- Восточная баня кали юнуса
- Баня Кали-Юнус в Таразе
- История
- Банные традиции в Таразе
- Как добраться до восточной бани в Таразе
- Баня Кали-Юнуса
- Фото и описание
- Под Туркестаном археологи нашли баню X века
- В таразе раскопаны две бани которые обеспечивались водой
- Баня Кали-Юнус в Таразе
- История
- Банные традиции в Таразе
- Как добраться до восточной бани в Таразе
- Казахстан, Тараз: о величии и славе древнего города купцов
- Тайны древнего Тараза
- Во имя любви
- Уникальные памятники
- Как купец город отблагодарил
- Загадка горы Тектурмас
- На берегу Таласа
- Подземное царство
- Связь пещер и времен
Восточная баня кали юнуса
Баня Кали-Юнус в Таразе
Здание восточных бань Кали-Юнуса (Кали-Жунуса) было построено в конце XIX века. За образец брались средневековые бани Тараза и других городов Средней Азии. Баня была построена жителями города Аулие-Аты. Строительство спонсировал именитый горожанин, в чью честь и назвали бани. Дату постройки удалось определить по найденным здесь монетам.
В настоящее время отреставрированная баня является памятником архитектуры. Исторический комплекс представляет собой многокупольное здание с 11 помещениями (сохранилось только 10). Здание выполнено из жженого кирпича, как это делали в Средние века. Внутри помещения декорированы нишами и фигурными арками, свойственными восточной архитектуре. Общая площадь всего банного комплекса — 450 кв.м. Высота стен достигает всего 3 метра, толщина — 80 см. Высота внутренних помещений до куполов — от 5 до 6 метров. Ранее стены были украшены фресками с геометрической росписью. Но до наших дней сохранились лишь фрагменты.
Помещения бани делятся на 3 группы:
В годы работы при бане функционировали гостиница и чайхана. Это было одно из излюбленных мест горожан для визита в выходной день или встреч друзей.
По отзывам туристов, баня не всегда открыта для посещения. Чаще всего осмотреть объект удается только снаружи. Уточнить график работы можно по телефону: 8 7262 43 32 40.
История
Массовое появление общественных бань в Средней Азии датируется VIII веком, то есть тем временем, когда территории стали частью Халифата. В этот период возникли прочные связи с западом, знакомство с эллинскими традициями, в том числе и с посещением общественных бань-терм.
Уже в середине IX века бани появились в большинстве городов Средней Азии — от маленьких до самых крупных. В таких городах, как Тараз, по результатам исследований археологов, их было несколько. Бани строились по арабскому образцу и носили то же название — «Хамам». Бани быстро стали не просто популярным местом отдыха, но и важным общественным институтом. Сюда приводили именитых гостей, вели переговоры, отмечали важные праздники.
Наиболее ходовым материалом для строительства бань стал жженый кирпич. До этого, в банях из сырцевого кирпича, своды и полы покрывали специальной водоустойчивой обмазкой. Она носила название «кыр». Раствор готовился из извести, виноградной патоки и золы камыша. Раствор был непрост в изготовлении и не очень надежен. Именно поэтому наибольшее число бань строилось из жженого кирпича.
В те времена было 2 вида бань — частные и публичные. Первые возводились при дворцовых комплексах или домах именитых граждан. Вторые в центре городов или в коммунально-хозяйственных частях города. Посещение вторых было платным. В XI–XII веках широко была распространена традиция отдавать доход от бань учебным заведениям — медресе или госпиталям.
Исследование бани Тараза помогло сделать открытие — в древнем городе существовал водопровод. По нему вода доставлялась в бани — похожие водопроводы существовали в римских термах.
Банные традиции в Таразе
Посещение бань и в настоящее время популярно в Таразе. Здесь встречаются компании друзей и деловые партнеры. Туристы посещают бани, чтобы погрузиться в атмосферу восточной жизни Средневековья.
В Таразе есть несколько аутентичных хамамов. Температура здесь 40–50 градусов, воздух сухой. Поэтому посещение хамама подходит для всей семьи. Легкий пар создает комфортную атмосферу для непринужденных бесед и расслабленного отдыха.
