Восточная баня
Говоря «восточная баня», мы, как правило, подразумеваем не что иное, как турецкий хамам. Название это произошло от арабского слова «хам», что переводится как «жар».
«Золотые» параметры для здоровья
На самом же деле, по сравнению с традиционной русской банькой, в турецком хамаме далеко не так жарко. Для сравнения: средняя температура в русских банях достигает 80–90 градусов, а баня Востока – дело более тонкое, с температурой в рамках 45–60 градусов. Впрочем, для любителей жара в хамаме существует помещение с более высокой температурой.
Главное отличие турецкого хамама от русской или финской бани заключается даже не в температуре, а в уникальном влажностном режиме. Не секрет, что при посещении русской парилки следует пить больше жидкости, так как пар в такой бане очень сухой. Особенность турецкого хамама заключается в том, что влажность воздуха в нем может достигать 90-100 процентов, что не только исключает возможность обезвоживания организма, но и напротив – прекрасно увлажняет его. Это крайне благоприятные условия даже для длительного в них нахождения.
Горячая влага турецкой бани поистине живительна, причем противопоказаний к ее применению практически нет. Поэтому укрепить здоровье и очистить организм в хамаме могут и дети, и старики, и беременные, а также люди с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. В данном случае баня не только не навредит, но напротив – поможет стабилизировать состояние, укрепить защитные силы организма.
Посещение хамама может использоваться как часть восстановительной терапии не только заболеваний сердца и сосудов, но также болезней органов дыхания и опорно-двигательной системы. За счет релаксационного воздействия на психическую систему человека хамам способен неплохо помочь при депрессиях, усталости и стрессе, а также при алкоголизме и других видах зависимости. Настолько он универсален в своей уникальности!
Хамам как часть истории Востока
Прообразом первых турецких хамамов послужили римские термы. Разумеется, их убранство было более помпезным, ведь термы были почитаемы самыми знатными особами Рима. В древних термах было все: начиная с комнат отдыха и заканчивая гимнастическими залами и библиотеками. Ну и, конечно, центральное место в каждой терме занимал природный термальный источник с водой идеальной температуры (37 градусов Цельсия). Еще в далекой древности арабский ученый-медик Авиценна придавал термам поистине огромное значение.
Первый же хамам был построен в Константинополе, являвшимся на тот момент еще столицей Римско-Восточной Империи. Ныне это Стамбул, крупнейший город Турции, в котором можно найти множество таких турецких бань для полноценного и многогранного отдыха души и тела. Впрочем, хамамы очень распространены во многих восточных городах, да и у нас они тоже прижились. Однако их европеизированность отталкивает многих истинных ценителей банной культуры Востока.
Традиционный турецкий хамам – это совершенно особая атмосфера таинства и ритуала, изысканное и тонкое мозаичное оформление помещений, шедевральные фрески и скульптуры, а также арочные своды, придающие образу хамама несколько религиозный оттенок. Впрочем, без религии здесь и вправду не обошлось.
Мусульмане ходили мыться в хамамы с благоговением: это было принято в обществе так же, как и ежедневные молитвы. Восточные пророки одобряли хамам как часть мусульманской культуры, полагая, что тепло, исходящее от него в землю, непременно должно обеспечить ее плодородием, а весь верующий народ – процветанием.
Те члены общества, которые по каким-либо причинам не посещали хамам по нескольку раз в неделю, подвергались порицанию. Еще пророк Мухаммед наказывал своему народу мыться, утверждая, что «чистота – это уже половина веры».
Для турецких женщин поход в хамам был все равно, что для русских женщин – посещение торжественного бала: они надевали туда свои самые шикарные наряды и готовились часами обсуждать со своими подругами свои женские дела. К слову, мужской хамам был отделен от женского, так что святость восточных банных процедур оставалась нерушимой.
Хамам на практике
Традиционная планировка исконно восточного хамама подразумевает наличие пяти отдельных помещений для принятия банных процедур, причем в каждом последующем из них температура планомерно повышается. Недаром в рамках восточного банного культа турецкий хамам сравнивают с ладонью человека: пять ниш символизируют количество пальцев на руке, а центральное помещение (в России его назвали бы предбанником) представляет собой место адаптации перед банной церемонией и релаксации – после нее.
В Европе, как правило, не строят такие «пятипалые» хамамы: в плане помещений обычно ограничиваются двумя-тремя, но также с разным температурным режимом в каждом. Обогрев хамама обеспечивается огромным котлом, в котором постоянно кипит вода. Он находится под полом, который за счет этого всегда имеет комфортную для ступней температуру. В турецком хамаме исключен всякий дискомфорт для человека: особая атмосфера поддерживается здесь не только в целом, но и в каждой мелочи, чтобы каждый посетитель мог в полной мере насладиться этим благом.
