Византийские термы
Термы (thermae) – «бани»; специальные общественные сооружения или помещения для мытья. Как и римская, византийская баня имела: аподитерий, кальдарий, тепидарий, фригидарий, парилку, бассейны, базилику и туалеты. Уже в ранневизантийский период помещения палестр (спортивных залов) не использовались по прямому назначению, а в более позднее время не предусматривались при строительстве. В крупных городах империи, таких как Константинополь, где насчитывалось девять крупнейших общественных терм и неустановленное количество менее крупных, например, Агафия, Дидимские, Купидона, и, кроме того, до тысячи частных бань, а также в Александрии, Антиохии и Карфагене термы соперничали в роскоши с римскими, а в чем-то и превосходили их. Например, в отделке интерьера двух бань в константинопольском Большом дворце использовались листовое золото и драгоценные камни, а некоторые помещения имели витражи, выполнявшие роль потолочных фонарей. Поражали роскошью и частные бани вельмож, чаще именовавшиеся лутронами (купальнями). Значение бань для ранневизантийского общества было огромно и могло сравниться лишь со значением для него ипподромов, несмотря на неодобрительную позицию к ним Церкви. Кризис водоснабжения городов в последние столетия существования империи привел к закрытию терм, снабжавшихся водой преимущественно из городских водопроводов.
БАНИ АРКАДИЯ – константинопольские бани, построенные в царствование императора Аркадия (383 – 408 гг.). Находились в восточной части Константинополя на побережье Пропонтиды (Мраморного моря). Портик здания был украшен статуями. При императоре Юстиниане I (527 – 565 гг.) бани Аркадия были отремонтированы и расширены: пристроен крытый зал, выходящий за линию приморских стен и вдававшийся в море, исполнявший роль пристани для приема легких судов посетителей. В зале, на порфировой колонне, находилась статуя императрицы Феодоры с посвятительной благодарственной надписью от константинопольцев за курирование ремонтных работ.
Сохранился рисунок второй половины XV века Джентеле Беллини с изображением фрагмента барельефа ствола колонны Феодосия с эпизодом триумфального шествия на фоне бань Аркадия ( процессия приближается к порту для перевозки пленных в Азию).
Прикреплена картинка:
БАНИ ЗЕВКСИППА – знаменитые константинопольские бани, построенные римским императором Септимием Севером (193 – 211 гг.) после 194 года. Название, возможно, возникло по причине близкого расположения бань к храму Зевса, где имелась его конная статуя (храм Конного Зевса). По другой версии, бани были построены на агоре древнего Византия, на месте памятника богу солнца Апполону, которого фракийцы именовали Зевксиппом, и чтобы Апполон не был слишком обижен, Север поставил ему новый памятник на акрополе. И хотя Север приказал называть их банями Севера, жители города стали звать новые бани просто Зевксиппом. Это мнение разделял хронист Иоанн Малала, но писатель и царедворец Иоанн Лид, относил понятие Зевксипп собственно к агоре древнего Византия, отмечая при этом, что она получила свое название от царя Зевксиппа, при котором будто бы колонисты из Мегар основали Византий. Сами бани Иоанн Лид именовал так, как повелел построивший их страдавший подагрой император Север. Бани Зевксиппа являлись своего рода музеем редких произведений искусства. Здесь среди других многочисленных статуй находилась скульптура, изображавшая Гомера, настолько удачная, что тот казался византийцам живым. Бани Зевксиппа сгорели дотла в январе 532 года во время мятежа «Ника» в царствование императора Юстиниана I Великого (527 – 565 гг.). Позже Юстиниан восстановил бани, но в более скромном виде
Вероятно, после «кризиса городов» VII-VIII вв., когда бани перестали функционировать из-за отсутствия достаточного количества воды, часть помещений перестраивается в казармы, а часть — в одну из тюрем Большого дворца, известную как Нумера.
БАНИ АХИЛЛА — одни из крупнейших бань в Константинополе. Название связано со статуей т.н. «ахилла» — обнаженного эфеба с копьем, находившейся в ее гимнасииhttp://www.byzantion.ru/theatron/topic.php?forum=12&topic=14&start=8 . Печально прославились среди константинопольцев при императоре Юстиниане I (527 – 565 гг.). В 533 году, в ходе подготовки морской экспедиции армии Велизария в Северную Африку, эпарх дворца Иоанн Капподокийский устроил ускоренную выпечку хлеба для солдатских пайков в банях Ахилла. Хлеб пропекался не дважды в пекарне, как положено, а один раз на полу тепидария. Уже по прибытии кораблей в город Мефону (в юго-западной части Пелопоннеса) было обнаружено, что упакованный в мешки хлеб испортился и раскрошился. Причем выдача хлебных пайков производилась без учета четверти потерянного веса, как того требовали правила армейского снабжения. В итоге среди византийских воинов начались болезни, а около пятисот человек умерли. Несмотря на жалобу Велизария императору, высокопоставленный вор не понес никакого наказания. Бани Ахилла были практически полностью перестроены в правление императора Льва VI Мудрого (870 – 912 гг.), а затем, после очередного землетрясения, восстановлены императором Константином VII Багрянородным (911 – 959 гг.) |
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник статьи: http://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43549960584/Vizantiyskie-termyi
Бани Византии
Избражение на заставке: Византийская баня постройки XIII – XIV вв. в Салониках, Греция, функционировавшая до 1940-х гг. Фотография: Marijan.
Бани Византии многое заимствовали от своих исторических предшественников: греческих и римских бань. В Константинополе во II веке н.э. на месте храма Юпитера (Зевса) были построены знаментиые Зевсовы бани. Они просуществовали достаточно долго, пока не были разрушены в 532 году во время восстания Ника (так как окрестные ремесленники понуждены были содержать бани за свой счет), которое началось на близлежащем ипподроме. В IX веке часть остатков Зевсовых бань превратили в казармы, а часть – в тюрьму.