Есть хамамы с общими залами, а есть и отдельные кабинеты для компаний. В качестве лежанок предлагаются мраморные плиты, прогреваемые паром или обливаемые горячей водой. Традиционный поход в хамам также включает в себя массаж.
Как добраться до восточной бани в Таразе
Баня Кали-Юнуса находится в центре Тараза, рядом с мавзолеем Карахана. Посещение бани удобно включать в экскурсионную прогулку по достопримечательностям города.
В пешей доступности расположена автобусная остановка «Парк» на улице Толе Би, здесь останавливаются автобусы № 43 и 56. От остановки нужно пройти до пересечения с улицей Байзак Батыра и повернуть направо. Баня находится в доме № 38.
Такси в Таразе стоит недорого. Вызвать автомобиль можно через приложение Яндекс. Такси. Также можно воспользоваться предложениями городских служб: Тараз Такси и Такси Жамбыл.
Баня Кали-Юнуса на видео (снаружи и внутри)
Баня Кали-Юнуса
Фото и описание
Восточная баня Кали–Юнуса – одна из главных архитектурных достопримечательностей Тараза. Памятник архитектуры конца XIX ст. располагается в центральной части города по улице Байзак батыра, неподалеку от мавзолея Карахана.
Восточная баня Кали-Юнуса была построена жителями Аулие-Аты. Найденная рядом с одной из ванн небольшая стопка монет позволила археологам установить точное время существования бани. До 50-х гг. ХХ ст. баня была действующей. Несколько позже ее отреставрировали. В 1982 г. баню Кали-Юнуса внесли в список исторических и культурных памятников Республики Казахстан.
При постройке бани были использованы принципы архитектурной композиции и отопительной системы восточных бань средневековой эпохи, что вызывает огромный интерес у туристов и посетителей. Сооружение полностью выстроено из жжёного кирпича и отштукатурено. В верхней части куполов бани находятся прямоугольные проемы для освещения. Баня Кали-Юнуса состояла из пяти комнат и имела вид многокупольного здания.
Внутренняя часть бань задекорирована фигурными арками и нишами. Как известно, на востоке ценят бани, что отражается на их внутренней отделке. К сожалению, от внутренней фресковой живописи и пышной отделки бани Кали-Юнуса до наших дней сохранились лишь некоторые остатки фундаментов и стен, полки для сиденья.
Территория, на которой располагается восточная баня Кали-Юнуса города Тараз, полностью благоустроена. Организуются экскурсионные туры.
Под Туркестаном археологи нашли баню X века
На днях археологи во время раскопок городища Шойтобе неподалеку от Туркестана обнаружили дворцовую баню X века. Исследователи нашли остатки системы канализации, ванны и даже следы древнего мыла! Это лишний раз подтверждает, что посещение бань было главным видом досуга в городах средневековой Центральной Азии.
В каждом древнем городе было очень много бань. Например, в Отраре археологи раскопали сразу три помывочные. Одна из них вмещала до 500 человек! А в Туркестане одна из бань, построенная в XVI веке, сохранилась до наших дней. Посередине парилки находится огромная восьмигранная лежанка с чугунными казанами для воды. Последний раз баня использовалась по назначению в 1975 году. Потом ее взяли под охрану государства и превратили в музей.
Бани начали появляться в Казахстане в IX веке в эпоху правления караханидов. Назывались они хамамами – так же, как и на Ближнем Востоке. В баню следовало ходить не чаще одного раза в два дня. В летописях есть сведения о призыве экономить воду и не засиживаться в парилке. В средневековых банях народ собирался, чтобы вести умные беседы о политике и войнах, читать стихи и пить чай.
К слову, в 1906 году меценат и купец Кали-Юнус построил в Алматы аналогичную восточную баню. Она работала вплоть до 50-х годов прошлого века. Сейчас это исторический объект.
Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/vostochnaya-banya-kali-yunusa/
В таразе раскопаны две бани которые обеспечивались водой
Баня Кали-Юнус в Таразе
Здание восточных бань Кали-Юнуса (Кали-Жунуса) было построено в конце XIX века. За образец брались средневековые бани Тараза и других городов Средней Азии. Баня была построена жителями города Аулие-Аты. Строительство спонсировал именитый горожанин, в чью честь и назвали бани. Дату постройки удалось определить по найденным здесь монетам.