Пар поступает в каждую нишу хамама через специальные отверстия в мозаичных стенах. Стоит сказать, что для строительства настоящего хамама может быть использован только природный камень, экологически чистый, и такие же качественные материалы для отделки в турецком стиле.
От котла нагревается плоский мраморный камень, выполненный в виде стола, который располагается посреди хамама и предназначается для качественного прогрева тела. Лежать на нем следует на животе, расслабив мышцы и избавившись, по возможности, от лишних мыслей.
Разогревшись как следует, здесь можно с удовольствием принять так называемый турецкий мыльный массаж. Все ваше тело окутывают нежнейшим облаком ароматической пены из натуральных веществ, а затем проводят массаж жесткой рукавицей кессе (кесса). Это также неотъемлемый атрибут турецкой банной церемонии, который изготавливается по уникальной технологии из волокон шелка и бамбука. Такое сочетание материалов (пропорции могут быть различными, в зависимости от назначения – для лица или тела) придает рукавице нужную жесткость, при которой она не травмирует кожу, но максимально качественно очищает ее и массажирует. Таким образом, после проведения массажа с использованием варежки кесса достигается эффект мощного пилинга за счет полного обновления кожи. Да и удовольствие от такой процедуры просто огромно, так как она способствует полному расслаблению мышц.
По этой причине ударные приемы массажа в данной практике не используются во избежание болезненных ощущений. Ведь, как уже было сказано, посещение хамама в исконном значении – это целый ритуал, на страже которого стоят знающие его «от и до» люди. Этим обеспечивается непревзойденный комфорт и получение посетителями удовольствия высшей степени.
После парения и массажа следует приступить непосредственно к мытью, после чего можно нанести на лицо и тело ваши любимые кремы, и эффект от их использования будет более выраженным. В хамаме женщины успешно борются с такими эстетическими проблемами, как целлюлит и дряблость кожи и мышц. Лифтинговый эффект при посещении хамама гарантирован, а на лице можно особенно отчетливо заметить сокращение морщин, прыщей и улучшение структуры кожи в целом.
При коррекции фигуры посещение хамама также может входить в обязательную программу. Улучшение кровообращения обеспечивает достаточно стойкий результат, и подкожные жировые отложения надолго перестают портить вам жизнь. Хамам заслужил любовь не только восточных, но и европейских женщин, и это объяснимо: его целительное воздействие – налицо, как говорится, да и «на тело» тоже.
Источник статьи: http://bpk-nn.ru/stati/23-vostochnaya-banya
Баня как искусство: 6 архитектурных памятников России
«Мовницы», «влазни», «мыльни» известны на Руси как минимум с X века. Сначала это были деревянные постройки без излишеств, а со временем стали возводить изысканные архитектурные сооружения. В какой бане Дербента могли мыться только незамужние девушки, что Федор Шаляпин назвал «царь-баней» и где находится «баня-шайба» — читайте в нашем материале.
Баня «Сары-Гюзель» в Бахчисарае
Сары-Гюзель расположена в историческом центре Бахчисарая в Крыму. Это одно из старейших сооружений ансамбля Ханского дворца — оно относится к 1532 году. Тогда хан Сахиб I Герай решил перенести резиденцию в новое место. Для этого возвели новый «дворец-сад» — на крымско-татарском языке bağça saray.
Новую баню стали называть баней Сахиба Герая, или старой баней. Имя «Сары-Гюзель», «белокурая красавица», сооружение получило не раньше XIX века.
Баня делилась на мужское и женское отделения с отдельными входами, крытыми двориками с фонтанами и скамьями для отдыха. Естественный свет попадал в нее через отверстия в куполах — в форме звезд и полумесяцев. В баню приходили не только купаться, но и обмениваться новостями, проводить деловые встречи.
Как вспоминал писатель, его завели в предбанник — «сторожку», где он сменил свою одежду на белый платок-передник и деревянные туфли. Затем провели в «потовую» с круглым куполом, где положили на мраморную низкую лежанку.
Муравьев-Апостол описал массаж: «Тут началось то, чем отличаются восточные бани от наших, — правление членов». Потом гостя отвели в «мыльную» с мраморным бассейном, где обтерли шерстяной рукавицей. «Последнее действие было то же, что и в русских банях, — окачивание». Вот только обливали не холодной, а горячей водой. А после — подвязали сухой передник, накинули на голову платок-чалму и проводили к дивану — для отдыха.