Облик и судьбу византийских бань определила новая христианская вера, а точнее – ее трактовки в различные времена существования Империи Нового или Второго Рима – Константинополя. Новый христианский быт и менталитет, направленный на умаление всего телесного и праздного, демографический спад, нехватка топлива и воды на жарких и засушливых имперских просторах привели к постепенной трансформации роскошных и сложных в постройке римских терм в небольшие упрощенные бани утилитарного назначения. На пути с позднеантичных времен (IV век) до IX века византийские бани превратились из огромных (до 500 м2) банных комплексов в небольшие бани из одного парного отделения с раздевалкой и помещения с топкой [Сорочан С.Б., 2013]. Во времена христианства проповедники достаточно быстро сумели привить людям чувство стыда за свою плоть, и в бани практически перестали ходить для наслаждения жизнью. Во времена Византии посещение бани стали рассматривать как ритуальное средство очищения, гигиеническое и лечебное мероприятие. Омовения в бассейнах, там, где они еще сохранились в банях, совершались уже в одежде, и византийская женщина «…сходила в воду в хитоне, стыдясь, как говорят, самой себя». Все это привело к тому, что девушки и молодые женщины старались в бани лишний раз не заходить. Вскоре христианская церковь вообще запретила совместные посещения бань мужчинами и женщинами. До сих пор никем не отмененное правило №77 Пято-Шестого Трулльского Вселенского Сбора (680 – 681 гг.) гласит: «Не должно священнослужителям или причетникам, или инокам мытися в бане, вместе с женами, ни даже всякому христианину мирянину. Ибо сие есть первое нарекание со стороны язычников. Аще же кто в сем обличен будет: то клирик да будет извержен, а мирянин да будет отлучен».
Христиане, унаследовав ветхозаветные нормы, стали придавать бане важное ритуальное очистительное значение (очищение от «скверны бытия»). Новые бани в Византии возводили рядом с христианскими храмами, а старые роскошные термы зачастую переделывали в христианские храмы, отчего и сформировался характерный «византийский» вид храмовой архитектуры. (Когда Константинополь в 1453 году перешел в руки Османской империи, мусульмане стали перестраивать византийские христианские храмы в бани (хаммамы)). Любые важные дела или религиозные обряды не совершались без предварительного омовения в банях. В Византии приглашение в баню, означало выражение любви и признательности. В значительной мере своей сохранности во время воцарения христианской морали древняя банная культура обязана византийским врачам, объвившим посещение бани хорошим лечебным средством. Христианские монастырские уставы позволяли посещать баню больным монахам дважды в неделю, а здоровым – два –три раза в год, а некоторые – только «от Пасхи до Пасхи».
До VI века, пока христианство было «менее строгим», бани посещали часто, иногда по два раза в день. В баню было принято ходить после таинства причастия, которое у богобоязненных христиан происходило не реже одного раза в месяц. Мылись в бане и перед крещением. Впрочем, аналогичный обычай «крещальной бани» для иностранцев прослеживается в России XVI-XVII веков. Случалось, что в Византийской империи и Пасху праздновали в банях [Сорочан С.Б., 2005]. Бани закрывали только на время крестных ходов. К IX веку родился христианский запрет на посещение бань по четвергам и воскресениям.
Много бань было построено в византийских городах: Александрии, Антиохии и Карфагене. В Константинополе были известны следующие крупнейшие бани: Александра, Аркадия, Ахилла, Ойкономейон, Евдокии, Зевксиппа (у храма Зевса со статуей Конного Зевса), Константина, Софиевы (Тавра), Анастасии, Влахернские, Диагисфей, Льва, Карозиана и бани Большого императорского дворца. Также в Константинополе существовала примерно тысяча небольших частных бань. В византийский период все больше начинает проявляется отношение к бане как к лечебной процедуре. В «Медицинском трактате» XI-XIV вв. (известному по рукописи Cod. Plut. VII, 19 Библиотеки Лоренцо Медичи во Флоренции) (Цит. по: Литаврин Г.Г., 1997) сообщалось: «Что же касается пота, то и он является полезным и сообщает выносливость когда бывает умеренным. Если же пот прекращается ввиду тучных излишков и от перемены привычного образа жизни, нужно возбуждать его умеренным утомлением и движением тела посредством купания в бане и посредством вареных лекарственных трав, например майорана, кошачьей мяты и ромашки. Когда все это сварено в воде, пусть он натрет все тело с помощью грубого полотна и после этого моется; возбуждает это обильный пот. Что касается бани, то она весьма оберегает здоровье и укрепляет тело. Мыться нужно натощак, прежде чем явится голод и аппетит. Опасным является промедление (имеется в виду – «пересиживание»)в бане. Однако тот, кто является влажным по темпераменту и имеет тучные и липкие излишки, пусть сидит в бане до тех пор, пока не выступит пот. Не следует его смывать, пока не наступит облегчение тела. Пусть натрет [затем] все тело мукой из лупина, смешанной с корнем куркумы, сухой кожурой цитруса, измельченными листьями розмарина и всем, подобным этому. Тот же, кто горяч и сух по темпераменту, пусть моется пресной водой и пусть натрет все тело дынями, выжимками тыквы и бобовой мукой, в которую примешаны сухие измельченные розы и мирты или что-нибудь, подобное этому. Нехорошо пить холодную воду в бане. Ведь она охлаждает все тело; многократное питье холодной воды в бане вызывает водянку и иные страдания. Потребление холодной воды пусть
|