В настоящее время отреставрированная баня является памятником архитектуры. Исторический комплекс представляет собой многокупольное здание с 11 помещениями (сохранилось только 10). Здание выполнено из жженого кирпича, как это делали в Средние века. Внутри помещения декорированы нишами и фигурными арками, свойственными восточной архитектуре. Общая площадь всего банного комплекса — 450 кв.м. Высота стен достигает всего 3 метра, толщина — 80 см. Высота внутренних помещений до куполов — от 5 до 6 метров. Ранее стены были украшены фресками с геометрической росписью. Но до наших дней сохранились лишь фрагменты.
Помещения бани делятся на 3 группы:
В годы работы при бане функционировали гостиница и чайхана. Это было одно из излюбленных мест горожан для визита в выходной день или встреч друзей.
По отзывам туристов, баня не всегда открыта для посещения. Чаще всего осмотреть объект удается только снаружи. Уточнить график работы можно по телефону: 8 7262 43 32 40.
История
Массовое появление общественных бань в Средней Азии датируется VIII веком, то есть тем временем, когда территории стали частью Халифата. В этот период возникли прочные связи с западом, знакомство с эллинскими традициями, в том числе и с посещением общественных бань-терм.
Уже в середине IX века бани появились в большинстве городов Средней Азии — от маленьких до самых крупных. В таких городах, как Тараз, по результатам исследований археологов, их было несколько. Бани строились по арабскому образцу и носили то же название — «Хамам». Бани быстро стали не просто популярным местом отдыха, но и важным общественным институтом. Сюда приводили именитых гостей, вели переговоры, отмечали важные праздники.
Наиболее ходовым материалом для строительства бань стал жженый кирпич. До этого, в банях из сырцевого кирпича, своды и полы покрывали специальной водоустойчивой обмазкой. Она носила название «кыр». Раствор готовился из извести, виноградной патоки и золы камыша. Раствор был непрост в изготовлении и не очень надежен. Именно поэтому наибольшее число бань строилось из жженого кирпича.
В те времена было 2 вида бань — частные и публичные. Первые возводились при дворцовых комплексах или домах именитых граждан. Вторые в центре городов или в коммунально-хозяйственных частях города. Посещение вторых было платным. В XI–XII веках широко была распространена традиция отдавать доход от бань учебным заведениям — медресе или госпиталям.
Исследование бани Тараза помогло сделать открытие — в древнем городе существовал водопровод. По нему вода доставлялась в бани — похожие водопроводы существовали в римских термах.
Банные традиции в Таразе
Посещение бань и в настоящее время популярно в Таразе. Здесь встречаются компании друзей и деловые партнеры. Туристы посещают бани, чтобы погрузиться в атмосферу восточной жизни Средневековья.
В Таразе есть несколько аутентичных хамамов. Температура здесь 40–50 градусов, воздух сухой. Поэтому посещение хамама подходит для всей семьи. Легкий пар создает комфортную атмосферу для непринужденных бесед и расслабленного отдыха.
Есть хамамы с общими залами, а есть и отдельные кабинеты для компаний. В качестве лежанок предлагаются мраморные плиты, прогреваемые паром или обливаемые горячей водой. Традиционный поход в хамам также включает в себя массаж.
Как добраться до восточной бани в Таразе
Баня Кали-Юнуса находится в центре Тараза, рядом с мавзолеем Карахана. Посещение бани удобно включать в экскурсионную прогулку по достопримечательностям города.
В пешей доступности расположена автобусная остановка «Парк» на улице Толе Би, здесь останавливаются автобусы № 43 и 56. От остановки нужно пройти до пересечения с улицей Байзак Батыра и повернуть направо. Баня находится в доме № 38.
Такси в Таразе стоит недорого. Вызвать автомобиль можно через приложение Яндекс. Такси. Также можно воспользоваться предложениями городских служб: Тараз Такси и Такси Жамбыл.
