливал в свой особый бокал, пробовал, затем возвращал поднос кравчему. Все это с надлежащей серьезностью и торжественностью; король, наконец, мог пить.
Тот же ритуал повторялся при каждом отдельном блюде.
Когда до отказа забитый церемониями день проходил, и король собирался на покой, вкруг него снова разыгрывался спектакль утреннего туалета, но только в обратном порядке, как кинопленка, прокрученная назад. Скажем только, что теперь умывание имело большие масштабы, чем утреннее обтирание несколькими каплями винного спирта. Принесли полотенце на двух золотых блюдах, один конец влажный, другой сухой.
Король протер влажным концом лицо и руки, сухим концом промакнул остатки влаги. Надо ли говорить, что поднесение полотенца считалось очень высокой честью и составляло особое право принцев крови. Придворный этикет даже при этом простом акте предполагал тончайшие различия. В присутствие сыновей и внуков короля полотенце передавал в руки старшему по рангу главный камергер. Если же короля окружали дети прочих герцогов, то полотенце подносил просто один из камердинеров.
Из этого фрагмента церемоний потомки узнали, что «король-Солнце» купался в славе, купался в молитвенном обожании подданных, купался еще много в чем прочем, не купался он единственно в воде.
Ежедневное поклонение божеству выполнялось при участии множества придворных вельмож и сановников. Управлением королевской кухней ведали 96 вельмож, среди них 36 стольников, 16 дегустаторов, 12 гофмейстеров и один главный гофмейстер. Персонал кухни составляли 448 человек, не считая слуг персонала и учеников этих слуг.
Источник статьи: http://www.diary.ru/~beautynikole/?tag=1679754