Баня работала почти 400 лет и закрылась только после землетрясения 1927 года. Сегодня отреставрированный комплекс — часть Бахчисарайского историко-культурного и археологического музея-заповедника.
Холодная баня в Царском Селе
Построил ее для Екатерины II шотландский архитектор Чарлз Камерон — автор книги «Термы римлян». Императрица хотела иметь в своей резиденции «проект античного дома, распланированного как в древности» и пригласила в Россию «великого рисовальщика» Камерона. Так, в Царском Селе к 1794 году вырос ансамбль в духе классицизма: через Висячий сад Екатерина II напрямую из своих покоев проходила к Холодной бане, гуляла вдоль колоннады Камероновой галереи, а по Пандусу спускалась в парк.
Термы созданы по образу римских бань IV века. На нижнем этаже Камерон расположил Купальный зал с оловянным бассейном. Также внизу находилась русская баня (пар в ней давали 250 пушечных ядер, которые поливали водой), ванная комната, массажный Угловой кабинет. Отдыхальную украшало «античное ложе» и белый мраморный камин.
На верхнем этаже были кабинеты, библиотека, Большой зал. Императрица поручила отделать их минералами — на все убранство ушло 25 тонн мрамора и разноцветной яшмы.
Екатерина II критично отнеслась к завершенному проекту. Своему секретарю Александру Храповицкому она писала: «Странно, что все строение для бани строено, а баня вышла худая, мыться в ней нельзя». Купалась императрица чаще в Верхней и Нижней ваннах у Квадратных прудов.
Во время Великой Отечественной войны немцы устроили в здании казино и офицерский клуб, выломали яшму со стен. Холодную баню восстановили в 1947–1948 годах, а яшмовое убранство полностью вернули в 2013 году. Сегодня туда можно зайти по билету Государственного музея-заповедника «Царское Село».
Сандуны в Москве
Самую известную баню столицы — на углу Неглинной улицы и Сандуновского переулка — построили в 1808 году. Актеров придворного театра Силу Сандунова и Елизавету Уранову поженила лично Екатерина II. Молодоженам подарила бриллианты, на которые они купили участок земли в районе реки Неглинной — и прославились своими банями на всю Россию.
Бани сохранили свой облик даже после пожаров и разрухи Отечественной войны 1812 года. Ходили слухи, что в Сандунах успел попариться сам Наполеон Бонапарт. Говорили: «Кто в Сандунах не бывал, Москвы не видал».
После смерти Силы Сандунова баня не раз меняла хозяев. В 1881 году она перешла к меценатке Вере Фирсановой и ее мужу, офицеру Алексею Ганецкому. Супруги изучили банный опыт зарубежных стран от Турции до Ирландии, пригласили архитектора Бориса Фрейденберга и к 1896 году перестроили комплекс по современной моде.
Снаружи — эклектичный дворец с элементами готики, ренессанса, рококо, классицизма и промышленной архитектуры. Внутри — роскошные интерьеры с итальянским мрамором, английским фарфором и швейцарской плиткой: мавританский дворик, готический зал, римские термы. Вода в бани поступала по отдельному водопроводу от Бабьегорской плотины (ныне фабрика «Красный Октябрь»). А свет — от собственной электростанции.
В простонародное отделение пускали за пять копеек. А в дворянских номерах с мебелью из редкого дерева парились градоначальник Владимир Долгоруков, писатель Антон Чехов, актер Иван Григоровский, композитор Сергей Рахманинов. Певец Федор Шаляпин называл Сандуны «царь-банями», но просился в парильню в санитарные дни — дабы не отвлекаться на поклонников. А у «чистюли» Владимира Маяковского была своя скамейка — она и сегодня имеет надпись: «Здесь мылся Человек, шагающий в ногу со временем».
В интерьерах Сандунов не раз снимались киносцены — шторм на Черном море в «Броненосце «Потемкин» Сергея Эйзенштейна, эпизод с Арнольдом Шварценеггером в парной из «Красной жары» Уолтора Хилла, бал Сатаны в сериале «Мастер и Маргарита» Владимира Бортко. Сегодня туда можно прийти попариться или просто побывать там с экскурсией.