Баня Кали-Юнуса на видео (снаружи и внутри)
Казахстан, Тараз: о величии и славе древнего города купцов
Тараз – один из древнейших городов Казахстана. Ему приписывают первенство во многом: первый мегаполис, первая построенная в Казахстане мечеть, первое медресе и так далее. С 2011 года в городе возобновлены раскопки. Это значит, что археологам предстоит узнать еще много о загадках и тайнах древнего города. TengriMIX предлагает совершить путешествие в цитадель купцов, влюбленных и ремесленников.
Кто основал Тараз?
Под толщами асфальта современного Тараза более 2 тысяч лет истории. Город пережил множество кровопролитных набегов и войн, хранит в себе тайны и удивительные истории любви, является колыбелью исламской культуры в Казахстане. Тараз в своих произведениях воспевали величайшие поэты средневековья – Хафиз, Омар Хайям, Руми и другие. Город был центром и многих крупных племен – каркулов, тюргешей, столицей караханидов. Когда точно был основан город – никто не знает. Есть предположение, что случилось это еще до нашей эры. Тараз старше Великого шелкового пути. По крайней мере, об этом свидетельствуют китайские источники. В 138 году из Китая в сторону Запада двинулся первый посольский караван. Он сопровождал князя Чжан Цзяня, посланного императором У Ди в неведомые страны Запада. Караван прошел из центра Китая в Центральную Азию и дал начало Великому шелковому пути. Этому каравану обязан своим первым упоминанием и наш казахстанский город. Впрочем, ученые считают, что до этого упоминания город на берегу Таласа уже существовал.
сторической литературе приводится такой факт, что в 46 году до нашей эры предводитель северных гуннов Чжичжи был приглашен кангюями в союзники против усуней. Союзничество, однако, вскоре распалось. А Чжичжи увел свое войско в верховья Таласа и построил там крепость с цитаделью и двумя оборонительными стенами (наружной деревянной и внутренней земляной с башнями). В течение двух лет на стройке ежедневно трудились 500 человек. Завершив строительство, Чжичжи приступил к разбойным набегам на соседей, в том числе на своего прежнего врага – Китай. Обеспокоившись нарастающей опасностью вторжения Чжичжи в Китай, император двинул к крепости на реке Талас свои войска. К нему присоединились усуни и кангюи. Союзники окружили крепость, сожгли наружную стену, проломили внутреннюю, ворвались в цитадель и всех уцелевших при штурме пленили. Чжичжи, вся его семья и многочисленные родственники (полторы тысячи человек) были обезглавлены. Голова Чжичжи была отправлена императору, а рядовые пленные отданы в рабство. Что это была за крепость на реке Талас? Могла ли она быть прародителем современного Тараза? И сколько лет тогда городу?
Ученые склонны считать, что крепость Чжичжи была предтечей Тараза, однако достоверных фактов, подтверждающих это, пока не найдено. Говорим – пока, поскольку раскопки на месте древнего городища продолжаются, и вполне возможно, что скоро эта гипотеза будет подтверждена. На данный момент найден полуметровый слой, относящийся к первым векам нашей эры, который отбрасывает все сомнения о древности города.
Расцвет древнего города и развитие исламской культуры
За свою двухтысячелетнюю историю Тараз пережил многое – и наводнения, полностью опустошившие город, и бесконечные войны, и годы полного забвения. Именно здесь, по преданиям, тюркский каган Дизабул в 568 году принимал посольство Юстиниана II из Византии во главе со стратегом Земархом. В древнем Таразе решали вопросы заключения военного союза против возможных врагов, и о торговле шелком, и о многом другом. Был казахстанский город и важной узловой точкой на маршруте Великого шелкового пути. Сюда съезжались купцы из разных стран мира, а на берегах Таласа работали умелые мастера-шелкопряды. Летописцы утверждают, что их шелка мало в чем уступали златотканой китайской и индийской парче и даже византийскому пурпуру. Большого мастерства во времена караванной торговли достигло ювелирное искусство. В исполнении изделий путем ковки и литья таразским ремесленникам равных не было. Доказательство тому – ритуальный казан мавзолея Ахмеда Ясави в Туркестане, который по сей день потрясает паломников своим величием и красотой исполнения.