Девичья баня в Дербенте
Девичья баня расположена в исторической части Дербента — самого древнего города России. Она находится рядом со старейшей в стране Джума-мечетью. Баню построили в XIX веке под землей — по типу старых восточных бань. Вниз спускались по каменной лестнице. Над землей виднелся купольный свод с отверстием, через которое естественный свет проникал в зал с бассейном по центру. Здесь девушки оставляли одежду и обувь, заворачивались в кумачовые покрывала и проходили в горячее отделение.
«Девичьей» баня называлась по своему предназначению: там могли мыться только незамужние девушки. Здесь устраивали и торжества — накануне свадьбы в бане проходила церемония купания невесты. Во время символического девичника невеста очищалась от прошлой жизни — с помощью ароматных масел и благовоний. А после обряда девушки наряжались, пили шербет, пели ритуальные песни.
Домой невесту провожали, закрыв от любопытных глаз: над головой поднимали красную ткань и окружали со всех сторон живым коридором. Первым мужчиной, который увидит ее после церемонии, должен быть муж. В следующий раз девушка могла мыться только в соседней, женской бане.
Девичья баня работала до 1950-х годов. Спустя годы запустения, после реставрации в 1992 году, в здании открыли Музей культуры и быта древнего Дербента. Сегодня там можно увидеть старинные женские костюмы и украшения, посуду, ковры, банные принадлежности.
Банный корпус в Петергофе
Банный корпус находится у восточного флигеля дворца Монплезир — на месте первой императорской бани в России. Деревянную мыльню на берегу Финского залива для Петра I построили в 1722 году. Там император парился, закидывая воду на раскаленные пушечные ядра, «пущал кровь» и принимал мокриц и толченых червей как лекарство.
При Елизавете Петровне баню разобрали. В 1748 году здесь возвели другой комплекс: снаружи деревянный, изнутри — пышно отделанный. Екатерина II в 1770-е годы устроила в бане восьмигранный бассейн с подъемным дном: из Финского залива поступала морская вода, а из фонтана с оловянной скульптурой «Мужичок с волынкой» Алессандро Мартелли — пресная.
В 1800 году деревянную мыльню перестроили в камне по проекту Джакомо Кваренги. «Мужичка» в бассейне сменила золотая колонна с шаром, из которого брызгали 101 дугообразная струя и фонтан-шутиха: еще 164 вертикальные струи ударяли посетителей снизу. В 1817 году в бане провели капремонт, и туда смогли приходить мыться даже те, кто не был близок ко двору, — ее стали называть «Мыльня для кавалеров и фрейлин».
В 1865–1866 годах флигель Мыльни решили перестроить — на его месте архитектор Эдуард Ган возвел новый Банный корпус для жены Александра II Марии Александровны, которая страдала болезнями легких и нуждалась в водолечебных процедурах, популярных в Европе. Здесь появились Паровая, Холодная ванна с душем, замаскированным под люстру с гроздьями винограда и цветами вьюнка, Теплая ванна с минеральными водами.
Сегодня Мыльня Кваренги, Банный корпус Гана, а также перестроенные Растрелли Ассамблейный зал, Кухня, Тафельдекерская, Кофишенская — это один большой музей «Банный корпус» Государственного музея-заповедника «Петергоф».
Круглые бани в Санкт-Петербурге
Это проект ленинградского архитектора Александра Никольского и его помощников — Владимира Гальперина, Николая Демкова, Александра Крестина. В середине 1920-х годов команда начала работу над банями в стиле конструктивизма. Первый стройпроект в результате стал самым долговечным — Круглые бани в районе Лесной работают до сих пор.
Раньше на пятачке у современной площади Мужества в Лесном сходились несколько улиц и тоже располагались бани — в 1882 году их спроектировал архитектор Павел Сюзор. А с наступлением советской эпохи изменился сам концепт банных комплексов — там должны были не только мыться, но и заниматься спортом и оздоровлением.
Экспериментальный проект Никольского напоминал летающую тарелку в стиле супрематизма. Здание-кольцо построили двухъярусным. По контуру находились банные помещения, а в центре — бассейн под стеклянным куполом. Баню должен был окружать сад, а на крыше планировали устроить солярий. Но построить удалось только упрощенную версию — для более экономичной эксплуатации.
«Баня-шайба», как называли ее местные жители, работала даже в годы войны. Закрывалась только с осени 1941 года по апрель 1942-го — тогда в блокадном Ленинграде были перебои с электричеством, водой и топливом. А сегодня в нее может попасть каждый желающий — попариться в русской парной, прогреться в турецком хаммаме, посетить бассейн под открытым небом.
Источник статьи: http://www.culture.ru/materials/255896/banya-kak-iskusstvo-6-arkhitekturnykh-pamyatnikov-rossii