Наибольшего расцвета город достиг в X–XII веках, когда караханиды сделали Тараз своей столицей.О былом величии свидетельствуют разветвленная сеть водопроводов из глиняных труб, остатки архитектурных сооружений, мощеные улицы, а также многочисленные изделия искусных мастеров, найденные при раскопках.
Сегодня полюбоваться всем этим наследием можно в парке «Древний Тараз», открывшемся в 2015 году.
О первой в Казахстане мечети
Караханиды первыми приняли ислам. Подтверждение тому – найденные в 2006 году близ мавзолея Карахана остатки первой в стране мечети, построенной в Х веке. Свидетельством этому является то, что это именно мечеть, а не любое другое сооружение. Об этом говорят колонны, построенные по арабскому образцу, и обращенный на запад михраб. Впрочем, историки считают, что до того, как стать мечетью, этот храм был христианским, точнее несторианским. Его построили в VI–VII веках, а после на фундаменте воздвигли исламскую святыню. е построил мечеть? Ученые единодушны во мнении, полагая, что это был саманидский правитель Исмаил ибн Ахмед. Именно он в 893 году завоевал город и обратил местное население в ислам. Сегодня отреставрированный объект является музеем под открытым небом на территории Тараза и радует глаз многочисленных туристов.
Легенда о Карахане и Айша-биби. Мавзолеи любви
Двенадцать километров отделяют влюбленных. А построены мавзолеи на одной прямой так, чтобы последний луч солнца касался обоих. Карахан прожил до 95 лет, из которых последние 15 лет посвятил молитвам. Сегодня оба мавзолея – мавзолей Карахана и Айша-биби в Таразе – прекрасные образцы зодчества XI–XII века.
Еще одним выдающимся объектом истории города служит Тектурмас – памятник XIV века. Многие начинают экскурсию по Таразу именно отсюда. В переводе с казахского «Тектурмас» означает «гора, которая стоит не просто так». Считается, что здесь покоится Султан Махмуд-хан. По одной из легенд он был местным святым, по другой – главнокомандующим войсками Караханидов. Несмотря на то что мавзолей был полностью разрушен еще в начале ХХ века, по сохранившейся фотографии его удалось восстановить. По преданиям, Тектурмас жил в ХІ веке, слыл умелым военачальником, смелым батыром и к тому же являлся исламским миссионером. Его настоящее имя – Султанмахмут Шах, а Тектурмасом его прозвал народ. Он был очень беспокойным человеком, все держал под контролем и часто устраивал проверки. А потому народ говорил: «Смотрите, снова идет беспокойный Тектурмас». С годами за ним закрепилось это прозвище. После смерти Тектурмаса местность, являющаяся перекрестком девяти дорог Шелкового пути, приобрела сверхъестественные особенности. Летописцы рассказывают, что нередко торговые караваны без веской причины останавливались вблизи этого места. И только после прочтения Корана и выполнения определенных ритуалов они могли продолжить свой путь. Тектурмас относят к памятникам сакрального Казахстана. Этому есть и научное объяснение – как показали исследования, по этой возвышенности проходит меридиан. И во время утреннего намаза здесь нередко слышны особенные мелодии. Существует еще версия, что у основания музея есть грот, ведущий подземным тоннелем в Акыртас. Однако найти его пока никому не удалось.
Экскурсии по древнему городу
Экскурсия по Таразу обычно затягивается на целый день. Помимо упомянутых мавзолеев и мечети, туристам предлагают посетить мавзолеи Бабаджи-хатун (наставницы Айша-биби), средневековую баню Кали-Юнуса, мечеть Абдыкадара, остатки караван-сарая и многое-многое другое. Большинство этих памятников были возведены в эпоху «золотого века» для Тараза – в X–XI веках, когда правили Караханиды.
К сожалению, после расцвета город ждали несколько веков забвения. В 1220 году Тараз был осажден войсками Чингисхана и до основания разрушен. И лишь в конце XVIII века вблизи его развалин вновь возникла жизнь – была построена крепость и стал быстро отстраиваться новый город. За свою бурную историю Тараз сменил множество имен: в начале XIX века его называли Наманган-коче, в конце того же века – Аулие-Атой. Людям XX века город известен уже под именем Джамбула. Впрочем, пару лет (с 1936 по 1938 год) Тараз успел назваться еще и Мирзояном. Наконец, в 1997 году городу было возвращено его историческое наименование – Тараз. То имя, с которого, собственно, и начиналась его многовековая история. Почему именно Тараз? По одной версии, именно так называли местность арабы, в силу специфики языка слово Талас стало звучать как Тараз. Согласно другой версии, Тараз произошел от казахского слова «весы» в период расцвета международной торговли. Город был узловым центром степного маршрута Великого шелкового пути, а без весов торговли быть не может. Что бы ни означало слово «Тараз», ясно одно – сегодня это один из самых древних и самых богатых в плане исторического наследия городов Казахстана. И стоит провести в городе не несколько дней, а сразу несколько месяцев, чтобы изучить это наследие сполна. Туристические фирмы Тараза предлагают несколько туров: «Экскурсия по Таразу и области», «Памятники любви и верности», «Загадочный Акыртас», школьные экскурсии. Стоимость всех туров начинается от 1200 тенге на человека. Цена зависит от количества человек в группе и способа передвижения, что привлекает многих желающих, путешественников.
Тайны древнего Тараза
В Жамбылской области очень много исторических памятников, ставших местами паломничества тысяч людей со всех концов страны и даже из-за рубежа. Среди этих святынь особое внимание привлекают мавзолеи, городища и даже местности, считающиеся аномальными (роща Топ-Агаш, Акыртас). С частью из них “Караван” уже познакомил своих читателей. А сегодня мы продолжим разгадывать тайны веков.Святые
Говоря о мавзолеях, нельзя пройти мимо самых известных – Айша-биби, Карахана, Бабаджи-хатун. Молва их связывает между собой, хотя доподлинно неизвестно, что было на самом деле. Тем не менее главная легенда о любви передается в Жамбылской области из поколения в поколение.
Во имя любви
Воссоздавая историю этой любви, получим следующую картину. В древнем Таразе жил Карахан. Он, хоть и считался одним из правителей, был не очень богатым в сравнении с другими ханами. Проезжая однажды со свитой мимо речки Аса, он увидел девушек. Среди них выделялась красавица Айша, дочь известного ученого и поэта XII века Хакима Сулеймена Бакыргани. Карахан сразу же познакомился с ней, влюбился без памяти и уже через несколько дней просил ее руки у отца Айши. Хаким ответил согласием. Была назначена свадьба. Но отцу девушки не удалось дожить до торжественного момента. Будучи больным человеком, он умер на руках у дочери.
Уникальные памятники
Горю Карахана не было предела. В память о возлюбленной он построил мавзолей, сразу же ставший святым местом. Древнее строение считается уникальным памятником культуры, отличается великолепием оформления фасадов, сплошной облицовкой из терракотовых плит различной формы и 60 разновидностями орнамента. Мавзолей Айша-биби в одноименном селе поныне является местом паломничества туристов и молодоженов. Многие пары из Тараза и различных сел приезжают, чтобы поклониться великой любви.
Говорят, кормилица через несколько месяцев умерла, не выдержав горя. В честь нее Карахан также воздвиг мавзолей, находящийся в двадцати шагах от усыпальницы Айши. Он знаменит своим 16-ребристым зонтичным куполом двойной кривизны, не имеющим прямых аналогов в среднеазиатской архитектуре той поры. Мавзолей самого Карахана расположен в самом центре Тараза и представляет собой монументальное портально-купольное сооружение – образец среднеазиатской архитектуры средневековья.
Как купец город отблагодарил
Один из уникальных объектов архитектуры, взятых под защиту государства в Таразе, – бани Кали-Юнуса (Жунуса), построенные в конце ХІХ – начале ХХ века. Старейшина Назаркул УМАРОВ готов рассказать легенду, переданную ему предками.
Житель города Аулие-Ата (так раньше назывался Тараз) Кали был успешным купцом, торговавшим шелками из Бухары. Он также содержал небольшой караван-сарай. Кали накопил состояние. Говорят, у него было несколько сундуков с драгоценностями, и содержимое одного он решил потратить на строительство первой общественной бани. Собрав людей на одной из улиц, он сказал:
– Я хочу отблагодарить этим город за то, что он дал мне так много. А первый колышек пусть забьет человек, который считает себя достойным этого.
Тут же ринулась толпа желающих.
– Подождите! – остановил их Кали. – Человек этот должен быть чист перед Аллахом и перед собой, у него не должно быть обид на кого-то, и на него никто не должен быть обиженным.
Теперь уже никто не решился сделать и шага вперед.
– Неужели нет безгрешных людей? – сказал купец.
Тогда один из горожан предложил забить колышек самому Кали:
– Ты читаешь намаз, никогда никому не говорил худого слова, всегда был верен жене. Ты – самый достойный из нас.
Так сам инициатор стройки положил начало бане. Ее строили мастера из Ферганы и Бухары в восточном стиле. Над гладкими стенами возвысились десять куполов. Внутри помещения разного размера соединены между собой арочными проходами. Баня снабжалась водой при помощи водопроводной системы, а обогревалась благодаря специальной системе циркуляции воды. В 2002 году, к 2000-летию Тараза, бани реконструировали, сегодня они стали музеем.
Загадка горы Тектурмас
Тараз продолжает хранить тайны, разгадать их пытается не одно поколение ученых. Одной из самых больших загадок является наличие под городом подземного хода – древнего тоннеля, который имеется возле знаменитого памятника Тектурмас.
На берегу Таласа
Сначала несколько слов о самом мавзолее, расположенном на правом берегу реки Талас. Он воздвигнут на возвышенности, несколько лет назад был отреставрирован. Тектурмас считается местом погребения Султан-Махмуд-хана, при правителе Карахане он был главнокомандующим войсками царства Караханидов. По сохранившимся сведениям, он обладал несгибаемой волей и оказал заметное влияние на распространение ислама. И, несомненно, совершил немало добрых дел, поскольку народ прозвал его святым.
Поклониться его духу сегодня стекаются сотни паломников. Но то, что сейчас предстает взору, – уже измененный вариант древнего строения. Судя по единственной сохранившейся фотографии, датируемой 1890 годом, мавзолей представлял собой купольное сооружение из жженого кирпича, его углы завершались пилястрами. Сегодня у горы Тектурмас воздвигнут мусульманский дворец бракосочетания, где брак молодых пар скрепляет мулла.
Подземное царство
Гору Тектурмас исследователи неразрывно связывают с пещерой, которая находится рядом с мавзолеем. Сюда первыми проникли топографы царской России, так описав увиденное: “Внутри имеется нечто вроде караванного пути”. Но пройти дальше они не смогли, так как в пещере слышались плач детей, девичий смех, окрики погонщиков. Это испугало ученых.
О подземном ходе никто не вспоминал вплоть до 90-х годов XX века, пока историк Амантай АЙЗАХМЕТОВ не задался целью найти описываемую в документе пещеру. И спустя несколько лет его поиски завершились удачей! Заветная дверь в древнее царство была найдена. Ныне покойный исследователь описал это в своей книге:
“То, что произошло тогда у горы Тектурмас, было невероятным. Когда мы расчистили ход, нашли конскую подкову. По этому ходу можно было идти, ведя на поводу верблюда. Но дальше, метров через тридцать, у нас начались сложности. Ход уперся в тупик. Вернее, впереди нас был завал”.
Связь пещер и времен
По версии исследователя, это был караванный путь. Дальнейший его ход ученые искали несколько лет. Они не знали, куда следует копать дальше – влево, вправо или вперед. Поиски оказались тщетными. Амантай Айзахметов предполагал, что подземный ход мог быть связан с другими “пещерами предков” и служил тайным ходом для правителей Тараза – Карахана, Султан-Махмуд-хана и других. Мог вывести их к подножию гор далеко за городом.
Увы, после смерти исследователя подземным ходом никто не интересуется, и эта тайна Тараза и его правителей остается нераскрытой.
Источник статьи: http://dom-srub-banya.ru/v-taraze-raskopany-dve-bani-kotorye-obespechivalis-vodoy/